4 класс

Лунёва Лариса Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема : «Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри» ( 4 класс)

Цель: научить писать сочинение по картине.

Задачи урока:

•Обучающие:  формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, учить определять основную мысль сочинения, формировать навыки самоконтроля, провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.

•Воспитывающие: воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к Родине, патриотизм, воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

•Развивающие  : развивать чувство прекрасного.

Оборудование урока:

  1. Портрет В.М.Васнецова
  2. Проектор,компьютер.

                                        

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Вряд ли  найдётся в России человек,  который не видел картин В.М.Васнецова. В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висит картина «Богатыри», которая стала воплощением всех творческих замыслов художника. Чтобы создать образы богатырей художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

Начал рисовать Васнецов  очень рано. Жития русских святых и сказания о богатырях, русские сказки песни он слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. В папке у Васнецова останутся рисунки с названиями «сказки деда», «Бабушкины сказки». Очень любил художник былины о Садко. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

        Спустя много лет художник сказал  о своей картине «Богатыри» : «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед  ним так, каких понимал и чувствовал».

  1. Путешествие по картинной галерее.
  2. Подготовка к восприятию картины

- Кто из вас читал произведения о богатырях? Какие?

-Кто является героями былин ? (богатыри)

-Кто же такие богатыри? (защитники земли Русской)

-Как звали русских богатырей? (Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич)

-Кто может рассказать об Илье Муромце? ( сильный, мужественный, честный, преданный Родине)

Любимым героем  былин  является Илья Муромец . Ему народ посвятил наибольшее количество былин. Илья начинает совершать свои богатырские подвиги уже в зрелом возрасте, после исцеления странниками от недуга. Его отличают:  необычайная физическая сила ,опытность, мудрость.

Богат, живописен язык былины. Велика роль эпитетов : буйны головы, могучие плечи, ретивое  сердце.

        

-Вы упомянули об Алеше Поповиче?

-Кто может рассказать о нём? (Алеша – самый младший из былинных богатырей. Он мужественный, храбрый, а еще ловкий, удалый, задорный и веселый. Главный подвиг его – победа над чудищем Тугарином.  )

-Как вы думаете а кто же ещё из богатырей изображён на картине? (Добрыня Никитич)  Добрыня известен тем, что освободил родной город от  Змея Горыныча.

    Этот богатырь силен, справедлив и смекалист. Он умел играть в шахматы, был хорошим музыкантом и играл на гуслях. Боевым оружием начал интересоваться с 12 лет.

5. Беседа по  содержанию картины.

-Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?

-Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему?

-Опишите внешний вид богатырей, прослушав отрывки из былины.

Илья Муромец

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из-под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь.

Одним из главных черт Ильи Муромца является любовь к Родине!

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Мурома – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича.  Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.

Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев .

Добрыня Никитич

«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в  поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный»

А и был на заставе Добрыня Никитич-млад,

Что Добрынюшка Никитич- млад

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

Добрыня Никитич прославился

тем, что в тяжкой битве

победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира  -  Забаву Путятичну

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович

А и был там Алёша Попович-млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного  попа ростовского.

На пиру у князя

Владимира Алеша Попович

спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию,а народ русский - от тягот-податей неимоверных.

Самым юным героем былин является Алёша Попович. По молодости он легкомыслен, смел до безрассудства. Алёша побеждает врагов не столько силой, сколько :хитростью и смекалкой.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Заполнение таблицы

  1. Описание богатырей

Илья    Муромец

Алёша Попович

Добрыня Никитич

1. Описание внешности богатырей

Старший из богатырей.

Спокойны, сильный, мужественный, честный, преданный Родине

пристально смотрит вдаль

У него мощная рука, которой он держит тяжёлое копьё, а другой рукой он держит серебристый щит.

 Самый младший.

Молод, красив, мужест-венный, храбрый, ловкий, удалый, задорный и веселый

В плечах широк, в поясе тонок, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ласковый, обходительный.

Спокойный, мужественный,

Смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы ловко пустить.

Быстр, скор, благороден, нетерпелив,

2.Описание коня

Вороной богатырский конь .

Конь, словно лютый зверь.

Конь изящный, благородный, с развевающейся гривой и с богатой сбруей.

 Смотрит вдаль, вот-вот сорвётся с места.

-Как изображены богатыри? ( крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности. Они едины в своих помыслах)

- Что вы почувствовали в их взглядах и позах? ( Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом . Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.

-Художник так изобразил богатырей, что  зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй.

-Почему Васнецов  использовал такой приём? ( Чтобы показать , как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы бескрайни. Кажется, степь  так широка, что конца ей нет)

-Какие краски использовал художник, чтобы  показать степи, холмы? (темно-фиолетовые, синие, темно-зелёные, темно-коричневые -эти цвета вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности)

-Яркими и нарядными предстают пред нами богатыри. Темно и страшно за ними. Это приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным взглядом ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

6. Раскрытие замысла художника.

На экране

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

Никитин

Васнецов утверждает  своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

Мы воспринимаем былинных богатырей как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими предками.  В. М. Васнецов написал много картин. Одна из его лучших картин - «Богатыри». Эту картину он писал почти десять лет.

Такую картину мог создать человек, который очень любил  свой народ, свою историю.

7. Работа по составлению плана.

1. Художник, создавший картину.

2.Описание богатырей: выражение лиц, одежда, позы

3.Природа на картине.

4.Мысли и чувства, которые вызывает картина.

5.Что хотел сказать художник своей картиной?

6. Устное описание картины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине В.А.Васнецова «Богатыри» Составитель: учитель начальных классов МАОУ «Школа № 22» Лунёва Лриса Владимировна.

Слайд 2

В. М. Васнецов В Третьяковской галерее находится полотно «Богатыри»- картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни.

Слайд 3

Путешествие по картинной галерее В.М.Васнецов «Гусляры» В. М. Васнецов - «Баян» В.М. Васнецов «Илья Муромец» В. Васнецов «Бой со змеем» «Три богатыря»

Слайд 4

Илья Муромец

Слайд 5

Илья Муромец На заставе был богатырь Илья Илья Муромец, сын Иванович, Из-под славного города из-под Мурома, Из того ли села Карачарова, И конь под Ильёй лютый Зверь, Он сам на коне как ясен сокол. ( Из былины)

Слайд 6

Добрыня Никитич

Слайд 7

Добрыня Никитич « Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.» ( Из былины)

Слайд 8

Алёша Попович

Слайд 9

Алёша Попович Он молод и красив, смел и отважен весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы ловко пустить. Он с усмешкою, без боязни всматриваются в ту сторону, где могут быть враги. А и был там Алёша Попович – млад, Он Добрыне Никитичу крестовый брат Что из присна города, из Ростова, Сын соборного попа ростовского. (Из былины)

Слайд 11

Илья Муромец Алёша Попович Добрыня Никитич Старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда. Он молод и красив, смел и отважен весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы ловко пустить. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги. Он порывист, быстр, скор, благороден. Он готов нестись в бой в любую минуту. И конь Ему под стать, вот-вот сорвётся с места. Одет Добрыня богаче, чем другие богатыри.

Слайд 12

Составление плана: О художнике, создавшем картину. Описание богатырей: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной?



Предварительный просмотр:

Тема :  «Сочинение по картине В.Д. Поленова «Заросший пруд» ( 4 класс)

Цель: научить писать сочинения по картине

Задачи:

-познакомить учащихся с творчеством В.Д.Поленова;

-формировать умение анализировать изобразительные средства, передающие контрастные состояния;

-развивать творческое воображение на основе восприятия художественных образов картин, использование приёма «вхождения» в картину;

-учить использовать метафору при описании картины.

                Ход   урока.

  1. Орг. момент
  2. В.Д.Поленов –один из самых популярных художников второй половины ХIХ века. Его пейзажные работы «Московский дворик», «Бабушкин сад»….

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - писал художник. И он сумел доказать это своим творчеством. Поленов был не только  художником-пейзажистом, он писал и исторические картины, и картины на бытовые  сюжеты. Он был и театральным декоратором, и графиком, и архитектором. В конце своего пути он стал педагогом. У него учились К.А.Коровин, И.И.Левитан.

С детства у него проявились художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. Его отец и мать страстно любили искусство. В семье увлекались  музыкой, пением, живописью.

Художника всю жизнь интересовала тема человека и природы. Картину которую вы сейчас увидите, художник считал одной из самых удачных своих работ.

  1. Рассматривание картины.

-Попробуйте дать название этой картине, выберите из предложенных «Пруд летом», «У пруда», «Летом на пруду», «В старом парке», «Заросший пруд», «Пруд в парке».

4.Беседа по содержанию картины.

-На что вы обратили внимание на это картине?

-Что вас привлекло? (Тёмные густые деревья, зелёный берег весь в цветах, лилии в пруду, голубое небо)

-Какое у вас создалось настроение при виде картины? (Загадочное, приподнятое, таинственное, волнующие)

-Почему именно такое настроение вызывает картина?

-Опишите парк, деревья, постарайтесь рассказать как их показал художник? (Художник изобразил старый парк, объятый тишиной. Кругом ощущается покой. В парке старые вековые деревья, у них густая крона, сюда не проникает луч солнца. Самое старое дерево стоит около мостков, мы видим его кору, местами оголившийся ствол. Парк очень старый, он уже превратился в густой лес. Некоторые  деревья наклонились над прудом, их распростершиеся ветки смотрят в воду, как в зеркало).

-Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом парке? (Было  бы немного страшно, таинственно. Парк выглядит величественным, торжественным, загадочным).

Вся громада парка осталась как бы за пределами картины. Парк и пруд  воспринимаются как единое целое, возможно, для того чтобы зритель обратил внимание на пруд, на его берега.

-Посмотрите куда падает свет на картине? ( Свет падает на деревья слева. Их  художник изобразил освещёнными солнцем. Они  подчеркивают выразительность темных деревьев справа, подступающих к воде.

-Можете ли вы доказать , что в парке очень тихо? ( Ветки не шелохнутся, нигде нет ни какого движения).

Поверхность пруда зеркальная, в воде отражаются деревья. Кажется, кругом такая тишина, что даже птицы не нарушают покой.

-Обратите внимание на низкий берег справа.

-Какой он? ( Низкий берег пруда очень живописен. Он весь утопает в цветах. Он яркий, все цвета сочной зелени как бы играют под лучами солнца. Весело , ярко и необыкновенно красиво выглядят ромашки. Кажется, здесь давно не ступала нога человека).

-Художник как бы противопоставляет весёлый яркий берег с сочной зелёной травой , цветами темному, тенистому старому парку.

-Какие чувства вызывает эта картина? ( Чувства лёгкости, бодрости, приподнятости, мечтательности, радости, лирические чувства нежности, лёгкой грусти)

-Что бы вам захотелось сделать, если бы вы оказались в этих местах?

(Побегать по траве, посидеть, опустив ноги в воду, попробовать достать лилии, сорвать ромашки, посидеть , помечтать)

-После прочтение стихов Учащиеся объясняют чем созвучны данные строки картине Поленова.

-После завершения работы , учащиеся пишут сочинение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине В.Д.Поленова «Заросший пруд» 4 (1-4)класс МБОУ школа № 22 учитель Лунёва Л.В.

Слайд 2

Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ (1844-1927) Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.

Слайд 3

В.Д. Поленов – один из самых популярных художников второй половины XIX века. Пейзажные работы Московский дворик Бабушкин сад Осень в Абрамцеве Золотая осень Ранний снег

Слайд 4

В.Д. Поленов был не только художником –пейзажистом, он писал и исторические картины, и картины на бытовые сюжеты.

Слайд 5

Василий Поленов. Заросший пруд. 1879. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Слайд 6

Выберите название для картины: «Пруд летом» «У пруда» «Летом на пруду» «Пруд в парке». «Заросший пруд» «В старом парке»

Слайд 7

И как в зеркале, меж тростников С берегов опрокинулся лес, И уходит узор облаков В глубине отражённых небес. И.Бунин Как здесь свежо под липою густою, Полдневный зной сюда не проникал, и тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал. А .Фет

Слайд 8

Светлая живопись. Художник-пейзажист, XIX век, лирическое звучание, очарователь- ный покой, безмятежная тишина, солнечный свет, жизнелюбие, умение видеть прекрасное, мысли о добре и красоте. 2.Композиция картины. Центральная часть, заброшенный пруд, темные густые деревья, цветущий берег, ветхий мостик, скамейка, кусочек неба. 3.В старом парке. Ощущение покоя, тишина, вековые деревья, могучие кроны, зелёный полумрак, прохлада и свежесть, водная гладь, зеркало пруда, Зелёная ряска, листья кувшинок, водяные лилии, замшелое бревно, сочная трава, яркое солнце, солнечные зайчики, нарядные ромашки, темная арка, лесная тропинка, одинокая девушка, сидит с книгой. 4. Чувство и настроение, которое вызвала у меня эта картина. Когда я увидел, атмосфера таинственности, приподнятое, волнующее настроение, величие старого парка, тайна, легкая грусть, уголок покоя, прикоснуться рукой, мне хотелось бы, хочу очутиться , посидеть, потрогать воду, зачерпнуть ладонью, букет ромашек тайны и загадки. План написания сочинения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Помогите Незнайке выполнить алгоритм .

Слайд 3

Выполните вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой. Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке убывания. А 2 20 6 30 8 40 4 10 Х Е О В Д О З Ь Р 26 98 42 101 50 141 34 58 з д о р о в ь е

Слайд 4

1 2 8 12 6 6 8 6 7 9 11 11 4 6 7 5 2 1 2 5

Слайд 5

СРАВНИТЕ ДРОБИ 5 1 8 И 8, 4 7 8 И 8, 3 2 4 И 4, 3 1 3 6 7 И 7 , 3 3 8 И 12, 5 5 16 И 11.

Слайд 6

Тема : « Сложение смешанных чисел». Вывод. 1. Если при сложении дробей в сумме получается неправильная дробь, то обычно из этой дроби выделяют целую часть. 2. В смешанных числах при сложении выделенную целую часть добавляют к имеющейся целой части .

Слайд 7

ШВЕЙЦАРИЯ

Слайд 8

2 4 11, 3, 4 5 7, 6. № 3 № 2 (а) 7, 10 2 5.

Слайд 9

Помогите , пожалуйста, решить задачу 32 яб . 9 яб . ? 9+2 ? (I + II) : 4 ? 1. 9+2=11 ( яб . ) во II- й вазе 2. (9+11):4=5 ( яб .) в III - й вазе 3. 32-(9+11+5)= 7 ( яб .) Ответ : 7 яблок в IV - й вазе.

Слайд 10

Мы повторили: 1 . Ч то такое алгоритм ? 2. Ч то такое дроби ? 3. С ложение и вычитание дробей . 4. С равнение дробей .

Слайд 11

Мы узнали : 1. Е сли при сложении получается неправильная дробь, то из этой дроби выделяют целую часть. 2. В смешанных числах при сложении выделенную целую часть добавляют к имеющейся целой части .

Слайд 13

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДВИЖЕНИЕ МАОУ «Школа № 22» Учитель нач.кл. Лунёва Л.В.

Слайд 2

50 км / ч 60 км / ч Какое расстояние проедут автомобилисты до встречи? ?

Слайд 3

60 + 50 = 110 ( км / ч ) – СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ 110 х 2 = 220 ( км ) Ответ : 220 километров.

Слайд 4

220 км С какой скоростью двигался второй автомобилист? 50 км / ч ? км/ ч

Слайд 5

220 : 2 = 110 ( км / ч ) – СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ 110 – 60 = 50 ( км / ч ) Ответ : 50 километров в час. ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Слайд 6

50 км / ч 220 км Через какое время автомобилисты встретятся? 60 км / ч

Слайд 7

60 + 50 = 110 ( км / ч ) – СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ 220 : 110 = 2 ( ч ) Ответ : через 2 часа. ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Слайд 8

? Найти расстояние между автомобилями через 2 часа? 60 км / ч 50 км / ч

Слайд 9

60 + 50 = 110 ( км / ч ) – СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ 110 х 2 = 220 ( км ) Ответ : 220 километров.

Слайд 10

220 км С какой скоростью двигался второй автомобилист? 60 км / ч ?

Слайд 11

220 : 2 = 110 ( км / ч ) – СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ 110 – 60 = 50 ( км / ч ) Ответ : 50 километров в час.

Слайд 12

220 км Через какое время расстояние станет равным 220 км ? 60 км / ч 50 км / ч

Слайд 13

60 + 50 = 110 ( км / ч ) – СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ 220 : 110 = 2 ( ч ) Ответ : через 2 часа.

Слайд 14

Молодцы !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДВИЖЕНИЕ... МАОУ «Школа № 22» Учитель нач.кл. Лунёва Л.В.

Слайд 2

Встречное движение Встретятся Пчела и Медведь?

Слайд 3

Движение в противоположных направлениях

Слайд 4

Движение с отставанием Убежит ли заяц от волка?

Слайд 5

Движение вдогонку Догонят друзья парусник?

Слайд 6

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна на картинах русских художников Сочинение- описание по картинам Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Март» Урок развития речи в 4 классе (После изучения темы «Имена прилагательные»)

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? Чем описание отличается от других типов речи? Какие ещё типы речи вы знаете? Что можно описывать? Как называется картина, на которой изображена природа? Как называют художника, которые пишет природу? Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Слайд 3

Две картины о весне Саврасов «Грачи прилетели» Левитан «Март»

Слайд 4

Саврасов «Грачи прилетели». История создания Алексей Кондратьевич Саврасов написал полотно «Грачи прилетели». Он жил во второй половине 19 века, родился в Москве, в семье купца. Отец мечтал, что сын продолжит его дело. Но мальчик не оправдал этих надежд. Алексей стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. Работы молодого художника очень нравились публике, их охотно покупали, так как они напоминали картины европейских художников. Но сам Саврасов часто был недоволен собой: пейзажи выходили у него красивые, гладкие, но не было в них чего-то своего, родного, русского. Поэтому в один прекрасный день бросил всё и уехал на Волгу. Здесь и родился знаменитый пейзаж «Грачи прилетели». Писал его Саврасов в селе Молвитино, что неподалёку от Костромы. Здесь он искал тайну великой силы русского пейзажа, а потом пытался передать эту тайну своим ученикам. Среди его учеников был Исаак Левитан.

Слайд 5

Левитан «Март». Исаака Ильича Левитана называют певцом тихой грусти, задумчивой печали, щемящей сердце тоски. Ученик Саврасова, он был полон любви и уважения к тому, кто, по его словам, создал русский пейзаж. «Саврасов, - писал Левитан, - избирал не исключительно красивые места, а, наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном глубоко трогательные, часто печальные ноты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже». Но эта картина Левитана, в отличие от многих его полотен, радостная, светлая, наполненная солнцем и радостью весны.

Слайд 6

Побеседуем! Каков колорит картины? Какое настроение она создаёт? Что изображено на переднем плане? Опишите берёзки Чем занимаются грачи? Опишите их действия Что изображено на заднем плане полотна? Какими цветами художник изобразил небо? Видно ли солнце на картине? Что вы видите на снегу?

Слайд 7

Побеседуем! Какую цветовую гамму использовал художник? Какое настроение создаёт это полотно? Какие предметы изобразил Левитан? Что в первую очередь обращает на себя ваше внимание? Чем эта картина отличается от полотна Саврасова? Какими цветами изобразил художник снег? Какие приёмы использовал Левитан, чтобы показать не полотне солнце? Как он изобразил лес? Опишите его.

Слайд 8

Собираем материалы к сочинению Предмет изображения Слова, словосочетания, изобразительно-выразительные средства

Слайд 9

Саврасов «Грачи прилетели» Левитан «Март» Берёзы Грачи Гнёзда Снег Колокольня Церковь Пруд Задворки Небо Лошадь Снег Ели Берёзы Небо Дом Дорога

Слайд 10

Составь план! Вступление (история создания/слово о художнике) Описание картины (идея, настроение произведения искусства, чем поражает) Предмет изображения 1 Предмет изображения 2 Предмет изображения 3 Предмет изображения 4 Предмет изображения 5 Предмет изображения 6 3. Вывод (Восторженный аккорд)

Слайд 11

Образец сочинения Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» поражает каждого, кто может чувствовать красоту русской природы. Прежде всего поражают грачи, которые деловито обсели верхушки деревьев. Они суетятся над своими (разлапистыми) гнёздами, кружат в небе, радуются возвращению на родину. (Сырой грязный) снег по (кривыми) берёзами усеян сучками и веточками, испещрён следами (птичьих) лапок. Вода кое-где пробилась сквозь наст, образовала (рыжие) проталины и (бурые)лужицы. (Маленький) прудик уже освободился от снега. (Кривенькие) берёзы окунули в воду свои стволы. Солнца нет, но оно где-то здесь, рядом, за (светлым, жемчужно-перламутровым) облаком. Лучи его ласкают и освещают (озябшие) деревья. Тянутся от них по снегу (бледно-лиловые) тени. Солнышком высвечены и (старая покосившаяся) церквушка с колоколенкой, и (деревянный) забор. (Скромные, неяркие) краски проникают в сердце (дивной) мелодией, так что слёзы наворачиваются на глаза.

Слайд 12

Образец сочинения «Март» – один из лучших пейзажей художника Левитана. (Солнечный, весенний) день, но еще много снега. Справа виднеется стена (деревянного, желтого) дома. Под (яркими, теплыми) лучами весеннего солнца дом кажется оранжевым. Возле дома стоят (белоствольные, изящные) березки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне (яркого, голубого) неба. Слева темнеют (зеленые) ели, подчеркивая белизну стволов берез. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают (густые, фиолетовые) тени. В картине снег (искристый, рассыпчатый) имеет множество цветовых оттенков: около деревьев – (голубоватый, сероватый), на дороге – (грязный, бурый, желтовато-серый). (Теплым, коричневым) пятном выделяется лошадь, греющаяся под первыми (теплыми, солнечными) лучами. Хочется вдохнуть полной грудью (чистый, прозрачный, холодный, весенний) воздух. Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.

Слайд 13

Две картины о весне Саврасов «Грачи прилетели» Левитан «Март»