Методическая работа

Смирнова Валентина Николаевна

28.10.2019г. в нашей школе состоялось ШМО учителей-предметников.

Мной был представлен доклад на тему «Технология оценивания образовательных достижений  учащихся,  как средство оптимизации учебного процесса» (обмен опытом)

 

Сегодня 27.12.2018г.в нашей школе состоялось ШМО классных руководителей. 

Мной был представлен доклад на тему «Роль учителя в создании условий для саморазвития школьников среднего звена в процессе творческой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на школьном м.о. классных руководителей «Роль учителя в создании условий для саморазвития школьников среднего звена в процессе творческой деятельности»

Автор: учитель истории Смирнова В.Н.

В условиях стремительного развития общества все более актуальной становится проблема воспитания такой личности, которая умеет самостоятельно решать возникающие проблемы, способна управлять своей познавательной деятельностью, уметь свободно ориентироваться в незнакомых ситуациях. Потребность общества в выпускниках, способных к саморазвитию зафиксирована в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования второго поколения, в котором отмечается необходимость формирования у подрастающего поколения умений: учиться, ставить задачи и согласно им действовать, в соответствии с этими задачами планировать свою учебную и внеурочную деятельность, осуществлять контроль и оценку своей деятельности; необходимость развития способности учащегося к самоорганизации и целеполаганию своей деятельности; осуществлять взаимодействие с педагогом и сверстниками в образовательном процессе.

Стандарт ориентирован, помимо освоения основной образовательной программы, на становление личности, на готовность и способность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Закрепленные во ФГОС требования к личностным результатам фиксируют формирование готовности к саморазвитию у учеников в самом начале обучения в среднем звене общеобразовательной школы, что позволит при соблюдении определенных условий сохранить учебную мотивацию и мотивацию саморазвития на достаточном уровне на протяжении всех лет обучения.

Проблема саморазвития разворачивается в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, П. Я. и др. Под «саморазвитием» исследователи понимают становление самосознания (Б. Г. Ананьев); способность самостоятельно ставить и решать задачи на самоизменение (Б. М. Мастеров; жизнедеятельность и активность личности (В. Г. Маралов). Г.К. Селевко считает, что саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.

Исследователи отмечают, что субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Именно в этом возрасте школьник становится способным более или менее осознанно ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Чтобы в подростковом возрасте был актуализирован процесс саморазвития, необходимо сформировать у детей готовность к процессу саморазвития.

Саморазвитие личности происходит как во время урока так и в неурочной деятельности. Теория и практика показывают, что ключевая роль в решении задач саморазвития школьников во время творческой деятельности принадлежит классному руководителю. Наиболее естественным пространством для формирования готовности к саморазвитию является пространство совместной деятельности классного коллектива во внеурочной деятельности.

Были определены критерии уровня готовности к саморазвитию школьников. Критерий «Целеполагание саморазвития» демонстрирует наличие образа «Я в будущем», умение ставить перед собой задачи по саморазвитию. Критерий «Познание себя» обнаруживает знание школьником своих слабых  и сильных сторон, уровень рефлексивности. Критерий «Изменение себя в деятельности» фиксирует изменения в деятельности и в общении школьника, совершение ребенком усилия как преодоления себя, как совершение поступка.

Первое условие предполагает организацию деятельности, направленную на познание учениками собственных способностей, качеств, темперамента, характера через самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Расширение представлений о «личностных характеристиках» вообще, их определение, выявление своих сильных и слабых сторон, получение знаний и опыта, создание условий для опоры ребёнка на свои внутренние силы и ресурсы.

Второе условие было направлено на создание пространства для обретения детьми опыта самодвижения через включение в добровольную деятельность по интересам и прохождения всех необходимых этапов спирали саморазвития: целеполагание (развитие свободы воли), планирование и организация (инициатива, творчество), реализация намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь). Необходимо организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы.

Третьим педагогическим условием стала реализация классным руководителем педагогической поддержки процесса самодвижения подростка через тактики защиты, помощи, взаимопомощи.

По составленным маршрутным листам ученики проходят программу, отрабатывая алгоритм самодвижения по изменению некоторых качеств в себе. Комплекс мероприятий внеурочной деятельности представлен в таблице.

Таблица1- Комплекс мероприятий по внеурочной деятельности

Этапы

1 Ориентационно-поисковый

2 Основной этап

3 Итогово-рефлексивный

 введение в деятельность: анкетирование, упражнения на открытие в себе «личностных характеристик», создание маршрутных листов

участие в организованных секциях (спортивная, рукоделие, художественная, вокальная, журналистская, краеведение, агитбригада, научная (исследовательская), создаем алгоритм самодвижения по улучшению некоторых качеств в себе

анализ самодвижения за год, планирование деятельности на следующий год

 

Направления

Художественно- эстетическое

Спортивно-оздоровительное

Туристско-краеведческая

Нравственно-патриотическая

Учебно-исследовательская

Формы (студии, секции, события)

вокальная группа,

рукоделие,

ИЗО студия,

журналистская

(фото, видео),

концерты

секция мини-волейбола,

дворовые игры (футбол, бадминтон),

соревнования

походы,

проектная деятельность,

посещение достоприме-

чательностей,

создание кары тайных мест города

классные часы,

беседы,

викторины,

проведение праздников в русских традициях

литературные вечера,

научные конференции,

проектная деятельность,

викторины

 

Существуют вечные истины по отношению ребенок – учитель:

  1. Ребенок не должен бояться своего учителя. Не следует кричать на ребенка, не следует наказывать за всякий проступок и требовать слепого подчинения.
  2. Ребенок не должен испытывать длительное состояние стыда, вины. Это разрушает его психику. Не следует затягивать непрощение к нему.
  3. Ребенок должен осознавать педагога как инстанцию, которая дает всему смысл, помогает привести в равновесие мысли и чувства.
    Ребенок должен видеть бескорыстие любви. Его нужно любить не за что-то, а вообще.  Это дает ему ощущение тыла.
  4. Учатся у тех, кого любят (Гёте). Педагог должен дать возможность ребенку любить себя, дать ему понять, что он тоже нуждается в понимании ребенка.
  5. Никогда нельзя использовать во зло и держать в тайне информацию, полученную от ребенка.
  6. В случае неправдивости ребенка не спешите высказывать неверие. Постарайтесь эмоционально войти в его положение и понять причины лжи.

Необходимо отметить, что педагог выполняет роль духовного посредника между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры, организатору системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива, от него зависит создание благоприятной развивающей среды и положительного морально-психологического климата в классе. Именно он является координатором усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка. Педагогическая позиция классного руководителя в саморазвитии школьника деликатная и незаметная, т.к. нужно растить ребенка другом, а не стоять диктатором  над его душой. 

Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, педагогов. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания, которая приводит к культуре саморазвития личности, создающей предпосылки для самоосуществления, самореализации. Можно сделать соответствующие выводы:

  1. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является доминанта постоянного нравственного самосовершенствования.
  2. Процессы самопознания и саморазвития будут протекать более эффективно, если личности (на разных этапах её становления) оказывается психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая в рамках позитивного сопровождения.

Полученные результаты доказывают эффективность разработанных организационно-педагогических условий формирования готовности к саморазвитию учащихся среднего звена, реализация которых в образовательных учреждениях позволит воплотить обсуждаемую и декларируемую идею непрерывного образования, основанного на способности личности к саморазвитию.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль учителя в создании условий для саморазвития школьников среднего звена в процессе творческой деятельности» «Искусство умственного и нравственного развития есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не просто назидание и сообщение знаний» (П. Ф. Каптерев) Школьное методическое объединение классных руководителей 27.12.2018г.

Слайд 2

В условиях стремительного развития общества все более актуальной становится проблема воспитания такой личности, которая умеет самостоятельно решать возникающие проблемы, способна управлять своей познавательной деятельностью, уметь свободно ориентироваться в незнакомых ситуациях.

Слайд 3

Стандарт ориентирован, помимо освоения основной образовательной программы, на становление личности, на готовность и способность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Слайд 4

Под «саморазвитием» исследователи понимают становление самосознания (Б. Г. Ананьев); способность самостоятельно ставить и решать задачи на самоизменение (Б. М. Мастеров); жизнедеятельность и активность личности (В. Г. Маралов). Г.К. Селевко считает, что саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

Слайд 5

Чтобы в подростковом возрасте был актуализирован процесс саморазвития, необходимо сформировать у детей готовность к процессу саморазвития.

Слайд 6

Исследователи отмечают, что субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые.

Слайд 7

1. Критерий «Целеполагание саморазвития» 2. Критерий «Познание себя» 3. Критерий «Изменение себя в деятельности» Критерии уровня готовности к саморазвитию школьников

Слайд 8

Первое условие предполагает организацию деятельности, направленную на познание учениками собственных способностей, качеств, темперамента, характера через самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Расширение представлений о «личностных характеристиках» вообще, их определение, выявление своих сильных и слабых сторон, получение знаний и опыта, создание условий для опоры ребёнка на свои внутренние силы и ресурсы. Второе условие было направлено на создание пространства для обретения детьми опыта самодвижения через включение в добровольную деятельность по интересам и прохождения всех необходимых этапов спирали саморазвития: целеполагание (развитие свободы воли), планирование и организация (инициатива, творчество), реализация намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь). Необходимо организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы. таблица. docx

Слайд 9

Педагогическая позиция учителя в саморазвитии школьника деликатная и незаметная, т.к. нужно растить ребенка другом, а не стоять диктатором над его душой.

Слайд 10

Педагогическая позиция учителя в саморазвитии школьника деликатная и незаметная, т.к. нужно растить ребенка другом, а не стоять диктатором над его душой.

Слайд 11

Ребенок не должен бояться своего учителя. Не следует кричать на ребенка, не следует наказывать за всякий проступок и требовать слепого подчинения. Ребенок не должен испытывать длительное состояние стыда, вины. Это разрушает его психику. Не следует затягивать непрощение к нему. Ребенок должен осознавать педагога как инстанцию, которая дает всему смысл, помогает привести в равновесие мысли и чувства. Ребенок должен видеть бескорыстие любви. Его нужно любить не за что-то, а вообще. Это дает ему ощущение тыла. Учатся у тех, кого любят (Гёте). Педагог должен дать возможность ребенку любить себя, дать ему понять, что он тоже нуждается в понимании ребенка. Никогда нельзя использовать во зло и держать в тайне информацию, полученную от ребенка. В случае неправдивости ребенка не спешите высказывать неверие. Постарайтесь эмоционально войти в его положение и понять причины лжи. Ребенок-учитель

Слайд 12

Педагог-помощник консультирует; мотивирует; помогает; наблюдает.

Слайд 13

Полученные результаты доказывают эффективность разработанных организационно-педагогических условий формирования готовности к саморазвитию учащихся среднего звена, реализация которых в образовательных учреждениях позволит воплотить обсуждаемую и декларируемую идею непрерывного образования, основанного на способности личности к саморазвитию.



Предварительный просмотр:

Администрация Бутурлинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Доклад на ШМО                                 

  учителей – предметников

«Использование проектного

метода в школе»

Автор: Смирнова В.Н.

Учитель истории и обществознания

с.Кочуново-3.11.16г.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег (А.Г. Автухов, П.П. Блонский, Б.В. Всесвятский, Ш.И. Ганелин, В.Ф. Натали, Б.Е. Райков, И.Ф. Сладковский и др.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.                                                                                                          Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).                                                                                                                   Метод проектов является одним из ведущих методов на уроках в школе. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Учителю важно помнить, что
выбор проблемы для проектов нужно брать только изжизни.
Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, происходит соединение теории и практики, развивается самостоятельность.                                                                                                      Метод проектов – это именно совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся  приобретать  знания и умения  в процессе  планирования и  самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией   результатов.                                                                         Исследования показали, что  человек запоминает только
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит.
50% запоминается из того, что мы видим и слышим,
просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях.
70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.
И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности,
сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем
дальнейшую деятельность,
только тогда мы запоминаем на 90%.

Человека можно сравнить с айсбергом,
который только на 1/8 выступает над водой,
а 7/8 которого скрыта под водой.
Большинство кораблей, плывущих в океанах,
разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга.
Большинство неудач педагогов бывает оттого,
что забывается о чувствах и эмоциях ученика.

Организовать  в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися,  как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил,  значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная  проектная  деятельность  в полной мере позволяет оправдать  эти затраты и дать ощутимый педагогический  эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Педагогические цели, достижению  которых способствует проектная  деятельность:
-Принятие самостоятельных решений;
-Умение ставить задачи и задавать вопросы;
-Умение работать в команде;
-Поиск нестандартных, оригинальных решений;
-Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
-Раскрытие индивидуального потенциала.

Требования к проектной деятельности  младших школьников во многом  отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь  элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект.

Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов.
Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой.
Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.

В проекте можно выделить следующие составляющие:

- проблема (задача)
- планирование действий по решению проблемы          (проектирование самого проекта)
- поиск информации ( исследовательская работа  учащихся)
- продукт ( результат работы над проектом, выход проекта)
- презентация продукта
- портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта)

Проект – это 6 «П»:

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио

Классификация проектов

  • по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
  • по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
  • по количеству участников – индивидуальные и групповые;
  • по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

Этапы проектной деятельности

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3. Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Преимущества персональных проектов:

  1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
  2. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
  3. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
  4. Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

  1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
  2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Какова роль учителя в проектной деятельности?

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
  • Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Образовательный потенциал проектной деятельности:

  • создаёт у учащихся образ цельного знания;
  • повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
  • изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
  • интерпретация результатов.

Воспитывает:

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
  • чувства ответственности, самодисциплины;
  • способности к самоорганизации;
  • желания делать свою работу качественно.

Развивает:

  • исследовательские и творческие способности личности;
  • способность к самоопределению и целеполаганию;
  • умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • коммуникативные умения и навыки;
  • способность ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение работать с различными типами текстов;
  • умение планировать свою работу и время;
  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность учащихся Автор: Смирнова В.Н. учитель истории и обществознания Кочуново, 2016 г.

Слайд 2

Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов. Он широко используется не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Учителю важно помнить, что выбор проблемы для проектов нужно брать только из жизни. Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, происходит соединение теории и практики, развивается самостоятельность.

Слайд 3

Метод проектов – это именно совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.

Слайд 4

Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90% . Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которого скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач педагогов бывает оттого, что забывается о чувствах и эмоциях ученика.

Слайд 5

Проект – это 6 «П»: Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация Портфолио

Слайд 6

Этапы работы над проектом Сбор и обработка информации «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы ) Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность; анализ информации; программа действий; разработка варианта программы Реализация плана действий (проекта) Презентация проекта Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы) представляют проект , готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию Рефлексия (Самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)

Слайд 7

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности - мини-проекты, краткосрочные, годичные; по количеству участников - индивидуальные и групповые; по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

Слайд 8

Чего мы ожидаем от проектной деятельности учащихся ? Мы считаем, что грамотно организованная проектная деятельность даст ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает : исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том , чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Слайд 9

Работа над проектом основана на взаимодействии, совещательности, взаимопомощи и взаимной ответственности всей учебной группы.

Слайд 10

Этапы проектной деятельности 1. Организационно-подготовительный Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп. Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Слайд 11

Этапы проектной деятельности 2.Поисковый Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

Слайд 12

3.Итоговый Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия. Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей. Этапы проектной деятельности

Слайд 13

Персональные или групповые проекты: что эффективней? Преимущества персональных проектов: План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих. Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии. Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом. Преимущества групповых проектов: У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Слайд 14

Какова роль учителя в проектной деятельности? Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний . Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Слайд 15

Перечень ролей , которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом. Энтузиаст , который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели. Специалист , который компетентен в нескольких (не во всех!) областях. Консультант , который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам. Руководитель , который может четко спланировать и реализовать проект. «Человек, который задает вопросы» , который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь. Координатор , который поддерживает групповой процесс решения проблем. Эксперт , который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Слайд 16

Образовательный потенциал проектной деятельности: - создаёт у учащихся образ цельного знания; - повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; - изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); - интерпретация результатов.

Слайд 17

Воспитывает: - значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); - чувства ответственности, самодисциплины; - способности к самоорганизации; - желания делать свою работу качественно.

Слайд 18

Развивает: - исследовательские и творческие способности личности; - способность к самоопределению и целеполаганию; - умения самостоятельно конструировать свои знания; - коммуникативные умения и навыки; - способность ориентироваться в информационном пространстве; - умение работать с различными типами текстов; - умение планировать свою работу и время; - навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Слайд 19

Говоря о значении проектной деятельности, очень подходит такая китайская пословица: скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я научусь. Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Таким образом, проектная деятельность помогает учащимся развить в себе все виды способностей. А развитие этих способностей позволит моим ученикам сделать обучение интересной частью своей жизни.

Слайд 20

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.

Слайд 21

Источники и Интернет – ресурсы: 1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – http://pedsovet.org/ 3. Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/ 4.Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей». 5. http://festival.1september.ru/ 6. Издательство детских образовательных программ http://www.vest-tda.ru/



Предварительный просмотр:

МБОУ Кочуновская ООШ

Доклад на ШМО по теме

«Технология оценивания образовательных достижений  учащихся,  как средство оптимизации учебного процесса»

Автор: учитель истории и

обществознания Смирнова В.Н

Кочуново, 2019г.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с во-просами по саморефлексии конкретной деятельности),

-  результаты учебных проектов,

- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Описание системы оценки результатов ФГОС

  1.  Оцениванию подлежат результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

  1.  Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

  1. Количество отметок определяется по числу решённых задач

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

  1.  Оценки и отметки накапливаются таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно (минимум):

  • за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
  • за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).

По желанию и возможностям учителя (максимум):

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).

  1. Отметки ставятся:
  • текущие – по желанию (не менее 1 оценки в неделю);
  • за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

  1. Критерии оценивания (по признакам трёх уровней успешности):
  • необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия  и усвоенные знания .Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
  • повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
  • либо действие в новой, непривычной ситуации , либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной, в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

  1. Определение итоговых оценок/отметок

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕ обязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися  всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Предметные результаты

освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметные результаты

освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия

Пакет работ

Отдельные виды работ

Ответственные

Оценивание метапредметных результатов

Входной мониторинг:

разработка карты;

проведение  мониторинга;

 анализ;

построение  плана работы.

 

Оценивание предметных результатов

Итоговые комплексные  контрольные работы

Оценивание личностных результатов

Входной мониторинг:

разработка карты;

проведение  мониторинга;

 анализ;

построение  плана работы.

 

УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

  1. Различие оценки и отметки

 Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).

Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную  деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Оценка – это словесная   характеристика результатов действий  ученика.

Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)

  1. Самооценка

 Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки» устно, а письменно фиксируют их в «Дневнике первоклассника» по программе «Школа 2100»,издательство «Баласс».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов (см. Приложение 1)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» (см. Приложение 1)

  1.  Одна задача – одна оценка 

Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

  1. Таблицы результатов и «Портфель достижений»  используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:
  • в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено),
  • в 24 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).

Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно. (см. Приложение 2)

Ученик    

           сам оценивает свой результат через самооценку (портфолио, карта успеха,  выполнения задания по «Алгоритму самооценки»)  

Учитель  

           оценивает результат по следующим критериям:

  • по уровням;
  • по этапам достижения результатов;
  • интегрировано или дифференцировано;
  • в зависимости от поставленных целей и задач.

Виды контроля: стартовый, промежуточный, текущий, итоговый.

Периодичность контроля:

Результаты

Стартовый

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Метапредметные

Сентябрь

-1раз в четверть, Декабрь

Май

Предметные

сетябрь

по четвертям

Личностные

Сентябрь

Декабрь

  1. Уровни успешности ( используется частично)

 Учитель      фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

  1. Итоговые оценки (используется частично)

 Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.  Перечень процедур, регламентированных внутришкольной системой оценки качества начального образования, существенно расширяется за счет нестандартизированных процедур (наблюдения, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности: проект, портфолио и т.д.).

 Значительная часть этих процедур (например, оценка сформированности компонентов учебной деятельности) должна выполняться самим учителем и учеником как субъектом оценочной деятельности (самооценка и взаимоценка), а также родителями учащегося.

 Результаты этих оцениваний фиксируются и накапливаются наряду с фиксацией внеучебных достижений (накопительная оценка)

Формы и методы контроля достижений

текущая аттестация

(обязательная)

Итоговая

 (четверть, год) аттестация

(обязательная)

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения

- диагностическая - контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

Письменный и устный опрос, тестовые задания, самостоятельные, практические и лабораторные работы,  экскурсии.

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях;

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио, карта успеха

- анализ психолого-педагогических исследований

Границы применения системы оценивания

1) постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

2) понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов;

4) ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».

5) обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений.

Оценка личностных результатов

Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Методы контроля: наблюдение, тестирование, проектирование, метод «Потфолио».

Методики:  карта успеха,  творческая книжка, профиль умений.

Формы контроля: устный и письменный опрос; индивидуальный, групповой, фронтальный

Инструментарий контроля: тест, карта наблюдений или карта мониторинга, лист самооценки или дневник самооценки.

Личностные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

самоопределение

Формирование внутренней позиции

Становление гражданской позиции

Формирование внутренней позиции

Становление гражданской позиции

Способность адекватно оценивать себя, свои результаты, выделять сильные и слабые стороны своей личности

Смыслобразование

 Поиск и установление смысла  учения

Установление границ между «что я знаю» и «что я не знаю»

Преодоление разрыва между «что я знаю» и «что я не знаю»

Морально-этическая ориентация

Знание моральных норм  и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

Понимание и принятие основ моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации.

Развитие этических чувств; способность к оценке своих поступков и действий других людей людей с точки зрения соблюдения моральной нормы

        Достижения личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

        Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

        Формы оценки личностных результатов не должны представлять угрозы личности, не должны нарушать  психологическую безопасность и эмоциональный статус обучающегося.

Метапредметные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Регулятивные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

Приобретения  навыка саморегуляции

Познавательные

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуникативные

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

Оценка метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой  универсальных учебных действий.  Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Методы контроля: метод  «Портфолио»

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный.

Инструментарий контроля:

 диктанты и изложения, сочинения на заданную или произвольную тему, дневники читателя, иллюстрации на заданную тему, рефераты, математические диктанты, мини-иследования, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели,  дневники наблюдений, мини-проекты, творческие работы, иллюстрации к музыкальным и художественным произведениям, продукты собственного творчества, дневники самоконтроля.

Предметные результаты

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Система предметных знаний

Овладение понятийным аппаратом учебных предметов

Освоение опорной системы знаний по предметам и способность воспроизвести их в стандартных учебных ситуациях.

Способность использовать знания при решении учебно-позновательных и учебно-практических задач.

Система предметных действий

Правильное выполнение действий в рамках заданного предметом диапазона задач.

Осознанное и произвольное выполнение предметных действий, перенос их на новые классы объектов.

Способность решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно- практических задач.

Перевод оценки по уровням успешности  в предметную отметку

Уровни успешности

5-балльная шкала

100%

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» ниже нормы, неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3» норма, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-64%

«4» хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

65-74%

  1. Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

75-100%

  1. Максимальный
  2. (необязателый) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала:

50-69%

«5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100%

Перевод оценки по уровням успешности  в предметную отметку

Уровни успешности

5-балльная шкала

100%

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» ниже нормы, неудовлетворительно

0-49%

Необходимый (базовый) уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

«3» норма, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

50-64%

«4» хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

65-74%

  1. Повышенный (программный) уровень

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

75-100%

  1. Максимальный
  2. (необязателый) уровень

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались

либо самостоятельно добытые новые знания,

либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

Отдельная шкала:

50-69%

«5 и 5» превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Отдельная шкала:

70-100%

Формы представления образовательных результатов:

Формы представления результатов: проект, лист  самооценки, исследовательская работа, реферат, табель успеваемости по предметам, результаты психолого-педагогических исследований, динамика личностного качества обучения и УУД

Критерии системы оценивания: динамика предметных результатов, динамика формирования УУД, соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов  к результатам ФГОСТ

Система оценивания ориентирована на повышение качества обученности,  на стимулирование  мотивации обучения.

Итоговая оценка за ступень начальной школы  это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»  совокупность всех образовательных результатов);

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели

(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Итоговая оценка является основанием для перехода ребенка из одного класса в другой, с одной ступени обучения на другую, показывая  динамику качества обученности.

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом  с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Алгоритм самооценки в пятом классе

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

  1. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

  1. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

  1. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Алгоритм самооценки в 5-6  классах

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

  1. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

  1. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

  1. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5.Как мы различаем отметки и оценки?

6.Какую себе поставишь отметку?

Приложение 2

«Портфель достижений ученика»

это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».

Приложение 3

Лист оценки результатов обучения учащихся  ______ класса  МБОУ  ____________________________  ООШ

по теме: __________________________________________________________________                                    дата: ______________________

Ф. И.

Умение 1

Умение 2

Умение 3

Умение 4

Умение 5

Умение 6

Итог

Выводы: ________________________________________________

Качество освоения темы    _____________________