Воспитательная работа
Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе, если не сказать, что самое главное. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья, нравственности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Бутурлинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кочуновская основная общеобразовательная школа
Принято Утверждаю
На заседании педагогического совета Директор___________Е.А.Рыжичкина
Протокол от 29..08.2016 № 1 Приказ от 30.08.2016 №125
Программа воспитательной работы
в 5-9 классах
«Семь Я»
Автор: классный руководитель 5 класса
Смирнова В.Н.
Срок реализации: 5 лет.
с.Кочуново
2016 год
1.Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В.Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В центре внимания гуманистического воспитания стоит целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика классного руководителя, в процессе которой учитель старается развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
- забота и взаимоотношение, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, в центре моей программы стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий её реализации.
Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищённости, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Воспитательная программа рассчитана на 5 лет (5 – 9 класс) на период 2016- 2021 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
2. Паспорт программы
1 | Наименование программы | СемьЯ |
2 | Основание для разработки | Организация воспитательной работы с учащимися 5 – 9 класса |
3 | Основные разработчики программы | Классный руководитель Смирнова В.Н. |
4 | Цель и задачи программы | Цель: - создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Задачи: - формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности; - повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума; - формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся; - развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны; - организация исследовательской деятельности учащихся; - формирование системы управления в классе. |
5 | Условия достижения цели и задач программы | Поддержка администрации школы, наличие научно-методического, ресурсного обеспечения. Наличие предыдущего положительного опыта. |
6 | Основные направления программы | «Патриот» «Спорт и здоровье» «Мир прекрасного» «Наука и образование» «Работа с родителями.» «Труд и порядок» |
7 | Сроки реализации | Сентябрь 2016 – июнь 2021 |
8 | Исполнители основных мероприятий программы | Классный руководитель, органы самоуправления класса, родители, ученики |
9 | Ожидаемые результаты | Воспитание личности:
|
10 | Система контроля | Текущий и итоговый контроль в форме тестов, анкетирования, опросов детей, родителей, использование методики мониторинга. |
Этапы реализации программы
этапы | сроки | класс | задачи этапа |
1 этап | 2016 - 2017 | 5 | 1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления. 2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям. 3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. 4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни. |
2 этап | 2017 – 2018 2018 - 2019 | 6, 7 | 1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса. 3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. |
3 этап | 2019- 2020 2020 - 2021 | 8, 9 | 1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования. 4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни. 5. Формирование сознательного профессионального выбора. |
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.
3. Аналитическая часть
Я долго шла к написанию данной программы, так как за плечами немалый опыт классного руководства, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость (своё Я) и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Только тогда в коллективе будут добрые взаимоотношения, только тогда коллектив будет жить дружной семьёй. Поэтому я и назвала программу «Семь Я».
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
Цель программы:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы управления в классе.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование);
- дискуссии, диспуты, конференции;
- «круглые столы»;
- соревнования;
- викторины;
- проектные игры;
- уроки в музее;
- классный час;
- беседа;
- обсуждение;
- консультации;
- презентации;
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы;
- игры;
- праздники;
- мероприятия;
- представления, выступления, балы, карнавалы;
- фестивали;
- встречи с интересными людьми.
Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей:
1.Гуманизм во взаимоотношениях «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
2.Демократиз, уважение ученика;
3.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
4.Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
5.Принцип индивидуальности;
6.Принцип развития;
7.Принцип творчества и успеха;
8.Принцип поддержки и доверия;
9.Принцип ответственности;
10.Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать).
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, работники СДК);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения района (школы, музей, библиотеки, ФОК)
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- репродуктивный метод;
- метод критического мышления;
4. Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).
В основе воспитательной программы «СемьЯ» лежат следующие педагогические теории:
* педагогика гуманизма (В.А. Сухомлинский);
* гуманно–личностная технология (Ш.А Амонашвили);
* личностно-ориентированная педагогика:
* концепция поликультурного образования (З.М. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова);
* педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский)
* педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
* технология коллективно-творческих дел;
* игровые технологии.
6. Ресурсное обеспечение
Кадры: администрация школы, классный руководитель, учителя – предметники, библиотекарь, технические работники школы.
Методическое обеспечение: Компьютерная техника, музыкальный центр, методическая литература, диски.
Система внешних контактов: Сельская библиотека, сельский клуб, ООО «Коло», ФОК, музей.
7. Контрольная часть
.
Для исследования эффективности программы воспитания «СемьЯ» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
6. Творческая активность учащихся;
7. Уровень развития классного коллектива.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
5. Практическая часть
Основная перспектива развития класса: образ жизни, достойный человека.
Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание и общение. Для овладения культурой общения в классе необходимо ежегодно проводить праздники, игры, тренинги, организовывать поездки, экскурсии, походы.
В каждом проводимом деле я надо обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности будут становиться лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.
Для этого использую не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные отношения в классе, особенности развития познавательной сферы подростков, самооценка, нравственная направленность личности школьника, его здоровье, работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов педагогического процесса на класс и отдельных учеников.
В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.
Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
«Патриот». Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному, патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Оно предлагает образование и воспитание личности обучающихся, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьёй, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, формирование толерантного отношения к людям другой национальности. А также предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
«Спорт и здоровье». Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
«Мир прекрасного». Направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса творческих способностей, формированию способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
«Наука и образование». Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.
Из собственного опыта хочу отметить, что самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах.
- Создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества.
- Развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
- Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества.
- Создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых.
- Формировать толерантность.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления, является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве двух человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива.
- Решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий.
- Принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива.
- Оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников.
Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
«Работа с родителями». Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребёнка, развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам. Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов. Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие:
- Индивидуальные консультации. (Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.)
К групповым формам можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские клубы, родительские собрания. Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.
- Беседа
- Посещения на дому.
К групповым формам можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, праздники ,творческие вечера… Все эти формы работы с семьёй, их разнообразие в школе помогает родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.
«Труд и порядок». Направление соответствует профессиональному воспитанию. Ребенок должен самоопределиться, только тогда он сможет сделать правильный выбор и принести пользу обществу.
Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:
- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности.
- Творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности.
- Духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности.
- Гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
- Любящей свою малую и большую Родину.
- Знающей и хранящей традиции.
- Ведущей здоровый образ жизни.
- Свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Я считаю, что большую роль в воспитательной работе играет проведение классных часов и родительских собраний, правильный выбор их тем (они должны быть актуальны, интересны и доступны для учащихся и родителей).
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». (В.П. Созонов)
Формы и технологии классного часа могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Классный час — это не урок. Он не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой - целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка.
Организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Примерная тематика классных часов
направление | примерная тематика |
«Патриот» | «Люди мира, на минуту встаньте!» «У войны — не женское лицо» Мы составляем наш автопортрет «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) «Я ребенок – я гражданин» «Символы государства» «Ради жизни на земле» «Этих дней не смолкнет слава!» «Символика России» «Я и мой класс» «Защитник Отечества — каков он?» «Живая память» Конвенция о правах ребёнка. «Поговорим об ответственности» «Всему начало - отчий дом» «Закон, по которому мы живём» «Идут по войне девчата» «На войне детей не бывает» «Я имею право на…” дискуссия «Афганистан – наша память и боль» «Конституция – закон жизни» «О любви и войне» литературно-музыкальная композиция . «Через века, через года помните…» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков «Знай и люби свой край» «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах). Игра «Колесо истории» День воина-интернационалиста» «Человек и закон» деловая игра |
«Спорт и здоровье» | «Здоровье – бесценное богатство». Анкетирование «О вкусной и здоровой пище» Беседа «В здоровом теле…». Беседа с презентацией «Правила дорожные знать каждому положено». Цикл бесед « Соблюдение правил техники безопасности». Цикл бесед «Урок здоровья». «Я выбираю здоровье». «Вино вину творит». Спортивное мероприятие «Формула здоровья». Дискуссия «Суд над сигаретой». Ролевая игра «Не сломай судьбу свою» «Берегите жизнь". «Причины суицида среди подростков» Беседа «Человек и наркотики». «Вместе мы сильнее наркомании». Диспут «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Стресс в нашей жизни. Тренинги «Спид – болезнь 21 века». «Дорожные приключения». «Быть здоровым – жить в радости». «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». |
«Мир прекрасного» | «Музыка и мы» Беседа «Красота внешнего облика». «Юные дарования». Час творчества Путешествие в страну "Чистых слов" «Лотерея вежливости». «Культура поведения в школе и школьный этикет" «Русские посиделки». Час творчества Подготовка к праздникам, конкурсным программам, школьным и районным мероприятиям. «Для чего нужна улыбка?» «Русские традиции». «Как стать интересным собеседником» «Красота и труд вместе идут». « Человек и творчество. Великие творения человечества». «Язык, мимика, жесты как средства общения" Беседа |
«Наука и образование» | Выбор актива класса. Планирование на год. Участие в школьных Советах старшеклассников. Проведение мероприятий и подготовка к ним. «По каким правилам мы живём?” «Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса. «Наш класс. Законы жизни». «Нет уз святее товарищества». «Уроки нравственности». Практикум «Человек среди людей». «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». «Дом без одиночества». «Мои права и обязанности». «Сам себя воспитать должен» «Как научиться управлять собой». «Я и учитель». Диспут «Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание» «Вверх по лестнице личностного роста. Мои нравственные ценности». «Умеем ли мы общаться?»
«В чём смысл жизни?» Дискуссия «Как стать счастливым?» Дискуссия
|
«Семья и школа» | «Папа, мама, я – спортивная семья». «Праздник мам". Семейный праздник «Семейная летопись». «Весенний калейдоскоп». Праздник, посвящённый 8 марта «Поощрение и наказание в семье». Беседа «Традиции семейного чтения» «Когда я был ребёнком…» «Мои обязанности в семье» |
«Труд и порядок» | «Слава рукам золотым!" Устный журнал «Без труда ничего не даётся» «О лени и лентяях». Беседы о профессиях. «Волшебный узелок» Выставка «Берегите нашу Землю». Субботник «В поисках будущей профессии». «Дежурный по школе» «Труд в нашей жизни». Участие в субботниках и трудовых десантах. «Его величество – Хлеб». «Я в мире профессий». «Разделение труда. Классификация профессий». «Путешествие в Город мастеров". «Сто дорог — одна твоя» «Профессии. Которые мы выбираем». «Чем пахнут ремёсла». «Новое время — новые профессии». «Профессия моих родителей» |
Предварительный просмотр:
План – сетка воспитательной работы в 7 классе на 2018-2019 учебный год.
Классный руководитель: Смирнова Валентина Николаевна.
МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | Единый открытый урок «Урок России». Единый классный час посвящённый Дню солидарности в борьбе с терроризмом. | Этическая беседа «Совесть –это…». |
| |
"Наука и образование" | Оформление классного уголка. | Школьный тур олимпиад по предмету. |
| Кл.час «В мире пешеходных наук». |
"Мир прекрасного" | Подготовка номеров к дню пожилого человека | Изготовление сувениров ко дню пожилого человека | ||
«Чистая планета» | Всероссийский экологический субботник | |||
"Патриот" | День солидарности против терроризма |
| Кл час «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…» (205 лет Бород. Сражения) | |
"Труд и порядок" | Выборы актива класса. Распределение поручений. Организация дежурства в классе. | Дежурство по школе | Профилактическая 5-минутка «Я в школе» (правила для учащихся) | |
Работа с родителями. | Индивидуальные беседы с родителями. | Составление социального паспорта семей. | Помощь родителей в выполнении д/з |
|
"Спорт и здоровье" | Организация питания учащихся | Единый открытый урок «Урок безопасности» | День здоровья (пеший ход) «С рюкзаком по сентябрю »(1-9 классы). | |
Береги себя | Вводный инструктаж по пожарной безопасн. Первичный инструктаж по охране жизни и здоровья детей. |
| Основные правила пожарной безопасности. Конкурс рисунков | Месячник безопасности детей в РФ. |
МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | Разучивание стихов и песен о учителе. Участие в общешкольном концерте «Бабушка рядышком с дедушкой». |
|
| |
"Наука и образование" |
| Беседа «Книга-друг и помощник!» посещение с/библ. | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | |
"Мир прекрасного" | Единый классный час, посвященный дню пожилого человека. | |||
«Чистая планета» | Конкурс рисунков «Редкие животные и растения Бутурлинского района». | |||
"Патриот" | Кл.час «60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли!» | Мероприятие, посвящённое 100-летию ВЛКСМ | Устный журнал «День народного единства-всероссийский праздник!» | |
"Труд и порядок" |
|
| Всероссийский урок «Экология и энергосбережения» Дежурство по школе | Инд. беседы с учащимися, нарушающими дисциплину в классе и школе. |
Работа с родителями. | Индивидуальные беседы с родителями. | Родительское собрание | контроль внешнего вида школьника | |
"Спорт и здоровье" | Декада профилактики вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни. | Кросс «Золотая осень»(2-9 классы) | Урок доброты «Мы все равные» ( ко Дню инвалида | |
Береги себя | Как действовать при возникновении пожара в школе. | Инструктаж по правилам безопасного поведения на водоемах в осенне-зимний период, | Инструктаж на период осенних каникул. |
МЕСЯЦ НОЯБРЬ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" |
| Час общения «Почему люди лгут?» | ||
"Наука и образование" | Устный журнал «100 лет Российской революции 1917 года!» | |||
"Мир прекрасного" | Подготовка к общешкольному концерту. | «День матери». Участие в концерте «Самая прекрасная из женщин!» | ||
«Чистая планета» | «Как научиться быть толерантным?»Беседа. | |||
"Патриот" | Беседа «День народного единства- всероссийский праздник» | Конкурс рисунков «Рисую Родину свою» | ||
"Труд и порядок" | Дежурство по школе | Беседа-занятие «Поведение на переменах». | ||
Работа с родителями. | Индивидуальные консультации «Как правильно готовить домашнее задание». |
| Индивидуальные консультации | |
"Спорт и здоровье" | Беседа о вредных привычках | Декада, посвященная профилактики СПИДа. | ||
Береги себя | Беседа «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным» | «Правила безопасного поведение на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде» (памятка) | Инструктаж по плану |
МЕСЯЦ ДЕКАБРЬ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | 9 декабря-Всемирный день героев Отечества. | Анкетирование «Мои планы на зимние каникулы» | ||
"Наука и образование" | Всероссийская акция «Час кода» | Игра «Как называют Деда Мороза в разных странах». (посещение с/библ.) |
| |
"Мир прекрасного" | Фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина» | Мастерская Деда Мороза. | Праздник Новогодней елки | |
«Чистая планета» | Акция «Покормите птиц зимой» | Операция «Елочка». Беседа о использовании искусственных елочек на празднике. | ||
"Патриот" | День прав человека | 12 декабря-День Конституции. Единый классный час «Конституция-основной закон государства» | ||
"Труд и порядок" | Беседа «Соблюдай правила жизни в коллективе». | Работа со слабоуспевающими | Репетиции к Новому году. Дежурство по школе | Конкурс «Новогодний серпантин». |
Работа с родителями. | Формирование у детей читательского интереса. | Помощь в изготовлении кормушек
| Род.собрание . Анализ результатов 2 четверти. Информирование о достижениях детей. | Привлечение родителей в организации новогоднего праздника. |
"Спорт и здоровье" | Выпуск памятки «Осторожно! Грипп» | Школа здоровья «В здоровом теле- здоровый дух» (профилактика простудных заболеваний) | Соревнования на первенство школы по настольному теннису. | |
Береги себя | Инструктаж по плану | «Осторожно! Фейерверк» профилактическая беседа |
| ТБ на период зимних каникул |
МЕСЯЦ ЯНВАРЬ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
"Досуг" |
| ||||
"Наука и образование" | Первенство школы по шашкам и шахматам. | Кл.час «Правила пожарной безопасности». | Посещение с/библ. |
| |
"Мир прекрасного" | Конкурс декоративно-прикладного творчества «Традиции и современность» | ||||
«Чистая планета» | Кл.час «Вторая жизнь бросового материала» | ||||
"Патриот" | Работа кружка «Патриот» | 27-Международный день памяти жертв Холокоста | |||
"Труд и порядок" | Дежурство по школе |
| |||
Работа с родителями. | Консультации для родителей. | Анкетирование родителей. | Индивидуальные встречи с родителями | ||
"Спорт и здоровье" | « Веселые старты» | ||||
Береги себя | Декада по пожарной безопасности. | Инструктаж «Первая помощь при обморожении» | Беседа «Темная улица и безопасность» |
МЕСЯЦ ФЕВРАЛЬ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | Час нравственного разговора «Поговорим о том, как мы выглядим». |
| Конкурсная программа для мальчиков «А ,ну-ка, мальчики!» (посещение с/библ.) | Праздник «Веселая масленица» |
"Наука и образование" | Беседа «8 февраля-день российской науки» |
| ||
"Мир прекрасного" | Изготовление поздравительных открыток для пап. | Конкурс рисунков «Защитники Отечества» | ||
«Чистая планета» | Выпуск буклета «Проблемы экологии» | |||
"Патриот" | 2 февраля Кл.час «Сталинградская битва в истории России» | Кл. час «Афганистан – наша память и боль» | Единый кл.час «Дни воинской славы» к 23 февраля. | |
"Труд и порядок" | Индивидуальные беседы с уч-ся о их поведении. | Дежурство по школе | ||
Работа с родителями. | Индивидуальные встречи с родителями | Консультации для родителей. Посещение трудных семей. | Участие родителей в классном мероприятии | |
"Спорт и здоровье" | Информационная пятиминутка «Поговорим о гигиене школьника» | Репетиции к «Зарнице» | Президентские состязания. | |
Береги себя | Инструктаж по плану | Инструктаж по плану | Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними. Опасности при обращении с предметами бытовой химии. (беседа) |
МЕСЯЦ МАРТ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | «Весенний калейдоскоп». Праздник, посвящённый 8 марта | |||
"Наука и образование" | Школьная научно-практическая конференция. | Информационно-познавательный час «Откуда книга пришла в нашу жизнь» (посещение с/библиотеки) |
| |
"Мир прекрасного" | Изготовление сувениров для мам и бабушек. Выпуск поздравительной газеты к 8 марта. | Фольклорный праздник «Широкая масленица». | Кл.час «А.М.Горькому-150 лет! | |
«Чистая планета» | День птиц. Конкурс рисунков«Птицы нашего края». | |||
"Патриот" | Кл.час «Валентина Терешкова-первая в мире женщина-космонавт». | Кл. час «Воссоединение Крыма с Россией». | Соревнования «Нижегородская школа безопасности – Зарница» | |
"Труд и порядок" |
| Дежурство по школе | Индивидуальные беседы с девочками и мальчиками о их поведении. | |
Работа с родителями. | Индивидуальные встречи с родителями | Помощь родителей в проведении праздника | Род.собрание .Подведение итогов четверти. | |
"Спорт и здоровье" | Час общения «Здоровы м быть модно!» | Президентские состязания. | Президентские состязания. | |
Береги себя | Правила и меры безопасного поведения на водоемах в весенний период | Инструктаж по плану | ТБ на период весенних каникул |
МЕСЯЦ АПРЕЛЬ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | Участие в интернет олимпиадах «История.Весна-2018» | Единый классный час «Строки, опаленные войной»» | ||
"Наука и образование" | Кл. час по профилактике правонарушений. «Правила поведения учащихся в школе и на улице». | посещение с/библиотеки |
| |
"Мир прекрасного" | «Закон глазами детей» Конкурс рисунков. | |||
«Чистая планета» | Экскурсия на природу. | Участие в операции «Зеленый день школьника» | ||
"Патриот" | Кл. час Гагаринский урок «Космос –это мы» | |||
"Труд и порядок" | Анкетирование «Что такое дружный класс?» | Помощь в окончании учебного года Дежурство по школе | Конкурс на самый аккуратный дневник. | |
Работа с родителями. | Индивидуальные встречи с родителями | Памятка для родителей «Способности ребенка. Как помочь их развить». | Консультации для родителей |
|
"Спорт и здоровье" | Игры на свежем воздухе. | День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ. | ||
Береги себя | Месячник профилактики правонарушений. | Информац. пятиминутка «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек» |
МЕСЯЦ МАЙ
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | Акция «Милосердие», посвященная 74- годовщине Победы в В.О. В. | Участие в общешкольной литературно-музыкальной композиции «Поклонимся великим тем годам!» | Час общения «Как стать интересным собеседником» | |
"Наука и образование" |
| Урок культуры «Как вести себя в гостях" | Кл. час «Подведем итоги года» | |
"Мир прекрасного" | Конкурс рисунков, поздравительная почта ветеранам ВОВ | |||
«Чистая планета» | Посадка цветов на клумбу у школы. | Экологический урок. Трудовой десант у памятника погибшим воинам | Трудовой десант «Чистый двор» | |
"Патриот" | Участие в митинге, посвященном Дню Победы | Кл. час «Мы тоже победили в той войне» (роль детей в ВОВ) | ||
"Труд и порядок" | Акция «Мойдодыр» (наводим порядок в классе) | Дежурство по школе | Десант по уборке территории вокруг школы | |
Работа с родителями. | Помощь в поиске фото военного времени. | Консультация по проблемам воспитания детей. | Род.собрание . Итоги учебного года. |
|
"Спорт и здоровье" | Легкоатлетический кросс «Бегом за здоровьем», пробег, посвященный Дню Победы! | пробег, посвященный Дню победы. | Беседа о вреде и опасности клещей. | |
Береги себя | Инструктаж по плану | «Соблюдение ПДД велосипедистами» (памятка) | Инф.бюллетень «Как организовать летний отдых» | ТБ на период летних каникул |
МЕСЯЦ июнь
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
"Досуг" | . | |||
"Наука и образование" |
|
| ||
"Мир прекрасного" | День защиты детей. Конкурс рисунков «Солнечное детство!» | |||
«Чистая планета» | ||||
"Патриот" | 12 июня-День России | День памяти и скорби | ||
"Труд и порядок" |
|
|
| |
Работа с родителями. | Посещение неблагополучных семей. |
|
| |
"Спорт и здоровье" | Участие в районном велопробеге. | |||
Береги себя |
|
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
классного руководителя 6 класса Смирновой В.Н.
за 2017/ 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Свою программу воспитательной работы я назвала «Семь Я». Она рассчитана на 5 лет – с 5-9 классы.
Цель программы:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- формирование системы управления в классе.
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование);
- дискуссии, диспуты, конференции;
- «круглые столы»;
- соревнования;
- викторины;
- проектные игры;
- уроки в музее;
- классный час;
- беседа;
- обсуждение;
- консультации;
- презентации;
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы;
- игры;
- праздники;
- мероприятия;
- представления, выступления, балы, карнавалы;
- фестивали;
- встречи с интересными людьми.
Приоритет отдаётся диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
В 6 классе обучается 9 человек. Из 9 учащихся 4 мальчика и 5 девочек. Из них 6 детей 2005 года рождения и 3 - 2006 года рождения. Изучив листок здоровья, можно отметить, что дети не имеют хронических заболеваний. В начале учебного года передо мной стояла главная задача – продолжить формирование дружного сплоченного коллектива.
Как и во всяком коллективе, в моем классе есть несколько групп во главе со своими лидерами, есть дети, выпадающие из коллектива по тем или иным причинам. Поэтому во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь абсолютно всех детей. И это мне удавалось, так как им всем очень нравится участвовать во всевозможных творческих делах. Что в итоге: пусть не все они дружны (некоторые явно не симпатизируют друг другу), но вспышек агрессии, ненависти удалось избежать (хотя конфликты были). Над тактичным и вежливым отношением к учащимся класса надо еще поработать с учащимися Фроловым Николаем, Репиным Денисом, Денисовой Кристиной посредством индивидуальных бесед. Чувство коллективизма, взаимной ответственности и заботы еще не сформированы, над этим в 7 классе мне как классному руководителю следует немало потрудиться и посвятить этому немало мероприятий. В начале года, вовремя было замечено негативное отношение некоторых учащихся класса к однокласснику Абрамову Максиму. Работа с ребятами велась в течение всего года. Наметились значительные изменения во взаимоотношениях Максима и его одноклассников. Большинство учителей-предметников, преподающих в классе, обладают несомненным авторитетом среди учащихся, они уважаемы и любимы.
Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и проведение регулярных классных часов на животрепещущие темы (Что нравится во взаимоотношениях ребят в классе? Что не нравится? Что такое дружба? Что такое толерантность?).
В начале учебного года был сформирован актив класса, в который вошли все учащиеся класса, которым по желанию были распределены обязанности по секторам. Новой старостой класса была выбрана Бутрина Валерия. Но не все учащиеся добросовестно выполняли свои обязанности и данные им поручения, то забывали про них, то считали их неважными. Самыми активными были сектора спорта, культмассовый.
Никаких проблем не было в выборе старшего дежурного. А вот организация уборки кабинета имела свои изъяны, график дежурства не всегда соблюдался, мои попытки назначать разных ответственных за дежурство тоже были неудачными. К концу учебного года дежурство наладилось. На формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду повлияли: генеральная уборка класса и прилегающей территории, экологический классный час «Праздник Земли». Но задачам трудового воспитания в 7 классе нужно будет уделять ещё много внимания.
В течение года регулярно раз в неделю проводились классные часы разного плана. В начале первой четверти учащиеся класса были малоактивны, планируя различные классные и школьные мероприятия, большинство предпочитали отмалчиваться или соглашаться с остальными. В середине второй четверти многие предложили свои услуги по организации и проведению некоторых мероприятий. В жизни класса и школы под конец года участвовало большинство учащихся класса(95%).
Анализ воспитательной работы показал, что принято учащимися наиболее охотно из воспитательных мероприятий - это классные часы, психологические тренинги и занятия в кружках «Истоки», «Спортивная смена», «Занимательная биология», в них принимали участие 100% обучающихся класса. С наибольшим удовольствием учащиеся класса участвовали в занятиях кружка "Красота своими руками". Занятия по внеурочной деятельности «Экология души» были полезны ребятам всего класса. С удовольствием ребята посещали сельскую библиотеку. Среди проведенных мероприятий, в которых учащиеся проявили себя активными организаторами, были: изготовление игрушек на новогоднюю елку, классные часы, выпуск тематических газет и плакатов, Дни именинника.
Активное участие шестиклассники приняли в предметной Неделе истории. В составе команды школы ребята участвовали в районной викторине посвященной Памяти преподобного Сергия Радонежского и заняли 2 место. Равнодушными ребята класса не остались ни к одному мероприятию. Проанализировав участие учащихся класса в школьных мероприятиях, удалось установить, что активными были все учащихся класса.
Отличных результатов достигает Туркина Анастасия в районных спортивных соревнованиях. В этом году она получила серебряный значок ГТО. Занимает первые места во всевозможных забегах и кроссах. Репин Д. получил бронзовый знак ГТО и II юношеский разряд по лыжам. Денисова К. участвовала в различных конкурсах художественно-прикладного направления и заняла призовые места. Сорочкин Р. Участвовал и в командных конкурсах, и в интернет-викторинах и получил много призовых мест. Стала более активной и Долгорукова Д.- участие в конкурсе чтецов о Великой Отечественной войне, «Новогодний серпантин», викторина о истории Бутурлинского района.
При изучении уровня воспитанности учащихся класса было отмечено, что такие качества как целеустремленность, отзывчивость, доброта, честность и скромность преобладают над другими качествами. В итоге уровень воспитанности – 33% средний, 67% выше среднего. Это по сравнению с прошлым годом мы видим улучшение (было 100% - средний). Хотелось бы еще сформировать в детях такие качества, как ответственное отношение к учебе, долг, должное отношение к общественно-полезному труду, дисциплинированность, требовательность к себе. Эти девять месяцев выдались трудными для всех: и для родителей, и для учителей, и, конечно, для ребят. Но анкетирование показало, что абсолютно все ребята класса не утратили интереса к учебе и к школе. У большинства ребят во многом представления и мечты о школе как о втором доме совпали с реальностью.
Что касается успеваемости, то учебный год 6 класс закончил со следующими результатами: 0 - учащихся на отлично, 4 - человек на "4" и "5", с одной "3" по английскому языку – Сорочкин Р., по экономике - Фролов Н., неуспевающих нет. В плане учебы есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети. Учеба им дается трудно. В течение года я следила за учебным процессом в классе: постоянно общалась с преподавателями, организовывала их встречи с родителями. Каждую неделю проводились классные часы разного плана (чаще всего организационные, но были и много тематических). С учащимися класса постоянно проводятся индивидуальные беседы на темы учебы и дисциплины.
Большую помощь в воспитательной работе мне оказывали родители. По сути, у нас с ними общие задачи - обеспечить психологический комфорт ребенка. Важно, что у нас с большинством родителей схожие представления о том, что это такое. Самым главным помощником классного руководителя является замечательный родительский комитет. Благодаря этим родителям все родители организованны, четко и чаще всего принимают участие во всех делах класса. За год было проведено четыре родительских собрания. К сожалению, не все родители посещают их. Оправдываются тем, что не могут уйти с работы. В третьей и четвертой четвертях проведены тематические родительские собрания, где вместе с родителями обсуждались проблемы класса и школы.
Выводы:
Получилось:
- сблизить учащихся классного коллектива;
- подключиться к общешкольным праздникам;
- наладить эстетическое и духовное воспитание учащихся;
-обеспечить почти полную занятость ребят во внеурочное время;
- начать работу по воспитанию уважения к окружающим;
Не удалось:
- привлечь всех учащихся класса к делам класса и школы;
- обеспечить 100% посещаемость родительских собраний родителями;
- закончить учебный год с большим количеством хорошистов.
Полагаю, в дальнейшем продолжу работу и с детьми, и с родителями по формированию уважительного отношения к окружающим; попытаюсь добиться, чтобы все учащиеся класса посещали секции или кружки; продолжу сплочение и формирование классного коллектива; буду формировать самооценку учащихся; повышу стремление к участию в классных и школьных делах всех учащихся класса; помогу учащимся повысить оценки по некоторым предметам; попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы.
Предварительный просмотр:
Изучение уровня воспитанности учащихся
(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное количество баллов)
( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников). Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале. Так же оценивают родители. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
- Низкий уровень:
слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
- Средний уровень:
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- Хороший уровень:
положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- Высокий уровень :
устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Предварительный просмотр:
Сводная таблица результатов изучения уровня воспитанности учащихся 6 класса
(методика изучения уровня воспитанности, разработанная Н.П. Капустиным, М.И.Шиловой)
Дата проведения – 18 января 2018г.
Кол-во учащихся в классе – 9 чел.
Приняло участие в анкетировании – 9 чел.
№ | Критерии УВ | Кол-во уч-ся | % |
1 | Низкий | - | - |
2 | Ниже среднего | - | - |
3 | Средний | 3 | 33 |
4 | Выше среднего | 6 | 67 |
5 | высокий | - | - |
Сравнительный анализ результатов уровня воспитанности с результатами прошлого года показал, что показатели воспитанности остались на уровне прошлого года.
Предварительный просмотр:
Анализ уровня воспитанности в 7 классе за 1 полугодие 2018-2019 уч года.
Сводная таблица результатов изучения уровня воспитанности учащихся 7 класса
(методика изучения уровня воспитанности, разработанная Н.П. Капустиным, М.И.Шиловой)
Дата проведения – 24 января 2019г.
Кол-во учащихся в классе – 9 чел.
Приняло участие в анкетировании – 8 чел.
№ | Критерии УВ | Кол-во уч-ся | % |
1 | Низкий | - | - |
2 | Ниже среднего | - | - |
3 | Средний | 2 | 25 |
4 | Выше среднего | 6 | 75 |
5 | высокий | - | - |
Сравнительный анализ результатов уровня воспитанности с результатами прошлого года показал, что показатели воспитанности среднего уровня понизились, выше среднего – повысились. Это произошло за счет того, что у Бутриной В. Уровень воспитанности со среднего повысился до выше среднего.