Подготовка к Олимпиаде по истории и обществознанию

Смирнова Валентина Николаевна

Уважаемые ребята! Здесь вы сможете найти полезную информацию для подготовки к Олимпиаде по истории и обществознанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по истории

2018/2019 учебный год

6 класс

Дорогие ребята!

Мы рады приветствовать всех участников, проявивших интерес к олимпиаде по истории! Поздравляем вас с началом школьного этапа всероссийской олимпиады школьников! Уверены, что ваши таланты, ваш упорный труд смогут не только помочь вам в вашем выступлении на олимпиаде, но и в недалёком будущем станут залогом успешного развития нашей страны.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по истории отводится 1 час (60  минут).

Работа состоит из 7 заданий.

К заданию 1- нужно подобрать словосочетание.

К заданию 2 - дается 1 варианта ответа, требующий краткого ответа (да или нет).

В задании 3 нужно привести вычисления.

В задании 4 нужно исправить исторические ошибки.

Задание 5 и 7  требует только  одного правильного ответа на поставленный вопрос.

В задании 6 правильные ответы расставить в таблицу А и В.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

 Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Максимальное количество баллов за работу – 87.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

_________________________________________________________________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?

а) собака, коза, корова -__________________________________________________

б) душа, духи, жертва, молитва - __________________________________________

в) век,  год, тысячелетие -________________________________________________

Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)

  1. Евфрат - это главная река Египта.
  2. Финиковая пальма – это «хлебное дерево».
  3. Египетские боги олицетворяли природу.
  4. Человек современного вида появился около 20 тыс. лет назад.
  5. Автором «Илиады »  был  Софокл.
  6. Первые Олимпийские игры состоялись в 771 г.н.э.
  7. Отцом Александра Македонского был Дарий Третий.
  8. Самой зловещей фигурой среди императоров I века до нашей эры был Нерон.

1

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 3.  Решите задачи.

А. Цезаря убили в 44 г. до н.э. сколь лет прошло с тех пор?  Приведите свои вычисления

 (7 баллов за правильный ответ).

Б. Захоронение было сделано в год гибели Спартака. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2015 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления (7 баллов за правильный ответ).

Задание 4. В тексте 13 исторических ошибок, которые подчеркнуты.

Рядом нужно написать правильный ответ (за каждый правильный ответ 2 балла, максимальный балл - 26).

    В 753 г. до н.э. на  берегу Тигра …………… был основан Рим. Согласно легенде первые два века Римом правили  12…… царей. После отставки …………….…. последнего из них Тарквиния Смелого ………….. в 509 г.н.э в Риме утвердилась демократия ………….. .

За короткий срок небольшая страна превратилась в огромную империю. В ходе четырех ……….. Пунических воин римлян с Корфу ………………… Средиземное море превратилось во внутреннее озеро римлян. Не  обошли стороной Рим и гражданские войны  Они фактически  начались принятием земельного закона Гая…………..Гракха. Восстание Спартака в 74 г.н.э………….. потрясло государство. Итогом гражданских войн стало установление единовластия в Риме. Первым императором …………….. Рима  стал  Гай Юлий Цезарь.

Под ударами славянских племен…………… в 576 г......... пала и Римская империя ………..….. ……….…. ……….…. . Этим событием закончилась история Древнего мира.

Задание 5. Поставьте крестик или иной знак в нужную ячейку (каждый правильный ответ –1 балл).

1. Определите дату окончания истории Древнего мира и начала истории Средних веков

А) 410 г.        Б) 395 г.       В) 476 г.        Г) 500 г.

2. Когда происходило Великое переселение народов?

А) IV-VII в.в.    Б) III-IV в.в.    В) I-II в.в.    Г) VIII-X вв.

3. Укажите  имя вождя, которого прозвали «бичом Божьим» за то, что он опустошил Европу.

А) Хлодвиг;    Б) Атилла;     В) Аларих.    Г) Карл Мартелл

4. Старинные документы хранятся в

А) архивах     Б) музеях        В) конторах       Г) сейфах

5. Письменные источники по истории средневековья в Европе (каждый правильный ответ –1 балл).

А) Календари        Б) Летописи           В) Евангелия    Г) Хроники

№ вопроса

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г

Задание 6.   Сгруппируйте отрасли хозяйства по их принадлежности. Ответ запишите в виде последовательности  цифр в соответствующей строке. (Каждый правильный ответ – 1 балл, всего-12).

    А) Присваивающее хозяйство

    Б) Производящее хозяйство

1. сбор ягод

2. охота

3.скотоводство

4. сбор грибов

5. рыбная ловля

6. земледелие

7. бортничество

8. огородничество

9. ткачество

10. сбор яиц

11. коневодство

12. кузнечное дело

А(Присваивающее хозяйство)

В (Производящее хозяйство)

Задание 7.

Византийский историк VI в. писал: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и охраняют их в случае надобности… Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют…»

О каком народе пишет Византийский историк?

Ответ запишите словами____________________________________

За правильный ответ – 2 балла



Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по истории

2018/2019 учебный год. 60 минут.

7 класс

 1. К восточным славянам относятся племена:

  А. хазары, печенеги, половцы

  Б.  поляне, древляне, дреговичи

  В.  торки, ливы, пруссы

  Г.  мурома, ливы, мордва

2. С именем князя Ярослава Мудрого связано:

  А. покорение Дунайской Болгарии

  Б.  крещение Руси

  В. принятие Русской Правды

  Г. объединение Киева и Новгорода

3. Объезд князем и его дружины своих владений с осени до  весны:

  А.  полюдье                      В.  повоз

  Б.  обход                           Г.   ополчение

4. В 945 г. древлянами был убит князь:

  А.  Рюрик                         В.   Игорь

  Б.   Олег                            Г.   Святослав

5. Русь приняла крещение в:

  А.  860 г.                           В.   988 г.

  Б.   980 г.                          Г.   996 г.

6. Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:

  А.  Русская Правда          В.  Урок Ярославичам  

  Б.  Судебник                     Г.  Соборное      Уложение

7. Первая известная летопись на Руси:

  А.  «Слово о полку Игореве»

  Б.   «Поучение Владимира Мономаха»

  В.   «Повесть временных лет»

  Г.   «Повесть о разорении Рязани Батыем»

8. Первый из русских городов, павший под ударом войска Батыя:

  А.   Москва                        В.  Рязань

  Б    Коломна                      Г.   Новгород

9. Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:

 А.   проведение переписи населения в Новгороде

 Б.   поездку к хану Орды за ярлыком

 В.   победу над крестоносцами

 Г.   разгром шведского отряда

10. Ордынские чиновники, которые собирали дань:

 А.   бесермены                  В.  баскаки

 Б.   беки                             Г.   эмиры

11. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской

      православной церкви:

 А.   Иван Калита      Б. Дмитрий Донской    В. Александр Невский

12. Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил    

      благословление накануне Куликовской битвы:

  А.  Сергий Радонежский                 В.  митрополит Алексий

   Б.   митрополит Петр                             Г.  патриарх Никон

13.  Куликовская битва произошла в:

  А.  1240 г.                                      В.  1480 г.

  Б.  1380 г.                                       Г.  1242 г.

14. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:

  А.  Угра                                        В.  Дон

  Б.  Непрядва                                 Г.   Калка

 15.  Год принятия Судебника Ивана III:

   А. 1380 г.                                     В.  1480 г.

   Б.  1382 г.                                     Г.   1497 г.

       Выберите правильный вариант ответа среди  предложенных.

  1. Участники Куликовской битвы:

  А.  Пересвет                      Г.  Челубей

  Б.  Ягайло                          Д.  Тохтамыш

  В.  Мамай                           Е.  Ахмат

 1. А Б Д                                3. Б В Г

 2. Б В Е                                4. А В Г

17.  В результате монгольского нашествия на Русь:

  А.  большинство городов было сожжено

  Б.  запустели пахотные земли

  В.  установлен военно-политический союз с Ордой

  Г.  погибли большинство князей и воевод

  Д.  большинство земель не пострадало

    1. А Б Г                               3. В Г Д

    2. Б В Д                          4. А Г Д

                                                                 

18.  Установите соответствие между понятием и определением:

  1.  ярлык                 А. монгольские сборщики дани

  2.  полюдье             Б. грамота от хана на право княжения

  3.  баскаки              В. господство ордынцев, угнетение

  4.  иго                      Г. сбор дани на Руси

19. Соотнесите события и даты:

  1.  Невская битва                        А.  1223 г.

  2.  Куликовская битва                Б.  1240 г.

  3.  Ледовое побоище                   В.  1380 г.

  4.  Битва на р. Калка                    Г.  1242 г.

20.  О каком событии  написал поэт К.Симонов: 

  «Был первый натиск немцев страшен. В пехоту русскую углом, тремя рядами конных башен они вломились напролом…».

        21. Подпишите имена русских князей.

22.  Сгруппируйте отрасли хозяйства по их принадлежности. Ответ запишите в виде последовательности  цифр в соответствующей строке. (Каждый правильный ответ – 1 балл, всего-12).

    А) Присваивающее хозяйство

    Б) Производящее хозяйство

1. сбор ягод

2. охота

3.скотоводство

4. сбор грибов

5. рыбная ловля

6. земледелие

7. бортничество

8. огородничество

9. ткачество

10. сбор яиц

11. коневодство

12. кузнечное дело

А(Присваивающее хозяйство)

В (Производящее хозяйство)

23. Византийский историк VI в. писал: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и охраняют их в случае надобности… Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют…»

О каком народе пишет Византийский историк?

Ответ запишите словами____________________________________

За правильный ответ – 2 балла

24. Решите задачи.

А. Цезаря убили в 44 г. до н.э. сколь лет прошло с тех пор?  Приведите свои вычисления

 (7 баллов за правильный ответ).

Б. Захоронение было сделано в год гибели Спартака. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2015 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления (7 баллов за правильный ответ).



Предварительный просмотр:

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников по истории – 8 класс

2018 / 2019  учебный год. 60 минут.

1. Определите пару исторических личностей, которые были современниками.(1 балл)

А)Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

Б)Андрей Рублев и Александр Невский

В)Иван Калита и Ярослав Мудрый

Г)Владимир Мономах и хан Ахмат

2. Определите, какое событие произошло позже (1 балла)

А.стояние на реке Угре

Б.набегТохтамыша на Москву

В.Судебник Ивана III

Г.Куликовская битва

3.  Назовите полководцев, которые участвовали в битве на р. Неве (2 балл)

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, СбыславЯкунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

    Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Г) Игорь Святославич, Всеволод, Кончак, Юрий Кончакович

4.По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (2 балла за каждый правильный ответ . Всего 6 баллов.)
1. Закупы, рядовичи, смерды.
2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский

5. Назовите реформы и мероприятия, относящиеся к времени правления Ивана Грозного (6 баллов за полный ответ)

А) создание стрелецкого войска

Б) отмена кормлений

В) разгром церковных ересей в Москве и Новгороде

Г) присоединение Твери

Д) созыв Земского собора

6. Соотнесите понятия и определения. Ответ запишите в таблицу.(8 баллов)

http://olymp74.ru/images/view.php?id=89f1c68446773bf53f1fe710a9ee50ef7dcf137f6d66492af81038f888041c8e

1

2

3

4

7.  Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам (2 балла за понятие, 2 – за определение.Максимальный балл – 12):

Руси, дань, в, размер, Древней, установленный. _______________________________________________________________________

Князьям, ханская, право, грамота, княжествах, в, дававшая, своих, властвовать, русским. _______________________________________________________________

 Разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный.

8. Вставьте вместо пропусков. 3 балла за пропуск. Всего 12 баллов

__________ провозгласил себя______________ , подчеркивая тем самым, что он держит землю сам, не подчиняясь власти ордынских ханов. На торжественных приемах он восседал на греческом троне, подаренном Палеологами, держа в руках  символы власти - _______________ и _____________ .

9 .Расшифруйте шараду. (3 балла)

Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,

второе - русское национальное блюдо,

третье - предлог,

целое слово - одна из феодальных повинностей.

10. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и определите, о каком историческом деятеле идет речь (3 балла)

«…стал собирать много воинов храбрых… ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». _________________

11. Подпишите имена русских князей и расположите в хронологической последовательности их правления. (2 балла за имя, 2 балла за правильную

последовательность. Всего 12 баллов)

а)__________________      б)________________________     в) ____________________

_г)______________________     __д)_______________________

        



Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

7-8 классы

(максимальное количество баллов – 45;  время проведения - 60 минут)

Уровень А – 1 балл за правильный ответ.

  1. Учёные определяют общество как:
  1. многообразие форм и проявлений живой природы
  2. совокупность природных и социальных сил
  3. обособившуюся от природы часть мира
  4. весь окружающий человека мир.
  1. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в узком смысле понимают:
  1. форму государственного устройства
  2. деятельность людей по созданию благ и услуг
  3. способ осуществления власти
  4. определённый этап исторического развития.
  1. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей:
  1. затопление нескольких улиц во время наводнения
  2. загрязнение воздуха выхлопными газами
  3. разведение лебедей в городском пруду
  4. административное ограничение ловли некоторых видов рыб.
  1. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Общество развивается изолированно от природы.

Б. Люди, живущие в разных природных условиях, могут различаться образом жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Предприниматель финансировал организацию художественной выставки. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной.

6. Какой пример характеризует человека как личность?

1) У Матвея сломана нога.

2) У Кости светлые волосы и голубые глаза

3) Володя быстро устаёт во время утренних пробежек.

4) Вася всегда уступает пожилым людям место в транспорте.

7. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешное выполнение определённой деятельности, учёные обозначают понятием:

1) способности

2) потребности

3) личность

4) индивид.

8. Какому понятию соответствует определение: «Нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма»?

1) задатки

2) темперамент

3) потребности

4) способности.

9. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Различают материальную и духовную культуру.

Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религия и мораль.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Что является отличительным признаком науки?

1) эмоциональное воздействие на человека

2) отражение представлений о добре и зле

3) объяснение сущности явлений и событий

4) обращение к сверхъестественным силам.

11. Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

1) христианство

2) ислам

3) религия

4) буддизм.

12. Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) буддизм

2) индуизм

3) шаманизм

4) конфуцианство

13. Экономическая наука изучает

1) формы государственного устройства

2) функционирование общества в целом

3) закономерности поведения людей

4) теоретические основы хозяйствования

14. Верны ли следующие суждения о потребителе?

А. Потребитель изготавливает и продаёт товары, предоставляет услуги.

Б. В роли потребителя благ может выступать человек, фирма и общество в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о производстве?

А. Производство – это процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития общества.

Б. В структуру современного производства входит сфера услуг.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, не запрещённую законом, осуществляемую на свой риск, направленную на получение прибыли, называют:

1) предпринимательством

2) авантюрой

3) хозяйствованием

4) трудом.

17. Равновесная цена является показателем

1) соответствия спроса и предложения

2) качества предлагаемого товара

3) издержек производителя

4) государственного вмешательства  в экономику

18. Что из перечисленного ниже относится к расходам семьи?

1) дедушкина пенсия

2) процент на банковский вклад

3) оплата жилья и услуг

4) прибыль семейной фирмы.

19. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется

1) формой правления

2) политическим режимом

3) формой административного устройства

4) государственным суверенитетом

20. Совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства, называют

1) моралью

2) правом

3) властью

4) политикой

Уровень В – 2 балла за правильный ответ.

21. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) оказание парикмахерских услуг

1) духовная

Б) исполнение симфонического концерта

2) экономическая

В) производство автомобилей

Г) приобретение загородного дома

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

22. В приведённом списке указаны черты сходства права и морали и отличия права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) регулируют общественные отношения

2) фиксируются в специальных актах

3) существуют в официально-письменной форме

4) распространяются на всё общество.

ЧЕРТЫ  СХОДСТВА

ЧЕРТЫ  ОТЛИЧИЯ

23. Соотнесите термины и определения.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) потребители

1) плата за землю

Б) производительность труда

2) нехватка товаров и услуг на рынке

В) дефицит

3) люди, покупающие товар на рынке

Г) рента

4) выпуск товаров и услуг за единицу времени

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

24. Заполните схему:

«Основные сферы общества»

      25. Дополните схему:

«Типы обществ»

Традиционное (аграрное)

26. Вставьте пропущенные слова «Смысл закона ускорения истории заключается в том, что на каждую … стадию уходит гораздо меньше времени, чем на …».

27. Соотнесите термины и определения.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) аффект

1) способность и возможность оказывать определённое воздействие на деятельность и поведение людей

Б) власть

2) ведущее положение отдельной личности, группы, партии

В) гуманность

3) человечность, благожелательное отношение к людям

Г) лидерство

4) кратковременная и сильно выраженная эмоциональная реакция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

28. Дополните таблицу: «Особенности сфер общественной жизни»

Сферы

Функции

1) ?

Производство необходимых для людей товаров и услуг и их распределение между ними. Предприятия и экономические отношения между людьми.

2) Политическая

?

3) ?

Взаимодействие больших социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий и др.  Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины, столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы, парки культуры, стадионы и др. Органы социальной защиты и социального обеспечения.

4) Духовная

?

29. Продолжите фразу: «Продолжительность ежедневной работы не может превышать для работников от 15 до 16 лет – … часов».

30. Вставьте пропущенное слово: «Важнейшим условием образования семьи является …».

Уровень С – 5 баллов

31. Из предложенных высказываний выберете одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования обществоведческих знаний, фактов общественной жизни, личного опыта.

1) «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн) – экономика.

2) «Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм) – экономика.

3) «Для того даны законы, чтобы не было так, что кто сильный – всё может» (Ф.И.Карпов) – право.

4) «Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» (Русская пословица) – право.

5) «Современная школа – достижения и проблемы» (По материалам СМИ) – социология.

6) «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л.Фейербах) – социология.

7) «Личностью не рождаются, личностью становятся» (А.Леонтьев) – социальная психология.

Ключ:

Уровень А – 20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3

4

1

2

4

4

1

3

3

3

3

1

4

2

3

1

1

3

4

2

Уровень В – 20 баллов

21

2122

22

1423

23

3421

24

Политическая, экономическая, духовная, социальная.

25

Индустриальное, постиндустриальное (информационное).

26

Последующую, предыдущую (предшествующую).

27

4132

28

Сферы

Функции

1) Экономическая

Производство необходимых для людей товаров и услуг и их распределение между ними. Предприятия и экономические отношения между людьми.

2) Политическая

Связана с государством и органами государственной власти: президент, аппарат президента, парламент, правительство, региональные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы.

3) Социальная

Взаимодействие больших социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий и др.  Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины, столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы, парки культуры, стадионы и др. Органы социальной защиты и социального обеспечения.

4) Духовная

Относят культуру, науку, образование, религию. Составные части: университеты, школы, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры, национальные художественные сокровища, церковь.

29

5

30

Брак

Уровень С – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 45.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

9-11 КЛАССЫ.

(Максимальное количество баллов – 100,  время выполнения – 90 минут)
1. Богиней правосудия в Древней Греции являлась:
а) Фемида; 
б) Афина;
в) Артемида.
2. Слово «право» в переводе с латинского означает:
а) обязанность, необходимость;
б) правда, справедливость;
в) ограничение, невозможность.
3. В Древней Греции и Древнем Риме правом голосовать обладали:
а) свободные мужчины;
б) женщины;
в) рабы;
г) все граждане;
д) иностранцы;
е) богатые и знатные граждане;
ж) все перечисленные категории.
4. Какие предметы находились в руках у богини правосудия в греческой мифологии?
а) меч и кошелёк;
б) меч и весы;
в) книга и часы;
г) часы и весы.
5. Заполните пропуск в ряду:
А. Большая семья - ________ - Племя - Племенной союз
Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США - ______. 
6. Что означает слово «демократия»?
7. Последовательное расположение общественных слоёв или служебных званий от низших к высшим, в порядке подчинения называется _______________. 
8. Основным законом Российской Федерации является ____________. 
9. Назовите древнекитайского философа и государственного деятеля, который считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научатся следовать строгим правилам поведения. 
10. Как называется форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборному органу?
11. Именно эту греческую богиню должны, видимо, больше всего бояться преступники. Назовите её.
12. Как вы думаете, что искал Диоген днём с огнём в толпе людей?
13. Как назывался бы наш министр обороны в Древней Греции?
14. Как называлась администрация древнегреческих городов государств? Нужно заметить, что администрация проявляла чудо, обеспечивая порядок среди далеко не кротких древних греков. Иначе бы
искусство управления государством не стали бы называть точно также.
15. Назовите восьмое слово первого куплета гимна Российской Федерации.
16. Назовите фамилию, имя и отчество третьего президента Российской Федерации.
17. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.


http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/27/26469/26469_html_3436165d.jpg



18. Малолетними по российскому законодательству считаются дети:
а) с момента рождения до 14 лет;

б) с 6 до 14 лет;
в) с 8 до 14 лет;

г) с 10 до 14 лет. 
19. Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:
а) с 8 до 18 лет;

б) с 10 до 18 лет;
в) с 14 до 18 лет;

г) с 18 до 30 лет.
20. Административная ответственность наступает:
а) с 10 лет;

б) с 14 лет;
в) с 16 лет;

г) с 18 лет.
21. Соотнесите названия видов чувств и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аффект

1) общее состояние переживаний человека

б) эмоции

2) особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в переживаниях

в) чувства

3) физиологическая реакция организма в ответ на напряженную и неожиданную обстановку

г) стресс

4) отношения к миру, людям, событиям

д) настроение

5) бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный раздражитель

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д

22. Гражданскими правами человек обладает

а) с момента рождения;

б) с 14 лет;
в) с 18 лет;

г) с 20 лет.
23. К гражданским (личным) правам относятся:
а) право на объединение для защиты своих интересов;
б) право избирать и быть избранным;
в) право на неприкосновенность жилища;
г) право обращаться лично в государственные органы.
24.  Политическими правами являются:
а) право на жизнь;
б) право на мирные собрания, митинги, шествия;
в) право на выбор места жительства;
г) право на личную неприкосновенность.
25. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с
ним права и возможности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 6 лет

1) право участвовать в выборах в органы государственной власти

б) 14 лет

2) получение паспорта гражданина РФ

в) 16 лет

3) покупка продуктов или игрушек

г) 18 лет

4) право трудоустройства

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г


26. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совершение следующих преступлений:
а) убийство;

б) разбой;
в) похищение человека;

г) угон автомобиля;
д) все перечисленное.
27. Выберите правильные ответы: Конвенция о правах ребенка
а) принята в 1989 году;

б) не была подписана Россией;
в) была принята ООН;

г) считает ребенком любого человека до 14 лет;
д) закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение.
28. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В труде, учении,______(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(2) – ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные _______(3) организма являются лишь _________ (4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ___________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и_________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже.
Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А. особенность
Б. способности
В. личность
Г. игра
Д. общество
Е. задатки
Ж. общение
З. деятельность
И. группа
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 

1

2

3

4

5

6






29. Продолжите фразу:
«Свобода одного человека заканчивается там, где … » (М. Бакунин)
30. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию потребитель. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис.
31. Верны ли следующие суждения?

А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.
Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.
1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
32. Соотнесите между собой науки и высказывания, в рамках которых они прозвучали:

1. Философия

А. «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самарканди)

2. Экономика

Б. «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить» (Э.Севрус).

3. Социология

В. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н.А.Бердяев)

4. Политология

Г. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)

5. Правоведение

Д. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. П. Сумароков)

Запишите в таблицу выбранные буквы.

1

2

3

4

5

33. Предприниматель финансировал организацию художественной выставки. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной.

34. Какой пример характеризует человека как личность?

1) У Матвея сломана нога.

2) У Кости светлые волосы и голубые глаза

3) Володя быстро устаёт во время утренних пробежек.

4) Вася всегда уступает пожилым людям место в транспорте.

35. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешное выполнение определённой деятельности, учёные обозначают понятием:

1) способности

2) потребности

3) личность

4) индивид.

36. Какому понятию соответствует определение: «Нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма»?

1) задатки

2) темперамент

3) потребности

4) способности.

37. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Различают материальную и духовную культуру.

Б. К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религия и мораль.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

38. Что является отличительным признаком науки?

1) эмоциональное воздействие на человека

2) отражение представлений о добре и зле

3) объяснение сущности явлений и событий

4) обращение к сверхъестественным силам.

39. Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает все остальные?

1) христианство

2) ислам

3) религия

4) буддизм.

40. Какая из перечисленных религий относится к мировым?

1) буддизм

2) индуизм

3) шаманизм

4) конфуцианство

41. Напишите напротив утверждений, которые верны – «да», а напротив тех, которые неверны – «нет».

1) Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.

_______

2) Общество относится к саморазвивающимся системам.

_______

3) В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности.

_______

4) Прогресс исторического развития противоречив: в нём можно найти как прогрессивные, так и регрессивные изменения.

_______

5) Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.

_______

6) Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.

_______

7) Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.

_______

42. Заполните пропуски:

1) Обобщающий экономический показатель, который выражает совокупную стоимость произведенных внутри страны товаров и услуг в рыночных ценах, называется _________________________________________________________ .

2) Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

3) Автором категорического императива – всеобщего нравственного закона, согласно которому каждый должен поступать «согласно только такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» является  ________________ .  

4) Политическая __________________ - это система концептуально оформленных представлений, взглядов и воззрений на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ориентации на те или иные политические явления, процессы, институты.

43. Заполните пропуски в схеме.

? 1

? 2

монархия

? 3

? 4

смешанная

абсолютная

? 5

? 6

Запишите вставленные слова в таблицу:

1

2

3

4

5

6


44. Из предложенных высказываний выберете
одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования обществоведческих знаний, фактов общественной жизни, личного опыта.

1) «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн) – экономика.

2) «Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм) – экономика.

3) «Для того даны законы, чтобы не было так, что кто сильный – всё может» (Ф.И.Карпов) – право.

4) «Закон – что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» (Русская пословица) – право.

5) «Современная школа – достижения и проблемы» (По материалам СМИ) – социология.

6) «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л.Фейербах) – социология.

7) «Личностью не рождаются, личностью становятся» (А.Леонтьев) – социальная психология.


Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

а

б

г

б

род штат

власть народа

иерархия

Конституция

Конфуций

Республика

К-во баллов

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

Немезида

Человека

Стратег

Политика

Страна

Медведев Дмитрий Анатольевич

1- крест должен быть на каждой короне.

2-нет третьей короны.

3- на державе должен быть крест, а не звезда.

4-герб Москвы.

б

в

в

К-во баллов

2

2

2

2

2

2

4

1

1

1

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

52431

а

в

б

3241

д

авд

гваебз

начинается свобода другого

прибыль

К-во баллов

5

1

1

1

4

1

3

6

2

1

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Ответ

3

вгбда

4

4

1

3

3

3

3

1

К-во баллов

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

41

42

43

44

Ответ

да

да

нет

да

нет

нет

да

1-валовый внутренний продукт;

2- преступлением;

3- И.Кант;

4-идеология.

1-форма правления, 2-республика, 3-президентская, 4-парламентская, 5-ограниченная(парламентская), 6-дуалистическая.

Пункты 3-4, 5-6 можно менять местами.

Рассуждения на основе использования обществоведческих знаний, фактов общественной жизни, личного опыта.

К-во баллов

7

8

6

5

Всего – 100 баллов.