Внеурочная деятельность и дополнительное образование

Смирнова Валентина Николаевна

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников вне классной комнаты, за пределами урока.

 

 

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.  http://opk.pravolimp.ru/office?contest_id=5b7bd3f753bb56686f0001af&#5b7bd3f753bb56686f0001af

 

Уроки истории     http://urokiistorii.ru/

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анализ работы кружка «Истоки»

за 2016-2017 уч. год

 Работа кружка «Истоки» велась в соответствии с программой.

 Отличительные особенности программы «Истоки», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, личностная направленность, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.

Цель первого года обучения:

Вхождение в краеведение на примере изучения локальной истории и культуры предков, воспитание любви к малой родине, уважение к традициям предков.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к истории малой родины, эстетическую культуру через приобщение к народным промыслам и фольклору;

- учить осознанному восприятию содержания краеведческого материала, приобщать к культурным ценностям;

- воспитывать чувство любви к своему Отечеству, уважительное отношение к этнокультурному наследию.

Вся работа кружка была направлена на достижение цели и решение поставленных задач.

Практически все задачи реализованы через систематические занятия кружка, которые проходили  в соответствии с календарно – тематическим планированием.

В течение учебного года учащиеся освоили важнейшие понятия: Семья, Мир, Доброе слово, Любовь к Родине, Книга, Святыни России.

Велась активная работа с семьёй, направленная на развитие духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье.

Дети  узнавали свои корни, составляли родословную двух поколений, узнавали и рассказывали о семейных традициях, принимали участие конкурсах.

Члены кружка приняли активное участие в следующих мероприятиях:

1.Бутурлинские чтения им.В.И.Казакова; (участники получили грамоты за участие)

2.Районный интернет-конкурс «История в лицах»; (Пендрякова К. заняла 3 место)

3.Региональный интернет-проект «Александр Невский - Слава, Дух и Имя России!»; (Благодарность за развитие проекта)

4. В районном Историческом турнире «Первый император» (1 место за визитную карту)

5. В Областном конкурсе фото Детство. Творчество. Родина.  (Репина Я.-1 место, Сорочкин Р.-3 место) 

6. В  Международной  викторине по истории «Знанио -  зима 2017» (Дипломы 1 и 2 степени)

Белов А. и Денисов А. подготовили исследовательские работы к школьной научно-практической конференции. Сорочкин Р., Белов А., Косолапов С. подготовили портреты своих родственников-участников Великой Отечественной войны для акции Бессмертный полк на День победы. Кузовенкова Н., Лукоянова Д., Юрасова Д. выпустили две стенгазеты «История Нового года» и «4ноября-День народного единства».  Ребята занимались оформлением и пополнением школьного краеведческого музея, что способствует формированию взаимосвязи настоящего с прошлым и воспитанию патриотизма. Итогом всей работы кружка стало создание альбома «Фольклор моей малой родины».

Выводы о работе детского коллектива:

Результаты работы позволяют сделать вывод, что занятия в кружке «Истоки» способствуют развитию познавательной активности учащихся, творческого мышления, коммуникативных качеств, повышению качества обучения по истории, так как учащиеся свободнее и увереннее чувствуют себя на основных уроках, о чем свидетельствуют их отличные и хорошие результаты по истории по итогам года.

Личные достижения педагога:

1.Прошла с января по апрель 2017года  курсы повышения квалификации «Теория и методика преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»;

2.Получила благодарность за развитие интернет - проекта «Александр Невский - Слава, Дух и Имя России!»



Предварительный просмотр:

Анализ работы кружка «Истоки»

за 2017-2018 уч. год

 Работа кружка «Истоки» велась в соответствии с программой.

 Отличительные особенности программы «Истоки», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, личностная направленность, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.

Цель первого года обучения:

Вхождение в краеведение на примере изучения локальной истории и культуры предков, воспитание любви к малой родине, уважение к традициям предков.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к истории малой родины, эстетическую культуру через приобщение к народным промыслам и фольклору;

- учить осознанному восприятию содержания краеведческого материала, приобщать к культурным ценностям;

- воспитывать чувство любви к своему Отечеству, уважительное отношение к этнокультурному наследию.

Вся работа кружка была направлена на достижение цели и решение поставленных задач.

Практически все задачи реализованы через систематические занятия кружка, которые проходили  в соответствии с календарно – тематическим планированием.

В течение учебного года учащиеся освоили важнейшие понятия: Семья, Мир, Доброе слово, Любовь к Родине, Книга, Святыни России.

Велась активная работа с семьёй, направленная на развитие духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье.

Дети  узнавали свои корни, составляли родословную двух поколений, узнавали и рассказывали о семейных традициях, принимали участие конкурсах.

Члены кружка приняли активное участие в следующих мероприятиях:

1.Бутурлинские чтения им.В.И.Казакова; (Пендрякова К. Стала победителем, Денисов А.-дипломантом)

2.Районный интернет-конкурс «История в лицах»; (Пендрякова К., Барахов М., Денисов А. Получили дипломы участников)

3.Региональный интернет-проект «Александр Невский - Слава, Дух и Имя России!»; (Благодарность за развитие проекта)

4. В районном Историческом турнире «Дворцовые перевороты» (Диплом участников)

5. В Областном конкурсе фото Детство. Творчество. Родина.  (Репина Я.-1 место, Сорочкин Р.-3 место) 

6. В  Международной  викторине по истории «Знанио -  зима 2018» (Дипломы 1 и 2 степени)

7.  Районная викторина памяти Сергия Радонежского — команда 2 место

8. Олимпиада по Основам  Православной культ. Дипломанты и участники

9. Зональная научно - практическая конференция «Мой край родной. Люди, события, факты» Белов А. диплом участника

10.  Участие в конкурсе «Уроки истории. XX век» на сайте «Мемориал».Денисов А.

11.Участие команды во Всероссийском квесте «Сталинградская битва» 1 ме     сто  

12.  Участие в Неделе истории

13. Участие в конкурсе чтецов «Строки, опаленные войной». Все члены кружка заняли призовые места.

Белов А. и Денисов А. подготовили исследовательские работы к школьной научно-практической конференции.  Ребята занимались оформлением и пополнением школьного краеведческого музея, что способствует формированию взаимосвязи настоящего с прошлым и воспитанию патриотизма.

Выводы о работе детского коллектива:

Результаты работы позволяют сделать вывод, что занятия в кружке «Истоки» способствуют развитию познавательной активности учащихся, творческого мышления, коммуникативных качеств, повышению качества обучения по истории, так как учащиеся свободнее и увереннее чувствуют себя на основных уроках, о чем свидетельствуют их отличные и хорошие результаты по истории по итогам года.

Личные достижения педагога:

1.Прошла курсы повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики": содержание и методика преподавания» в мае 2018 года  

2.Получила благодарность за развитие интернет - проекта «Александр Невский - Слава, Дух и Имя России!»

3. Выступила на шмо учителей-предметников на тему «Методы достижения метапредметных результатов в 5-7 классах в условиях реализации ФГОС ООО»  январь2018

4.Прошла тестирование на сайте «Единый урок», участвовала  в Деловой игре «Права человека»



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"

Информационно-методическое письмо

«Реализация предметной области

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в образовательных организациях Нижегородской области»

1.Нормативно-правовая база реализации предметной области ОДНКНР 

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандартах не прописаны составляющие её учебные предметы, что позволяет изучать ее на данном этапе через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

2. Содержание и планируемые результаты освоения

предметной области «ОДНКНР» в соответствии с ФГОС ООО

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями. Базовые национальные ценности раскрываются через систему нравственных ценностей (представлений), которые приведены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» // Авторы А.Я., Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.

Концепция определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

-систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

-основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».

В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

3. ОДНКНР в учебном плане образовательной организации

В целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса и продолжить изучение данной предметной области в 6-9 классах основной школы.

Для реализации ОДНКНР в 5 классе рекомендуется использовать УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ).

Образовательная организация вправе определять сроки изучения предметной области «ОДНКНР» (в течение одного, двух или более лет) учащимися 5-х - 9-х классов и варианты ее реализации.[1]

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 18, пунктом 9 части 3  статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация самостоятельна в определении списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

Данный список определяется нормативным локальным актом образовательной организации ежегодно.

4.Варианты реализации предметной области ОДНКНР

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761, письму Министерства образования Нижегородской области от 19.09.2016 г. № 316-01-100-3467/16-00 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может быть реализована в трёх вариантах:

Вариант I. Занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Вариант II. включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания.

Вариант III. включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Для образовательных организаций, принявших решение о реализации предметнойобласти ОДНКНР  по первому варианту, рекомендуются региональные учебно-методические комплекты, разработанные в Нижегородском институте развития образования и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

Региональные УМК

Авторы

Классы

1

История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней:

- рабочая программа;

- учебные пособия для учащихся 6-10 классов;

-Методическое пособие для учителя;

-Хрестоматия для учителя и учащихся;

-Контрольно-измерительные материалы.

Романовский В.К., Селезнев Ф.А., Гинзбург Б.Л., Иткин Э.С.

6-10

2

УМК «Религии России»:

-Учебная программа;

-Учебное пособие для учащихся 8 классов;

- Учебное пособие для учащихся 9 классов;

-Учебное пособие для учителя;

-Поурочные разработки для учителя;

-Хрестоматия для учителя и учащихся;

- Контрольно-измерительные материалы

Романовский В.К., Сомов В.А., Гречухин Г.Б., Гончар Л.А.

8-9

Для образовательных организаций, принявших решение о реализации предметной области ОДНКНРпо второму варианту, рекомендуется включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей («История Россия»,Всеобщая история, «Обществознание», Русский язык, Литература, Музыка, Изобразительное искусство)  тем, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.

Например, широкие возможности для обеспечения предметной области ОДНКНР представляют следующие темы уроков истории России (на примере материалов УМК издательства "Просвещение" в 6-7 классах)

Классы.

[a]

Темы

6 класс.

От Древней Руси к Российскому государству

1.Народы и государства на территории России (с древнейших времен до середины IX в.).

2.Древнейшие культуры. Славянский мир. Соседи восточных славян.

3.Основание Древнерусского государства. Утверждение православия.

4.Мир людей Древней Руси.

5.Культурное пространство Европы и культура Руси. Место и роль Руси в Европе.

6.Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

7.Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.

8.Повседневная жизнь населения.

9.Московская Русь - единое государство. Символы государства.

10.Человек в Российском государстве второй половины XV в.

11.Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

12.Формирование культурного пространства единого Российского государства

7 КЛАСС

Россия в XVI – XVII веках.

1.Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2.Церковь и государство в XVI в.

3.Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

4.Русская православная церковь в XVII в.

5.Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

6.Культура народов России в XVII в.

7.Народы России в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8.Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

9.Родной край в истории и культуре Руси, России (региональная история) и др.

Аналогичные возможности для обеспечения предметной области ОДНКНР представляют темы из предмета «Обществознание» (на примере материалов УМК издательства "Просвещение" в 5-6 классах)

Темы

Содержание

5 класс.

1.  Человек

Цели и ценность человеческой жизни. Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости

2. Семья.

Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

 Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка.  

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни

3. Школа

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества.   Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.  Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

4. Труд

Труд – основа жизни.  

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

5. Родина

Наша Родина – Россия. РФ  Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. .

Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения

6 класс

1.  Человек в социальном измерении

Человек — личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.  Человек познаёт мир Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность.  Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху.  Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи

2 Человек среди людей

Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, Как победить обиду и установить контакт.

3 Нравственные основы жизни  

 Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым.  Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность (вариант III) в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

В соответствии с пунктом 13 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована по таким направлениям развития личности, как духовно-нравственное и общекультурное, неотъемлемой частью которых является патриотическое воспитание, изучение историко-культурного наследия и традиционной культуры, краеведение (в том числе, духовное краеведение), экологическая культура, формирование здорового (нравственного) образа жизни.

Внеурочная деятельность по ОДНКНР является частью всей внеурочной работы и включается в общую Программу воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования образовательной организации, а также в План внеурочной деятельности ОО.

Мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности по предметной области ОДНКНР, могут реализовываться в плане внеурочной деятельности (п. 3.1.2.«Примерный план внеурочной деятельности» ПООП ООО) в следующих разделах:

        - по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, школьные олимпиады);

        - план воспитательных мероприятий.

5. Учебно-методическое обеспечение предметной области ОДНКНР

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. N 699 (всего 80 организаций).

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» входит в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Заседания Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. Протокол от 3 марта 2016 года N НТ-19/08пр)

6. Основные подходы к организации оценивания обучающихся

В соответствии с пунктом 3 статьи 28, с пунктом 2 статьи 30 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна материала, численность групп и другое). При оценивании уровня подготовки обучающихся учитель руководствуется требованиями, зафиксированными в Положенииосистемеоценок, формах и сроках проведения промежуточнойаттестации, и переводе обучающихся (разработанными и утвержденными на базе общеобразовательной организации).  

7. Кадровое обеспечение преподавания предметной области ОДНКНР

Преподавание предметной области ОДНКНР не требует дополнительного повышения квалификации педагогов, имеющих базовое образование по предметным областям:

- «Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география);

- «Филология» (русский язык и литература);

-«Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, культурология).

Преподавание предметной области ОДНКНР требует дополнительного повышения квалификации для педагогов, имеющих базовое образование по предметным областям:

-«Лингвистика» (иностранные языки);

-«Естественно-научные дисциплины» (химия, физика, биология);

- «Математика и информатика»;

- «Технология»;

- «Физическая культура иосновы безопасностижизнедеятельности».

8.Список рекомендуемой литературы

8.1. Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/543

3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы": [утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493].

4. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года: [утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751] // http://base.garant.ru.

5. Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 31.05.2016) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2014 N 31472). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159873/

8.2.Информационно-методические письма Минобрнауки РФ.

1.Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181244/

2.Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803 о рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования.

8.3.Информационно-методические письма Министерства образования Нижегородской области

1. Письмо Министерства образования Нижегородской области от 19.09.2016 г. № 316-01-100-3467/16-00 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»

8.4.Учебная литература. 5 класс.

1. Программа: комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Учебник: Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

8.5. Региональные УМК. Основная школа.

УМК «История Нижегородского края»

1.История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Рабочая программа  учебного курса для 6-10 классов общеобразовательных организаций/ авт.сост.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин/ под общей редакцией В.К.Романовского – Н.Новгород: НИРО, 2016;

2.История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века: учебное пособие для учащихся 6 классов./Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2016;

3.История Нижегородского края ХV-ХV11 веков: учебное пособие для учащихся 7 класса /авт.: Ф.А.Селезнев, Э.С.Иткин, В.К.Романовский; под ред. Ф.А.Селезнева. - Н.Новгород: НИРО, 2016;

4.История Нижегородского края в  ХV111 веке: учебное пособие для учащихся 8 класса./авт.:Ф.А.Селезнев, Э.С.Иткин, В.К.Романовский; под ред. Ф.А.Селезнева. - Н.Новгород: НИРО, 2016;

5.История Нижегородского края в Х1Х – начале ХХ века: учебное пособие для учащихся 9 класса /авт.: Э.С.Иткин, В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев/ под ред. В.К.Романовского. - Н.Новгород: НИРО, 2016;

6.История Нижегородского края в ХХ-начале ХХ1 века: учебное пособие для учащихся 10 класса /авт.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Э.С.Иткин, Б.Л.Гинзбург; под ред. В.К.Романовского. - Н.Новгород: НИРО, 2016;

7.История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся общеобразовательных организаций/сост.: Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин, В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев / под общей редакцией В.К.Романовского.- Н.Новгород: НИРО, 2016;

8.История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К.Романовского. - Н.Новгород: НИРО, 2016;

9.История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно-измерительные материалы к учебному курсу для общеобразовательных организаций/авт.сост.: В.К.Романовский, Э.С.Иткин, Б.Л.Гинзбург; предисл. и ред. В.К.Романовского. Н.Новгород: НИРО, 2016;

УМК «Религии России»(авторский коллектив:Романовский В.К., Сомов В.А. Гречухин Г.Б., Гончар Л.А.)

1.«Религии России». Программа учебного курса для 8-9 классов общеобразовательных организаций;

2.«Религии России». Часть 1.: учебное пособие для учащихся 8 классов общеобразовательных школ;

3.«Религии России». Часть 2.: учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ;

4.«Религии России». Поурочные разработки  к учебному курсу для 8-9 классов;

5.«Религии России». Пособие для учителя;

6.«Религии России». Хрестоматия  по учебному курсу для общеобразовательных учреждений;

7.«Религии России». Контрольно-измерительные материалы по учебному курсу.

8.6.Учебно-методическая литература

 1. Акчулпанова, Р. К. Подготовка будущих учителей к духовно- нравственному воспитанию школьников на основе этнокультурного подхода / Р. К. Акчулпанова ; Акад. наукРесп. Башкортостан, Отд-ниегуманитар. наук. - Уфа :Гилем :Башк. энцикл., 2015. - 129 с. : ил. - Библиогр.: с. 110- 121.

 2. Бондаренко, Е. А. Критерии отбора учебного содержания как средства интеграции духовно-нравственного образования в предмет МХК / Е. А. Бондаренко // Отечественное образование / Рос.акад. образования, Ин-т содерж. и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. естеств. наук, Отд-ниесоциокультур. и цивилизац. проблем, Изд. дом «Истоки». - М. : Истоки, 2009. - Т. 3: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С. 179-188.

3. Веденеева, Г И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края : монография / Г. И. Веденеева. - Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2014. - 250, [1] с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 207-221.

4. Виницкая, Н. В. Духовно-нравственное воспитание: религиозно- этические ценности : учеб.-метод. пособие / Н. В. Виницкая, Е. П. Шабалина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина» . - Бийск : АГАО, 2015. - 89 с.

 5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

 6. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России в системе начального и среднего общего образования : сб. ст. ежегод. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию пед. образования в Поволжье (12 апр. 2012 г., Казань-Зеленодольск) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Казан. (Приволж.) федер. ун-т, Ин-т педагогики и психологии , Каф. педагогики и методики нач. образования ; [ред. А. М. Калимуллин]. - Казань : Отечество, 2012. - 164 с. - Библиогр. в конце ст.

 7. Захарченко, М. В. Методологические основы образовательной области «Духовно - нравственная культура» / М. В. Захарченко // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 40 - 45.

8. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.

 9. Любимов, Л. П. О концепции духовно-нравственного воспитания / Л. П. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - C. 109 - 124.

 10. Макаев, В. В. Процесс воспитания духовности школьников / В. В. Макаев // Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятиг. гос. лингвист.ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Вып. 28. - С. 3-14 .

 11. Никандров, Н. Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания и участие Российской академии образования в их решении : (сообщ. на заседании Президиума РАО 24 февр. 2010 г.) / Н. Д. Никандров // известия российской академии образования : науч. журн. - 2010. - № 1(13). - C. 5-15. - Библиогр. в конце ст.

12. Нравственное воспитание детей и молодежи в современных условиях :Всерос. науч.-практ. конф. / Департамент образования г. Москвы, ГБОУ ВПО Моск. гор.пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии образования, Общеинститут. каф. теории и истории педагогики ; ред. Г. М. Коджаспирова. - М. :Экон-информ, 2014. - 565 с. : табл. - Библиогр. в конце ст.

13. Образовательная область «Духовно-нравственная культура»: опыт, проблемы, перспективы : материалы науч.-практ. конф. 16-17 окт. 2014 г. / Департамент образования Администрации г. Омска, Деп. обществ. отношений и соц. политики Администрации г. Омска, Эксперт. Совет по делам национальностей и религии при Администрации г. Омска ; [под ред. Е. В. Спеховой, Р. М. Мартыновой]. - Омск :Технотрейд, 2014. - 167 с., [5] л. ил. : ил. - Указ.: с. 67.

14. Организация духовно-нравственного образования в средней школе : методическое пособие / [М. Б. Ганженко и др.] ; под ред. Т. Г. Жарковской ; Федер. гос. бюджет.науч. учреждение «Ин-т стратегии развития образования Рос. акад. Образования». - М. : Ин-т стратегии развития образования РАО : ГБОУ Школа № 315, 2015. - 202 с. : ил. - Библиогр. в конце частей.

 15. Очирова, Н. П. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на основе диалога культур :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Очирова. - Астрахань, 2009. - 22 с. : ил. - Библиогр.: С. 21-22.

16. Панькин, А. Б. Методология духовно-нравственного воспитания / А. Б. Панькин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования «Калмыц. гос. ун- т». - Элиста : Изд-во Калмыц. ун-та, 2014. - 122 с. - Библиогр.: С. 120-122.

17. Поздникина, Н. Н. Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности :автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Н. Поздникина. - М., 2005. - 26 с. : ил. - Библиогр.: С. 25-26.

 18. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современных условиях : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Армавир.гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. К. Андриенко. - Армавир : АГПУ, 2009. - 131 с. : ил. - Библиогр. в конце ст. в примеч.

 19. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 - 28.

20. Рябчикова, С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. Б. Рябчикова . - Ярославль, 2009. - 22 с. : ил. - Библиогр.: С. 21 - 22.

 21. Симкина, Т. А. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства : (с использованием краевед.материала) : [орг. внеклас. работы в об-ниях : из опыта работы учителя изобр. искусства сред. шк. № 5 г. Моршанска] / Т. А. Симкина // учительский журнал : образоват. журн. - 2010. - № 4. - C. 47-55

 22. Тебенькова, Е. А.. Воспитание личности / Е. А. Тебенькова // Директор школы : науч.-метод. журн.. - 2015. - № 8(201). - С. 81-88 : табл. - Библиогр. в конце ст.

 23. Ходырева, А. В. Процесс духовно-нравственного воспитания учащихся 5-11-х классов средствами проектной деятельности : (из опыта работы) / А. В. Ходырева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования : науч.-метод. журн. - 2010. - № 4. - C. 21-41.

24. Ценности и смыслы современного образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения акад. РАО З. И. Васильевой, 9 окт. 2014 г. / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена». - СПб. : Свое издательство, 2014. - 436 с.

25. Шаханина, Е. Ю. Школа и духовное воспитание детей / Е. Ю. Шаханина // Страницы истории педагогики / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Пятиг. гос. лингвист.ун-т». - Пятигорск : ПГЛУ, 2010. - Вып. 28. - С. 152-160.

Информационно-методическое письмо подготовлено кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО


Приложение

к информационно-методическому письму

«Реализация предметной области

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 в образовательных организациях Нижегородской области»

1. Обеспечение и выявлениерезультативности изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в курсах истории(подходы разработаны учеными-методистами С-Петербурга Рябовым Ю.А. и др.)

 Прогнозируемые приоритетные личностные характеристики выпускника

Средства реализации воспитательного ресурса предмета

Методы реализации воспитательного ресурса. Способы проявления сформированности личностных качеств

Гражданская идентичность

Формирование системы знаний: развитие единого культурного пространства России

Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к историко-культурному наследию через выработку личностной позиции (оценочно-ценностная деятельность)

Патриотизм

Формирование системы знаний о ратном и трудовом подвиге предков

Нравственный пример. Формирование эмоционально-ценностного отношения к деятелям и событиям отечественной истории. Сформированность личностной позиции. Готовность к служению Отечеству

Гражданственность

Формирование системы знаний о развитии и становлении российского государства и права, гражданского сознания, правового государства, гражданского общества (в контексте всеобщей истории). Знание истории государственных символов России.

Работа с версиями и оценками, с источниками, с ценностным компонентом содержания. Формулирование личностной позиции. Сформированность активной гражданской позиции. Участие в социальных проектах. Уважение к государственным символам России

Толерантность, уважение к народам и культурам

Формирование системы знаний о национальных особенностях регионов России, истории формирования многонационального Российского государства, истории традиционных религий России, их роли в развитии общества и государства

Предъявление ключевых оценок и версий. Личностное осмысление сформулированных оценок и версий. Способность к межкультурному и межнациональному диалогу

Духовно-нравственные качества личности

Формирование системы знаний о развитии и становлении базовых национальных ценностей России (в контексте всеобщей истории)

Работа с ценностным компонентом содержания исторического образования, Формулирование оценочных суждений

 

2. Реализация предметной области ОДНКНР через учебный предмет.

2.1.Русский язык.

При реализации предметной области ОДНКНР через учебный предмет «Русский язык» духовно-нравственный компонент связан, прежде всего, с понятием о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Интеграция может быть направлена на развитие и совершенствование культуроведческой компетенции, в частности, осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

2.2. Литература

Интеграция литературы и ОДНКНР в основной школе закладывает необходимый фундамент для достижения следующих целей:

- передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности;

- возможность эстетического и этического самоопределения;

- формирование гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре);

- развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;

- развитие потребности в осмыслении прочитанного;

- формирование художественного вкуса.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

2.3. История

Интеграция содержания учебного предмета «История» с предметной областью ОДНКНР в основной школе создает патриотическую основу для воспитания у молодого поколения гордости за свою страну, понимания ее роли в мировой истории, а также осознания школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

2.4. Обществознание

Интеграция содержания учебного предмета «Обществознание» с предметной областью ОДНКНР в основной школесоздает условия для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся.

  1. Социальные нормы.

Общественные нравы, традиции и обычаи. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.

  1. Сфера духовной культуры.

Культура, ее многообразие и основные формы.

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

  1. Социальная сфера жизни общества.

Семейные ценности и традиции. Национальное самосознание.

2.5.География

Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны. Интеграция с содержанием предметной области ОДНКНР создает условия для формирования гражданской идентичности, уважения к культурно-историческому наследию, основанному на осознании традиций различных народов.

2.6.Музыка

Для духовно-нравственного развития обучающихся необходимо формировать устойчивый интерес к музыке своего народа, что реализуется через углубление тематики, связанной с духовной традицией.

2.7.ИЗО

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. Поэтому ее интеграция с содержанием предметной области ОДНКНР имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания обучающихся.


[1]Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).

[a]Оставлен комментарий


Комментарии

Жбанова Елена Вениаминовна

Полезный материал для педагогов!