Кружок "Юный эколог"

Коренькова Елена Александровна

В материале содержится программа кружка "Юный эколог" для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок Юный эколог28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Кружок предназначается для 2 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

Актуальность Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности. Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Цель кружка “ЮНЫЙ ЭКОЛОГ” – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировать у учащихся элементов экологической культуры.

Кружок “Юный эколог” призван решать следующие задачи:

  • расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  • формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса по окружающему миру, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к Природе.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.

Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).

Программа работы кружка строилась таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

      В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.

3 класс

1

Изучение природы

3

2

1

1.

Беседа о лете. Изучать  природу – значит любить и охранять её.

1

Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе.

2.

Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу

2

Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы».

3.

Наблюдения в при роде, описание живых объектов.

1

Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе.

2

Условия, в которых мы живем

6

2

4

4

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.

1

Презентация. Мини проекты

5

Особенности весны, лета, осени, зимы.

2

Просмотр учебного фильма

6

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1

Беседа, разгадывание загадок, ребусов

7

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

3

Групповая проектная деятельность

8

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.

4

Круглый стол

9

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

2

Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?»

3

Кто и как живет рядом с нами

15

5

10

Мир растений и человек

5

10

Многообразие цветущих и не цветущих растений Смоленской области. Свет, тепло, влага в жизни растений.

1

Экскурсия в парк

11

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо коннике - что мы о них знаем.

2

Круглый стол

12

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Смоленской обл.

1

Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения

13

Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Смоленской области.

3

 Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб».

14

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

2

Игра: «Что растет в родном краю».

Мир животных и человек

10

15

Многообразие животных родного края

4

Опытно-исследовательская работа: маскировка животных.

Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Промысловая охота».

16

Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.

5

Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы».

Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее.

17

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.

6

Презентация

18

Древние ящеры и современные ящерицы.

7

Учебный фильм

19

Почему птицы - пернатые. Пе релетные, зимующие и кочующие птицы края.

8

Прогулка – наблюдение в парк

Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки»

20

Как помочь пти цам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц

9

Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек.

21

Домашние птицы. Кормление и уход за ними.

3

Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц».

22

Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края.

4

Доклады детей

23

Домашние животные. Кормление и уход за ними.

10

Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку,  определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и тд.)

24

Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

5

Презентация

4

Человек и природа

10

2

8

25

Зависимость человека от природы.

1

Просмотр учебного фильма.

26

Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения.

1

Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу.

Игра: «Составь загадку».

27

Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли.

2

Экскурсия на озеро.

28

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления.

3

Заседание  круглого стола.

29

Отрицательное воздействие человека на природу.

4

 Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.

30

Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе.

5

Творческая деятельность: рисунки «Я- человек – часть природы»

Составление загадок по теме.

31

Почему надо соблюдать правила поведения в природе.

2

Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».

Составление загадок о правилах поведения в природе.

32

Что охраняют в заповедниках.

6

Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае.

Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей   деятельностью.

33

Охранять природу - значит охранять здоровье.

7

Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища.

Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу»

34

Обобщение знаний.

8

Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Смоленской обл. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.

Итого

34 часа

Содержание тем курса

Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
  • Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
  • Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.

  • Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
  • Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.

  • Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.

Изучаем способы охраны природы – 2 часа.

  • Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.

  • Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  • Теплолюбивые и холодостойкие растения.
  • Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
  • Местные полезные ископаемые.
  • Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
  • Экологическая сказка.

Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.

  • Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.

  • Охраняемые растения области.
  • Лекарственные растения области.
  • Ядовитые растения края.
  • Причины сокращения численности и меры их охраны.

Мастерим домики для птиц – 2 часа.

  • Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.

  • Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
  • Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.

  • Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .

Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.

  • Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.

Требования к результатам усвоения курса:

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:                                  

 знать:

  1. Простейшие элементы ориентирования на местности.
  2. Связь между человеком и природой.
  3. Природу родного края.
  4. Местные полезные ископаемые.
  5. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

уметь:

  1. Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
  2. Различать изученные группы растений и животных.
  3. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
  4. Выполнять правила поведения в природе.
  5. Изготовлять домики для птиц.
  6. Изготавливать экологические памятки.

Список литературы и ИКТ

  1. Учебное пособие. Экология: учебное пособие/ А.В. Тотай [и др.]; под общ.ред.  А. В. Тотая. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
  2. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.-256 с.-(мастерская учителя).
  3. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -96 с.- (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
  4. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [ 1 ] c/ - (с нашим классным – жизнь прекрасна!).
  5. Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995.
  6. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
  7. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.
  8. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.:  ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 1999 .
  10. Электронное пособие « Детская энциклопедия  Кирилла и Мефодия 2008г.»