Программа внеурочной деятельности. Кружок "Я - гражданин" для учащихся 4 классов

Коренькова Елена Александровна

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Я - гражданин" для учащихся 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Я - гражданин"54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

Средняя школа №7 города Смоленска

Рабочая программа

по внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин»

учителя Кореньковой Е.А.

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Программа  кружка «Я – гражданин России» для 4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.-  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,  2012).

Цель курса: способствовать формированию гражданско - патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

  • содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
  • оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
  • обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
  • создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

       В программе широко представлены примеры нравственного поведения, как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

      Содержание учебных пособий «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Учебное пособие углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия.Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.

Виды деятельности:предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную деятельности, трудовая.

Формы:Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, выставки плакатов, родительские собрания совместно с детьми.

Учебные и методические пособия:

Чутко Н.Я. Я -  гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013. - 192 с.

Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендациик курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008. - 64 с.

      В учебном плане на изучение данного факультатива в 4 классеотводится 1 ч в неделю, 34 учебные недели - всего 34часа.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися  программы  курса

Обучающийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;  определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  •  читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  •  анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  •  анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
  • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
  • приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

  •  усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
  • иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;
  • знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
  • умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
  • умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Содержание курса

темы

п/п

Кол-во

часов

Тема/раздел курса

Возможные виды деятельности

(практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

Формы проведения

1

1

Введение

От прошлого к будущему.

Зачем мне история?

Круг мнений по теме «Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев).

Интеллектуальная игра «Что я знаю»

Древняя Русь (7 часов)

2-3

2

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства

Видеофрагменты документальных и художественных фильмов (подготовка и показ). Лента времени

Былинный пир

4

1

Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах,Ярослав Мудрый

Крылатые» слова

«Посиделки»

5

1

Основание Москвы. ЮрийДолгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах)

Встреча с древней Москвой

(выставка репродукций картин)

Виртуальная экскурсия в музеи Москвы

6

1

 Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар

Лента времени. Дополнительное чтение

Библиотечный

урок

7

1

 Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

Памятные даты. Обсуждение исторического фильма

«Александр Невский»

(реж.С. Эйзенштейн)

Просмотр и обсуждение исторического фильма «Александр Невский»

8

1

 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Искусство Древней Руси

«На поле Куликовом» (знакомство с сайтом Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»)

Виртуальная экскурсия вГосударственный военно-исторический и природный  музей-заповедник «Куликово поле»

Московское государство(6 часов)

9

1

Первый русский царь ИванГрозный. Расширение границ государства

Лента времени. «Крылатые»

слова. Историческая карта

Практическая работа. Работа с исторической картой

10

1

Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания.

Первопечатник Иван Федоров

Тема для обсуждения: «Что нужнее современному человеку: книгиили компьютер?». Первые буквари. Мой букварь. Мой любимый учебник.

Занятие  «Поиск истины»

11-12

2

Смутное время в России.

Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века.

К.З. Минин и

Д.М. Пожарский.

Подвиг Ивана Сусанина

Смутное время в литературе, музыке, живописи

Занятие- исследование

13

1

 Крепостное право. Степан Разин

Видеофрагменты художественного фильма «Степан Разин»

Просмотр и обсуждение  видеофрагментов

художественного фильма «Степан Разин»

14

1

Жизнь, быт и культура России в XVII веке

История одного музейного экспоната (рассказ по кругу)

«Клуб знатоков».

Российская империя (6 часов)

15

1

Петр I и преобразования в России

Реформы Петра I: что они дали России

Занятие с групповыми формами работы

16-17

2

Полтавская битва. Новаястолица России.

Первая русская газета

«И грянул бой!» – Полтавская битва в литературе и живописи. Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица».

Газета сегодня (экскурсия в редакцию газеты (типографию))

18-19

2

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. ДеятельностьМ.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать

М.В. Ломоносов – эпоха русской науки. «Быть верным Отечеству» (о жизни и победах А.В. Суворова).

 Школа в Российской империи

«Путешествие в Послепетровскую

Россию »

20

1

Крестьянская войнапод предводительством Е. Пугачева. Культура России

По музеям России (виртуальная экскурсия)

По музеям России (виртуальная экскурсия)

Россия в XIX веке (5 часов)

21-22

2

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение.

Знакомство с сайтом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Герои Отечественной войны 1812 года (выставка жизнеописание).

Инсценировка фрагмента литературного произведения о войне 1812 года

23

1

Николай I и декабристы

Пушкин и декабристы «Лицей в Царском Селе» (г. Пушкин)

Рассказ-путешествие по залам музея

24

1

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века.

Отмена крепостного права

Россия второй половины XIX века в литературе, живописи и искусстве

Презентации

«Эпоха великих реформ».

25

1

Жизнь, быт и культура России

Сокровища России XIX века

Экскурсия в городской музей

XX–XXI века. История и современность (8 часов)

26-27

2

Начало века: войны и революции. Образование СССР

Крейсер «Варяг». Революция в литературе, живописи, музыке

Инсценировка песен Гражданской войны

28-30

3

Великая Отечественнаявойна. Города-герои. Герои фронта и тыла

Письма с фронта. Дети военной поры

КТД «Дети военной поры»

31-32

2

Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский.

Культура, искусство России

Концерт-презентация «Космические дали»

Концерт-презентация «Космические дали»

33

1

Новая Россия – государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы  (герб, флаг, гимн)

Сочинение-размышление «Будущее нашей страны».

Сочинение-размышление

«Будущее нашей страны»

34

1

Заключение. Итоговое занятие.

Обсуждение темы «Самое значительное событие нашей истории».

Интеллектуальная игра «Что я узнал»

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

УУД (предметные, метапредметные, личностные)

Использование ИКТ

план

факт

1

Введение

От прошлого к будущему.

Зачем мне история?

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

2-3

Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства

4

Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах,

Ярослав Мудрый

5

Основание Москвы. Юрий

Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах)

6

 Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар

7

 Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

8

 Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Искусство Древней Руси

9

Первый русский царь ИванГрозный. Расширение границ государства

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

10

Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания.

Первопечатник Иван Федоров

11-12

Смутное время в России.

Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века.

К.З. Минин и

Д.М. Пожарский.

Подвиг Ивана Сусанина

13

 Крепостное право. Степан Разин

14

Жизнь, быт и культура России в XVII веке

15

Петр I и преобразования в России

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.Знание(на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

16-17

Полтавская битва. Новаястолица России.

Первая русская газета

18-19

Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность

М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать

20

Крестьянская война

под предводительством Е. Пугачева. Культура России

21-22

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение.

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

23

Николай I и декабристы

24

Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века.

Отмена крепостного права

25

Жизнь, быт и культура России

26-27

Начало века: войны и революции. Образование СССР

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

28-30

Великая Отечественная

война. Города-герои. Герои фронта и тыла

31-32

Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский.

Культура, искусство России

33

Новая Россия – государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы  (герб, флаг, гимн)

34

Заключение. Итоговое занятие.

Лист корректировки рабочей программы

Название

раздела,

темы

Дата

проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата

Проведения

По факту