Внеурочная деятельность

Тимошенко Тамара Ивановна

На странице предствлены разработки для проведения викторин, конкурсов, игр

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое жизнь?

Слайд 2

Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго,счастливо и красиво?

Слайд 3

Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго,счастливо и красиво?

Слайд 4

Какие пороки и вредные привычки мешают человеку жить долго, счастливо и красиво?

Слайд 5

Откуда родом табак?

Слайд 6

При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ,что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя.Как называется этот газ? Какова его химическая формула?

Слайд 7

Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его лёгких?

Слайд 8

Сколько сигарет необходимо выкурить для того,чтобы нарушить нормальный баланс воздуха в крови в лёгких?

Слайд 9

Что такое алкоголизм?

Слайд 10

С чего начинается пьянство? Назовите причины.

Слайд 11

Какой спирт служит основой водки? Напишите его химическую формулу.

Слайд 12

Что такое наркомания?

Слайд 13

Наркомания неразрывно связана с ещё одним,не менее опасным заболеванием,каким ? Назовите его признаки .

Слайд 14

Что такое СПИД?

Слайд 15

Каким образом наркоманы заражаются СПИДом?

Слайд 16

Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от всех этих недугов?



Предварительный просмотр:

Игра-викторина для старшеклассников  «Буквы в ряд»

 1 конкурс

Участники конкурса делятся на равные команды, и только после этого ведущий объявляет задание: каждой команде необходимо построиться в ряд по именам строго в алфавитном порядке. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее других.

 2 конкурс

Библиотека

Участники делятся на команды. На определенном расстоянии от стартовой линии располагается «библиотекарь» — участник команды с комплектом книг. По команде «Старт» игра начинается: первый участник бежит к библиотекарю, берет у него книгу и возвращается, держа ее на голове и не поддерживая руками. Побеждает та команда, которая принесла из библиотеки больше книг за 5 минут.

 3 конкурс

 В честь дня космонавтики, мы решили провести небольшую викторину .

Ну что? Начнём?

В детстве все любят мечтать . Кто-то мечтает стать поваром , кто-то президентом , а кто -нибудь  из вас мечтает стать космонавтом?

Космонавт - это звучит гордо.  Грандиозные успехи космонавтики привлекали внимание людей самых разных возрастов.  От самых маленьких до пожилых .

Всё большее количество стран присоединяется к исследованию космоса.

А вы знали, что даже собаки летали в космос?

Собака раньше человека успела побывать в космосе . Первыми нашими космонавтами были обычные собаки . Цыган , Дезик , Лиса , Мишка ,Инжик , Смелый , Рыжик , Непутёвый , Зиб - вот они были первыми разумными существами , кто летом 1951 года , начал прокладывать дорогу в космос .

А вы  знаете, кто был первым космонавтом? ( Гагарин Юрий Алексеевич).

12 апреля 1961 года Гагарин стал первым человеком в мировой истории.  совершившим полёт в космическое пространство.

Полёт его продлился не долго.  через 108 минут  Гагарин успешно приземлился .

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе, но память о нём останется навсегда .

А теперь давайте немного поиграем.  Мы будем задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. Если хотите ответить поднимайте руку .

Ну что?  Готовы?

Вопросы викторины

1) Что означает слово космос? (Вселенная)

2) Какие объекты во Вселенной вы знаете? (Звёзды, планеты, кометы, астероиды и т.д.)

3) Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)

4) Сколько планет в Солнечной системе? (9)

5) Перечислите все известные вам планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

6) Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

7) Что означает слово космонавтика? (Искусство путешествовать по Вселенной)

8) Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (Потому что в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли)

9) Какие размеры имел первый искусственный спутник Земли? Покажите руками. (58 см) Чтобы дети могли оценить размеры первого искусственного спутника Земли, старшеклассники демонстрируют его модель.

10) Сколько весил первый спутник? Сколько это в мальчиках (девочках)? (83 кг 600 г) Для сравнения массы спутника с массой ребёнка взвешиваем на напольных весах всех желающих мальчиков и девочек.

11) Сколько собак в первый раз летали в космос? (1 – Лайка)

12) Какой праздник мы отмечали 12 апреля 2011 года? (50-летие космонавтики)

13) Назовите космонавта, совершившего первый космический полёт. (Юрий Алексеевич Гагарин)

14) Сколько минут длился первый космический полёт человека? А сколько это в часах? (108 мин или 1 ч 48 мин)

15) Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли? (1)

16) Какие слова произнёс Гагарин во время старта космического корабля? (“Поехали!”)

17) Кто такой Герман Титов? (Это космонавт, который совершил первый в истории суточный полёт в космос)

18) Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

19) Какой позывной был у Валентины Терешковой в полёте: Белка, Стрелка или Чайка? (Чайка)

20) Назовите главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)

21) Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (“Луноход”)

22) Назовите то место в Солнечной системе, кроме Земли, куда ступала нога человека? (Луна)

23) Сколько долговременных орбитальных станций «Салют» работало на орбите? (7)

24) Как расшифровывается МКС? (Международная космическая станция)

25) Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (Сергей Павлович Королёв)

26) Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)

Все ребята -молодцы, а теперь давайте разгадывать загадки.

1) Чудо – птица.  алый хвост,

Прилетала в стадо звёзд. (Ракета)

2) Состоит из точек свет,

Полна горница планет. (Космос)

3) Самый первый в космосе

Летал с огромной скоростью,

Отважный русский парень,

Наш космонавт... (Гагарин)

4) Планета голубая.

Любимая, родная,

Она твоя, она моя.

А называется ... (Земля)

5) На  небе белеет,

Светит,  но не греет. (Луна)

Ну что, ребята, вам понравилось?

Узнали что-то новое?

Мы, надеемся, вы будете стремиться узнавать что-то новое,

Не будете лениться,

И всегда будете добиваться своих целей,



Предварительный просмотр:

Ролевая игра «Меняю сигарету на конфету»

Девиз

Мечтать ,дерзать, не унывать - сердца ребячьи зажигать!

Гимн

Нет ничего прекрасней в мире этом,
Чем молодых сердец горячий жар,
Что озаряет эту землю светом.
Горящие сердца – бесценный дар.

Мы молоды, в нас юный жар пылает,
Нам жажда жизни силы придает,
Сердец горящих пламя обжигает.
Вовек ничто то пламя не зальет.

Нам ново все, весь мир нас обнимает,
Своя любовь без края, без конца
Нам жизнь и существо переполняет,
Пылают в ней горящие сердца!

Сценарий

Мы стоим на сцене

Выходит шприц(лера), бутылка(маша), сигарета(макс)

Мы говорим , что сигареты , алкоголь и наркотики плохая компания и отходим от них

Они …

К нам подходит сигарета и мы начинаем задыхаться

Что-то происходит(миша как-будто побьет сигарету)

Сигарета ложится и миша говорит : курение-это плохая привычка , которую мы можем победить/побороть

Подходит бутылка

Уля и Алина берут бутылку за руки и говорят : мы не дадим тебе пролиться/алкоголь не испортит нас

Бутылка не может вырваться и медленно падает

Подходит шприц

Вероника и Геля



Предварительный просмотр:

       Г. Нижний  Новгород , Московский район. МАОУ «Гимназия № 67»

               Разработка  социального педагога Т. И. Тимошенко.

                          Тренинг по профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков.

Цель: повышение уровня информированности учащихся о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа; создание условий для изменения отношения детей к проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа; формирование  положительного отношения к здоровому образу жизни.

Оборудование: ПЛАКАТЫ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, КРАСНЫЕ ЛЕНТОЧКИ

Ход мероприятия:

Вступление.   Сегодня мы, жители планеты Земля, единой семьей вступили в новый век, в новое тысячелетие. Каким оно будет третье тысячелетие? Это волнует все человечество. Мы  в новый век пришли с огромным количеством глобальных проблем, проблем касающихся не только народа одной страны, но и всего человечества в целом. И решать эти проблемы мы должны всем миром. Одна из проблем – это сохранение здоровья человека.

Здоровье на свете превыше всего,

Богатства земли не заменят его!

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его береги, как сердце, как глаз!

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни.

Учитель: Посмотрите  на доску и определите,  чему будет посвящено наше мероприятие.

СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые, и дети во всем мире. Посмотрите на эти цифры. Что на ваш взгляд могут они обозначать?

775 000 (ВИЧ - инфицированных в России)

. В этот день во всем мире проводится много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему.

Учитель: Давайте вспомним, что нам известно про ВИЧ/СПИДу

(Участники рассаживаются по кругу). Каждый по кругу говорит, что он знает по данной проблеме по 1 предложению. Учитель комментирует.

Учитель:  ИГРА «Цепная реакция»

 - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Цепная реакция». Давайте представим, что вас молодых людей совершенно не волнуют вопросы распространения ВИЧ-инфекции. Все вы думаете – СПИД -  это где-то там, далеко, нас эта проблема не коснется. Эта игра поможет нам реально познакомиться с факторами стремительного распространения ВИЧ – инфекции, если о ней не задумываться.

 Учитель объясняет условия игры. - Участники рассаживаются по кругу. Учитель раздает карточки и просит участников рассмотреть их так, чтобы не видели соседи.

 - Представьте, что вы – жители города Н. Любой город живет своей жизнью – есть день и ночь. Днем все спокойно, а ночью на город спускаются темные силы, которые пытаются захватить власть. Это так называемые «вирусы».

  -  Вы  получили карточки с названием вашей роли.  Среди  вас есть мирные  жители, которые днем трудятся, а ночью отдыхают, есть один «вирус», который днем якобы тоже трудиться, а ночью выходит на охоту и заражает одного гражданина, который становиться носителем вируса, и уже следующей ночью может заразить другого.

 - Вы граждане города N. Вы отработали день и засыпаете. Все закройте глаза. Открывает глаза «вирус» и показывает одного человека, который окажется зараженным этой ночью.

 - Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью был заражен один житель города N путем переливания крови.

2 КРУГ.

Снова на город опустилась ночь. Все закройте глаза. Затем просыпается «вирус» и «носитель вируса». Каждый из них заражает по одному человеку. Город просыпается. Все открывают глаза. Сегодня ночью было инфицировано два человека путём кормления грудным молоком больной матерью и путём нанесения татуировки.

3 и 4 КРУГА (ПОВТОРЯЕТСЯ ПО АНАЛОГИИ).

Игра заканчивается в тот момент, когда количество носителей вируса превысило количество оставшихся неинфицированных мирных жителей. По окончании игры учитель выстраивает пирамиду из «носителей вируса».

ИТОГ.  За время игры вы познакомились с основными путями передачи инфекции и его распространением. В начале игры у нас был заражен один человек. Встаньте, сколько человек было заражено за три ночи. Посмотрите на эту пирамиду, и вы убедитесь, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция. Спасибо всем за участие в этой игре.

     Далее я предлагаю вам следующую игру, которая называется «Степень риска».

На доске линия красного цвета. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», Небольшой риск», «Риск отсутствует». Каждый участник по очереди вытягивает карточку с надписью и приклеивает на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ.

● Поцелуй в щеку,

● Инъекция в лечебном учреждении,

● Переливание крови

● Уход за больным СПИДом

● Нанесение татуировки

● При кормлении ребенка грудным молоком больной матерью

● При использовании чужих средств гигиены

● При пользовании общественным туалетом

● При укусе клопа

● При объятии

ИТОГ. После проведения этой игры мы ещё раз убедились, при каких условиях степень риска заряжения ВИЧ имеет «Высокий риск», «Небольшой риск»,  «Риск отсутствует».

 «Как можно обнаружить СПИД? И что делать человеку – больному СПИДом»

(ответы детей)

- Единственный способ обнаружить СПИД  - сдать анализ крови. Бесплатно в любом СПИД - центре, а так же в поликлиниках, ау нас в ОВП можно анонимно пройти обследование. Человеку больному СПИДом, нужно помнить, что он не одинок. Многие люди смогут оказать ему помощь и поддержку. Можно позвонить по телефону доверия: люди, работающие там, готовы внимательно выслушать и поддержать вас.

  Дети читают стихотворения.

1 ученик

Нависла над землёй угроза

 всей планеты новая беда.

Ведь СПИД родился на земле –

Болезнь, пришедшая извне.

И тот, кто ею заболел,

Наверно, Богу надоел,

Иль грешником большим он был

И чертика в себя вселил.

Пройдут года, а может, и века,

Пока уйдет с планеты навсегда,

И, может, людям повезет, И СПИД пораньше уползет.

2 ученик

Каждый в ответе за жизнь на планете

Правители, старцы, наивные дети…

Свои у нас цели, и вкусы , и взгляды

На слезы и радость, на смерть и награды.

Но все, же есть качество, в чем мы едины,

В оценке  которого нет середины.

Все в качестве этом равны меж собою,

Поэтому, может, не ценим порою

То, что дала нам с рождением мать,

Что жизнью зовем и должны сохранять –

Свою и чужую!

Заключение. Учитель:  Ленточка цвета крови, свернутая петелькой, присутствует на эмблемах всех организаций, связанных с эпидемией ВИЧ/СПИД. Всем участникам нашего классного часа мы хотим вручить такие же ленточки. В память  о тех, кто умер от СПИДа, мы зажжём свечу и почтим их минутой молчания.



Предварительный просмотр:

Разработка классного часа. ТЕМА: Пресс – конференция.

Курение - За и против.

Цель: Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.

Задание:

* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

* На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;

* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

К концу занятия учащиеся должн

* Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом (экономические, социальные стороны);

* Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна;

* Знать, как можно отказаться от вредных привычек, какая система помощи существует;

* Уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени.

Эпиграф: « Жизнь никогда не укладывается в схему, но без схем невозможно ориентироваться в жизни». И. Шевелев.

Ход урока:

1. Учитель:

18 ноября во всем мире отмечается День  Некурения, поэтому наш классный час посвящаем теме: «Курения за и против». Классный час проводим в необычной форме в виде Пресс – конференции. На нее мы пригласили представителей различных профессий, которые помогут рассмотреть данную проблему со всех сторон. И первое слово мы предоставляем преподавателю истории, он расскажет, откуда и когда пришли к нам сигареты.

Выступление преподавателя истории:

История первая гласит: 15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто- зеленые листья, какого – то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро»

История вторая гласит: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо. Жестоко, но во благо.

Так же в 1585 году в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Однако Уолтер Роли, фаворит двора королевы Елизаветы, популяризовал курение табака.

Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

С 1649 года было «велено всех, у кого найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда зелье получено».

Во Франции табак первое время называли «травой Нико» Позже, в честь французского посланника, самый известный табачный алкалоид был назван никотином 1697 год.

Вопрос: Когда была разрешена торговля табаком?

1697 году Петр I разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.

2. Учитель:

Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. А теперь, мы попросим выступить врача, который нам расскажет: какой вред наносит организму курение

А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют-98 %. У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят. Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях.

Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. По данным исследованиям, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16 летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки.

Вопрос: Только ли рак легкого грозит курильщикам или еще какие-либо онкологические заболевания?

Да, Рак существует. В настоящее время так же установлена связь между курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – важная причина, возникновение рака полости рта, верхней и нижней части глотки, гортани и пищевода. Причем, в сочетании с приемом больших количеств алкоголя риск развития данных заболеваний значительно возрастает.

3. Учитель:

Ну, а о вреде курильщиков окружающей среде нам расскажет эколог.

Выступление эколога:

Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет».

Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.

Наличие полония, радиактивного свинца и висмута в табачном дыме, дает право считать, что не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.

Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.

Вопросы: 1) Объясните, что такое пассивное курение?

Пассивное курение – это вдыхание сигаретного дыма, человеком, который сам не курит, но находится в окружении курящих. Пассивные курильщики подвергаются тем же опасностям, что и курящие, но в гораздо меньшей степени.

2) Влияет ли дым от сигарет на состояние окружающей среды? Например, на увеличение озоновой дыры?

Специальных исследований по данному вопросу не проводилось. Но можно предположить, что влияние загрязнения окружающей среды табачным дымом не велико. Что же касается озоновой дыры, то здесь основную роль играют окислы азота и фреоны.

Прежде всего следует отметить, что все табачные изделия, и отечественные и импортные, проходят контроль у нас в республике. Поэтому превышения содержания пестицидов и других ядохимикатов можно не бояться ни в тех, ни в других.

А вот относительно содержания таких специфических для табака веществ, как никотин и смолы, существует разница. Содержания смол и никотина нормируется санитарными правилами и гигиеническими нормативами для табачных изделий, от 29.02.96 г., которые определяют для импортных сигарет предельное содержание смол в 15 мг на сигарету и никотина – 1,3 мг на сигарету, для отечественных допуск 25 мг на сигарету. Что касается табака, то здесь надо пояснить, что в нашей республике нет собственного производства сырья. Поэтому его качество в наших изделиях зависит от того, какое сырье закуплено

В целом можно сказать, что сигареты известных табачных фирм менее опасны для здоровья курильщиков. Естественно, сказанное относится только к сигаретам, выпущенным самими фирмами, а не их «филиалами», производящими дешевые подделки.

В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет более150 миллионов фунтов стерлингов.

По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и реализации табачных изделий: составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.

 сообщества, и тратить деньги и здоровье в угоду чужим интересам?

Вопрос: Приведите статистические данные о детях курильщиков (болезни, умственные способности, вероятность пристрастие к табаку). Желательно в Республике Беларусь.

Смертность от всех болезней среди курящих на 70 % выше, чем среди не курящих. А у выкуривающих 20 и более сигарет в день – в 2 раза выше.

6. Учитель:

Как вы думаете, совместимы ли курение и спорт? Сейчас мы услышим ответ.

Выступление спортсмена: Здоровья Вам!

Курение и спорт – несовместимы. Спорт и крепкое здоровье взаимосвязаны. Людям физического труда и спортсменам. Особенно на соревнованиях, нельзя курить, т.к. после курения через 10-15 минут мышечная сила снижается на 15 %. Можно привести такой пример: на Пальмире во время перехода через перевал на высоте 4555 метров потерял сознание только один из семи участников научной экспедиции Академии медицинских наук. Этот человек был курящим.

.