Материалы для обучающихся

Костянова Анна Николаевна

Предварительный просмотр:

ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

С рождения ребенок имеет

права:

- на имя;

- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

- на гражданство.

обязанности:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание.

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются

Права:

- совершать мелкие бытовые сделки;

- совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности:

- получить основное общее образование;

- соблюдать устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

С 10 лет добавляются

Права:

- на участие в детском общественном объединении;

- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

С 14 лет добавляются

Права:

- получить паспорт гражданина Российской федерации, самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

- работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными, трудовым законодательством РФ, льготами;

- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

- управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

- участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством.

Ответственность:

- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

- возмещение причиненного вреда;

- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, кража, грабеж, разбой, вымогательство и др.)



Предварительный просмотр:

План характеристики героя литературного произведения

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
  3. Наличие прототипов и автобиографических черт.
  4. Анализ имени.
  5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  6. Речевая характеристика.
  7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
  8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

План характеристики героя литературного произведения

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).
  3. Наличие прототипов и автобиографических черт.
  4. Анализ имени.
  5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
  6. Речевая характеристика.
  7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
  8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
  15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.


Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения:

         - пейзажная;

         - общественно-политическая;

         - любовная;

         - философская.

         Сюжет:

         - есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

         - без сюжета: образы чувств (...).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную

- литературную, книжную

- публицистическую

- архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.

Необходимо:

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).

Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.

Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция: размер, рифма, ритм.

         Размер:

         акцентный стих;

         _ _' _ амфибрахий;

         _ _ _' анапест;

         верлибр (свободный или белый стих);

         '_ _ _ дактиль;

         дольник;

         '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;

         _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма:

аабб - парная;

абаб - перекрёстная;

абба - кольцевая.

         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

         - гипербола - художественное преувеличение;

         - ирония - скрытая насмешка;

         - литота - художественное преуменьшение;

         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

         - параллелизм- композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни).;

         - сравнение;

         - эпитет - художественное определение.

7. Стилистические фигуры:

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)

- антитеза/противопоставление;

- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

- повторы/рефрен;

- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.

- аллитерация - повторение одинаковых согласных;

- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

- ассонанс - повторение гласных;

- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское "Я".

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.



Предварительный просмотр:

Правила работы в сети Интернет

1. Не входите на незнакомые сайты.

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник)

7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.

10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

11. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.

12. Опасайтесь подглядывания через плечо.

13. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере

Правила работы в сети Интернет

1. Не входите на незнакомые сайты.

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник)

7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.

10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

11. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.

12. Опасайтесь подглядывания через плечо.

13. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере

Правила работы в сети Интернет

1. Не входите на незнакомые сайты.

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник)

7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.

10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

11. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.

12. Опасайтесь подглядывания через плечо.

13. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере

Правила работы в сети Интернет

1. Не входите на незнакомые сайты.

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник)

7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречаться с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.

10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

11. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.

12. Опасайтесь подглядывания через плечо.

13. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Причастие».

Теоретический блок.

1.Найти верные утверждения.

1. Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который подвергается воздействию со стороны.

2.Действительные причастия сами выполняют действие.

3.Переходные глаголы образуют только страдательные причастия.

4 В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом ВШ пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.

5. В страдательных причастиях настоящего времени пишется суффикс ЕМ, ОМ, если причастие образовано от глагола 1 спряжения.

6. Действительные причастия имеют полную и краткую форму.

7.В современном русском языке слова с суффиксами УЧ, ЮЧ – это причастия.

8.Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов прошедшего времени при помощи суффиксов ВШ, Ш.

9. В действительных причастиях настоящего времени пишется суффикс УЩ, ЮЩ, если причастие образовано от глагола 1 спряжения. Суффикс АЩ, ЯЩ пишется, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.

10. .Непереходные глаголы образуют только действительные причастия.

11. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ.

12. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени.

13.Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов ЕНН, Т, АНН, НН.

14. В суффиксе страдательных причастий под ударением пишется О, без ударения пишется Ё.

15. Если в основу глагола входит суффикс И, то при образовании страдательных причастий прошедшего времени он опускается и присоединяется суффикс ЕНН.

16. Если к причастию относятся слова СОВЕРШЕННО, КРАЙНЕ, то причастие с НЕ пишется всегда раздельно.

17. Если причастие краткое, то НЕ с причастием пишется слитно.

18. Если к причастию относятся зависимые слова, то НЕ с причастием пишется раздельно.

19.В словах смышле…ый, нежда…ый, ране…ый     пишется одна  Н.

20.В именах существительных, образованных от страдательных причастий, пишется НН.

 

2.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Туристы    направились    к    речке    сверкавшей    вдали    блестящей    лентой.

 

 

 

3.Выполнить морфологический разбор причастия  СВЕРКАВШЕЙ из предложения задания № 2.

 

Практический блок.

1.Вставить пропущенные буквы в суффиксы причастий.

Услыш..нный  разговор, выкач..нная  бочка, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, разве..нные ветром, постро..нный дом, взлеле..нное дитя.

Колебл..мый, озаря..мый, слыш..мый, рекоменду..мый, дремл..щий, стел..щийся, ла..щий, бор..щийся, кле..щий, стро..щийся.

 

2.Раскрыть скобки, выбрав слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.

(Не)     забываемый подвиг; (не)     скошенный луг; (не)    выполненное поручение; задача (не)    решенная, а только начатая; неприятель (не)   обнаружен; (не)   исправленная вовремя ошибка; (не)   вспаханное поле; роман (не)   дописан; (не)   сжатая рожь; телефон (не)  отремонтирован; еще (не)   доделанная работа; (не)   проходимые леса; (не)    забываемое впечатление; (не)    проницаемые сумерки; (не)    видимое солнце; (не)    освещенные солнцем.

3.Вставить Н или НН в причастия и отглагольные прилагательные.

Кова…ый  меч, скова…ые движения, зва..ый, смышле…ый, нечая…ый, хвале…ый, реше…ый, неслыха…ый, избалова…ый, стреля…ый, невида…ый, нежда…ый, глаже..ый-переглаже..ый, ломан..ая, сломан..ый, рван..ая, разорван..ая, солен..ый, пересолен..ый, кипячён..ый, некипячен..ый,вскипячён..ый, ранен..ый, изранен..ый, ранен..ый в руку, гружён..ый, перегружён..ый, гружён..ый камнем, тяжело ранен..ый, крашен..ый пол, некраше…ый пол, покрашен..ый пол, пол покраше.., крашен. .ый кистью пол.

4.Расставить знаки препинания при причастных оборотах. Выделить причастные обороты и определяемые слова.

Роняющий на землю спелые желуди он стоит на краю леса.

Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев.

Обед продолжавшийся около трех часов кончился.

Появившиеся на деревьях почки говорили о весне наступившей неожиданно.

Толстые сосульки свисавшие с крыши оттаивали на солнце.



Предварительный просмотр:

Памятка «Как готовить домашние задания»:

  1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
  3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
  5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
  6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
  7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо  сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
  8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.         
  10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
  11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
  12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
  13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
  14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
  15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
  16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
  17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
  18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.