НОУ (Научное общество учащихся)

Костянова Анна Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мне грустно, потому что я тебя люблю...» Любовные адресаты лирики М.Ю.Лермонтова

Слайд 3

Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова ).

Слайд 4

Средниково

Слайд 5

М.Ю. Лермонтов. «Молодая женщина и мужчина»

Слайд 6

Екатерина Сушкова

Слайд 7

Троице-Сергиева лавра

Слайд 8

Шебуев В. К. Старик нищий .

Слайд 9

Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою !

Слайд 10

Н. Ф. И.

Слайд 11

Наталья Федоровна Иванова

Слайд 12

Я не унижусь пред тобой…

Слайд 14

Варенька Лопухина В. А. Лопухина. 1832—1834 Рисунок М. Ю. Лермонтова

Слайд 15

Варвара Александровна Лопухина ( в замужестве Бахметева )

Слайд 16

Варвара Бахметева Акварель Михаила Лермонтова

Слайд 18

М.Ю. Лермонтов. «Благословление молодых», 1835 г.

Слайд 20

Автопортрет поэта, подаренный Варваре Бахметевой весною 1838 года … Но я всё помню – да и точно, Я вас никак забыть не мог! Во-первых, потому, что много И долго, долго вас любил… Валерик 11 июля 1840 года

Слайд 22

Эмилия , персонаж пьесы «Испанцы». Предположительно автор изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный — всё храм, Кумир поверженный — всё Бог! 1837

Слайд 24

Софья Николаевна Карамзина

Слайд 27

Мария Алексеевна Щербатова

Слайд 30

Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова

Слайд 31

Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.

Слайд 32

Евдокия Петровна Растопчина

Слайд 34

Лермонтов М. Ю. Вид Пятигорска , 1837

Слайд 35

Екатерина Григорьевна Быховец

Слайд 39

… мальчик мой, великий человек? Что сделал ты, чтобы воскреснуть болью…

Слайд 41

«Мне грустно, потому что я тебя люблю...» Любовные адресаты лирики М.Ю.Лермонтова



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Секция филологии и литературного краеведения

Сквернословие и жизнь человека

Выполнили:

учащиеся  8 «В» класса

Погодина Надежда Александровна,

Ковальков Евгений Владимирович

Научный руководитель:

 учитель русского языка и литературы

Костянова Анна Николаевна,

тел.: 89200334137,

e-mail: annakos03@mail.ru 

Кстово

 2015

Содержание

стр.

Введение………………………………………………………………………...    3 – 4

Методика исследования ……………………………………………..………...    4 – 6

Глава 1. Обзор литературных и информационных источников

  1. Значение слова «сквернословие» и его синонимов ……………………. 6 – 8  
  2. Истоки сквернословия……………………………………………………8 – 10  
  3. Проявления сквернословия…………………………………................. 10 – 11  
  4. Скрытое  сквернословие……………………………………………….      11
  5. Сквернословие и здоровье ………......................................................... 12 – 14
  6. Сквернословие и православие  ……………………………………….. 14 – 15
  7. Сквернословие и закон………………………………………………… 15 – 16

Глава 2. Практико-аналитическая  часть

2.1 Результаты анкетирования……………………………………………….. 16 – 17

2.2  Результаты акции «Добрым словом по сквернословию» …………….. 17 – 18

2.3 Наблюдение за речью современников ………………………………….. 19 – 20

Заключение……………………………………………………………............       20

Литература…………………………………………………………………….  21 – 22

Введение 

Речь человека – показатель его культуры. Но все ли  сегодня могут назвать себя культурными людьми? Ведь в современном мире мы так часто слышим речь, наполненную нецензурной бранью, матом. Теми словами, что принято называть одним емким словом – сквернословие.

Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Сегодня подобная речь слышна везде: на улице, в транспорте, в кино, на телевидении, в семье и даже в школе. Бранные слова вошли в обыденную речь многих людей, и, что вызывает наибольшую тревогу, общество начинает воспринимать их как норму. Особенно острой проблема сквернословия становится в подростковой среде. Ведь подростки воспринимают бранную речь, как признак взрослости, как способ самовыражения, а иногда они просто подражают своим кумирам — звездам, певцам, телеведущим.

По информации Фонда «Общественное Мнение»[1] сегодня около 71% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи.  При этом 64%  считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается?

В этом учебном году мы уже начали готовиться к обязательному государственному экзамену по  русскому языку. В одном из текстов для изложения[2] по статье Д.С. Лихачева нам встретились такие  слова: «По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни».  

Вышеприведенные примеры  заставили нас задуматься: можно ли обойтись в речи без ругани и безопасно ли сквернословие для человека?

        Мы решили попробовать разобраться в этих вопросах, изучив тему «Сквернословие».

Сразу хочется отметить, что не мы первые занялись изучением данной темы. В Интернете мы нашли много похожих исследований, как известных ученых, так и таких же школьников, как мы. Но мы постараемся обобщить уже известные материалы и сформулировать свое видение данной проблемы.

Методика исследования

Тема:  Сквернословие и жизнь человека

Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью – это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение культурой речи особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих. Использование в речи сквернословия не только мешает культурному развитию личности, но и может вызывать нарушения здоровья.

Проблема: Почему в современном мире жизнь человека остается связанной с таким понятием как сквернословие? И является ли сквернословие  безопасным для жизни человека.

Предмет исследования: сквернословие как проявление неуважительного отношения к родному языку и окружающим людям, его влияние на человеческую жизнь.

Гипотеза: употребление сквернословия в речи приводит к деградации культурной личности, негативно сказывается на психологическом и физиологическом здоровье человека.

Цель: оценка  речевой культуры современного поколения, воспитание ответственности за свое поведение перед обществом и самим собой, воспитание бережного отношения к родному языку.

Задачи:

  • определить значение слова «сквернословие» и его синонимов;
  • узнать историю происхождения сквернословия;
  • рассмотреть разные проявления  сквернословия в речи;
  • узнать о связи сквернословия и православия;
  • выяснить влияние сквернословия на здоровье человека;
  • определить ответственность за употребление  скверных слов в речи;
  • провести анкетирование обучающихся 5 и 8 классов на тему «Сквернословие в моей жизни», проанализировать результаты анкетирования;
  • провести школьную акцию «Добрым словом по сквернословию» с целью выявления отношения школьников к сквернословию и пропаганды бережного отношения к родному языку;
  • провести наблюдение за речью современников на улице, в школе, в социальных сетях.

Методы исследования:

Метод исследования[3]1 — это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата.

Изучение научной и публицистической литературы по теме работы  построено на основе  теоретического анализа, выделении и рассмотрении отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

При подготовке практико-аналитической части работы были использованы методы  наблюдения (целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал) и анкетирования (массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы).

Частично был использован метод опроса, так как при проведении школьной акции ««Добрым словом по сквернословию»  учащимся разных классов было предложено высказать свое мнение о сквернословии в форме синквейна. 

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся[4]1.

Глава 1. Обзор литературных и информационных источников

  1. Значение слова «сквернословие» и его синонимов

Чтобы понять, о чем же мы должны написать в своей работе, в первую очередь обратимся к толковому словарю и определимся со значением слова «сквернословие».

Как видим, в слове «сквернословие» два корны «скверн» и «слов», то есть скверное слово.

Сквернословие – Речь, наполненная скверными, непристойными словами[5]1.

Корень «скверн» восходит к устаревшему слову «скверна» - мерзость, гадость, пакость, все противное,  гнусное,  отвратительное,  непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль,   тление,  мертвечина,  извержение,  кал,  смрад,  вонь,   непотребство,  разврат,  нравственное растление,  все богопротивное[6]2.

В этимологическом словаре значение слова Скверна следующее: «Общеслав. Является субстантивированным прилаг. в форме ед.ч. ж.р. (муж. сквьрнъ – «грязный, мерзкий»), то же что и скаред.

Скаред – Общеслав. Образовано от той же основы, что и диал. скаря – «скряга, мерзавец», родственной др.-сканд. skarn – «навоз», греч. skor – «грязь, кал». В др.-рус. языке имело значение «грязный, скверный, отвратительный[7]1».

Сразу можно сделать вывод, что с древнейших времен сквернословие считалось чем-то плохим, непристойным, вредным.

В современном русском языке синонимами слова «сквернословие» можно считать такие слова, как: мат, ругань, брань  – и их производные. Определим и их значение:

Мат – (прост.) Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова мать[8]2.

Матерный - пахабный, непристойно мерзкий, о брани. | Матерник, пахабник, непристойный ругатель. | Матерность, матерщина, пахабство, мерзкая брань. Матюг(к)ать, сквернословить, ругаться[9]3.

Брань – ссора, перекоры, свара, раздор, несогласие, разлад, вражда, враждование; ругня, ругательство; бранные, ругательные, поносные слова; | ругательный, поносительный. Бранить, бранивать кого, увещевать, тазать словами, журить; выговаривать, хулить; ругать, поносить бранью| Бранить, возбранять. Браниться, браниваться, бранить, ругать, поносить кого- либо,  что бранными словами | бранить или ругать друг друга, ссориться[10]4.

Ругать - кого ругнуть, ругивать, бранить, поносить, обзывать бранными словами, бесчестить на словах; журить, счувать. Ругать пошлее и грубее чем бранить| шуточн. звать, называть|  с кем-то перебраниваться взаимно |над кем, над чем,обидно смеяться над беззащитным, бесчестить, подвергать поруганью; кощунить, попирать ногами, осквернять[11]5.

Проанализировав значения этих синонимичных слов можно сделать вывод, что все они обозначают обидное дня человека обращение, связанное с чем-то грубым и похабным.  Для всех этих слов в современном русском языке существует еще определение – нецензурная лексика, то есть запрещенная цензурой.

Но возникает вопрос: почему слово «мат» связано со словом «мать». Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории происхождения сквернословия в языке.

1.2 Истоки сквернословия

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают некоторые исследователи, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с потусторонней  силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. На Руси сквернословие в форме матерщины существует с дохристианского времени, имея начало в древних магических ритуалах.  Мистические корни сквернословия уходят в далекую языческую древность.

Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона бранными словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.

 Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. В славянской мифологии существовал ряд божест, связанных с плодородием, например, Ярило[12]1. Ярило представляется  близким к античным культам умирающего и воскрешающего бога плодородия (вроде культа Диониса). Ярило был связан с плодоносящей силой зерна-семени, в честь него устраивались летние праздники, когда начиналось вызревание новых зерен в колосьях. Считалось, что сила  Ярилы уже не нужна, и кукла в виде старика с огромным половым органом, который оплодотворил землю,   сжигалось весело, со смехом, непристойными шутками. Гулянья  носили эротический, разнузданный характер, но при этом имели значение магического обряда, символизирующего оплодотворение земли, чтобы обеспечить богатый урожай. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни).

Среди божеств женского пантеона особо почиталась Макошь – покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага. Ее прообразом служит Мать Сыра-Земля, жена неба.  Обращение к ней также связано с просьбами не только о богатом урожае, но и о женском плодородии. Отсюда и пошло слово «мат» - посылать к матери, то есть отправить просить помощи у Макоши.

Поскольку интимные отношения между мужчиной и женщиной всегда были некой тайной, закрытой темой, то и слова, связанные с этой сферой имели тайное значение, которое нельзя было употреблять во всеуслышание, а только во время обрядов и за пределами дома – где-то в поле.

В книге В. И. Жельвис «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» говорится, что в языческие времена было запрещено ругаться  матерными словами в доме,  в лесу, на реке, так как можно обидеть домового, лешего, водяного и навлечь на себя беду. Нельзя браниться при женщинах, так как этим будет оскорблен весь род от праматери. Нельзя ругать матом детей – они будут мучимы бесами[13]1.

После принятия христианства на Руси, сквернословие, как и язычество, стало запрещенным явлением. Образы языческих  божеств частично сливались с образами православной церкви. Так, например, роль Макоши была поделена между Пресвятой Богородицей (покровительницей всех людей, Матери людского Спасителя) и Параскевой Пятницей (покровительницей рукоделия и домашнего благосостояния). Некоторые черты Ярилы (защита родной земли) были приписаны святому Георгию[14]1. 

С принятием христианской культуры плоть стали считать изначально греховной, а на лексику «телесного низа» был наложен запрет.

В средние  времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани[15]2.

 В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей.

Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что становится свидетельством падения культуры современного человека. Матерятся даже маленькие дети, потому что слышат эту речь отовсюду.


1. 3 Проявления сквернословия

В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях.

Прежде всего — это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения входят в обычные словесные ряды и используются, можно сказать, автоматически. В этом случае мат — это абсолютное и законченное проявление бескультурья.

Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей.

Еще одно из проявлений сквернословия — намеренный эпатаж, вызов обществу, стремление  разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк — от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до циничных выступлений на публике некоторых представителей интеллигенции и намеренного использования в  книгах, кинофильмах, спектаклях.


1.4 Скрытое  сквернословие

Проблема сквернословия, столь актуальная в наше время, связана еще с одной проблемой современного русского языка – засорение его всякого рода неологизмами, сокращениями, стилистическими заменами. Возникает, так называемое, скрытое сквернословие.

Многие люди понимают, что материться – это плохо. Но ведь иногда так хочется! Вот и появились в нашем языке слова, которые вроде бы скверными не являются, но в то же время по звучанию и значению с ними схожие. Например, всем известные:  «иди на фиг», «ни фига» и т.д.  – звучат не очень-то и грубо в сравнении с  похожими нецензурными выражениями. А ведь по сути своей это самые настоящие синонимы – «фиг» обозначает то самое  место человеческого мужского тела, которое на древнегреческих  и римских статуях закрывали фиговым листом.

Казалось бы,  безобидное слово «блин»  в просторечной речи заменяет грубое матерное слово, обозначающее женщину легкого поведения, употребляемое в качестве экспрессивного междометия. А ведь «блины» в роли того же междометия употребляют по примеру родителей и маленькие дети.

После выхода на экран молодежного сериала «Универ» в подростковой среде суперпопулярным стало слово «пипец», а ведь оно явно созвучно другому ненормативному слову.

 Не стоит забывать и об иностранных словах, употребляемых в речи наших современников, якобы скрывающих свое намерение выругаться матом. Например, слово «фак» - в буквальном переводе обозначает то же самое, что и «иди на фиг» в нецензурном варианте.

  1.  Сквернословие и здоровье

Анализируя значения слов, относящихся к сквернословию, мы обратили внимание на одно из значений слова «скверна» - «мерзит  плотски и духовно».

Мерзить - что, делать мерзким; возбуждать отвращенье к чему, сквернить что, поганить: - кому, быть противным, отвратительным, возбуждать отвращенье к себе[16]1.

Мы думаем, что словосочетание  «мерзит плотски»  означает   вредит здоровью. Мы изучили представленные в Интернете статью по вопросу влияния сквернословия на здоровье человека.

Мы узнали, что японский исследователь доктор Масару Эмото[17]2 несколько лет изучал свойства воды, их изменение под воздействием окружающей среды, музыки, слов. Учёный исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду  замораживал её и фотографировал. Фотоснимки таких слов  как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю», «красота» - отличаются изысканным орнаментом.  Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными.

Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской - фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак», «Мне больно», «Адольф Гитлер». Застывшая вода имеет тусклый вид, а по форме её кристаллы напоминают изображение металлического рока. Опыты Масару  Эмото наглядно доказывают, что негативные эмоции сказываются на структуре воды, а наш организм на 80 % состоит из нее. Проводя дальнейшие связи можно не сомневаться, что под воздействием грубых слов происходят изменения в организме человека, которые  приводят к возникновению различных заболеваний.

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин[18]3. Он утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина: "о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов" проверяли несколько НИИ - столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

       Но если матерные слова оказывают такое сильное влияние на воду и пшеницу, то что же происходит с нашим организмом?

Современные генетики П.П.Гаряев[19]1, Г.Т.Тертышный создали аппаратуру, которая преобразует слова в электромагнитные колебания. Проведённые учёными в течение 3 лет исследования показали, что если человек ежедневно употребляет или слышит бранные слова, то его хромосомы меняют структуру, начинает вырабатываться так называемая «отрицательная программа», направленная на самоликвидацию, что непременно передаётся потомкам.

Было также зафиксировано, что молекулы наследственности могут получать световую информацию: даже если человек мысленно читает текст, его содержание всё равно «доходит» по электромагнитным каналам до генетического аппарата. При этом слова любви способствуют пробуждению резервных возможностей генома, а диалоги героев с проклятиями и ругательствами порождают болезни.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского[20]2 семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. 

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение[21]1. Известный психолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык  уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он, действительно, увидел, что мат снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Но если речь идет не о стрессовой ситуации, то регулярное употребление сквернословия  может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся психосексуальных проблемах. Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом - то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность, как в душе, так и во внешности, из-за усиливающейся выработки  мужских гормонах. Для женщины мат противоестественен на физиологическом уровне.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства.  Каждый раз, слыша нецензурную брань, культурный человек испытывает шок, даже если эти слова адресованы не ему. А если они   звучат в его адрес, то человек испытывает стресс, который может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

  1. Сквернословие и православие

Говоря об истоках сквернословия, мы уже отмечали, что после принятия христианства на Руси, все слова связанные с языческими культами стали запрещенными.  Считалось, что человек, который сквернословит, изливает через мат  из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий. Поэтому святая Библия называет сквернословие наряду с другими  тяжкими грехами: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3:8)[22]2.

В книге Василия  (Фазиля) Ирзабекова  «Тайна русского слова. Заметки нерусского человека» говорится о том, что сквернословие или мат вновь получили распространение на русской территории после татаро-монгольского нашествия. Пытаясь покорить русские души,  завоеватели  поносили позорными словами православные святыни, а в первую очередь Пресвятую Матерь Божию. В православной традиции нецензурную брань называется еще инфернальной лексикой, от латинского корня inferna- ад.

Именно поэтому важно помнить слова святого апостола Павла: «Скверное слово - гнилое слово.  Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает. Никогда гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29)[23]1

1.7 Сквернословие и закон

Изучая проблему сквернословия в жизни человека, перед нами встал очередной вопрос: существует ли в России ответственность за употребление  нецензурной лексики в речи. Мы обратились к сайту http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс. Надежная правовая поддержка, где узнали о том, что граждане России ответственны за сохранение чистоты русского языка. В федеральном законе № 53-ФЗ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ сказано, что «при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке» (Статья 1, п.6).  Статья 6, п.2 «Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

На этом же сайте мы выяснили, что ответственность предусмотрена в Уголовном кодексе и Кодексе административных правонарушений.  

 В «Кодексе РФ об административных правонарушениях» употребление нецензурной брани квалифицируется как мелкое хулиганство.

В Уголовном кодексе РФ нецензурная брань, адресованная конкретному лицу, рассматривается как оскорбление.

1 июля 2014 года вступил в силу  закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства (в кино, спектаклях, на концертах).

Документом устанавливается запрет на использование нецензурной лексики при публичном исполнении произведений литературы и искусства, в театральных постановках, на концертах и других мероприятиях, а также в СМИ и при показе фильмов в кинотеатрах.  Закон также запрещает выдачу прокатных удостоверений фильмам, содержащим мат.

Глава 2. Практико-аналитическая  часть

2.1 Результаты анкетирования

Изучив и проанализировав материалы о сквернословии, мы решили провести анкетирование среди учащихся нашей школы. Конечно, охватить всю школу (почти 1200 человек) мы не смогли. В нашем анкетировании приняли участие 4 класса: два пятых и два восьмых. Анкетирование проводилось анонимно, мы просили лишь указать класс. В результате у нас было 77 анкет. Из них ответов пятиклассников  было 38, а восьмых классов  - 39 анкет.

Мы задали такие вопросы:

1.Как часто ты произносишь матерные слова?

2.В каких ситуациях это происходит?

3.Плохо это или нет?

4.Как ты думаешь, влияет мат на здоровье?

5. Наказывается ли  сквернословие законом?

6. Что нужно делать, чтобы не ругались матом?

Проанализировав ответы, мы пришли к выводу: школьники осознают, что сквернословие – это плохо, но они не отрицают  употребления мата в своей речи. Еще мы пришли к выводу, что дети не знают о влиянии скверных слов на здоровье человека, и что оно является правонарушением.

Самым эффективным способом избавления от сквернословия школьники считают молчание. Наверное, вспомнили пословицу «Молчание-золото».

Результаты анкетирования

№ вопроса

Положительные ответы 5-ых классов

Отрицательные ответы 5-ых классов

Положительные ответы 8-ых классов

Отрицательные ответы 8-ых классов

1.

Не ругаюсь - 26 человек

Ругаюсь - 18 человек

Не ругаюсь - 18 человека

Ругаюсь - 20 человека

2.

Ни в каких - 16 человека

Бесят - 26 человека

Ни в каких - 19 человека

Бесят – 19 человека

3.

Плохо - 42 человека

Хорошо – 0

Плохо - 38 человека

Хорошо - 0

4.

Да - 32 человека

Нет - 10 человека

Да - 25 человека

Нет - 13 человека

5.

Да - 32 человека

Нет - 10 человека

Да - 38 человека

Нет - 0

6.

Молчать - 42 человека

Ничего - 0

Не ругаться - 38 человека

Ничего - 0

2.2  Результаты акции «Добрым словом по сквернословию»

Чтобы обратить внимание школьников на проблему сквернословия в речи, 16 февраля мы провели школьную акцию «Добрым словом по сквернословию». Мы проходили по всем классам школы и раздавали информационные листовки, на  одной стороне  которых  мы  поместили  стихотворение  Эдуарда Асадова «О скверном и святом». Мы очень надеемся, что прочитав это стихотворение, дети задумаются, что, ругаясь матом, они в первую очередь оскорбляют свою маму.

На другой стороне листовок мы привели высказывания известных людей о силе слова, о его влиянии на жизнь человека, об ответственности человека за употребление нецензурной лексики. Мы думаем, что эта информация заставит задуматься хотя бы некоторых людей: а стоит ли ругаться матом?

При проведении акции мы также просили желающих ребят выразить  свое отношение к поднимаемой нами проблеме в форме синквейна. Нами были подготовлены карточки, на которых была представлена структура синквейна:

Понятие

2 прилагательных

3 глагола

Ассоциирующаяся фраза (афоризм, пословица)

Синоним

Мы предлагали охарактеризовать такие понятия, как: сквернословие и добрые слова.  

Анализ синквейнов по теме «Сквернословие»

Наиболее распространенные ответы

5 классы

8 классы

9 – 11 классы

Плохое, обидное.

42 анкеты или 21 человека.

38 анкеты или 21 человека.

36 анкеты или 17 человека.

Ругаться, обижать, обзывать

46 анкеты или 23 человека.

52 анкеты или 26 человека.

32 анкеты или 16 человека.

Скверное слово может обидеть любого

38 анкеты или 20 человек.

44 анкеты или 22 человека.

38 анкеты или 19 человека.

Грязь.

46 анкеты или 23 человека.

36 анкеты или 17 человека.

28 анкеты или 14 человека.

Анализ синквейнов по теме «Добрые слова»

Наиболее распространенные ответы.

5 классы

8 классы

9 – 11 классы

Приятные, хорошие.

38 анкеты или 19 человека.

46 анкеты или 18 человека.

32 анкеты или 16 человека.

Помогают, веселят, радуют.

46 анкеты или 23 человека.

48 анкеты или 24 человека.

36 анкеты или 18 человека.

Мир состоит их добрых слов.

46 анкеты или 23 человека.

42 анкеты или 21 человека.

32 анкеты или 16 человека.

Мир.

44 человека или 22 человека.

52 анкеты или 26 человека.

38 человека или 23 человека.

Делая общий вывод по проведенной акции, мы можем сказать, что ученики нашей школы осознают, что сквернословие – это зло, которое можно победить  только с помощью добра.

2.3 Наблюдение за речью современников

Завершая работу над исследованием, мы решили обратить внимание на частоту употребления скверных слов в речи наших современников. Свои наблюдения мы проводили в школе, на бульваре Мира и в социальных сетях в Интернете.

15 февраля мы специально вышли на прогулку по бульвару Мира (Нефтепереработчиков), чтобы понаблюдать за речью горожан, оценить частоту употребления сквернословия. За два часа нашей прогулки нами было зафиксировано несколько случаев матерной речи: один раз выругался, поскользнувшись, мужчина примерно 40 лет; в диалоге двух девочек (примерно 12 -13 лет) мы услышали  5 нецензурных слов; и многочисленные «отборные» слова звучали в речи молодых людей (20-25 лет), которые компанией проходили по бульвару. Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что в современном обществе  чаще сквернословят молодые люди.

18 февраля в течение учебного дня мы ходили по школе и прислушивались к речи учеников. Мы передвигались по всем этажам, чтобы иметь возможность оценить речь и учащихся начальных классов и старшеклассников.  Результаты нашего наблюдения следующие:  к счастью, нецензурная брань в школьных коридорах слышалась достаточно редко, но все-таки встречалась. Хочется отметить, что мы не услышали мата  среди учеников 10 – 11 классов, среди восьмиклассников и девятиклассников отличились лишь учащиеся 9 «Г» класса, мы слышали диалог группы учащихся этого класса, в котором несколько раз прозвучали матерные слова. Но больше всего мата мы услышали от пятиклассников, в течение дня мы 8 раз слышали их ругань. Среди младших школьников именно мата мы не услышали, но вот оскорбительные слова вроде «дурак», «идиот» и тому подобное  слышались неоднократно, а это уже свидетельствует о склонности этих детей к употреблению скверных слов.

В наше время нельзя себе представить общение людей без Интернета, очень многие люди имеют свои страницы в социальных сетях, где активно переписываются со своими друзьями. В социальной сети http://vk.com/ - ВКонтакте мы понаблюдали  за «стенами» (на главной странице пользователя любой человек может прочитать размещенную здесь информацию) наших друзей и случайных людей (друзей наших друзей) и обнаружил, что в переписке многие не стесняются использовать нецензурные слова, их пишут в полном варианте, без сокращений и закрашиваний, и употребляют их настолько часто, что можно сделать вывод: они считают матерные слова нормой речи.

Заключение

Сквернословие – ненормативная, нецензурная, а, следовательно, запрещенная лексика. Проведя исследовательскую работу, мы еще раз можем сказать, что во все времена мат считался опасным социальным явлением, с глубокой древности в нем видели сильное магическое свойство, способное навредить человеку. Современные научные исследования подтвердили мнение наших далеких предков.

Не стоит забывать, что сквернословие, по сути свое греховно, оно вредит нашему духовному развитию и становлению. Поэтому разрешать публичное использование нецензурной лексики ни в коем случае нельзя,  а нужно еще более ужесточить  ответственность людей за ее употребление. Особенно следует наказывать родителей, употребляющих мат в общении с детьми, ведь дети всегда копируют поведение родителей. В настоящее время мы уже часто слышим брань от детей, а это ненормально.

Мы поняли, что сквернословие опасно для человечества, мы не считаем сквернословие нормой речи, мы против публичного его использования, и мы хотим, чтобы матерная ругань так и оставалась закрытой и запрещенной, как это было на протяжении многих веков.

Мы хотим, чтобы русская речь была чистой от сквернословия, ведь у нас самый красивый и поэтичный язык и его не стоит загрязнять.

Мы надеемся, что наша работа будет полезна для школьников и учителей, материалы работы можно использовать на уроках русского языка и литературы, а также на часах общения.

Литература

Словари

  1. Даль В.И. Толковый  словарь живого великорусского языка: Тома 1-4. - М. «Русский язык», 1989
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Издательство «АЗЪ», 1997 – 768с.
  3. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.:Просвещение, 1975 – 543с.

Литературные источники

  1. Артемов В. Славянские боги и божки. – М.:АЛМА Медиа Групп, 2014 – 64с.
  2. Ирзабеков В.  Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2008 –200с.
  3. Жельвис В. И. «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» - М.:Издательство: "Ладомир", 2001 – 350с. (скачано через http://padabum.com/ 18.12.2014)
  4. Мамонов Д. О грехе сквернословия – Пермь: Издательство «Вера», 2003 – 30с.
  5. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. – Саратов, «Надежда», 1993 – 320с.
  6. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/ под ред И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2014-250с.

Интернет - источники

  1. Гаряев П.П.  Волновой генетический код http://www.ligis.ru/librari/2601.htm - Исследователь.  20.12.2014
  2. Китаев-Смык Л.А. Эрос и Логос, яд матерной речи http://olga-z-v.livejournal.com/235449.html  20.12.2014
  3. Панкратьева Е. От мата ничего не растет! Ни пшеница, ни потенция http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/10/20/  20.12.2014
  4. Эмото Масару (Masaru Emoto) — Память воды. Тайная жизнь воды (исследования доктора Масару Емото) http://вседуховное.рф/эмото-масару-masaru-emoto-память-воды-тайная-жизнь      20.12.2014
  5. Википедия. Синквейн https://ru.wikipedia.org  20.02.2015
  6. Мат опасен для жизни http://earth-chronicles.ru/news/2012-11-11-34138 - Земля. Хроники жизни. 20.12.2014
  7. Мат,Сквернословие http://www.realisti.ru/main/mat?id=369 – Реалисты. Сила в правде.  18.12.2014
  8. Методы исследования http://studopedia.net/10_79352_metodi-issledovaniya.html 20.02.2015
  9. Нашу жизнь без мата не понять  http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11686 - 18.12.2014
  10. http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс. Надежная правовая поддержка  25.12. 2014
  11. http://www.verav.ru/common/message.php?num=35198&table=news – Вера и время. 25.12. 2014
  12. http://vk.com/ - ВКонтакте


[1] http://fom.ru/Kultura-i-dosug/11686 - «Нашу жизнь без мата не понять»

Часто ли россияне прибегают к нецензурной лексике? И считают ли такую лексику допустимой?

[2] ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/ под ред И.П.Цыбулько – М.:. Издательство «Национальное образование», 2014.- с.222

[3]1 http://studopedia.net/10_79352_metodi-issledovaniya.html - Методы исследования

[4]1 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED – Википедия. Синквейн.

[5]1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Издательство «АЗЪ», 1997 – с. 602

[6]2 В.И. Даль. Толковый  словарь живого великорусского языка: Тома 1-4. - М. «Русский язык», 1989 – Т.3, с.194

[7]1 Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.:Просвещение, 1975 – с.410-411

[8]2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Издательство «АЗЪ», 1997 – с. 282

[9]3 В.И. Даль. Толковый  словарь живого великорусского языка: Тома 1-4. - М. «Русский язык», 1989 – Т.2, с.156

[10]4 В.И. Даль. Толковый  словарь живого великорусского языка: Тома 1-4. - М. «Русский язык», 1989 – Т.1, с.78

[11]5 В.И. Даль. Толковый  словарь живого великорусского языка: Тома 1-4. - М. «Русский язык», 1989 – Т.4, с.67

[12]1 Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. – Саратов, «Надежда», 1993- с. 221

[13]1 В. И. Жельвис «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема» - М.:Издательство: "Ладомир", 2001 – с.114

[14]1 Артемов В. Славянские боги и божки. – М.:АЛМА Медиа Групп, 2014 – с. 30.

[15]2 http://www.realisti.ru/main/mat?id=369 – Реалисты. Сила в правде. Мат,Сквернословие.

[16]1 В.И. Даль. Толковый  словарь живого великорусского языка: Тома 1-4. - М. «Русский язык», 1989 – Т.2, с.171

[19]1 http://www.ligis.ru/librari/2601.htm - Исследователь. Гаряев П.П.  Волновой генетический код

[20]2 http://earth-chronicles.ru/news/2012-11-11-34138 - Земля. Хроники жизни. Мат опасен для жизни

[21]1 http://olga-z-v.livejournal.com/235449.html - Л.А. Китаев-Смык Эрос и Логос, яд матерной речи

[22]2 Мамонов Д. О грехе сквернословия – Пермь: Издательство «Вера», 2003 – с.14

[23]1 Ирзабеков В.  Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. – М.: Даниловский благовестник, 2008 – с.48