Учитель года -2017

Костянова Анна Николаевна

Предварительный просмотр:

В оргкомитет районного конкурса

                                                                                       "Учитель года - 2017"

Представление

на выдвигаемого участника районного конкурса "Учитель года - 2017"

от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя образовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов"

учителя русского языка и литературы Костянову Анну Николаевну

           Костянова Анна Николаевна окончила ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" по специальности "Филология", имеет первую квалификационную категорию, стаж работы десять лет. В настоящее время является классным руководителем 6 «А» и 7 «Г» классов. Анна Николаевна - талантливый педагог, успешно реализующий  личностно-ориентированное и дифференцированное обучение, активно внедряющий информационные технологии. Учитель умеет заинтересовать детей изучаемой темой, вовлечь в активную работу, создать ситуацию успеха для каждого ученика.

           Учитель постоянно повышает свою квалификацию. Прошла  курсы в ГОУ ДПО НИРО "Интерпретирование как учебная деятельность учащихся на современном уроке словесности, ИЗО, музыки, МХК в условиях внедрения ФГОС" (2015г),  прошла очно-дистанционное обучение в ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» по программе "Персонифицированная система воспитания ребенка как педагогическое явление  и понятие"  (2015 г., 2016г.).  

           С 2014-2015 учебного  года  Костянова Анна Николаевна являлась участником инновационных площадок ГБОУ ДПО НИРО, открытым на базе МБОУ СШ №3, по следующим направлениям: «Разработка моделей персонифицированной системы воспитания ребенка», «Разработка и апробация системы организационно-управленческих условий внедрения проектно-дифференцированного обучения в образовательной организации в рамках ФГОС ООО», «Развитие терминологической культуры ученика и учителя на уроках гуманитарного цикла». Педагог активно  делится опытом работы с коллегами через выступления на ШМО  и педагогических советах.

В 2016 - 2017 учебном году  Анна Николаевна курирует внедрение  проектно-дифференцированного обучения в МБОУ СШ №3  и представляла опыт работы школы в ГБОУ ДПО НИРО на стажерской площадке по теме  «Механизмы достижения ожидаемых образовательных результатов в проектно-дифференцированном обучении».

        Высокий профессионализм, разносторонние знания, инициативность, целеустремлённость и преданность делу демонстрирует Анна Николаевна, участвуя в конкурсах педагогического мастерства: в 2014-2015 учебном  году стала  победителем районного конкурса методических разработок "Педагогика здоровья", а в 2015-2016 учебном году  победила в областном конкурсе методических разработок (НИРО) и стала победителем районного конкурса "Самый классный классный".

Ученики Анны Николаевны принимают активное  участие в конкурсах, занимая призовые места.

           За многолетний труд в системе образования в 2016 году  Анна Николаевна награждена Почётной грамотой департамента образования администрации Кстовского муниципального района, имеет большое число благодарственных писем за подготовку победителей и призеров  различных конкурсов.

 Костянова Анна Николаевна - это творческий педагог, опытный классный руководитель, её отличает готовность к инновационным преобразованиям, социальная ответственность.

Директор                                                                                     В.Е.   Борисенко

10.01.2017г

Глушенкова Елена  Александровна,  2-02-09



Предварительный просмотр:

Костянова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов

г.Кстово Нижегородской области

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

 

«Использование современных образовательных

технологий на уроках русского языка и литературы

 с целью  реализации системно-деятельностного подхода

 в условиях введения ФГОС ООО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия.

 Н.И. Мирон

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

Целью своей педагогической деятельности ставлю формирование познавательной активности и развитие творческого потенциала обучающихся через использование современных образовательных технологий на уроках  русского языка  и литературы.

Главная задача деятельности - научить детей самостоятельно мыслить,  самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих; воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы, принимать решения, быть конкурентноспособной в современном мире.

А чтобы добиться желаемого результата, необходимо создать условия, при которых процесс образования будет происходить непринужденно, интересно и во многом самостоятельно.

Русский язык – предмет особый: это некий «метапредмет», так как в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В  цели предмета «Литература»  в контексте ФГОС входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Мои личные взгляды на роль педагогический деятельности учителя в процессе становления личности ребенка во многом перекликаются с содержанием стандарта основного общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, …;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Требования стандарта подтверждают, что современный учитель должен создать условия для личностного становления обучающегося, развития его способностей и талантов. Помочь в этом могут современные педагогические технологии, при реализации которых педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности, то есть образовательный процесс  интересен и познавателен для ребенка.

Условия и этапы формирования педагогического опыта

В 2014-2015  учебном году в рамках самообразования я занималась изучением современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС.  В практике работы  применяла  игровые технологии на уроках русского языка и литературы, активно использовала в работе технологию системы Е.Н. Ильина по преподаванию литературы как предмета, формирующего человека, продолжаю работать с этими методиками и настоящее время, так как они соответствуют требованиям ФГОС.

Как пишет Е.Н.Ильин: «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня – это сотворение образа, то есть личности. Она, и только она способна противостоять любым катаклизмам, не пренебречь собою, а значит, и не стать игрушкой в руках тех сил, что лежат вне её».  

Воспитанию такой личности и способствует система Е.Н. Ильина. Воспитать такого Человека стараюсь и я на уроках литературы.

Поэтому целью преподавания литературы я считаю воспитание культурной, интеллигентной, нравственной личности, уважающей гуманистические идеалы (одно из главных требований ФГОС ООО). Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, личностных и познавательных  задач в их неразрывном единстве.

  Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека.  В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно-ориентированного подхода: любить + понимать + сострадать + принимать + помогать! Поэтому на уроке происходит взаимное обогащение учащихся, коммуникативный обмен способами действий, рефлексия, устанавливающая отношения участника к собственному действию.

Система Е.Н.Ильина связана  с технологией развития критического мышления, направленной на личностное развитие обучающегося. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.

Технология «Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость  рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Базовая модель «Вызов - Осмысление – Рефлексия» задаёт определённую логику построения урока,  последовательность  и способы сочетания конкретных методических приёмов, которые помогают осмыслить содержание текста, преодолеть трудности восприятия информации, формулирования целей, обнаружить личностный смысл в материале. Технология развития критического мышления может применяться как  на уроках русского языка, так  и литературы.

             Создавая проблемную ситуацию на уроках литературы, учитываю, что Ильин считал особенно важным обращение к художественной детали в изучаемом произведении, которая должна увлечь учеников, вызвать желание прочитать произведение полностью, вернуться к нему вновь. Так изучая повесть В.Г.Короленко  «В дурном обществе» урок начинаю с того, что показываю детям куклу. Тогда у нас появляется проблема: какую роль в повести играет кукла?  Схема «Деталь – Вопрос – Проблема» позволяет организовать поиск ответа на поставленную проблему в форме коллективного процесса, раскрепощенного обсуждения, дискуссии.  

Система Е.Н.Ильина позволяет включать в образовательный процесс и игровые технологии, не только дидактические, но и ролевые, когда обучающимся предлагается выступить в роли литературных  персонажей. Мне тоже нравится «играть» роль какого-нибудь литературного персонажа, а затем вместе с детьми делать выводы о прочитанном и обыгранном произведении.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и каждодневные будничные  уроки русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, а значит, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. В процессе игры осуществляется формирование и личностных, и метапредметных УУД, происходит овладение предметными  умениями. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников.      

В 2014-2015 учебном году через участие в опытно-экспериментальной работе школы по теме "Разработка и апробация системы организационно-управленческих условий внедрения проектно-дифференцированного обучения в образовательной организации в рамках ФГОС ООО" я продолжила изучение современных образовательных технологий

Проектно-дифференцированное обучение (ПДО) представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника  дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в  требованиях к  образовательным результатам.

Результат ПДО – сформированность у выпускника 9 класса компетентности в проектной деятельности. Описание проектной компетентности  представлено разработчиками идеи проектно-дифференцированного обучения в виде  уровневой модели проектной компетентности выпускника основной школы, представляющей собой совокупность  критериев и  их составляющих на 3 уровнях сформированности  (базовый, повышенный, высокий).

Уровневая модель проектной компетентности выпускника основной школы

Составляющие компетентности

Критерий (проектные действия)

  1. Способность проектировать

деятельность

1.1.Анализ и обработка информации

1.2.Формулировка проблемы

1.3. Постановка цели проектной деятельности

1.4.Планирование проектной деятельности

1.5.Проектирование проектного продукта

2. Способность организовать и

 регулировать проектную деятельность

2.1. Реализация проектной деятельности

2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности

2.3. Оценка  проектной деятельности

3. Способность применять в проектной

 деятельности предметные знания и

 способы деятельности

3.1. Владение предметным содержанием проекта

3.2. Использование предметных способов действий

4. Способность коммуникативных

 действий в проектной деятельности

4.1. Организация и планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.2. Защита проектного результата

В основании базового уровня достижения планируемых результатов заложена потенциальная возможность их достижения большинством учащихся на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

На повышенном уровне сформированности базовых проектных действий обучающихся представлены планируемые результаты, характеризующие систему самостоятельных проектных и исследовательских учебных действий, выполняемых в условиях распределения обязанностей в групповой проектной деятельности, либо в условиях индивидуального выполнения отдельных  проектных заданий с помощью учителя.

 Высокий уровень сформированности проектной компетентности демонстрируется в индивидуальной проектной деятельности ученика при его возможном обращении к консультации учителя в случае необходимости.

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы выделено в  числе ведущих метапредметных образовательных результатов в ФГОС ООО.

В рамках опытно-экспериментальной работы предстояло  разработать и апробировать методические инструменты реализации проектно-дифференцированного  обучения на предметном содержании русского  языка и литературы, обеспечивающие формирование проектной компетентности обучающихся.

Для меня этот опыт был интересен в первую очередь потому, что позволил повысить интерес обучающихся к предмету, то есть будет способствовать повышению качества образования и развитию творческого потенциала школьников.

Образовательный процесс в системе проектно-дифференцированного обучения основан на использовании проектных форм учебной деятельности как при изучении предметного материала (как на уроке, так и во внеурочное время), так и при реализации социальных проектов во внеучебное время.  Формирование отдельных проектных действий может происходить на отдельных уроках, в рамках проектного модуля, либо в процессе реализации учебного  проекта, сочетающего урочные и внеурочные формы, а также самостоятельную работу учащегося.

Основным инструментом формирования проектной компетентности школьников в ПДО является проектный модуль по предмету. Проектный модуль -  система уроков, построенная в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленная  на овладение ими определенными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника. В 2015 и 2016  в рамках экспериментальной работы  были разработаны и реализованы проектные модули по русскому языку.

Внедрение проектных модулей в реализацию предметных образовательных программ позволяет создать условия для изучения с большой долей самостоятельности учащихся теоретического материала по предмету.

Учебный проект представляет собой систему целенаправленной (урочной и внеурочной) деятельности обучающихся, имеющую определенную четко установленную внутреннюю организацию. На уроках происходит запуск проекта, осуществляется промежуточный контроль и презентуются  итоговые продукты. Авторы технологии ПДО рекомендуют организовывать учебные проекты в 8-9 классах, когда проектные действия уже усвоены обучающимися.

 На мой взгляд, учебные проекты могут быть реализованы и раньше в рамках внеурочной деятельности с включением дифференцированного подхода. Работа над проектом активизирует уже имеющиеся универсальные учебные действия и способствует их развитию и формированию. Мои ученики являются участниками научного общества учащихся и  различных конкурсов, а каждая конкурсная работа – это уже проект.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы – актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Дифференцированный подход позволяет каждому ученику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительные мотивы учения. В основу опыта положены технологии Н. П.Гузика «Технология внутриклассной дифференциации» и В. В.Пикана «Технология уровневой дифференциации».

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.

В современной школе возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера.  Использование ИКТ-технологии на уроках русского  языка способствует повышению мотивации учащихся  и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет рационально использовать учебное время и увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися, вносит элемент новизны, позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения  родным языком.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию (так происходит формирование ИКТ-компетенции как одного из требований Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке (демонстрирую умения проектной деятельности).  Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, музыка и литература; литература и изобразительное искусство).

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.       При подготовке к урокам использую  Интернет-ресурсы: http://www.gramota.ru/, http://rus.1september.ru/urok/, http://slovesnik-oka.narod.ru/, http://fcior.edu.ru/ и многие другие.  

Представленные выше современные образовательные технологии стали неотъемлемой частью, основой моей педагогической деятельности. Все они способствуют повышению мотивации обучающихся, развитию стремления к саморазвитию, способствуют развитию языковой, социальной и коммуникативной компетенций.

Но не следует забывать, что  одно из приоритетных направлений современной педагогики – это еще и здоровьесбережение.  Поэтому современные образовательные технологии я сочетаю с применением здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.  

По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова,- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у  учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, развитие мотивации ведения здорового образа жизни.  

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся и достигается через: учет особенностей класса; учет периодов работоспособности детей на уроке; учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях; наличие эмоциональных разрядок на уроках; создание благоприятного психологического фона на уроке;  использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу; наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но также пропаганду здорового образа жизни. Для лингвистического анализа в качестве контрольных, самостоятельных работ использую тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм. Это  позволяет не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

В 2014 - 2016 году в рамках работы опытно-экспериментальной площадки ГБОУ ДПО НИРО «Развитие терминологической культуры ученика и учителя на уроках гуманитарного цикла» применялись современные образовательные технологии, которые способствовали усвоению терминов не путем заучивания, а в повседневной систематической  деятельности.

Транслирование опыта по использованию современных образовательных технологий осуществлялось в рамках работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, разработки  учебных и внеклассных мероприятий размещены в сети Интернет на моих страницах в социальных сетях работников образования, персональном сайте. В декабре 2016 года опыт работы по ПДО  был представлен в рамках стажерской площадки ГБОУ ДПО НИРО «Механизмы достижения ожидаемых образовательных результатов в проектно-дифференцированном обучении», методические разработки проектных модулей опубликованы и прошли экспертизу в сетевом сообществе учителей и руководителей школ Нижегородской области «Практика проектно-дифференцированного обучения».

Результативностью использования современных образовательных технологий  при обучении русскому языку и литературе могу считать стабильные результаты обученности (100% ) и качество знаний обучающихся: по русскому языку -  82%, по литературе – 95%.

Диагностика проектной компетентности в 5-6 классах показывает повышение уровня сформированности проектных умений после завершения проектных модулей по русскому языку.

Ежегодно мои ученики становятся участками, призерами и победителями различных конкурсов, что является свидетельством  их социальной активности и творческого развития.

Опрос обучающихся  в рамках мониторинга отношения обучающихся к образовательному процессу по предмету показал, что уроки русского языка и литературы нравятся 76 % (средний процесс первых вопросов) опрошенных (5Б, 6А, 7В, 7Г классы). Особый интерес вызывают уроки проектной деятельности (75%) и уроки-игры (77%).

Обучающиеся отмечают, что на уроках русского языка и литературы они учатся не только правильно писать и читать, но планированию  и организации собственной деятельности, работать с различными источниками, обрабатывать информацию различными способами, проводить защиту проектного продукта, разрабатывать критерии к проектному продукту, работать в группе и умению договариваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода и обеспечивают личностное развитие обучающихся.

Литература:

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р.
  2. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/ 
  5. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с
  6. Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с.
  7. Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с.
  8. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. – М.: Вако, 2016.- 128с.
  9. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации  требований         ФГОС. 1-11 классы. - М.: Вако, 2016.- 112с.
  10. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/ Е.Ю. Ривкин . – Волгоград: Учитель, 2015. – 183с.
  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учебнон пособие для общеобразоват. организаций/ под ред А.Г.Асламова.- М.:Просвещение, 2016. – 159с.
  12. Русский язык. Разноуровневые задания. 5-6 класс/ Сост. Л.Н.Федосеева. – М.:Вако, 2013.- 80с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы с целью реализации системно-деятельностного подхода в условиях введения ФГОС ООО Костянова Анна Николаевна , учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Стаж работы: 10 лет E-mail: annakos03@mail.ru МБОУ СШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Методический семинар г.Кстово Нижегородской области

Слайд 2

Актуальность педагогического опыта совершенствование коммуникативной компетенции, лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы

Слайд 3

Проблемное поле формирование познавательной активности и развитие творческого потенциала обучающихся через использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы ЦЕЛЬ: Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Наша новая школа)

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея

Слайд 5

Условия формирования личного опыта Учитель и ученики растут вместе. Обучение – наполовину учение… Конфуций Организационные условия Тема по самообразованию «Современные образовательные технологии в условиях перехода на ФГОС ООО» С 2014г. Школа - инновационная площадка ГБОУ ДПО НИРО "Разработка и апробация системы организационно-управленческих условий внедрения проектно-дифференцированного обучения в образовательной организации в рамках ФГОС ООО» Реализация ПДО в школе в условиях командной работы педагогов Научно-методические условия Сотрудничество школы с лабораторий проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО НИРО Методическая литература по вопросам реализации ПДО в образовательной деятельности педагогов Методическая литература о современных педагогических технологиях Этапы формирования личного опыта 2014-2015 уч.год 1.Изучение методической литературы по теме самообразования 2. Работа в команде педагогов по реализации ПДО 2015-2016 уч.год Разработка и апробация проектного модуля по русскому языку для 5 класса Разработка сценариев уроков с методами и приемами современных технологий 2016-2017 уч.год Разработка и апробация проектного модуля по русскому языку для 6 класса Обобщение опыта работы по ПДО Разработка сценариев нетрадиционных уроков

Слайд 6

Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий обеспечивает

Слайд 7

Требования к результатам освоения ООП ООО Гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий Предметные Личностные Метапредметные Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия. Н.И. Мирон

Слайд 8

Искусство педагога — направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину Е.Н.Ильин Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. Преподавание литературы как искусства Целевые ориентиры Система Е.Н.Ильина: литература как предмет, формирующий личность Модель урока Основная деятельность и формируемые УУД Технология развития критического мышления умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения УУД Модель Цель Вызов – Осмысление - Рефлексия Развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно Самостоятельное формулирование познавательной цели ; выделение необходимой информации; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия урок

Слайд 9

Игровые технологии Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский Целевые ориентиры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению Развитие познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; преодолению пассивности учеников …ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра . А.С. Макаренко Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования Энтони Маллан Информационно-коммуникационные технологии Цель Основы ИКТ - компетентности , являются частью метапредметных результатов освоения программы основного общего образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий . Умение ориентироваться в информационных потоках; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; развитие творческих способностей

Слайд 10

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Бернард Шоу ПДО представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам. Проектно-дифференцированное обучение Этап деятельности Основная педагогическая идея Инструменты формирования проектной компетенции Планируемый р езультат Формируемые проектные действия 5 класс Создание условий для формирования проектных умений при работе в группе под руководством учителя Проектный модуль «Части речи» Сформированность проектных действий на уровне умений реализации групповой проектной деятельности Анализ и обработка информации Формулировка проблемы Постановка цели Планирование деятельности Проектирование продукта Разработка критериев оценки Реализация проекта Защита проекта 6 класс Создание условий для развития у обучающихся навыков групповой работы при реализации проектной деятельности Проектный модуль «Имя существительное» Проектный модуль по русскому языку как инструмент реализации ПДО

Слайд 11

Дифференцированное обучение Это может быть здорово — быть одним целым, но уважать индивидуальность каждого — еще лучше. Боно работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала

Слайд 12

З доровьесберегающие технологии Разве здоровье не чудо? А.П.Чехов Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Здоровьеформирующие образовательные технологии - это педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, развитие мотивации ведения здорового образа жизни. Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова,- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, развитие мотивации ведения здорового образа жизни. Задание для подготовки к ОГЭ развитие личности: понимание смысла понятий «здоровье», «здоровая семья», «Родина»;умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм; умение ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Слайд 13

Фотоотчёт

Слайд 14

Результативность педагогического опыта Уровень обученности и качество знаний по предмету

Слайд 15

Результативность педагогического опыта Мониторинг отношения обучающихся к образовательному процессу по предмету

Слайд 16

Результативность педагогического опыта Учебный год Название конкурса Фамилия, имя участника (результат) 2014-2015 «Война в истории семьи » Носова Дарья (1 место) Конкурс юных сочинителей Рогова Софья (1 место), Завьялова Светлана (3 место) «Я в музее» Рогова Софья (2 место), Лильен Егор (3 место) «Я между прошлым и будущим» Лильен Егор (1 место), Рогова Софь я ( 2место) НОУ (Научное общество учащихся) Погодина Надежда, Ковальков Евгений (3 место) Конкурс творческих работ по антинаркотической профилактике «Здоровая семья- здоровое будущее» Лильен Егор (3 место) 2015-2016 «Моя семья в истории страны» Костянов Александр (1, 2 место), Носова Дарья (1 место), Чурилин Максим (2 место), Леонов Степан (3 место), Степанова Маргарита (3 место) «С малой родины начинается Россия» Завьялова Светлана ( 1 место) НОУ (Научное общество учащихся) Рогова Софья, Лильен Егор ( 1 место), Павленкова Полина, Шутова Анна (2 место), Костянов Александр, Леонов Степан (1 место), Ковальков Евгений, Семенова Анастасия (2 место) «Открой книгу – поймай время» Ковальков Евгений (2 место), Голованова Дарья (2 место), Костянов Александр (3 место), Леонов Степан (3 место) «Самое читающее село. Самый читающий город» Рогова Софья (1 место), Ивашкин Илья (3 место) «Детство без границ» Погодина Надежда, Ковальков Евгений (2 место), Лебедева Екатерина (2 место) Конкурс литературных произведений, посвященных птицам Костянов Александр ( 2 место), Рогова Софья (3 место) 2016-2017 «Во имя справедливости и права» Костянов Александр (3 место) Участие обучающихся в конкурсах (литературные номинации)

Слайд 17

Тиражирование педагогического опыта Открытое внеклассное занятие на семинаре—совещании для руководителей образовательных организаций, заместителей директоров по воспитательной работе, методистов «Комплексный подход в осуществлении деятельности по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних» (18.12.2014) Выступление на педагогическом совете по теме «Проектный модуль по русскому языку « Части речи» в рамках проектно-дифференцированного обучения» (5.11.2015) Участие в районном конкурсе районном конкурсе «педагогика здоровья» : номинация «учитель здоровья» (январь 2015) Диплом победителя Участие в областном конкурсе «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»: Номинация 2 – Лучшая разработка формирующего и контрольно-измерительного материала для организации учителем-предметником обучения на уровне основного общего образования, основанного на принципе дифференциации (декабрь 2015) Диплом победителя Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы по теме «Использование ИКТ для развития терминологической культуры обучающихся на уроках литературы в 5-6 классах» (28.03.2016) Выступление по представлению опыта в рамках стажерской площадки ГБОУ ДПО НИРО «Механизмы достижения ожидаемых образовательных результатов в проектно-дифференцированном обучении» (13-14.12.2016) Публикация и экспертиза проектных модулей по русскому языку в сетевом сообществе учителей и руководителей школ Нижегородской области «Практика проектно-дифференцированного обучения» (2016-2017 учебный год)

Слайд 18

Литература Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru . Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/ Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева , В.Я. Бармина , В.В. Целикова , М.В. Шуклина . – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева , В.Я. Бармина , В.В. Целикова , М.В. Шуклина . – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с. Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. – М.: Вако , 2016.- 128с. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. - М.: Вако , 2016.- 112с. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии/ Е.Ю. Ривкин . – Волгоград: Учитель, 2015. – 183с. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учебнон пособие для общеобразоват . организаций/ под ред А.Г.Асламова .- М.:Просвещение , 2016. – 159с. Русский язык. Разноуровневые задания. 5-6 класс/ Сост. Л.Н.Федосеева. – М.:Вако , 2013.- 80с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256с. Иваьшина Е.В. Современные педагогические технологии. Основная школа. – М.: КАРО, 2015 -175с.



Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы

Бешеный р..сточек

Мне исполнилось 10 лет - вполне солидный возр..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшке. Сказали, что это очень редкое р..стение, что в нашем климате  оно вообще почти не р..стёт, и если я сумею его выр..стить, то я герой. Потому что в потом а нём  выр..стет удивительный плод, наполненный изумрудами!

Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошёл, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! Я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через неделю выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал!

Не знаю теперь, что мне с этим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр..стётся, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!



Предварительный просмотр:

КРОССВОРД

4

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи

 

6

2. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.

 

 

3. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи  

1

 

5

 

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.

 

2

3

 

 

 

5. Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

 

 

 

 

 

 

6. Раздел науки о языке, в котором изучаются  способы  образования слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРОССВОРД

2

1

 

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

ь

 

 

 

 

 

 

1.Р аздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей.

 

 

 

 

 

 

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.

 

 

 

 

 

 

3. Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

 

 

 

 

 

 

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи

 

 

 

 

 

5. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи  

 

 

 

 

6.Раздел науки о языке,  в котором изучается лексическое значение слов

 

КРОССВОРД

4

6

1

2

3

5

1.Р аздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей.

2. Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

3. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи  

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи

5. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.

6. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

"Мы выращиваем горошину"

Проблема ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Цель _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Проектный продукт ___________________________________________________________________

Критерии оценки проектного продукта:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Презентация проектного продукта:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Оценка проектного продукта:

______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Оценка проектной деятельности

Продолжите фразы:

 1. Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) __________________________________________________________________________ и захотелось _________________________________________________________.

2. Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать сведения)

_______________________________________________________________________________ теперь я ________________________________________________________________________________.

3. Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) в процессе  работы было (стало) _______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

 4. Труднее всего в процессе работы мне показалось: ________________________________________________________________________________________.

Проектный продукт

_______________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

0-а КОРНях С ЧЕРЕДОВАНИЯМИ

Слайд 2

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл …жить празднование. Возл …гать надежды. Предл …жить блины. Безотл … гательное дело. Радостное предпол … жение Распол …житься у костра.

Слайд 3

Бешеный р о сточек Мне исполнилось 10 лет - вполне солидный возр .а. ст . На день рождения мне подарили какой-то маленький р .о. сток в горшке. Сказали, что это очень редкое р. а. стение , что в нашем климате оно вообще почти не р .а. стёт , и если я сумею его выр .а. стить , то я герой. Потому что в потом а нём выр .а. стет удивительный плод, наполненный изумрудами! Взял я этот р. о .сточек и стал его выр .а. щивать . Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р .о. ст пошёл, дал отр .о. стки и как начал р .а. сти-подр а .. стать! Я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр .о. с , что выше меня стал, через неделю выр .о. с больше папы! А через три так разр .о. сся , что в комнате умещаться перестал! Не знаю теперь, что мне с этим быстрор а .стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р о .. сточек мой скоро так разр .а. стётся , что нам всем от этой р. а стительности в доме места не останется !

Слайд 4

Вспомни определение – узнай слово-исключение

Слайд 5

Исключения р о сток отр а сль р о стовщик Р о стов Р о стислав + слова, образованные от исключений



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Буквы а — о в корне -раст-(-ращ-) / -рос-.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • познакомить с правилом выбора букв в корне с чередованием -раст-(-ращ-) / -рос-;
  • учить распознавать слова с орфограммой;
  • учить выбирать буквы в корне с чередованием в зависимости от условий;
  • развивать умение самоконтроля при графическом комментировании орфограммы;
  • формировать нормированную речь.
  • развивать умение работы в группе

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать правило выбора букв а — о в корне
  • -раст-(-ращ-) / -рос-;
  • знать слова-исключения;
  • знать, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне;
  • правильно писать слова с изученной орфограммой;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • составлять текст по опорным предложениям.

Метапредметные:

регулятивные:

прогнозировать, планировать и контролировать учебную деятельность;

•  проводить взаимопроверку;

познавательные:

анализировать языковые явления, классифицировать их, делать выводы, строить рассуждение по образцу;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

переводить информацию, данную невербально, в словесный ряд;

коммуникативные:

продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Личностные:

стремиться к личностному самоопределению;

проявлять интерес к созданию собственных текстов;

совершенствовать использование норм языка и речи.

Межпредметные связи: биология — морфемный анализ тематических слов, в том числе терминов.

Ресурсы урока: учебник, ч. 2, с. 34—37

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Организует опрос-беседу по изученному материалу.

Актуализирует умение классифицировать слова чередующимися гласными (на изученном материале)

Эмоциональная мотивация  на основе изученного правила:

Отвечают на вопросы учителя, классифицируют слова по признаку "Правописание корней -лаг- и -лож-"

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает проанализировать запись слов с чередованием в корне -раст-(-ращ-) / -рос- (работа с текстом), сделать вывод, к какому разряду корней относится данный корень, определить уровень своего знания правописания слов с этим  корнем.
  • Предлагает определить учебную задачу, сформулировать тему урока, спланировать учебную деятельность.

В группе анализируют материал, приходят к выводу, что в примерах представлен корень с чередованием букв, правописание слов с этим корнем ранее не изучалось.

 Определяют учебную задачу урока, формулируют тему, предлагают план учебной деятельности: выяснить, от чего зависит выбор гласной в корне (правило), выполнить тренировочные упражнения, определить уровень знаний и умений

Организация познавательной деятельности

Усвоение новых знаний

Предлагает ознакомиться с языковым материалом   текста и сделать вывод о написании корней -раст-(-ращ-) / -рос- для сформулировать правило, сравнить полученную формулировку с правилом в учебнике (с. 35учебника)

Предлагает разгадать кроссворд, состоящий из определений разделов науки о языке, чтобы узнать слова-исключения

  • Предлагает сопоставить вывод, сделанный самостоятельно, и правило в учебнике Дополняет список слов-исключений, зафиксированных в правиле (Ростислав, ростовщик). (на с. 35).

Организует первичное закрепление учебного материала (упр. 451), предлагает дать устное рассуждение-объяснение и графический комментарий орфограммы. Обращает внимание на лексическое значение слов с корнем -раст- (-ращ-) / -рос- и на сферу их использования.

Инструктирует по выполнению домашнего задания (Предлагает оформить  проект по созданию текста о выращивании гороха, используя вспомогательный материал упр. 454 — рисунки и предложения).

  • Формулируют правило на основе самостоятельных наблюдений
  • Исследуют языковой материал в таблице, определяют, от чего зависит написание. Устно составляют текст о выборе гласных в корне в зависимости от последующих букв.
  • Сопоставляют правило и свой вывод, учитывают дополнение учителя.
  • Графически фиксируют правило в тетради. Записывают слова-исключения

  • Устно объясняют условия выбора букв, записывают слова, графически выделяют орфограмму.
  • Вспоминают, что слова с таким корнем используются на уроках биологии.

 

Выявляют степень готовности выполнить домашнее задание.

Оформляют лист проектного задания

Диагностика достижения планируемых результатов 

Организует взаимопроверку  листов проектного задания с целью проверки усвоения правила

Выполняют взаимопроверку  по усвоению изученной орфограммы, оценивают работу товарища по норме: 5 — нет ошибок,4 — одна ошибка, 3 — две-три ошибки, не справился — больше трёх ошибок

Подведение итогов

Организует подведение итогов

Анализируют:

свою работу на уроке;

степень достижения целей урока;

степень усвоения учебного материала

Домашнее проектное  задания:

1. выполнение упр. 453 по вариантам (1-й вариант   выписывает 7 слов с корнем -раст- (-ращ-); 2-й вариант — с корнем -рос-) . Составить текст с описанием  процесса наблюдения за выращиванием гороха (с отсроченной проверкой)

Примечание:

Следующий урок систематизации и обобщения знаний и умений начинается с взамопроверки домашнего задания и оценки усвоения правила. В ходе урока происходит возвращение к тексту первого урока  (работа с текстом)  с целью оценки изменения уровня знаний по теме, применение правила на практике (групповая работа). Самостоятельная работа по упр. 456.

Д/з: составить словарный диктант-карточку  из 15 слов по изученному правилу