Наставничество

Макаренко Алла Юрьевна

В этом разделе сайта содержится информация о моей деятельности как педагога наставника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наставник в современной школе: навигатор в мире профессиональных компетенций

Трудности первого года

Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся:

в системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов; как ни странно, для молодых учителей свойственен консерватизм мышления и поведения - они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе; большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста.  Межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (особенно с учителями пред пенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям.

С администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).

К сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей либо просто нет, либо не всегда эффективна.

Модель наставничества в МАУДО «ЦДТ»

В современной интерпретации существуют разные формы работы с молодыми педагогами, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов и помогающие им пройти сложный путь адаптации. Их можно условно разделить на две группы: Традиционные и инновационные методики . В ЦДТ  эффективное сочетание этих методов приносит свои плоды. Как уже было сказано, начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее ответственным этапом в процессе профессионального становления учителя. О важности этого этапа и о пристальном внимании к профессиональной адаптации молодого педагога в МБОУ СОШ № 37 г. Пензы говорит существование специальных форм поддержки, одной из которых является наставничество. В условиях динамичных изменений мира роль менторинга (англ. – mentoring, русс, синоним – наставничество) все более возрастает, делая его современной формой эффективного обучения и всесторонней поддержки молодого специалиста без отрыва от работы.

Основными задачами школьного наставничества являются:

привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;

ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя.



Предварительный просмотр:

                                                 

ПЛАН РАБОТЫ

ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА

Макаренко А.Ю.

С  МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ Савкиной А.И.

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Содержание

Сроки

Форма работы

1

2

3

« Расскажи о себе» (определение круга вопросов, интересов, проблем  в работе)

февраль

Собеседование

Правила оформления школьной документации, сценариев, мониторингов

февраль

Консультация

Разработка тематических планов мероприятий и планов воспитательной работы

март

Практикум

Анализ мероприятия. Виды анализа.

март

Индивидуальная беседа

Посещение мероприятий опытных учителей с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом. Наблюдение за коммуникативным поведением учителя.

в течение учебного года

Наблюдение

Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников

апрель

Индивидуальная беседа, практикум

Проектная деятельность с обучающимися

в течение учебного года

Работа в составе творческой группы

Посещение внеклассных занятий молодого специалиста Посещение учителем открытых уроков других учителей

 В течение учебного года по графику

Взаимопосещение

«Портфолио» учителя 

апрель

Консультация

Знакомство с новыми педагогическими технологиями

в течение учебного года

Самостоятельно, заседания МО

Работа с родителями (содержание, формы и методы работы).

март

Групповая

 Выбор методической темы по  самообразованию на новый учебный год

апрель

Консультация

Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Отчёт о результатах  работы по теме самообразования

май

Круглый стол

Анкетирование