ПРОЕКТЫ

Макаренко Алла Юрьевна

Предварительный просмотр:

Ханты-мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование г. Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей»

                                                                                     

Проект

«Современный лицей»

Автор-составитель:

Макаренко Алла Юрьевна

педагог-организатор МБОУ «Лицей»

Нижневартовск, 2018

Аннотация.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья обучающихся условий внутри школьной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования, физическое и психологическое здоровье обучающихся.

Актуальность выбранной темы связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. В этом видим серьёзную проблему, которая требует немедленного решения. Изучив массу литературы по проблеме, мы выдвинули следующую гипотезу: если создать тематические зоны отдыха в рекреациях лицея, то существенно повысится уровень физического и психологического комфорта обучающихся, что в свою очередь положительно скажется на учебных достижениях, обучающихся лицея.

ЗНАЧИМОСТЬ ИДЕИ ПРОЕКТА:

Возможность после занятий остаться в лицее, где есть всё то, к чему обычно школьники стремятся домой (игры, интернет) окажет большое влияние на детей и их восприятие лицея как места, где они проводят большую часть своей жизни. Возможность не только отдохнуть, но и, к примеру, почитать в комфортных условиях книгу из библиотеки или её электронную версию на iPad, написать и распечатать доклад, попросить у товарищей или учителей помощи в подготовке домашнего задания — все эти условия помогут детям быть более успешными.

Цель: создать зоны физического и психологического комфорта в рекреациях МБОУ «Лицей».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть принципы создания зоны комфорта.

2.Проанализировать физиологические особенности детей, обучающихся      в лицее.

3.Выяснить воздействие отдельных элементов зон отдыха на состояние ребёнка.

4.Более детально изучить требований СанПиН при создании зон комфорта, воздействие составляющих зон комфорта на органы чувств ребёнка.

Объект исследования: зоны отдыха в рекреациях МБОУ «Лицей»

Предмет исследования: создание зон отдыха как средства психологической и физической разгрузки.

Проект и реализуемая в процессе работы над ним деятельность строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности и практической целесообразности. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. В основе данного проекта лежит личностно-ориентированный подход к возможностям и способностям каждого ребенка.

Средства реализации: интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся и педагогов, родительской общественности; материально-технические средства.

При реализации проекта будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности:

1. Принцип приоритета заботы о здоровье.

2. Принцип субъект-субъектного взаимодействия при работе учеников в

здоровьесберегающей среде.

3. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного)

4. Принцип непрерывности и преемственности.

5. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

6. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.

Целевые подходы к организации инновационной деятельности в ОУ

  • Создание благоприятных условий для развития, повышение потенциала образовательного учреждения за счет разработки и реализации предлагаемого проекта, динамично реагируя на запросы и потребности обучающихся и их родителей.
  • Обеспечение полноты действий, необходимых для достижения поставленных целей, согласованность связей между всеми субъектами.
  • Реализация дифференцированного подхода к работе со всеми субъектами проекта в соответствии с их потребностями.

Координаторы проекта: 

Ращупкина Ольга Станиславовна заместитель директора по ВР,

Макаренко Алла Юрьевна педагог – организатор.

Участники проекта: медицинский работник, учителя, обучающиеся и родители МБОУ «Лицей».

  1. Анализ исходного состояния.
  1. Условия физической и психологической комфортности в лицее.

Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма.

Нервная система

В период подросткового возраста происходит усиленный рост всех органов ребёнка. Реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, так как возбуждение преобладает над торможением. Неустойчивая нервная система вызывает изменения в работе жизненно важных органов и систем.  Повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость - так это проявляется извне.

Эндокринная система

Биологические особенности в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.

 Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз.

 Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Также происходит стимуляция жироотложения, усиление обменных процессов. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам.

 В подростковом возрасте это обеспечивает биологические основы усвоения знаний, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов.

 Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей.

Иммунная система

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к воздействиям извне, является иммунная система. Иммунная система в основном формируется под воздействием факторов внешней среды. Существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.

Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердца и сосудов в этом периоде аналогично имеет свои особенности, связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца, они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям (боли, чувство давления, сердцебиение).

Органы дыхания

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).

 Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен.

 Органы пищеварения

У подростков очень ранимые железы при стрессовых воздействиях, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты заболеваний.

Суточный режим

В понятие режима входят: длительность отдыха и приёмов пищи, организация и распределение в течение суток. Выделяют следующие виды деятельности: учебная, трудовая, профессиональная и спортивная. Отдых бывает пассивный и активный.

  1. Влияние отдельных факторов на состояние обучающегося.

"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют…"

Существует три составляющие этого понятия.

Комфортность бывает:

  • Интеллектуальная
  • Психологическая
  • Физическая

Психологической комфортностью называют состояние, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка; это условия, при которых любой человек чувствует спокойствие, ему нет необходимости в защите от кого-либо.

Источником психологической комфортности может являться:

  • положительное как ученика, так и учителя эмоциональное состояние;
  • доброжелательные отношения между учителем и учеником, т.к. в школе главная фигура был и остается учитель.

Физическая комфортность школьника - это соотношение между его телесными потребностями и пространственными условиями среды внутри школы. Эта комфортность должна быть связана с сенсорными процессами, характеризует слуховые, зрительные и тактильные ощущения.

Находясь в состоянии физической комфортности, ребёнок несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, испытывает положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.

Как добиться физической комфортности в школе?

  • организовать горячее питание в школе;
  • соблюдать питьевой режим;
  • соблюдать гигиенические условия и нормы СанПиНа по проветриванию, рациональному освещению, и температурному режиму в кабинетах;
  • наличие благоприятных комфортных условий в школе обязательно (в данном контексте это отсутствие неприятных, монотонных звуковых раздражителей).

2. Практические возможности создания атмосферы комфорта в лицее.

2.1. Учёт требований СанПИН при создании зон комфорта, воздействие составляющих зон комфорта на органы чувств ребёнка

При создании зоны отдыха я, конечно, руководствовалась основным документом ««Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 от 03.03.2017, а именно пунктов:

- интерьер должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся

Красные тона больше других вызывают беспокойство, возбуждают, длительное пребывание в помещении с красными стенами утомляет глаза и раздражает. Желтые тона создают ощущение тепла, поднимают настроение, успокаивают. Этот цвет хорошо подходит для жилых помещений, поднимает работоспособность, способствует творчеству. Еще одно важное его преимущество - он оптически не изменяет размера помещения. Оранжевые тона зрительно уменьшают расстояние и, кроме того, возбуждающе действуют на эмоциональное состояние человека. Стены очень редко красят в цвета, происшедшие от оранжевого. Зеленый цвет лучше других успокаивает, создает хорошие условия для отдыха, расслабляет глаз. Голубой навевает ощущение легкости и глубины, успокаивает. Фиолетовый цвет вызывает меланхолическое настроение, ощущение грусти и печали.

В рекреациях лицея стены голубого цвета, который, безусловно, имеет успокаивающее значение.

Также мы оценили эмоциональное восприятие помещения, определили уровень его психологической комфортности.

В качестве одной из методик был применен рисуночный тест «Эмоциональные сферы» Ю.Башкировой, который наглядно показал изменения эмоционального состояния, настроения и самочувствия обучающихся

(Приложение 6).

В нем приняло участие 164 обучающихся.

  Диаграмма №1. Результаты исследования эмоциональной сферы до создания зон отдыха (2016г.)

 

2.2 Цветовая гамма зон отдыха и ее соответствие санитарным нормам.

Рекомендации: использовать краску спокойных тонов со слабой насыщенностью. В данном варианте они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к разным видам занятий.

             

  1. Содержание деятельности и   механизм реализации проекта.

Реализация проекта включает в себя следующие этапы:

1 этап: Проектно-организационный (февраль 2018г.)

2 этап: Основной (март-декабрь 2018г.)

3 этап: Итоговый (январь2019г).

Первый этап – проектно-организационный.

Цель этапа: выбор проблемы, подготовка проекта, разработка плана мероприятий.

Анкетирование обучающихся с целью определения приоритетных идей для дальнейшей реализации проекта.

  • Разработка всеми желающими, обучающимися МБОУ «Лицей» дизайн-проектов зон отдыха.
  • Публичная защита проекта.
  • Проектирование и создание нескольких зон отдыха в рекреациях лицея.

Для реализации проекта были изучены нормативно - правовые документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, СанПин и т.д. Анализ документов позволил определить приоритетные направления деятельности в рамках реализации проекта. Определив цель и задачи проекта, мы составили план работы, для дальнейшей успешной реализации проекта.

Планируемые мероприятия на 2018-2019 уч.г.

Блоки проекта

Сроки реализации

Мероприятия

Ответственные

I.

«Проектирование»

Январь 2018 года

Изучение СанПина, изучение литературы по проблеме, определение технического состояния используемых помещений.

II.

«Обучение»

Различные тематические мероприятия: круглый стол, дискуссии, конференции, информационное наполнение проекта. Распространение педагогического опыта, сформированного в ходе реализации разработанного проекта.

IV.

«Движение»

Февраль 2018- январь 2019 года

Консультация с учителем технологии, создание дизайн-проекта тематических зон отдыха в рекреациях лицея. Строительство зон отдыха.


Второй этап – основной

Цель этапа: Создание тематических зон отдыха в рекреациях и тематическое оформление стен МБОУ «Лицей».

Образовательная развивающая среда – это педагогическая система нового уровня. Задача образовательного учреждения стремиться к созданию условий, обеспечивающих перевод ученика из объекта в субъект воспитания, давая школьнику возможность быть самим собой.

Тематические зоны отдыха рекреаций МБОУ «Лицей»:

1этаж – «Спорт» (размещение теннисных столов в рекреации и оформление стен в соответствующей тематике) Приложение 1

2 этаж – «Интеллект» (размещение интеллектуальных игр в рекреации и оформление стен в соответствующей тематике) Приложение 2

3 этаж - «Досуг» (размещение проектора и экрана для демонстрации фильмов, мультфильмов, удобные дизайнерские кресла) Приложение 3

4 этаж - «Интерактивный музей» (размещение экспонатов по различным тематикам и оформление стен в соответствующем стиле) Приложение 4

Третий этап – итоговый.
Цель: анализ полученных данных и мониторинг проведённых мероприятий по созданию зон отдыха.

  • сбор и анализ результатов реализации проекта
  • коррекция деятельности и представление опыта.
  • проведение психологического исследования эмоционального состояния обучающихся.

4.Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.

Сроки реализации: февраль 2018- январь 2019 года.

Ожидаемые результаты:

-повысится интерес к учёбе;

 -положительно измениться отношение к лицею и учителям;

 -улучшится общее настроение и успеваемость.

5. Материально-техническое обеспечение.

        Для реализации проекта необходимо использование интернет-ресурсов, компьютерной техники, фото- и видеоаппаратуры, а также строительные материалы).

6. Смета расходов.

        

Примечание

Вид расходов

сумма

Приобретение канцелярских товаров

244

10 000,00

Приобретение игрового инвентаря

244

10 000,00

Приобретение стройматериалов

ИТОГО:

Заключение

В заключение хочется отметить, что зоны отдыха должны соответствовать своему назначению, каждый предмет должен иметь свое место и, чтобы решить эту сложную задачу, нужно исследовать и проанализировать данное помещение, что и было сделано в данном проекте. В искусстве человек может быть действительно причудливым, в дизайне – он должен думать о том, что может понравиться другим людям. Дизайн многолик, любой дизайн - это результат большого количества тесно связанных между собой решений. Рекреации лицея - является местом, отдыха обучающихся, что и было учтено при разработке этого проекта. Составляя данный проект зон отдыха, мы старались, учитывая финансовую и материальную базу, создать гармоничный, эстетический образ лицея. Здесь были учтены возрастные особенности обучающихся.

Участвуя непосредственно в разработке этого проекта, мы пришли к выводу, что можно использовать свои знания, полученные в личной жизни, в создании эстетической среды в лицее. Результатами данного проекта станут создание зон отдыха для лицеистов и учителей, также эстетическое оформление рекреаций лицея.


Список литературы

1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И.

2. Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе". - 2007

3. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // Начальная школа. - 2003. - №4.

4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112.

5. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.

Приложение 1

Зона отдыха «Спорт»

http://rezultat100.com/uploads/posts/2013-05/1368607791_nastolnyy-tennis-v-zaporozhe.jpg

Приложение 2

Зона отдыха «Интеллект»

http://expo.sofit.ru/upload/3_eco.jpg        

Приложение 3

Зона отдыха «Досуг»

Приложение 4

Зона «Интерактивный музей»

http://xn--80aaiiocs7akm5bzi.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/11/1460123717_1.jpg 

http://www.aqualogo-engineering.ru/upload/medialibrary/658/5.jpg

Приложение 5

Элементы декора стен рекреации лицея


 

Приложение №6

Эмоциональные сферы

«Психологическая методика по определению

эмоционального состояния, настроения и самочувствия»

ВВЕДЕНИЕ

 Методика «Эмоциональные сферы» дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

 Сама процедура выполнения методики занимает немного времени, в результате чего тестируемые не успевают потерять интерес к выполняемому заданию, относятся к нему творчески и с достаточной долей самоотдачи. Кроме того, методика не требует затрат энергии, излишнего напряжения. Испытуемым следует активизировать свое воображение и действовать согласно интуиции.

 Трактовка цветовой гаммы — традиционная, но внесены существенные дополнения в интерпретацию сочетаний цветов.

 Дополнительную информацию дают интенсивность цвета и сила растушевки отдельных элементов при изображении сферы и пространства вокруг нее. Соответственно — чем сильнее нажим карандаша и интенсивность цвета, тем четче проявляются волевые качества человека, глубина переживаний, стремления, желания, чувства. Слабый нажим и слабая интенсивность цвета говорят об обратном. Отдельную информацию несут дополнения к сферам: пояса, различные геометрические фигуры, предметы окружающего мира, орнаменты, мозаика, перья и т.д.

МАТЕРИАЛЫ

 Стандартный лист бумаги (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши, ластик и воображение.

ИНСТРУКЦИЯ

 Всем известно, что вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и ластик там, где это необходимо. Величина сферы, ее расположение, используемая цветовая гамма — произвольны и индивидуальны.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ

 СФЕРЫ НА ЛИСТЕ

В норме изображение сферы расположено на пересечении средних линий ширины и длины стандартного листа.

 Положение сферы ближе к верхнему краю или слишком крупное изображение трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензии на признание.

 Положение рисунка в нижней части или слишком мелкое изображение сферы трактуется как неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

 Центральная сфера между несколькими более мелкими сферами — обеспокоенность происходящими вокруг событиями; нахождение под давлением авторитетных окружающих (родственников, значимых взрослых).

 Большой рисунок сферы — склонность к тщеславию, высокомерию.

 Слишком мелкое изображение сферы — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

 Мелкое изображение с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

 Недостаток симметрии — преследующее чувство незащищенности.

 Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

 Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в своем воображении.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ВЫБРАННОГО ЦВЕТА

Чем дольше, не увереннее и тяжелее испытуемый выбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Синий — означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это цвет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет более всего подходит для медитации. Он символизирует удовлетворенность и свершение. Синий — вне времени и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечения прошлого.

Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут доверять ему.

 Если человек отвергает синий цвет, то он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям. Он находит их либо скучными, либо обременительными.

Желтый — производит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу солнца, духу веселья. Этот цвет — надежда и ожидание большого счастья во всех его бесчисленных формах — от секса до каких-то философских и религиозных воззрений. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.

 Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственна и склонность в переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.

 Если этот цвет отвергается, значит, человек разочарован в своих надеждах, ощущает пустоту вокруг, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.

Красный — символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия.

Человек, отвергающий красный цвет, находится в состоянии сверхвозбуждения либо потому, что ему не хватает жизненной силы, либо потому, что ему кажется, будто со всех сторон его обступили неразрешимые проблемы.

Зеленый — выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я».

 Напряженность зеленого цвета действует, подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.

 Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.

 Если человек отвергает зеленый цвет, значит, он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения, все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность.

Фиолетовый — символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью.

 Человек, предпочитающий его, не только хочет очаровывать и восхищать других, но желает и сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают интеллектуально и эмоционально незрелые люди, школьники, женщины в период беременности, сексуальные меньшинства. Им мир кажется волшебным местом, где нужно только достать волшебную лампу Аладдина, чтобы получить все.

Человек, отвергающий его, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.

Коричневый — указывает на эмоции, непосредственно связанные с организмом человека. Если он болен или ощущает физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности. То есть над человеком довлеет нечто, с чем он не в состоянии справиться.

 Эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью.

 Тот, кто отвергает его, считает, что он сделан из более прочного материала, чем другие.

Серый — бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет — это не оккупированная территория, а пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, «железный занавес», по каждую сторону которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.

 Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, остаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно — он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками».

 Человек, который не приемлет серый цвет, не приемлет неучастия в происходящем вокруг. В результате окружающие могут находить его надоедливым, излишне любопытным, назойливым. Он хочет использовать любую возможность на пути к своей цели и не может себе позволить передохнуть, пока не достигнет ее.

Черный — это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый — это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный — конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный — начало и конец. Человек, который выбирает черный цвет, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Человек, отрицающий черный цвет, демонстрирует желание не отказываться от чего-либо, контролировать свои действия и решения.

СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

Синий — черный — абсолютный покой.

Синий — серый — спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами.

Синий — коричневый — физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих с целью добиться личного комфорта.

Синий — фиолетовый — стремление к нежности и тонкости, к каким-либо идеализированным отношениям.

Синий — желтый — желание понимать и быть понятным, снискание любви окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех.

Синий — красный — гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, взаимопонимание.

Синий — зеленый — точность, логичность, аккуратность, возможная педантичность, контролирование окружающих.

Зеленый — красный — деятельность и инициатива, направленная на повышение личного авторитета и престижа.

Зеленый — желтый — корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания у окружающих и самого себя.

Зеленый — фиолетовый — стремление завоевать расположение окружающих, не связывая себя никакими обязательствами и не беря на себя никакой ответственности.

Зеленый — коричневый — требование покоя.

Зеленый — черный — патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне.

Красный — желтый — жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия.

Красный — черный — драматизация, импульсивные чрезмерные желания.

Красный — фиолетовый — очарованность всем эротическим и эстетическим.

Красный — коричневый — самоудовлетворение и потакание своим желаниям.

Красный — серый — импульсивность, необдуманные действия с надеждой, что не наступит ответственности и каких-либо последствий.

Желтый — черный — внезапный кризис, либо «да», либо «нет», своевольное решение.

Желтый — коричневый — неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность.

Желтый — фиолетовый — очарованность, буйные фантазии, жажда приключений.

Фиолетовый — коричневый — очарованность тем, что доставляет наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивая одежда...

Фиолетовый — черный — потребность в подражании, желание быть частью чего-либо.

Серый — зеленый — самоутверждение, превосходство, самоуважение, чувство престижа. Иногда крайняя осмотрительность в делах.

Серый — фиолетовый — эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного.

Серый — желтый — нерешительность, неуверенность.

Серый — коричневый — изнурение, истощение, необходимость внимания со стороны.

Серый — черный — нежелание иметь с окружающими никаких отношений.

Коричневый — черный — самоуничижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫБРАННОЙ ФОРМЫ

Многоплановые критерии

 Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентированная штриховка — сфера конфликта.

 Комбинация твердых, ярких и легких линий, мало изогнутых линий, много острых углов — предрасположенность к агрессии или существующее напряжение.

 Обилие округленных линий — женственность.

 Контур неяркий, неясный — боязливость и робость.

 Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, уверенность в своей безопасности.

 Зубчатые, неровные линии — дерзость, некоторая враждебность.

 Уверенные линии — амбиции, рвение.

 Сильный нажим — энергичность, настойчивость.

 Легкие линии свидетельствуют о недостатке энергии.

 Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

 Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, эмоциональная нестабильность, тревога, незащищенность, лабильные настроения.

Длина штрихов

 Если испытуемый возбудимый, длина штрихов укорачивается, если нет — удлиняется.

 Прямые штрихи — упрямство, настойчивость.

 Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

 Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства.

 Штриховка, выходящая за пределы сферы, — наличие тенденций к импульсивности.

Стирания

 Частые стирания — тревожность, опасливость; нерешительность, недовольство собой. Если в результате перерисовки получается более совершенное изображение — хороший знак, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.

 Стирание без попытки перерисовать (поправить) — внутренний конфликт.

Нюансы

 Пояса на сферах — рассудительность, склонность к романтизму, философии.

 Геометрические фигуры— абстрактность мышления. Если углы фигур излишне выделены (слишком острые, слишком вытянутые) — это говорит о некоторой вербальной агрессии, в большинстве случаев защитной.

 Изображение полусферы. Если полусфера расположена посередине листа, как бы в воздухе, — отсутствие достаточной опоры в жизни и «пребывание в облаках», рассеянность, перепады настроения. Если полусфера расположена в нижней части листа, — реалистичность, отсутствие привычки ставить перед собой слишком далекие цели, упрямство, консерватизм.

 Фигурка человека, которую обрисовывают разноцветные пояса (как радуга), — умение радоваться всему происходящему вокруг. В характере прослеживается доброжелательность, открытость, чувствительность к эстетическому, избегание сложных разговоров, споров, конфликтов.

 Любые острые образования, которые распространяются за пределы сферы или изображены отдельно, обособленно (языки пламени, излишне очерченные изображения листьев и т.п.), — претензия на оригинальность, желание быть в центре внимания, эгоистичность, обидчивость, часто необъективность к себе и своим действиям.

 Изображения перьев, ресничек, щетинок на поверхности сферы или отдельно — романтичная натура; стремление к гармонизации окружающего мира; некоторое недовольство поведением и действиями окружающих.

 Сфера, за которой изображен темный фон, — разочарование в окружающем мире, подавленность, стремление защититься; тенденции к созданию своего собственного мира, замкнутости, осторожности, большой избирательности при подборе партнеров (друзей, любимых).

 Слияние нескольких микросфер — поиски себя, развитие своих способностей, талантов, стремление к лидерству.

 Беспорядочное сочетание цветов в правильной сфере — неокончившееся детство; чувства и желания находятся «в спячке», незрелость эмоций; уравновешенность, граничащая с инфантильностью.

 Правильная сфера с ровным фоном или с легким рисунком — планомерное и гармоничное развитие личности, отсутствие тревожащих факторов, объективизм, целеустремленность, рациональность, инициативность, избегание авантюр.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Исследовательский проект

«Условия достижения эффективности моей  воспитательной деятельности»

Выполнила

Макаренко Алла Юрьевна

Нижневартовск,  2019г.

Введение

  Технология воспитательной деятельности - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания.

  Стратегия воспитания задает общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач. Она базируется на методологических установках концепции воспитательной деятельности современности и ориентирует субъектов воспитания на овладение эффективной воспитательной практикой, отказ от недееспособных сложившихся стереотипов.

  Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности. Она вырабатывается на нормативной основе, в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

  Техника воспитания характеризует совокупность приёмов, операций и других действий руководителя по использованию воспитательного инструментария. В воспитательной технологии можно выделить такие элементы, как приём, звено, цепочка. Воспитательный приём определяет задействование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитательное звено - это отдельная самостоятельная часть воспитательной технологии, которое объединяется общей целью и имеет для неё самостоятельное значение.

  1. Методы и средства  применяемые в моей педагогической практике

  Воспитательная цепочка - есть совокупность взаимосвязанных последовательно задействуемых приёмов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек поведения. Воспитательная технология обеспечивает достижение заданных целей наиболее эффективными способами - методами воспитания.

  Метод воспитания - это особый способ однородного педагогического воздействия на человека в целях воспитания. Общие характеристики методов воспитания:

  - каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями субъектов воспитания;

  - оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств;

  - методы воспитания выполняют вполне определенные функции;

  - любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приёмов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

  Средства воспитания - это всё то, с помощью чего воспитатели действуют на воспитуемых средствам воспитания относятся с одной стороны, различные виды деятельности, а, с другой, - совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются воспитателем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, фильмы, беседы, факты, традиции, литература, произведения живописи и музыки).

  1. Приёмы воспитания

  Приёмы воспитания - это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу, приёмы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приёмы могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных ситуациях. Так, убеждение, является одним из основных методов формирования мировоззрения, убежденности. В то же время может выступать одним из методических приёмов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера.

  Совокупность средств и приёмов выполняют воспитательную роль лишь тогда, когда они применяются в определенной педагогической инструментовке, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность.

3. Классификация методов воспитания.

  а) Традиционно принятые - убеждение, упражнение, поощрение, принуждение; пример.

  б) Инновационно-деятельностные (обусловленные внедрением новых воспитательных технологий) - моделирование; проектирование; алгоритмизация, творческая инвариантность и др.

  в) Неформально-личностные - воспитательное воздействие осуществляется через личностно-значимых людей, авторитетных из числа родственников, друзей, близких.

  г) Тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) - социально-психологические тренинги, деловые игры и т.д.

  д) Рефлексивные - они основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.

4. Система методов воспитания призвана выполнять ряд функций:

  - передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом);

  - организация поведения воспитуемых в соответствии с установленными нормами и правилами;

  - стимулирование личностного роста человека;

  - профилактика и конструктивное решение конфликтов.

  Традиционно в отечественной педагогике главным методом воспитания признается метод убеждения, т.к. ему принадлежит решающая роль в формировании важнейших сфер человеческой личности - мировоззрения, сознательности, ценностных ориентаций.

  Убедить человека - это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков.

  Слово, речь - это мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом зависит от сочетания содержания, живости и образности языка, простоты, ясности и доступности речи. Наиболее распространенными приёмами и средствами убеждениями словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.

  Американский исследователь Д.Ягер сформировал шесть правил, соблюдение которых способствует убедительности речи.

  1) Делайте всё вовремя.

  2) Не болтайте лишнего.

  3) Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

  4) Во время беседы думайте прежде всего о том, с кем разговариваете.

  5) Говорите «хорошим» языком. Будьте чутким к слову.

  6) Адекватно используйте невербальное сопровождение речи.

  Убеждение словом органически сочетается с убеждением делом, практикой.

  При убеждении делом следует использовать такие приёмы:

  - показ воспитуемому общественной ценности и значимости его действий и поступков;

  - поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов;

  - анализ жизненных явлений и ситуаций, опровергающих ошибочные взгляды;

  - ссылка на опыт других людей;

  - свой личный пример.

  Важнейшим условием эффективности метода убеждения является убежденность самого воспитателя, его принудительность, исключающая разрыв между словами и поступками. Успешно убеждать других, может только тот, кто сам твёрдо убежден в том, о чём говорит.

  Условиями успешного убеждения выступают также справедливость, честность и искренность воспитателя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Немалую роль в убеждении играет умение воспитателя ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью интонаций, жестов.

  Важными условиями действительности метода убеждения является широкий, общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и трудовой опыт.

  Успех убеждения во многом зависит от педагогического такта воспитателя, понимание им психологии человека, уровня эмпатии. Такт исключает проявление со стороны руководителей высокомерие, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.

  В воспитании широкое применение находит также метод упражнения. Упражнение как специальная, многократноповторяемая человеком деятельность необходимо для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результата повышения сознательности. Метод упражнения позволяет в воспитании быстрее достичь желаемой цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет сознание воспитуемых, закаляет волю, способствует формированию привычек правильное поведения. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случаи оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором - оно направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма и роль сознания в действиях несколько снижается.

  Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, инициативы человека являются высокая сознательность и убежденность человека.

  Успех использования метода упражнения зависит также от всестороннего учета возрастных, психологических, физиологических и других индивидуальных особенностей людей. Чтобы не допустить моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки надо постепенно.

  Важным методом воспитания является пример. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцами для поддержания, основной для формирования идеала поведения и средством самовоспитания. И в доказательство слов теории можно привести стихотворение воспитанника …

ПОСЛУШАЙ СВОЕГО РЕБЁНКА!!

Чем  проповедь  выслушивать, мне лучше бы взглянуть

И  лучше  проводить меня, чем  указать мне путь.

Глаза  умнее  слуха, поймут всё без труда.

Слова  порой запутаны, пример  же никогда.

Тот  лучший   проводник  кто  веру  в  жизнь  привёл

Добро  увидеть  в  действии – вот лучшая  из  школ.

И  если  всё  мне  рассказать,  я  выучу  урок.

Но  мне  ясней  движенье  рук,  чем  быстрых  слов  поток.

Должно  быть   можно  верить  умным  словесам.

Но  я  уж  лучше  погляжу,  что  делаешь  ты  сам.

Вдруг  я  неправильно  пойму, прекрасный  твой  совет.

Зато  пойму,  как  ты  живёшь: по  правде  или  нет.

  Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Не имея достаточно жизненного опыта, навыков поведения в различных ситуациях, они вынуждены искать образцы правильного поведения. Это черта исторически сформировалась у человека как потребность. Отличая первостепенное значение личного примера воспитателя, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается от живого источника человеческой личности». В процессе воспитания положительным примером следует соблюдать ряд условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и личностно значимым и ценным. Чем глубже люди осознают его общественную ценность, тем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее положительное влияние примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается, когда он взят из знакомой всем сфере деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на те или иные действия.

  Значительное место в воспитании также занимает метод поощрения. Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приёмов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Поощрение помогает человеку осознать степень своего труда в достижении задачи, осмыслить своё поведение, стабилизировать самооценку, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

  Любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач. Поощрение обладает эффективным эффектом в условиях производства, если оно носит характер гласного.

  В воспитании используется и метод принуждения. Под методом принуждения понимается система средств и приёмов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Этот метод обычно применяется после того, как все другие методы воздействия на человека были исчерпаны и не дали желаемых результатов. Выделяют различные формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, осуждение общественностью, привлечение к административной ответственности.

  Прежде чем применять данный метод, следует глубоко разобраться в причинах поступка человека, выявить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершён, особенности его личности. Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияние на окружающих. Любое воздействие, будь то замечание, критика и т.п. должно быть справедливо. Несправедливое взыскание оскорбляет человека, подрывает авторитет педагога.

Заключение

  В целом, следует отметить, что успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их психолого-педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и особенностей методов воспитания.

  Вопрос о цели воспитательной деятельности учителя - кардинальный вопрос педагогической теории и практики. Кто не знает в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра, - говорили древние.

  Цели воспитательной деятельности педагога в концепции личностно-ориентированного образования «выводятся» из идеологической концепции гуманистического воспитания и органично связаны с его ценностями. Так, если ценностью является право ребенка на уважение, то, следовательно, цель деятельности педагога - внимательное отслеживание, как соблюдается это право ребенка в детском сообществе и в процессе его взаимодействия со взрослыми, которые его обучают и воспитывают.

  В процессе работы цели тщательно анализируются, отбираются и ранжируются по степени значимости каждой из них для процесса развития ребенка. По сути дела здесь идет речь о выборе приоритетов воспитательной деятельности.

Литература

Батищев Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопр. философии. 1995. № 3. С. 103 — 129.

Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д., 2000. 352 с.

Исаков М. Н. Становление самооценки педагогического мастерства студентов факультета физического воспитания: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Л., 1988.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996. 160 с.

Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Кол. монография в 2 кн. / Под общ. ред. проф. И. А. Зимней. М., 2001. Кн. 1. 337 с.; Кн. 2. 282 с.

Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996. 512 с.

Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях перестройки народного образования: Тез. докл. и сообщ. на обл. науч.-практ. конф. / Ред. В. Д. Симоненко. Брянск, 1990. 154 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей»

Социальный  творческий проект

«»

Авторы:

Рогозная Екатерина

Селивёрстова Анна

Баранова Татьяна,

Приходько Ника

Кузьмина Софья

Руководитель проекта: Макаренко Алла Юрьевна

Нижневартовск, 2019

Оглавление

Пояснительная записка

3

Цель, задачи

4

Предполагаемые результаты

4

Механизм реализации проекта

5

Условия реализации проекта

6

Этапы и содержание проекта

7

План реализации проекта

7

Результаты и перспективы

10

Смета расходов

11

Список литературы

12

«Актера нельзя воспитать и обучить,

 если не воспитать в нем человека».

Мария Николаевна Ермолова

Пояснительная записка

Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-интеллектуального воспитания, поэтому возникает необходимость в разнообразии способов организации досуга, стремление сделать их общественно значимыми. Всё это натолкнуло нас на мысль о создании в лицее театра как средства вовлечения подростков в общечеловеческую культуру.

Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.

Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры подростков, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка.

Проект «Лицедеи» открывает его участникам возможность самореализации собственного личностного возрождения. Развитие творческой и деловой активности подростков и молодежи, позволяет им приобрести опыт проявления социальной активности, освоить основы построения индивидуальных и совместных действий, научиться приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности.

Наш проект - уникальный человеческий ресурс решения социальных и культурных проблем лицейского сообщества.

Реализация проекта направлена на решение проблемы организации полезного досуга подростков и молодежи в лицее. Подобный социально-важный на современном этапе компонент коллективного творчества благоприятно воздействует на участников проекта, способствует формированию активной жизненной позиции молодых людей, развитию творческих способностей, социальной адаптации в обществе.

Новизна проекта заключается в том, что театр работает в формате «Открытая сцена» – это пространство свободного творчества и эксперимента в области театра, аудиовизуального искусства, перфоманса, музыки и образования. Это способ донести до зрителя  посредством спектакля или постановки лучших идей человечества.

Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы педагоги и лицеисты не просто осваивают роли, а совместно участвуют в творческом процессе создания постановки. Такой подход активизирует образовательный процесс, придает ему творческий и исследовательский характер, передает подросткам инициативу в организации своего процесса познания и творчества.

Цель проекта: организация деятельности лицейского сообщества, посредством добровольного участия подростков молодежи и преподавателей в театрально-постановочной деятельности в рамках «открытой сцены».

Задачи:

 раскрыть индивидуальные творческие способности личности, креативного мышления;

- поддержать стремление к самовыражению, самореализации, самосовершенствованию;

- развить навыки коллективного творчества, коммуникабельности;

- создать благоприятный психологический микроклимат внутри коллектива.

Предполагаемые  результаты

- Осознание участниками проекта своей роли в жизни лицейского сообщества;

- работа по проекту должна пробудить интерес у подростков, молодёжи и преподавателей к совместной театральной деятельности;

- повысить самооценку обучающихся, избавить от комплексов;

 - улучшить психологический климат в  коллективе;

 - раскрыть таланты участников проекта;

привить навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

Участники проекта: обучающиеся МБОУ «Лицей» в возрасте от 12 до 17 лет и преподавательский состав лицея.

Сроки реализации:  сентябрь 2019 г. – январь 2020 год

Механизм реализации проекта:

  • Создать творческую группу единомышленников из числа преподавателей и лицеистов;
  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Анализ результатов диагностики;
  • Обеспечить нормативно-правовое, информационно-методическое, материально-техническое сопровождение деятельности;
  • Подобрать необходимый кадровый состав, распределить функциональные обязанности;
  • Подобрать театральную труппу;
  • Обсудить и выбрать репертуар;
  • Организовать репетиции, работу над костюмами, декорациями, реквизитом;
  • Для повышения мотивации участников проекта организовать посещения постановок, экскурсий, мастер-классов городского драматического театра.
  • Поставить премьерный спектакль на лицейской сцене силами участников проекта;
  • Организовать регулярные постановки на лицейской сцене;
  • Рефлексия.

Кадровое обеспечение проекта

Лицейский театр обладает широкой межпредметной направленностью и отличается многопрофильностью деятельности, поэтому при реализации такого рода проекта требуется участие следующих специалистов:

- заместитель директора по ВР – Майер И.В.;

- педагог-организатор – Макаренко А.Ю.;

- преподаватель музыки – Белова Э.И.;

- учитель технологии – Новикова Л.В.

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет «Штаб творчества» (Рогозная Екатерина, Селивёрстова Анна, Баранова Татьяна, Приходько Ника, Кузьмина Софья, Макаренко А.Ю., Майер И.В., Белова Э.И.), также определяет содержание конкретных мероприятий по реализации проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий проекта являются участники проекта: группа подростков и молодежи, преподаватели участвующих в постановке.

Направления деятельности:

1.Творческое: организация и проведения театральных постановок для лицеистов и преподавателей в формате «открытой сцены».

2. Нравственное: приобщение к отечественному культурному литературному и художественному наследию;

3.Информационно-просветительское: трансляция опыта.

Принципы:

- Принцип доброй воли;

- Принцип ответственности;

- Принцип целесообразности и необходимости;

- Принцип сотрудничества.

Условия реализации проекта

  1. Мотивационное обеспечение
  • Добровольность участия подростков в реализации проекта;
  • Использование современных инновационных технологий работы с подростками, методов стимулирования активности и  самостоятельности;

             Материально-техническое обеспечение

  • Актовый зал МБОУ «Лицей»
  • Звуковое оборудование (микшер, колонки, усилители, микрофоны)
  • Световое оборудование (прожекторы, световой проектор)
  • Костюмы
  • Компьютер, проектор.
  1. Финансовое обеспечение

       Финансирование работы по реализации проекта будет осуществляться:

  • бюджетные средства МБОУ «Лицей»;
  • за счет спонсорских и привлеченных средств.

Этапы и содержание проекта

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительно – организационный этап: На данном этапе удалось привлечь обучающихся, а также молодежь из числа преподавателей лицея.  Создана  инициативная  группа. Проведена  подборка сценарного репертуара.

2.Основной этап: Данный этап является текущим в реализации проекта Проект «Лицедеи». Подготовлены и представлены театральные постановки в формате «открытая сцена». Самостоятельно изучили основы актерского мастерства. Что самое интересное, ребята приходят посмотреть и остаются. Ребята обсуждают проекты выступлений, распределяют роли. Составляют графики репетиций, настолько увлекает сам процесс постановки спектакля, что зачастую ребята становятся инициаторами выступлений. За 5 месяцев реализации проекта актёров узнают, они вышли на широкий круг общения. Зрители отмечают «особую искренность и естественность», «отсутствие наигранности» «ребята не играют в театр, а живут им». Реализация проекта действительно стала для участников проекта смыслом жизни. Они живут, они развиваются. Они понимают, что несут в этот мир радость творчества и получают от этого удовольствие.

Участие в проекте позволяет им проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражение, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений. Участие «по доброй воле» позволят ощущать себя востребованным, способствует снижению социальной напряженности среди молодежи, некоторые даже подумывают о будущей профессии режиссера, драматурга, актера.

3. Итоговый этап:

Цель: подвести итог реализации проекта и составить перспективы дальнейшей деятельности в области кибертеатра.

План реализации проекта

Мероприятие

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки проведения

Результат

1 этап: Подготовительно – организационный этап

Мониторинг целевой аудитории

1. Проведение социологического опроса лицеистов с целью определения их отношения к проблеме.

2. Изучение полученных результатов.

МакаренкоА.Ю.

сентябрь

2019 г.

Формирование мотивационного банка

Театральная труппа

Создание инициативной группы в количестве 6 человек

Рогозная Е.

Баранова Т.

сентябрь

2019 г.

Формирование творческого резерва

Налаживание сотрудничества и взаимодействия

Работа с организациями (драмтеатр, д/к «Октябрь»)

Майер И.В.

сентябрь

2019 г

Обеспечение

базы для выступлений

Библиография

подбор литературного материала для сценариев

Приходько Н. Кузьмина С. Белова Э.И.

сентябрь

2019 г.

Создание базы

методического обеспечения проекта

Методическое обеспечение

Разработка сценарных планов постановок

Рогозная Е.

Селивёрстова А.

Приходько Н.

сентябрь-октябрь

2019 г.

Планирование деятельности

Подготовка плана репетиций

Подготовка плана выступлений

Репетиции

Баранова Т.

сентябрь-октябрь

2019г.

Создание чёткого плана по реализации проекта

2 этап: Основной этап: внедренческий

1. «Театр пушкинских сказок»

Литературная постановка  

«Штаб творчества»

ноябрь

2019

Охват - 300 участников

2. «Легенды Югры»

Спектакль по мотивам легенд ханты и манси

«Штаб творчества»

декабрь

2019

Охват – 100 участников

3.«Новогодняя тусовка»

Новогодние представления

«Штаб творчества»

декабрь

2019

Охват –200 участников

4. «75-летие снятия блокады Ленинграда»

Постановка к памятной дате

«Штаб творчества»

январь

2019 г.

5.Трансляция

Освещение информации в СМИ

Макаренко А.Ю.

в течение реализации

3 этап: ИТОГОВЫЙ

Подведение итогов реализации проекта

Определение планов на дальнейшую деятельность.

 Результаты проекта:

- На начальном этапе инициативная группа составляла 6 человек, на декабрь месяц количество участников увеличилось, сейчас добровольных участников 12 человек.

- За период с октября 2019 года  по январь 2020 года проведено 4 открытых постановки «Лицейский театр», охват – около 600 человек.

- Формируется банк творческого резерва подростков и молодежи.

У участников проекта формируется активная жизненная позиция, развиваются творческие способности, происходит личностная самореализация.

                                                        Перспективы:

- Привлечение спонсорской помощи для дальнейшей реализации проекта.

- Организация выездов мобильной группы с театральными постановками в Нижневартовский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ «Таукси» и дом-интернат для престарелых и  инвалидов «Отрада».

Смета расходов

Наименование

Количество

Цена

Общая сумма

Бумага для принтера

5 пачки

250 руб.

1250 руб.

Картридж для принтера

1 шт.

2860 руб.

2860 руб.

Гуашь

2 пачки

120 руб.

240 руб.

Ватман

20 листов

20 руб.

400 руб.

Ткань

10 м

200 руб.

2000 руб.

Театральные маски

10 шт.

200 руб.

2000 руб.

Аквагрим

5 цв.

250 руб.

1250 руб.

ИТОГО:

10000 руб.

Список литературы

  1. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.

    Новосибирск: Наука, 2004.

  1. Пиотровский А. И. Театр, кино, жизнь. Л.: Искусство, 1969.
  2. Русский драматический театр. Под редакцией профессора Б. Н. Асеева
  3. Сорочкин Б.Ю. «Театр между прошлым и будущим» Москва 2010 г.
  4. Театральная энциклопедия. - М., 2003
  5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. М.: Академия. 2008.
  6. Львов Д.С. Российские реформы в глобальном контексте //Новейшая   история. 2009. № 4.