Самообразование

Макаренко Алла Юрьевна

Семинар  педагога-организатора  Макаренко А.Ю. по теме «Современные тенденции и проблемы взаимоотношений подростков»

В МБОУ "Лицей" состоялся семинар по теме: «Современные тенденции и проблемы взаимоотношений подростков». В учёбе приняли участие педагоги-организаторы и лидеры самоуправления МБОУ "Лицей".

Социализация современных подростков происходит в условиях кардинально меняющегося общества и трансформации ориентиров взросления и нормативных задач развития. Социализация включает процесс освоения и присвоения социальных норм, когда следование норме проходит следующую логику развития: следование норме иод воздействием взрослого, ориентация на оценки и ожидания значимых других, ориентация на собственные принципы. Социальная норма выполняет не только модельную функцию, являясь образцом должного поведения, но и функцию инструментальной регуляции групповых отношений. Социализация современных подростков должна ориентироваться на методы формирования личности, способной адаптироваться в любой, даже абсолютно новой среде, личности, готовой успешно действовать в изменяющемся мире, не цепляясь за старые навыки, но опираясь на абсолютные ценности. Современная психология подростка ставит именно такие задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

                                                   

МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СТЕРЕОТИПЫ И ПРЕДРАССУДКИ»

    Автор: педагог – организатор

Макаренко А.Ю..

Нижневартовск 2019 г.


Цель: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности, предрассудков и стереотипов; показать многоаспектность понятия «толерантность» роль предрассудков и стереотипов в жизни человека.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:

  • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  • этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
  • поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
  • преследования, запугивания, угрозы;
  • дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
  • расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  • ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
  • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  • фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
  • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
  • эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
  • осквернение религиозных или культурных символов;
  • религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
  • изгнание (официальное или насильственное);
  • сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
  • репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид(содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Практическая часть.

Упражнение «Чем мы похожи».

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Лукошко».

работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Необходимое время: 10 минут.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы. участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру». Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.


 Упражнение «Превращения»

Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.
время: 10 минут. 

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был (другие варианты — песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.

Упражнение «Рюкзачок успеха» (модификация) 

Взрослый объясняет детям, что для того, чтобы в жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.

Педагог предлагает детям собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый ребенок на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ребенку добиться успеха в общении, а второе — мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее работа может проходить по одному из вариантов.

I вариант — педагог по одному листочку достает из рюкзака, зачитывает написанное, и дети определяют «обладателя» этих качеств;

II вариант, — рюкзачок открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом ребенке: остались ли хорошие качества, смог ли ребенок избавиться от плохих.

«Странный человек»

Возраст: любой, продолжительность: 1 час. 

Цели:

  • актуализировать и проработать чувства, которые возникают у участников при встрече с непохожими на них людьми;
  • дать участникам возможность увидеть положительные стороны такой встречи;
  • дать участникам возможность "общения" с непохожими на них людьми в безопасной обстановке.

Ход занятия:

Сидя в кругу, попросите участников вспомнить случай, когда на улице или в общественном месте они увидели человека, не похожего на всех остальных. Постарайтесь  навести их на мысль о представителях различных меньшинств (цыганах, таджиках, гомосексуалистах и т.д.). Пусть участники поделятся своими историями с группой и расскажут не только про необычных людей, но и про то, как на них реагировали окружающие. Попросите участников также описать их собственные чувства.  

Попросите каждого из участников придумать человека, который будет ему полной противоположностью.

  • Какой этот человек?
  • Как он выглядит? Какой он национальности?
  • Сколько ему лет? Какая у него религия?
  • Чем он занимается? Как он проводит
  • Что он любит? свободное время?
  • Чего он не любит? Где он живет?
  • Какой у него характер? Какая у него семья?

Пусть участники нарисуют придуманных людей или опишут их на бумаге (решите сами, что больше подойдет вашей группе).

Позвольте нескольким или всем участникам (в зависимости от размеров группы) представить своего "странного человека". Задайте им дополнительные вопросы: Почему ваш "странный человек" стал непохожим на вас? Как вы к нему относитесь? Какие чувства вы бы испытали, если бы встретились с ним?

Теперь попросите всех участников найти три вещи, которые могут быть общими у них со "странным человеком".

Обсуждение:

Как люди обычно реагируют на тех, кто на них непохож? Почему? Что бы было, если бы все люди были похожи друг на друга? Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им? Что может принести нам общение с непохожими на нас людьми?

«Все коровы летают»

Возраст: любой (необходимо подобрать высказывания по возрасту и уровню развития участников)

Продолжительность: 30 мин.

Цель: проработать стереотипы, существующие в группе.

Ход работы:

Раздайте участникам незаконченные утверждения:

Все школьники....

Все кавказцы....

Все негры....

Все старики...

Все девочки...

Все богатые люди...

Все мусульмане...  

И т.д. Подберите те утверждения, которые будут более подходящими для вашей области, группы, школы, и т.д. Всего - около десяти утверждений. Попросите участников закончить утверждения самостоятельно. Попросите участников объединиться в пары и сравнить свои утверждения. Соберитесь в круг. Обсудите одно утверждение за другим. Сравните разные варианты. Завяжите дискуссию. Попросите участников объяснить, почему они думают так или иначе, привести примеры из жизни. Приведите контр-примеры. Вдруг подойдите к доске и напишите на ней "Все ученики 5го -А (или другое название класса, в котором проходит занятие) плохо учатся". Спросите, что участники думают об этом утверждении. Где в нем доля правды. Что в нем неправильно. (Вы можете написать и другое утверждение, например "Все девочки носят юбки, а все мальчики играют в футбол". После обсуждения вернитесь к старым утверждениям. Обсудите их еще раз. Напомните понятие "стереотип". Завершите занятие.


ПРЕДРАССУДКИ.

Предрассудок - негативное отношение к человеку ли какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.

Ролевая игра «Предрассудки»

Цель: предоставить участникам возможность убедиться в том, что ответный отклик на высказывание-предубеждение может ослабить предрассудки.

Оснащение: списки с заданиями и сценариями.

 Перед выполнением упражнения ведущий дает краткую инструкцию: «Сейчас мы начнем ролевую игру, направленную на ослабление предрассудков. Это сложное задание, так как ответ на предубежденное высказывание вызывает у собеседника враждебные чувства и заставляет защищать свою позицию. В нашей жизни мы довольно-таки часто слышим откровенно негативные высказывания о группе людей или ее представителе. Как быть в такой ситуации? Как лучше всего ответить предубежденному человеку? Согласно последним исследованиям в области предрассудков, даже одно высказывание против предубеждения может значительно повлиять на реакцию других людей. В то же время принятие и равнодушие по отношению к предрассудкам увеличивает количество предубежденных мнений. Конечно, данные исследования не говорят нам о том, как нужно отвечать. Сегодня мы попробуем с вами разные подходы и оценим их результативность. Сейчас мы сконцентрируемся на отработке навыков, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и ослабить предрассудок. В этом упражнении есть три роли. Каждый из участников должен попробовать себя в разных ролях. Это роли коммуникатора, реципиента и наблюдателя. У каждой роли есть свое задание. Сейчас нам нужно разбиться на триады и разыграть сценарии, в которых один человек (коммуникатор) высказывает предрассудок, а другой человек (реципиент) отвечает на него».

Задания:

Задание коммуникатора. Выберите сценарий (или придумайте высказывание) и выскажите предубеждение.

 Задание реципиента. Отвечайте на высказанное предубеждение таким образом, чтобы ослабить предрассудок.

Задача наблюдателя. Предоставьте участникам обратную связь. Скажите о том, как в целом проходила беседа, что было эффективным, а что менее эффективным в диалоге.

 Примеры сценариев:

 1. Высказывание: Не нравятся мне цыгане, потому что они грязные попрошайки и воры.

 Коммуникатор: дядя. Реципиент: племянник. Место действия: дом, семейный праздник.

 2. Высказывание: Кавказцы-мусульмане – террористы, они всегда распространяли свою веру огнем и мечом.

 Коммуникатор: друг. Реципиент: друг.

 Место действия: одна из улиц города, рядом находится ресторан кавказской кухни.

 3. Высказывание: Евреи жадные: они захватили все банки и природные ресурсы (добычу нефти, газа, золота).

 Коммуникатор: подруга. Реципиент: подруга.

 Место действия: дома при просмотре программы «Новости» по телевизору.

Ход работы. После ознакомления с инструкцией каждой микрогруппе раздаются сценарии и задания для того, чтобы каждый из участников попробовал себя в разных ролях. Ведущему следует сказать о том, что после того, как реципиент ответил на предубежденное высказывание, у участников есть 5–10 минут на дальнейшее развитие диалога. Наблюдатель дает обратную связь после каждого разыгрывания ролей.

 Далее группы разыгрывают роли (20–30 минут).

 Затем следует дискуссия.

Вопросы для групповой дискуссии:

 1. Легко или трудно было высказываться против предрассудка?

 2. Удалось ли вам избежать конфликта?

 3. Какое ответное высказывание более эффективно?

 4. Как лучше всего отвечать – немедленно или выдержать паузу?

 5. Когда более эффектно звучит ответ – в общественном месте или частной беседе?

 6. В каких ситуациях было легче переубедить человека?

 7. Сможете ли вы теперь вмешаться в подобную ситуацию (с друзьями, членами семьи и незнакомцами)?

Примечание. Дискуссия на эту тему всегда носит эмоциональный характер. Многие участники осознают, насколько трудно переубедить другого человека. Кроме того, результатом этого упражнения может быть список возможных коммуникативных стратегий, ослабляющих предрассудки.

 Вот некоторые примеры стратегий:

 1. Вместо того чтобы открыто высказать свое мнение в форме утверждения, задайте коммуникатору вопрос. Используйте следующий вопрос: «Вы думаете таким образом обо всех представителях этой группы?»

 2. Можно использовать когнитивный диссонанс для изменения позиции коммуникатора. Пример подобной стратегии: «Мне удивительно слышать такое от тебя. Я всегда думал(а), что ты открытый (свободный от предрассудков) человек».

 3. Скажите коммуникатору о своих чувствах, а не о том, как он должен себя вести. Например, вместо фразы «Ты не должен говорить так» скажите «Меня очень огорчает (печалит, волнует) подобное высказывание». Другие примеры: «Мне неприятно слышать подобное», «Меня оскорбляет такое высказывание». Фразу «Ты не должен говорить так» можно оспорить, а Ваши чувства – никогда!

«Российский экспресс»

Возраст: от 12 лет

Продолжительность: 40 мин.

Цель: выявить предрассудки в группе. Осознать неизбежность наличия предрассудков и научиться жить с ними. Вам понадобится: список пассажиров

Ход занятия:

Каждому участнику будет представлен список. Вопрос звучит так: "С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?". Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа - купе. Цель - проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы.

Обсуждение:

•        трудно ли было прийти к единому мнению?

•        почему у разных групп ответы оказались разными?

•        почему иногда ответы всех групп совпадали?

•        каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

•        можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?

•        может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

•        как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?

•        виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

•        что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

•        как лучше всего поступать в таких случаях?

Список.

•        Цыганка

•        Явный гомосексуалист

•        Скинхед

•        Молодой человек, больной СПИДОМ

•        Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком

•        Кавказец-мусульманин

•        Человек из деревни с большим мешком

•        Африканский студент

•        Подросток, похожий на наркомана

•        Бывший заключенный

•        Таджик в национальной одежде

•        Милиционер

•        Инвалид со складной коляской

•        Кришнаит

•        Китаец, который ест странно пахнущую еду

•        Человек, говорящий на непонятном языке.

«Пирамида ненависти»

Вам понадобится: большой рисунок "Пирамиды ненависти". Можно - мелом на доске.

Ход работы: Познакомьте участников с «Пирамидой ненависти»:

В основании этой пирамиды - стереотипы, выше находятся предрассудки, затем - дискриминация и на вершине - насилие.

Упражнение «Лепестки».

Цель. Это прекрасное упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе. Кроме того, каждый может получить массу личных впечатлений от других членов группы.

Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана на котором изображен цветок с заполненными лепестками.

Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой "цветок" и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.

Лепестки:

Три вещи, которые мне нравятся

Три вещи, которые мне не нравятся

Человек, которым я восхищаюсь

Три места, где я жил

Что бы я хотел сделать

Чем я горжусь.

Упражнение «За и против».

Цель: Выявить пользу и вред стереотипов.

Этапы игры:

Упражнение состоит в том, что по кругу высказываются участники о пользе и вреде стереотипов в жизни личности и общества, продолжая одну из следующих фраз:

«Стереотипы необходимы, потому что…»

«Стереотипы мешают, потому что…»

Текст Кейс-стади. (Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.)

Ахмед недавно эмигрировал в Австралию и нашел себе место менеджера в довольно маленькой, конкурентоспособной частной компании, выпускающей электронное оборудование. Он очень толковый, симпатичный человек, и в компании считают, что им повезло с ним.

В прошлое воскресенье его пригласили на барбекю по случаю заключения нового крупного контракта. Угощение было обильным - там были "ангелы на конях" и другие экзотические закуски, всевозможные салаты, ромовые бабы и целый поросенок, зажаренный на вертеле. Спиртное лилось рекой - пиво, различные крепкие напитки и пунш, щедро сдобренный водкой.

Генеральный директор, организовавший барбекю в собственном саду, старался всячески угодить Ахмеду. Он знал, что Ахмед стойко выдержал культурный шок, вызванный переездом в другую страну, что он хочет обзавестись друзьями и старателен в работе. Однако сегодня Ахмед был невыносим.

Для начала он прибыл один и ни словом не обмолвился о своей жене, хотя генеральный директор знал, что он женат, и был заранее уверен, что Ахмед возьмет жену с собой, чтобы представить ее присутствующим. Затем Ахмед, который по собственному признанию, был страшно голоден, отказался что-либо есть или пить и через 20 минут, коротко извинившись, ушел с вечеринки. Более того - свой следующий рабочий день Ахмед провел в том же дурном настроении. Генеральный директор начал думать, что Ахмед так и не сможет прижиться. Что же, в конце концов, с ним стряслось?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Ответ А.

Когда Ахмед увидел, что все его коллеги пришли на вечеринку со своими женами, он был оскорблен тем фактом, что его жену не пригласили официально.

Поставьте ваш балл.

Ответ Б.

Ахмед не взял с собой жену, потому что его брак был на грани распада; именно поэтому он держался столь неприветливо.

Поставьте ваш балл.

Ответ В.

Ахмеда оскорбило присутствие секретарш и прочего обслуживающего персонала, так как он думал, что вечеринка предназначена только для менеджеров.

Поставьте ваш балл.

Ответ Г.

Культурный шок, который переживал Ахмед, был сильнее, чем казалось его шефу. Он чувствовал себя настолько не в своей тарелке, что не мог расслабиться и радоваться жизни.

Поставьте ваш балл.

Ответ Д.

Ахмед - мусульманин. Когда он увидел, что на столе нет ничего, что он мог бы съесть или выпить, то ушел, так как был сильно голоден. Он понимал, что поступает невежливо, а на следующий день держался напряженно потому, что не знал, как ему объяснить суть проблемы и в то же время не "раздуть" ее.

Поставьте ваш балл.

Тесты и опросники для определения идентичности

Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда "Кто я?" Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: "Кто я?". Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

18

9

19

10

20

В рамках этнокультурной проблематики нас, прежде всего, конечно, интересует социальная идентичность, или образ социального Я, называемый "образ-Я в группе". Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.

Примером этого может служить известный текст "20 ответов", предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: "Кто я"? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы:

А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: "Я – блондин", "Я живу в Казани"),

Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: "Я – студент", "Я – дочь"),

В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: "Я – веселый", "Я люблю рок-музыку"),

Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: "Я – живое существо", "Я – часть вселенной").

Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе ("Я – отец", "Я – бухгалтер", "Я – охотник" и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики ("Я – вспыльчивый", "Я – педант", "Я – не усидчивый" и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество "ролевых" отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Методическая учёба по теме самообразования

«Современные тенденции и проблемы семейного воспитания».

Составила:

Макаренко А.Ю.

Педагог – организатор

г. Нижневартовск , 2019

Доброе утро уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать вас на методической учёбе по теме: «Современные тенденции и проблемы семейного воспитания».

И так начну я с истории, которая поможет более ясно раскрыть суть темы методической учёбы!

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. —

Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

 Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у сына уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит — ответил ребенок.

— Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

 Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям. Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь. Подумай об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем семье.

Семья была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Полноценная семья на основе родственных взаимосвязей аккумулирует и развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.

Вследствие неумения многих семей приспособиться к новым условиям разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми.

Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Из семьи, семейного воспитания исходят у ребёнка представление о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первых трудовых навыках.

Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. В детстве закладываются традиции семейного воспитания.

Исходя из этих представлений о семейном воспитании, сформировался ряд закономерностей:

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины».

Центральная задача семейного воспитания - создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно, физически здоровой личности.

Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций.

Первая тенденция, связанная с изменением структуры семьи, – это изменение

числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

В настоящее время нормальным и желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской.

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии.

Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Вот несколько «правил семейной жизни», которые и создают благоприятный климат в семье:

 

СЕМЬ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1.Стремиться, насколько это, возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.

2.Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.

3.И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.

4.Почитать старших и помогать младшим.

5.Чередовать труд и отдых.

6.Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.

7.Стремиться проводить воскресные дни вместе.

А самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат. В связи с вышесказанным хотелось бы вам прочесть одно стихотворение, которое, на мой взгляд, ясно даёт понять как необходимо вести себя родителям, да и педагогам.

ПОСЛУШАЙ СВОЕГО РЕБЁНКА!!

Чем  проповедь  выслушивать, мне лучше бы взглянуть

И  лучше  проводить меня, чем  указать мне путь.

Глаза  умнее  слуха, поймут всё без труда.

Слова  порой запутаны, пример  же никогда.

Тот  лучший   проводник  кто  веру  в  жизнь  привёл

Добро  увидеть  в  действии – вот лучшая  из  школ.

И  если  всё  мне  рассказать,  я  выучу  урок.

Но  мне  ясней  движенье  рук,  чем  быстрых  слов  поток.

Должно  быть   можно  верить  умным  словесам.

Но  я  уж  лучше  погляжу,  что  делаешь  ты  сам.

Вдруг  я  неправильно  пойму, прекрасный  твой  совет.

Зато  пойму,  как  ты  живёшь: по  правде  или  нет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей»

План  

 саморазвития педагога-организатора

Макаренко Аллы Юрьевны

по теме:

«Активизация творческой, познавательной деятельности учащихся в рамках ученического самоуправления, посредством использования современных технологий»

 

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

                Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

       Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст   происходящего.

Самообразованием расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

  Российская общественность связывает деятельность современного преподавателя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации педагогов современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений в процессе повышении квалификации и самообразования.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет преподавателю не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.  

     Тема самообразования: «Активизация творческой, познавательной деятельности обучающихся в рамках ученического самоуправления, посредством использования современных технологий и деятельностного подхода».

       Цель: выработка системы работы, эффективно сочетающей использование современных педагогических технологий с деятельностным подходом к воспитанию и развитию обучающихся, в рамках ученического самоуправления «ЛСА», и способствующей формированию их активной, творческой, самостоятельной и ответственной личности.

Задачи:

  1. Изучить теоретические, научно-методические основы деятельностного подхода в области воспитания.
  2. Изучить и внедрять в воспитательный процесс педагогические технологии, основанные на деятельностном подходе (исследовательские, проектные, ИКТ, дистанционные, «Портфолио»).
  3. Дополнить систему традиционных мероприятий, инновационными формами работы, основанными на современных педагогических технологиях и способствующих активизации деятельности учащихся в рамках ученического самоуправления.
  1. Продолжить работу по формированию лидерских качеств обучающихся.
  2. Пополнение кабинета методической литературой, за счет материалов из Интернета и собственных разработок.
  3. Установить связи и наладить сотрудничество с первичными отделениями РДШ других школ города Когалым.

Этапы работы над темой самообразования:

  1. Теоретический - исследование теории вопроса; повышение профессиональной квалификации по выбранному направлению, определение степени изучения вопроса в районе и области.  
  2. Практический – изучение и апробация современных образовательных технологий в рамках ученического самоуправления своей школы, с конкретными учащимися.  
  3. Обобщающий - систематизация и обобщение наработанного опыта.

Источники самообразования:

  • СМИ.
  • Предметные газеты и журналы (Классный руководитель, Воспитание в школе, Научно-исследовательская деятельность учащихся, ...).
  • Интернет.
  • ЦОР на компакт дисках, медиа-информация на различных носителях.
  • Семинары, конференции, мастер-классы.
  • Платные дистанционные курсы.
  • Мероприятия по обмену опытом: посещение внеклассных мероприятий и классных часов, открытых воспитательных мероприятий опытных педагогов.
  • Курсы повышения квалификации.
  • Вебинары в сети Интернет.
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
  • Дистанционные педагогические сообщества и социальные сети.

Основные направления работ по самообразованию:

  • Проведение   опроса учащихся с целью выявления информации об эффективности проводимых Советом старшеклассников, мероприятий различной формы.
  •  Анализ применяемых в воспитательном процессе форм, методов и современных технологий в работе классных руководителей (анкетирование учителей, изучение планов воспитательной работы).
  • Изучение   периодической    методической литературы и других источников, передового педагогического опыта по использованию инновационных форм работы при организации воспитательного процесса.
  • Проведение теоретического анализа соответствующей современной педагогической литературы.  
  • Планомерное и систематическое включение новых форм и методов работы в воспитательный процесс школы в целом и в работу ученического самоуправления в частности.  
  • Внесение изменений в дополнительную программу саморазвития и в план работы ученического самоуправления.
  • Планирование мероприятий по организации досуга обучающихся с учетом их склонностей, интересов, запросов и способностей; создание условий для активной, сознательной, самостоятельной и продуктивной деятельности обучающихся.
  • Проведение систематического отслеживания   качества проведения мероприятий с использованием новых форм работы; ведение мониторинга по изменению активности обучающихся и лидеров ученического самоуправления в мероприятиях как традиционных форм, так и инновационных.

Формы самообразования

      Работа над темой осуществляется в трех формах: индивидуальной и групповой, а также дистанционной.

  1. Индивидуальная: через индивидуальный план самообразования.
  2. Групповая: в рамках МО классных руководителей, ТГ по ИКТ, ГМО педагогов-организаторов,  через участие в деятельности  лицея, посещение классных часов, внеклассных занятий и кружков, методических конкурсов, мастер –классов, конференций  и т.д.
  3. Дистанционная: через интерактивные дистанционные формы методической работы (форумы и сайты педагогических сообществ,  сайт РДШ (https://рдш.рф/), посещение интернет - вебинаров, интернет-семинаров, обмен опытом работы по социальным сетям , открытие сайта ученического самоуправления; публикацию статей о деятельности ученического самоуправления в сети Интернет и в СМИ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Повышение квалификации по использованию современных педагогических технологий в развитии и воспитании обучающихся.  
  2. Создание электронной базы данных: фотографии, видеоуроки классных часов, электронные презентации, методические разработки мероприятий.
  3. Проектные работы обучающихся.
  4. Сайт ученического самоуправления и его информационное сопровождение.
  5. Выпуск TV газеты «Школьные Вести».
  6. Рост активности лидеров ученического самоуправления в планировании, проведении и анализе мероприятий.
  7. Создание электронных Портфолио на всех Лидеров ученического самоуправления для базы данных «Одаренные дети».
  8. Участие Лидеров в городском конкурсе «Лидер 21 века».
  9. Рост активности участия обучающихся в очных, заочных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, проектах.
  10. Участие в дистанционных и очных методических конкурсах.
  11. Публикация методических разработок в сети Интернет.
  12. Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) в различных формах:

- статьи по результатам самообразования;

- выступление на педагогическом совете с отчетом о проделанной работе;

- участие в Фестивале педагогических идей.

  1. Презентация работы по теме самообразования в рамках педагогической конференции.
  2. Установление тесных связей и сотрудничество с краевой детской организацией РДШ.

ПЛАН   МЕРОПРИЯТИЙ

на 2020/2021 учебный год

Направление

работы

Содержание

деятельности

Сроки

Форма

представления

результата

1.

Изучение

психолого-

педагогической и

научно-

методической

литературы

1.  Чтение и  анализ

предметных

методических    газет

и журналов.

2. Изучение материалов  в сети Интернет

в течение года

Методические

электронные

БД  (файлы   на

ПК)

Подшивки       с

закладками.

Адреса сайтов, ссылки

2.

Пополнение

материально-

технической

базы кабинета

1.        Приобретение

литературы    

2. Подписка на видеоуроки классных часов на сайте Инфоурок.

3. Приобретение ноутбука, принтера

4. Приобретение цифрового фотоаппарата

5. Изготовление 2-х стендов

в течение года

ноябрь

октябрь

Пополнение

медиатеки      и

библиотеки

кабинета.

Создание рабочего места учителя

Стенды оформленные

3.

Изучение           и

освоение новых технологий воспитания

 Дистанционные курсы

Вебинары

в течение года

Использование

В УВП

4.

НМР

Корректировка Программы

Создание методических разработок, презентаций

Написание статей

в течение года

сентябрь

Программы

Разработки

Мероприятий, классных часов

5.

Повышение квалификации

 «Современные технологии работы с одаренными детьми».

в течение года

ноябрь

удостоверение

6.

Информационное сопровождение сайта

обновление школьного сайта и сайта самоуправления. Создание электронного Портфолио.

в течение года

Сайт школы и УС

Портфолио

7.

Участие             в

методической

работе

ШМО классных руководителей

Работа в ГМО

Методическая

неделя

в течение

года

открытые

мероприятия,

доклады,

семинары,

мастер-классы

8.

Публикация

методических

материалов

Разработка

методических

материалов     и     их публикация

в течение года

 Свидетельство

публикации

9.

Работа                с учащимися

Участие                в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях

в течение года

Сертификаты,

Учеба актива

в течение года

Формирование электронных Портфолио Лидеров

в течение года

Организация проектной деятельности:

Продолжение работы над проектами «Летопись школы», «Виртуальный музей школы».

Разработка проекта «Видеостудия МАОУ «СШ №8»»

в течение года

Грамоты

Проекты

Видеостудия, видеоролики

10.

Диагностика

Анкетирование,

беседы, мониторинг

В течение года

Результаты анкет и их анализ

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Работа с классными руководителями
  • Планирование и подготовка мероприятий

Еженедельно

  • Дежурство
  • Посещение внеклассных и воспитательных мероприятий
  • Сбор Совета Лидеров
  • Информационное сопровождение сайта
  • Подготовка и проведение различных конкурсов и соревнований

Ежемесячно

  • Участие в конкурсах
  • Анализ работы на месяц
  • Подготовка к мероприятиям
  • Учеба Лидеров
  • Вебинары

Каждую четверть

  • Посещение семинаров, ГМО
  • Анализ работы за четверть
  • Участие учащихся в фестивалях, конкурсах, соревнованиях.

Один раз в год

  • Корректировка и утверждение дополнительной программы саморазвития
  • Организация исследовательской и проектной деятельности
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Лагерь школьного актива
  • Лагерь дневного пребывания
  • Подведение итогов: самоанализ своей педагогической деятельности. Оформление результатов работы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Семинар для лидеров самоуправления по теме: «Современные тенденции социализации подростков».

Подготовила: Макаренко Алла Юрьевна

Педагог-организатор

Нижневартовск, 2019

Социализация современных подростков происходит в условиях кардинально меняющегося общества и трансформации ориентиров взросления и нормативных задач развития. Социализация включает процесс освоения и присвоения социальных норм, когда следование норме проходит следующую логику развития: следование норме над воздействием взрослого, ориентация на оценки и ожидания значимых других, ориентация на собственные принципы. Социальная норма выполняет не только модельную функцию, являясь образцом должного поведения, но и функцию инструментальной регуляции групповых отношений.

Современные институты социализации должны быть направлены не столько на усвоение уже имеющихся в культуре знаний и навыков (их объемы становятся беспредельны), сколько на способность ставить и творчески решать актуальные задачи, с которыми еще не сталкивались прошлые поколения, гибко оперировать источниками информации и уметь учиться. Социализация в современном обществе, по словам И. С. Кона, все больше носит «вероятностно-стохастический» характер, а ее результаты становятся непрограммируемыми. Вместе с тем рост функциональной организованности социализации приводит к компенсаторному повышению потребности личности в неформальных, нерегламентированных отношениях, особенно характерных для подростковой субкультуры. Можно выделить целый ряд принципиальных изменений в обстановке социализации для подростков, которые в том числе обсуждаются в статье автора[1].

  • 1. Прежде всего, изменения связаны с удлинением периода зависимости от родителей. Это вызвано многими причинами, среди которых технико-технологический прогресс, требующий длительной квалифицированной подготовки к трудовой деятельности, высокая конкуренция на рынке труда, меняющаяся структура эмоциональных связей в семье, препятствующая сепарации подростков от родителей. А для нашей страны - это еще и проблема «территориальной» зависимости, когда дети не имеют возможности проживать отдельно от родителей, даже выходя далеко за пределы подросткового возраста. Подростковый период развития все больше увеличивается по продолжительности, причем расширение происходит в обе стороны: начало созревания приходится на все более ранний возраст.
  • 2. Второй критический момент социализации — увеличение разрыва между линиями созревания физиологического и взросления социального, как готовности нести ответственность за собственный выбор и поступки. Начало пубертата приходится в среднем уже на 10—11 лет для девочек, при этом социальные показатели взрослости, наоборот, смещаются в сторону юности, и возможности подростков регулировать изменения в эмоциональной и мотивационно-потребностной сфере крайне ограничены. Объективное созревание лобных отделов головного мозга (контроль, регуляция, воля) приходится на вторую половину отрочества. В результате начало сексуального взросления подростков все менее защищено и не обеспечено психологической поддержкой взрослеющей личности.

Гендерная идентификация подростков-мальчиков традиционно затруднена отсутствием в ближайшем окружении достаточного количества образцов мужских моделей поведения (доминирование женщин в базовых институтах социализации: семья, детский сад, школа). В отношении девочек-подростков общество в целом уже не поддерживает типично женскую идентичность и ориентирует девушку на образование и карьерные достижения, а не на материнство и ведение домашнего хозяйства. В такой ситуации девочка, выбирающая классическую женскую идентичность, скорее будет чувствовать себя непонятой или даже отверженной, нежели найдет социальную поддержку в окружении.

Исследования нормативной регуляции подростками социальных отношений показало, что у мальчиков преобладают модели нормативного способа регуляции социальных отношений, а у девочек на протяжении всего подросткового возраста значимо чаще проявляются модели с силовым и личностным способами.

3. Феномен социального инфантилизма становится все более распространенным. Основная проблема — бегство подростков от выбора и ответственности за принятие решений. Сохранение внутренней позиции ребенка при внешней ориентации на поведение взрослого, позволяет подросткам избегать ответственности. При этом социальный инфантилизм отнюдь не означает социальной неприспособленности, а, наоборот, чаще является субъективно успешным вариантом социализации.

Социально-психологический нигилизм, отрицание ценностей и идеалов — другой вариант социализации, по сути, также свидетельствующий о незрелости подростка и его неготовности брать на себя ответственность за собственную жизнь. Негативизм предполагает не только отказ от идеалов предшествующих поколений, но и гипотетический поиск своих эталонов. Однако в реальности поиск самоутверждения ограничивается только отрицанием.

Психологическую проблему составляет и многоальтернативный выбор, с которым сталкиваются подростки. Выбор как таковой неизбежно ведет к ограничению возможностей, а в ситуации, когда разные альтернативы равно привлекательны, выбор одной из них означает отказ от другой. Психологически это гораздо более сложная задача, чем просто выбор, — это ограничение свобод.

  • 4. Кроме того, современное общество предъявляет слишком высокие требования к самопрезентации, и подростки стремятся соответствовать этим ожиданиям в ущерб построению целостной идентичности. Странички в социальных сетях, феномен селфи, многочисленные презентации себя в обществе преследуют цель создания максимально привлекательного, популярного образа, но с очевидной закономерностью парадокса ведут к потере собственного Я, деперсонализации и неспособности поддерживать длительные, глубокие отношения. Разрыв между Я-реальным и Я-идеальным становится критично большим, но страх потерять тот образ, который уже наработан, часто доминирует над желанием обрести себя. Эта максимальная публичность оказывается отягчающим обстоятельством и с точки зрения масштабов распространения информации, в том числе и негативного характера. Противоречие между тем, кем подросток является, кем он стремится стать и кем его считают, — ведущая побудительная сила развития и одновременно главный источник формирования групповой принадлежности и группового самосознания.
  • 5. Дополнительной потребностью становится стремление к отгороженности от мира, созданию собственного индивидуального пространства здесь и сейчас. Подростки выстраивают социальные барьеры в виде наушников, капюшонов и гаджетов, защищаясь от чрезмерного вмешательства окружения, ограничивая контакты и информационное воздействие. Поколение «в зоне доступа» ищет собственные пути сепарации, бесконфликтного, но системного отделения от окружения.
  • 6. Наряду с этим стремительно меняются нормы поведения и социальные ограничения, и подростки с еще не сформировавшимися внутренними убеждениями и жизненной идеологией иногда с трудом адаптируются к современной жизни. Возрастает стрессогенность самого процесса социализации, который все больше связан для подростков с духовным вакуумом, порождаемым отсутствием четких ориентиров и универсальных ценностей. Растущая относительность общественного устройства усиливает противоречивость индивидуального выбора подростка и склоняет в пользу отказа от обязательств в отношении смысложизненных ориентаций. Социальные ориентиры все чаще обесцениваются, и включение в общественную жизнь в глобальном смысле теряет значение.

Вместе с тем «свято место пусто не бывает», и отсутствие официальных идеологических ориентиров ведет к появлению альтернативных ценностей, которые подростки быстро усваивают, так как само возрастное развитие определяет потребность в мировоззренческих представлениях и построении ценностной картины миры, позволяющей преодолеть социальный хаос. Соотношение между индивидуальным и социальным для подростков становится все более контрастным.

7. Этот разрыв усиливается в отношении будущего. Перспективы будущего для подростков трудно определимы, и мечта, традиционно руководившая переходом к юности в качестве действенного мотива, все реже продуцируется подростками. Мечта подменяется потребительскими ориентирами, текущими, достижимыми и прагматичными. Кроме того, разрыв между знаниями и практическими навыками также осложняет социализацию подростков и профессиональный выбор.

Обобщая выделенные условия социализации современных подростков важно подчеркнуть, что общество ждет появления новой, гибкой личности, готовой адаптироваться в самых разных условиях, способной непрерывно обучаться и владеющей, прежде всего, компетенциями в информационной сфере, умением работать с информацией. Речь идет о текучей личности, способной к самоопределению в соответствии с целевыми ориентирами и готовой действовать различными сторонами своей персоны в динамичном мире. В этом контексте весьма важным оказывается сам фактор информационного влияния, когда подросток может оказать под действием фактически любой информации, с которой в предыдущие столетия он мог не столкнуться никогда. Подростки узнают о рецептах суицидов или массовых убийствах, о сексуальных извращениях или наркотических экспериментах все раньше, сталкиваясь с подробной, расцвеченной Интернетом информацией, которая не может не влиять на их жизнь.

Социализация современных подростков должна ориентироваться на методы формирования личности, способной адаптироваться в любой, даже абсолютно новой среде, личности, готовой успешно действовать в изменяющемся мире, не цепляясь за старые навыки, но опираясь на абсолютные ценности. Современная психология подростка ставит именно такие задачи.