Главные вкладки

    Познавательные и творческие проекты

    Федяева Галина Васильевна

    Познавательные и творческие проекты 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  центр развития ребёнка детский сад  «Улыбка»

    «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО»

    Проект

    Для детей среднего дошкольного возраста

     Воспитатели:

    Федяева  Галина Васильевна

    Рязанцева Татьяна Петровна

                                                        п.Салым 2019-2020г

    Пояснительная записка: 

      Одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование  и развитие элементарных математических представлений.

    Чтобы развивать у детей  дошкольного возраста  математические способности, поддерживать  интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и развития.

    Мы заметили, что у наших детей вызывают большой интерес игры с геометрическими фигурами. Дети  с большим энтузиазмом  раскладывают   фигуры по цвету, форме, размеру, учатся создавать образы. Но эти знания – поверхностные, не дают полноценного развития для формирования  важных качеств личности ребенка, таких как  наблюдательность, находчивость, сообразительность. Таким образом, возникает необходимость создания мероприятий, направленных на более углубленное усвоение знаний и умений и применение  этих знаний, умений в повседневной жизни.

    Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума  и способностей, которые позволят легко освоить новое. Проект  «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО» направлен на развитие логико-математических способностей детей на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей геометрии с помощью ТИКО технологии с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, окружающий мир, конструирование, моделирование.

    1Актуальность проекта.

    Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на применение новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.   В проекте «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО»  представлена  система логико-математических и творческих    заданий  с использованием  образовательного конструктора ТИКО. Интегрирование различных образовательных областей   позволяют накопить знания   об  окружающем мире.

    Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в организованной деятельности, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности логико-математических представлений, помогают   развивать у детей  элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных развивающих образовательных ситуаций позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.

    Новизна проекта в том, что   ТИКО технология  позволит:

    - усилить реализуемую основную образовательную программу дошкольного образования в аспекте математического развития и конструктивно – модельной деятельности за счёт применения  в образовательном процессе новых форм, методов и приемов педагогической работы на основе образовательного конструктора ТИКО.
    - расширит  образовательную среду, способствующую развитию математическим и конструктивным способностям ребенка  за счет организации детского мини - центра «Юный Интеллект».

    Тип проекта: Познавательно – игровой, долгосрочный.

    Продолжительность:1 октября2019года -1 апреля 2020года.

    Участники проекта: Педагоги,  воспитанники средней  группы, родители.

    Цель проекта: Развитие математических способностей ребёнка  посредством  проектной деятельности  при помощи  образовательного конструктора ТИКО.

     Или Формирование математических представлений дошкольников в рамках реализации проекта «Занимательная геометрия с конструктором ТИКО».

    Задачи: 

    Образовательные: 

    -совершенствовать знания детей об  плоскостных геометрических фигурах, их элементах и некоторых  свойствах;

    -учить распознавать фигуры, располагать на плоскости, классифицировать и группировать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру;

    - учить детей составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

    -Способствовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, логического мышления ;

    Развивающие: способствовать развитию творческой активности дошкольников,  конструкторских умений;

    -умение преобразовывать один математический объект в другой;

    Развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики.

    Воспитательные: воспитание личности, умение сотрудничать с партнером.

    Этапы реализации проекта.

    Подготовительный этап.

    1. Создавать развивающую среду.
    2. Организовать работу с родителями.
    3. Составить план проекта.

    4.  Осуществлять подбор дидактических и развивающих  игр и образовательных ситуаций.
                                                         Основной (практический) этап. 

    1. Чтение художественной литературы.

    2. Художественное творчество
    3. Подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры, театрализованные.

    Ресурсное обеспечение проекта

    1. Нормативно – правовой ресурс:

    - согласование проекта с администрацией детского сада.

    2. Материально – технический ресурс:

       - приобретение расходного материала для изготовления    пособий и создания развивающей среды в группе детского сада.

    3. Информационный ресурс:

        - подбор методической и познавательной литературы по теме;

    - сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических      изданий.

                                                     Принципы работы по проекту

    При выстраивании педагогического процесса по развитию у дошкольников   интеллектуальных и творческих способностей   положены следующие принципы:

    -  Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

    -  Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

    - Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, способный решать задачи более высокого уровня.)

    -  Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина).

    Формы организации образовательного процесса, виды деятельности.

    1. Дидактические и развивающие  игры.

    2. Подвижные игры;

    3.Театрализованные игры; режиссерские;

    4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

    5. Конструирование;

    6 .Образовательные ситуации.

    Работа с родителями.

    1.Информационно - аналитические мероприятия: выявить интересы, потребности, запросы родителей - индивидуальные беседы;

     2. Познавательные мероприятия: повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей : родительское собрание: «Путешествие в страну Знаний»

     3. Наглядно – информационные мероприятия: повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей.

     Консультации: - «Как развивать в малыше задатки конструктора»,

     - «Конструктор ТИКО»,

    - «Математика - это интересно. Играем с конструктором  ТИКО»

    4. Досуговые мероприятия:

    Выставка - «Математические игры для дошкольников»

    Итоговое: «В стране геометрических фигур»

    Мероприятия познавательной и коммуникативной деятельности:

    Игры: «Сложи узор»,  «Цвета и фигуры» «Подбери по цвету и форме», решение логических задач на поиск недостающих фигур, лишних фигур.

    Чтение сказок: заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах, задачи в стихотворной форме, пересказ детьми сказок по модели с заместителями  «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и

    козлята».

     -Словесный диктант по словесной инструкции: «Сложи квадрат из треугольников», «сложи прямоугольник из квадратов», «сложи  большой и маленький квадрат  из двух геометрических фигур», «Кошечка».

    Мероприятия продуктивной деятельности.

    - «Конструирование  по схеме: «Грибок», «Листик»,«Домики»,

    «многоугольники», кубик, цилиндр;

    Мероприятия игровой деятельности:

    Дидактические игры: 

     «Один-много» - Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер.

    Д/И «Выложи длинную и короткую дорожку» - Развитие умений самостоятельно определять нужное количество деталей  конструктора по  условию ( из  квадратов ), для сооружения длинной и короткой дорожки.

    Д/И « Собери кубик» - Развитие умений подбирать   количество деталей конструктора  заданному цвету.

    Д/И «Выложи кубики по условию» - Развитие умения располагать кубики, согласно условию.

    Д/И «Построй домик» - развитие умения конструировать домик.

    Д\И «Сложи четырёхугольник» - развитие умения  собирать из конструктора четырёхугольники.

    Сюжетно-ролевые игры:

    -  Режиссерская игра  – обыгрывание построек по мотивам сказок, «Построй домик», «Спаси героев сказки» и игры  по замыслу.

    -  Сюжетно ролевая  игра  «Магазин».

    Подвижные игры:

    «Найди свой дом», «Найди пару».

    План  работы по проекту

    Октябрь

    неделя

    «Геометрические фигуры»

    1.

    Разные детали. Форма. Цвет. Число.

    Беседы:  «Геометрия вокруг нас»,

    «Расскажи о геометрической фигуре (загадай загадку)»

    «Какие геометрические фигуры ты знаешь?»

     Игры с конструктором ТИКО «Найди и назови фигуры»- учить находить  и называть геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, развивать восприятие, память, мышление, воображение.

    «Какая фигура лишняя» - учить классифицировать фигуры по свойствам.

    Подвижная игра «найди свой дом»- развивать умение находить фигуры по форме и цвету.

    2.

    Игры с конструктором ТИКО «Треугольники»- учить находить и показывать равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник.

    «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнюю фигуру».

    Подвижная игра «найди пару» - развивать умение находить фигуры по форме и цвету.

    3.

    Игры с конструктором ТИКО «Большой и маленький»- преобразование фигур из двух частей (треугольники в квадрат; квадраты в прямоугольник; прямоугольник в квадрат)

    4.

    Игры с конструктором ТИКО «Большой и маленький»- преобразование фигур из двух фигур (треугольники в квадрат; квадраты в прямоугольник; прямоугольник в квадрат)

    «Собери квадрат», «Собери прямоугольник», «Ромб» -составление геометрической  фигуры из двух фигур.

    5

    Игры с конструктором ТИКО «Выложи длинную и короткую дорожку из….» - закреплять знания о геометрических фигурах.

    Итог: «Знатоки геометрических фигур»

    Работа с родителями: консультация  «Как развивать в малыше задатки конструктора».

    Ноябрь

    неделя

    «Ориентируемся в пространстве». Сенсорное развитие.

    1.

    Игры с конструктором ТИКО «Расположи фигуры»: формировать умения располагать геометрические фигуры : «справа» и «слева»

    2

    Игры с конструктором ТИКО «Расположи фигуры»: формировать умения располагать геометрические фигуры «сверху» и «снизу»

    3.

    Игры с конструктором ТИКО «Расположи фигуры» : формируем умение располагать  ТИКО детали: «в центре», «сбоку», «справа» и «слева», «сверху» и «снизу»

    4.

    «Сложи узор», конструирование дорожек, «Графические диктанты»  - формируем умения располагать ТИКО детали   «около», «выше», «ниже», «между», «справа» и «слева», «сверху» и «снизу».

    Итог: Графический диктант «Котёнок»

    Работа с родителями: - «Конструктор ТИКО».

    Декабрь

    неделя

    «Многоугольники»

    1.

     Игры с конструктором ТИКО «Многоугольники» формируем понятия : «четырехугольник». Развиваем умения собирать четырехугольник из ТИКО конструктора.

    2.

    Игры с конструктором ТИКО «Многоугольники» формируем понятия :  «пятиугольник». Развиваем умения собирать многоугольники из ТИКО конструктора.

    3.

    Игры с конструктором ТИКО «Многоугольники» формируем понятия :  «шестиугольник». Развиваем умения собирать многоугольники из ТИКО конструктора.

    4.

    Игры с конструктором ТИКО «Многоугольники» формируем понятия : «многоугольник», «четырехугольник», «пятиугольник», «шестиугольник». Развиваем умения собирать многоугольники из ТИКО конструктора.

    Итог: Конструирование «Снежинки»

    Работа с родителями: «Математика - это интересно. Играем с конструктором  ТИКО»

    Январь

    Объёмное моделирование. «Знакомство с кубом»

    1.

    Игры с конструктором ТИКО давайте поиграем с формой с кубом. Ознакомление с геометрической фигурой куб.

    2.

    Игры с конструктором ТИКО  Логические задания с  кубиками.

    3.

    Игры с конструктором ТИКО  Логические задания с  кубиками.

    4.

    Игры с конструктором ТИКО – конструирование сказки;

    Режиссерская игра «Построй домик», «Помоги героям сказки»

    Итог: Викторина «Головоломер»

    Работа с родителями:  родительское собрание: «Путешествие в страну Знаний»

    Февраль

    Объёмное моделирование. «Знакомство с цилиндром»

    1.

    Игры с конструктором ТИКО - Познакомить детей с цилиндром, учить собирать цилиндр из геометрических фигур.

    Д/И «Найди предметы такой же формы»

    2.

    Игры с конструктором ТИКО учить собирать цилиндр из геометрических фигур.

    Д/И «Найди предметы такой же формы»

    3.

    Конструирование  объёмных фигур « Собери по схеме»

    Д/И «Какие геометрические фигуры нам понадобятся?»

    4.

    Конструирование  объёмных фигур « Собери по схеме»

    Пространственное расположение  геометрических фигур.

    Итог: «Конструирование по схеме»

    Работа с родителями: Выставка - «Математические игры для дошкольников»

    Март

    Объёмное моделирование.

    Игры с конструктором ТИКО 

    1.

    Конструирование по образцу;

    Д/И «Из каких геометрических фигур состоит поделка»

    2.

    Конструирование по образцу;

    3.

    Игры с конструктором ТИКО – конструирование  фигур для сюжетно ролевой игры «Магазин  кондитерских изделий»

    4.

    Игры с конструктором ТИКО – конструирование  фигур для сюжетно ролевой игры «Магазин  кондитерских изделий»

    Итог : Сюжетно ролевая игра «Магазин кондитерских изделий»

    Работа с родителями: Итоговое: «В стране геометрических фигур»

    Результат работы проекта: 

    -  Правильно подобранное и организованное игровое пространство, дало возможность детям   применять игровой материал не только  при организации  образовательных ситуаций, но и в свободной деятельности.

    - Успешно применены разнообразные формы развивающего обучения детей дошкольного возраста;

    -  Появился интерес к замещению  свойств предметов, знания о цвете, величине, ширине, форме и пространственных ориентировках. 

    Анализ работы по проекту. 

    -  Дети   в игровой форме учились  сравнивать, анализировать, различать предметы по форме, цвету, размеру,  высоте, ширине, считать, конструировать разнообразные постройки и создавать игры с  применением ТИКО  конструктора.

    -  У детей обогатился игровой опыт по математическому развитию. Дети научились преобразовывать  одни математические объекты в другие.

     -  Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

     -  Дошкольники, стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции...

    Ожидаемые и полученные результаты.

      Проект  позволил достигнуть поставленной  цели:    наши воспитанники успешно осваивают содержание программы «Детство» -  раздел «Первые шаги в математику». В результате наблюдения видно, что проведенная в рамках проекта работа, стимулирует любознательность, познавательный интерес и творческую активность у детей, развивает умение самостоятельно организовать игру, навыки разрешения конфликтных ситуаций, формирует умение дать оценку        своей работе и полученному результату.  

     

    Литература:

    1.И .Чеплашкина «Математика –это интересно» Рабочая тетрадь.4-5 лет. Детство –пресс.,2018г

    2. Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. www.ticorantis.ru 3. Логинова И.В.Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Досуг "На птичьем дворе"

    Международный женский день 8 марта - это замечательный праздник, который наполняет мир добрыми улыбками, искренними признаниями в любви нашим мамам, бабушкам, сестрам. Нет ничего лучше на этом свете ласкового прикосновения материнских рук, их мудрого доброго слова. Они создают уют в доме, наполняют жизнь своих родных и близких любовью, несут красоту и нежность, согревают душевным теплом, делятся своим позитивом и вдохновляют на победы.
    В преддверии праздника 8 марта в младшей А группе педагогами совместно с музыкальным руководителем организован и проведён досуг «На птичьем дворе».
    Мероприятие, посвященное этому первому весеннему празднику, прошло в торжественной и радостной атмосфере. Маленькие детишки «цыплята» с большим удовольствием участвовали в таком прелестном празднике: они очень трогательно и мило читали стихи о маме и бабушке, очень искренне, непосредственно и с любовью пели песни, с удовольствием участвовали в играх «Курочка и цыплята», «Музыкальная игра с платочком», весело станцевали задорный танец «Поссорились - помирились» . Малыши подарили любимым мамочкам открытки, сделанные своими руками. Праздник доставил всем много радости и приятных впечатлений.

    Открыть изображение      Открыть изображение