2_Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования 2021_2025
Данные мониторингов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анализ диагностической работы диагностической работы в формате ОГЭ по русскому языку в 9А классе в 2023 году
учитель: Степаненко А.С.
9А класс
Цель проведения работы:
- отработать процедуру организации и проведения ОГЭ;
- проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;
- определить качество заполнения бланков ОГЭ;
- оценить подготовку выпускников 9 класса к ОГЭ по русскому языку.
Всего учащихся в классе: 25 человек | Средний балл: 2,5 |
Писали работу: 21 человек | Качество знаний: 14,3% |
«5» -0 | Обученность: 33,3 |
«4» - 3 | |
«3»- 4 | |
«2» - 14 |
Критерии
1К1 | 18 | 85,7% |
1К2 | 18 | 85,7% |
1К3 | 11 | 52,3% |
2 | 0 | 0% |
3 | 3 | 14,3% |
4 | 3 | 14,3% |
5 | 4 | 19% |
6 | 1 | 4,7% |
7 | 7 | 33,3% |
8 | 8 | 38% |
9 | 3 | 14,3% |
10 | 5 | 23,8% |
11 | 2 | 9,5% |
12 | 8 | 38% |
13К1 | 16 | 76,1% |
13К2 | 16 | 76,1% |
13К3 | 15 | 71,4% |
13К4 | 13 | 61,9% |
13К5 | 7 | 33,3% |
13К6 | 5 | 23,8% |
13К7 | 12 | 57,1% |
13К8 | 14 | 66,6% |
13К9 | 15 | 71,4% |
По результатам диагностической работы в формате ОГЭ выявлена группа неуспевающих, в количестве 14 человек.
В связи с чем составлен план ликвидации пробелов в знаниях, на уроках русского языка включены дополнительные задания на повторение изученного (тренировочные тестовые задания, задания на сайтах по подготовке к ОГЭ).
Следует также отметить, что из общего количества неуспевающих обучающихся, не
добрали 1 балла до оценки «удовлетворительно» 2 человека (9,5%), в дальнейшем, при разборе допущенных ошибок, эти ребята смогут выйти на нужный результат.
Выводы и рекомендации:
Анализ результатов выполнения диагностической работы в формате ОГЭ по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся плохо справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. С изложением и сочинением справились неплохо. Однако самым низким оказался уровень выполнения тестовых заданий.
Анализ результатов пробного экзамена позволил выработать следующие рекомендации:
- разработать систему работы по корректировке знаний школьников;
- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения
орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами,
использовать в ежедневной работе тестовые задания;
- продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов
содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ;
- практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-
измерительным материалам;
- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, с целью повышения
уровня качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход);
- использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ
учащихся;
- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;
- проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;
- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
-шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы,
схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.
Особое внимание уделять формированию умений аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
Анализ диагностической работы диагностической работы в формате ОГЭ по русскому языку в 9В классе в 2023 году
учитель: Степаненко А.С.
9В класс
Цель проведения работы:
- отработать процедуру организации и проведения ОГЭ;
- проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;
- определить качество заполнения бланков ОГЭ;
- оценить подготовку выпускников 9 класса к ОГЭ по русскому языку.
Всего учащихся в классе: 24 человек | Средний балл: 2,5 |
Писали работу: 21 человек | Качество знаний: 9,5% |
«5» -0 | Обученность: 42,8 |
«4» - 2 | |
«3»- 7 | |
«2» - 12 |
Критерии
1К1 | 19 | 90,4% |
1К2 | 18 | 85,7% |
1К3 | 15 | 71,4% |
2 | 0 | 0% |
3 | 2 | 9,52% |
4 | 6 | 28,5% |
5 | 1 | 4,7% |
6 | 2 | 9,52% |
7 | 6 | 28,5% |
8 | 7 | 3,33% |
9 | 5 | 23,8% |
10 | 5 | 23,8% |
11 | 1 | 4,7% |
12 | 8 | 38% |
13К1 | 13 | 61,9% |
13К2 | 14 | 66,6% |
13К3 | 12 | 57,1% |
13К4 | 12 | 57,1% |
13К5 | 6 | 28,5% |
13К6 | 5 | 23,8% |
13К7 | 11 | 52,3% |
13К8 | 14 | 66,6% |
13К9 | 14 | 66,6% |
По результатам диагностической работы в формате ОГЭ выявлена группа неуспевающих, в количестве 12 человек.
В связи с чем составлен план ликвидации пробелов в знаниях, на уроках русского языка включены дополнительные задания на повторение изученного (тренировочные тестовые задания, задания на сайтах по подготовке к ОГЭ).
Выводы и рекомендации:
Выводы:
Анализ результатов выполнения диагностической работы в формате ОГЭ по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся не справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций.
Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции. Это показывает ослабление внимания к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом, выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций.
Анализ результатов диагностической работы в формате ОГЭ позволил выработать следующие рекомендации:
- провести работу с обучающимися «группы риска»: познакомить родителей обучающихся с результатами диагностической работы по русскому языку, дать рекомендации по усилению контроля за выполнением устных и письменных заданий по русскому языку, а также по отслеживанию регулярного посещения индивидуально-групповых занятий по подготовке к ОГЭ по русскому языку;
- проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование - по микротемам;
- построить в оставшееся время каждодневную самостоятельную работу учащихся над подготовкой к экзамену через сети Интернет с привлечением родителей (сайт решу ГИА, открытый банк заданий на ФИПИ);
- расширить диапазон текстов и заданий к ним;
- проводить на уроках русского языка систематическую работу с текстами различных стилей;
- развивать умение опознавать разнообразные грамматические конструкции, видеть структуру предложения;
- построить индивидуальную работу с учащимися по развитию речи и отработке западающих тем;
- проинформировать родителей об итогах диагностических работ.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
о результатах проведения ОГЭ, ЕГЭ 2023 года
в муниципальном образовании «Холмский городской округ»
При проведении государственной итоговой аттестации учащихся 9-х и 11 классов школы муниципального образования «Холмского городского округа» руководствовались приказами и методическими письмами, регламентирующими проведение государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ:
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным основного общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1513;
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1512.
В течение 2022-2023 учебного года в школах велась целенаправленная, планомерная работа по подготовке к государственной итоговой аттестации. В соответствии с нормативно-правовыми документами по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, был разработан план-график подготовки учащихся к ГИА, утвержденный директорами школ. В соответствии с планом были скорректированы планы работы методических объединений учителей - предметников.
На уроках и дополнительных занятиях учителя-предметники уделяли внимание разбору вариантов тестовых заданий. Проводились внутришкольные пробные тестирования с учетом демоверсий ГИА по учебным предметам согласно их выбору. Осуществлялось постоянное информирование учащихся 9-х и 11-х классов и их родителей по вопросам подготовки к итоговой аттестации через родительские и ученические собрания, на которых они знакомились с перечнем нормативно-правовой документации, методическими рекомендациями по организации деятельности выпускников во время подготовки и прохождения ГИА.
Государственная итоговая аттестация
по программам основного общего образования
По итогам 2022-2023 учебного года к итоговой аттестации было допущено 352 учащихся: из них 78 чел сдавали экзамены в форме ОГЭ и 25 человек – ГВЭ.
Успешно прошли государственную итоговую аттестацию по программам основного общего образования в основной период 370 учащихся и получили документ соответствующего образца, 7 человек проходили итоговую аттестацию в дополнительный период.
ГЛАВА 1. Основные результаты ГИА-9 в Сахалинской области
Количество участников экзаменационной кампании ГИА-9 в 2023 году в Холмском городском округе
Таблица 1-1
№ п/п | Наименование учебного предмета | Количество участников ГИА-9 в форме ОГЭ | Количество участников ГИА-9 в форме ГВЭ |
1 | Русский язык | 377 | |
2 | Литература | 4 | - |
Основные учебники по предмету из ФПУ, которые использовались ОО Сахалинской области в 2022-2023 учебном году.
№ п/п | Наименование учебного предмета | Название учебника / линия учебников ФПУ (указать авторов, название, год издания) |
1 | Русский язык | Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5-9 кл. Просвещение, 2020 |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык. 5-9 кл., 2019, 2020 | ||
Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Загоровская. Русский язык. 5-9 кл. Просвещение, 2018 –2021 | ||
2 | Литература | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие/ под редакцией Коровиной В.Я. Литература 9 класс (в 2-х частях). Просвещение, 2021 |
Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. и другие/ под редакцией Чертова В.Ф. Литература (в 2-х частях) Просвещение, 2021 | ||
Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.Р. Литература 9 класс (в 2- х частях). «Русское слово – учебник», 2021 |
ГЛАВА 2.
Методический анализ результатов ОГЭ по русскому языку
- Динамика результатов ОГЭ по русскому языку
Получили отметку | 2022 г. | 2023 г. | ||
чел. | % | чел. | % | |
«2» | 13 | 3,8 % | 7 | 1,9 % |
«3» | 131 | 38,6 % | 170 | 45,1 % |
«4» | 136 | 40,1 % | 133 | 35,3% |
«5» | 59 | 17,4 % | 67 | 17,8% |
- Результаты ОГЭ в МО «Холмский городской округ
№ п/п | АТЕ | Всего участников | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
1 | «Холмский городской округ» | 377 | 7 | 1,9% | 170 | 45,1% | 133 | 35,3% | 67 | 17,8% |
- Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ по русскому языку
№ п/п | Название ОО | Доля участников, получивших отметку «2» | Доля участников, получивших отметки «4» и «5» (качество обучения) | Доля участников, получивших отметки «3», «4» и «5» (уровень обученности) |
1 | МАОУ лицей "Надежда" г. Холмска | 0,0% | 68% | 100% |
2 | МАОУ СОШ № 8 г. Холмска | 0,0% | 67% | 100% |
- Выделение перечня ОО, продемонстрировавших самые низкие результаты ОГЭ по русскому языку
В муниципальном образовании «Холмский городской округ» ОО, продемонстрировавших самые низкие результаты ОГЭ по русскому языку, нет.
2.2.7 ВЫВОДЫ о характере результатов ОГЭ по русскому языку в 2023 году и в динамике.
- Анализ результатов ОГЭ по русскому языку в 2023 году позволяет утверждать, что процент участников экзамена, получивших отметки «5», незначительно вырос по сравнению с прошлым годом (на 0,4 %). При этом процентный показатель участников, получивших отметку «4», значительно снизился (на 4,8 %). На 6,5 % возросло количество участников, получивших отметку «3». Снизился процент девятиклассников, сдавших экзамен по русскому языку на отметку «2». Данные свидетельствуют о снижении количества неудовлетворительных оценок на 1,9 % за последние 2 года.
- Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ
- Краткая характеристика КИМ по русскому языку
Использованные на территории Сахалинской области варианты КИМ ОГЭ по русскому языку соответствовали демоверсии 2022-2023 учебного года и были ориентированы на проверку уровня сформированности базовых компетенций обучающихся (в первую очередь коммуникативной и языковой), освоивших программу основного общего образования. В соответствии со спецификацией КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 9 заданий базового уровня сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1). Сжатое изложение - задание комплексного характера, которое проверяет ряд метапредметных умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Требует от участника экзамена умений адекватно воспринимать, ранжировать и преобразовывать текстовую информацию и на этой основе создавать собственное высказывание. Основная задача экзаменуемого при выполнении этого задания состоит в правильном информационном анализе представленного текста и точной передаче в сжатом формате основных микротем. Кроме того, проводя компрессию, участнику ОГЭ необходимо продумывать лексические и грамматические средства связи для обеспечения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
Часть 2 состоит из 7 заданий (2 - 8). Задания с кратким ответом имеют практическую направленность и проверяют комплекс знаний, определяющих уровень овладения навыками проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста.
Задание 2. Синтаксический анализ. В основе задания:
- умение проводить синтаксический анализ простого и сложного предложений;
- определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
- распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных;
- определение грамматической основы предложения, видов сказуемого;
- опознавание видов односоставных предложений;
- опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи.
Задание 3. Пунктуационный анализ. Проверяется знание всех правил пунктуации, которые изучаются на уровне основного общего образования:
- знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
- знаки препинания в простом осложнённом предложении (обособленные определения, обстоятельства, уточняющие члены предложения, выделение вводных слов и конструкций;
- знаки препинания при прямой речи, цитировании;
- знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, БСП);
- знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Задание 4. Синтаксический анализ. Задание проверяет умение определять главное и зависимое слово в словосочетании, а также способность заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другим типом подчинительной связи.
Задание 5. Орфографический анализ. Проверяется знание всех правил орфографии, которые изучаются на уровне основного общего образования:
- употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
- употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
- употребление Ь и Ъ;
- правописание корней (чередующаяся гласная, проверяемая, непроверяемая);
- правописание приставок;
- правописание суффиксов различных частей речи; правописание -Н- и -НН-в различных частях речи;
- правописание падежных и родовых окончаний;
- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
- слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
Задание 6. Анализ содержания текста. Проверяет уровень владения различными видами чтения; понимание содержания прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение); умение формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности. В основе задания - распознавание и характеристика основных видов выразительных средств в речи (эпитет, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот, фразеологизм).
Задание 8. Лексический анализ. В основе задания - умение проводить лексический анализ (определение лексического значения слова стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов, нахождение фразеологизмов).
Часть 3 (задание 9) содержит творческое задание (9.1, 9.2, 9.3), проверяющее степень овладения коммуникативной компетенции школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи и умение аргументировать, используя прочитанный текст и собственный жизненный опыт.
- Анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ в 2023 году
Высокие показатели усвоения проверяемых элементов содержания / умений (выше
90 %) продемонстрированы участниками при выполнении прежде всего заданий с развернутым ответом (сжатое изложение и сочинение - рассуждение): содержание изложения, композиционная стройность сочинения, фактическая точность письменной речи.
- Содержательный анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ
Итоги экзамена показывают, что программа по русскому языку в общеобразовательных организациях области в основном усвоена выпускниками 2023 года в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования. При этом неудовлетворительные результаты составили 4,1 %. Итоги ОГЭ позволяют выявить пробелы в подготовке обучающихся по русскому языку и определить способы устранения недостатков. Большинство участников ОГЭ 2023 года освоили основные компоненты содержания по русскому языку на базовом уровне и получили отметки: «5» - 18,1 % (что выше, чем в 2022 году на 0,5 %), «4» - 34,3 % (ниже, чем в 2022 году на 4,7 %) и «3» - 43,5 % (на 3,9% выше, чем в 2022 году) от общего количества участников экзамена.
С написанием сжатого изложения (задание 1) справилось абсолютное большинство девятиклассников. Средний процент выполнения задания по критериям ИК1-ИК3 колеблется от 87,97 % до 96,73 %. Участники экзамена сумели в целом правильно передать содержание прослушанного текста, выделить главную информацию, построить свой текст на основе прослушанного, используя один или несколько приёмов сжатия. Получившие на экзамене отметку «4» или «5», показали определённо высокий уровень сформированности умений, связанных с написанием сжатого изложения. Однако у получивших отметку «2», средний процент выполнения первого задания составил 46 %, что говорит о несформированности понятия об изложении. Отталкиваясь от некоторых элементов содержания прослушанного текста, экзаменуемые написали собственное рассуждение на предложенную тему, что не соответствует формату задания.
За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменационной работы участник получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Проанализируем успешность выполнения заданий, проверяющих следующие элементы содержания (задание 2): опознавание основных единиц синтаксиса, проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении, определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Средний процент выполнения данного задания 21,69 %. Лучше других с этим заданием справилась группа получивших отметку «5» (51,39 %). Остальные группы показали очень низкий результат: 19,69 %; 11,60 %; 3,67 % соответственно.
Задание 2 в структуре КИМ ОГЭ не является единственным заданием, проверяющим усвоение знаний экзаменуемыми по разделу «Синтаксис». Таковым является и задание 4. Однако, разница в проценте выполнения между ними существенная. Низкий процент выполнения задания 2 обусловлен прежде всего тем, что в нем представлены все единицы синтаксиса, которые необходимо уметь распознавать и анализировать. То есть по сравнению с заданием 4 (точечным по своему характеру) оно вмещает в себя проверку усвоения материала всего раздела «Синтаксис». Наиболее типичными здесь были ошибки на определение количества грамматических основ предложения, их состава (участники упускали из вида именную часть составного именного сказуемого, несущего основное лексическое значение, определяя грамматическую основу).
Задание 3 правильно выполнили 30,1 % участников. Получившие отметку «5», показали хорошие умения пунктуационного анализа - 70,69 %. В группах получивших
отметки «4» и «3» лишь 30,88 % и 15 % соответственно смогли сделать правильно пунктуационный анализ предложений. Очень низкий процент выполнения (4,59 %) продемонстрировала группа получивших отметку «2». Низкий показатель непосредственно связан с другим видом анализа – синтаксическим: неумение верно распознать синтаксическую структуру предложения автоматически влечет за собой ошибки в пунктуации.
Поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами, нормативное изменение форм существительных, прилагательных, глаголов – 5 задание, с которым успешно справились только 22,89 %. Задание, проверяющее навыки орфографического анализа слов, традиционно вызывает затруднения у обучающихся, потому что включает в себя большой объём теоретических знаний. Группа получивших отметку «3» показала 14,78 % успешности, группа получивших отметку «4» - 21 %; группа получивших отметку «5» - 49,33 %.
В центре внимания при выполнении данного задания оказывается не правописание слова, а соотношение орфограммы с предлагаемым для нее тезисом. Анализ этого соотношения требует знания не только орфографических правил, но и теоретических сведений, умения видеть связь орфографии с другими разделами языка: фонетикой, морфемикой, словообразованием, морфологией, лексикологией.
Задание 7. Распознавание и характеристика основных видов выразительных средств речи. Правильно определить средство выразительности смогли 45,7 % участников. В группе получивших отметку «5» всего 20 % допустили ошибки. Группа получивших отметку «4» справилась на 48 %. В группе получивших отметку «3» показатель равен 38 %. Наиболее сложными в распознавании для участников экзамена оказались такие средства, как метафора и фразеологизм. Возможной причиной неверных ответов является невнимательное прочтение формулировки задания, которая предполагает в том числе и поиск вариантов ответов, где обозначенное средство выразительности отсутствует.
Обращает на себя внимание и тот факт, что при фиксации ответов на задания части 2 в бланке ответов номер 1 (где ответом являлось слово или несколько слов) участники также допускали орфографические ошибки, пропуск букв в словах или их перестановку, что делало невозможным засчитать ответ, несмотря на то что само задание выполнено верно.
Результаты выполнения заданий соответствуют учебным программам, используемым на территории Сахалинской области, так как учебные рабочие программы учителей соответствует федеральной рабочей программе основного общего образования по русскому языку.
Анализ метапредметных результатов обучения, повлиявших на выполнение заданий КИМ
На выполнение заданий КИМ могли повлиять следующие метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Задание части 1 экзаменационной работы - сжатое изложение, побуждает участника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, в частности умение отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи полученной информации. Основными условиями успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, являются: владение навыками смыслового чтения (умение слушать, т. е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте, и полноценно понимать исходный текст), умения осознанно использовать речевые средства для переработки текста (владение навыками сокращения текста; умение письменно передавать обработанную информацию).
Анализ экзаменационных работ показывает, что у большинства выпускников 9-х классов сформирован комплекс умений, необходимых для написания сжатого изложения. По критерию ИК1 оценивалась полнота и точность передачи экзаменуемыми основного содержания прослушанного текста. У большинства участников (95,86 %) сформировались аналитические навыки, в частности, узнавания в тексте так называемых смысловых маркеров – слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию.
Недостаточную сформированность таких навыков показала группа участников ОГЭ, получившая неудовлетворительную оценку. Анализ работ участников, получивших отметку «2», свидетельствует о низком уровне владения умением точно и полно передавать информацию прослушанного текста в письменной форме. Экзаменуемые, передавая содержание прослушанного текста, часто искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными. Встречаются также пропуски микротемы,
что свидетельствует о недостаточном усвоении критериев выделения главной и второстепенной информации.
Критерий ИК2 оценивал умение использовать разные приемы сжатия прослушанного текста при его письменном изложении. По этому критерию оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия. К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся исключение, обобщение, упрощение. Средний процент выполнения 96,73 % говорит о том, что не все участники ОГЭ усвоили критерии выделения главной и второстепенной информации.
Результаты выполнения задания 1 по критерию ИК3, который оценивает смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, показывают, что большинство участников (87,97 %) владеют умением реализовывать свой замысел в соответствующей композиционной форме, обеспечивающей смысловую цельность, связность и последовательность письменного высказывания. Однако работы получивших отметку «2» (28,44 %) свидетельствуют о недостаточно сформированном умении определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их смысловые связи, членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы. Не все владеют навыками самоконтроля. Типичной является ошибка, связанная с нарушением логики построения изложения. Информация из разных частей текста необоснованно объединяется в одном абзаце или переставляется местами, что нарушает порядок развития мысли или действия речевых единиц (словосочетания и предложения, простого и сложного, грамматической основы предложения, второстепенных членов предложения). Среди метапредметных компетенций отмечаем недостаточное владение контекстной речью, что проявилось в выполнении заданий 2 – 8 и повлияло на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня, проверяющих комплекс умений, связанных с анализом содержания текста, распознаванием изученных средств выразительности речи, лексическим анализом текста. Это может свидетельствовать о недостаточной сформированности умений более высокого уровня, требующего навыков анализа, синтеза, обобщения и дифференциации языкового материала.
Задания 3 части проверяли коммуникативную компетенцию участников, в частности, умения строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Участники ОГЭ продемонстрировали достаточно сформированные метапредметные умения извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений, умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение письменной речью, монологической контекстной речью (СК1 – средний процент выполнения - 88,62 %, СК2 - 83,89 %; СК3 - 80,44 %; СК4 - 93,25 %).
К типичным ошибкам в сочинении всех участников можно отнести следующие:
- некорректное объяснение значения ключевого слова из формулировки темы сочинения вследствие незнания (непонимания) самого слова или неумения адекватно использовать приёмы толкования значения;
- отсутствие комментария к слову, значение которого разъяснено;
- отсутствие объяснения понимания цитаты из текста (сочинение 9.2);
- несоответствие примера из жизненного опыта ключевому понятию текста;
- неудачное использование литературного материала (в случае обращения к нему) в качестве примера-аргумента;
- отсутствие объяснения связи приведённого примера с ключевым понятием темы сочинения или сформулированного тезиса.
При выполнении задания 9 экзаменуемый может выбрать либо сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (9.1), в котором ему нужно раскрыть смысл высказывания известного лингвиста, либо объяснить фрагмент текста (9.2), аргументируя примерами-аргументами из текста, либо объяснить смысл нравственного понятия (9.3), аргументируя свой ответ примерами из прочитанного текста и жизненного опыта.
2.3.5 Выводы об итогах анализа выполнения заданий, групп заданий:
Среди заданий с кратким ответом КИМ ОГЭ по русскому языку участниками экзамена Сахалинской области успешно было выполнено задание 4 (88,83 % справились с синтаксическим анализом словосочетания). Алгоритм трансформации словосочетания, построенного на основе одного типа связи, в другой - универсален и усвоен хорошо. Участники экзамена умеют выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в составе словосочетания, владеют навыками построения словосочетаний на основе различных типов подчинительной связи.
Справились с лексическим анализом (задание 8) 72,55 %. Это означает, что усвоение таких элементов содержания / умений и видов деятельности, как определение лексического значения слова, подбор синонимов (синонимичных выражений), антонимов, определение стилистической окраски слова, сферы употребления, можно считать достаточным.
Высокие показатели (87,47 % - 96,83 %) имеют т.н. «содержательные» критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом (сжатого изложения и сочинения). Так, 92 % участников демонстрируют навык качественного композиционного выстраивания текста, что свидетельствует о прочном усвоении законов построения текста, относимого к типу речи рассуждение. Хорошая степень усвоения материала предмета
«Русский язык» демонстрируется участниками и при анализе выполнения таких элементов содержания, как анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, создавать тексты различных типов речи и соблюдать нормы их построения, целесообразно использовать смысловые средства связи в тексте, осуществлять письменно информационную обработку прочитанного текста. Неплохие показатели, продемонстрированные участниками по критериям оценки содержания сжатого изложения и сочинения, во многом обусловлены тем, что предлагаемые на экзамене для прослушивания и чтения тексты взяты из открытого банка заданий. Знакомство с текстами из открытого банка заданий даёт возможность проработать их заранее. При выборе типа альтернативного задания (сочинения-рассуждения) наибольшей популярностью по- прежнему пользуется сочинение 9.3, на втором месте - 9.2.
Среди параметров оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемых следует отметить высокий уровень соблюдения фактической точности письменной речи (94,95 %).
Недостаточно освоенными оказались навыки пунктуационного анализа (21,26 %). О том, что данный проверяемый на экзамене элемент содержания усвоен недостаточно хорошо, свидетельствуют и показатели соблюдения пунктуационных норм при написании сжатого изложения и сочинения (35,91 %). В перечень заданий, демонстрирующих недостаточный уровень овладения соответствующими элементами содержания
/умениями, попало и задание 5 (22,89 %).
Выводы о вероятных причинах затруднений и типичных ошибок обучающихся Сахалинской области
Задания с кратким ответом (часть 2 КИМ ОГЭ) были выполнены значительно хуже, чем задания с развернутым ответом несмотря на то, что все они являются заданиями базового уровня сложности. Вероятная причина низкого уровня выполнения то, что многие из них являются комплексными. Так, например, выполнение задания 2 требует знания норм построения и функционирования не какой-то отдельно взятой синтаксической единицы (как, например, в задании 4), а всего раздела «Синтаксис». То же касается заданий 3 и 5, в которых проверяется вся пунктуация и вся орфография, усвоенная учащимися за курс русского языка. Потому и ошибки, допущенные учащимися, самые разнообразные. Кроме того, сложным задание 5 (орфографический анализ) делает и отсутствие у участников навыка установления логических связей между языковыми явлениями. Простое заучивание орфографических правил без осмысления связи орфографии с другими разделами языка, установления логических соответствий между заданной орфограммой и предлагаемым к ней тезисом делает выполнение этого задания невозможным.
- Прочие выводы
По структуре КИМ ОГЭ задания с развернутым ответом, не претерпевшие значительных изменений, и выполнение которых было отработано в течение длительного времени, имеют достаточно высокие показатели результативности в регионе и демонстрируют положительную динамику в выполнении всех «содержательных» параметров создания сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Однако, относительно новые задания (введенные в КИМ в 2021 году), ориентированные на расширение языкового материала и на укрупнение, показали, что пока алгоритм подготовки к выполнению таких заданий требует внимания.
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания
- Рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка для всех обучающихся
- Учителям, методическим объединениям учителей.
- Несмотря на то, что изучение курса орфографии заканчивается в 7 классе, в 8-9 классах на уроках повторения необходимо постоянно выполнять тренировочные упражнения по отработке орфографических правил.
- При работе с текстом акцентировать внимание на синтаксическом и пунктуационном анализах, структурно-семантических особенностях простых и сложных предложений.
- Педагогам необходимо шире использовать дополнительный раздаточный материал при изучении темы «Синтаксис и пунктуация» в 8-9 классах.
- Следует организовать работу по разделу «Лексика» в 8-9 классах не только на уроках русского языка, но и литературы.
- Акцентировать внимание на работе со справочной литературой, словарями, так как продуктивное использование орфографического словаря на экзамене может способствовать снижению количества орфографических ошибок.
На протяжении всех уроков русского языка необходимо усиление внимания учащихся к смысловому аспекту текстов. В этом плане в структуре уроков можно использовать следующие типы упражнений:
- выделить опорные слова (слова-маркеры) в предложениях;
- трансформировать сложное предложение в простое, сохраняя его смысл;
- выделить в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
При систематическом обращении к таким упражнениям учащиеся «привыкают» работать с текстовой информацией не только в плане нахождения орфограмм, пунктограмм или выполнения грамматических задач, но и в плане особенного внимания к слову, к смыслу, к авторскому замыслу. Особое внимание при анализе надо уделять приёмам сжатия текстовой информации и их правильному использованию. Можно использовать следующие примерные упражнения и задания для формирования умений применять приёмы компрессии текста:
- разделить информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
- свернуть исходную информацию за счёт обобщения;
- исключить повторы; фрагмент предложения; одного или нескольких синонимов; одного или нескольких предложений, несущих второстепенную информацию.
При выполнении заданий 2 и 4 необходимо активно применять синтаксические знания во время языкового анализа и речевой практики, повторять с учащимися синтаксические правила, которые изучаются с 5-го по 9-й класс. Включать в уроки типовые задания из демоверсий КИМ-2023.
Работая над заданием 3, можно использовать следующие формы заданий:
1. распознавать пунктограммы;
2. проводить пунктуационный анализ;
3. применять знания пунктуации на практике.
Необходимо включить в уроки упражнения, в которых нужно расставить знаки препинания на месте пропусков. Так учащиеся привыкнут к формату, повторят правила и потренируются применять знания при выполнении заданий с развернутым.
При отработке задания 5 целесообразно включить в уроки повторение орфограмм, которые учащиеся изучали с 5-го по 9-й класс.
Задания 6 – 8 проверяют глубину и точность понимания текста, который дается для чтения. Все три задания нацелены на выявление уровня понимания участниками культурно ценностных категорий текста. Распознавание основных видов лексических средств выразительности - элемент содержания, требующий к себе повышенного
внимания. Именно нахождение фразеологических оборотов (фразеологизмов) является трудным. Выполняя задание экзаменуемые испытывают трудности при определении фразеологизмов в тех случаях, когда фразеологический оборот как устойчивое сочетание или если в предложении присутствуют метафорические выражения, воспринимаемые экзаменуемыми как фразеологические, но таковыми не являющиеся.
Целесообразно использовать для подготовки материалы открытого банка заданий ФИПИ https://fipi.ru/ в разделах: «ОГЭ», «Навигатор подготовки», «Методическая копилка».
На методических объединениях учителей-предметников необходимо проанализировать материалы государственной итоговой аттестации по русскому языку с целью корректировки поурочного планирования и внесения в него необходимых дополнений.
Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки
- Учителям, методическим объединениям учителей.
Необходимо выстроить обучение русскому языку в системе основного общего образования (в том числе в процессе подготовки к экзамену в форме ОГЭ) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, дифференциации по уровню подготовки и ставить перед каждым выпускником ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом опираясь на самооценку и устремления каждого.
Группа 1 - это обучающиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Группа 2 - обучающиеся со средними учебными возможностями, а группа 3 - обучающиеся с высокой успеваемостью и имеющие достаточный уровень знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума. Для группы 1 необходима индивидуализация домашнего задания и указание алгоритма выполнения задания.
В группе 2 основное внимание учителю необходимо уделять развитию познавательной активности школьников. С этой целью целесообразно активно включать их в процесс поиска решений проблемных ситуаций, воспитывать самостоятельность и уверенность в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы и постепенного перехода части из них в 3 группу.
В группе 3 обучающиеся имеют хорошо развитые положительные качества: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо
меньше, чем другие учащиеся, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Цель обучения - воспитание у этой группы школьников трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей деятельности. При работе с этой группой целесообразно большое внимание уделять развитию навыков использования в речи русского речевого этикета, а также проблеме формирования навыков выразительной речи.
Дифференциация обучения заключается не только в делении по группам разных уровней, но и в поэтапном дифференцировании внутри группы, в результате чего образуется ещё два-три уровня.
Первый этап - дифференцированная домашняя работа.
Второй этап - изучение нового материала. Эффективно на первом уроке объяснения нового материала ориентировать сильную группу на самостоятельную работу с текстами и учебником (составить схемы, таблицы обобщающего характера). Более слабые учащиеся могут выписать тезисы статей учебника. Если на первом уроке объяснение для групп всех уровней одинаково и соответствует базовому, то на следующих уроках подход уже должен быть более дифференцирован. В группах первого уровня возможны задания, которые возвращают учащихся к основным моментам объяснённой темы и требуют дополнительной работы по её осмыслению и пониманию, и только после усвоения темы задания усложняются. В группах базового уровня предлагаются задания, требующие хорошего понимания основных положений и закрепления их на практике. Для более сильных учащихся, которые явно освоили материал, даются задания творческого характера, т.к. они быстро переходят от обязательных заданий к творческим. Работа над всеми допущенными ошибками является обязательной.
Третий этап – самостоятельные и контрольные работы. Возможны три варианта: работа по образцу, работа в ситуации выбора нужного ответа из многих, работа с дополнительным материалом. В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся, кроме традиционных форм (диктант, изложение, срезовые контрольные работы), необходимо использовать тесты, которые позволяют: во-первых, быстро осуществить прямую и обратную связь в системе обучения и откорректировать знания и умения учащихся; во-вторых, вести непосредственную работу по подготовке к ОГЭ.
Работа с комплексным анализом текста имеет особое значение, т.к. для развития речи учащихся необходимо знакомство с образцами правильной русской речи. Традиционными являются задания по обнаружению изучаемых или изученных грамматических явлений. Подобная работа формирует способность учеников свободно ориентироваться в текстах, видеть их грамматическую специфику, находить и объяснять языковые явления и факты. Среди обычных можно использовать уроки, построенные в нетрадиционной форме.
Методическим объединениям необходимо способствовать распространению опыта лучших педагогических практик по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому язык
Методический анализ результатов ОГЭ по литературе
- Количество участников ОГЭ по литературе (за последние годы проведения ОГЭ по предмету) по категориям
ВЫВОД о характере изменения количества участников ОГЭ по литературе
В 2023 году ОГЭ по литературе сдавали 4 обучающихся из общеобразовательных организаций МО «Холмский городской округ». Количество сдававших ОГЭ по литературе уменьшился по сравнению с 2022 годом на 21 человек. В 2022-2023 учебном году сохранилась тенденция выбора ОГЭ по литературе наименьшим количеством выпускников. Небольшое число обучающихся, выбравших ОГЭ по литературе, можно по-прежнему объяснить незначительным количеством профильных филологических классов в образовательных организациях Сахалинской области, сложностью предмера «Литература», представляющего собой синтез искусства слова и основ литературоведения, и, как следствие, сложностью формата контрольных измерительных материалов.
- Динамика результатов ОГЭ по литературе
Таблица 2-2
Получили отметку | 2022 г. | 2023 г. | ||
чел. | % | чел. | % | |
«2» | 2 | 2 8,7% | 0 | 0,0% |
«3» | 8 | 34,8 % | 0 | 0,0% |
«4» | 10 | 43,5% | 3 | 75% |
«5» | 3 | 13% | 1 | 25,0% |
- Результаты ОГЭ по АТЕ Сахалинской области
Таблица 2-3
№ п/п | АТЕ | Всего участников | «2» | «3» | «4» | «5» | ||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
1 | «Холмский городской округ» | 4 | 0 | 0,0% | 0 | 0,0% | 3 | 75,0% | 1 | 25,0% |
- Выделение перечня ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ по литературе
Таблица 2-5
№ п/п | Название ОО | Доля участников, получивших отметку «2» | Доля участников, получивших отметки «4» и «5» (качество обучения) | Доля участников, получивших отметки «3», «4» и «5» (уровень обученности) |
1 | МАОУ лицей "Надежда" г. Холмска | 0,0% | 100% | 100% |
2.2.7 ВЫВОДЫ о характере результатов ОГЭ по литературе в 2023 году и в динамике.
Анализ результатов ОГЭ по административно-территориальным единицам Сахалинской области позволяет сделать некоторые выводы об уровне подготовки выпускников в муниципальных образованиях и образовательных организациях разных типов.
Качество знаний экзаменуемых колеблется от 0 до 100 %. Наиболее высокое качество знаний на экзамене продемонстрировали выпускники Ногликского, Поронайского и Холмского городских округов (100 %): следует заметить, что в Холмском городском округе – 4 участника, 3 из которых получили оценку «хорошо», 1 – оценку «отлично».
По-прежнему можно сделать вывод, что уровень преподавания литературы в Сахалинской области не зависит от муниципального образования и уровня образовательной организации. Обращает на себя внимание тот факт, что в перечне школ, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ по литературе, преобладают общеобразовательные школы как городские, так и сельские, в которых преподавание литературы ведется на базовом уровне. Как правило, это объясняется минимальным количеством участников экзамена из конкретной образовательной организации.
Таким образом, исходя из статистических данных, можно сделать вывод, что в 2023 году участники ОГЭ продемонстрировали удовлетворительный и хороший уровень изучения предмета «Литература» (в отличие от более низких результатов 2022 года).
- Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ
- Краткая характеристика КИМ по литературе
Экзаменационная работа для проведения ОГЭ по литературе состоит из двух частей. Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы). Также предлагается выбрать одно из заданий:
2.1 или 2.2, – которое относится к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задания 2.1/2.2 требуют анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагают целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом. Второй комплекс заданий отнесён к стихотворению, или басне, или балладе. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2. Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы. Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе. Рекомендуемый примерный объём каждого ответа на задания части 1 составляет 3–5 предложений, максимальный балл за каждый ответ – 6. Исключение составляет задание 4: рекомендуемый объём ответа – 5–8 предложений; максимальный балл – 8.
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения. Рекомендуемый объём сочинения – 200 слов, минимально необходимый объём – 150 слов. Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм, басен, баллад), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла. В теме 5.5 может быть использована и поэзия, и проза.
Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста экзаменуемым, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном, самостоятельно привлекать текст для анализа. Задания позволяют участнику проявить различные читательские компетенции. Экзаменационная работа оценивается по критерию «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).
Задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 относятся к базовому уровню сложности и проверяют умение проводить анализ формы и содержания приведенного фрагмента эпического (лироэпического, драматического) фрагмента и лирического произведения, самостоятельно выбирать фрагмент произведения и производить анализ формы и содержания в заданном направлении анализа. Как и в 2022 г. задания базового уровня сложности выполнены участниками ОГЭ Сахалинской области на удовлетворительном и хорошем уровне: по всем критериям средний процент выполнения заданий составляет более 50 %.
Задание 4 относится к повышенному уровню сложности и проверяет умения сопоставлять исходный текст с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе, в заданном направлении анализа, строить сравнительно- сопоставительную характеристику. Задание повышенного уровня также выполнено на удовлетворительном и высоком уровне, но по сравнению с 2022 г. понизился процент выполнения задания по критерию 3: логичность и соблюдение речевых норм.
Задание 5.1-5.5 относится к высокому уровню сложности и проверяет умение участников создавать письменное рассуждение на одну из пяти предложенных тем в объеме не менее 200 слов. Задание высокого уровня сложности выполнено экзаменуемыми на удовлетворительном уровне: по всем критериям средний процент выполнения заданий составляет более 50 %, за исключение соблюдения речевых (средний процент выполнения – 41,8 %) и пунктуационных (средний процент выполнения – 44,53%) норм.
Исходя из представленных статистических данных, можно сделать вывод о том, что выпускниками основной школы Сахалинской области успешно усвоены следующие элементы содержания:
- комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
- роман М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»;
- сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
- поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
- лирика А.С. Пушкина;
- тема;
- идея художественного произведения;
- олицетворение;
- метафора;
- эпитет.
Экзаменуемыми освоены умения анализировать элементы содержания художественного произведения.
Недостаточно усвоены следующие элементы содержания:
- лирика Е.О. Баратынского;
- Л.Н. Толстой «После бала»;
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»;
- род;
- жанр;
- авторская позиция.
За последние 2 года наметилась тенденция устойчивых дефицитов, экзаменуемых (недостаточно усвоенных умений):
- проводить анализ элементов формы художественного произведения,
- находить основания для сравнения, строить сравнительно-сопоставительную характеристику,
- создавать развернутое письменное рассуждение на одну из предложенных тем,
- использовать теоретико-литературные понятия для анализа художественного текста,
- аргументировать собственные суждения привлечением текста художественного произведения на уровне анализа,
- соблюдать лексические и пунктуационные нормы при создании собственного текста.
- Содержательный анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ
Наиболее сложными для всех участников ОГЭ по литературе в 2023 г. оказались задание 5.1-5.5 (высокий уровень сложности), предполагающее создание полноформатного сочинения-рассуждения на одну из заданных тем объемом не менее 200 слов.
Типичными ошибками при выполнении задания 5.1-5.5 являются:
- поверхностное/одностороннее раскрытие темы сочинения;
- недостаточная аргументированность собственных суждений;
- привлечение текста художественного произведения на уровне пересказа;
- ошибки в использовании теоретико-литературных понятий: подмена понятий тема- проблема;
- лирический герой-автор; поэт-писатель; баллада-поэма, комедия-рассказ и т.п.;
- фактические ошибки, обусловленные незнанием текста анализируемого произведения: Митрофан, дядя Софьи; отец Вареньки, не только добрый и заботливый отец, но и добрый командир для своих солдат…; Чацкий – друг Фамусова; Печорин и Грушницкий влюблены в Веру» и т.п. ;
- нарушение композиционной связи между частями сочинения, необоснованные повторы, «логические скачки» и т.п.;
- нарушения лексических и пунктуационных норм.
Наиболее хорошо справились с заданием 5.1-5.5 участники экзамена в группах, получивших оценку «4» и «5»: сочинение, как правило, написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко и многосторонне. Процент выполнения задания 5.1-5.5 сопоставим с процентом выполнения аналогичного задания в 2022 году. При этом следует отметить значительное увеличение процента выполнения по критериям «Соответствие сочинения теме и ее раскрытие», «Привлечение текста художественного произведения для аргументации своих суждений на уровне анализа» и «Соблюдение орфографических и грамматических норм». Незначительно снизился процент выполнения по критерию
«Соблюдение речевых норм».
Для участников в группе, получивших оценку «3», так же, как и в 2022 году, это задание оказалось сложным: процент выполнения по всем критериям составляет менее 50- ти процентов. Тема сочинения раскрыта, как правило, поверхностно; анализ текста подменяется либо пересказом, либо общими рассуждениями о нем.
Участники ОГЭ группы, получивших оценку «2», либо не приступили к выполнению задания 5.1-5., либо получили за него 0 баллов.
Задание 2.1/2.2 является альтернативным и проверяет умение ориентироваться в художественном тексте: самостоятельно найти другой фрагмент текста того же произведения и осмыслить этот фрагмент в аспекте, указанном в задании. Это задание в 2022 г. было новым в контрольных измерительных материалах ОГЭ по литературе и вызвало значительные затруднения у экзаменуемых Сахалинской области. В 2023 году значительно улучшился процент выполнения данного задания, что говорит о целенаправленной работе учителей по устранению типичных ошибок выполнения задания 2.1/2.2, выявленных в ходе анализа результатов 2022 года:
- голословные рассуждения, не подкрепленные аргументами и не связанные с текстом анализируемого произведения;
- подмена анализа текста его пересказом;
- искажение авторской позиции;
- фактические ошибки, обусловленные незнанием текста анализируемого произведения. Наиболее хорошо справились с заданием 2.1/2.2 участники в группах, получивших оценку «4» и «5»: процент выполнения задания по всем критериям достаточно высок, что говорит об умении экзаменуемых ориентироваться в тексте и о знании содержания художественного произведения. Кроме того, большая часть участников выбирала задание 2.2, связанное с анализом элементов формы художественного произведения, что говорит о сформированных у этой группы экзаменуемых умений анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.
Для участников ОГЭ в группе, получивших оценку «3», это задание также не представило особой сложности: более 50 % экзаменуемых этой группы смогли правильно выбрать фрагмент и проанализировать его.
Примечательно, что в 2022 году экзаменуемые в группе получивших оценку «2» не смогли выполнить данное задание: по всем критериям оценивания задания процент выполнения «0», а в 2023 г. половина участников из этой группы справилась с заданием.
Одна из главных причин выявленных ошибок при выполнении данных заданий – на уроках литературы уделяется недостаточное внимание аналитической работе с элементами формы художественного текста, работе по формированию понятийного аппарата обучающихся, созданию письменного рассуждения как ограниченного объема содержания, так и полноформатного сочинения, и их анализа.
Как и в 2022 году, в образовательных организациях Сахалинской области преподавание литературы обеспечивается в основном Примерной рабочей программой по литературе основного общего образования, УМК В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, входящих в Федеральный перечень учебников, и соответствующими программами. Анализ УМК по литературе для основной школы дает основание утверждать, что все УМК, используемые в Сахалинской области, направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения литературе и содержат задания, готовящие обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе. Результаты выполнения заданий ОГЭ по литературе сахалинскими участниками ОГЭ говорят о том, что учителями не в должной мере на уроке используется потенциал учебника.
- неумение находить основания или ошибочные основания для сравнения и сопоставления художественных текстов;
- ошибки в сравнительно-сопоставительном анализе художественных текстов;
- ошибки в формулировании тезисов;
- ошибки в подборе аргументов;
- подмена анализа текста пересказом;
- ошибки в использовании теоретико-литературных понятий;
- ошибки в построении письменных развернутых рассуждений как ограниченного объема содержания, так и полноформатного сочинения.
- Выводы об итогах анализа выполнения заданий, групп заданий:
Перечень элементов содержания, освоение которых всеми школьниками Сахалинской области в целом можно считать достаточным:
- комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
- роман М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»;
- сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
- поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
- лирика А.С. Пушкина;
- тема;
- идея художественного произведения;
- олицетворение;
- метафора;
- эпитет.
Участниками экзамена освоены умения находить и анализировать элементы содержания художественного произведения; функции авторских изобразительно- выразительных средств.
Перечень элементов содержания, освоение которых всеми школьниками Сахалинской области в целом, а также школьниками с разным уровнем подготовки, нельзя считать достаточным:
- лирика Е.О. Баратынского;
- Л.Н. Толстой «После бала»;
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»;
- род;
- жанр;
- авторская позиция;
- построение аргументированного суждения с привлечением текстов сопоставляемых произведений на уровне анализа;
- соответствие сочинения теме и ее раскрытие;
- - привлечение текста художественного произведения для аргументации своих суждений;
- соблюдение речевых норм;
- соблюдение пунктуационных норм.
Участниками ОГЭ недостаточно усвоены умения:
- проводить анализ элементов формы художественного произведения;
- находить основания для сравнения;
- строить сравнительно-сопоставительную характеристику;
- создавать развернутое письменное рассуждение на одну из предложенных тем;
- использовать теоретико-литературные понятия для анализа художественного текста;
- аргументировать собственные суждения привлечением текста художественного произведения на уровне анализа;
- соблюдать лексические и пунктуационные нормы при создании собственного текста.
Выводы о вероятных причинах затруднений и типичных ошибок обучающихся Сахалинской области
Как и в предыдущие годы, проблемы, выявленные при анализе итогов Основного государственного экзамена по литературе 2023 года, указывают на необходимость совершенствования важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса. Необходимо работать над формированием следующих умений: проводить сопоставительный анализ, уместно и грамотно использовать в сочинении литературоведческую терминологию, строить развернутые письменные рассуждения, формулировать тезисы, подбирать аргументы, опираясь на анализ текста.
Вероятные причины затруднений связаны и с недостаточным уровнем сформированности метапредметных результатов: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; смысловое чтение.
Результаты ОГЭ по литературе в 2023 году в очередной раз указывают на то, что одной из основных проблем литературного образования в основной школе остается проблема нечтения художественных произведений, включенных в Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по литературе. Таким образом, можно сделать вывод, что у выпускников основной школы слабо сформированы и основные предметные результаты изучения литературы, зафиксированные во ФГОС:
-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.
Результаты экзамена 2023 г. подтвердили и другие выводы прошлых лет: уровень знаний русской литературы первой половины XIX в. выше знаний древнерусской литературы, литературы XVIII в., второй половины XIX в. Значительно хуже экзаменуемые справлялись с заданиями по произведениям XX-начала XXI в., что отражает особенности программы литературного образования в основной школе.
- Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания литературы
- Рекомендации по совершенствованию преподавания литературы для всех обучающихся
- Учителям, методическим объединениям учителей.
В целях более успешного освоения предмета и достижения высоких результатов на Основной государственном экзамене по литературе можно дать следующие рекомендации.
В основной школе необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала, широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
Необходимо систематически формировать у обучаемых умения связного речевого высказывания, увеличить количество письменных работ по литературе и усилить аналитическую работу с ними. Этому может способствовать:
- регулярное проведение аудиторных и домашних сочинений на заданную литературную тему, начиная с 5 класса;
- разбор сочинений с вопросами и заданиями: "где здесь тезис-ответ?", "подчеркните в своём сочинении аргумент к выдвинутому тезису", "соответствует ли цитата доказываемому тезису? можно ли сократить цитату?", "есть ли в сочинении анализ текста? где?" и т.п.;
- письменное комментирование учителем сильных и слабых сторон сочинений тех учащихся, кто выбирает ОГЭ;
- самопроверка или взаимопроверка обучающимися сочинений по критериям ОГЭ;
- реализация установки на корректировку учеником текста сочинения после проверки, по замечаниям учителя;
- систематическое включение в процесс обучения письменных ответов на вопрос в объеме 3-5 предложений, требующих точности мысли и твердого знания фактов;
- система уроков по обучению написания сочинений, формирующих умения составлять план, писать вступление и заключение, тезисно-доказательную часть, отбирать цитаты, применять различные способы их введения и т.д.;
- анализ готовых модельных работ с точки зрения их сильных сторон.
При анализе качества сочинений и других письменных работ следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос, глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать, сформированность умения логически мыслить.
Необходимо обращать внимание на формирование умений высказывать и аргументировать свою позицию по проблемам, поднятым в произведении, формулировать собственное отношение к героям и т.п.
Особого внимания заслуживает задача формирования у школьников умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, что имеет большое значение для дальнейшего изучения литературы на базовом и профильном уровнях.
Поэтому необходима системная работа по формированию понятийного аппарата, усвоению теоретико-литературных понятий и формированию умения использовать их в анализе художественного текста.
Необходимо практиковать предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии смыслового чтения на уроках литературы в основной школе, в частности, «чтение с остановками», направленные на постижение смысла художественного текста, выявление авторского замысла, понимания авторской позиции.
В преподавании литературы необходимо использовать технологии, направленные на ценностно-смысловое освоение текста, технологии развития критического мышления, технологии построения поликультурного пространства на уроке литературы и т.п., формирующие у обучающихся способность понимания смысла текста.
Необходимо более широко использовать методический аппарат УМК по литературе, в частности, задания, направленные на достижение метапредметных результатов обучения литературе, например: «Сравните разные переводы стихотворения. Какой из них вам кажется более выразительным? Почему?» (УМК под редакцией В.Ф. Чертова) и т.п.
Для повышения речевой и практической грамотности выпускников основной школы необходима системная работа по вопросам культуры речи (нормативный аспект) не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.
- Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки
- Учителям, методическим объединениям учителей.
- Дифференцированное обучение школьников с разным уровнем подготовки по литературе должно строиться на использовании технологий дифференцированного обучения. На уроках литературы необходимо обращаться к заданиям разного уровня сложности для различных групп обучающихся. Современные УМК по литературе содержат достаточное количество дифференцированных заданий. Для обучающихся с высокими рисками учебной неуспешности это должны быть задания базового уровня, для обучающихся с высоким уровнем подготовки и выбравших экзамен по литературе – задания повышенного и высокого уровня сложности: исследования, проекты, индивидуальные задания.
- Особое внимание следует обратить на изучение лирики. Анализ лирики по- прежнему вызывает у экзаменуемых больше затруднений, чем выполнение заданий, отнесенных к эпосу, лиро-эпосу или драме. Статистические данные результатов ОГЭ говорят о том, что экзаменуемые значительно хуже выполняют задания, связанные с анализом лирических произведений. Задание 3.2, предполагающее знание элементов художественной формы лирического произведения, на хорошем уровне выполнили выпускники, находящиеся в группе получивших отметку «5». Остальные выпускники не смогли справиться с этим заданием.
- Причины невыполнения задания связаны, в первую очередь, с незнанием изобразительно-выразительных средств и их функции в лирическом произведении.
- Чаще всего анализ поэтического текста у обучающихся сводится к перечислению изобразительно-выразительных средств, использованных автором (в лучшем случае определенных правильно). Поэтому в уроки изучения лирики необходимо включать задания поискового характера для всех категорий обучающихся, связанные, в первую очередь, с нахождением элементов формы лирического произведения и определения их функции.
5

