Главные вкладки
Подготовка к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ - ЕГЭ
Работу в формате сочинение-рассуждение должен написать каждый одиннадцатиклассник, ведь это служит допуском к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в своей школе. При этом учебниками, телефонами и другими источниками информации во время работы пользоваться запрещено.
Требования к итоговому сочинению
- Написать не менее 250 слов. Если объем сочинения будет меньше, работу просто не зачтут. Методисты рекомендуют писать порядка 350 слов. Максимума нет. При подсчете учитывают вообще все слова, включая служебные (предлоги, союзы, частицы).
- Не списывать. Сочинение должно быть оригинальным. Цитировать произведения при этом можно — это не будет считаться списыванием. Но объем цитирования не должен превышать объем авторского текста ученика.
Если сочинение не соответствует какому-то их этих требований, его даже не начинают проверять по критериям — школьник просто получает незачет.
Критерии оценки итогового сочинения
Есть пять критериев оценки каждого итогового сочинения:
- 1. Соответствие теме;
- 2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
- 3. Композиция и логика рассуждения;
- 4. Качество письменной речи;
- 5. Грамотность.
Чтобы получить зачет по итоговому сочинению, ученик должен получить «плюсы» за соответствие теме и привлечение литературного материала, а также дополнительный «плюс» хотя бы по одному из оставшихся трех критериев.
Выбор темы итогового сочинения
С прошлого года все темы для итогового сочинения берут из закрытого банка тем — он включает в себя более двух тысяч вариантов: часть из них уже использовалась раньше, а часть была добавлена недавно. Все темы делятся на разделы и подразделы.
Как выбрать тему итогового сочинения?
Из шести предложенных тем ученику нужно выбрать одну, по которой он и будет писать итоговое сочинение. «На экзамене я советую брать ту тему, которая дана в виде вопроса, а не цитаты или назывного предложения. Ответить на поставленный вопрос, то есть сформулировать тезис и написать сочинение-рассуждение по нему, проще, а вероятность логических ошибок меньше».
При этом брать нужно не ту тему, которая понравилась, а ту, на которую получится привести хорошие примеры из произведений. При выборе темы из первого раздела можно порассуждать о нравственных идеалах, морали, смысле жизни, гуманизме, мотивах поступков и совести. Также можно написать сочинение-рассуждение о выборе жизненного пути, достижении цели, любви и дружбе.
Структура итогового сочинения
Структура итогового сочинения не отличается от структуры обычного сочинения-рассуждения. Она включает в себя три части: вступление, основная часть и заключение.
Жестких требований к объему вступления, основной части и заключения нет. Рекомендация: вступление и заключение должны занимать до одной третьей или даже четвертой части от общего объема сочинения. Следовательно, основная часть — это две трети работы (никак не менее половины).
Вступление
Во вступлении прежде всего нужно указать тему сочинения. Затем следует обозначить тезис, однако раскрывать его уже в основной части. В целом тезис можно разместить и далее по тексту, но лучше всего сделать это именно во вступлении. Во-первых, так ученик точно про него не забудет, а во-вторых, так будет проще подобрать подходящие аргументы и выдержать тему на протяжении всего сочинения.
Основная часть
В итоговом сочинении должна присутствовать аргументация с опорой на литературный материал: так ученик доказывает свою позицию. Можно привести один аргумент, но учителя советуют писать два, потому что так проще набрать нужный объем.
В качестве аргументов можно использовать любые произведения: классику и современных авторов, мемуары и публицистику, сказки и религиозные книги, стихи и даже популярные песни, если вы знаете автора текста. Главное — не приводить примеры из текстов, которые вы плохо помните!
За каждым приведенным аргументом должен следовать небольшой вывод, который соотносится с темой сочинения. Для этого нужно ответить на вопрос: «Как приведенный пример связан с темой и подтверждает нашу позицию?» Микровывод может быть разным, например:
- «Так, мы видим, что главный герой совершил такой поступок благодаря…»
- «Таким образом, автор показывает читателю, как важно…»
- «Автор этим произведением доказывает мысль о…»
Это последняя часть сочинения, в которой нужно подвести итоги рассуждений. Заключение должно содержать самые яркие и интересные мысли. Однако на практике часто бывает наоборот, отметила Екатерина Краснова: ученикам не хватает времени или слов, чтобы сформулировать свои мысли, поэтому заключение остается без конкретики или повторяет уже сказанное ранее.
Как подготовиться к итоговому сочинению
В первую очередь стоит позаботиться о литературном материале для аргументации. Единого списка книг, которые нужно обязательно прочитать при подготовке к итоговому сочинению, нет. Однако учителя советуют прочесть универсальные произведения, которые подойдут под разные темы.
Какие книги стоит прочитать для подготовки к итоговому сочинению?
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»;
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Бородино»;
- Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ревизор»;
- Л. Н. Толстой «Война и мир»;
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;
- И. А. Гончаров «Обломов»;
- И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети»;
- А. П. Чехов «Ионыч», «Душечка», «Крыжовник», «Злоумышленник», «Вишневый сад»;
- М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»;
- М. А. Шолохов «Судьба человека»;
- Е. Замятин «Мы».
Так же, как и во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку, стоит попрактиковаться в написании итогового сочинения. Для этого заранее выберите один их трех разделов: он должен быть понятен и интересен. При выборе также важно опираться на свой читательский опыт.
Напишите как можно больше сочинений на разные темы в рамках направления, к которому вы готовитесь. Не забудьте также написать одно-два сочинения на тему из другого раздела. Желательно, чтобы ваши работы проверил учитель или репетитор и скорректировал недочеты, если они есть.
Частые ошибки
Подмена темы
Это одна из самых частых ошибок, которую совершают ученики. «Нас спрашивают, по каким признакам можно узнать настоящую любовь, а мы пишем про то, как она важна. Задают вопрос, почему предательство обычно ищет для себя оправданий, а мы говорим, что предателем быть плохо», — пояснила Татьяна Воронцова.
Из-за такой невнимательности ученик может потерять «плюс» за логику или вовсе получить незачет.
Выбор темы ради примера
Хороший литературный пример действительно важен, но только как доказательство, которое позволит подкрепить описанную позицию. «Если у вас нет позиции, никакие разговоры о литературе не спасут вашу работу», — подчеркнула Татьяна Воронцова.
Пересказ вместо анализа
Итоговое сочинение — это рассуждение, анализ, а не отзыв о прочитанном. Поэтому высказывать свое отношение к герою или его поступку здесь неуместно, отметила Екатерина Краснова.
Готовый текст нужно прочитать как минимум три раза, проверяя факты, логику и грамотность.
Не стоит торопиться, пытаясь сдать сочинение раньше остальных. А если есть сомнения в том, как писать какое-то слово, можно воспользоваться орфографическим словарем, который будет доступен во время экзамена.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.13 МБ | |
| 192.07 КБ | |
| 141.68 КБ |
