Учитель года Хабаровского края-2017

Гаер Елена Сергеевна

Материалы, документы к краевому конкурсу "Учитель года Хабаровского края-2017" в номинации "Лучший учитель родного языка"

Конкурсное испытание Интернет-урок  ссылка для просмотра  https://www.youtube.com/watch?v=zhzu91M0xuI

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Мои методические находки»

Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка

МБОУ ООШ с. Омми

Амурского муниципального района

Хабаровского края

Номинация «Лучший учитель родного языка года»

В моём сознании школа всегда была особым местом, где радость познания на уроке и интересные дела во внеурочное время соединялись в одно целое. Я считаю, что от профессионального мастерства учителя зависит, насколько процесс обучения будет увлекательным, ярким и насыщенным.

Выбрав когда-то одну из самых необходимых профессий на земле, вот уже который год, переступая порог школы, задумываюсь, все ли я делаю для того, чтобы вызвать у учащихся интерес к изучению нанайского языка.

За время своей педагогической деятельности в школе я убедилась в том, что обучение не дает положительных результатов, если отсутствует мотивация учащихся к изучаемому предмету. Ведь только заинтересованные ученики будут стремиться развивать умения и формировать навыки при обучении родному языку.  

Я думаю, что у каждого педагога есть свои методы и приемы решения проблемы. Поэтому я, как  учитель родного языка, пришла к выводу о необходимости использовать в обучении такие подходы, которые помогли бы ученикам с интересом изучать нанайский язык, так как считаю, что невозможно формировать познавательный интерес к изучению родного языка, используя только традиционные методы и приемы обучения.

Очень важно, на мой взгляд,  в наш век информатизации не только применять традиционные методы обучения, но осваивать и применять современные образовательные технологии.

В своей педагогической практике я применяю такие технологии, как:

•        игровые технологии (ролевые, сюжетные и дидактические игры, мини-инсценировки сказок, легенд);

•        информационно-коммуникационные технологии,

•        здоровьесберегающие технологии  -  соблюдение  требований  СанПиН,  проведение  физкультминуток, подвижных  национальных  игр.  

Но своей  методической находкой я считаю использование информационно-коммуникационных и игровых технологий  при организации обучения нанайскому языку и национальной культуры в урочное и внеурочное время.

Во-первых, с уверенностью отмечу, что использование информационно-коммуникационных технологий при обучении нанайскому языку  позволяют мне вовлечь учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к родному языку, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Тем самым повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы. Подготовка информации к уроку в электронном виде позволяет мне осуществить процесс обучения на более высоком методическом уровне,  чем подготовка школьной доски. Ведущей целью использования интерактивного оборудования на уроках нанайского языка является достижение более глубокого использования учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечения «погружения» в этнокультурную среду образовательного процесса.

Программа  Power Point дала мне возможность стать разработчиком собственного программного продукта (подготовка сообщений, создание проектов и т.д.).

Почему я выбрала именно презентацию? Работа с компьютером сама по себе привлекательна для учащихся, а когда он используется в процессе обучения – это дает двойной эффект.

Мною было замечено, что использование презентаций облегчает процесс усвоения материала. Она иллюстрирует объяснения учителя, обогащает его, делает рассказ более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально, что усиливает обучающий эффект, ведь наличие наглядности – важнейшее условие ввиду возрастных психологических особенностей каждого ученика. Также очень удобно использовать с помощью презентаций разнообразные формы деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Данная методика приносит заметные плоды: учащиеся становятся более внимательными благодаря наглядности и наличию компьютера в рабочей аудитории; их активность и мотивация на занятиях повышается, а, следовательно, и усвоение материала проходит легче.

Я разрабатываю свои собственные электронно-образовательные ресурсы, методические разработки по обогащению словарного запаса на уроках нанайского языка. Так мною разработаны следующие цифровые образовательные ресурсы: игра по нанайскому языку для 5-6 классов «Хроники На(р)нии», игра по нанайскому языку для 6-9 классов «Кто хочет стать знатоком нанайского языка», интерактивная игра для 5-9 классов «Своя игра», внеклассное мероприятие «В тайге и на Амуре».  

Таким образом, создание презентаций является для меня творческим стимулом в моей профессиональной деятельности, и я считаю это моей весьма привлекательной методической находкой.

Во-вторых, учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых мной в практике преподавания нанайского языка средств обучения. Используя данную технологию, я постепенно усложняю игровой материал и увеличиваю объем по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, добиваюсь прочных знаний. В игре знания усваиваются через практику, ученики не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение. Использование игровых технологий на уроках родного языка отражает отношение между людьми, формирует у учащихся  определённые знания по предмету, повышает интерес к культуре своего народа, активизирует познавательную деятельность учеников, повышает эффективность урока и качество знаний.

В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает.  Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

Самый трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению родного языка. Важно, особенно в 5 классах, чтобы на уроках «жила» занимательность, так как это переходный период из начального звена в среднее.Игровые моменты  используется мною практически на любом этапе урока. Они хорошо «вписывается» и в проверку домашнего задания, и объяснение нового материала. Не покажется она лишней и при проведении тренировочных упражнений и организации работы по развитию связной речи.

Так мною разработано методическое пособие «Юный следопыт: по тропам нанайского языка», которое используют на уроках и внеклассных мероприятиях учителя родного языка Амурского муниципального района.  Данное пособие  предназначено для обогащения и закрепления словарного запаса на уроках нанайского языка и во внеурочной деятельности в начальных классах.

Подводя итог изложенного, я могу утверждать, что не только от выбранных технологий зависит поддержание интереса учащихся к родному языку, но и то, как мастерски учитель использует их в своей работе. Результат очевиден – учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, а у меня как у педагога повышается мой профессиональный уровень.

Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка МБОУ ООШ с. Омми Амурского муниципального района



Предварительный просмотр:

Краевой объединенный конкурс «Учитель года Хабаровского края - 2017»

Номинация «Лучший учитель родного языка года»

Конкурсное испытание «Интернет урок»

Методическая разработка

урока родного (нанайского) языка в 3 классе

по теме

 «Дикие животные и их жилища»

Конкурсант:

Гаер Елена Сергеевна, учитель родного языка

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы села Омми

Амурского муниципального района Хабаровского края

2017 год

Методическая разработка урока родного (нанайского) урока

Тема

Дикие животные и их жилища

Цель урока

ученик научится называть жилища диких животных (нора, гнездо, берлога, дупло),  используя лексику нанайского языка

Планируемые результаты

Предметные

- называть обитателей леса и их жилища на родном (нанайском) языке;

- сравнивать объекты природы, делить их на группы.

Метапредметные

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению родного языка.

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; 

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

- умение оформлять результаты своих действий;

- умение слушать и понимать речь других;  формулировать собственное мнение и позицию

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

 

Наглядный материал

- интерактивное оборудование

- планшеты

- презентация

- кроссворд в электронном виде «Усэлтэсэл (Дикие животные)»  

- словари

- технологическая карта урока для учащихся

- раздаточный материал (картинки-пазлы с изображением диких животных)

- жетоны (кружки) розового, желтого, зелено цветов

Структура урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся

- Илиосо! (Встаньте!)

- Бачигоапу, нучикэндюэн! (Здравствуйте, дети!)

- Эйниэ, бунду андахана. Нёамбачи бачигоасу! (Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их!)

- Тэгусу! (Садитесь!)

Приветствуют учителя. гостей

2

Актуализация знаний

Учитель предлагает обучающимся выполнить задание в паре: разгадать кроссворд на планшетах и собрать пазлы.

-Разгадав кроссворд, вы узнаете, какая тема нашего урока.

- Определитесь в паре, кто будет отгадывать кроссворд, а кто – собирать пазлы.

Проверяет полученные результаты (диалог учителя с учениками).

- Что получилось на картинке?

- Хай дяка «мапа» (кто такой мапа?)

- Хай дяка «нэктэ» (кто такой нэктэ?)

- Хай дяка «хулу» (кто такой хулу?)

- Хай дяка «соли» (кто такой соли)

- Назовите ключевое слово.

- Хай дяка «усэлтэ» (кто такой нэктэ?)

- Что оно означает?

Определяют роль в паре и выполняют задание

Ученики проговаривают поочередно на русском и нанайском языках:

мапа – медведь

нэктэ – кабан

хулу – белка

соли - лиса

Ученики называют слово «усэлтэ»

Отвечают «Дикие животные»

3

Выявление затруднений и целеполагание

- Скажите, кто изображен на слайде (последовательно появляются картинки – изображения животных)?

- Эй хай? (Кто это?)

- А на нанайском языке?

- Эй хай? (Кто это?)

- А на нанайском языке?

- Эй хай? (Кто это?)

- А на нанайском языке?

- Эй хай? (Кто это?)

- А на нанайском языке?

- Давайте посмотрим следующие картинки.

- Эй хай? (Что это?)

- А на нанайском языке вы знаете?

- Эй хай? (Что это?)

- А на нанайском языке?

- Эй хай? (Что это?)

- А на нанайском языке?

- Эй хай? (Что это?)

- А на нанайском языке?

-Какая у вас  возникла проблема?

- Сформулируйте тему нашего урока 

Отвечают «лиса».

Отвечают «соли».

Отвечают «белка».

Отвечают «хулу».

Отвечают «медведь».

Отвечают «мапа».

Отвечают «птица».

Отвечают «ниэчэн».

Отвечают «берлога».

Возникает затруднение.

Отвечают «гнездо».

Возникает затруднение.

Отвечают «нора».

Возникает затруднение.

Отвечают «дупло».

Возникает затруднение.

Обучающиеся формулируют возникшую проблему (не знают как называются жилища диких животных)

Обучающиеся формулируют тему урока

4

Построение способа выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся в группах (парах).

Выдает технологическую карту для учащихся и предлагает вписать названия жилищ животных на русском языке.

- Скажите, ребята, вы знаете названия жилищ животных на нанайском языке?

- А где вы это можете узнать?

Заполняют технологическую карту (названия жилищ животных на русском языке).

Отвечают.

Предлагают варианты для поиска информации.

5

Реализация построенного проекта

- Перед тем как начать работу  вам надо определиться, кто будет в вашей группе записывать, а кто искать информацию.

Организует работу пар по поиску информации (на стенде, в Интернете, словарях, у знающих людей).

Определяет временные рамки – 3 мин.

Проверяет результаты работы учащихся по поиску информации.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Спрашивает версии у ребят.

- Скажите, что вы узнали в словаре?

- Скажите, что вы узнали в Интернете?

- Что вам сказали знающие люди?

- Какую информацию вы получили со стендов?

Организует деятельность учащихся по проговариванию каждого нового слова всем классом.

Определяются с ролью в группе.

Обучающиеся выполняют поиск информации с помощью различных источников и заполняют технологическую карту (вписывают названия жилищ диких животных на нанайском языке).

Ученик называют слова (хагдон - берлога,

омо - гнездо,

еру - нора,

онголо - дупло)

Другие ребята проверяют, так ли у них получилось.

Ученики проговаривают хором.

6

Физминутка

- Вы устали?

- Поехали на рыбалку!

Дети проговаривают и выполняют движения Огдади буэ энэйпу, чокой-сар, чокой-сар.

Согдатава вандайпу, чокой-сар, чокой-сар.

Адин иру, дава иру, кэчи  иру, ханго  иру, лаха  иру!

Ихэл  агдапси!

6

Первичное закрепление нового материала

Предлагает обучающимся выполнить задание на интерактивной доске - установить соответствие между картинкой и словом.

- Эй хай (кто это)?

- Енгур хай ду балдини (где живет волк)?

- Эй хай (кто это)?

- Улги хай ду балдини (где живет бурундук)?

- Эй хай (кто это)?

- Ниэчен хай ду балдини (где живет птица)?

- Эй усэлтэ (Это животное…)

- Мапа хай ду балдини (где живет медведь)?

Выполняют задание (4 ученика поочередно выходят к интерактивной доске).

Отвечает «енгур – волк»

Отвечает «Енгур еруду балдини (волк живет в норе)».

Отвечает «улги – бурундук»

Отвечает «Улгир онголоду балдини (бурундук живет в дупле».

Отвечает «ниэчэн – птица»

Отвечает «Ниэчэн омоду балдини (птица живет в гнезде».

Отвечает «мапа– медведь»

Отвечает «Мапа хагдонду балдини (медведь живет в берлоге».

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Оцените свою работу на уроке, используя схему

                       знаю

я                      запомнил                            

                         

                      смог                                                        

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из жетонов (кружков):

- зелёный (не было ошибок);

- жёлтый (были ошибки);

- розовый (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивают свою деятельность на уроке.

Технологическая карта урока (для учащихся)

Тема _ Дикие животные и их жилища._ ___

Картинки жилищ лесных обитателей

Название жилищ лесных обитателей

Название жилищ лесных обитателей на нанайском языке

Названия лесных обитателей живущих в этих жилищах