IX Критерий. Участие в научно-исследовательской, инновационной, проектной (в т.ч. в реализации социокультурных проектов) деятельности

Касирова Лариса Олеговна

В данном материале содержится участие в научно-исследовательской, инновационной, проектной (в т.ч. в реализации социокультурных проектов) деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kriteriy.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

IX Критерий. Участие в научно-исследовательской, инновационной, проектной (в т.ч. в реализации социокультурных проектов) деятельности

На уровне муниципалитета

2016г. Участие в городском семинаре-практикуме «Экологическая тропа детского сада в проектно-исследовательской деятельности ДОУ», сертификат от администрации микрорайона Марха МБДОУ д/с № 61 «Тропинка» городского округа «город Якутск»

2019г. Участие в семинаре-практикуме «Организация образовательного процесса в ДОУ с применением игровой развивающей технологии В.В.Воскобовича в условиях ФГОС», сертификат, УО ОА г.Якутска Ресурсный центр по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты» В.В.Воскобовича

На уровне РС (Я)

2016г. Участие в республиканской научно-практической конференции «Сотрудничество ДОУ, семьи и социума: современные вызовы, традиции, инновации»  среди работников дошкольного образования РС(Я)  по теме: «Профессии родителей: служба спасения»    г. Якутск - сертификат ФГАОУ ВПО СВФУ Педагогический институт кафедра «Возрастной и педагогической психологии», Якутское региональное отделение национального общественного комитета «Российская семья».

2016г. Участие II секции Январского совещания работников образования РС(Я) «Развитие естественно-научного и технического творчества детей «От проектно-исследовательской работы – к современной науке и инновационным технологиям», сертификат от ГАУ ДО РС(Я) «Малая академия Республики Саха (Якутия).

2017г. О распространении опыта на республиканских курсах, научно-практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях работников образования РС(Якутия), сертификат, АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II».

На уровне РФ

2018г. Диплом участника Международного симпозиума по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в рамках Международных интеллектуальных игр,  г. Якутск.

2016г. Разработала проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» , опубликовано в нс-портал, маам.ру

Рекомендовано:

Педагогическим советом

МБДОУ ЦРР – детский сад № 19

«Василёк» ГО «г. Якутск»

Протоколом  _№1_

 от _1 сентября_ 2016 г.

Утверждено:

Заведующей МБДОУ ЦРР –

Детский сад № 19 «Василёк»

ГО «г. Якутск»

_______________ Г.В. Сенкевич

Педагогический проект на тему:

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

 посредством использования разных видов продуктивной деятельности»

Разработала: воспитатель

МБДОУ ЦРР д/сад № 19 «Василек»

Касирова Лариса Олеговна

Проект на тему:

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования разных видов продуктивной деятельности»

По срокам: долгосрочный: 4 года.

По видам деятельности: творческий, практико-ориентированный.

Актуальность проекта

Пояснительная записка

         В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной лаконичной речью.  

    Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.

        Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.

     Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.

Мелкая моторика это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.

Цель проекта: 

создание условий для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.

Задачи:

  • Максимально использовать разные виды детской деятельности;
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
  • Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
  • Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие через стимуляцию мелкой моторики рук);
  • Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений
  • Воспитывать умение работать в коллективе; привить нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Формировать положительные эмоции.
  • Привлечь родителей к участию в реализации проекта.

Данный проект рассчитан на 4 года и охватывает детей с младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: мелкая моторика рук.

Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на развитие мелкой моторики рук.

Описание проекта

Особенность развития мелкой моторики рук

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста (2-3г.)

          В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:

  • нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
  • игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
  • строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
  • лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
  • занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
  • игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.

Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)

Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4–5 лет)

      В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

  • игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
  • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
  • аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
  • рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.

Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

          В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:

  • физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
  • мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
  • конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
  • прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка; раскрашивание рисунков, штриховки

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:

Игровая деятельность

  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Массаж  кистей рук и пальцев;
  • Игры  с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • Игры  с верёвочкой, шнуровки
  • Нанизывание бус, бисера

Продуктивная деятельность

  • Лепка, аппликация, рисование;
  • Раскрашивание ; работа с трафаретами
  • Вырезание   ножницами;

Познавательно-исследовательская

  • Конструирование из лего-конструктора;
  • Конструирование из бумаги;
  • Конструирование из природного материала;
  • Графические  упражнения, штриховки;
  • Собирание  конструкторов и мозаик, пазлов

Театральная деятельность

  • Показ разных видов театра (пальчиковые, теневые, рукавички)

Существуют средства развития мелкой моторики рук:

        

Методическое и материальное обеспечение проекта

       Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы с детьми дошкольного возраста необходимо подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми.

В первую очередь необходимо подготовить:

  • Дидактические игры со шнуровкой;
  • Пальчиковые игры;
  • Книжки-раскраски;
  • Шипованные (массажные) мячики;
  • Разные виды конструктора.

Следует изготовить разные виды театра: теневой театр, рукавички, пальчиковый театр, театр на палочке.

  Для развития мелкой моторики необходимы материалы: пластилин, соленое тесто, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки.

Широко можно использовать природный и бросовый материал: шишки, пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки, трубочки из-под сока.

Следует подготовить картотеку пальчиковых игр и упражнений, художественных произведений для показа театра, комплексы самомассажа.

Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми необходимо подобрать ряд психолого-педагогической литературы:

Целевая группа: дети дошкольного возраста (3-7 лет.)

Исполнители: воспитатель, педагоги.

 Партнеры:  Партнерами по реализации проекта являются родители. Они являются активными его участниками .

Этапы работы по проекту:

Проект планируется реализовать с 1.09.2016 -1.09.2020

Подготовительный этап: подготовительный – 1.09.2016

  • Изучение методической литературы по данному вопросу;
  • Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;
  • Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук;
  • Создание предметно-развивающей среды (насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
  • Обследование детей.
  • Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
  • Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
  • Составление картотеки игр для развития мелкой моторики.
  • Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.
  1. Диагностический этап:
  • Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики каждого на момент обследования;
  • Анкетирование родителей в компетентности по данной теме.
  1. Реализация проекта: основной – 1.09.2017 – 1.05.2020
  • Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
  • Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий.
  • Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, картотек по пальчиковым играм, упражнениям, творческих альбомов;
  • Подбор и оформление наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.
  • Оформление выставок.
  • Организация кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»
  • Создание рабочей программы кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Умелые ручки»

  1. Заключительный: аналитический - с 01.05. 2020г. по 1.11.2020г.
  • Подведение итогов по реализации проекту;
  • Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта
  • Представление опыта педагогической общественности;
  • Публикация материалов;
  • Участие в конкурсах;
  • Выступление на методических мероприятиях, проводимых в МБДОУ № 19 «Василек»

Ожидаемые результаты

  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
  • Максимально использовать разные виды детской деятельности;
  • Создана развивающая предметно-пространственная среду для развития мелкой моторики;
  • Развита мелкая моторика рук;
  • Развиты психические познавательные процессы (память, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, воображение, речь);
  • Сформированы волевые навыки:
  • Воспитано умение работать в коллективе;
  • Развита  эмоциональная сторона ребенка;

Перспективный план работы на 2016 – 2017 учебный год

Октябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».

3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).

Занятие № 2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Посуда».

3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты», «Ягодки».

3.Штриховка «Овощи».

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Игрушки» .

3.Штриховка «Фрукты».

Ноябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Зима».

3.Разбери пуговицы по цвету

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Птицы».

3.«Собери бусы».

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Домашние животные».

3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать», «Части тела».

3.Разберем счетные палочки по цвету.

Декабрь.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».

3.Шнуровка «Пришей пуговицу».

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Мебель» .

3.Рисуем пальчиком по манке.

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?».

3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и  горох).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.

2.Пальчиковая гимнастика « Котик», «Стирка».

3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .

Январь.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Надо, надо нам помыться».

3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».

3.Шнуровка «Яблоня».

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки », «Кот Мурлыка».

3.«Собери бусы».

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «»Дикие животные».

3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».

Февраль.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Армия».

3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Профессии».

3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».

3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики », «Транспорт» .

3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).

Март.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».

3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу », «Весна».

3.Штриховка «Цветы для мамы».

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Первые цветы».

3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки», «Мебель».

3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

Апрель.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты-овощи», «Космос».

3. Составление  контуров  предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.

2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник», «Кораблик».

3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Муха строит новый дом».

3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка (пружинка).

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Обувь».

3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Май.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!», «Колобок» .

3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Алые цветки», «Домашние птицы».

3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Птицы».

3.Стирание ластиком нарисованных предметов.

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Насекомые».

3.«Самый ловкий».  Доставание бусинок ложкой из стакана

Перспективный план работы

            на 2017 – 2018 учебный год

Месяц

 содержание работы

Цели и задачи деятельности

Сентябрь

Тема:

«Осень»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

  1. Пальчиковая игра «Осенние листья», «Дружные пальчики», «Птицы»

  1. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей

1.Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку.

2.Учить детей выполнять сложные элементы пальчиковой гимнастики, развивать плавность и координированность движений.

3.Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза.

Октябрь

Тема:

Фрукты и овощи

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Грибы», «Ягоды», «Капуста»

3.Трафареты «Фрукты»,»Овощи»

  1. Лепка «Фрукты в вазе»

5. Аппликация «Весёлая гусеница»

1.Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями.

2.Учить детей имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать), выдерживать ритм гимнастики.

3. Учить детей работать с трафаретами фруктов, овощей обводить точно по контуру.

4. Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру

5. Воспитывать интерес к аппликации; вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество.

Ноябрь

Тема:

«Поздняя осень»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2.Пальчиковая игра  «Вышел дождик погулять», «Деревья», За грибами»

3. Лепка «Ежик в лесу»

4. «Жучки и паучки»

5. Рисование в н/т «Дождь идёт» (ватными палочками)

1.Формировать  умение детей катать шишку между ладонями.

2.Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.

3. Учить детей лепить туловище ежа. Ломать макароны на равные отрезки.

4.закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, лапки, кружочки), основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции.

5. .Познакомить детей с рисованием в нетрадиционной технике – с использованием ватных палочек, учить рисовать аккуратно, развивать мелкую моторику.

Декабрь

Тема:

«Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

2. Пальчиковая игра «Погреем ручки», «Новогодние игрушки», «Наряжаем елочку»

3.Рисование в н\т «Снежинки» (пальчиками)

4. «Наша ёлочка»  (аппликация с элементами рисования)

5.  Лепка «Снеговик»

1. Продолжать учить детей массажировать кончики пальцев прищепками.

 2.Упражнять детей в самомассаже отдельных частей тела (нос, шея, предплечья, плечи, колени), развивать мелкую моторику.

3. Учить детей рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость

4. продолжаем формировать навыки вырезывания: из квадратов разной величины  вырезаем треугольники и складываем ёлочку, снег и снежинки дорисовываем карандашами; продолжаем вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

5.Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне

Январь

Тема:

«Животные»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

2.Пальчиковая игра «Белочка», «Зайка серенький сидит», «Дикие животные»

3. Дорисуй узор «Дерево»

4. Аппликация «Шарфик для Мишутки»

5. Лепка «Зайчик»

1.Продолжать формировать  умение катать шишку между ладонями.

2. Упражнять детей в поочерёдном сгибании пальчиков на руках.

3. Учить детей рисовать дерево. Вызывать любовь к природе.

4.Продолжаем закреплять навыки вырезывания и наклеивания; развиваем чувство цвета и ритма; воспитываем художественный вкус.

5. Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина

Февраль

Тема:

«Родная армия»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук мячиком-ежиком

2.Пальчиковая игра «Армия», «Транспорт, «Пальчики-бойцы»

3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)

4.«Парусник» (аппликация с элементами рисования)

5.Лепка «Танк»

1.Формировать  умение катать мячик-ежик между ладонями.

2. Упражнять детей в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

3. Продолжать учить детей рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.

4. учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя основные приёмы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса; продолжаем формировать навыки вырезывания

5.Учить лепить танк из отдельных частей, передавая их форму и пропорции

Март

Тема:

«Семья»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

2. Пальчиковые игры «Семья», «Первые цветы», «Мамочка»

3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки)

4.Аппликация «Букет роз»

5.Лепка «Цветок для мамы»

1.Прдолжать формировать  умение детей катать орех между ладонями

2. Учить детей выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать коорд-ность и плавность движений.

3. Продолжать учить детей рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость.

4. Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус.

5.Отщипывание маленьких кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами.

Апрель

Тема:

«Весна»

1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая игра «Весна», «Луноход», «Космос»

3. Игра «Собери ракету» (мозаика)

4.  Аппликация «Тучи по небу бежали» (коллективная композиция)

5.Лепка «Солнышко»

1.Формировать  умение прокатывать карандаши между ладонями.

2. Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Продолжать учить детей составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность.

4. Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

5.Самостоятельное отщипывание кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу.

Май

Тема:

«Насекомые»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками. рук.

2. Пальчиковая игра «Пчела», «Муха строит новый дом»,  «Насекомые»

3. Аппликация «Бабочка красавица»

4.Лепка «Божья коровка»

1.Продолжать учить детей массажировать кончики пальцев прищепками.

2. Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

4.Размазывание пластилина . Деление целого на части, сплющивание их.

Перспективный план

на 2018 – 2019 учебный год

Период

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук.

Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе.

Обследование руки детей

Выявить отклонения для дальнейшей работы.

Игры с мелким строительным материалом

Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

«Загадки с грядки» (Рисование по содержанию загадок и стихов)

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка;

Игр
: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «
Пальчики здороваются», «Дружные пальчики», «Осень», «Семья».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Литература: С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук», А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дош-ков», И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с»

Ноябрь

Знакомство с карандашом.

Игры на развитие 3-х пальцев.

Учить детей правильно держать карандаш

Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»…

Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур.

«Листья превращаются в деревья» (лепка декоративная рельефная)

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки.

Развивать чувство формы и композиции

Игры: « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Игрушки», «Дружные пальчики», « Наша группа».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Декабрь

З
акомство с элементами дымковской росписи

Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета.

Шнуровка: «Платье», «Сапожок»
«Сумка»

Развивать ручную умелость, фантазию

Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды»

Развивать тактильную чувствительность

«Снеговик» (лепка из соленого теста)

Закреплять умения детей работать с соленым тестом, изготавливать мелкие   детали, используя разнообразные приемы лепки для создания целостного образа снеговика; развивать мелкую моторику рук, творческие способности;

Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Пальчики спят», «Как у нас семья большая», «Елочка», «Дед Мороз»

Разви
ать чувство ритма, координацию движений

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Январь

Дорисовка до образа.

Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко»;

Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами.

«Снежинки»  (лепка)

Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику.

Выкладывание фигур из счетных палочек

Развивать воображение, сообразительность.

Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Замок», «Подарки»,

«Компот », « Кошка».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарны
В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Февраль

Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь».

Раз
ивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер

Трафареты «Дикие животные»

- учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышле
ие, фантазию.

«Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества Аппликация из салфетки

Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места.

Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память
сообразительность.

Пальчиковые игры: «Грибы», « Зайка», «Армия», Кот Мурлыка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторик
рук

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Март

Оригами «Сложи квадра
, прямоугольник», « Лягушка»

Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.

Работа с бумагой

«Мимоза», « Цыпленок», «Облако».

Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности.

«Ранняя весна».

(по – мокрому)

Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Развивать творческое воображение.

Работа в тетрадях «Продолжи узор»

Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, пл
нировать,

Пальчиковые игры: «Мамочка любимая», «Бабочка», «Одуванчик», «Сидит белка на тележке», «Мебель»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги

Апрель

Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», « Кто нарисует больше».

Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер.

«Звезды и кометы» (Аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги)

Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы - звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

Работа с крупой «Золушка»

« Дорожка», « Цветок».

Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность

Пальчиковые игры: «Где обедал воробей», «Ласточка», «Космос», «
Весна»

Развивать мелкую моторику
рук, внимание, оптико – пространственное восприятие.

Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Май

Знакомство с силуэтами

Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру.

«Волшебная бабочка» (монотипия)

С помощью нетради
ионной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Рассказывание сказки пальцами

Раз
ивать работу обеих рук, сообразительность.

Обследование руки

Выявление изменений.

Пальчиковые игры: «», «Птички в гнезде», «Сороконожка»,»Что так
е лето», «Насекомые»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь., И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет».

Перспективный план работы

на 2019-2020 учебный год

Период

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

Обследование руки

Выявить отклонения для дальнейшей работы

Рамки и вкладыши

Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении

Штриховка

Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах

Пальчиковые игры «Осенние листья», «Вышел дождик по
улять», «За ягодами», «Пчела»

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

«Осенние фантазии» (из природного материала)

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её
аклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Ноябрь

Математическая мозаика

Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.

«Чайный сервиз»(аппликация).

Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.

Работа в тетрадях – «Продолжи узор»

Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто»

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - мо
орную координацию, глазомер

Пальчиковые игры: «Наши пальчики», «Улитка», «Ягодки», «Игрушки»

Развивать чувст
о ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Декабрь

Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Зайчик», «Слоник».

Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность

Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.

Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер

Игры с мелким строительным материалом

Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие

Пальчиковые игры: «Угощ
ние гномов», «На елке», «Мороз», «наряжаем елку»

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенс
рное воспитание культуры ребенка

Январь

Штриховка косыми линиями

Развивать умение штриховать в определенном направлении.

Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко»

Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой»

Работа в тетрадях.

Развивать координацию движений

Пальчиковые игры: «Снежок», «Дом», «Снеговик».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

 « Дом в котором я хочу жить» (лепка)

Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Февраль

Штриховка дугами

Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом.

Поделки из проволоки

Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер

Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка»

Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога

«Маленький солдат» (рисование)

Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет

Пальчиковые игры: «Птичка», «Капитан», «Прогулка», «

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998.

Март

Штриховка волнистыми линиями

Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность.

Пуговицы, шнуровка

Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их

Подарок маме (вышивка на ткани)

Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой

Открытка «Мак» (аппликация из картона)

Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного.

Игры: «Цветок», «Сложи рисунок», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер

Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Апрель

Книжки- раскраски

Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки.

«Ракета» (оригами)

Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.

«Кошечка» (лепка)

Продолжать учить детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение.

Математический диктант

Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление

Пальчиковые игры: «Деревья в лесу», «Про кошку»», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Дом»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Май

Ориентировка на листе бумаги

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

«Закладка для книги». (аппликация)

Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку

«Весна» (рисование)

Продолжать учить рисовать гуашью, передавать в рисунке характерные изменения времени года

Работа с ножницами

Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части

Рассказывание сказки руками

Развитие тонких моторных координаций обеих рук

Обследование руки

Выявление изменений.

Пальчиковые игры: «Цветок», «Слон», «Лакомка», «Птичка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Перспективный план с детьми по развитию мелкой моторики рук

2013-2014г.

месяц

Тематика работы

Январь

1

  • НОД «Путешествие в Подводный мир»;
  • Изготовление пальчикового театра «Теремок».
  • Лего-конструктор «Дом будущего», «Робот».
  • Лепка «Животные нашей страны».

2

  • Создание работы из листьев «Сова».
  • Игры со штриховкой.
  • Графические  упражнения «Море», «Космос».

3

  • Игры со шнуровкой «Застегни сапог», «Одень куклу на прогулку», «Помоги мышке найти сыр».
  • Раскрасим силуэт, картинку.
  • Пальчиковая игра.
  • Создание объемных фруктов.

4

  • Изготовление театра топотушки, сказка «Кот, лиса и петух»;
  • Показ сказки.
  • Конструирование «Строим ферму».

Февраль

1

  • Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Белка».
  • Поделка из природного материала «Ежи», «Лесовичок».
  • Самомассаж с использованием массажных мячиков.

2

  • Игры с бусами «Одень бусинку», «Ожерелье для Золушки».
  • Конструирование из бумаги способом оригаими «Лягушка», «Собачка».
  • Пальчиковая гимнастика.

3

  • Игры со скрепками «Ежик», «Солнышко».
  • Штриховка «Кто спрятался?».
  • Игры с мозаикой.
  • Изготовление театра –топотушки «Гуси-лебеди».
  • Показ театра.
  • Игры с прищепками «Цветочек», «Зайка», «Ежата».

4

  • Игры с камешками «Выложи дорожку», «Составь рисунок».
  • Самомассаж махровыми варежками.
  • Игры с крупами: «Дорожка», «Подсолнух».

март

1

  • Рисование крупами.
  • Конструирование из бумаги «Змея», «Солнышко».
  • Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево».
  • Лего-конструктор «Автомобиль»», «Мебель».

2

  • Создание работы из листьев «Осень».
  • Игры со штриховкой.
  • Графические  упражнения «Море», «Космос».

3

  • Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр».
  • Раскрасим силуэт, картинку.
  • Пальчиковая игра.

Создание объемных фруктов.

4

  • Изготовление пальчикового театра, сказка «Волк и семеро козлят»;
  • Показ сказки.
  • Конструирование «Зоопарк».

Апрель

1

  • Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Дом», «Овощи».
  • Поделка из природного материала «Гуси», «Дом в лесу».
  • Самомассаж с использованием массажных мячиков.

2

  • Игры с камешками «Чудесный цветок», «Составь рисунок».
  • Самомассаж махровыми варежками.
  • Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник».

3

  • Аппликация «Подснежник».
  • Игра «Я-портной».
  • Игры  с крупой.

4

  • Массаж  кистей рук и пальцев.
  • Игры  с пуговицами,;
  • Рисование пальцами «Весна пришла».

май

1

  • Игры  с пуговицами, камешками;
  • Игры со штриховкой.
  • Графические  упражнения «Подводный мир», «В лесу».

2

  • Изготовление театра топотушки, сказка «Коза-дереза»;
  • Показ сказки.
  • Конструирование «Строим город».

3

  • Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр».
  • Раскрасим силуэт, картинку.

4

  • Конструирование из бумаги «Цветок», «Морковь».
  • Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево».

План работы с родителями на 2016 - 2020г.

Период

Мероприятия

Дата проведения

2016-2018г

  • Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»

  • Открытая НОД на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития детского творчества»;

  • Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»; «Рисование нетрадиционными способами»

  • Родительское собрание на тему: ««Пальчиковые игры – как средство развития речи и развитие мелкой моторики рук детей!»

  • Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

  • Памятка по развитию мелкой моторики.
  • Выставка «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

  • Мастер-класс на тему: «Использование природного материала в работе с детьми дома».

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2018-2020г.

  • Памятки для родителей «Что можно делать для развития мелкой моторики в повседневной жизни дома»
  • Стендовая консультация «Развитие мелкой моторики»
  • Консультация: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»; «Самомассаж»

  • Буклет «Пальчиками играем – речь развиваем».

  • Пальчиковый игротренинг «Наши пальчики»

  • Папка-передвижка «Пальчиковые игры»
  • Практический семинар на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники аппликации».

  • Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Март

        Апрель

План работы с воспитателями на 2016 - 2020г.

Период

Мероприятия

Дата проведения

2016-2017г

  • Мастер-класс: «Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»;
  • Педсовет: «Культура речи педагога»

  • Практический час «Пальчиковые игры и упражнения-развиваем моторику рук»;

  • Педагогическая мастерская «Поделки из полосок бумаги»;

  • Мультимедийная презентация на тему: «Использование нетрадиционных методов рисования».

  • Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

Ноябрь  

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

 

2018-2020г.

  • Педагогическая игра «Что? Где? Когда? на тему: «Пальчиковые игры в работе с детьми»,
  • Педагогический час «Использование игр со скрепками в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук».
  • Мультимедийная презентация: «Использование лего-конструктора в работе с детьми».

  • Педсовет: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

  • Публикации ( в течении реализации проекта: рабочей программы по развитию мелкой моторики у дошкольников, план кружковой работы, конспект родительского собрания по данной теме, статья по развитию мелкой моторики рук у дошкольников, сценарий педсовета с педагогами по данной теме). (нс-портал, маам.ру и т.д.)

Сентябрь

       Декабрь

       Январь

Апрель

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

         В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы определить уровень развития мелкой моторики, проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых определяется уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

Упражнения для 3–4 лет.

  1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
  2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
  3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
  4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.

Упражнения для 4–5 лет.

1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.

2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.

3.Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.

4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.

Упражнения для 5–7 лет.

  1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
  2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.

3. Вырезать из квадрата круг.

4. Вырезать и наклеить изображения.

5. Воспроизвести пальчиковую игру.

6. Заштриховать изображение.

7. Сложить бумагу пополам, гармошкой, по диагонали.

8. Выложить изображение из крупы, семян.

Заключение

         Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста разных видов деятельности способствует развитию мелкой моторики руки.

    Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, ловкость, умение управлять своими движениями в различных видах деятельности умение использовать разнообразные материалы и техники, сформировались условия для последующего овладения навыком письма, повысилась мотивация к процессу обучения.

 Творческое сотрудничество совместно с семьей дали положительные результаты: родители научились проводить гимнастику  и делают ее систематически, выучили много пальчиковых игр, сделали картотеки пальчиковых игр, упражнений, гимнастик, дидактические пособия.

    В заключении хочу сказать, что на основе использования дидактических игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Используемая литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  5. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
  6. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

  1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  2. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
  3. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»- СПб: Изд.дом «Литера», 2011г.
  4. Кольцова М.М. «Развитие моторики».- М.:Эксмо, 2002
  5. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику». Эксмо-Пресс, 2001г
  6. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики у ребенка». –М: Эксмо, 2011.
  7. Ткаченко Т.А. «С пальчиками играем, речь развиваем (для детей 3-5 лет). Екатеринбург:ООО Издательский до «Литур»,2016г.
  8. Диченскова А.М. «Страна пальчиковых игра: идеи для развития мелкой моторики». Ростов н/Д:Феникс, 2016г