Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у дошкольников

Касирова Лариса Олеговна

Цель рабочей программы кружка - развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражненях и разных видах продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx48.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендовано:

Педагогическим советом

МБДОУ ЦРР – детский сад № 19

«Василёк» ГО «г. Якутск»

Протоколом  _№1_

 от _1 сентября_ 2016 г.

Утверждено:

Заведующей МБДОУ ЦРР –

Детский сад № 19 «Василёк»

ГО «г. Якутск»

_______________ Г.В. Сенкевич

Рабочая программа

кружковой работы младшей группы «Радуга»

по развитию мелкой моторики рук

«Умелые ручки»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«центр развития ребенка - детский сад

№ 19 «Василек»

Срок реализации 4 года

       

                                                                               Разработала: воспитатель МБДОУ ЦРР

                                                                                                      детский сад № 19 «Василек»

                                                                                                      Кондакова Лариса Олеговна

Якутск 2016

Пояснительная записка

      Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказана, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

          Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.  

                 Я выбрала кружковую работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего дошкольного возраста.  Свой кружок я назвала "Умелые ручки". Кружок «Умелые ручки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

          Актуальность выбранной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка.

                Цель рабочей программы кружка – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Содержание рабочей программы направлено на решение следующих задач:

- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно- двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.)

- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук,

- прививать усидчивость. Нравственные качества по отношению к окружающим ( доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.

Принципы реализации программы:

- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

    При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. Задействованы дети от 2 до 3 лет. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.

Календарно – тематическое планирование:

     

В календарно-тематическом планировании по теме « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:

- пальчиковая гимнастика;

- массаж пальцев кистей рук;

- пальчиковые игры;

- игры с предметами;

- упражнения  для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;

- лепка из пластилина, пластилиновая картина;

- нетрадиционные способы рисования;

- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, с панно, с крупами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

     В своей работе я последовательно использую схему «от простого к сложному», систему, включающую в себя пальчиковую гимнастику, а также игры с предметами.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.

   

Диагностика по пальчиковым играм:

  Детям предлагается  представить, что они в лесу: поднялся сильный ветер, сорвал листья с деревьев, закружил их, и они медленно падают на землю. Дети вместе читают знакомый стишок и изображают обеими руками плавные движения падающих листьев.

Падают, падают, листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Листья многие облетели, и все увидели зайчика — дети руками изображают его (подняты два пальца: указательный и средний, остальные соединены). Воспитатель: «Зайчик скачет по дорожке — прыг-скок, прыг-скок, ушками — хлоп-хлоп. Прислушался (пальцы напряжены), где-то лиса рядом, испугался и спрятался, ушки опали (пальцы вяло сложились)». Затем дети вспоминают всю свою «Храбрую семейку»: у детей пальцы сжаты в кулачки перед собой и они постепенно разжимают их, начиная с большого, приговаривая: пошел в лес дедушка (большой палец), пошла в лес бабушка (указательный), пошел папа (средний), мама (безымянный) и я (мизинец). Потом семейка собирается дома: пришел я, мама, папа, … пальчики поочередно складываются в кулачки.

ОЦЕНКА

1-й показатель — управление руками (плавность движений).

Низкий уровень — ребенок на неоднократные предъявления взрослого отказывается участвовать в игровой ситуации.

Средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого, который рассказывает стихотворение и показывает движения, а ребенок выполняет вслед за ним, включаясь в движения.

Высокий уровень — ребенок по первому предъявлению взрослого включается в игровую ситуацию и самостоятельно читает стишок и выполняет руками соответствующие плавные движения.

2-й показатель — управление пальцами рук «Зайчик».

Низкий уровень — ребенок не включается в ситуацию и не может сложить пальцы рук (хотя бы на одной руке), чтобы изобразить зайчика.

Средний уровень — ребенок выполняет с помощью взрослого: после показа или на одной руке, помогая себе другой.

Высокий уровень — ребенок сразу включается в игровую ситуацию и самостоятельно на обеих ручках изображает зайчика сначала с напряженными ушками (пальчиками), потом вялыми.

3-й показатель  управление пальцами рук – «Семейка»

Низкий уровень — ребенок выполняет движения не синхронно или только на одной руке, или открывает сразу по  два пальчика и проговаривает стишок вместе со взрослыми.

Высокий уровень — ребенок синхронно и самостоятельно разжимает поочередно все пальчики на обеих, проговаривая стишок.

Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что  вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики.

Ф.и.ребенка

«Управление руками»

«Семейка»

«Зайчик»

1

001

С

Н

С

2

002

Н

Н

Н

3

003

Н

Н

Н

4

004

С

Н

Н

5

005

С

С

С

6

006

С

С

С

7

007

С

С

С

8

008

Н

Н

Н

9

009

С

Н

Н

10

010

С

С

С

11

011

Н

Н

Н

12

012

Н

Н

Н

13

013

Н

Н

Н

14

014

С

Н

С

15

015

С

Н

Н

16

016

Н

Н

Н

17

017

С

Н

С

18

018

Н

Н

Н

19

019

Н

Н

Н

20

020

С

С

С

21

021

С

С

С

22

022

С

С

С

23

023

Н

Н

Н

24

024

Н

Н

Н

25

025

С

Н

Н

26

026

С

Н

С

27

027

С

Н

Н

28

028

Н

Н

Н

29

029

Н

Н

Н

30

030

С

С

С

31

031

Н

Н

Н

32

032

С

С

С

33

033

Н

Н

Н

Перспективный план работы

кружка  «Умелые ручки»

на 2016 – 2017 учебный год

Младшая группа

Октябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».

3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).

Занятие № 2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Посуда».

3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты», «Ягодки».

3.Штриховка «Овощи».

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Игрушки» .

3.Штриховка «Фрукты».

Ноябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Зима».

3.Разбери пуговицы по цвету

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Птицы».

3.«Собери бусы».

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Домашние животные».

3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать», «Части тела».

3.Разберем счетные палочки по цвету.

Декабрь.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».

3.Шнуровка «Пришей пуговицу».

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Мебель» .

3.Рисуем пальчиком по манке.

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?».

3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и  горох).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.

2.Пальчиковая гимнастика « Котик», «Стирка».

3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .

Январь.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Надо, надо нам помыться».

3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».

3.Шнуровка «Яблоня».

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки », «Кот Мурлыка».

3.«Собери бусы».

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «»Дикие животные».

3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».

Февраль.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Армия».

3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Профессии».

3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».

3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики », «Транспорт» .

3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).

Март.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».

3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу », «Весна».

3.Штриховка «Цветы для мамы».

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Первые цветы».

3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки», «Мебель».

3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

Апрель.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты-овощи», «Космос».

3. Составление  контуров  предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.

2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник», «Кораблик».

3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Муха строит новый дом».

3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка (пружинка).

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Обувь».

3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Май.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!», «Колобок» .

3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Алые цветки», «Домашние птицы».

3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Птицы».

3.Стирание ластиком нарисованных предметов.

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Насекомые».

3.«Самый ловкий».  Доставание бусинок ложкой из стакана.

Перспективный план работы кружка

по развитию мелкой моторики рук

«Умелые ручки»

на 2018– 2019 учебный год

Старшая группа

Период

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук.

Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе.

Обследование руки детей

Выявить отклонения для дальнейшей работы.

Игры с мелким строительным материалом

Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

«Загадки с грядки» (Рисование по содержанию загадок и стихов)

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка;

Игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: « Пальчики здороваются», «Дружные пальчики», «Осень», «Семья».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Литература: С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук», А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дош-ков», И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с»

Ноябрь

Знакомство с карандашом.

Игры на развитие 3-х пальцев.

Учить детей правильно держать карандаш

Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»…

Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур.

«Листья превращаются в деревья» (лепка декоративная рельефная)

Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки.

Развивать чувство формы и композиции

Игры: « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Игрушки», «Дружные пальчики», « Наша группа».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Декабрь

Знакомство с элементами дымковской росписи

Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета.

Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка»

Развивать ручную умелость, фантазию

Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды»

Развивать тактильную чувствительность.

«Снеговик» (лепка из соленого теста)

Закреплять умения детей работать с соленым тестом, изготавливать мелкие   детали, используя разнообразные приемы лепки для создания целостного образа снеговика; развивать мелкую моторику рук, творческие способности;

Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Пальчики спят», «Как у нас семья большая», «Елочка», «Дед Мороз»

Развивать чувство ритма, координацию движений

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Январь

Дорисовка до образа.

Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко»;

Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами.

«Снежинки»  (лепка)

Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику.

Выкладывание фигур из счетных палочек

Развивать воображение, сообразительность.

Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Замок», «Подарки»,

«Компот », « Кошка».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Февраль

Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь».

Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер

Трафареты «Дикие животные»

- учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.

«Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества Аппликация из салфетки

Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места.

Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Пальчиковые игры: «Грибы», « Зайка», «Армия», Кот Мурлыка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Март

Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», « Лягушка»

Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.

Работа с бумагой

«Мимоза», « Цыпленок», «Облако».

Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности.

«Ранняя весна».

(по – мокрому)

Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Развивать творческое воображение.

Работа в тетрадях «Продолжи узор»

Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать,

Пальчиковые игры: «Мамочка любимая», «Бабочка», «Одуванчик», «Сидит белка на тележке», «Мебель»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги

Апрель

Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», « Кто нарисует больше».

Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер.

«Звезды и кометы» (Аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги)

Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы - звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

Работа с крупой «Золушка»

« Дорожка», « Цветок».

Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность

Пальчиковые игры: «Где обедал воробей», «Ласточка», «Космос», «»Весна»

Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие.

Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Май

Знакомство с силуэтами

Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру.

«Волшебная бабочка» (монотипия)

С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Рассказывание сказки пальцами

Развивать работу обеих рук, сообразительность.

Обследование руки

Выявление изменений.

Пальчиковые игры: «», «Птички в гнезде», «Сороконожка»,»Что такое лето», «Насекомые»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь., И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет».

Перспективный план работы кружка

по развитию мелкой моторики рук

«Умелые ручки»

на 2019-2020учебный год

Подготовительная группа

Период

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Октябрь

Обследование руки

Выявить отклонения для дальнейшей работы

Рамки и вкладыши

Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении

Штриховка

Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах

Пальчиковые игры «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «За ягодами», «Пчела»

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

«Осенние фантазии» (из природного материала)

Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Ноябрь

Математическая мозаика

Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.

«Чайный сервиз»(аппликация).

Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.

Работа в тетрадях – «Продолжи узор»

Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто»

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер

Пальчиковые игры: «Наши пальчики», «Улитка», «Ягодки», «Игрушки»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Декабрь

Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Зайчик», «Слоник».

Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность.

Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.

Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер

Игры с мелким строительным материалом

Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие

Пальчиковые игры: «Угощение гномов», «На елке», «Мороз», «наряжаем елку»

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка

Январь

Штриховка косыми линиями

Развивать умение штриховать в определенном направлении.

Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко»

Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой»

Работа в тетрадях.

Развивать координацию движений

Пальчиковые игры: «Снежок», «Дом», «Снеговик».

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

 « Дом в котором я хочу жить» (лепка)

Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.

Февраль

Штриховка дугами

Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом.

Поделки из проволоки

Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер

Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка»

Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога

«Маленький солдат» (рисование)

Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет

Пальчиковые игры: «Птичка», «Капитан», «Прогулка», «

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998.

Март

Штриховка волнистыми линиями

Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность.

Пуговицы, шнуровка

Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их

Подарок маме (вышивка на ткани)

Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой

Открытка «Мак» (аппликация из картона)

Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного.

Игры: «Цветок», «Сложи рисунок», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».

Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер

Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».

Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Апрель

Книжки- раскраски

Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки.

«Ракета» (оригами)

Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.

«Кошечка» (лепка)

Продолжать учить детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение.

Математический диктант

Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление

Пальчиковые игры: «Деревья в лесу», «Про кошку»», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Дом»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры

Май

Ориентировка на листе бумаги

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

«Закладка для книги». (аппликация)

Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку

«Весна» (рисование)

Продолжать учить рисовать гуашью, передавать в рисунке характерные изменения времени года

Работа с ножницами

Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части

Рассказывание сказки руками

Развитие тонких моторных координаций обеих рук

Обследование руки

Выявление изменений.

Пальчиковые игры: «Цветок», «Слон», «Лакомка», «Птичка»

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Литература: Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Результат:

  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность задания выполнения

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводилось с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».

 

Итоговая диагностика:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентир. в простран-стве

Развитие графических навыков

Срисовывание

образца

Штриховка

Графический

диктант

Тест Керна Йерасика

итого

1

001

5

5

5

5

5

5

30

2

002

5

5

5

5

4

4

28

3

003

5

5

5

5

4

4

28

4

004

5

5

5

4

4

4

27

5

005

5

5

5

5

5

5

30

6

006

5

5

5

5

4

4

28

7

007

5

5

5

5

5

5

30

8

008

5

5

5

5

4

4

28

9

009

5

5

5

5

5

5

30

10

010

5

5

5

5

5

5

30

11

011

5

5

5

5

5

5

30

12

012

5

5

5

5

4

4

28

13

013

5

5

5

5

5

4

29

14

014

5

5

5

5

5

4

29

15

015

5

5

5

5

5

5

30

Задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)

-Завязывание шнурков разной величины

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

-Д\И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна Йирасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»

-Срисовывание группы точек

-Рисование фигуры человека

           При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

 

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень    - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. (30 баллов)

Средний уровень    - есть 2-4 ошибки.

Низкий бал             -задание не выполнено. 

Результат:

  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность задания выполнения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
  4. И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Москва-2013.
  5. А.В.Никитина 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей.., Санкт-Петербург, 2009.  
  6. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006