Рабочая программа кружка "Говорящие пальчики" на 2020-2021 учебный год
В данном материале содержится рабоча программа кружка "Говорящие пальчики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_govoryashchie_palchiki.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 "Якутск"
Принята Утверждаю: на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ “____”___________2020 г. ЦРР «Детский сад №19 «Василек»
Протокол № _________ М.А.Бойкова.__________________
“_____”________________2020 г.
ПРОГРАММА
кружка "Говорящие пальчики"
на 2020– 2021учебный год
Воспитатели:
Касирова Л.О.
2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.........................................................................3
Содержание программы........................................................................6
Программно-методическое обеспечение............................................15
Пояснительная записка
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В мозгу ребенка центры, отвечающие за речь, и те, что управляют движениями пальцев рук, находятся в тесном соседстве и стимулируют друг друга. Именно поэтому можно смело сказать: чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.
Гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Работа пальцами и разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, речи, памяти; помогает подготовить руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает развитие навыков письма.
Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше. Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 года жизни, рекомендованные авторами примерной программы Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой лежат в основе планирования и проектирования образовательного процесса 3-го года жизни детей.
План работы составлен на принципе культуросообразности.
Образовательный процесс дополнительного образования:
-соответствует развитию личности каждого ребенка;
-обеспечивает единство целей и задач;
-сочетает интеграцию образовательных областей;
-основной является комплексно тематическое планирование в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.
Цель: Развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.
2. Обогащать и активизировать словарь детей.
3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги
7. Развивать диалогическую речь.
8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсомоторному воспитанию детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Деятельность кружка «Говорящие пальчики» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, развитие речи и творческих способностей.
Особенность программы: игровая мотивация способствует стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.
Цель: развитие речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Оптимизировать условия для развития речи и мелкой моторики детей, соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
5. Развивать диалогическую речь.
6. Развивать творческие способности детей
7. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи и мелкой моторики детей через пальчиковые игры и упражнения.
Основные принципы построения программы:
- доступность;
- последовательность;
- комплексность;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода
Методы:
словесные, наглядные, поисковые, практические.
Формы работы:
- - Упражнения для массажа рук;
- - Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;
- - Упражнения без предметов;
- - Упражнения с различными предметами;
- - Гимнастика для пальцев;
- - Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
- - Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма
- - Проговаривание речевого материала
- - Комментирование пальчиковых действий.
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- нетрадиционные техники продуктивной деятельности;
- лепка;
Средства развития речевых способностей:
- резиновые игрушки;
- бусы, шнуровки;
- различные материалы: пластичные ( пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка) и др. ;
- бумага, карандаши, краски;
- настольный театр;
Ожидаемые результаты:
- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами трудовой деятельности;
- умение создавать художественный образ своего изделия;
- овладение приемами работы с разными материалами;
Режим занятий:
Группа детей в количестве 10 человек. Длительность каждого занятия – 15минут. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю (среда)
Срок реализации:
С октября по май 2020 -2021 учебного года.
Тематическое планирование занятий рассматривается только как рекомендации. Педагог сам конструирует своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Перспективное планирование кружковой работы
«Говорящие пальчики»
на 2020 – 2021 учебный год
Октябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).
Занятие № 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Посуда».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты», «Ягодки».
3.Штриховка «Овощи».
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Игрушки» .
3.Штриховка «Фрукты».
Ноябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Зима».
3.Разбери пуговицы по цвету
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Птицы».
3.«Собери бусы».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Домашние животные».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать», «Части тела».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
Декабрь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Мебель» .
3.Рисуем пальчиком по манке.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.
2.Пальчиковая гимнастика « Котик», «Стирка».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .
Январь.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Надо, надо нам помыться».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки », «Кот Мурлыка».
3.«Собери бусы».
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «»Дикие животные».
3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».
Февраль.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Армия».
3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Профессии».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики », «Транспорт» .
3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
Март.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».
3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу », «Весна».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Первые цветы».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки», «Мебель».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
Апрель.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты-овощи», «Космос».
3. Составление контуров предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник», «Кораблик».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Муха строит новый дом».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка (пружинка).
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Обувь».
3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
Май.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!», «Колобок» .
3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Алые цветки», «Домашние птицы».
3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Птицы».
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Насекомые».
3.«Самый ловкий». Доставание бусинок ложкой из стакана.
Программно - методическое обеспечение
1. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь.!Младшая группа детского сада. - СПб.: Издательский дом "Литера", 2009. - 32с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. 150 развивающих игр. Умные пальчики/ Сост. В.Г.Дмитриева. - М. :АСТ; СПб.: Сова, 2008. - 96с.
4.Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 - 7лет/сост. Т В.Калинина и др. - Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2014. - 151 с.
5. Узорова О.В. Пальчикововая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010. – 127с.
6. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е.Белая, В.И.Мирясова.- М.: ООО "Издательство Астрель", 2003.-46с.
7.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
8. Вот так пальчики шагают. Пальчиковые игры/Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова. - М: ООО "Карапуз - Дидактика", 2006.- 64 с.
9. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.
10. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурсhttp://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)
11. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.
12. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.
13. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.
14.Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
15. Электронные ресурсы