6.Материал,содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО

Мочалова Екатерина Михайловна

Отчетная работа летней практики

Педагогический опыт: " Формирование физических способностей у детей группы компенсирующей направленности с нарушениями опорно- двигательного аппарата через использование подвижных игр"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.pptx110.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование физических способностей у детей группы компенсирующей направленности с нарушениями опорно- двигательного аппарата через использование подвижных игр» Воспитатель высшей квалификационной категории Александрова Татьяна Евгеньевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида город Ковров Владимирская область

Слайд 2

Группы детей в возрасте от 3 до 7 лет формируются по решению городской медико-педагогической комиссии. На основании государственной политики, направленной на предоставление равных возможностей в обучении нормально развивающимся детям и детям с ограниченными возможностями здоровья и социального заказа ( по результатам анкетирования родителей детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата) педагогический коллектив поставил перед собой следующие з адачи:

Слайд 3

создание оптимальных условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, личностного становления, нормирования индивидуальности; оказание своевременной психолого-педагогической помощи; обогащение социального опыта ребенка и гармоничное вхождение его в коллектив сверстников.

Слайд 4

Актуальность и перспективность опыта В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование, вовлекая в образовательный процесс каждого воспитанника, с помощью программы, которая соответствует его способностям. В последние годы в России наметилась тенденция к дифференциации форм дошкольного образования, закрепленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения обозначено осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В Постановлении подчеркивается, что дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

Слайд 5

По данным ежегодной Всероссийской диспансеризации количество детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает по сравнению с 2002 годом. Поэтому Управлением образования администрации города Коврова принято решение сделать наш детский сад базовым по созданию адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, создание новых форм и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому воспитательный процесс построен, опираясь на понятие «компенсации», которое вывел известный психолог Л.С.Выготский . Коррекционная работа организована не только как набор определенных упражнений, а целостно воздействует на ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея: Создание оптимальных условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, личностного становления, нормирования индивидуальности, оказания своевременной психолого-педагогической помощи, обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Формирование физических способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через использование подвижных игр.

Слайд 7

Технология опыта: создала педагогическую концепцию (см. приложение №2), разработала стратегический план укрепления здоровья детей совместно со старшей медсестрой и врачом-педиатром. (см. приложение № 3) адаптировала модель оптимизации двигательной активности для детей группы совместно с врачом-ортопедом (см. приложение №4), составила план работы родительского клуба «Вместе с папой, вместе с мамой» (см. приложение № 5), создала предметно-развивающую среду, включающую в себя набор различных пособий, обеспечивающих оптимальную двигательную активность детей моей группы в соответствие с их физическими возможностями, составила картотеку подвижных игр для развития физических качеств детей в соответствии с их возрастными и физическими возможностями, подобрала тесты для отслеживания результативности работы (см. приложение № 6),

Слайд 8

классифицировала подвижные игры, используемые для формирования физических качеств детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП с целью упорядочения использования их на физкультурных занятиях разработала технологические карты организации подвижных игр совместно с заместителем заведующего в ВиМР для формирования физических качеств детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП с целью адаптации к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, обучения преодолевать психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, формирования компенсаторных навыков, умения использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных, формирования у каждого ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников, развития способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе разработала совместно с заместителем заведующего в ВиМР циклограмму использования подвижных игр, пальчиковых игр, релаксационных игр, имитационных этюдов на физкультурных занятиях с целью развития физических качеств детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Разработала правила по организации занятий с использованием подвижных игр

Слайд 9

Результативность. За период с 2005 по 2011 год отмечается положительная динамика в развитии физических качеств детей. Темпы прироста показателей физических качеств у выпускников 2006 года с нарушениями ОДА составили 14%, что по данным В.И.Усакова является следствием естественного роста и целенаправленной системой физического воспитания, у детей с ДЦП темпы прироста составили 10% , что с опорой на эти же показатели оценивается удовлетворительно. Темпы прироста показателей физических качеств у выпускников 2008 года с нарушениями ОДА составили 17%, что по данным В.И.Усакова является следствием эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений и оценивается «отлично», у детей с ДЦП темпы прироста составили 12% , что с опорой на эти же показатели оценивается хорошо. Темпы прироста показателей физических качеств у выпускников 2010 года с нарушениями ОДА составили 16%, что по данным В.И.Усакова является следствием эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений и оценивается «отлично», у детей с ДЦП темпы прироста составили 11% , что с опорой на эти же показатели оценивается хорошо. Вывод : работа в рамках данного педагогического опыта способствовала развитию физических качеств у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, накоплению детьми двигательного практического опыта.

Слайд 10

Адресная направленность Данный опыт может быть использован воспитателями ДОУ со сложившейся системой педагогической деятельности, работающими в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Слайд 11

В отечественной клинической практике выделяют основных форм детского церебрального паралича : Спастическая диплегия - наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом , при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией , под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков . Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами, и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения (90%), чаще - в форме гиперкинетической дизартрии. Обучению ребенка мешают тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений. Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и социальной адаптации. Атонически -астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые расстройства в форме мозжечковой дизартрии. Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда - укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки - правая или левая.

Слайд 12

У детей с ДЦП при недостаточности предметных действий недостаточно развито предметное восприятие, а предметные действия невозможны без развития и совершенствования общей моторики. В результате предметной деятельности происходит рзвитие осязания. Кроме того, двигательная недостаточность препятствует не только нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и мешает формированию интерсенсорных условий связей, особенно зрительно-моторных. Известно, что движение, а также практическая деятельность имеет огромное значение в развитии ряда высших корковых функций, особенно пространственных. Этим объясняются часто наблюдаемые пространственные нарушения у детей с церебральными параличами (не ориентируются в частях тела, трудно формируются понятия «лево», «право»). Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и искажающих психическое развитие.