программа кружка "Волшебные краски" младшая группа

Суровцева Елена Леонидовна

Нетрадиционная техника рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа Кружка по нетрадиционной технике рисования

в младшей группе 2021 – 2022г.

«Волшебные краски».

Составила: Суровцева Е.Л.

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский

Пояснительная записка

 Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.

Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигур, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают ,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.

Время существования кружка-первый год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Цель кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

 

Задачи:

- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

- Обучать  основам создания художественных образов.

- Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

- Воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации:

- Систематические занятия.

- Игры, игровые приемы.

- Организация и оформление выставок детских работ.

- Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Организация занятий кружка:

Одно  занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

Ожидаемый результат работы кружка:

1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

   

Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки  и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Работа с родителями:

- Проведение  семинаров – практикумов, пополнять  знания родителей о способах нестандартного рисования;

- Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;

- Проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;

- Организовывать различные выставки завершённых работ родителей и работ,  выполненных с детьми в домашних условиях;

- Пополнять альбом “Волшебные краски”.

План кружковой работы

Месяц

Тема занятия

Техника рисования

Задачи

Материал

Сентябрь

1. «Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности; развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику, речь; воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

заготовки тучки;  краска синего цвета мисочках; салфетки; зонтик для игры.

2. «Весёлый мухомор»

Рисование пальчиками

Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой; гуашь белого цвета; чашечки; салфетки; иллюстрации мухоморов.

3. «Ежик»

Рисование ладошкой

Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами; учить ребёнка воображать и фантазировать;  совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки; знакомить с цветом;              учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика; гуашь черного  цвета в чашечках; салфетки

4. «Грибок»

Рисование крупой

Познакомить с техникой рисования крупой;         развивать творчество детей; воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца; развитие              мелкой моторики рук.

Листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка;  кисти; клей ПВА; крупа манная; салфетки.

Октябрь

1. «Золотая осень».

Рисование  способом тычка

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2. «Осенние листочки».

Отпечаток листьев. Набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

3. «Красивый букет»

Печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

4. «Подсолнух».

Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.

Ноябрь

1. «Мои любимые рыбки»

Рисование гуашью по восковым мелкам

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти

2. «Цыпленок»

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек.

Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей

3. «Черепашка».

Аппликация из крупы.

Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

4. «Первый снег».

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, цветные краски, салфетки

5. « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

Декабрь

1. «Снежная семья».

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

2. «Елочка».

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

3. «Елочка» (продолжение).

Пластилинография.

Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

4. «Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

Январь

1. «Дед Мороз».

Аппликация из ваты.

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

2. «Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

3. «Снегири на ветке».

Рисование способом тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования

4. «Мои рукавички».

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

Февраль

1. «Воробушек»

Рисование крупами

Познакомить детей с техникой рисования крупами.

Крупы рис и греча, шаблон воробья, клей ПВА.

2. «Высоко летит ракета»

Рисование свечой, кристаллики соли

Познакомить детей с техникой рисования свечой, кристалликами соли.

Листы белого картона, свеча, соль, клей ПВА.

3. «Пушистый зайка»

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета .

4. «Цыпленок»

Рисование поролоном с использованием трафарета

Упражнять в рисовании поролоновым тампоном, развивать умение дорисовывать детали с помощью фломастеров.

Фломастеры, поролон, гуашь желтого цвета, трафарет цыпленка.

Март

1. «Ромашка для мамочки»

Использование техники аппликации, рисование манкой, пшеном.

Упражнять в технике аппликации, закреплять умение рисовать крупами.

½ альбомного листа, гуашь белого, желтого и зеленого цвета, клей ПВА, манка, пшено.

2. «Мимоза для бабушки»

Рисование поролоном.

Упражнять в рисовании поролоном. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.

Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, ½ альбомного листа или картона с нарисованной веткой и листьями мимозы, гуашь желтая, салфетки, иллюстрации.

3. «Ранняя весна»

Рисование пальчиками, ватной палочкой.

Закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции.

½ альбомного листа, гуашь черная, коричневая, зеленая в мисках, ватные палочки, салфетки, образец.

4. «Плывет, плывет кораблик»

Рисование парафином, аппликация.

Учить изображать море с помощью парафина. Учить тонировать половину листа, изображать кораблик, используя технику аппликации.

Салфетки, изображение кораблика, клейстер, свеча, цветная бумага.

Апрель

1. «Золотая рыбка»

Использование трафарета, поролона, ватной палочки.

Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Развивать умение дорисовывать детали с помощью печаток.

Трафарет рыбки, ватные палочки, гуашь желтого цвета, печатки.

2. «Яйцо для курочки Рябы»

Рисование крупами: манкой, рисом, гречей, пшеном.

Учить украшать яйцо с помощью круп.

Листы белой бумаги, клей ПВА, крупы: манка, рис, греча, пшено.

3. «Подсолнухи»

Рисование ватными палочками.

Учить рисовать подсолнух, используя ватные палочки.

Ватные палочки, гуашь зеленого и желтого цветов, салфетки, листы бумаги

4. «Одуванчики»

Рисование жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Воспитывать аккуратность.

½ альбомного листа, гуашь зеленая, желтая, кисть, салфетки, изображение одуванчика.

Май

1. «Кот - Матроскин»

Аппликация; рисование ватными палочками

Закрепить знание детей о геометрических фигурах; упражнять в составлении изображения из фигур; продолжать учить рисовать ватными палочками.

Лист бумаги, кисть для тонирования; краски, листы с изображением геометрических фиryр, коробка,  карточка с изображением грустного лица, ватман, форма с краской.

2. «Цветочек радуется солнышку»

Рисование в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка)

Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка)

½ альбомного листа, гуашь зеленого, красного, желтого, синего цвета, печатки, тарелки, салфетки, кисти, образец готового цветка.

3. «Букет сирени»

Рисование пальчиками

Совершенствовать технику пальчикового рисования. Развивать чувство композиции.

Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени.

4. «Гусеницы в траве»

Рисование пальчиками.

Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых.

½ альбомного листа, гуашь зеленого, желтого, красного цвета, салфетки, кисти.



Предварительный просмотр:

Конспект итогового открытого занятия в младшей группе рисование в нетрадиционной технике рисования

«Яркие воздушные шары»

Составила и провела: Суровцева Е Л.

Цель: закрепить знания детей, приобретённые в течении учебного угода.

Задачи:

Обучающие: 

- формировать комкать бумагу;

- закрепить приёмы рисования, мятой бумагой, губками и воздушными шариками, трубочкой4

- закрепить названия жёлтого, красного, зелёного и синего цвета.

Развивающие:

- развивать творческую индивидуальность;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему;

- воспитывать аккуратность при работе с красками.

Предварительная работа: рассматривание воздушных шаров; игры с воздушными шарами.

Материал: шаблоны шариков из белой бумаги (овал, сердечко, круг, звездочка); половинки листов для сминания; губки поролоновые, гуашь, маленькие воздушные шарик, трубочки.

Ход занятия

Дети заходят в группу и становятся в круг.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.

Ребята здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: Для того, чтобы наше настроение стало ещё лучше, давай те подарим друг другу улыбки. Молодцы!

Воспитатель: Ой!. Рябята, к нам кто-то стучится, давай те я открою дверь, и мы посмотрим кто-же там к на в гости пришёл.

Воспитатель: Ребята смотрите, какой неожиданный сюрприз. Посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Здравствуй, Мишка. Мы рады видеть тебя!

Мишка(воспитатель): Здравствуйте ребята!

Воспитатель: Мишка, а почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?

Мишка: У моего друга Зайки сегодня День Рождения, и я нёс ему в подарок воздушные шарики. Но вдруг подул сильный ветер и шарики улетели, а один даже лопнул.

Воспитатель: Не грусти Мишка, мы тебе с ребятами обязательно поможем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руке шарик. Скажите какой он на ощупь?

Дети: (шарик тянется, мягкий, сделан из резины)

Воспитатель: Каким размером шарик?

Дети: маленький.

Воспитатель: А, что надо сделать, чтобы он стал большим?

Дети: Надуть его.

Воспитатель: правильно. А как, мы его будем надувать? (дети надувают щёчки и имитируют, надувание шарика).

Игра «Надуем шарик»

Становитесь в хоровод. Дети стоят по кругу взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом.

С мамой в магазин ходили, (идут по кругу)

Шар воздушный там купили. (останавливаются, поворачиваются в круг)

Будем шар там надувать, (надувают щёчки)

Будем с шариком играть. (делают пружинку)

Шар воздушный надувайся. (идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел, и лопнул! (хлоп в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

Воспитатель: А, чтобы Мишка не грустил, давайте мы ему поможем. Смотрите у меня на доске висит плакат «Поздравляем». Но там, чего, то не хватает. Чего?

Дети: Шариков.

Воспитатель: А, давайте мы их сейчас раскрасим, разными способами. А когда высохнут приклеим их на наш плакат.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

  1. Силуэт овального жёлтого шарика. Его мы будем рисовать, мятой бумагой. (воспитатель объясняет показывает и проговаривает детям)
  2. Силуэт шарика в виде круга. Его мы будем рисовать поролоновой губкой синего цвета. (воспитатель объясняет показывает и проговаривает детям)

Пальчиковая гимнастика.

Сидели два медведя,

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Второй молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлёпнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке

Уши в кислом молоке.

  1. Силуэт шарика в виде сердечка. Его мы будем рисовать воздушными шариками, красного цвета. (воспитатель объясняет показывает и проговаривает детям).
  2. Силуэт шарика в виде звезды. Его мы будем рисовать, трубочками, зелёного цвета. (воспитатель объясняет показывает и проговаривает детям).

Воспитатель: Молодцы ребята, какие красивые разноцветные шары у вас получились! После того, как они высохнут мы с вами их приклеим на ниточки. Ребята, а для чего мы с вами делали шарики?

Дети: Для Мишки, чтобы он подарил Зайке на День Рожденье.

Теперь Мишка может идти на День Рождения к Зайчику.

Воспитатель: А, сколько у нас получилось шариков? Какой формы, какого цвета?

Дети: Много. Ответы детей.

Воспитатель: У меня тоже для вас есть подарок. (раздаёт воздушные шарики).