Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Терентьева Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «В гостях у сказки»

Проект

«Скажем НЕТ мусору на нашей планете!»

Номинации конкурса  «Лучший экологический проект»

Выполнила: Терентьева О.А.                                                                                                   воспитатель

Гп.Пойковский

2021г.

Информация о проекте

Название: «Скажем НЕТ мусору на нашей планете!»

Длительность: краткосрочный.(22.11.2021-5.12.2021)

Термин: 2 недели.

Целевая аудитория:5-7 лет.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Продукт: видеообращение «Скажем НЕТ мусору на нашей планете!».

Пояснительная записка

Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем, имеющих мировые масштабы. Ежедневно на свалки населенных пунктов поступают тонны отходов. Их пагубное воздействие наносит непоправимый вред всей экологической системе. Экологи всего мира озабочены поиском решения проблемы утилизации мусорных отходов, чтобы минимизировать урон планеты.

Предотвратить экологическую катастрофу поможет лишь воспитание экологической культуры, начать прививать которую нужно с самого детства.

Одним из путей решения данной проблемы является мотивация населения на вторичное применение бытовых отходов.

Данная идея легла в основу настоящего проекта, целью которого стало создание условий для формирования экологической культуры детей путем расширения представлений детей о проблеме мусора на планете. Для решения поставленной цели намечен ряд частных задач:

Образовательные:

  • привлечь внимание детей к проблеме распространения мусора на Земле;
  • расширить представление о влиянии человека на экологическое состояние планеты;
  • формировать представление о возможности вторичного использования мусорных отходов;
  • привлечь детей к раздельной утилизации мусора;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание и воображение;
  • содействовать развитию самостоятельности и инициативности;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе.

Проблема:дети не имеют представления о негативном воздействии мусора.

В ходе реализации данного проекта мы планируем достичь следующих результатов:

  • удастся привлечь внимание детей и родителей к проблеме мусора на планете;
  • удастся заложить основы экологической культуры у детей;
  • дети станут рациональнее относится к мусорным отходам;
  • дети и родители станут рассматривать мусор как сырье, пригодное для вторичного применения.

Планирование деятельности по реализации проекта:

Работа с воспитанниками:

Этап / мероприятия

Сроки

Подготовительный:

Сбор информации по теме проекта.

Составление плана мероприятий.

Подготовкаматериалов для реализации проекта.

Оповещение родителей о теме проекта, привлечение их к сотрудничеству.

1 – 2 день

ООД «О чем кричит планета».

Просмотр презентации «Давайте сохраним нашу планету!».

1 день

Чтение: Я. Аким «Наша планета»

Участие в акции «Югра собирает добрые крышечки»

2 день

ООД «Откуда берется мусор?»

Чтение экологической сказки: «Нет места мусору»

3 день

ООД «Что нужно знать о сортировке мусора»

Рисование плакатов «Скажем НЕТ мусору на планете!».

4 день

Д/игра «Сортировка мусора»

Чтение: М. Крюков «Не надо мусорить в лесу»

5 день

Чтение экологической сказки: «Сказка про хламище-окаянище».

Проведение акции «Конфеты едим – фантики храним» (сбор фантиков от конфет)

6 день

Просмотр мультфильма: «Переработка мусора». (27 серия из мультсериала «Твой друг Бобби»)

Досуг«Враг природы – мусор»

7 день

ОД «Малютка Батарейка та еще Злодейка».

Просмотр презентации «Большой вред маленькой батарейки».

8 день

Чтение экологической сказки: «Маша и Медведь».

Организация наблюдения на прогулке: «Площадка для мусора».

Рейд «Чистый участок».

9 день

Просмотр презентации «Мусорные отходы и их превращения».

Изготовление поделок из картонных коробок: настольный театр «Игрушки – коробушки»

10 день

Заключительный.

Изготовление видеообращения «Скажем НЕТ мусору на нашей планете!» и распространение его в социальных сетях.

Подведение итогов проектной деятельности.

Анализа результативности проекта.

10 день

Работа с родителями:

Название мероприятия

Сроки

Анкетирование «О проблеме мусора»

1 день

Консультация «Нужно ли сортировать мусор?»

3 день

Буклет «Большой вред маленькой батарейки»

8 день

Список информационных ресурсов

  1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду — М.: ТЦ Сфера, 2005.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «В гостях у сказки»

Социальный проект

«Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

Разработчик:

Воспитатель: Терентьева О.А

                                                                                                     

пгт. Пойковский

2022г

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Социальный проект

«Формирование нравственно-патриотических качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

Автор-разработчик

Воспитатель Терентьева Ольга Александровна

                     

Участники проекта

Воспитатель, детиподготовительной к школе группы (6-7 лет), родители.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный: сентябрь 2022 – май 2023

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
  4. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
  6. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад В гостях у сказки».

Цель проекта

Организация системы работы по формированию нравственно-патриотических качеств личности у детей 6-7 лет посредством музейной педагогики.

Задачи проекта

1. Создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников в рамках музейной педагогики.

3. Разработатьобразовательные и досуговые мероприятияпо нравственному, гражданскому и патриотическому направлениям.

4. Организовать эффективное взаимодействие с родителямии социальными партнерами по теме проекта.

Проблема,

на решение которой направлен проект

В последнее время, из-за различных экономических и социальных кризисов, в нашем обществе происходит падение интереса и уважения к истории своей страны, наблюдается бездуховность современной массовой культуры, возрастает агрессия среди людей. Всё это разрушающе действует на психику детей, не способствует формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий длянравственно-патриотического воспитания детей 6-7 лет.

II этап. Деятельностный

Цель:Формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников посредством различных образовательных и досуговых мероприятий на основе музейной педагогики.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Анализ и обобщение результатов проекта

Прогнозируемые результаты реализации проекта

Для детей:

  1. Сформированы первичные представления об истории и культуре народов Тюменской области.
  2. Сформированы основы эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.
  3. Сформированы основы нравственно-патриотических качеств личности ребенка, его начальных поведенческих позиций.
  4. Развит познавательный интерес и познавательная мотивация к истории родного края и Отечества.

Для родителей:

  1. Приобретены педагогические знания по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе музейной педагогики.
  2. Сформированы необходимые умения по организации бесед, проведению экскурсий, социально значимых дел и других мероприятий, способствующих эмоционально-ценностному отношению ребенка к окружающему социуму.
  3. Установлена взаимосвязь с воспитателем в вопросах воспитания нравственности и патриотизма у своего ребенка.

Для воспитателя:

  1. Разработаны методические и дидактические материалы: конспекты экскурсий в музее группы, конспекты НОД,сценарии социальных и патриотических акций, праздников, игровые пособия, проекты, мастер-классы, рекомендации и консультации для родителей и педагогов, презентации.
  2. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
  3. Организовано взаимодействие с родителями и социальными партнерами по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Итоговое мероприятие проекта

Музей военной техники.

Продукты проекта

1. Аналитический отчет по проекту «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детейстаршего дошкольного возраста».

2. Выставка по итогам проекта.

  1. Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников- это сложный и многогранный процесс развития социального сознания детей под влиянием различных факторов и возрастных особенностей.

В детском саду, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи нравственно-патриотического воспитания реализуют в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Благодаря познанию моральных принципов и норм дошкольники овладевают навыками нравственного поведения, у них формируются социальные установки и ценностно-правовые ориентации.

Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без знания истории и традиций своей Родины и своего края. Любовь к Родине начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к окружающему миру. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности будущего гражданина и патриота.

Проблема

В последнее время, из-за различных экономических и социальных кризисов, в нашем обществе происходит падение интереса и уважения к истории своей страны и своей малой Родины. Наблюдается бездуховность современной массовой культуры, возрастает агрессия среди людей. Всё это разрушающе действует на психику детей, обесценивает их нравственные и патриотические представления об окружающем мире.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью формирования у детей основ патриотического сознания и нравственного развития, которые обеспечат преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Более того, Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

В нашей стране проживает более 190 народов разных национальностей. Каждый народ имеет свою историю, богатую культуру и традиции.

Невозможно воспитать гражданина и патриота без знания национальной культуры людей, живущих в родном Отечестве.

В связи с этим, очень важно обеспечить историческуюпреемственность поколений, сохранить и распространитьмногонациональную культуру, воспитать бережное отношение ккультурному наследию своей Родины.

Особенность проекта состоит в том, что формирование основ нравственности и патриотизма у дошкольников будет происходить в рамках музейной педагогики.

Образовательная деятельность организуется в условиях музейной среды, которая создана в группе детского сада.

Основная цельмузейной педагогики - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.

Содержание проекта выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта

Организация системы работы по формированию нравственно-патриотических качеств личности у детей6-7 лет посредством музейной педагогики.

Задачи проекта

1. Создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников в рамках музейной педагогики.

3. Разработать образовательные и досуговые мероприятия по нравственному, гражданскому и патриотическому направлениям.

4. Организовать эффективное взаимодействие с родителями и социальными партнерами по теме проекта.

  1. Стратегии и механизмы достижения цели

Задачи проекта

Механизмы достижения

1. Создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Изучить литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
  2. Разработать учебно-методический комплект для образовательной деятельности по проекту.
  3. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта.
  5. Провести вводную и итоговую диагностики по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников в рамках музейной педагогики.

  1. Применить традиционные и инновационные методы работы с детьми.
  2. Включить в образовательный процесс современные технологии, проблемные вопросы и задания.
  3. Использовать сочетание разнообразных средств организации образовательного процесса.

3.Разработать образовательные и досуговые мероприятия по нравственно-патриотическому направлению развития детей.

  1. Организовать образовательные и досуговые мероприятия, включив различные виды детской деятельности.
  2. Реализовать задачи формирования нравственно-патриотических качеств личности детей посредством интеграции образовательных областей.

4.Организовать эффективное взаимодействие с родителями и социальными партнерами по теме проекта.

  1. Организовать анкетирование родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание Вашего ребенка».
  2. Разработать рекомендации и консультации для родителей.
  3. Провести совместно с родителями и для родителей педагогический практикум, консультации, совместные праздники и развлечения.
  4. Привлечь родителей к оснащению развивающей среды, изготовлению пособий и атрибутов.
  5. Разработать план взаимодействия с социальными партнерами.
  6. Провести совместные мероприятия с музеями города: экскурсии, «музейные вечера», тематические праздники.

  1. Разработка этапов проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий дляформирования нравственно-патриотических качеств личности старших дошкольников на основе музейной педагогики.

Задачи:

  1. Изучить литературу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Найти книги регионального содержания по истории и культуре Тюменской области и гп.Пойковский.
  3. Подобрать дидактический и иллюстративный материал, разработать картотеки различных игр для детей по теме проекта.
  4. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.
  5. Разработать план взаимодействия с социальными партнерами.
  6. Провести вводную диагностику.

II этап. Деятельностный

Цель:Организация системы нравственно-патриотического воспитания детей посредством образовательных и досуговых мероприятий.

Задачи:

1.Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2. Формировать основы нравственно-патриотических качеств личности каждого ребенка.

3. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

4. Воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям народа, общественным праздникам.

5. Организовать эффективное взаимодействие с родителями и социальными партнерами в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. 

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Анализ и обобщение результатов проекта

Задачи:

1. Провести совместный с родителями праздник «День в музее».

2. Провести мониторинг с целью выявления результатов (итоговую диагностику и сравнительный анализ).

3.  Обобщить результаты проекта, представить продукты проекта.

5. Риски и пути преодоления рисков

Риски:

1. Недостаток пособий и материалов для организации образовательного процесса.

2. Недостаточная готовность родителей (законных представителей) к включению в процесс нравственно-патриотического воспитаниясвоих детей.

Пути преодоления рисков:

1.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.

3. Поддержка каждого родителя в решении проблем развития нравственно-патриотических качеств личности дошкольника.

4. Привлечение родителей к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм взаимодействия педагога группы и семьи.

6. Рабочий план реализации проекта

I этап. Организационный

Цель: Создание условий дляформирования нравственно-патриотических качеств личности старших дошкольников на основе музейной педагогики.

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Предполагаемая дата проведения мероприятия

  1. Организационные мероприятия по подготовке к проекту

Изучение научной и методической литературы по теме.

Изучение опыта других педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

1-2 неделя

Сентябрь 2022

  1. Мониторинговые мероприятия

Проведение вводной диагностики с целью сформированности нравственно-патриотических качеств личности ребенка.

Оформление результатов диагностики.

3 неделя

Сентябрь 2022

  1. Планирование мероприятий проекта

Разработка рабочего плана педагога по итогам диагностики.

4 неделя

Сентябрь 2022

  1. Ознакомление родителей с целью и задачами проекта.

Консультации, буклеты, папки-передвижки для родителей: «Формирование нравственного опыта у дошкольников в процессе приобщения к детской художественной литературе»», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»

1 неделя

Октябрь 2022

  1. Организация взаимодействия с социальными партнерами

Знакомство и организация сотрудничества с социальными партнерами.

Разработка плана совместных мероприятий.

2 неделя

Октябрь 2022

  1. Разработка учебно-методического комплекта по теме проекта.

Составление различных картотек.

Подбор дидактического и иллюстративного материала.

Разработка конспектов занятий, экскурсий по мини-музею,сценариев праздников, развлечений.

3-4 неделя

Октябрь 2022

6. Обогащение РППС группы

Оформление мини-музея «Россия – Родина моя», включающего ознакомление с Россией и родным краем.  

2. Оснащение мини-музея и пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм; российской символикой; предметами русской старины, быта, одежды и др.

3. Создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме проекта:

-  подбор специальных пособий, книг, альбомов;

- подбор демонстрационного материала по теме.

- пополнение аудиотеки и видеотеки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

1-2 неделя

Ноябрь 2022

Пополнение РППС в течение года

II этап. Деятельностный

Цель:Организация системы нравственно-патриотического воспитания детей посредством образовательных и досуговых мероприятий.

Деятельность с детьми

Тема

мероприятий

Содержание мероприятий

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Югорский край

Презентация «Мой любимый край»

Карта Тюменской области: города и поселки

Экскурсия в ЦМИ « Музей военной техники».

Ситуативные разговоры о родном крае.

Октябрь

Ноябрь 2022

Ознакомление с Православными ценностями и святынями Тюменской области.

Дидактическая игра с целью формирования у дошкольников музейной культуры «Что было до…».

1неделя

Декабрь 2022

Презентация «Природа Сибири».

Дидактическая игра «Животные Тюменской области».

Дидактическая игра «Растения Тюменской области»

Рисование посредством нетрадиционного материала «Природа родного края».

2 неделя

Декабрь 2022

Красная книга Тюменской  области.

3 неделя

Декабрь 2022

Презентация «Знаменитые земляки».

Знакомство с деятельностью и творчеством известных земляков.

Рассказы о профессиях, которые популярны в родном крае.

4 неделя

Декабрь 2022

Мой поселок Пойковский: ознакомление с поселком

Презентация «Мой любимый Пойковский».

Просмотр тематических видеороликов об объектах истории и культуры Пойковского.

История названия поселка.

2 неделя

Январь 2023

Знакомство с достопримечательностями поселка через экскурсии и беседы.

3 неделя

Январь 2023

Презентация «Спортивный Пойковский».

Знакомство с различными видами спорта, популярными в Пойковском.

Знакомство с известными спортивными мероприятиями, проходившими в поселке.

4 неделя

Январь 2023

Рассматривание фотоальбомов о поселке.

Аппликация «Огоньки моего поселка».

 Рисование «Мы рисуем Пойковский»

1неделя

Февраль 2023

Наш музей

Формирование представлений о правилах поведения в музее.

Дидактическая игра «Можно-нельзя».

Игровое упражнение «Интересный документ».

 Изготовление лэпбука «Предметы нашего музея»,

Дидактическая игра с целью формирования у дошкольников музейной культуры «Бабушкин саквояж».

Презентация техники ВОВ. Игры. Модульная передвижная выставка « Победа одна на всех»

2 неделя

Февраль 2023

Моя улица

Составление рассказа «История моей улицы».

Изготовление совместно с родителями макета «Моя улица»

3 неделя

Февраль 2023

Моя семья

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители»

«Как мы отдыхаем»

(с использованием фотографий из альбомов)

Рисование: «Моя семья», «Генеалогическое дерево семьи».

4 неделя

Февраль 2023

Россия – Родина моя

Чтение стихотворений, художественной литературы, разучивание пословиц, песен о России

Ситуативные разговоры о родном крае, о семье, о традициях и культуре народов Югры.

1 неделя

Март 2023

Государственные символы России

Беседы о символах России.

Рассматривание изображений государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах.

Дидактические игры: «Узнай герб России», «Узнай флаг России».

Внесение в мини-музей символов России.

Презентация современной техники. Игры.

2 неделя

Март 2023

Москва – столица нашей Родины

Научно-популярные фильмы о Москве.

Рассматривание цифровых изображений, фотоальбомов и открыток о Москве.

Чтение стихов и слушание песен о столице России.

3 неделя

Март 2023

Какие народы живут в России

Беседы и ситуативные разговоры о народах, проживающих на территории России.

Чтение сказок народов России.

Разучивание подвижных игр народов России.

Фотовыставка «Россияне».

Социальная акция «Подарки для друзей».

4 неделя

Март 2023

История России

Организация музейных экспозиций, посвященных истории России.

 Беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

Дидактическая игра с целью формирования у дошкольников музейной культуры «Как изменились окружающие нас вещи».

Социальная акция «Где родился, там и пригодился».

1 неделя

Апрель 2023

Русские народные промыслы

Беседы о русских народных промыслах.

Виртуальные экскурсии по музеям российских городов: ознакомление детей с музейными коллекциями предметов народных промыслом.

Организация выставок прикладного творчества.

Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов (дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские игрушки).

Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.

2-3 неделя

Апрель 2023

Итоговое открытое образовательное мероприятие

Подготовка и проведение совместного с родителями праздника «День в музее».

Привлечение детей в качестве экскурсоводов.

Танковое соревнование.

4 неделя

Апрель 2023

Май

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Анализ и обобщение результатов проекта

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Анкетирование родителей.

Мониторинговые мероприятия с детьми.

Проведение анкетирования «Нравственно-патриотическое воспитание Вашего ребенка».

Проведение итоговой диагностики с целью сформированности нравственно-патриотических качеств личности ребенка.

Оформление результатов диагностики.

1-2 неделя

Май 2023

Анализ и оценка деятельности.

Подготовка отчета по проекту.

Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

Представление продуктов проекта.

3-4 неделя

Май 2023

  1. Ресурсы проекта

Материально-технические

Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям ФГОС ДО. Материально-техническое обеспечение достаточное для организации процесса по нравственно-патриотическому воспитанию.

Кадровые

У воспитателя Терентьевой О.А., реализующей данный проект, сформированы необходимые профессиональные компетенции для взаимодействия со всеми участниками проекта, а также для реализации всех организационных и образовательных мероприятий.

Методические

Разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих:

- психолого-педагогическое и методическое сопровождение детей и родителей;

- создание системы работы по формированию нравственно-патриотических качеств личности у детей 6-7 лет посредством музейной педагогики.

  1. Продукты проекта

  1. Мультимедийная презентация «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей 6-7 лет посредством музейной педагогики».
  2. Аналитический отчет по проекту «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
  3. Выставка по итогам проекта.

  1. Мониторинг эффективности проекта

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга) по освоению содержанияпроекта проводится на основании методического пособия Новицкой М.Ю., Афанасьевой С.Ю., Виноградовой Н.А., Микляевой Н.В. «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». – М: Дрофа», 2010.

10.Литература

  1. Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост.: - М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  2. Арапова-Пискарёва Н. «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Безрукова М.И., Волкова Н.Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования. https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/
  4. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006.
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие./ СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  7. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
  8. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013.
  9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. Микляева        Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Творческий центр «Сфера», 2013.
  11. Микляева        Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.: Творческий центр «Сфера», 2013.
  12. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы/ Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: Сфера, 2006.
  13. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005.
  14. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ. // Обруч, 2000, № 6. – Стр. 30-31.
  15. Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». – М: «Дрофа», 2010.
  16. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003.
  17. Оверчук Т.И. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Москва, Мозаика-Синтез, 2004.
  18. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы со школьниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  19. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. «Нравственно воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  20. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, № 5. – Стр. 84.
  21. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  22. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея. // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. – Стр. 66.
  23. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика нравственно-патриотического воспитания

Новицкая М.Ю., Афанасьевая С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». – М: Дрофа», 2010.

Карта наблюдений

 Ф.и. ребенка

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

       

 

 

 

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

Высокий уровень:

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень:

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень:

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «В гостях у сказки»

Познавательный проект

для детей подготовительной  к школе группы

«Я и финансы»

                                                                 

                                                                   

Выполнила:

Терентьева Ольга Александровна

г.п. Пойковский

2020 год

Пояснительная записка

Если хочешь быть богатым,

нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки.

Дошкольное детство – один из наиболее важных периодов становления личности. Именно в дошкольном возрасте ребенок  получает первоначальные знания об окружающей жизни, с помощью которых у него происходит знакомство с  целостной картины мира и  формируется  определенное отношение к людям, к их виду деятельности, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.

Развитие нашей страны не стоит на месте, оно движется вперед и  на пороге развития стоит рыночная экономика. Современная молодежь  живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него появляется множество вопросов. В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.

Чтобы идти в ногу со временем и влиться в новую развивающуюся среду детям, живущим в двадцать первом веке, жизненно важно изучать и   осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики, а начинать это лучше всего с дошкольного возраста.

В связи  с этим, для более комфортного и обеспеченного уровня жизни ребенка в будущем, родителям   и педагогам необходимо подготовить детей,   сформировав у них правильное представление о деньгах, так как, финансовая грамотность формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Данный проект направлен на знакомство дошкольников  с элементарными экономическими понятиями и  формирование деловых качеств личности, а так же на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности. Из данной темы вытекает проблема, которая заключается в  отсутствии знаний  по экономике у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: через проектную деятельность доказать, что дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга, но при грамотном руководстве дети быстро усвоят основы финансирования.

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Познавательный  проект «Я и финансы»

Автор

Воспитатель Терентьева Ольга Александровна

Участники проекта

 Воспитатели, родители, воспитанники подготовительной группы

Сроки

Октябрь  – Апрель 2019-2020 учебного года

Цель проекта

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

Обучающие:

1. Познакомить воспитанников дошкольного образования  с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью  разнообразных игр.

2. Посредствам использования сюжетно – ролевых игр показать  детям принципы финансового планирования и разумных покупок, объясняя происхождение стоимости товара.

3. В ходе проектной деятельности  сформировать нравственные понятия: бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

Развивающие:

1. Посредствам наглядного материала и практических игр способствовать развитию памяти, воображения, речи, внимания и логического мышления

2.  Развивать инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

2. Воспитывать доброжелательность и коммуникативные качества.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание психолого-педагогических условий и организация развивающей предметно-пространственной среды  для реализации проекта.

II этап. Обучающий

Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

III этап. Обобщающий

 Цель: Анализ, обобщение и представление результатов проекта.

Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

- Умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

- Умеют выделять цепочку трудовых действий, осознают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;

- Владеют понятием «экономика», умеют выделять экономическое содержание из художественных произведений;

- Знают понятия «купюра», «банк», умеют совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу;

- Сформированы нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность.

- Развита познавательная инициатива и самостоятельность.

- Сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Для воспитателя:

- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта;

- Проведены образовательные и досуговые мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей;

- Сформированы профессиональные компетенции по формированию у дошкольников финансовой грамотности.

Продукты проекта

1. Альбом «Кем я хочу быть»

2. Картотека дидактических игр                                    

3. Лепбуки «Деньги разных стран», «Бюджет семьи», «Экскурсия в банк», «Что такое деньги. И зачем они нужны»

4. Книга «Путешествие по экономическим сказкам» (совместно с родителями).

Этапы реализации проекта:

Название мероприятия

Сроки выполнения

1.Подготовительный   этап

Анализ предметной среды группы;

Сбор информации, работа с интернет - источниками;

Изучение методической литературы:

Разработка плана проектной деятельности;

Формулирование целей и задач проекта;

 Подбор и изучение литературы по теме проекта

Привлечение родителей к активному участию в проекте.

Октябрь

2. Основной: практический этап:

Оформление ППС:

Создание в группе условий для реализации проекта;

Подборка иллюстрационного, наглядного и  дидактического материал (картинки с изображением денег, профессий людей и т.д);

Составление картотеки игр по теме проекта;

Оформление уголка финансовой грамотности.

Ноябрь - Март

3. Итоговый этап проекта:

Презентация отчета по проекту на педагогическом совете.

Апрель  

План работы по проекту

Месяц.

Мероприятия этапа

Цель

Октябрь

Игра - беседа на тему:

 «Что такое экономика»

«Семейная экономика»

Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».

Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома

Проблемная ситуация: «Загадка бельчат»

Чтение сказки И.А. Смирновай «Путь к успеху».

6 .  Просматриваение мультфильмов «Смешарики в стране Экономика»

- Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве);

- Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

 

- Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

- Учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

- Формирование у дошкольников основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредствам изучения комиксов по теме проекта.

 - Посредствам художественной литературы и наглядного материала к данному произведению способствовать развитию памяти, воображения, речи, внимания и логического мышления.

Посредствам просмотра мультфильм а способствовать развитию памяти, воображения, речи, внимания и логического мышления.

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Солон красоты», «Больница».

Изготовление атрибутов для игр.

Дидактическая игра «Какие бывают доходы»

 - Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

Декабрь

Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Дидактическая игра «Наши потребности»

Рассматривание серии сюжетных картин «Экономика и Я»

Проблемная ситуация: «Заработанные деньги»

-  Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.

 - Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных)

 

- Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

 - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

- Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.

Январь

Беседа: «История возникновения денег»

Дидактическая игра «Путешествие денежки»

Настольная игра «Комерсант»

Просмотр иллюстраций «Деньги разных стран».

Проблемная ситуация: «Цена товара», «Подарки друзьям»

- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

 - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.

- Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.   

- Закрепить знания детей о деньгах разных стран.

- Закрепить навыки решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Февраль

Сюжетно-ролевые  игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»

Проблемная ситуация «Загадка бельчат».

Чтение пословиц и поговорок по теме «Деньги».

Беседа: «История денег»

Рассматривание иллюстраций «Разновидности денег разных стран».

Родительское собрание «Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребенка».

- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.  

- Продолжать учить считать; выражая свою точку зрения.

- Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

- Познакомить детей с историей денег.

- Закрепить знания детей о разновидностях денежных купюр разных стран.

- Привлечь внимание родителей к необходимости экономического воспитания дошкольника, обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Март

Экскурсия на кухню, в прачечную.

Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть»

Изготовление альбома «Кем я хочу быть»

Проблемная ситуация «Заработанные деньги»

- Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд.

 - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный,  ремесленный, домашний.

 - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение.

 - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.

 - Формировать  уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги,  признавать авторитетными качества хозяина: бережливость,  рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие,  и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

Список используемых источников:

Блискавка, Е. Дети и деньги : Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блис кав- ка. — Минск : издательство «Четыре четверти», 2014. — 80 с. : ил. ISBN 978-985-7058-79-2.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.  Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М.: 2018.

Л.Н. Галкина Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.

Интернет ресурсы. Сайты мультфильмов по теме «Финансовая грамотность» для детей дошкольного возраста:

https://www.youtube.com/watch?v=1yPm1j2Q5q4 - Смешарики «Благородное дело»

https://www.youtube.com/watch?v=rmAm5P80asU Смешарики «Райский остров»

https://www.youtube.com/watch?v=Pu9KZORyCb8  – Смешарики «Есть ли у вас план?» 10. https://www.youtube.com/watch?v=W8_gidTpHHA -«Приключения поросенка Фунтика»

https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ  - Фиксики «Деньги».

https://www.youtube.com/watch?v=Le40k8Gone0  – Мультик про деньги

https://www.youtube.com/watch?v=Ig5ZFVqHTd4  – Уроки Тетушки Совы .Азбука денег «Что такое деньги?»

 https://www.youtube.com/watch?v=z-UcrGwvq2c  – Советский мультик «Почему куры денег не клюют»

https://www.youtube.com/watch?v=1coLB_H1Kgw  - Галилео. История изобретений. Деньги

https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s  – Смешарики

https://www.youtube.com/watch?v=Gyd2tpwWCGQ  – Пирамида

 https://www.ivi.ru/watch/azbuka_deneg  - Азбука денег


Предварительный просмотр: