Материал к урокам литературы 7 класс

Чанцева Татьяна Владимировна

необходимый материал для работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный  тест  по  литературе  

за 1 полугодие  в 7 классе  по  программе  В.Я. Коровиной

1.К какому роду литературы относятся былины?

а) лирика    б) драма     в) эпос

2.Выберите   определение, характеризующее   понятие  летопись.

а) лироэпический  жанр народной поэзии, произведение имеет сюжет, включает диалог.

б) жанр русского фольклора, эпическая песня героического характера, повествующая о подвигах богатырей.

в) жанр древнерусской литературы, содержащий описание  реальных  и легендарных событий.

3. Кто главный герой? Как называется произведение?

« -Ай же, братцы, дружина хоробрая!

Видно, царь морской требует

Самого меня богатого в синё море.»

4.Что такое гипербола?

5.К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

а) былина                б)сказание              в) летопись

6.Почему  «Повесть временных  лет» является памятником  древнерусской  литературы?

а) Эта книга стала очень редкой;

б) Она написана в давние времена;

в) «Повесть временных лет» - источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории.

7. Кому посвящена «Ода на день восшествия на престол…» М.В. Ломоносова

а) Елизавете Петровне        в) Александру I

б) Екатерине II         г)  Николаю I

8.Назовите произведение и автора.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?»

9.Какова основная тема повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?

а) изображение жизни «маленького человека»

б)  реалистическое описание почтовой станции

в) осуждение детей, забывающих своих родителей.

10.Какую символическую  деталь вводит А.С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?

а) горшки с бальзамином

б) картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне

в) кровать с  пестрой  занавеской

11.Соотнесите  элементы  композиции «Песня про купца Калашникова…»

а) экспозиция                                                   1. встреча  Кирибеевича  с  Аленой

б) завязка                                                          2. казнь  Калашникова

в) кульминация                                                3.рассказ о могиле

г) развязка                                                         4. пир у Грозного

д) эпилог                                                           5. сцена  кулачного боя

12.Каким предстает  в «Песне…»  царь Иван  Васильевич?

а) добрым  царем - батюшкой

б) жестоким, бессердечным властителем

в) справедливым  и мудрым  правителем

13. Какие  задачи ставил перед собой Тарас Бульба  в борьбе с поляками?

а)  расширение  границ  русского государства

б)  борьба за национальную независимость Украины

в) завоевание  славы  среди  казаков

14. Какой  художественный  прием  использует Н.В. Гоголь  для  создания образов  двух  братьев?

а) гиперболу                       б) метафору                       в) антитеза

15. Как   Н.А. Некрасов относится  в  «Русских   женщинах»  к княгине Трубецкой?

а) сочувствует  ее  доле     б) восхищается  ее  мужеством     в) осуждает  героиню  

16. Дайте  определение  понятию повесть.

17.Что такое  конфликт  в  литературном  произведении?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.ПУШКИН «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

Слайд 2

«Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные им повести за произведения некоего И.П.Белкина. 2 Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун Иван Петрович Белкин – «человек вымышленный, да еще и покойный. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению».

Слайд 3

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 3 СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ «Маленький человек» - это герой литературного произведения, который относится к среднему и низшему социальному слою, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Слайд 4

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 4 Диктатор — правитель, пользующийся неограниченной властью. Самсон Вырин - слабый и робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие люди. Пушкин часто использует слово «бедный», говоря о нём.

Слайд 5

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 5 ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Слайд 6

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 6

Слайд 7

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 7 В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.

Слайд 8

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 8 «Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в "Станционном смотрителе"». (М.Гершензон)

Слайд 9

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 9 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать мини-сочинение на одну из тем: Главная мысль в повести «Станционный смотритель»; «Чему учит повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель »?

Слайд 10

Автор презентации - Самсонова Т.Н., учитель МАОУ СОШ №2 р.п.Сузун 10 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ: И.В.Золотарёва, С.М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. К учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой . – М.: «ВАКО», 2004 Презентация Алексеевой Татьяны Николаевны, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 http:// archives.narod.ru/main.htm http://tvspas.ru/ http://Bibe.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

A.С. Пушкин "Метель"

Слайд 3

Болдинская осень – необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Это стихи, поэмы и прозаические произведения в том числе. Именно в период вынужденного «сидения» в Болдино были созданы «Повести Белкина» - цикл, состоящий из пяти повестей. «Метель» «Станционный смотритель «Гробовщик» «Барышня – крестьянка» «Выстрел»

Слайд 5

В чем смысл названия повести? Какие мысли и ассоциации оно вызывает у читателя? На что настраивает? Что обещает?

Слайд 7

МЕТЕЛЬ – картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия; взвихренность, «метельность», круговерть событий; тревога, смятение в душах главных героев. МЕТЕЛЬ – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.

Слайд 8

Как соотносится начало повести с ее эпиграфом?

Слайд 9

Вместо романтической таинственности – спокойствие. Вместо романтического героя – «добрый Гаврила Гаврилович». Вместо взволнованного настоящего – уравновешенное прошедшее. Вместо драматических коллизий – обыденность, скука.»

Слайд 10

Ироничность повести. Характеристика Марьи Гавриловны, ее состояния, когда наивность, мечтательность подвергаются испытанию жизненной прозой. Характеристика рассказчика, который словно бы подмигивает читателю, настраивая его на снисходительно – доброжелательное отношение к героине. Вводные конструкции ( «само по себе разумеется», «что весьма естественно» ) , которые порождают сомнения в глубине и искренности чувств главных героев.

Слайд 12

Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич? Или просто играют в любовь?

Слайд 13

Как ведёт себя Марья Гавриловна при осуществлении своих романтических планов? Как это её характеризует? Как в рассказе о её побеге из дома начинает звучать тема судьбы ( метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в неведомое – божий храм ) ? Каким предстаёт перед нами Владимир в «своём» эпизоде повести? Как ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?

Слайд 15

Марья Гавриловна Владимир Николаевич «… Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…» Маша сошла в сад. «Метель не утихала; ветер дул навстречу.» Лошади «не стояли на месте», едва же барышня уселась, «лошади понесли». «…для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь и отправился в Жадрино, куда через два часа должна была приехать Марья Гавриловна.» «…езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел». Лошадь « ступала наудачу и поминутно проваливалась в яму», потом «начала уставать», потом «чуть ступала».

Слайд 16

« …в ночь Маша занемогла». Способна изменить себя, приобрести новые жизненные ценности, сохранить надежду на благие повороты судьбы, поэтому остаётся жить. «Какое известие ожидало его!» Закончилась романтическая история, которой он жил, вне которой не мыслил своего существования, - закончилась жизнь. ВЫВОД: Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, противодействует, преграждает путь. Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Сочинение по теме: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века) 7 класс литература

Слайд 2

Сочинение-вопрос, на который необходимо дать ответ в работе, проиллюстрировав его примерами из произведений: Леонида Андреева «Кусака», В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», Андрея Платонова «Юшка».

Слайд 3

Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание; - одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо, чувство солидарности.

Слайд 4

Сочинение-рассуждение РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Слайд 5

Сочинение-рассуждение Часть 1. Вступление. Тезис: Сочувствие и сострадание необходимо. ТЕЗИС (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, подлежащее доказательству.

Слайд 6

Часть 2. Основная часть. Доказательства ( ряд аргументов): Тема, объединяющая эти произведения, имеет нравственный аспект. Авторы поднимают вопрос жестокости окружающего мира, равнодушия людей. В своих произведениях они заставляют задуматься о человечном отношении ко всем: людям, животным, растениям.

Слайд 7

Часть 2. Основная часть. Цитаты — это слова из какого-либо произведения, теста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

Слайд 8

Рассказ Л. Андреева «Кусака» Одиночество собаки, жестокое отношение окружающих: Обида на людей, недоверие, озлобленность; Когда дачники приютили собаку, она привыкала к новой жизни; Доброе отношение людей преобразило собаку; Самый трагический момент рассказа наступает, когда дачники бросили Кусаку. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки.

Слайд 9

Рассказ «Кусака» Чему же учит рассказ «Кусака»?

Слайд 10

Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Тема стихотворения? Попытка философского осмысления человеческой жизни. Задача автора - подчеркнуть, что и он, и лошадь одиноки, а мир вокруг полон равнодушия и жестокости .

Слайд 11

А. Платонов «Юшка» отношение детей к герою; жестокое и равнодушное отношение взрослых; насколько добр Юшка.

Слайд 12

Часть 3. Выводы. Возвращаемся к тезису. Вариант 1. Чему научили вас прочитанные произведения? Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие? Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?

Слайд 13

Часть 3. Выводы. Вариант 2 ( авторитеты - высказывания известных людей) Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Но нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать. Ф.И. Тютчев.

Слайд 14

Часть 3. Выводы. Вариант 2 ( авторитеты - высказывания известных людей) Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б.Пастернак

Слайд 15

Часть 3. Выводы. Вариант 2 ( авторитеты - высказывания известных людей) «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (доктор Гааз)

Слайд 16

Вывод: отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным. Андрей Платонов: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию»

Слайд 17

План: 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Сочувствие и сострадание необходимы. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют? К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства? 3. ВЫВОД. Что чувствует живое существо, лишенное любви, сострадания, поддержки?



Предварительный просмотр:

Урок: Подготовка к сочинению на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1. Введение

Заданная тема («Нужны ли в жизнь сочувствие и сострадание?») предполагает, что это будет сочинение-рассуждение, в котором вы должны ответить на поставленный в названии вопрос, опираясь на произведения, которые читали и анализировали на уроках литературы.

РАССУЖДЕНИЕ — тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.

Как правило, композиция рассуждения строится по следующей  модели:

•Тезис

•Доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, ссылки на авторитеты)

•Вывод

Часть І. Тезис

ТЕЗИС (греч. thesis — положение, утверждение) — утверждение, подлежащее доказательству.

Таким образом, в тезисе вы должны сформулировать основную мысль своего рассуждения, а значит ответить на вопрос: о чем вы будете писать. 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно прочитать тему рассуждения. Нам предлагается следующая тема: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Было бы неправильным ответить на вопрос односложно. Ведь ответ очевиден для всех — конечно, нужны. Тема сочинения заставляет задуматься о том, почему это вопрос задан? Поэтому во вступлении порассуждайте о жизни, часто ли в жизни встречается сочувствие и сострадание в  нашей жизни или, к сожалению, очень редко. Также во вступит. части  вы должны привести к тому, что во многих произведениях лит-ры поднимается эта проблема. Авторы заставляют нас вспомнить, что мир вокруг нуждается в нашей заботе и защите.

Часть ІІ. Основная часть. Аргументы

Итак, порассуждав о жизни, о дефиците сочувствия и сострадания, мы переходим к тому, что многие литературные произведения направлены на то, чтобы исправить ситуацию, заставить человека задуматься, напоминают ему, что мир вокруг нуждается в заботе и защите: этого ждут и люди, и животные, и растения — словом, все живое вокруг.

Основная часть вашего сочинения посвящена рассуждению на тему, в котором мы приводим аргументы. Сочинение мы пишем по литературе, поэтому и в рассуждении мы будем опираться на произведения, которые изучили. Давайте вспомним рассказы, стихотворения, которые могут служить убедительным аргументом того, что многие авторы в своем творчестве бьют тревогу, напоминая людям о человечности, доброте, сострадании, которые все реже встречаются в нашей жизни.

1. Рассказ Л. Андреева «Кусака»

2. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

3. Рассказ А. Платонова «Юшка»

Вспоминая прочитанные произведения, вы должны определить их основную тему, идею, раскрыть их проблематику, подобрать цитатный материал, и не забыть, что в рассуждении должно присутствовать ваше отношение к прочитанному.  

Тема, объединяющая эти произведения, имеет нравственный аспект. Авторы поднимают вопрос жестокости окружающего мира, равнодушия людей. В своих произведениях они заставляют задуматься о человечном отношении ко всем: людям, животным, растениям.

А) Рассказ Л. Андреева «Кусака»

Леонид Андреев так писал о своем произведении: «В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».  

Тема сострадания раскрывается в рассказе через описание собаки Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу.

Вспомним ключевые цитаты:

Одиночество собаки, жестокое отношение окружающих: « От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она… Ребята бросали в неё камнями и палками».

Обида на людей, недоверие, озлобленность: «Собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её».

Когда дачники приютили собаку, она привыкала к новой жизни: «Долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара», «и долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которое она не могла понять и на которое она не могла ответить».

Доброе отношение людей преобразило собаку: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака».

Самый трагический момент рассказа наступает, когда дачники бросили Кусаку. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки: «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рёется к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Чему же учит рассказ «Кусака»? Прежде всего — относиться по-человечески к животным, понимать, что они, так же как люди,  способны чувствовать, любить, страдать. Только, в отличие от людей, они не обманут, не предадут. На вопрос: нужны  ли в жизни сочувствие  и  сострадание — Андреев  в рассказе буквально прокричал о том, что оно просто необходимо.

Б) Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

С рассказом Андреева перекликается стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая.

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».  

Анализируя стихотворение Маяковского, мы отмечали с вами, что это не просто стихотворение о лошади. Это попытка философского осмысления человеческой жизни. А упавшая и плачущая лошадь — это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади». Однако возникает вопрос:  почему автор прибегает к такому сравнению? Маяковский нарисовал нам сценку из жизни, описал реалистичную ситуацию, произошедшую в самом центре Москвы: упала лошадь, собралась толпа зевак. Его задача состояла в том, чтобы подчеркнуть, что и он, и лошадь одиноки, а мир вокруг полон равнодушия и жестокости.

В) А. Платонов «Юшка»

О жестокости людей к главному герою  писал в своем рассказе «Юшка» А. Платонов. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

-Давайте вспомним содержание и подберем цитаты, которые можем использовать в сочинении.

Начнём с отношения детей к герою.  Отношение детей к герою было жестоким: они бросали в него камни, комья земли, толкали, смеялись над ним: «Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и потому терзают его».

Жестокое и равнодушное  отношение  взрослых: «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе. Юшка потом долго лежал в пыли на дороге».

Следующая цитата подтверждает мысль, насколько добр Юшка: Юшка верит, что люди его любят:

«- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо

разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях

бывает слепое».

Последняя фраза героя стала приговором людям, которые забыли или не знали вовсе, что такое милосердие и сострадание.

Часть ІІІ. Вывод

В выводе сочинения мы возвращаемся к тезису, в котором подняли проблему недостатка  в мире сострадания и сочувствия. Написать вывод нам помогут следующие вопросы:

Чему научили вас прочитанные произведения?

Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие?

Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему?

Если вы затрудняетесь сделать вывод самостоятельно, вы можете сослаться на авторитеты, т. е. высказывания  известных людей.

Например:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

                                      Ф.И. Тютчев.

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

                                      Б. Пастернак

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (доктор Гааз)

К своему сочинению вы можете подобрать эпиграф.

Эпиграф — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста.

В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.

Пример №1:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Спешите делать добро,

пока не стало поздно.

Гааз

Пример № 2:

Нужны ли в мире сочувствие и сострадание?

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Но нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Ф.И. Тютчев

Обратите внимание, как оформляется эпиграф: в правой стороне страницы, без кавычек. Автор высказывания пишется ниже, без скобок.

В сочинении по литературе обязательно используйте цитаты из произведений, которые вы приводите в качестве аргумента рассуждения.

Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: заменять слова в цитате, менять их местами, изменять грамматическую форму (например, падеж и др.).

РАЗРЕШАЕТСЯ: сокращать цитату, заменяя пропущенные слова многоточием.

В сочинении цитата может оформляться несколькими способами:

Прямая речь:

А)  А. Платонов писал: «Надо любить ту Вселенную, которая может  быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...»

Б) «Надо любить ту Вселенную, которая может  быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» — писал А. Платонов.

Цитата может быть включена в предложение с косвенной речью. При этом цитата выделяется кавычками и начинается со строчной буквы.

Например:

А) Юшка говорил, что «сердце в людях бывает слепое». (по Платонову)

Б) Собралась с силенками, «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла». (по Маяковскому)

Вводные слова

Чтобы ваше сочинение стало искренним и в нем ощущалось ваше присутствие, используйте вводные слова.

Вводные слова — слова, формально не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д.

Например:

Конечно, эта проблема волнует меня в первую очередь. (Конечно — вводное слово со значением уверенности)

Может быть, люди задумаются о своей душе, и тогда, я уверен, мир изменится к лучшему. (может быть — вводное слово со значением предположения и убеждения)

К сожалению, к Юшке все относились жестоко. (к сожалению — вводное слово со значением чувства говорящего).

По-моему, это самый трагический момент рассказа. (по-моему — вводное слово, сообщающее об источнике информации).

Обратите внимание: на письме вводные слова выделяются запятыми.

 



Предварительный просмотр:

Проблемное изучение повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (система уроков)

Разделы: Преподавание литературы


Смысловое сверхядро: “Тарас Бульба”- лироэпическое произведение. Этим обусловлены его содержание и художественные особенности.

Движение эпического сюжета – это история жизни и гибели Тараса Бульбы и его сыновей, это борьба украинского народа за свою независимость.

Движение лирического сюжета – это отражение мира автора, его мировосприятия, его отношения к героям, к миру, к жизни в целом.

Центральный вопрос, которому подчинена вся система уроков по повести: Почему Н.В.Гоголь приводит своего любимого героя и его сыновей к гибели?

Урок 1“Поэма …великих страстей” В.Г.Белинский

На уроке слова Белинского, портрет Гоголя. Проблемный вопрос урока: о чём слова критика?

1 учебная ситуация. Мир Диканьки.

Звучат украинские народные мелодии. Ребята рассматривают сделанные в прошлом году комиксы по повести гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Вопрос. Каким предстаёт перед нами Гоголь по повестям из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”? (возможные ответы: знаток украинского фольклора, любит родину, знаток живого местного народного языка, ценит народ за трудолюбие, верность, находчивость, смелость…)

2 учебная ситуация. Мир Миргорода.

Вопрос – Почему историческая повесть включена в этот сборник?

В 1835 году вышел сборник повестей “Миргород”. 3 ученика кратко пересказывают основное содержание трёх повестей: “Старосветские помещики” - о растительном существовании и смерти двух старичков. “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” - о непримиримой войне двух помещиков. “Вий” - о ничтожности духа человеческого перед нечистой силой. Четвёртый ученик рассказывает историческую основу повести “Тарас Бульба”. Кто такие запорожские казаки (не найдя положительных образов в современной ему действительности, Гоголь нашёл их в истории героической борьбы украинского народа за национальную независимость) Так зачем же включил Гоголь в сборник эту повесть? Только для воссоздания героического прошлого? (не случайно повесть основана не столько на исторических летописях, документах, сколько на народных песнях, которые поются во времена Гоголя, то есть мечта не утрачена, идеал сохранён)

3 учебная ситуация. Гость – сам автор.

Подумайте и задайте автору вопросы. Крупные, проблемные.

Вместе с автором выводим учащихся на центральный вопрос. Центральная тема – прославление подвига казаков, поэтизация подвига Тараса Бульбы. Зачем Гоголь “убил” Тараса Бульбу? – в тетрадь. Можно познакомить учащихся с мнением литературоведов: “Тарас Бульба умирает, так как время войн закончилось, он для мирного времени не подходит, он не сможет жить не воюя”.

Д/з по 1 главе. Вопрос: Почему в начале повести казаки показаны дома? Задания: 1) выразительное чтение по ролям; 2) устно нарисовать светлицу; 3) приготовить рассказ - образ матери; 4) рассказать об отношении Гоголя к героям

Ответим на вопрос урока

(2 главные страсти: любовь к Отчизне и вера в её лучшее будущее водили пером автора)

Урок 2. Знакомство с героями.

Проблемный вопрос: почему героическая повесть начинается с эпизода в доме Тараса Бульбы? (человека характеризует домашняя обстановка, его отношения с близкими людьми. Очень важно автору показать истоки героизма. Что защищают казаки. Важен мотив дороги – дороги от дома в Запорожскую Сечь. Что берут с собой братья в дорогу, кроме благословения матери).

На доске выдержки из сочинений учащихся (якобы): “Гоголь знакомит нас сразу со всеми членами “семьи”; “Мы видим смелость Остапа и трусость Андрия”; “Тарас ненавидит свою жену, свой дом и всё, что в доме”. Читаем главный вопрос и выдержки.

1 учебная ситуация. План рассказа о герое.

По какому плану мы можем строить разговор о герое на основе 1 главы?

  1. Отношение к дому. Описание светлицы.
  2. Отношение к другим героям.
  3. Самораскрытие через речь, поступки.
  4. Отношение автора.

2 учебная ситуация. Самохарактеристика.

Представьте, что Вы герой. Я – Тарас. Расскажите о себе, пользуясь материалом 1 главы. Обратитесь к высказываниям на доске, может быть вы с чем-то не согласны.

Я – жена Тараса, я – Остап, я - Андрий, я – друг Тараса.

Обсуждаем. (Характер Тараса и его жены обусловлен условиями общественной жизни)

Меняется ли отношение Тараса к жене? (при прощании, когда просит благословения сыновей называет уже уважительно – мать) “Тарас был несколько смущён”, уезжая из дома. Как это понять? Тарас печален и взволнован при расставании с домом, женой; хотя по велению времени “Тарас весь был создан для бранной тревоги”.

3 учебная ситуация. Инсценирование – чтение по ролям.

Обсуждаем.

(Расскажите, каким было детство братьев до бурсы, чем занимались, о чём мечтали до 12 лет)

4 учебная ситуация. Сходство и различие братьев.

Найдите эпизод самораскрытия Андрия (разговор за столом – запальчивость, вспыльчивость, бравада Андрия противопоставлена хладнокровию Остапа)

5 учебная ситуация. Мысли автора.

Именно Гоголь строит так повествование. Начав с весёлой потасовки отца и сына, Гоголь постепенно настраивает читателя на серьёзный разговор. Автор объясняет характеры Тараса и его жены, обусловливает их. А над характерами братьев призывает задуматься, понаблюдать, зовёт нас к сотворчеству, к размышлению.

Дом – это первое, что есть у человека. Это – святое.

Спросите себя: чтите ли вы родной дом, его традиции, родителей. В детстве человек мечтает. О чём он мечтает – это он понесёт с собой в дальнейшую жизнь.

Возникает мотив дороги. Зачем? Есть возможность проследить жизненный путь, истоки зарождения героизма и предательства. Что оставляют и куда едут. Дорога, разделённая на две части. Нарисовать, можно устно. Этодомашнее задание.

Урок №3. Истоки героизма и предательства.

Каждый поступок, совершённый человеком, характеризует его, закрепляет какие-то качества. В юности человек может “сделать себя”, проявив силу воли. Происходит становление характера.

Учитель: Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Гоголь даёт читателям подсказки. Не случайно он прослеживает жизнь братьев, показывает их дом, жизнь в бурсе. Один придёт к подвигу, другой – к предательству. И истоки героизма и предательства заложены уже в детстве, юности героев. Гоголь подчёркивает это.

Итак, это наша задача. Найти подсказки Гоголя, определить истоки героизма и предательства.

Пишем тему урока в тетради и на доске. Это и есть проблемный вопрос урока.

1 учебная ситуация. Дорога.

Проверка д/з. Защита своих устных и письменных работ.

Примерно: Тарас оставил могилы друзей, дом, жену, станицу, огромное пространство степи; едет куда – на битву за веру христову – впереди храм (и позади тоже храм), Днепр, оружие, кони, товарищи, недруги- татары, поляки, турки.

Остап – позади детство, игры, дом, храм, мать, друзья, луга, степи; впереди – кони, оружие, отец, Днепр, товарищи, недруги. Андрий – позади красивая полячка; впереди всё то же, что у брата, но затянутое дымкой.

Вывод: отличие братьев в чём показывает нам Гоголь? В отношении к матери. Оба брата были смущены расставанием. Но Остап продолжал думать о матери. А Андрий вспоминал полячку.

Это была первая проверка на подлинность чувств, на подлинность любви к матери, а значит, к Отечеству.

2 учебная ситуация. В бурсе.

В группах проанализировать жизнь братьев в бурсе. Найти контрастные характеристики для заполнения таблицы. Обратите внимание, что Гоголь подчёркивает, что каждый из них обладает достоинствами.

3 учебная ситуация. История с полячкой

Андрий смелый. Он не побоялся: залез к полячке через трубу. Внимательно перечитайте текст и докажите, что Гоголь приводит этот эпизод совсем не для того, чтобы показать смелость Андрия. А для чего? Что мы запишем в таблицу? См. приложение

Андрий ловок, дерзок, но отдаётся порыву, не способен обдумывать свои действия, поэтому перед полячкой растерялся, сделался игрушкой в её руках, предметом забавы.

Выводы по уроку:

Вывешиваем плакат со словами. “Героизм – это особая форма человеческого поведения, когда человек берёт на себя решение какой-то большой задачи, берёт на себя и большую, чем в обычных условиях, ответственность, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях. Героизм всегда приводит к подвигам, то есть к поступкам, которые требуют от человека предельного напряжения воли и силы” (Т.В.Зверс) Подвиг – это, на 90%, готовность к нему.

Ответим на вопрос: кто из братьев готов к подвигу? А кто способен на предательство?

Подумайте, а у вас какие черты характера преобладают: из правого или из левого столбика.

Домашнее задание. Ответить на вопрос: зачем Гоголь так подробно описывает степь? Выучить наизусть отрывок- описание степи.

Урок № 4. “Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!”

Проблемный вопрос: что изменилось бы, если бы не было описания степи? (на доске под темой)

1 учебная ситуация. Описание степи.

Учитель обращает внимание учащихся на выставку рисунков и иллюстраций (выполненных ими и учащимися предыдущих лет) на темы “Степь днём”, “Степь вечером”, “Степь ночью”. Учитель предлагает определить самый удачный рисунок, объяснить своё мнение. Учитель или подготовленные ученики читают наизусть отрывки.

Какие художественные приёмы использовал автор при описании степи? – привести примеры (эпитеты, сравнения, метафоры, оценочные слова, олицетворения…) Всё это не случайно, автор выражает свои чувства, какие? (восхищение, удивление, восторг, гордость, умиление, любование, любовь) Что нравится автору в степи? (безбрежность, свободно растут растения, разнообразен мир растений и животных, гармония, спокойствие…)

Какой рисунок точнее передаёт авторскую идею? Слушаем ещё чтение наизусть.

2 учебная ситуация. Люди степи.

Степь – образ Родины. О степи из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”: “Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда сама ты без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”

Каких людей, по Гоголю, рождает степь? Богатырей. Русь – родина богатырей.

Степь – образ Руси, образ Родины. Степь как мать рада своим детям – казакам, даёт им силы. Докажите по тексту. (Степь “приняла их всех в свои зелёные объятия”, “Всё, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы”)

Гоголь подчёркивает: “приняла их всех”, и Остапа, и Андрия – они, рождённые ею, богатыри, они должны постоять за неё – тема подвига звучит, не ослабевая – они должны послужить верой и правдой своей отчизне. Гоголь даёт Андрию шанс – он, как и все казаки, рождён для подвига во имя Отчизны. Он богатырь, так путь будет таким – ведь всё смутное (а это для Андрия – стремление к личному счастью) слетело с души его и он вместе с отцом, братом и автором любуется степью, готов защищать её.

Вывод по уроку. Если бы не было описания степи, утратилось бы понимание значимости битвы казаков против врагов Отечества. Казаки отстаивают независимость своей Родины, свою личную свободу. Они могут и должны дать отпор врагам – они богатыри, рождённые достойными прекрасной, могучей, свободолюбивой Отчизны. Д/з:приготовить рассказ “Нравы и обычаи Запорожской Сечи”, перечитать эпизоды сражений казаков.

Задание группам: 1. Музыкально-литературный монтаж о Сечи; 2. Письмо Остапа матери из Сечи о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи.

Индивидуальное задание: выразительное чтение речи о товариществе.

Урок №5, №6. Казаки

. Проблемный вопрос: сформулировать тему урока, согласуя её с идеей Гоголя.

1 учебная ситуация. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

1) Литературно-музыкальный монтаж по теме См. приложение

2) Письмо Остапа матери о занятиях братьев в Сечи и о законах Запорожской Сечи (Здравствуй, мамо, шлём тебе весточку. Все мы живы-здоровы: и батько, и Андрий, и я. Мы с Андрием обжились. Приняли нас братья-казаки…)

3)Учитель. Гоголь пишет: “Дыбом встал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы”. Казаки не щадили врагов своих, убивали их жён и детей. Но Гоголь оправдывает зверства казаков, пишет: “Крупною монетою оплачивали казаки прежние долги”. Вспомним горе Тараса, когда он узнаёт о страшной смерти своих товарищей: “Бородавка повешен в Толопане, С Колопера содрали кожу, Пидсышкова голова посолена в бочке”. Таков свирепый XVI век.

Казаки убивали врагов, “добывали себе конной сбруи, дорогих сабель и ружей”.

Вопрос: но почему же среди заветов Запорожской Сечи были такие строгие, как не убий, не укради, не делай долгов, не пьянствуй в походе?

Запорожская Сечь – это не конкретное место, это общество вольных казаков, свободное объединение свободного народа, это братство, основанное на единстве помыслов, дел. Главное дело жизни казаков – защита Родины. Это трудное дело, и казакам важно, чтобы рядом был настоящий друг, которому можно доверять.

2 учебная ситуация. Товарищество

“Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество”

речь Тараса о товариществе выразительно читает ученик.

Работа по группам. Найти доказательства верности товариществу, силы товарищества, веры в товарищество. Подумать над вопросом: как Гоголь относится к идее товарищества

Выбор средств при описании казаков. См. приложение

Прослушиваем результаты работы групп – записываем основное в тетради. Вывод: формулировка темы. “Тарас Бульба” - поэма прославления казачества. Казачество – братство единоверцев, бескорыстно защищающих Родину.

Учитель о возрождении казачества, о значении участия казаков в боях во время Великой Отечественной войны. Фонограмма “Едут, едут по Берлину наши казаки”.

Предметные связи: см. приложение

Урок №7 “Я тебя породил, я тебя и убью” Урок аналитического чтения.

Проблемный вопрос: был ли праведным суд отца над сыном?

1 учебная ситуация. Остап и Андрий – воины.

Зачем автор, подробно описывая героев в начале повести, вновь характеризует их? Как он их характеризует?

Братья показаны в обстановке суровых военных действий, и в этот период раскрываются не только уже известные нам особенности их характеров, но и новые.

Мы знаем о ярко выраженном чувстве человеческого достоинства у Остaпа, о его стойкости, преданности товариществу. Теперь перед нами Остап - воин, член запорожского войска. В каждом слове повествователя чувствуется гордость, восторженное отношение к герою. Выделим авторские оценки: "Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он вмиг мог вымерять всю опасность и все положение дела… Уже испытанной уверенностью теперь стали означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва".

Всё то лучшее, что привлекало в характере Остапа – юноши, развивается и углубляется в Остапе-воине, делает его человеком, с которым считаются бывалые запорожцы. Говоря об Остапе, Гоголь снова прибегает к сравнению “крепкие как львы”, которое для него является наивысшей оценкой и словно сливает воедино авторскую оценку молодого богатыря с оценкой Тараса: “О, да это будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!”

Характеризуя Андрия, автор снова сравнивает братьев. Восторженные речи о замечательном свойстве Остапа “в один миг …вымерять всю опасность… найти средство, как уклониться от неё, чтобы потом вернее преодолеть её”, соседствуют с характеристикой Андрия: “он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы”. Для него битва - лишь азартная игра, бешеное увлечение, которое столь сильно охватывает его душу, что он не только не думаете о тех, с кем сражается, но не помышляет и о собственной безопасности, несётся, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесённых, бросается в совершенно немыслимые по отваге схватки, “понуждаемый одним только запальчивым увлечением”, а не острой необходимостью. Это настораживало, заставляло задуматься Тараса, но, видя, что сын совершает буквально чудеса, старый воин не мог не гордиться Андрием: “ И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый, добрый тоже вояка” “Но не Остап” – Гоголь подчёркивает разное поведение братьев в бою.

2 учебная ситуация. Предательство.

Когда нарастает тревога Тараса?

Когда заскучал Андрий во время долгой осады города Дубно. И провозглашает Тарас: “ Не тот добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит”

Но по-разному ведут себя братья. Остап нашёл себе дела, а Андрий сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце”. Он неудовлетворён происходящим, не в силах вытерпеть скуку. Когда появилась служанка панночки, “много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака”. Какие чувства переполняют казака? Происходит ли борьба между чувством долга и чувством любви? Можно ли доказать, что Андрий предал своих товарищей ещё до того, как встретился с панной и отрёкся от Родины?

У Андрия не было колебаний, не было сомнений в правильности своих действий. Столь сильным было его личное чувство, что он мгновенно забыл о том, кем является, зачем находится здесь под Дубно, забыл о Родине, о товарищах, крадучись по спящему лагерю, Андрий “подивился” той беспечности, которая царила в запорожском войске. “Хорошо, что нет близко никакого сильного неприятеля и некого опасаться”, - подумал Андрий. Но вскоре он не только узнает о подземном ходе, которым могут воспользоваться поляки, но и о том, что его соратникам грозит прямая опасность: на выручку осаждённым движутся хорошо вооружённые полки. Узнав об этом от татарки, Андрий ничего не предпринимает, чтобы спасти товарищей. Его волнует только встреча с панной, а не судьба близких. Ради своего личного счастья он, не задумываясь, предаёт то общее дело, которому служили лучшие сыны отечества, его отец, брат.

В первые минуты отдавшись порыву, Андрий не осознаёт, что делает, но когда его заметили Остап и Тарас - видимо, понимает. Недаром он в испуге закричал на Остапа, а когда его заметил Тарас, “сердце Андрия замерло… Андрий стоял ни жив ни мёртв, не имел духа взглянуть в лицо отцу”. Андрию ясно, что он совершает что-то постыдное, неблаговидное. Предательство ли это?

3 учебная ситуация. Андрий – враг.

Рисуя встречу с полячкой, Гоголь даёт портрет Андрия. Какое же содержание заключено в этой прекрасной форме? Происходит ли изменение в отношении читателя к Андрию по мере развёртывания событий?

Андрий в первые минуты “вознегодовал на свою казацкую натуру”. Ремарка свидетельствует о том, что Андрий стыдится того, что он – казак. Стыдится самой сути своей. Может быть, Андрий потерял голову от любви? Любовь вскружила голову.

Имеет же право человек на личное счастье? Выскажите своё мнение.

Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним.

У Андрия потребительское, а не общественное сознание. Андрий – эгоист.

Комментируем речь Андрия, оценивая каждое произнесённое им слово. Как отзывается Андрий о главном, что есть в жизни у каждого человека: о семье, о товарищах, Отчизне? “А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!” Чем является, с его точки зрения, Родина для человека? “Отчизна моя – ты!” - говорит Андрий панне.Каким образом хочет Андрий отстоять своё личное счастье? “И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!”

Андрий не просто предатель, он превращается в активного врага. Вспомним ещё, что он говорит Янкелю: “Скажи, что отец – не отец, брат – не брат,..и что я буду биться со всеми”.

Андрий – враг, которому нет оправдания. Автор беспощадно судит героя: “И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянёт и день, и час, в который породил на позор себе такого сына”.

4 учебная ситуация. Казнь изменника.

Справедливый ли суд творит Тарас, убивая своего сына?. Легко ли ему сделать это? Понимает ли Андрий свою вину? Какого его поведение перед смертью? Почему отец – “страшный”? Почему Андрий не смотрит в глаза отцу?

Гоголь сравнивает Андрия с “псом” Одно из значений слова “пёс” по словарю Ожегова – “человек, готовый на любые низкие поступки, дела”. Наказание изменника, предание его смерти – справедливо. Он сам осознаёт это, поэтому и “затрясся всем телом, и вдруг стал бледен”. Боль, искренняя скорбь звучит в словах Гоголя при описании Андрия в момент его смерти. Учитель читает.

В каком произведении автор тоже выражает скорбь по поводу утраты молодого, удалого героя, который гибнет не потому, что слаб, а потому что он преступил нравственный закон, значит виновен и должен понести заслуженную кару. (Кирибеевич из поэмы М.Ю.Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”) Гоголь, как и Лермонтов, выражает народную точку зрения. Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей, несмотря на то, что этот изменник – его сын. Ведь “нет уз святее товарищества”. И если в первой редакции повести Тарас хоронит сына после казни, то в окончательном варианте этого эпизода нет. И это правильно. Почему?

Идёт тяжёлый бой. Нет времени у Тараса на личное горе, на личные дела.

Д/з. Подумайте над центральным проблемным вопросом: почему Гоголь “погубил” Остапа и Тараса? Составить киносценарий или диафильм по эпизодам “Остап перед казнью”, “Гибель Тараса” - на выбор, можно по группам.

Урок №8 “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!”

Защита творческих работ и обсуждение их. Работы предполагают детальный анализ текста.

Почему Гоголь так подробно описывает казнь Остапа?

На протяжении всей повести братья сравнивались. И здесь Гоголь употребляет приём антитезы. Позорной смерти Андрия – изменника противопоставляется героическая смерть Остапа. Андрий умирает один. Остап среди товарищей. Остап берёт на себя самое трудное, так же как в бурсе, в боях. Он показывает пример товарищам, пример доблестной смерти ради товарищей, поддерживая их, Остап стоически терпит муки.

Тарас гордится своим сыном и приходит ему на помощь в самую трудную минуту. Отклик Тараса – это готовность продолжить дело товарищества, это показатель духовного родства с сыном. Не случайно “миллион народа в одно время вздрогнул”. Пусть трепещут враги. На поминки Остапа и его друзей, “поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа”.

Тарас гибнет, спасая товарищей. Нужен ли эпизод с люлькой? Что он даёт для понимания душевного состояния Тараса?

Велико презрение к врагам, даже в мелочи не желает Тарас уступать ляхам. А может быть это повод остановится, так унизительно положение бегущего. Эпизод помогает показать пренебрежение Тараса к противнику, атаман показывает товарищам пример стойкости, мужества. Он не жалеет о содеянном, не думает о собственной безопасности. Уже нет родных детей Тараса, но все казаки для Тараса как дети его. И он, пригвождённый над костром, не может смотреть на бессмысленную гибель товарищей, и несмотря на боль всеми силами пытается спасти казаков. А когда ему это удаётся, “радость блеснула в глазах его”.

Какой же силы должно быть чувство товарищества, солидарности с братьями по духу, чтобы в момент собственной гибели думать только о других!

Тарас гибнет, а повесть не оставляет впечатление горя, трагедии, безысходности!

Почему? Заканчивается повесть пейзажной зарисовкой: ярко описана жизнь сильной реки Днестр. И по этой реке плывут спасённые Тарасом казаки, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана”. А это значит, память о Тарасе не умрёт, дело его продолжат братья по духу.

Предметные связи: см. приложение



Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ    УЧИТЕЛЬСКИЙ   ПОРТАЛ     http://easyen.ru

  • Автор дает согласие использовать данный ресурс только для ознакомления и проведения уроков.
  • Нельзя присваивать себе авторство данного ресурса, даже если будут внесены изменения.
  • Нельзя публиковать данный ресурс без согласия автора.
  • В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

Филоненко Оксана Сергеевна - учитель русского языка и литературы

2.

Название ресурса

Литературный диктант по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

3.

Вид ресурса

Литературный диктант

4.

Предмет, УМК

Литература, 7 класс. Любой УМК

5.

Цель и задачи ресурса

Проверка знаний

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

7 класс

7.

Программа, в которой создан ресурс

8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Может быть использован для самостоятельной работы на уроке.

Цель: Проверка усвоения содержания  прозаического текста после его прочтения в тестовой форме.

Задачи:

- Формировать мотивацию к внимательному чтению прозаического текста, интерес к художественной литературе.

 - Развивать мыслительную деятельность, корректировать память, внимание.

9.

Источники информации (обязательно!)

Литература. 7 кл.  / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе в 7 классе

за I полугодие

1. Летописание на Руси началось:   А) в Х веке         б) в ХI веке              в) ХII веке

2. Первым летописцем был монах:  А) Никон            б) Нестор                 в) Сильвестр

3. Летопись – это:

А) произведение древнерусской литературы, содержащее записи исторических событий по годам.

Б) исторический документ

В) повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях.

4. Тема произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»:

А) трагедия «маленького человека»

Б) любовь истинная и ложная

В) отношения между родителями и детьми

5. Картинки, украшавшие обитель смотрителя, являются:

А) свидетельством религиозности и набожности хозяев

Б) скромным украшением  небогатого жилища

В) предзнаменованием будущих трагических обстоятельств.

6. Предложение: «Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев» - представляет собой:

А) рассуждение          б) описание          в) повествование

7. Жанр фольклора:  А) сказка     б) поэма      в) рассказ

8. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:

А) сказки      б) песни      в) былины

9. Для былин характерно:  А) гипербола     б) иносказание     в) нравоучение

10. Автор строк: «Что имеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…  Леность ведь мать всему дурному…  Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее»:

А) М.В. Ломоносов     б) Владимир Мономах         в) А.С. Пушкин

11. Автором строк:

… О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны! -           является:

А) Г.Р. Державин     б) А.С. Пушкин          в) М.В. Ломоносов

12. В строках:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

Г.Р. Державин размышляет о:

А) человеческой жестокости

Б) необходимости свободы для творчества

В) необходимости защиты всего живого

13.Соотнеси элементы композиции поэмы «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и соответствующие им элементы произведения:

А) экспозиция              1  встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной

Б) завязка                      2 казнь Калашникова            

В) кульминация           3 рассказ о могиле  

Г) развязка                   4 пир у царя Ивана Грозного

Д) эпилог                     5 сцена кулачного боя  

14. Тема повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:

а) героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтой

б) история семьи Тараса Бульбы

в) быт и нравы Запорожской Сечи

15. Героев – запорожцев с былинными богатырями роднит:

А) стремление к славе

Б) физическая сила

В) героическая борьба за свободу и независимость родины.

16. С какой целью введен рассказ о жизни Остапа и Андрия в бурсе?

А) дать более глубокое представление о братьях

Б) показать истоки предательства Андрия и героизма Остапа

В) рассказать об украинской бурсе

17. Какое впечатление произвела на вас повесть «Тарас Бульба»? Какие четы характера Тараса Бульбы вы считаете главными?



Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по теме:

«Древнерусская  литература.  «Поучение Владимира Мономаха»

Цель:

  • заострить внимание учащихся на положительном влиянии Христианства на развитие русского государства.
  • развитие логики, умение анализировать  предложенные тексты, выделять общее,  на этой основе  создавать собственный текст;
  • воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.

Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, высказывания о древнерусской литературе великих людей, информационная основа -  сайты в Интернете http://www.monomah.vladimir.ru/ 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Я. Смеляков

Ход урока:

I. Оргмомент

Слайд 1 

Объявление темы и целей урока

II. Слово учителя.

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу ? На этот вопрос лучше ответят классики русской литературы И.С.Тургенев и Д.С.Лихачев.

Слайд 2

«Да, русская старина нам  дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в живой связи с  действительностью с  нашим  настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от  нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.»  И.С. Тургенев

Слайд 3

           «Чем интеллигентнее человек, тем больше он способен понять, усвоить, тем шире его кругозор и способность понимать и принимать культурные ценности – прошлого и настоящего. В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих проблем истории русской литературы ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы…» Д.С.Лихачев

III. Объяснение нового материала. (Лекция).

Слайд 4     

Иисус пришел к человечеству   почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском г. Вифлееме. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он 33 года. И только последние 3 года он посвятил служению людям.

Вопрос к классу: Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?

(Учение Христа, те моральные, внутренние законы человеческого общения, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди).

Слайд 5

Запись Нагорной проповеди

«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»

«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...»

«Ещё слышали, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». Л Я говорю вам: «Не клянись вовсе... <...> Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

Вопрос к классу: чему учит Нагорная проповедь?

IV. Индивидуальное задание. Рассказ о Владимире Мономахе.

Слайд 6

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 года — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах получил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году половцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс русским людям. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось. В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.

Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

Слайд 7

1113-1125 – 12 лет княжения.

 За 12 лет княжения:

усмирил печенегов, тюрков, берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей.

строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые.

написал духовное завещание детям своим.

Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на степь (на половцев) (XI-XII века).

Слайд 8

Именно в это время составляется замечательный памятник русского летописания – «Повесть временных лет», проникнутая единой мыслью о русской земле, о ее защите, о единении Руси. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…».

Слайд 9

Время Владимира Мономаха хорошо характеризует  и его собственное сочинение – «Поучение» (сохранилось в единственном списке Лаврентьевской летописи 1377 г. в испорченном виде.

→ Что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авторы поучений?

→  Прочитайте  поучение Владимира Мономаха, подумайте, как вы его понимаете, найдите верный тон, убедительные интонации.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…»,  - так сердечно звучат слова Мономаха.

V. Беседа с учащимися.

    Какие  советы Мономаха запомнились?

Слайд 9

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не  предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и  тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека,  не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Вопрос к классу: Как вы к ним отнестись? Можно ли считать их полезными в наше время?

  Слайд 10

  VI. Творческая работа учащихся.

Попробуйте сами составить письмо-наставление или поучение своим младшему  брату или сестре.

Подумайте,  что хотелось бы им посоветовать, от чего уберечь, что внушить.

Напоминаю, что в поучении Владимира Мономаха есть и советы, есть и примеры – рассказы из жизни, оживляющие рассуждения, убедительно подтверждающие его мысли.

  Слайд 11

Домашнее задание:

Самостоятельная исследовательская работа.

Сопоставьте отрывки из «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха»

В чём текст «Поучения» перекликается с заповедями Иисуса Христа?



Предварительный просмотр:

Герой — 1. Мужествееный человек, способный на подвиг или совершившего его.Человек, которым все восхищаются.

2. Активный участник тех или иных событий. Действующее лицо, персонаж  произведения.

  • Характеристика литературного героя.

План характеристики героя литературного произведения .
1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя. 4. Семья, полученное воспитание, история жизни. 5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ты в ответе за тех, кого приручил» (по произведению Л. Н. Андреева «Кусака» (1901)

Слайд 2

Анализ рассказа «Кусака» Автор: учитель МОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики Селянкина Галина Юрьевна

Слайд 3

Эпиграф к уроку: Мы так оскудели, что нам от словца От злого прикрыться-то нечем. Друзьям и родным надрываем сердца И души друг другу калечим. Николай Якунин.

Слайд 4

О как же выдержит рассудок Могучий ураган судьбы. В нем столько дьявольского свиста, Попробуй сердце отворить, Все то, что стыдно и нечисто, Тебя хотело б повалить. В нем столько мути, праха, дыма И скрыта вечная стезя. Но устоять необходимо, И сердце затворить нельзя ! Ирина Семёнова.

Слайд 5

Оборудование: 1) портрет Л. Андреева; 2 ) выставка книг Л. Н. Андреева; 3 ) иллюстрации о животных. 4) компьютер; 5 ) проектор.

Слайд 6

Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Л. Андреева (1871 - 1919). 2. Помочь ученикам увидеть серьёзную нравственную проблему, поставленную писателем в своём произведении - проблему ответственности человека за свои поступки, проблему выбора, которая стоит перед каждым из нас. 3. На основе данного произведения подвести учащихся к пониманию того, что не только о бездомном и покинутом животном написано это произведение, но и о неприкаянной и одинокой человеческой душе. 4. Воспитывать чувство ответственности к «братьям нашим меньшим», к природе вообще, чувство ответственности по отношению к ним; а также такие нравственные черты характера, как милосердие, сострадание, отзывчивость, чуткость, душевность. 5. Способствовать выработке навыков выразительного чтения.

Слайд 7

Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным. Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку. Сострадание, жалость, сожаление, сочувствие, соболезнование, участие. Сострадательность , милосердие, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (уст.), благость (уст. книжн.). Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность.

Слайд 8

(1871 - 1919).

Слайд 9

1898 г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры. - «Алеша - дурачок» - «В Сабурове». 1899 г. - в «Журнале для всех» - «Петька на даче». 1900 г. - знакомство с Горьким. Затем появляются рассказы: «Ангелочек», «Молчание», «Жили-были», «Набат», «Стена», «Бездна», «Иностранец», «В тумане» и др. 2 цикла фельетонов «Впечатления» и «Москва». «Этапные» произведения Л. Андреева: «Баргамот и Гараська» (1898). «Красный смех» (1904). «Жизнь Василия Фивейского» (1906). «Жизнь человека» (1907). «Рассказ о семи повешенных» (1908). «Дневник Сатаны» (1918).

Слайд 10

Но для нас в его творчестве более всего важны не выводы, к которым приходил писатель, а сами поиски истины. Его произведения дороги нам жгучим ощущением противоречий времени, непримиримостью ко злу, порывами из тьмы к свету, защитой прав социально обездоленной личности, отстаиванием гуманистических ценностей.

Слайд 11

Л. Андреев всегда в тревоге за человека, чтобы тот не жил хлебом единым, не погрязал в мелочах. Он зовет отрешиться от повседневной суеты, эгоистических забот, мещанского прозябания и задуматься над высшими целями человеческого существования. Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных несчастных.

Слайд 12

Анализ рассказа «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Слайд 13

Отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых.

Слайд 14

1. Есть ли у вас собака ? 2. Расскажите, за что вы ее любите, и смогли бы вы обмануть, предать своего друга? 3. Кто из русских писателей, кроме Л. Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга?

Слайд 15

«Муму» И. С. Тургенева; «Каштанка» А. П. Чехова; Рассказы Л. Н. Толстого о собаке: «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Собака, петух и лисица», «Булька», «Бешеная собака» и др.; «Белый пудель» А. И. Куприна; «Белый Бим черное ухо» Г. Н. Троепольского и др.

Слайд 16

Давайте определим тему и идею произведения.

Слайд 17

Тема милосердия и жестокости человека, тема ответственного отношения к животным . Обращение к записям на доске). Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Отзывчивость, чуткость, участливость, сердечность, душевность. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 18

Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана).

Слайд 19

1) Жизнь Кусаки до встречи с «добрыми людьми». 2) Как Кусака получила свое имя. 3) Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми. 4) Отъезд дачников. 5) Кусака снова одна.

Слайд 20

7. Понравился ли вам рассказ ? 8. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»? 9. Какие моменты вам запомнились, взволновали вас? 10. Так как же жила Кусака до встречи с людьми? 11. Почему Кусака боялась людей? 12. Как она получила свое имя? 13. Почему она полюбила Лелю? 14. Как относились Леля и другие дети к Кусаке? 15. Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?

Слайд 21

Зачитать отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям...». «И в ту же минуту подкравшаяся собака...». «Единственное, что могла Кусака...».

Слайд 23

Давайте найдем в тексте слова для характеристики Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима. Кусака одинока 1. Никому не принадлежала. 2. Не было имени. 3.«Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью». Кусака любит и любима 1. Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. О пище не надо заботиться. 2. Появилось имя. 3. «Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». «Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости».

Слайд 24

Кусака одинока 4. Ребята бросали камнями и палками. 5)Взрослые весело улюлюкали и страшно свистали; 6)Зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу. 7)Не доверяла людям, иногда со злобою набрасывалась и пыталась укусить. Кусака любит и любима 4. Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. 5)Ласкали и играли с ней. 6)У нее отняли нестерпимую злобу. 7)Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

Слайд 25

Природа тоже неравнодушна к судьбе Кусаки. 16. Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы?

Слайд 26

1) долгая морозная зима 2) черные окна пустой дачи 3) желтыми огнями загорелась осень 4) заплакало небо 5) частые дожди, холод, слякоть 6) мрак осенней длинной ночи 7) неприветливое небо 1) наступила весна 2) тихая дача огласилась громким говором 3)солнце, тепло 4) ясное небо 5) весенний воздух 6) цветущие яблони и вишни

Слайд 27

17. Почему Кусаку не взяли в город? Как вы оцениваете этот поступок? 18. Хорошо ли поступила Леля по отношению к своему другу? 19. Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему? Кусака о Леле или Леля о Кусаке? 20. Как бы вы поступили на месте Лели?

Слайд 28

Зачитать конец рассказа со слов «Наступила ночь». 21. О чем бы сказали нам собаки своем воем, если бы умели говорить человеческим языком? 22. Что вам слышится в вое собаки?

Слайд 29

Людские души - души разные, Не перечислить их, не счесть. Есть злые, добрые и праздные, И грозовые души есть. Иная в силе не нуждается, Её дыханием коснись - И в ней чистейший звук рождается, Распространяясь вдаль и ввысь. Другая хмуро - неотзывчива, Другая каменно – глуха. Для света звезд Для пенья птичьего, Для музыки и для стиха. В. Тушнова.

Слайд 30

Подведение итогов. 1) Чему вас научил этот урок? 2) Получили ли вы что-нибудь новое на этом уроке? 3) Какие выводы для себя вы сделали?

Слайд 31

Домашнее задание. Написать ответы на вопросы: 1. О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»? 2. Что надо изменить в жизни, чтобы рассказ «Кусака» имел счастливый конец?