Главные вкладки

    Материал к урокам русского языка 5 класс

    Чанцева Татьяна Владимировна

    Предварительный просмотр:

    Раздел VI. Имя существительное

    Вариант 1

     Часть 1

    К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых   только один правильный.

    1. Укажите слово, которое является самостоятельной частью речи.

    1) над              3) мир

    2) из-за           4) но

    2. Имя существительное — это

    1) служебная часть речи

    2) часть речи, которая обозначает признак предмета

    3) второстепенный член предложения

    4) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает        на вопросы кто? что?

    3. Укажите предложение, в котором существительное является дополнением.

    1) Все растения уже отцвели.

    2)  Решился чёрт украсть месяц.

    3) Она была воспитана по-старинному.

    4) Ложь бывает доброй или злой.

    4. Укажите строку, в которой все существительные являются неодушевлёнными.

    1) город, жизнь, Родина, избушка

    2) борьба, стена, царь, поэт

    3) остров, площадь, мальчик, медведь

    4) сердце, страна, друг, зайчонок

    5. Укажите, какая характеристика выделенного в предложении слова неверна:

    Благородное животное десять раз рисковало жизнью.

    1) жизнью — это имя существительное

    2) это существительное нарицательное

    3) это существительное одушевлённое

    4) в предложении является дополнением

    6. Укажите строку, в которой все существительные женского рода.

    1) молодёжь, картофель, буфет                      3) вестибюль, картошка, метро

    2) ладонь, простыня, полотенце                     4) тень, мозоль, потеря

    7. Укажите ошибку в определении рода существительного.

    1) стройная лань                                         3) чёрный кофе

    2)  розовая фламинго                                 4)  красивое колье 

    8. У какого существительного неверно образована форма множественного числа?

     1) учитель — учителя                     3) мастер — мастера

      2)торт — торты                              4) доктор — докторы

    9. Укажите слово, которое имеет форму только множественного числа.

    1) ножницы                                                 3) углы

    2) колосья                                                    4) дожди

    10. В каком слове неверно поставлено ударение?

    1) средА                                            3) дОговор

    2) агЕнт                                             4) диспансЕр

    11. Укажите слово с ударением на первом слоге

    1) каучук                                           2) партер

    3)  ремень                                          4) статуя

    12. Укажите слово, которое имеет форму только единственного числа.

    1) праздник                                           3) автомобиль

    2) верхушка                                           4)  темнота

    13. Укажите существительное 3-го склонения.

    1) площадкой                                         3)  тополем

    2) оттепелью                                           4) креслом

    14. Укажите существительное в предложном падеже.

    1) с людьми                                              3)  на дереве

    2) под землёй                                            4) к морю

    15. В каком слове в окончании пишется буква И?

    1)  бежать по алле...                           3) подойти к опушк...

    2) остановиться на станци...              4)  находиться в галере...

    16. В каком предложении в окончании существительного на месте пропуска пишется буква Е?

    1) Передайте Мари... о моей просьбе.

    2) К Евдоки... Семёновне приехал внук.

    3) Позвони сегодня Ксени...

    4) Я смотрел передачу о Софь... Ковалевской. 

    17. Укажите строку, во всех словах которой пишется Ь.

    1) доч..., дич..., рощ..., залеж...

    2) упряж..., дач..., училищ..., пейзаж...

    3) рож..., стеллаж..., шпионаж..., груш...

    4) вещ..., роскош..., гооеч..., печ...

    18. Укажите предложение с именем существительным собственным.

    1) Соперники одной дорогой всё вместе едут целый день.

    2) Наш витязь старцу пал к ногам.

    3) Ах, витязь, то была Наина!

    4) Среди лесов, в глуши далёкой, живут седые колдуны.

    19. В каком варианте ответа неверно образована форма родительного падежа множественного числа существительного?

    1) ящик апельсинов                                     3) десять полотенцев

    2) группа инженеров                                   4) пара ботинок

    20. Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква Е.

    1) экипаж...м, гараж...м, массаж...м

    2) трикотаж...м, этаж...м, тираж...м

    3) финиш...м, реванш...м, душ...м

    4) репортаж...м, рубеж...м, чертеж...м

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

    (1) Если бы в зверином царстве проводились конкурсы красоты, тигр наверняка завоевал бы первое место. (2) Что стоит хотя бы его наряд — великолепный меховой комбинезон, оранжевый в чёрную полоску. (3) А рост? (4) Длина тигриного тела от кончика носа до начала хвоста — почти три метра. (5) Весит эта махина больше трехсот килограммов. (6) И тем не менее тигр ловок и грациозен. (7) Преследуя добычу, может проползти бесшумно десять километров.

    21. В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.

     22. Из предложения 1 выпишите существительное 1-го склонения.

    23. Каким членом предложения является слово тигр (предложение 6)?

    24. Из предложения 2 выпишите слово с сомнительной согласной в корне.

    25. Укажите спряжение глагола весит (предложение 5). Свой ответ запишите цифрой.

    26. Из предложения 1 выпишите существительное в родительном падеже.

    27. Сколько звуков в слове десять (предложение 7)? Свой ответ запишите цифрой.

    28. Из предложения 4 выпишите прилагательное.

    Раздел VI. Имя существительное

    Вариант 2

    Часть 1

    К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только

    один правильный.

    1. Укажите слово, которое является самостоятельной частью речи.

    1) не                                        3)сад

    2) под                                      4) чтобы

    2. Имя существительное — это

    1) часть речи, которая обозначает действие предмета

    2) значимая часть слова

    3) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    4) второстепенный член предложения

    3. Укажите предложение, в котором существительное является дополнением.

    1) Улыбнулись сонные берёзки.

    2) Я привязал лошадь к забору и вошёл в дом.

    3) Гремят раскаты молодые.

    4) Впереди маячат высокие горы.

    4. Укажите строку, в которой все существительные являются неодушевлёнными.

    1) царство, журнал, лётчик, царица

    2) сила, государь, читатель, воин

    3) звёзды, иней, Отечество, равнина                                                                              

    4) клен, хлеб, тренер, лиса

    5. Укажите, какая характеристика выделенного в предложении слова неверна.

     В лазури пламенной и чистой лениво тают облака.

    1) облака — это имя существительное

    2) начальная форма — облако ,                              

    3) стоит во множественном числе

    4) в предложении является дополнением

    6. Укажите строку, в которой все существительные женского рода.

    1) пыль, какао, тюль                                3) фамилия, роль, старость

    2) молния, тополь, путь                            4) аптека, юноша, госпиталь

    7. Укажите ошибку в определении рода имени существительного.

    1) трамвайный рельс                       3) душистый шампунь

    2) чёрная рояль                                 4) новое пианино

    8. У какого существительного неверно образована форма множественного числа?

    1) выбор — выборы                            2) адрес — адреса

    3) офицер — офицера                         4)тренер — тренеры

    9. Укажите слово, которое имеет форму только множественного числа.

    1)  стулья                                           3) апельсины

    2) лестницы                                 4) хлопоты

    10. В каком слове неверно поставлено ударение?

    1)  среЕдство                                  3)аргУмент

    2) ломОть                                        4) диспансЕр

    11. Укажите слово с ударением на первом слоге.

    1) фарфор                           3) лоскут

    2) щавель                            4) искра

    12. Укажите слово, которое имеет форму только единственного числа.

    1) дорога                                     3) камень

    2) студенчество                          4) монета

    13. Укажите существительное 3-го склонения.

    1) с альбомом                                 3) в госпиталь

    2) над батареей                               4) за местностью

    14. Укажите существительное в предложном падеже.

    1)  над кручей        3) из рогатки

    2) в театре             4) через болото

     15. В каком слове в окончании пишется буква И?

    1) приехать к дочк...

    2) играть на гитар...

    3) отдыхать в санатори...

    4) сидеть в вестибюл...

    16. В каком предложении в окончании существительного на месте пропуска пишется буква Е?

    1)  Мы обратились за помощью к Лиди... .

    2) Не забывайте о маленькой Валери....

    3) О бабушке Ксени... писали в газете.

    4) Я пойду сегодня в гости к Наталь..:.

    17. Укажите строку, во всех словах которой пишется Ь.

    1) мощ..., карандаш..., шалаш..., луч... .

    2) брош..., пастбищ..., патронташ..., плащ... .

    3) дрож..., упряж..., бреш..., тиш....

    4) помощ..., роскош..., ковш..., туч... .

    18. Укажите предложение с именем существительным собственным.

    1) Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

    2) Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

    3)  И с невестою своей обвенчался Елисей.

    4) Дома в ту пору без дела злая мачеха сидела.

    19. В каком варианте ответа неверно образована форма родительного падежа множественного числа существительного?

    1) пара валенок                              3)корзина яблок

    2) несколько солдатов                   4) пять блюдец

    20. Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропусков пишется буква Е.

    1) ландыш...м,  ерш...м,  камыш...м

    2) зародыш...м,  этаж...м,  плющ...м

    3) выигрыш...м,  борщ...м,  овощ...м

    4) клич...м,  плач...м,  блюдц...м

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

    (1) Рецепт изготовления дымковской игрушки не так прост. (2) Сначала замешивают из красной глины и песка тесто. (3) Из него лепят фигурки, а затем обжигают в печи. (4) Раньше это делали в русской печке, отчего из труб шёл тёмный дым. (5) После обжига фигурки расписывают мастерицы. (6) Здесь каждая мастерица работает по-своему.

    21. В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.

    22. Из предложения 2 выпишите существительное 1-го склонения.

    23. Каким членом предложения является слово фигурки (предложение 5)?

    24. Из предложения 1 выпишите слово с приставкой.

    25. Укажите спряжение глагола замешивают (предложение 2). Свой ответ запишите цифрой.

    26. Из предложения 4 выпишите существительное в именительном падеже.

    27. Сколько звуков в слове каждая (предложение 6). Свой ответ запищите цифрой.

    28. Из предложения 3 выпишите все предлоги.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Контрольная работа по теме: «Имя существительное».

    Слайд 2

    Выпишите одушевлённые имена существительные. Футбол, футболист, осина, бабочка, ландыш, собака, речь, счастье, лётчик, детство, герой, соловей, художник. Дворник, дворик, берёза, комар, ромашка, котёнок, слово, радость, шофёр, юность, чемпион, ворона.

    Слайд 3

    Раскройте скобки, запишите словосочетания только с именами собственными. Газета, честный («Труд»,труд ); сырок , крепкая («»Дружба», дружба ); (Ч, ч) ёрное море, небо; ( К,к ) раснодарский край, друг; лёгкий (П, П) ушок ; кукла, конфеты (Алёнка, «Алёнка»). Журнал, родная («Природа»,природа); сырок, большая («Волна»,волна); (М, м) осковская область, подруга); ( Б,б ) елое море, полотенце, собачка, маленький (Ж, ж) учок ; дочка («Машенька», Машенька).

    Слайд 4

    Выпишите существительные – 1 вариант - мужского рода. 2 вариант – женского . Рояль, педаль, братик, удаль, роль, мозоль, рельс, край, гербарий, тюлень, кофе, пень, цемент, дядя. Прорубь, тюль, сестричка, даль, бровь, фея, гуашь, репа, фамилия, иней, июль, фасоль, повидло, моль, туфля.

    Слайд 5

    Выпишите существительные, употребляющиеся только в единственном (1 вариант) или во только во множественном числе (2 вариант). Темнота, сумерки, горе, счастье, смелость, подвиг, растение, бензин, нефть, тефтели, шашки, сок, молодёжь. Потёмки, мрак, невзгоды, радость, геройство, отвага, хлопоты, сливки, опилки, грабли, молоко, пяльцы, щавель.

    Слайд 6

    Грош…, груш…, дрож…, рож…, рощ…, пустош…, суш…, морж…, корж…, реч…, гореч…, с плеч…, теч…, задач…, доч…. Камыш…, мыш …, мощ …, помощ …, молодёж …, галдёж…, ёж…, лыж…, клич…, кулич…, дич …, дач…, удач…, плач…, печ …, мелоч …. С Ь или без?

    Слайд 7

    При чтени … повест …, на спектакл … в театр…, в телеграмме от тёт … Наталь…, в изложени … о Болгари …, в ине …, в беседке, около сирен…, на перемен… в школ…, о Геннади …, в цитат… из лекц …, призыв к революци …. При решени … задачк …, на выступлени …в цирк…, письмо к дочер …Маш…, в сочинени … об Итали …, на юбиле … в гимнази …, в палатк … около ел…, на урок… в класс…, о Натали… и Марь…, в отрывке из повест …, на служб… в артиллери …. И или Е?

    Слайд 8

    Дворц …м, калач…м, ш … рох , товарищ…м. ш …пот, ч… рный , пшениц … й , сторож…м, крыж…вник, щ … тка , волч …нок, старич …к. бойц …м, грач…м, багаж…м. Крыльц …м, кулич…м. ш … ссе , училищ…м, ж… лтый , медвеж …нок, реч … нка , полотенц …м, страж… й , обж … ра , пч … лка , врач…м, уч …ба, чертеж…м. О или Е (Ё)?

    Слайд 9

    Клюв…к Диванч…к Шалаш…к Песоч…к Букет…к Карманч …к Бараш …к Стол…к В каком слове на месте пропуска пишется Е ?

    Слайд 10

    Перенос… ик Груз… ик Перепис … ик Набор… ик Перевоз… ик Извоз… ик Подпис … ик Камен… ик В каком слове пишется суффикс ЩИК ?

    Слайд 11

    Домашние неурядицы Ужасная неразбериха Неправда, а ложь Нерешительность характера Устал с не привычки Явная неприязнь Пришел в негодность Не внимательность, а рассеянность Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.

    Слайд 12

    Желаю удачи!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

    Слайд 2

    Памятка "Как писать сочинение по картине" 1 . Назовите автора картины и расскажите о художнике. 2. Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник? 3. Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные "рисующие" слова. 4. Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему? 5. Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?

    Слайд 3

    Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Аркадий Хайт

    Слайд 4

    Автопортрет. 1939. РЕШЕТНИКОВ ФЕДОР ПАВЛОВИЧ (1906-1988) Русский художник, живописец- жанрист и сатирик. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент с 1974 года. Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями.

    Слайд 5

    «Гибель «Челюскина» 1934

    Слайд 6

    Первые Герои Советского Союза. А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков, С.А. Леваневский, М.В. Водопьянов, Н.М. Каманин, И.В. Доронин, М.Т. Слепнев

    Слайд 7

    Больной О.Ю. Шмидт покидает лагерь челюскинцев. 1934

    Слайд 8

    В отряде морской пехоты. Севастополь 1942 года. 1942

    Слайд 9

    «Достали языка» 1943 «За мир» «Голуби мира» 1956

    Слайд 10

    «Прибыл на каникулы» 1948 «Опять двойка»

    Слайд 11

    В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе! В настоящем космосе Побывал однажды! В настоящем космосе! В том, который видел сквозь, В том, который видел сквозь Телескоп бумажный! Оксана Ахметова «Мальчишки» 1971

    Слайд 12

    Какое время года изображено на картине? Что вы видите на переднем плане картины? Кто изображён на картине?

    Слайд 13

    Что вы можете сказать о выражении лиц героев, их позах?

    Слайд 14

    Как вы считаете, что привлекло внимание школьников? О чём они мечтают?

    Слайд 15

    Что изобразил художник на дальнем плане? Какого цвета в картине больше всего?

    Слайд 16

    Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он работал над картиной? Выберите точные слова для определения настроения автора: светлое, радостное, лёгкое, восхищённое, восторженное, задушевное, жизнерадостное, лирическое, вдохновенное, прекрасное, творческое, праздничное, Мечтательное.

    Слайд 17

    План сочинения I . Детская тема в творчестве художника Ф.П.Решетникова. II. Описание картины «Мальчишки»: 1.группа детей на переднем плане; 2.мечты мальчишек; 3.дальний план картины. III . Настроение, передаваемое картиной.