Мои публикации в СМИ и в сборниках

Алимбекова Наталья Владимировна

Документы, подтверждающие публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблица №2. Публикации:

Наименование работы, ее вид

Форма работы

Выходные данные

Объем в п.л.

Автор

1.

«Так и рождаются нобелевские лауреаты»

статья

Нижневартовск, газета «Местное время», 2017

1

Алимбекова Н.В.

2.

«Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии» в разделе «Многопрофильность как условие развития индивидуальности»

статья

Журнал «Вестник образования России» №10  

2

Алимбекова Н.В.

3.

Международная энциклопедия «Лучшие люди в образовании» в раздел «Педагогическая слава»

Печатная работа

Редакция международной энциклопедии «Лучшие в образовании»

5

Алимбекова Н.В.

4.

Инновационный педагогический опыт учителя Алимбековой (публикация опыта прошла экспертизу городского методического совета г. Нижневартовка)

Печатная работа

Сайт центра развития образования г. Нижневартовска «Банк инновационного педагогического опыта». Дистанционный методическом сервис центра развития образования г. Нижневартовска «Лаборатория ГМС», 2018

20

Алимбекова Н.В.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»)

ул. Мира, 56 «б», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  628611

тел./факс:  (3466)45-81-60, 43-34-08, электронная почта: сro-nv@mail.ru

От  15.05.2018   № 584       

на № _______ от ____________

Руководителю

образовательной организации

Уважаемый руководитель!

Доводим до Вашего сведения, что в рамках работы по диссеминации инновационного педагогического опыта в условиях реализации ФГОС общего образования МАУ г.Нижневартовска «ЦРО» организована и проведена экспертиза работ педагогов образовательных организаций на «Дистанционном  методическом сервисе Центра развития образования» http://moodle.edu-nv.ru, раздел «Лаборатория ГМС».

По результатам работы экспертной комиссии отобраны работы педагогов рекомендованные к публикации (приложение).

Авторам работ, рекомендованных к публикации, будут направлены свидетельства (в электронном виде) на электронный адрес организации.

Директор                                    подписано                                     Е.В. Чаусова

Исполнитель:

методист

____ Моисеенко Д.А.

Тел. 8(3466)45-53-77


Приложение

к письму МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»

от  15.05.2018   № 584

Список авторов материалов инновационного педагогического опыта

по реализации ФГОС,

рекомендованных к публикации в 2018 году

№ п/п

ФИО педагогического работника

Должность педагогического работника

Тема работы

Направление 1.Применение современных образовательных технологий при конструировании урока в условиях ФГОС

1

 

Алимбекова

Наталья Владимировна

учитель географии МБОУ «СШ № 2 им. Е.И. Куропаткина»

Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

2

Кондрахина

 Светлана Станиславовна

учитель истории МБОУ

«СШ № 5»

Применение познавательно-развивающих заданий  на уроках истории как эффективного  средства реализации системно-деятельностного подхода

 

 3

Рогожина

Александра Сергеевна

преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»

Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка в 5 классе

Направление 3.Универсальные учебные действия как основа реализации ФГОС

 

 

  4

Фролова Инна Константиновна

учитель истории и обществознания МБОУ

«СШ №3»

Развитие творческих способностей на уроках истории и во внеурочной деятельности как способ формирования универсальных учебных действий

 

  5

Ступицкая

Елена Сергеевна

учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП»

Создание деятельностной среды на уроках русского языка как условие формирования  навыков самостоятельной работы

Направление 4. Инновационный педагогический опыт по внедрению инклюзивного образования

6

Соколова

Галина Михайловна

учитель начальных классов МБОУ «СШ № 43»

Технологии социальной и учебной адаптации обучающихся с ОВЗ в рамках реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы

Направление 5. Проектно-исследовательская деятельность в развитии способностей обучающихся

 

  7

Варзаносцева

Ольга Олеговна

учитель истории МБОУ

 «СШ № 6»

Развитие академической одаренности учащихся и формирование навыков сотрудничества на уроках истории и обществознания через использование на уроках и во внеурочной  работе элементов проектно-исследовательской деятельности

8

Ягафарова

Рузиля Маснавиевна

учитель русского языка и литературы МБОУ

 «СШ № 29»

Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через проектно-исследовательскую деятельность

  9

Желанова

Ирина Валерьевна

учитель математики МБОУ «СШ № 42»

Организация исследовательской деятельности при работе с одаренными детьми (педагогический проект)

10

Соколик

Оксана Игоревна

учитель начальных классов МБОУ «СШ № 43»

Организация  исследовательской деятельности младших школьников

11

Горбунов

Петр Михайлович

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского и юношеского творчества «Патриот»

Организация проектно-исследовательской деятельности: от теории к практике

Направление 6. Опыт работы учителя и обучающегося с электронным учебником

 12

Винокурова Розалия Хамитовна

учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 8»

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка

(из опыта работы учителя и обучающегося с электронным учебником)

Направление 7. Копилка методических разработок по образовательным областям

13

Покудова

Надежда Ивановна

преподаватель истории и обществознания МБОУ «Лицей»

Урок по теме «Трудовые правоотношения. Правовое регулирование занятости»

Направление 8. Копилка методических разработок по внеклассной работе

14

Кураш

Любовь Богдановна

учитель истории МБОУ

 «СШ № 3»

Модель проведения учебных встреч как педагогический опыт

15

Низамова

Альмира Амировна

педагог-организатор МБУ ДО «Центр детского и юношеского творчества «Патриот»

Песня в истории Отечества

Направление 11. Использование направлений технического творчества как перспективного направления в развитии обучающихся

16

Забелин

Валерий Васильевич

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского и юношеского творчества «Патриот»

Развитие технических способностей обучающихся на занятиях по стендовому моделированию

Направление 12. Построение системы работы по духовному развитию и социализации личности в условиях образовательных организаций

17

Кандыба

Светлана Степановна

педагог дополнительного образования МАУДО «Центр детского творчества»

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования личности в условиях этнолагеря

Направление 15. Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

18

Литвинова Лариса Валентиновна

учитель математики МБОУ «СШ № 32»

Инновационное обучение и информационные технологии в преподавании математики

19

Аюпова

Сажида Аптулсакировна

учитель технологии МБОУ «СШ № 9 с УИОП»

Организация занятий с использованием современных телекоммуникационных технологий для обучения школьников в актированные дни на основе смешанной технологии обучения

Направление 16. Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в образовательных организациях

20

Рубцова

Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского и юношеского творчества «Патриот»

Технологии деятельностного обучения в условиях дошкольной образовательной организации

на примере интегрированной дополнительной общеразвивающей программы «Ориентиры Родины»

Направление 17. Внеурочная деятельность в системе воспитательной работы школы. Роль и место дополнительного образования в реализации ФГОС

21

Токарева

Татьяна  Геннадьевна

социальный педагог МБОУ «СШ № 13»

Волонтерское объединение – основа  формирования ЗОЖ среди несовершеннолетних

Направление 18. Методы и приемы работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

22

Покудова Надежда Ивановна

преподаватель истории и обществознания МБОУ «Лицей»

Методы и приемы работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации  по обществознанию в 11 классе



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 –многопрофильная имени заслуженного строителя Российской Федерации Евгения Ивановича Куропаткина»

 

«Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии»

Алимбекова Наталья Владимировна,

учитель географии

г. Нижневартовск

 2018

СОДЕРЖАНИЕ

       Введение…………………………………………………………….3

       Основное содержание проекта…………………………………….5

 

       Заключение …………………………………………………………11

 

       Список использованных  источников ……………………………12

 

       Приложения ………………………………………………………...13        

 

       

 

 

Введение

Краткая аннотация  проекта

Предметный раздел – предмет естественнонаучного гуманитарно-общественного цикла.

Предмет –  география.  

Возрастная группа – обучающиеся 7-11 –х классов.

Адресация проекта: проект адресован учителям общеобразовательных учебных учреждений, обучающимся 7-11 классов. Проект может быть реализован в содержании элективных курсов, исследовательских работах обучающихся, при подготовке к итоговой аттестации. 

Проект включает:

- методическое пособие для учителя: «Система уроков с применением технологии развития критического мышления в календарно-тематическом планировании преподавания географии 7-11 классов»;

- методическое пособие для учащихся (учителей): «Памятки по применению приемов технологии развития критического мышления» адаптированные к преподаванию географии;

- дидактический материал;

- контрольно-измерительный материал;

- список литературы.                      

Тип проекта:  

по характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный;

по количеству участников – групповой, индивидуальный;

по продолжительности – долгосрочный;

Обоснование необходимости проекта

            Актуальность данного проекта вызвана изменениями в современном российском образовании. Изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических и технологических аспектов образования.  Разработки новых способов обучения, педагогических технологий, направленных на развитие личности с творческой инициативой, требующих навыков самостоятельного  движения в информационных полях; формирования универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, в профессиональной деятельности, в повседневной жизни. В соответствии с социальным заказом, политикой в области образования средняя школа должна готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями,  адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющим принимать решения. В этом смысле предмет география как основополагающая область, которая вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира и как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире, может стать базой для формирования компетенций обучающихся.

Анализ собственной педагогической деятельности показал, что при изучении географии ребята сталкиваются с рядом трудностей: с большим объемом учебной информации, со сложностью материала, отсутствием времени на закрепление в базовом курсе географии. Это привело к осознанию педагогической проблемы: несформированные умения у обучающихся самостоятельно работать с учебной и научной информацией, самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и к формированию коммуникативных навыков. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по разным школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического. Понимая, что в условиях модернизации образования происходит  переход массовой школы к реализации инновационных технологий обучения, направленных на повышение качества образования, через совершенствование системы преподавания включила в календарно-тематическое планирование 7-11 классов систему уроков с применением приемов технологии развития критического мышления. Считаю, что овладение приемами данной технологии формирует у учеников умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, работать с текстом, составлять логические цепочки, таблицы, схемы, выслушивать и объективно оценивать другого. В идеале такой подход к обучению учащихся обеспечивает нормативную базу знаний и коммуникативных навыков.  

 Цели и задачи проекта

Актуальность данного проекта определила цель проекта: разработать систему деятельности учителя по использованию приемов технологии развития критического мышления как средства для развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии. Объект исследования: процесс формирования критического мышления на уроках географии.

Предмет исследования: применение приемов технологии развития критического мышления на разных стадиях урока (вызов, осмысление, рефлексия). Гипотеза: если использовать приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, что приведет к повышению качества образования по предмету, к повышению уровня мотивации обучающихся к предмету география, к повышению результативности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта;
  2. Создать методическое пособие для учителя: «Система уроков с применением технологии развития критического мышления в календарно-тематическом планировании преподавания географии 7-11 классов»;
  3. Создать методическое пособие для учащихся (учителей): «Памятки приемов технологии развития критического мышления» адаптированные к преподаванию географии;
  4. Сформировать банк заданий к системе уроков с применением технологии развития критического мышления в курсе географии 7-11 классов;
  5. Создать контрольно-измерительные материалы к системе уроков с применением технологии развития критического мышления 7-11 кл.;
  6. Распространить информацию о накопленном педагогическом опыте через блог учителя web-alimbekova-sh5.blogspot.com, публичные выступления на ГМО, семинарах, конференциях различного уровня.

Основное содержание проекта

Для реализации поставленной цели использовала комплекс взаимодополняющих методов: теоретические; эмпирические; социальные.  

Настоящий педагогический опыт основан на работах в области: современной образовательной технологии «Развитие критического мышления» (далее ТРКМ), разработанной Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.; психологических основ обучения и воспитания (швейцарский психолог Ж. Пиаже, американский психолог Д. Брунер, российский психолог Л.С. Выготский). Цель данной технологии развить у учащихся мыслительные навыки необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни. В основе технологии ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза  (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний. Вторая фаза - (осмысление) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель ("Вызов – Осмысление - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов. Вывод:        1. Урок с использованием технологии развития критического мышления строится по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий;

2. Технологические приемы КМ с одной стороны позволяют мне как педагогу работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.

Проект реализуется в рамках одного учебного учреждения. Реализация проекта осуществляется через классно-урочную систему преподавания предмета географии.  Информация о проекте распространялась посредством публикаций материалов в Интернете (блог учителя web-alimbekova-sh5.blogspot.com) а также распространение информации о накопленном опыте работы среди коллег в рамках конкурса «На получение денежного поощрения лучшими учителями Ханты-Мансийского округа –Югры из средств федерального бюджета», 2017 год. Проект заинтересовал и стал применяться в работе коллег школ города. (Приложение, Таблица 1)

Ресурсы

Временные ресурсы – 2014-2015 год (создание и внедрение проекта, изучение теоретических основ технологии). 2015-2016 год  (активное использование проекта); 2016 - и далее (корректировка и дальнейшее использование проекта); информационные ресурсы; нормативно-правовые ресурсы; научно-методические ресурсы; интеллектуальные ресурсы; организационные ресурсы; материально-технические ресурсы 

Партнеры

Автор – учитель географии высшей квалификационной категории, разработчик содержания проекта, организующий учебную, исследовательскую и практическую деятельность учащихся.  Учащиеся – выполняют учебную, исследовательскую и практическую работу в совместной с учителем деятельности,  представляют результаты своей деятельности на уроках, олимпиадах, научно-практических конференциях различного уровня; администрация школы – оказывает материальную поддержку в приобретении  необходимого оборудования (компьютер, медиапроектор, документ камера, принтер, интерактивная доска); пассивные участники проекта –  психолог  школы осуществляет диагностику развития  уровня мотивации обучающихся.

 Целевая аудитория

 Данный проект рассчитан на учащихся 7-11 классов. Отбор участников происходит в соответствии с учебной нагрузкой педагога, работающего в 7-11 классах. Количество участников проекта не ограничено. Возраст участников - 12-17 лет.

План реализации проекта

Формирование опыта происходило с 2014 года по 2017 год включительно:

2014-2015 г.г. –  подготовительный этап (изучение теоретических основ технологии, формирование методического пособия, разработка системы заданий, практических, самостоятельных работ, тестов).  2015-2016 г.г. – поисково-экспериментальный этап (апробация проекта, промежуточные результаты, корректировка); 2016 год и по настоящее время – заключительный этап (оценка эффективности проекта, корректировка проекта), анализ результатов, обобщение и распространение информации о накопленном опыте. Проект реализуется мною по календарно-тематическому плану. В  апробации проекта приняли участие учащиеся  7-11 классов (368 человек). Опыт работы представлен: образовательный модуль проектно-исследовательской деятельности по географии 5-11 класс, блог учителя  web-alimbekova-sh5.blogspot.com. Статья «Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии» в разделе «Многопрофильность как условие развития индивидуальности», журнал «Вестник образования России» № 10, Издательство «ПРО-ПРЕСС», 2015,  стр.52. Публикации «Представление педагогического опыта», социальные сети взаимовыручки учителей, 2017,«Мультиурок» https://multiurok.ruhttp://infourok.ru, «Инфоурок», Школлеги http://shkollegi.ru/user/login/.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

    Предполагаемым результатом проекта было формирование у учащихся приемов мыслительной, исследовательской деятельности. Поэтому большое значение уделяла подготовке учащихся к выступлениям  на конференциях различного уровня. (Приложение, Таблица 2).

   А также высокие достижения учащихся в олимпиадах различного уровня (Приложение, Таблица 3, Таблица 4)

Результатом  реализации проекта становится  качественная подготовка учащихся по предмету (Приложение, Таблица 5).  Реализации проекта показала, что реальным социальным эффектом становится будущее профессиональное самоопределение выпускников, связанное  с профессией инженер-эколог, учитель географии. Социальным эффектом в ходе  реализации работы над проектом является публикации  из опыта работы. (Приложение 6, Список опубликованных работ)

   Продуктом проекта является методическое пособие для учителя: «Система уроков с применением технологии развития критического мышления в календарно-тематическом планировании преподавания географии 7-11 классов». КТП предназначено для учащихся 7-11 классов. Оно помогает создать условия для развития индивидуальных способностей учащихся. Проект реализуется по календарно-тематическому плану, индивидуально с 1.09-30.05 ежегодно. Созданное мной методическое пособие базируется на рабочей программе по географии для учащихся 7-11 классов. Данное пособие включает 38 учебных часов с использованием приемов технологии развития критического мышления, что составляет 14% от курса географии 7-11 классов.

Таблица 1

Класс

Количество часов по программе

Количество часов с применением ТРКМ

7

70

9

8

70

7

9

70

10

10-11

70

12

Итого:

280

38 (14%)

Цель создания методического пособия: оказать помощь учителю в организации применения на уроках географии ТРКМ. Задачи создания методического пособия: разработать карты уроков, запланированных в КТП с контрольно-измерительными материалами по темам географии 7-11 классов с применением ТРКМ. Практическое применение методического пособия: материалы пособия помогут учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к преподаванию географии. Обучать решению любых географических задач с опорой на приемы технологии развития критического мышления. В результате работы по данному пособию учащиеся должны знать: приемы работы технологии развития критического мышления.

Должны уметь: выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения компонентов,  работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты.

Знание приемов технологии развития критического мышления может быть полезно учащимся 7-11 классов при подготовке к урокам и в самообразовании. А также учащимся 9-11 классов при повторении курса географии в ходе подготовки к итоговой аттестации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(7 КЛАСС)

70 часов в год, 2 часа в неделю, учебник В.В. Николина , Москва, Просвещение 2016

Таблица 2

№ п/п

Тема

кол-во часов по теме

Количество часов с применением ТРКМ

Приемы ТРКМ

Метапредметные результаты

1

Природа Земли

8

2

(Рельеф Земли, климат Земли)

«Верю, не верю», инсерт, синквейн.

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию. Определять критерии для сравнения фактов, анализировать связи, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты  и презентации.

2

Земля- планета людей

1

1

Ключевые слова, «тонкие-толстые» вопросы

3

Африка

11

1

(природные зоны)

«ЗХУ», «Концептуальная таблица», «Автобусная остановка»

4

Австралия и Океания

4

1

(Климат)

Ключевые слова, перепутанные логические цепочки, синквейн

5

Южная Америка

6

1

(Рельеф)

Верны ли утверждения, инсерт, кластер

6

Антарктида

2

1

(ГП)

Текст с ошибками, сравнительная таблица, ПИМ

7

Южная Америка

8

1

(Внутренние воды)

Перепутанная логическая цепочка, конструктор задач

8

Евразия

15

1

(Население)

Ключевые слова, Т-таблица

Итого: 9 уроков с применением приемов ТРКМ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(8 КЛАСС)

70 часов в год, 2 часа в неделю, Баринова И.И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2012 год

Таблица 3

№ п/п

Тема

кол-во часов по теме

Количество часов с применением ТРКМ

Приемы ТРКМ

Метапредметные результаты

1

Пространства России

8

1

(Моря России)

«Верите ли вы», тонкие, толстые вопросы.

определять критерии для сравнения фактов, явлений

2

Особенности природы России

19

3

(Особенности рельефа, типы климатов, образование почв)

Ключевые слова, «тонкие-толстые вопросы», автобусная остановка, кластер

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Определять критерии для сравнения фактов, анализировать связи, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы.

3

Природа регионов России

23

2

(ГП Русской равнины, Западно-Сибирская равнина)

«ЗХУ», «Концептуальная таблица, кластер, прием «фишбон»

4

Человек и природа

9

1

(Экологическая ситуация в России)

Ключевые слова, перепутанные логические цепочки, «фишбон»

Итого: 7 уроков с применением приемов ТРКМ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(9 КЛАСС)

70 часов в год, 2 часа в неделю, Дронов В.П., Ром В.Я. география России. Население и хозяйство - Москва: Дрофа, 2012 год.

Таблица 4

№ п/п

Тема

кол-во часов по теме

Количество часов с применением ТРКМ

Приемы ТРКМ

Метапредметные результаты

1

Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР

14

3

(ЭГП России, Население России: численность, ЕП, Научный комплекс России)

Прием «ЗХУ», инсерт, работа в группах, «фишбон», «мозговой штурм»

Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;

Умение формулировать корректные вопросы;

Интерес к творческой деятельности;

Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;

Умение аргументировано отстаивать свою позицию;

Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

Положительная мотивация к учебному предмету

2

Важнейшие межотраслевые комплексы России

21

3

(Военно-промышленный комплекс России, машиностроительный комплекс России, ТЭК)

Ключевые слова, кластер, дискуссия, инсерт, синквейн, тонкие и толстые вопросы, вопросительные слова.

3

Регионы России

27

3

(Центральный экономический район, Северный Кавказ, Западная Сибирь)

Кластер, мозговая атака, конструктор задач, вопросительные слова, эссе.

4

Россия и мир. Страны ближнего зарубежья.

5

1

(ЭГХ Белоруссии)

Вопросительные слова, эссе, верю  -не верю.

Итого: 10 уроков с применением приемов ТРКМ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(10-11 КЛАСС),

70 часов, 1 час в неделю, В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира 10 класс. Рекомендован Министерством образования Российской Федерации. Москва: Дрофа 2012 год.

Таблица 5

№ п/п

Тема

кол-во часов по теме

Количество часов с применением ТРКМ

Приемы ТРКМ

Метапредметные результаты

10 класс

1

Природа и человек

6

1

(Виды природных ресурсов)

мозговая атака, концептуальная таблица

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

2

Население мира

5

1

(Демографическая ситуация в странах мира)

Инсерт, фишбон.

3

НТР и мировое хозяйство

7

1

(Международное географическое разделение труда)

Конструктор задач, эссе

4

География промышленности

11

2 (Топливная промышленностмира, машиностроение мира)

Кластер, ЗХУ, фишбон.

11 класс

5

Политическая карта мира

3

1

(Многообразие стран современного мира)

Мозговая атака, Т-таблица

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты  и презентации.

6

Зарубежная Европа

5

1

(Характеристика стран «большой восьмерки»)

Кластер, ЗХУ.

7

Зарубежная Азия

5

1

(Япония)

Мозговая атака, инсерт, эссе

8

Африка

4

1

(ЭГХ ЮАР)

Мозговая атака, инсерт, эссе

9

Северная Америка. Латинская Америка.

7

2

(ЭГХ США, ЭГХ Бразилии)

Кластер, ЗХУ, эссе

10

Глобальные проблемы человечества

2

1

(Понятие о глобальных проблемах, взаимосвязь проблем)

Мозговая атака, конструктор задач, синквейн

Итого:  12 уроков за 10-11 класс с применением приемов  ТРКМ

 Методические рекомендации, запланированных в тематическом планировании уроков  представлены в блоге учителя web-alimbekova-sh5.blogspot.com, а также некоторые варианты уроков и контрольно-измерительных материалов представлены в (Приложении 7)

Заключение

Представленный практико-ориентированный проект разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является актуальным и своевременным, так как представляет собой инновационную методику, которая активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает их творческую активность, создает условия для развития индивидуальных способностей учащихся.  Содержание проекта соответствует целям и задачам. В результате работы по данному проекту педагогические работники могут использовать приемы работы ТРКМ в своей деятельности, а учащиеся научаться выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, работать с текстом. Данный проект перспективен.  Тема проекта интересна, актуальна.

12. Литература

  1. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128.
  2. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. html.
  3. Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
  4. Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.
  5. Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя [Текст]/ Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.

Приложение

                Таблица 1

Наличие последователей, т.е. коллег, работающих

по методической системе данного учителя или активно использующих отдельные ее элементы

п/п

Ф.И.О.

последователя

Должность и место работы, территория, субъект РФ

Какие идеи, практические методы, приемы, технологии и др. адаптируются и внедряются  и за какой период; формы совместной работы

1

Кундиус Людмила Викторовна

Учитель географии МБОУ «СШ №14», г. Нижневартовск

В образовательном процессе использует «Систему уроков с применением технологии развития критического мышления в календарно-тематическом планировании преподавания географии 7-11 классов», с сентября 2014 года

2

Пузина Валентина Ивановна

Учитель географии, МБОУ «СШ №1», г. Нижневартовск

В преподавании использует разработанную памятку по применению приемов технологии развития критического мышления адаптированные к преподаванию географии, с сентября 2013 года  

3

Павленко Екатерина Александровна

Учитель географии, МБОУ «СШ №9», г. Нижневартовск

Применяет методические рекомендации по использованию приемов технологии развития критического мышления на уроках географии, с сентября 2014 года

4

Ильгамова Карина Ирековна

Учитель географии, МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» г. Нижневартовск

Использует приемы технологии развития критического мышления на уроках географии, с сентября 2016 года. Является молодым специалистом школы

5

Борисова Елена Анатольевна

Учитель биологии, МБОУ «СШ №2-многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» г. Нижневартовск

В педагогической практике применяет этапы урока, построенные по технологии развития критического мышления.

Таблица 2

Результаты участия обучающихся в конференциях, слетах, конкурсах различного уровня

п/п

ФИО ученика/класс

Название мероприятия

Результат/

место

Год

Международный уровень

1

Трушникова Анастасия

(10 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

Диплом регионального победителя

2013-2014

2

Ильченко Ольга

(6 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

диплом призера 2 степени

2014-2015

3

Жданова Виктория

(7 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

диплом призера 3 степени

2014-2015

4

Черепанова Дарья

(5 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

Диплом 2 степени

2015-2016

5

Кузнецова Дарья

(5 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

Диплом 2 степени

Диплом 3 степени

2015-2016

6

Ермилов Даниил

(5 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

Диплом 2 степени

2015-2016

7

Чернявская Дарья

(11 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

Диплом 3 степени

2015-2016

8

Никулина Мария

(10 класс)

международный конкурс – игра по естествознанию «Гелиантус»

Диплом 2 степени

2015-2016

Всероссийский уровень

9

Буркина Кристина (11 класс)

Всероссийская студенческая научно-практическая конференция

Диплом 2 степени

2014-2015

10

Костюхин Михаил (11 класс)

Всероссийская студенческая научно-практическая конференция

сертификат участника в

2016-2017

Региональный уровень

11

Нестеренко Мария

 (9 класс)

межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»

диплом призера 2 степени

2012-2013

12

Нестеренко Мария (10 класс)

межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»

диплом победителя

2013-2014

13

Никоненко Дарья

 (7 класс)

межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»

диплом победителя

2014-2015

14

Буркина Кристина

 (11 класс)

межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»

диплом победителя

2015-2016

15

Решетова Диана

(11 класс)

межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»

сертификат участника

2016-2017

16

Нестеренко Мария

(9 класс)

межрегиональной научно-практической конференции Нижневартовского строительного колледжа «Молодежь и наука»

диплом призера 2 степени

2012-2013

17

Нестеренко Мария

(10 класс)

межрегиональной научно-практической конференции Нижневартовского строительного колледжа «Молодежь и наука»

диплом победителя

2013-2014

18

Буркина Кристина

(11 класс)

межрегиональной научно-практической конференции Нижневартовского строительного колледжа «Молодежь и наука»

диплом победителя

2014-2015

19

Решетова Диана

(11 класс)

межрегиональной научно-практической конференции Нижневартовского строительного колледжа «Молодежь и наука»

диплом 3 степени

2015-2016

20

Нестеренко Мария

(10 класс)

V межрегиональной научно-практической конференции «Сохраним нашу землю голубой и зеленой»

диплом призера 2 степени

2013-2014

21

Нестеренко Мария

(11 класс)

IV Окружной научной конференции «Новое поколение и общество знаний» Сургутского государственного педагогического университета г. Сургут

диплом призера 2 степени

2014-2015

22

Буркина Кристина

 (11 класс)

IV Окружной научной конференции «Новое поколение и общество знаний» Сургутского государственного педагогического университета г. Сургут

дипломы призеров 3 степени

2014-2015

Муниципальный этап

23

Нестеренко Мария

(9 класс)

городской Слёт научных обществ учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска

диплом победителя 1 степени

2012-2013

24

Нестеренко Мария (10 класс)

городской Слёт НОУ образовательных учреждений города Нижневартовска

диплом призера 2 степени

2013-2014

25

Буркина Кристина

 (11 класс)

городской Слёт НОУ образовательных учреждений города Нижневартовска

диплом призера 3 степени

2014-2015

26

Никоненко Дарья

(7 класс)

городской Слёт НОУ образовательных учреждений города Нижневартовска

диплом

2014-2015

27

Зарипова Диана

(11 класс)

городской Слёт НОУ образовательных учреждений города Нижневартовска

диплом призера 2 степени

2015-2016

28

Решетова Диана

(11 класс)

городской Слёт НОУ образовательных учреждений города Нижневартовска

диплом победителя

2016-2017

29

Нестеренко Мария

(10 класс)

городской конкурс научно-исследовательских и опытно - конструкторских и творческих работ студентов и школьников в Нижневартовском социально - гуманитарном колледже

диплом победителя

2013-2014

30

Буркина Кристина

(11 класс)

городской конкурс научно-исследовательских и опытно - конструкторских и творческих работ студентов и школьников в Нижневартовском социально - гуманитарном колледже

сертификат участника

2014-2015

31

Зарипова Диана

(11 класс)

городской конкурс научно-исследовательских и опытно - конструкторских и творческих работ студентов и школьников в Нижневартовском социально - гуманитарном колледже

сертификат участника

2015-2016

32

Решетова Диана

(11 класс)

городской конкурс научно-исследовательских и опытно - конструкторских и творческих работ студентов и школьников в Нижневартовском социально - гуманитарном колледже

диплом победителя

2016-2017

Таблица 3

Результаты участия обучающихся в олимпиадах различного уровня

п/п

ФИО ученика/класс

Название мероприятия

Результат/

место

Год

Международный уровень

1

Долгополова Кристина

(8 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2014-2015

2

Вечер Павел

(10 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 3 степени

2014-2015

3

Валовец Оксана

(10 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2014-2015

4

Дунаевская Екатерина

(11 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом победителя

2015-2016

5

Борисов Максим

(11 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 3 стпени

2015-2016

6

Вечер Павел

(11 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2015-2016

7

Чернявская Дарья

(11 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2015-2016

8

Данилова Александра

(11 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 3 степени

2015-2016

9

Костюхин Михаил

(10 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2015-2016

10

Никулина Мария

(10 класс)

Международном конкурсе «Мириады открытий»

Региональный призер 3 степени

2015-2016

11

Хазиева Валерия

(10 класс)

Международном конкурсе «Мириады открытий»

Региональный призер 3 степени

2015-2016

12

Костюхин Михаил

(11 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2016-2017

13

Решетина Софья

 (10 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2016-2017

14

Решетова Диана

(11 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 3 степени

2016-2017

15

Юлдашева Алина

(10 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 2 степени

2016-2017

16

Жук Лада

(10 класс)

Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по географии

Диплом 3 степени

2016-2017

Всероссийский уровень

17

Мухамадеева Алина (8 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 3 степени

2012-2013

18

Вершинин Илья

(11 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 3 степени

2012-2013

19

Миргалеева Сафия

(6 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 2 степени

2013-2014

20

Трушникова Анастасия

(10 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 2 степени

2013-2014

21

Ремез Алексей

(7 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 3 степени

2014-2015

22

Ильченко Александра

(6 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 2 степени

2014-2015

23

Ильченко Ольга

(6 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 2 степени

2014-2015

24

Носатый Максим

(7 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 3 степени

2014-2015

25

Гасанова Милена

(5 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом регионального победителя 1 степени

2015-2016

26

Шумайлова Анастасия

(7 класс)

Всероссийского молодежного географического чемпионата

диплом городского призера 3 степени

2015-2016

Муниципальный этап

27

Вершинин Алексей (10 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

диплом победителя

2012-2013

28

Рахимова Элина

(9 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

Диплом 3 степени

2012-2013

29

Вершинин Алексей

(11 класс)

Городской олимпиады Нижневартовского экономико-правового института филиала Тюменского государственного университет

диплом победителя

2013-2014

30

Вершинин Алексей

(11 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

Диплом 2 степени

2013-2014

31

Жданова Виктория

(7 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

Диплом победителя

2014-2015

32

Ильченко Александра

(7 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

Диплом победителя

2015-2016

33

Ковалев Тимур

(7 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

Диплом 3 степени

2015-2016

34

Жданова Виктория

(8 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

Диплом 2 степени

2015-2016

35

Ильченко Александра

(8 класс)

Всероссийская олимпиада школьников

Диплом победителя

2016-2017

Таблица 4

Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней.

Показатели

2014-2015 уч.г.

2015-2016 уч.г.

2016-2017 уч.г.

Увеличение количества участников в предметных олимпиадах (кол-во участников/ кол-во призеров):

  • школьные

- муниципальные

- региональные

  • всероссийские
  • международные

33/9

3/1

2/2

15/4

15/15

49/17

4/2

1/1

20/2

19/10

67/18

4/3

2/2

20/3

30/15

Таблица 5

Позитивная динамика качества знаний обучающихся по географии

Показатели

2014-2015 уч.г.

2015-2016уч.г.

2016-2017 уч.г.

Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года (%)

72%

76%

79%

Приложение 6

Список опубликованных работ

1. Алимбекова Н.В. «Природные зоны Северной Америки», социальная   сеть взаимовыручки для учителей «Инфоурок» – 2013; infourok.ru/material.html&mid=19217, стр. 12.

2. Алимбекова Н.В. «Глобальные проблемы человечества», Всероссийский фестиваль педагогического творчества (Ассоциация творческих педагогов России) в номинации «Педагогические идеи и технологии: среднее образование», 2015.

3. Алимбекова Н.В.  Образовательный модуль проектно-исследовательской деятельности по географии 5-11 класс, блог учителя  web-alimbekova-sh5.blogspot.com.

4.Алимбекова Н.В. статья «Так и рождаются нобелевские лауреаты» к научно-исследовательской работе, написанной под руководством Алимбековой Н.В. газета «Местное время» № 68, 2013, 5 стр.

5.Алимбекова Н.В. статья «Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии» в разделе «Многопрофильность как условие развития индивидуальности», журнал «Вестник образования России» № 10, Издательство «ПРО-ПРЕСС», 2015,  стр.52.

6. Алимбекова Н.В. Информация о профессиональных достижениях учителя внесена в большую международную энциклопедию «Лучшие люди в образовании» в раздел «Педагогическая слава», вып. 2017, - 240 c. -  ISBN978-5902415-53-4.

7. Алимбекова Н.В. публикации «Представление педагогического опыта», социальные сети взаимовыручки учителей, 2017,  «Мультиурок» https://multiurok.ruhttp://infourok.ru,  «Инфоурок», Школлеги http://shkollegi.ru/user/login/.

Приложение 7

Некоторые варианты уроков и контрольно-измерительных материалов с применением ТРКМ.

Урок (7 класс) «Климат Австралии» с применением ТРКМ

  1. На стадии вызова прием «Ключевые слова».

В течение 3 минут детям предлагается написать все, что они знают о климате. Затем они размышляют с соседом по парте, вычеркивают, что явно не подходит. Далее один, два человека зачитывают слова, остальные проверяют. Слова, которые пишут ученики: температура, давление, ветер, облака, рельеф, горы и равнины, атмосфера.

Далее прием «Перепутанные логические цепочки». Тип климата, температура, географическое положение, воздушные массы, осадки, амплитуда, режим осадков. Учащимся предлагается восстановить логическую цепь и объяснить ее. Учащиеся восстанавливают порядок: географическое положение – температура января– температура июля – амплитуда – осадки –режим осадков – воздушные массы – тип климата. Учащиеся объясняют причинно-следственные связи при характеристике климатического пояса.

  1. Стадия осмысления.

Прием «Кластер» Составление схемы, используя текст параграфа 36.

  1. Стадия «Рефлексия»

Прием обучающиеся проверяют перепутанные логические цепочки.

Прием «Вопросительные слова»

Вопросительные слова дает учитель

Ключевые слова темы писали в начале урока

Что? Для чего? Какие? Как?

Где?

температура, давление, ветер, облака, рельеф, горы и равнины, атмосфера.

Задание составить с вопросительными словами вопросы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: