Внеклассные мероприятия

Алимбекова Наталья Владимировна

Материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma.doc134.5 КБ
PDF icon 1.pdf739.58 КБ
PDF icon 2.pdf700.63 КБ
PDF icon 3.pdf761.17 КБ
PDF icon 4.pdf615.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Новое поколение»

Пояснительная записка.

Воспитание – великое дело:

им решается судьба человека.

В. Белинский

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Цель и задачи программы воспитания.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель воспитательной программы.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

4. Формирование культуры здоровья.

Основные принципы программы воспитания «Новое поколение».

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
  • Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
  • Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. Программа рассчитана на период 2015-2016 гг. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые

Научно-методическое обеспечение программы воспитания «Новое поколение».

Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.

Работать в методическом объединении классных руководителей.

Направления реализации программы «Новое поколение»

1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

4.Формирование культуры здоровья.

Задачи:

1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.

3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

5. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.

6. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.

7. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.

8. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.

9. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

  • добровольность;
  • демократизм;
  • гуманизм;
  • социальная направленность;
  • творчество;
  • разновариативность;
  • самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

  • предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
  • воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни,
  • воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Раздел 1. Художественно-эстетическая деятельность

Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически.

Шиллер

Суть художественно-эстетического образования и воспитания заключается в расширении возможностей для самореализации ученика и учителя в школе, создании условий для разностороннего и свободного развития личности.

Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение. Оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а сточки зрения творческой самореализации учащихся. Школа рассматривает эстетическое воспитание и образование не как узкопрофессиональное изучение отдельных предметов художественно-эстетического цикла (как это делается в специализированных музыкальных, художественных, спортивных и т.д. учебных учреждениях), а как развитие творческого потенциала каждого ученика, формирование его духовной культуры, овладение компетентностями по одному из видов искусства.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за страну.

В решении этой задачи системе художественного образования принадлежит ведущая роль. Поиск педагогических путей развития индивидуальности человека, формирования плодотворной жизненной ориентации, сознательного отношения к своим действиям, стремления к нравственному самосовершенствованию является одним из приоритетных направлений в инновационной деятельности

Концепция художественно-эстетического образования ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль принадлежит развитию творческих способностей учащихся, умению воспринимать и ценить культурно-эстетические произведения, умению строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, стремлению творить прекрасное в любой деятельности

Цель: воспитание гармоничной личности ребёнка.

  1. Стимулирование творческой активности ребенка, развитие способности к самостоятельному творчеству и самообразованию.
  2. Развитие индивидуальных способностей детей.
  3. Выявление наиболее способных и одаренных детей и привлечение их к участию в музыкальном театре, к участию в смотрах и конкурсах разного уровня.
  4. Формирование эстетического вкуса, общей культуры  учащихся, поиск своей творческой индивидуальности.
  5. Формирование образного мира ребёнка, развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать прекрасное.

Задачи

- развитие талантов;

- эмоциональное развитие.

Формы

- праздники;

- конкурсы;

- выставки;

- посещение музеев, театров, филармонии, планетария, цирка;

- художественная самодеятельность.

 

 

Основные мероприятия:

- классные часы, направленные на эстетическое воспитание;

- День знаний;

- День Учителя;

- праздники;

- фестивали детского творчества;

- вечер встречи с выпускниками;

- литературно-музыкальные композиции;

- новогодние представления;

- творческие выставки;

- посещение театральных спектаклей.

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность

Актуальность обращения к теме продуктивного использования массовых спортивно-оздоровительных мероприятий в школах северного региона обусловлена осознанием негативных последствий влияния современного этапа социально-экономического развития страны на здоровье подрастающего поколения. Перемещение промышленно-сырьевой базы страны в регионы с экстремальными климатогеографическими характеристиками приводит к ухудшению экологической ситуации на Крайнем Севере, снижая показатели здоровья проживающих там людей, в том числе - детей - подростков. Возникает противоречие между низким уровнем физической подготовленности школьников и требованием общества к развитию у детей способности плодотворно работать, занимая активную социальную позицию, что, безусловно, требует хорошего здоровья, физической подготовленности и проявления волевых качеств. Осложняются возможности и условия реализации основных задач физического воспитания обучащихся.

В современной педагогической науке физическая культура рассматривается как часть общей культуры общества и личности, одна из сфер социальной практики, направленная на укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее развитие физических способностей личности и использование их в учебной, созидательно-творческой деятельности, в повседневной жизни.

Задача физической культуры - в формировании гармонично развитой личности. Поэтому проблему эффективного использования внеурочных массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых с традиционной культурой народов, необходимо рассматривать во взаимосвязи с формированием всесторонне развитой личности школьника в процессе ее физического совершенствования.

Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия в средней общеобразовательной школе представляют собой продукт и результат специально организованного педагогического процесса, призванный скомпенсировать дефицит двигательной активности школьников и направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и нравственно состоятельного подрастающего поколения.

Основные мероприятия

Пропаганда здорового образа жизни.

  • Профилактика вредных привычек – на уроках ОБЖ, биологии, классных часах, общешкольных мероприятиях
  • Охранение репродуктивного здоровья школьников, интимный мир девушек и юношей– на уроках ОБЖ, биологии, классных часах
  • Организация индивидуальной педагогической помощи учащимся в решении данной проблемы – беседы с учащимися и родителями.
  • Проведение месячников здоровья, викторин и др. – недели здоровья, викторины, снятие антропометрических данных.

 

Использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе:

  • Внедрение на уроках системы мер по профилактике
  • нарушений осанки;
  • зрения (гимнастика для глаз) – в обязательном порядке на уроках трудового обучения, компьютерной грамотности и при необходимости на других уроках;

Раздел 3. Познавательная деятельность

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в XX в. этот вопрос был и остается актуальным для всех поколений педагогов и учащихся. А.К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...». Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого обучающийся формируется как субъект учебной деятельности. Определение Т.И. Шамовой позволяет отметить, что активность в учении... не просто деятельное состояние школьника, а ... качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели.

Активизация познавательной деятельности – одна из основных задач. Среди всех мотивов учебной деятельности, самым распространённым является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач.

Цель: формирование творческого уровня познавательной деятельности

Задачи:

= обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и др.) задачи

= Развитие познавательных способностей учащихся

= поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к учению

= формировать интеллектуальную готовность и способность к продолжению образования

= формировать осознанные познавательные интересы и стремления реализовать их

= способствовать использованию знания на практике

= учить применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.

Формы работы

  • Работа с одаренными детьми
  • Посещение обучающимися факультативов, курсов по выбору
  • Участие в научно-практических конференциях различного уровня
  • Празднование Дня знаний, Дня науки, Дня космонавтики
  • Родительские собрания

Раздел 4. Патриотическая деятельность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.

Цель: формирование у обучающихся чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Задачи:

  • создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина
  • снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
  • разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся
  • реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности
  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Формы работы:

  • Уроки мужества
  • Участие в городских акциях, форумах, общественных организациях
  • Круглые столы
  • Диспуты
  • Памятные даты России
  • Шефская помощь ветеранам

Раздел 5. Самоуправление

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Именно гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира, а также защита прав каждого ребенка - вот принципиальная позиция, которой мы следуем. В процессе дальнейшей работы структура школьного самоуправления будет совершенствоваться в соответствии с общими задачами личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании: развитие личных способностей учащихся, раскрытие природного дара растущего человека.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Классное собрание избирает:

• классный ученический совет, его председателя и заместителя;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый лидером класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Лидер класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:

Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.

Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению России от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.

Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.

Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

Раздел 6. Профессиональная деятельность

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Основные формы работы

  • Профессиональная информация
  • Профессиональное воспитание
  • Профессиональная консультация
  • Элективные курсы
  • Тренинги «Мои профессиональные намерения»
  • экскурсии на предприятия, в организации

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2.
  2. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000.
  3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000.
  5. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001.
  6. Конвенция ООН о правах ребенка.
  7. Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995.
  8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  9. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002
  10. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000.
  11. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.
  12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.
  13. Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников".


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: