Работа с обучающими

Тарасова Анна Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной образовательной программе

                                                                                                                    образования обучающихся с умственной отсталостью    

                 (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)        

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г.Нижневартовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №11»

Индивидуальный образовательный маршрут

обучающегося 1 класса для детей с ОВЗ

________________

_________________

_________________


Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Назначение

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы  образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.

Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи:

1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;

2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;

3) развивать устную и письменную речь обучающегося;

4)способствовать повышению  педагогической грамотности  родителей;

5) социализировать обучающегося в обществе.

  • Содержание индивидуального образовательного маршрута определяют следующие принципы:
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы.

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:

включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Адресат данной программы: ______________________________________ 

Дата рождения - _____________________________________

Ребенок

Выписка из заключения ПМПКРекомендуется обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание Пр. 1599, 9.1 в 1 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.

Рекомендованы занятия:с учителем – дефектологом, учителем - логопедом, педагогом - психологом.

В 2022 – 2023 учебном году Данил обучается в 1 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

1этап

Диагностичес-кий

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- диагностика особенностей развития ребенка;

- составление социального паспорта класса

сентябрь 2022 г. – октябрь 2022 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог – психолог,

педагог-организатор  по работе с детьми с ОВЗ

2 этап

Реализации программы

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия;

 -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций педагогам и родителям.

Ноябрь 2022 г.-апрель 2023 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог - психолог


3 этап

Анализа и коррекции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Май 2023 г.

Учитель,

социальный педагог, учитель-логопед,

учитель-дефектолог, педагог - психолог

Организационно-педагогические условия реализации  индивидуального образовательного маршрута:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2022 г.), итоговая диагностика (май 2023г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, материально-техническое обеспечение по программе «Доступная среда».

Кадровое обеспечение:

Учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель-логопед,  социальный педагог, педагог-психолог, педагог организатор по работе с детьми с ОВЗ.

Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута. Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: психолого-педагогическое сопровождение осуществляется во внеурочное время, с 1 сентября 2022 г. по 30 мая 2023 г.

Периодичность занятий: учитель-дефектолог – 3 раза в неделю, учитель-логопед – 3 раза в неделю. Педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий -  30 – 40 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности:

- усвоение  учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;

- положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- овладение пространственно-ориентировочными навыками;

- удовлетворённость родителей психолого-педагогическим сопровождением ребёнка;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемый  результат:

1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;

2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;

3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

4) сформированность педагогической грамотности  родителей;

5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.

        

        Перспективное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога

Сроки

Коли-чество

занятий

Содержание

деятельности

Направления работы.

Примеры используемых методик и упражнений.

1.

Сентябрь

3

Входная диагностика

- уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

- уровня сформированности  математических представлений.

«10 слов», «10 картинок»

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равена.

2.

Сентябрь

6

- Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Развитие моторики и графомоторных навыков.

Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

3.

Октябрь

12

- Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Развитие моторики и графомоторных навыков.

Ориентировка в числовом ряду до 20. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать простые задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

4.

Ноябрь

12

- Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Развитие моторики и графомоторных навыков.

- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Выполнение заданий предложенных в рабочей тетради К. В. Шевелева «Графические диктанты».

- Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).

5.

Декабрь

12

- Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ориентировка в числовом ряду до 25. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать задачи на разностное сравнение.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание  предмета по его отдельным частям. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора.

Динамика развития обучающегося за 1 полугодие:

6.

Январь

9

- Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей  (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4 – 5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

7.

Февраль

12

- Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Развитие зрительного восприятия.

Ориентировка в числовом ряду до 30. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Развитие зрительного восприятия и памяти. Работа с картинками на основе тренажёров для развития зрительного восприятия и памяти.

8.

Март

9

- Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие пространства.

Ориентировка в числовом ряду до 35. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Ориентировка в помещении, на парте, на листе бумаги. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов.

9.

Апрель

12

Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие пространстваи времени.

Ориентировка в числовом ряду до 35. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

 Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Ориентировка в помещении, на парте, на листе бумаги. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Времена года, их закономерная схема. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).  

10.

Май

4

Развития математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие времени.

Ориентировка в числовом ряду до 40. Развитие вычислительных навыков. Формирование умения решать составные задачи.

 Выполнение заданий предложенных в учебно-методическом комплекте Е.В. Языкановой «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» 2 класс.

Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Определение времени по часам.

11.

Май

4

Итоговая диагностика

- уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

- уровня сформированности  математических представлений.

«10 слов», «10 картинок»

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки», обобщающие понятия, стимульный материал по общей осведомлённости, матрицы Равенаи др.

Динамика развития обучающегося за 2 полугодие:



Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода по предмету ОРКСЭ через систему домашних заданий

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: системно-деятельностный подходОРКСЭ


В свете требований ФГОС начального общего образования основными подходами к преподаванию курса ОРКСЭ являются: культурологический, коммуникативный, деятельностный и личностно-ориентированный.

Культурологический подход формирует у младших школьников поликультурную компетентность и первоначальные представления о религиозной культуре и светской этике.

Коммуникативный подход формирует у младших школьников коммуникативную компетентность. Он предполагает активное взаимодействие, сотрудничество учащихся, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и нацелен на создание коммуникативно насыщенной образовательной среды.

Деятельностный подход реализуется через систему заданий, развивающих мышление и социальную активность школьников. Такие задания обучают поисковой деятельности, совершенствуют навыки самостоятельной работы, формируют уверенность в своих силах, способность к самоконтролю и самооценке.

Личностно-ориентированный подход выражается в предъявлении учащимся заданий на трёх уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Последние предлагаются для индивидуальной работы с детьми с привлечением их родителей, использованием словарей, справочников, ресурсов Интернета и т.д.

Воспроизводящий уровень выполнения заданий по курсу ОРКСЭ:

  • найти в тексте определение, ответ на вопрос;
  • выделить ключевые слова текста, абзаца;
  • сформулировать главную мысль текста, абзаца и др.

Преобразующий уровень выполнения заданий в курсе ОРКСЭ:

  • поставить свои вопросы и составить собственные задания к тексту;
  • дать характеристику личности по иллюстрации к тексту;
  • озаглавить текст;
  • составить план текста;
  • заполнить опорную схему, таблицу и пр.

Творческо-поисковый уровень выполнения заданий в курсе ОРКСЭ:

  • составить ребус, кроссворд, викторину по теме урока;
  • создать виртуальный музей (например, репродукции картин и других произведений искусства по религиозной культуре, этике, этикету);
  • нарисовать рисунки к тексту;
  • выполнить проект;
  • написать эссе;
  • провести социологический опрос и т. д.

Ядро курса ОРКСЭ – взаимодействие с семьёй. Этот курс призван раскрыть первостепенное значение семьи в жизни человека, общества и государства, показать семейные ценности и традиции, рассказать о взаимопомощи в семье, воспитать уважительное отношение к родителям, родственникам, старшим. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком в курсе ОРКСЭ, имеют огромное значение для последующего развития личности. Через взаимодействие семьи и школы наполняются конкретным содержанием основные понятия курса ОРКСЭ: моё Отечество, культура и мораль, золотое правило нравственности и т.д. На уроках ОРКСЭ происходит развитие представлений учащихся о культуре семейных отношений.

В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникация, компетентность – наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем. Духовно-нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является средством формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, направлен на развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Наличие системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели готовит младших школьников признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свою точку зрения, овладевать логическими действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, знакомит с основными нормами светской и религиозной морали.

Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы.

Для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Педагогу важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешное освоение курса ОРКСЭ возможно при условии, что все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – станут большим и сплочённым коллективом людей, стремящихся к духовно-нравственному воспитанию и самовоспитанию.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребёнка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

В курсе ОРКСЭ важна не только структура урока, т.е. традиционный урок – это не единственная форма обучения для достижения качественного образования, также важна система домашних заданий. Они должны быть разнообразными, интересными, доступными, чёткими, необъёмными и направлены на сбор той информации, которая будет необходима для творческих проектов учащихся.

Рекомендации к домашним заданиям

Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я – сам» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребёнок остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

Чтение (целевое, комментированное, ознакомительное, изучающее, поисковое, выразительное чтение).

Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

Составление опорных конспектов к пересказам, составление плана текста, запись тезисов.

Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребёнка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Всё это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то ещё: придумать своё толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ученика должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Домашнее задание должно быть:

  • Чётко структурированным. Учитель должен тщательно продумать, что именно из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы.
  • Дифференцированным по уровню трудности. Домашнее задание нужно дифференцировать по уровню трудности с делением на группы. Одна группа выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).
  • Разумным по объёму и реальным для запоминания. Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная – должна быть привлекательной для всех, её выполнение должно поощряться (призами, участие в интересном разговоре, в игре).
  • Увлекательным. Домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, должно быть неожиданным, удивительным (подготовка к празднику, путешествие на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту).

Логическому структурированию сообщений содействует апробация на одном и том же тексте нескольких видов пересказа: подробного, выборочного, краткого. Можно дать дифференцированные домашние задания по выбору (задания для всех, задания для творчества, задания для малоактивных учеников).

Следует отметить, что выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков. При подготовке домашнего задания учителю необходимо обращать внимание детей на структурную выдержанность, т.е. строгое соблюдение избранной формы общения или сообщения (диалог, обсуждение в группах, диспут, доклад, определённый вид пересказа и т.д.), а также на краткость, чёткость и лаконичность изложения информации. Данная работа должна проводиться как на уроке, так и при проверке выполненных домашних заданий, что поможет подготовить детей к вступлению на итоговом мероприятии, соблюдая регламент. Краткость речи формируют следующие виды деятельности.

  • Игра «Путешествие по планете». Детям предлагается, разделившись на группы, попробовать пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается лучший вариант.
  • Коллективное составление опорных конспектов для сжатого пересказа текста.
  • Работа в группах по отбору материала и составлению мини-докладов к уроку.
  • Сочинения, ориентирующие на лаконичность. Как я понимаю слово «Русь». Что такое духовные традиции? Духовные традиции моей семьи. Что такое патриотизм? Что объединяет нас – жителей России? Великие люди России. Как я представляю Россию столетней давности. Наш край в далёком прошлом. Россия сегодня и завтра.
  • Краткое устное изложение сюжета, изображённого в иллюстрации учебника.
  • Игра «Народная мудрость». Учитель предлагает ученикам доказать конкретными примерами, что в следующих пословицах и поговорках отражено прошлое страны.

Мир строит, а война разрушает. Не бросай друга в несчастье. Один в поле не воин. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Работа мастера хвалит.

Виды домашних заданий по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

  • Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает на дом первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.
  • Составь кроссворд.
  • Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята находят в словарях определения к словам.
  • Игра «Поле чудес» (даётся определение, нужно отгадать слово).
  • Конкурс рассказчиков (даётся начало рассказа и окончание, надо рассказать середину или придумать окончание начатого рассказа).
  • Нарисуйте свой символ России.
  • Белый – свобода, независимость, белая Русь, мир, чистота.
  • Синий – Богоматерь-покровительница Руси, вера, верность, малая Русь.
  • Красный – Держава, Великороссия, энергия, сила, кровь, пролитая за отечество.
  • Собери в нужном порядке (части пословицы, куплеты гимна и т.д.; если задание выполнено правильно, то получится слово-термин по теме).
  • Викторина.
  • Интервью.
  • Туристический проект «Религиозные здания нашего города»
  • Рекламный буклет «Мой город - лучший».
  • Составь филворд.
  • Игра «Загадай слово». Например, «россияне». Нужно назвать первую и последнюю буквы, дать характеристику слова, участники могут задавать вопросы. Выигрывает тот, кто отгадал слово первым.
  • Художественный образ. Подготовить сценку или рисунок, которые представляют следующие понятия: уважение, толерантность, культура, обычай. Дети должны догадаться, о каком слове идёт речь?
  • Обсуди высказывание.
  • Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.
  • Составь ребусы.
  • Напиши эссе.
  • Составь пересказ (подробный, выборочный, краткий) и т.д.
  • Составь вопросы к тексту.
  • Составь диалог героев о …
  • Подбери цитату по теме …
  • Подбери пословицы, поговорки.
  • Подбери синонимы, антонимы, фразеологические обороты.
  • Поставьте сценку о героях притчи.
  • Составь памятку «Культурный человек – это…»
  • Рассмотри иллюстрации, расскажи историю о …
  • Подбери фотографии по теме, о герое …
  • Нарисуй, как ты представляешь себе …
  • Прокомментируй факт.
  • Выскажи отношение (к событию, персонажу, предмету и т.д.)
  • Реши проблемную ситуацию на основе полученной информации.
  • Особый вид домашних заданий – проекты, долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся.

Домашние задания по курсу ОРКСЭ отличаются от традиционных заданий. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных материалов, совместную работу с членами семьи и взрослыми, интервью, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д.

Примеры «семейных» домашних заданий по курсу ОРКСЭ.

Обсуждение вопросов.

  • Каковы духовные, нравственные ценности нашей семьи?
  • Какие друзья у вас были в детстве, как вы дружили?
  • Какой человек для вас в жизни является примером?
  • Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
  • Быть справедливым трудно?
  • Подготовка фотографий, фотовыставки, альбома.
  • Обсуждение семейных правил, обязанностей, праздников.
  • Высказывание своего отношения к суждению о добре, зле, совести, справедливости, милосердии и т.д.
  • Подготовь рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи или к взрослым.
  • Напишите небольшое сочинение на тему “Я хочу пожелать всем людям...”.

Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке, как организовать помощь взрослых при выполнении задания.

Поскольку уровень достижения образовательного результата по курсу ОРКСЭ не оценивается традиционно по пятибалльной шкале, учителю для диагностики успешности обучения предмету необходимо применять разнообразный инструментарий оценки образовательных и личностных достижений учащихся.



Предварительный просмотр:

Системно-деятельный подход к обучению.

«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельности», - писал В.А.Сухомлинский. Раскрыть этот талант - задача учебно-воспитательного процесса.

Одной из новых педагогических технологий является системно-деятельностный подход. Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Это метод обучения, при котором студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. В результате чего происходит развитие творческих способностей каждого обучающегося, которые проявляются в креативном мышлении, в порождении необычных идей, позволяющие решать проблемные ситуации.

Основной целью системно-деятельностного подхода является развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Преподавателю при подготовке к уроку необходимо тщательно продумывать организацию и осуществление учебной деятельности:

  • отобрать учебный материал;
  • продумать и выбрать методы и средства обучения;
  • организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
  • связать все эти компоненты, чтобы получить определенную систему знаний и ценностных ориентаций [1].

Основные этапы структуры урока в технологии системно-деятельностного подхода:

  • учитель создает проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов [2].

В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования у обучающихся практических умений применения теории. Позиция преподавателя математики должна быть такова: к классу не с ответом, а с вопросом. Особую важность имеют наводящие и открытые вопросы, поскольку они учат думать учащихся. Обучающиеся должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике.

Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка [4].

Как же построить занятия по математике, чтобы реализовать требования новых Стандартов?

Для реализации деятельностного подхода на занятии математики, преподаватель должен организовать условие инициирующее действие обучающихся, например, создать проблемную ситуацию (технология проблемное обучение).

Например, на занятии по теме «Основные правила дифференцирования» предложить обучающимся самостоятельно сформулировать тему урока. Для этого при актуализации знаний, прорешивая примеры на нахождение производных по таблице, предложить функцию, где есть операция умножения или деления. Например (x²/sinx)'. Задать вопрос: Как найти производную такой функции? Как вы думаете, достаточно ли знать только таблицу производных, чтобы продифференцировать данную функцию. Что нужно дополнительно знать для нахождения производных такого вида функций? После наводящих вопросов дети самостоятельно формулируют тему урока: «Основные правила дифференцирования».

При изучении материала по определенной теме можно оформить решение какого-либо примера на доске с ошибкой и предложить студентам найти эту ошибку.

Или на определенном этапе занятия можно задать самостоятельную работу, с последующей взаимопроверкой или самопроверкой по образцу. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым студентам.

Так же на уроке математики можно организовать групповую работу, так как психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

Создавая проблемные ситуации, выдавая конкретные задания, в котором указано, что и как должны сделать учащиеся, учитель побуждает учащихся к вдумчивой работе.

Современный человек - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде. А согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, выдвигать гипотезы, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

Список литературы

  1. Валынкин П.В., Дмитренко О.В., Зиновкина Е.В. Системно-деятельностный подход к преподаванию математики в условиях реализации ФГОС второго поколения // Сборник статей международной научно-практической конференции: Личность как объект психологического и педагогического воздействия, 2017. - С. 88-90.
  2. Давидюк В.В. преподаватель ГБПОУ ИО ААТТ, г. Ангарск, (статья). Системно-деятельностный подход на уроках математики. (https://posidpo.ru/davidyuk-v-v-sistemno-deyatelnostnyiy-podhod-na-urokah-matematiki/)
  3. Пичугина Ирина Анатольевна, учитель математики (https://urok.1sept.ru/articles/657517) Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения, статья.
  4. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система "Школа 2000…". - М.: Ювента, 2007. - 263 С.



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения.

       Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палата, В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликова, В.В. Гузеева и др.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, показывать свои знания в вопросах, связанных с темой проекта.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Сначала учитель учит детей планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем – составлять план уже не только для себя, но и для других участников проекта.

При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их где-то интуитивно, а где-то уже посредством новых приобретенных знаний.

Учителю, который организует проектную деятельность детей, надо знать, что этот вид деятельности требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможности их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учеников, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В современной практике широкую популярность приобрел метод проектов. Это обусловлено, прежде всего, требованиями времени с его радикально изменяющимися социально-экономическими реалиями. Сегодняшний ученик стоит перед главными задачами своей деятельности: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы, механизмы их осуществлений и т. д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Возникает насущная потребность обучаться проектированию практически во всех сферах деятельности, на всех уровнях: проекты могут быть федеральные, региональные, муниципальные. Поэтому в Базисный учебный план внесено требование обучать учащихся проектной деятельности. На уровне государственной политики метод проектов поддерживается. Подтверждением тому стало принятое Министерством образования Положения о Всероссийской акции «Я – гражданин России». Главное в акции пробудить подростков к добровольному гражданскому участию в решении актуальных вопросов  жизни своего района, села, города.

Цели, задачи, теоретико-методологические основы технологии проектного обучения.

Цели  и задачи

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов.

Ряд исследователей и учителей-практиков так определяют  цели проектного обучения:

  • Способствовать повышению уверенности в своих силах, возможностях каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле ученик чувствует себя значимым, успешным, способным преодолевать трудности, когда он осознает себя, свои возможности, свой вклад в общее дело и в собственный продукт. При  этом непременно происходит личностный рост, развитие характера.
  • Способствовать осознанию школьниками значимости коллективной работы для получения результата, огромной роли делового сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; побуждать учащихся к общению, воспитывать коммуникационную культуру. Как известно, в любой сфере жизнедеятельности социально значимо умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и принять иную точку зрения, а в случае несогласия уметь конструктивно-критически оценить иной подход и в итоге найти объединяющее решений.
  • Развивать исследовательские умения – анализировать ситуацию, выявлять проблемы, отбирать необходимую информацию из литературы, наблюдать практические ситуации, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы и проверять их, обобщать, делать выводы. Все эти умения самым активным способом развивают культуру мышления.

Эти цели достигаются особой организацией образовательного пространства, влияющей на различные аспекты, качества личности, созданием условий для появления мотива к самоизменению, к личностному росту, освоить интеллектуальные средства познания и исследования мира.

 Понятие «проект» в широком понимании – все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Это определение дает в своей работе «Исследовательские проекты в практике школы» И. Д. Чечель . С точки зрения Чечель, проект способствует активизации познания, служит развитию креативности. При разработке проектов развивается умение трудиться в коллективе.

        При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений уч-ся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Теоретические основы проектного обучения

                Целью данной технологии является самостоятельное постижение школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает проживание учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как развернутое решение проблемы. В проекте наряду с познавательной стороной решения проблемы всегда присутствуют эмоционально-ценностная и творческая стороны. Именно они определяют, насколько значим для уч-ся проект и как самостоятельно он выполнен. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации,  коммуникативности,  индивидуализации, деятельностного и ценностного подходов, направленных не только на формирование ЗУН уч-ся, а на самореализацию их личности.

Особенности технологии проектного обучения.

        Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.

        Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог с собственным Я и с другими.  Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» (М. М. Бахтин)

        Проблемность возникает при решении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявление самостоятельности уч-ся. Решение проблемы приводит иногда к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.

        Любой проект связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способ выполнения (в форме сочинения, доклада, схем, презентации, планшетов и т.д.)

Классификация типов проектов.

        В настоящее время существуют различные классификации проектов. Выделим следующие наиболее характерные типы проектов.

        По продолжительности времени: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (1- 2 темы), долгосрочные.

        По уровню интеграции различают проекты с привлечением только изучаемого предмета и межпредметные.

        По способу преобладающей деятельности выделяют индивидуальные проекты и коллективные.

        По способу преобладающей деятельности уч-ся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, оформления полученных результатов.

        В игровых проектах уч-ся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами 16в. по пройденному маршруту на уроках истории.

         Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, буклетов, сайта и т д.

         Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта составляется в виде карт, схем, доклада.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями уч-ся: очистка водоемов, создание плана местности, создание исторической хроники населенного пункта и т д.

Проектная технология становится основой исследовательских навыков – компетенций. Они проявляются в готовности к общению, к диалогу, к совместному анализу, к конструктивной критике, к готовности корректировать способы действия, искать новые подходы к решению задачи. Такие личностные качества, как ответственность, самостоятельность, становятся доминантными во всей учебной деятельности и поведении учащихся. Таким образом, образовательное влияние проекта на школьников неоспоримо, как неоспорим и тот факт, что в процессе проектной деятельности формируются самые сущностные качества личности, необходимые для жизни, для успешности в будущей профессии.



Предварительный просмотр:

Приемы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников

                                                                                 Учение без мысли – напрасный труд.

                                                                                       Конфуций

     Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В «Энциклопедии образовательных технологий» Германа Константиновича Селевко, профессора Международной Академии наук педагогического образования, их описано свыше 500.

        Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии.

Я бы хотела остановиться на технологии развития критического мышления.

Данная технология как раз учит мыслить, учит сопоставлять свое мнение с другими, дает возможность проявить свои творческие способности, поощряет взаимодействие.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана американскими педагогами – практиками в 80-е годы 20 столетия. Позднее основу технологии стали составлять идеи и теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они очень хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

ТРКМ универсальна. Ею могут пользоваться учителя разных предметных областей в среднем и старшем звене, администрация образовательных учреждений при проведении педагогических советов. И, конечно же,   некоторые элементы технологии можно и нужно применять в начальной школе.

   Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Существует 3 этапа (фазы) технологии:

Вызов.

Осмысление.

Рефлексия.

1 этап – вызов. Пробуждение интереса к предмету

Задачи:

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

2 этап – осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

Помочь соотнести старые знания с новыми.

3 этап – рефлексия.Обобщение материала, подведение итогов.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии, очень много. + Ромашка вопросов, инсерт, фишбон (рыбная кость), дерево предсказаний, денотатный граф, +- интересно, сводная таблица, шесть шляп, диаманта, РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), письмо по кругу, «лови ошибку», «поляна снежинок», кубик и другие.

Я остановлюсь на тех, которые применяю на своихуроках в начальной школе.

1. Таблица: Знаю – Хочу узнать – Узнал

Прием применим для работы с текстом на протяжении урока.

Пример. Урок окружающего мира, на стадии вызова.

Учитель с учащимися определяют тему урока. Это «Насекомые».

Учитель: Я предлагаю Вам заполнить таблицу и работать с ней на протяжении всего урока.Что Вы знаете о насекомых?

(Ребята работают в группах, заполняя первую графу таблицы)

(Проверка заполнения первого столбца. Ответы детей.)

Учитель: Ребята, а чтобы вы хотели узнать о насекомых?

(Ребята работают в группах, составляя вопросы и заполняя вторую графу таблицы)

(Проверка заполнения второго столбца)

Учитель: Итак, тема урока? («Насекомые»). Я предлагаю на время убрать таблицы и попробовать, включаясь в урок, поискать ответы на возникшие по нашей теме вопросы….

Ну, а теперь пришло время вернуться к нашим таблицам, которые мы использовали вначале нашего урока. Сможете ли Вы сейчас ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

(Работаем в группе, заполняем таблицу).

2. Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Например: Почва – это …

                                         … земля

                                         … растительная земля

                                        … вещество

                                         … суша, а не вода

                                         … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения, и идет работа.

3. Прием "Верные и неверные высказывания"

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

На стадии размышления:

Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.

Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.

Возврат к "Верным и неверным высказываниям".

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают, верно или неверно данное высказывание.

4. Кластер

Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

По мере записи появляется вот такая графическая структура, которая отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

5. Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для васзнакомым?

- Чтонового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталосьнепонятным?

6. Техника постановки вопросов

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

Задание: прочитайте текст и задайте 2 тонких и 2 толстых вопроса друг другу.

7. Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы - Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Обычно начинаются со слов: «Как вы относитесь…».

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза. «Что будет, если…» «Что бы изменилось, если…»

Практические вопросы – направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Обычно начинаются со слов: «Где вы в обычной жизни могли наблюдать …», «Как бы вы поступили…».

Прием постановки вопросов хорош на стадии Рефлексии.

8. Бортовой журнал

Пример: урок окружающего мира, 4 класс, тема «Тундра»

Задание: Мир птиц тундры разнообразней, чем мир зверей. Чем же привлекает этот суровый край такое множество птиц? Пользуйтесь для поиска материалом из учебника (указаны страницы) и заполняйте бортовой журнал.

9. Прием «Фишбоун»

«Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается  на уроке, в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

Пример: урок окружающего мира, 4 класс, тема «Тундра»

Задание: Приведите примеры отрицательного влияния человека на почву тундры, используйте материал учебника (указаны страницы). Составьте фишбоун по одной из проблем.

10. Прием «Шесть шляп»

Пример: урок окружающего мира, 4 класс, тема «Тундра»

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа. Мыслим фактами, цифрами.

Расскажите о тундре только фактами, цифрами.

Желтая шляпа. Позитивное мышление.

Подумайте, что помогает животным тундры переносить суровую зиму.

Черная шляпа. Проблемы.

Приведите примеры отрицательного влияния человека на почву тундры.

Красная шляпа. Эмоции.

Подумайте, какое эмоциональное настроение вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнет природа?

Зеленая шляпа. Творчество.

Какие меры помогут сохранить природу тундры?

Синяя шляпа. Философия.

Обобщите высказывания других групп.

На стадии рефлексии можно применять и такие формы работы

Итак, приёмы развития критического мышления на уроках позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

В основе технологии лежит системно-деятельностный подход к обучению. Урок построен так, чтобы включить каждого ребенка в учебно-познавательную деятельность. Такой урок заставляет учеников задуматься, учит находить пути решения проблемы, развивает коммуникативные навыки.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

           



Предварительный просмотр:

                        Индивидуальный маршрут коррекционной логопедической работы

Ф.И. ребенка   Иванов Иван                          дата рожд._____________

Наименование ОУ _МБОУ «СШ№11», города Нижневартовска

 Класс 1 «Б»

Логопедическое заключение ОНР 3 уровень, ФФНР (на 2022 – 2023 уч. год)

Классный руководитель: Тарасова Анна Евгеньевна.

Выявленные проблемы

Цель

Содержание коррекционно-развивающей работы

Срок

2022-2023учебный год

Уровень общего речевого развития III- уровень

Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Коррекция и компенсация имеющихся выявленных речевых нарушений

I-этап:

  • Развитие силы и продолжительности выдоха.
  • Развитие первоначальных навыков слухового анализа и фонематического слуха.
  • Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Октябрь 2022

Ноябрь 2022

II-этап:

  • Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
  • Развитие навыков слухового анализа и фонематического слуха.
  • Работа над падежными окончаниями слов во фразе.
  • Построение правильной полной фразы в диалоге, по сюжетной и серии картин. обогащение словаря подбором родственных слов.                                  
  • Практическое использование предлогов.  
  • Практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.

Декабрь 2022

Февраль 2023

III-этап:

  • Развитие связной речи.        
  • Формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.
  • Научить объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по их общему назначению.

Март 2023

Май 2023

январь 2023 г.- динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы)

май 2023 г.- итоговое обследование



Предварительный просмотр:

Игры для детей с нарушение речи.

В век информации и технологий, где с каждым годом на свет рождаются сотни новых высокотехнологичных устройств, которые все больше упрощают наши с вами жизни, формирование и речевое развитие младших школьников является одной из распространенных методических проблем школьного образования. Речь сопровождает нас всю жизнь. Без грамотной речи полноценная жизнь невозможна.

И не секрет, что современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, и интернет-игры являются частью его жизни. Уже с раннего возраста дети хорошо владеют телефонами, планшетами, компьютерами и ноутбуками.

Следовательно, и нам, педагогам, необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы.  В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание. Исходя из вышеизложенного, я решила создать картотеку интересных игр, направленных на развитие экспрессивной и связной речи, на развитие импрессивной речи. Я считаю, что благодаря данным интегрированным играм дети получают наглядную информацию, благодаря которой повышается познавательный интерес ребенка.

Картотека игр на развитие речи

Название игры

Цель игры

Описание игры

«Кто, где живет?»

Развитие понимания речи

Учитель предлагает построить из ящичков два дома. (трехэтажный и двухэтажный)

Учитель озвучивает разные инструкции:

того, кто мычит отправь на первый этаж трехэтажного дома.

Тот, кто лает живет справа от того, кто мычит.

В двухэтажном доме, но не на первом этаже, живет тот, кто, кукарекает. итд

«Продолжи дорожку»

Развитие фонематического слуха. Выработать навык выкладывания визуально-ритмического ряда, с помощью использования палочек Кюйзенера.

Детям предлагается выложить палочки Кюйзенера.

Если взрослый отрывисто произносит звук «А», ребенок выкладывает короткую палочку, если взрослый протяжно произносит звук «АААААА», ребенок выкладывает длинную палочку.

Затем учитель предлагает ребенку собрать по очереди эти палочки, произнося соответствующие звуки.

«Собери слово»

Формирование звукового анализа и синтеза.

 Взрослый произносит слова, ребенку предлагается собрать или выложить слово, ориентируясь на вторые слоги названных слов.

«Составь рассказ»

Развитие связной речи. Развитие тактильного гнозиса.

Перед ребенком контейнер с крупой, в котором спрятаны маленькие игрушки – животные жарких и холодных стран. Не доставая руку, ребенок на ощупь угадывает, какое же животное у него в руке, затем составляет рассказ по мнемотаблице.

«Повтори языком»

Формировать умение определить артикуляционную гимнастику и повторить.

Перед учителем поднос с мукой, на которой он рисует улыбочку, ребенок выполняет артикуляционную гимнастику «Часики».

Учитель рисует овал, ребенок выполняет «Вкусное варенье»

 Игры.        

«Поиграем с язычком»        Развитие слухоречевого гнозиса, соматогнозиса, ориентация в пространстве, развитие словарного запаса словами «Вверх, вниз, вправо-влево».        Перед ребенком лежит лист формы ромба, на углах ромба нарисованы геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ребенку предлагается двигать языком в ту сторону, на котором находится та или иная фигура.

«Продолжи дорожку»        Развитие фонематического слуха. Выработать навык выкладывания визуально-ритмического ряда, с помощью использования палочек Кюйзенера.        Детям предлагается выложить палочки Кюйзенера: если логопед отрывисто произносит звук «А», ребенок выкладывает короткую палочку, если логопед протяжно произносит звук «АААААА», ребенок выкладывает длинную палочку. Затем логопед предлагает ребенку собрать по очереди эти палочки, произнося соответствующие звуки.

«Отправь животных домой»        Работа над соматогнозисом, умение работать по схеме.        Перед ребенком контейнер с крупой, в котором спрятаны маленькие игрушки – животные жарких и холодных стран. Ребенку предлагается поискать животное, угадать не вытащив руку из крупы, какое животное он нашел, назвать. Если ребенок находит животное, которое живет в жарких странах он должен поставить его на желтый овал, если ребенок находит животное, которое живет в холодных странах – на синий.

«Чудесный мешочек"        Закрепить названия овощей, их цвета.        Ребенок по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы логопеда о цвете, форме, величине овощей. (мнемотехника)Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Раскрась правильно»        Закрепить умение находить заданный звук в слове.        Ребенку предлагается лист с картинками для раскрашивания на определенный согласный звук. Если в названии картинки есть мягкий согласный, то картинку раскрашивают зеленым цветом, если твердый согласный – синим цветом.

«Собери цветок»        Формировать умение правильного соотношения слогов к обозначающему цвету.        Ребенку предлагается из мозаики выложить цветок. Логопед дает установку: красный цвет-слог «ЛА»

зеленый цвет-слог «ЛУ», желтый цвет слог «ЛО».

Логопед называет слог, ребенок повторяет за логопедом, выкладывает цветок, используя цвета мозаики, обозначающие тот или иной слог.

«Найди звук»        Формировать умение найти звук на слух.        Ребенку предлагается слово, он должен по описанию найти о каком звуке идет речь. Например, в слове «ЗИМА», это звук, который находится во втором слоге, и он не гласный, какой это звук? (А).ТРИЗ

«Писатель»        . Формировать умение работать по схеме.

        Ребенку предлагается описывать предмет по определенный схеме, опираясь на следующие вопросы: «Что это? Где растёт? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? Какой на ощупь? Что из него готовят?»

«Путешествие в космос»

(логоритмика). Развитие зрительной памяти, умения воспроизводить заданный ритмический рисунок. На ковре звездочки маленьких и больших размеров. Ребенку предлагается идти, наступая на эти звезды накладывая слоги. На большие звезды хлопаем и долго произносим «ЛАААААААА», на маленькие –отрывисто «ЛА».

Игра «Посчитай и отсчитай»        Развитие слухового гнозиса, формировать умение определить на слух количество ударов.        Логопед отстукивает в бубен или ладони определенное количество ударов. Ребенок считает удары и отсчитывают у себя столько же мелких предметов, сколько было ударов.

«Угадай инструмент»        Развитие слухового гнозиса, формировать умение определить на слух количество ударов.        За ширмой логопед создает определенное количество звуков на разных инструментах, а ребенок считает, называет инструмент и количество ударов, можно предложить произнести слоги по количеству ударов.

«Волшебные пузыри».        Развитие речевого выдоха.        Предложить ребенку дуть в мыльную воду. Чем лучше и дольше ребенок дует, тем выше пена.

«Легозвук». Развивать навык конструирования, через фонетико-фонематическое восприятие.        Ребенку предлагается из лего построить то или иное сооружение, используя цвета обозначающие звуки, которые будет называть логопед.

«Линии». Автоматизировать звук «Л» или «Р» через опытно-экспериментальную деятельность.         В прозрачные одноразовые стаканы налить воду, опустить туда   палочки по программе 2:1. Чередовать полные стаканы с пустыми по программе 2:1. В воду опустить палочку, так как вода мешает прохождению света через воду, палочка в воде покажется ломанной. (логопед объясняет это ребенку).

Ребенок по очереди называет палочки: ломанная, ломанная прямая; ломанная, ломанная, прямая. (если у ребенка нет звука «Р», слово «прямая» можно заменить на «не ломанная»

«Повтори языком (рисование на муке)»        Формировать умение определить артикуляционную гимнастику и повторить.        Перед логопедом поднос с мукой. Логопед рисует на муке «улыбочку», проводя пальцем по муке вправо-влево, ребенок выполняет артикуляционную гимнастику «Часики».

Логопед рисует овал, ребенок выполняет «Вкусное варенье»

«Скалолаз»

(шведская стена)        Формировать умение действовать по сигналу, правильно реагировать на сигнал.        Логопед произносит слова на заданный звук, если логопед назвал слово на заданный звук ребенок, поднимается вверх на одну ступеньку, если назвал слово без заданного звука, ребенок стоит на месте, либо спускается вниз. ( задание можно усложнить)

«Постучи правильно»        Формировать умение различать на слух звуки.        Перед ребенком стаканы красного, синего и зеленого цвета. Ребенку предлагается насыпать семечки в красный стакан,

постучать стаканом один раз, если он услышит гласный звук

Насыпать семечки и постучать два раза зеленым стаканом, если услышит согласный мягкий, насыпать семечки и постучать три раза синим стаканом, если услышит согласный твердый.