О химии в шутку и всерьёз

Иванова Надежда Васильевна

Всерьёз и с шуткой о химии и не только

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХИМИКИ

ШУТЯТ

  Основы науки

Научное исследование

Химический реактив — это то, что химик-органик превращает в вонючий продукт, аналитик — в очередную методику, физико-химик — в прямую линию, а химик-инженер — в прибыль.

Пилотная установка

Пилотная установка — достаточно скромное устройство для подтверждения ошибок технологии перед их тиражированием в дорогостоящем крупномасштабном производстве.

Стекло

Первый закон работающего в лаборатории: горячее и холодное стекло выглядят одинаково!

Спектроскопия

Спектроскопия не умрет — ведь можно пятиться вперед.

Вы можете считать себя химиком:

• если назвали своего первенца именем одного из элементов лантаноидов и теперь считаете себя обязанным заполнить весь ряд;

• если вы думаете, что свежий воздух плохо пахнет;

• если вы, как ребенок, играете со взрывчатыми веществами, но все пальцы у вас еще целы.

Фуллерены в сарае

В фуллеренах чередуются шести- и пятичленные циклы. Так же шьют футбольные мячи. Но вот еще одна аналогия. В Стамбуле над входом в Сарай Топкари есть скульптурное изображение полусферы, сделанной точно так, как устроены фуллерены.

Уймитесь!

Одна тысячная моля — это, как известно, миллимоль. Пошли дальше:

10-6       моля — микромоль;

10-9       моля — наномоль:

10-12      моля — пикомоль;

10-15      моля — фемтомоль;

10-18      моля — аттомоль;

10-21      моля — зептомоль;

10-24      моля — куакомоль.

Стоп, стоп... Ведь 1 куакомоль составляет 0,6 молекулы... Дальше некуда.

Ох уж эти химики

Когда мыть руки

Химики — самые большие чистюли: они моют руки даже перед посещением туалета.

Электрохимики

По сравнению с другими химиками электрохимики имеют более высокий потенциал.

Химики-технологи

Химик-технолог — это специалист, пытающийся делать как бы на пользу то, что обычный химик делает просто для удовольствия.

Не тот гимн

Группа студентов химического факультета Московского университета, оказавшись в одном купе поезда с французами, запела «Гимн химиков-агрессоров»:

Мы отравим весь мир меркаптаном,

Будут трупами ямы полны.

Смрадный запах дойдет к марсианам,

 К обитателям хладной Луны.

Услышав эту песню, французы, не знавшие русского языка, встали навытяжку. Песня исполнялась на мелодию «Марсельезы».

Что такое ламин

На лекции по военному делу полковник рассказывает о составе раствора для дезактивации боевой техники, в который входит антикоррозионная добавка, моноэтаноламин. В конце лекции полковник предлагает задавать вопросы. Один студент, прикинувшись простачком, спрашивает:

— Товарищ полковник, а что такое моноэтаноламин?

— Моно, ди, три — это один, два, три. Бывает метано, этано, пропано. А вот что такое ламин, сказать затрудняюсь.

Гореть надо умеючи!

Однажды, когда профессор МГУ Алексей Николаевич Кост вел практикум по органической химии, у одного из студентов разбилась колба с эфиром и его пары вспыхнули. Началась паника, кто-то прибежал с углекислотным огнетушителем и с трудом погасил пожар. Все это время Кост совершенно невозмутимо сидел за своим столом и с кем-то разговаривал. Потом, когда все успокоились, подошел к месту происшествия и приказал:

— Спички!

Ему дали коробок, он чиркнул спичкой и бросил ее в еще не просохшую эфирную лужу. Огонь вспыхнул вновь, все оторопели. А Кост, не суетясь, взял противопожарное одеяло, ловко накрыл им пламя и изрек:

— Гореть надо умеючи!

Три точки

Однажды лекции по органической химии начал читать молодой неопытный преподаватель. Студенты это заметили и передали ему записку с вопросом: «Как было доказано, что молекула циклопропана плоская?»

Лектор с увлечением, на протяжении пятнадцати минут, объяснял, что это следует из совокупности результатов исследований с помощью инфракрасной спектроскопии, ядерного магнитного резонанса и других методов.

После этого он получил записку следующего содержания: «Профессор, Вы согласны с тем, что через три точки можно провести только одну плоскость?»

Старые химики 1

Старые химики не умирают, они просто перестают реагировать.

Старые химики 2

Старые химики не умирают, они просто достигают равновесия.

Старые химики 3

Последние слова химика: «Почему нет этикетки на этой бутылке?»

Напуганный математик

В 50-х годах лекции по высшей математике студентам химфака МГУ читал профессор механико-математического факультета Тумаркин. Лектор внятно и размеренно излагал предмет, прохаживаясь за кафедрой вдоль доски. Вдруг передняя стенка кафедры почему-то вывалилась и плашмя, с громким сухим хлопком, упала на пол. Реакция лектора оказалась совершенно неожиданной: он застыл, подняв ногу стал  вопросительно смотреть на аудиторию.

Выяснилось, что несколько лет назад студенты-химики над ним подшутили, рассыпав вдоль доски влажный йодистый азот, который, высохнув, с громким хлопком взрывается от малейшего прикосновения.

Все гениальное просто. Увы, не все простое — гениально

В Научно-исследовательском институте по удобрениям и инсектофунгицидам (НИИУИФ) работал в свое время некто Юзько. Он писал жалобы и вносил, причем на самый верх, невероятные предложения. Институт много занимался вопросами промышленного получения фосфорных удобрений, которые производят, как известно из Фосфоритов или апатита. Юсько предложил «гениальное» решение вовсе не производить фосфорные удобрения на заводах, а вносись в почву непосредственно добытые фосфориты и затем поливать поля серной кислотой!

Реакция идет сносно

На экзамене в Московском университете профессор Роза Яковлевна Левина спрашивает студента:

— Как идет реакция окисления этилового спирта азотной кислотой?

Студент отвечает:

— Сносно.

— То есть как это «сносно»?!

— Но вы же сами, Роза Яковлевна, писали на доске:

С2Н5ОН +HNO3  =  СНОСНО.

Растерялся

Долгие годы практикумом по органической химии в МГУ ведал Юрий Константинович Юрьев — строгий педант, которого студенты очень боялись. Один из них только что подготовил все для проведения синтеза — осталось лишь открыть водопроводный кран, чтобы пустить воду в холодильник. Но, видно, открыл слишком сильно — трубку сорвало и из нее полилась вода. А тут, как на грех, входит Юрий Константинович. Бедный студент с перепугу вместо того, чтобы перекрыть кран, сунул трубку в рот и стал судорожно глотать воду.

Кто больше?

Лизе Мейтнер была в семье третьим ребенком, Мария Кюри — шестым, Иван Алексеевич Каблуков — восьмым, а Дмитрий Иванович Менделеев — семнадцатым. Каким бы выдающимся химиком был бы, скажем, двадцать второй ребенок!

Азот все не выделяется

Лаборантка сидит перед установкой для определения азота по методу Дюма. Понемногу придвигает горелку к тому месту трубки для сожжения, где лежит навеска органического вещества, и пристально наблюдает, когда же в азотометр начнут подниматься микропузырьки газа. Время идет, уже близко обед. Решила пока что заморить червячка принесенным из дома бутербродом. Откусывает, жует, а сама глаз не спускает с азотометра и говорит: «Что-то я ем, ем, а азот все никак "~ выделяется!»

Налей по форме № 3

Студент получил для выполнения работы по органической химии трехгорлую колбу со шлифами  большую ценность. Закончив работу,                                                                                                                                              

студент начал мыть эту колбу, случайно проткнул ершиком ее дно и ужасно расстроился. Его решил выручить однокурсник: взял злополучную колбу и с пузырьком спирт пошел к стеклодуву. А кс да дно колбы было запаяно, сказав товарищу, что стеклодуву за работу следует заплатить через бухгалтерий 3 рубля 62 копейки по форме № 3 (в то время бутылка водки стоили 3,62).

Студент пошел к бухгалтеру, но тот удивился и порекомендовал обратиться к заместителю декана по административно-хозяйственной части. Тот тоже удивился и отправил студента к начальнику стеклодувной мастерской. Удивился и этот:

Зачем платить по форме № 3? Налей мастеру двести граммов, и дело с концом!

Индивидуалисты и коллектив

Профессор объясняет нынешнему молодому поколению химиков разницу между ионной и ковалентной связью: ионная связь — это высшая степень индивидуализма, а ковалентная связь — это когда приватизированные электроны становятся коллективизированными.

Чайная церемония

До переезда в новое здание химфака МГУ на Воробьевых горах практикум по органической химии размещался на Моховой улице в полуподвале, под кабинетом академика Николая Дмитриевича Зелинского. Это была знаменитая лаборатория № 80, которая выглядела очень таинственно, чем-то напоминая лабораторию алхимика (она красочно описана в мемуарах Андрея Белого «На рубеже двух столетий»).

Однажды в эту лабораторию пришли школьники, записавшиеся в химический кружок. Увидев большую коническую колбу, в которой кипела какая-то бурая жидкость, они со священным трепетом спросили старую лаборантку, что это такое.

«Чай!» — ответила она.

Знания — сила

В 50-е годы женщина-химик, ставшая впоследствии доктором наук и заведующей лабораторией академического института, в своих выступлениях путала полиморфные формы (модификации) веществ с полимерными. Молодежь, промывая ей косточки, все порывалась выяснить, не путает ли восходящая звезда висмут с вермутом или, скажем, ветеранов с ветеринарами.



Предварительный просмотр:

Из жизни знаменитых химиков…

                                                              Мастер чемоданных дел

     Д.И. Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды выбирая нужный товар, он услышал за спиной вопрос одного из покупателей:

- Кто этот почтенный господин?
- Таких людей надо знать, - с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев.

                                            Богатырские забавы профессора Зинина

     Применялось ли рукоприкладство к студентам в России?

     Грубых насилий не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. В частности, известный академик Н.Н. Зинин не только бранил нерадивых учеников, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, так как разрешалось дать сдачи академику. Но охотников на ответные меры не было: Зинин обладал большой физической силой и мог сжать противника в объятиях, что тот потом долго не мог прийти в себя.

                                                               Сванте Аррениус
     С. Аррениус очень рано начал полнеть. Он рассказывал такую историю, связанную с его избыточным весом. Однажды учёные собрались в центральном отеле Берлина на очередной диспут. Аррениус оставил пальто в гардеробе и открыл было дверь, чтобы присоединиться к коллегам, но гардеробщик остановил его словами: « Вы идёте не туда, сударь; корпорация мясников заседает рядом». 

                                                                     На работе

     Американский химик Р. Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашёл в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлечённого чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

-Мистер Вуд! – вскричал он, от гнева. – Вы, Вы… позволяете себе читать детектив?!

- Ради бога, простите, - смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается.

                                                                  Ну и колонна 

      Хотя лекции известного немецкого химика Р. Бунзена считались образцовыми и весьма интересными, многие студенты их прогуливали. В конце каждого семестра перед профессором представали с просительно протянутыми зачётками в руках десятки совершенно незнакомых ему молодых людей. Добродушный Бунзен всё же раз не сдержался- Что-то я вас не припомню. Что-то я вас ни разу не видел на своих лекциях…

- И я вас, господин профессор, - находчиво поддакнул студент, - а всё потому, что сидел за колонной. Между нами говоря, её место явно не в аудитории.

- Возможно, что и так, - задумчиво согласился Бунзен. – Но никогда бы не догадался, что за колонной умещается столько людей!