3.05.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Судер-оол Любовь Солун-ооловна

3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesklonyaemye_im_sushch.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Несклоняемые существительные.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Целипознакомить с группами несклоняемых существительных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

Планируемые результаты:

предметные: знание групп несклоняемых существительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные;

метапредметные:

регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему и цели урока;

познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать;

коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

личностные: умение отстаивать свою точку зрения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Покажите мне, с каким настроением вы приступаете к уроку. Если ваше настроение нейтральное, поднимите белое облако, если пришли с желанием работать на уроке- оранжевое. Я рада, что многие из вас пришли с желанием работать, и готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Открываем тетради, записываем число.

II. Актуализация знаний.

- Начнем урок с блиц- опроса.

О какой части речи идет речь: это самостоятельная часть речи, обозначает предмет… Догадались? ….

- Именно имя существительное мы изучали на предыдущих уроках.Что еще добавите в определение?.

- Послушайте текст. Определите, о какой категории (морфологическом признаке) идет в нем речь?

В книжном шкафу Морфологии были удивительные ящики. В одном из них жили дорогие нам существительные: мама, Родина, страна, семья(2слайд, 1 дверца).

Из другого существительные часто вылетали с шумом: ветер, дождь, ураган, море(2слайд, 2 дверца).

Следующий ящик всегда открывался очень беззвучно, в нем были существительные с Ь знаком на конце: любовь, тишь, дочь, ночь( 2 слайд, 3 дверца).

А были и такие существительные, которые долго не могли найти себе места: они пытались поселиться то в одном, то в другом ящике. Много потратили они времени, большой прошли путь, пока не нашли свое место.(2 слайд, 4дверца).

-О каком морфологическом признаке имени существительного идет речь?

(О склонении) (слайд2, вверх)

- Какие же существительные поселились в первом ящике?(слайд 2) во втором? (слайд 2) в третьем? (слайд 2) в четвертом? (слайд 2)

- А что такое склонение?

(Это изменение по падежам).

-А для чего нужно знать склонение ?

( Чтобы правильно писать слова)

- К доске пойдет. Запишите в предложном падеже существительные страна, дождь, ночь, время. (О стране, о дожде, о ночи, о времени). Докажите, что знание склонения имени существительного помогло правильно написать слова.

- III.Целеполагание.

– А к какой группе вы отнесете слово кино? Докажите свою точку зрения. Поставьте слово кино в предложный падеж. Что заметили?

-А к какой группе отнесете слово кенгуру? Поставьте слово кенгуру в предложный падеж. Что заметили?

-А слово кофе?

-Какой вывод можете сделать?

- Запишите эти существительные в предложном падеже.

-Что объединяет эти слова?

(Не изменяются. Во всех падежах имеют одну форму).

- Какой морфемой выражаются разные формы слова? (Окончанием)

- Есть ли окончание в словах кофе, кино, кенгуру?

- Какой вывод сделаем, говоря о словах кофе, кино, кенгуру?(слайд2, 5 дверца)

-Как называются эти слова? ……

- Сформулируйте тему урока.(слайд 3)

- Сформулируйте цели урока.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

-Давайте убедимся в этом, послушав сказку. Найдите в тексте несклоняемые существительные и отметьте информацию, которая бы характеризовала эти слова.

В Морфологию попали очень странные слова. Они были иноязычного происхождения и не хотели, как русские слова, изменяться по падежам. Они хотели сохранить своё иностранное достоинство.

Много раз упрашивала их королева Грамматика вести себя как русские слова. Ведь живут они теперь в русском языке. Но эти слова были неумолимы.

На следующий день, сговорившись, они убежали на остров, недалеко от страны Безграмотландии.

Подговорили они пиратов Единицу и Двойку привозить к ним учеников. Им нравилось обманывать ребят. Эти существительные залезли к ним в тетради. Ученики не узнавали их и склоняли, изменяли как русские слова.

Один мальчик писал так: «Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда был в зоопарке, видел шимпанзу и разговаривал с какадой».

Эти слова только хихикали.

Тогда королева Грамматика решила прибегнуть к крайней мере. Она создала правила узнавания этих слов. Ребята познакомились с этими правилами и стали правильно употреблять эти существительные.

- Какие несклоняемые существительные отметили?

-Что не так в этих словах? Почему в сказке они названы странными? Какие ключевые слова вы отметили?

(Они иноязычного происхождения, не хотели, как русские слова, изменяться по падежам.)

- Как Грамматика решила поступить с этими словами?

(Она создала правила узнавания этих слов)

- А как узнать эти слова среди множества других слов? Давайте определим правила узнавания несклоняемых существительных. Обратимся к учебнику. Прочитайте текст параграфа 47, отметьте + информацию, которая вам уже известна, !- новое для вас, ?- то, что непонятно, вызывает у вас вопросы.

(работают с параграфом)

- Что же вы уже знали о несклоняемых существительных?

- Что узнали нового?

V.Первичная проверка понимания.

-Заполним таблицу, которая есть у вас на парте. Ваша задача- подобрать 2-3 примера на каждую группу несклоняемых существительных. Можно воспользоваться упр.266, 267(слайд 4).

- Проверим, что у вас получилось.

Несклоняемые существительные

Иноязычного происхождения

Русские и украинские фамилии на -о, -их(-ых)

Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера

Собственные и нарицательные на -о,-е,-и,-у,-ю,-а

Обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный

- Вернемся к тексту сказки. Мальчик неправильно употребил несклоняемые существительные. Давайте поможем ему исправить ошибки (слайд 5).

-Посмотрите на это предложение в тексте, все слова вам понятны? Если значение слова нам неизвестно, где мы можем посмотреть его?

(В словаре иностранных слов)

- Что такое кашне? ?, найди, пожалуйста, это слово в словаре и прочитай его значение.

- Запишите предложение в тетрадь, устранив ошибки.

(Я пришел в школу без пальто, без кашне, а когда был в зоопарке, видел шимпанзе и разговаривал с какаду.) (Слайд 6).

-Выделите в исправленных словах основу слова. Можно сказать, что в этих словах нулевое окончание? (Нет)

- А падеж определить можно? Что помогает определить падеж этих имен существительных? (вопрос от сказуемого). Определите падеж.(слайд 7)

VI.Первичное закрепление.

1.У вас на партах лежат карточки с заданием. Посмотрите на предложения. Что нужно сделать с существительным пальто?

(Нужно вставить слово пальто в предложение в нужном падеже, определить падеж)

- От какого слова будем задавать вопрос к существительному?

Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж (карточки).

В магазине продаются разные __________. Мне купили новое зимнее ________. У ___________ меховой воротник. К _________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в___________. Я доволен своим _________.

- Проверим, как справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями с соседом, оцените его работу: выполнено все верно- «5», допущена 1-2 ошибки- «4», 3-4 ошибки –«3». Но сначала обратите внимание на экран, на правильный ответ. Оценку поставьте карандашом.(Слайд 8)

(В магазине продаются разные пальто (Им.п.). Мне купили новое зимнее пальто (В.п.). У пальто (Р.п.) меховой воротник. К пальто (Д.П.) пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в пальто (Пр.п.). Я доволен своим пальто (Тв.п.)

- Что вы заметили, употребляя слово пальто в предложениях? (Оно не изменяется)

- Слово пальто мы отнесем к каким существительным, если оно не изменяется?

(к несклоняемым)

- Мы с вами познакомились с правилами узнавания несклоняемых существительных, теперь должны научиться правильно употреблять их в речи.

VII.Домашнее задание: уметь рассказывать по таблице о несклоняемых существительных, письменное задание выберите сами:1) составить свой текст с несклоняемыми существительными, темы можно взять любые, например: «В зоопарке», «Путешествие» и т.д. Можно использовать слова упражнений п.47;2)составить предложения с несклоняемыми существительными; 3) упр.266. Но помните, что у каждого задания своя цена.

VШ.Рефлексия.

Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:

- Сегодня я узнал….

- Мне было интересно….

- Я выполнял задания и запомнил….

-Теперь я могу….

- Мне запомнилось…(слайд 9)

-Домашнее задание: упр 268.