Кружки, внеурочная деятельность, элективные курсы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.78 КБ | |
| 20.46 КБ | |
| 30.95 КБ | |
| 22.62 КБ | |
| 27.18 КБ | |
| 59.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В последние годы , к сожалению, среди наших школьников не наблюдается стремления к чтению художественных произведений, стремления к реализации себя через литературное творчество. Среди учащихся школ теряется престиж и ценность детской книги. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес как к чтению, так и к литературному творчеству. Именно эта проблема побудила меня к созданию литературного кружка .Литература – это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценности реализуются и живут практически в чистом виде.
Воспитание художественной культуры и развитие литературных способностей помогает детям осознать единство мира и своё место в этом мире. Развивать сочинительство нужно, независимо от того, станет человек литератором или нет.
Программа предусматривает развитие творческих и практических способностей детей. Программа курса подчеркивает важность реализации творческого потенциала детей в области сочинительства. Литературные способности – как часть эстетической потребности должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приёмов. Так как одна из ведущих задач современного образования – творческое развитие личности ребенка.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление
• формировать у школьников положительную мотивацию к познавательной деятельности;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – создание системы творческого развития учащихся через внеурочную деятельность по предмету для формирования коммуникативных компетенций обучающихся.
деятельностью учащихся.
Занятия по программе позволят ученикам, проявившим склонность к литературному творчеству, учиться создавать произведения малого литературного жанрана примере образцов знаменитых поэтов и писателей русской литературы.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать личность, готовую к самореализации и самосовершенствованию.Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к литературному творчеству.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 2 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
Тематическое планирование занятий
по программе литературного кружка «Вдохновение»
1 год обучения
№ | Тема занятия | Дата | Факт |
1 | Путешествие в истоки литературы.Жанры устного народного творчества. | ||
2 | Как создавались загадки. Из чего состоит загадка? | ||
3 | Загадки о природе, о животных, бытовые загадки, о труде. | ||
4 | Создание загадок. Загадки в рисунках. Загадки в стихах. Ассоциативные загадки. | ||
5 | Поговорка и пословица недаром молвится. Пословицы и поговорки – отражение жизненного опыта простого народа. Смысл пословиц. | ||
6 | Разные виды пословиц и поговорок: о Родине, о семье, о дружбе, о хлебе насущном… | ||
7 | Рисование сюжета пословицы. Создание своих пословиц. | ||
8 | Игры – средство общения. Детские считалочки. Заклички. Колыбельные песни. | ||
9 | Придумывание игр, считалочек, закличек,колыбельных песен. | ||
10 | Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.Как появились сказки. Структура сказки: зачин,троекратный повтор, волшебство, концовка, добро побеждает зло. | ||
11 | Творческие поиски: «измени»начало, конец, структуру сказки. | ||
12 | Сказки о животных. Создай свою сказку о животных. | ||
13 | Сказки о природе. Создай свою сказку о природе. | ||
14 | Сказки-загадки. Создай свою сказку-загадку. | ||
15 | Волшебная сказка. Создай свою волшебную сказку. | ||
16 | Праздник «Веер устного народного творчества».Защита проектов «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка», Моя закличка». | ||
17 | Праздник «Веер устного народного творчества». Защита проектов «Моя сказка», «Моя колыбельная песня», «Моя пословица», «Моя загадка», Моя закличка». | ||
18 | Жанры лирических произведений. | ||
19 | Стихосложение.Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее. | ||
20 | Понятие о рифме. Рифма мужская и женская. Рифма парная, перекрестная, кольцевая. | ||
21 | Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение | ||
22 | Учимся писать стихи. Игры в рифму. Мои фантазии. | ||
23 | О чём я могу написать.Отбор материалов для стихов. | ||
24 | Стихи о природе. Сочиняем стихи о природе. | ||
25 | Стихи о дружбе. Сочиняем стихи о дружбе. | ||
26 | Стихи о семье. Сочиняем стихи о маме, папе, бабушке, дедушке и о семье. | ||
27 | Итоговое занятие: «Литературный салон». Защита проекта «Мое лучшее стихотворение». | ||
28 | Итоговое занятие: «Литературный салон». Защита проекта «Мое лучшее стихотворение». | ||
29 | Знакомство с различными типами речи.Повествование.Рассказ о том «Что, где, когда»произошло. | ||
30 | Описание. Учись рисовать словами. | ||
31 | Рассуждение. Рассказ о том «Почему?». | ||
32 | Заставляй работать своё воображение: фантазийные рассказы. Создание рассказа на свободную тему. | ||
33 | Подготовка к выпуску сборника «Волшебное перо». | ||
34 | Подготовка к выпуску сборника «Волшебное перо». |
2 год обучения
№ | Тема занятия | Дата | Факт |
1 | Волшебный мир художественной литературы. Ознакомление с программой развития кружка. | ||
2 | Стили речи современного русского языка. | ||
3 | Особенности художественного стиля речи. | ||
4 | Жанровое своеобразие прозаических произведений художественного стиля речи. | ||
5 | Как создать рассказ. Понятие о сюжете и композиции произведения. | ||
6 | Рассказы о природе. Создай свой рассказ о природе. | ||
7 | Рассказы о братьях наших меньших. Создай свой рассказ о животных. | ||
8 | Рассказ о семье. Создай свой рассказ о семье. | ||
9 | Создай свой рассказ, о родной деревне, о школе. | ||
10 | Итоговое занятие «Юные прозаики». Защита проекта «Мой лучший рассказ». | ||
11 | Итоговое занятие «Юные прозаики». Защита проекта «Мой лучший рассказ». | ||
12 | Чудо стихотворного слова.Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. | ||
13 | Поэтические фигуры. Инверсия, сравнительный оборот, риторический вопрос, восклицание. | ||
14 | . Стихи о временах года. Создай свое стихотворение о временах года. | ||
15 | Стихи о чувствах и переживаниях. Создай свое стихотворение о чувствах и переживаниях. | ||
16 | Стихи о великой Победе. Создай свое стихотворение о подвиге своего прадедушки. | ||
17 | Хочу писать стихи о своих друзьях и школе. | ||
18 | О детских забавах через чудо стиха. | ||
19 | Пишу, о чем хочу. | ||
20 | Итоговое занятие: «Литературный салон». Защита проекта «Мое лучшее стихотворение».. | ||
21 | Итоговое занятие: «Литературный салон». Защита проекта «Мое лучшее стихотворение». | ||
22 | Умеем ли мы писать письма? Структура письма. | ||
23 | Пишем письма своим друзьям. | ||
24 | Пишем письма самым близким людям. | ||
25 | Понятие о публицистическом стиле речи. | ||
26 | Жанровое своеобразие публицистического стиля речи. | ||
27 | Как написать заметку. Пишем заметку о событиях дня. | ||
28 | Зарисовка. Пишем зарисовке об окружающей нас природе. | ||
29 | Интервью. Берем интервью у «знаменитостей» нашей школы. | ||
30 | Репортаж. Пишем репортаж о событии дня. | ||
31 | Пишу о чем хочу в любом жанре. | ||
32 | Итоговое занятие «Я – журналист». Защита проекта «Мое лучшее публицистическое произведение». | ||
33 | Подготовка к выпуску сборника «Волшебное перо». | ||
34 | Подготовка к выпуску сборника «Волшебное перо». |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Занимательная грамматика»
1.Пояснительная записка
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Цель:
- пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,
желание познать богатства языка.
Курс изучения “Занимательной грамматики” для учащихся 6 - х классов ставит следующие задачи:
- выявление и поддержка одарённых учащихся;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
При отборе материала к занятиям кружка учитывалась преемственность между начальным и средним звеном образования, поэтому включены элементы занимательности.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
- игры на языковом материале;
- вопросы занимательной грамматики;
- инсценировки языковых ситуаций;
- краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
- практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
- возросший интерес к предмету;
- повышение успеваемости по русскому языку;
- умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Программа кружка «Занимательная грамматика» для 6-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.
2.Тематическое планирование
№ | Тема занятия |
1 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? |
2 | Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными). |
3 | Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? |
4 | Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. |
5 | Как морфология порядок навела. (О частях речи). |
6 | Имя существительное – часть страны Речь. |
7 | Сказка о падежах. Этимология названий падежей. |
8 | Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). |
9 | Слова – тезки. (Омонимы). |
10 | Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). |
11 | Слова с противоположным значением. (Антонимы). |
12 | Хорошо ли ты знаешь имя существительное? |
13 | Очень занимательное – имя прилагательное. |
14 | Имя прилагательное – часть страны Речь. |
15 | Словарное богатство русского языка. |
16 | Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? |
17-18 | Универсальные заменители. (Назначение местоимений). |
19 | Глагол – часть страны Речь. |
20 | Сказка о глаголе, о спряжении глагола. |
21 | Глагол и его друзья. |
22 | Глагол – настоящий богач среди частей речи. |
23 | Сила любви. НЕ с глаголами. |
24 | Откуда появились глаголы – исключения? |
25 | Хорошо ли ты знаешь глагол? |
26-27 | В царстве наречий. |
28-29 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц. |
30 | Хорошо ли ты знаешь части речи? |
31-32 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). |
33-34 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Подведение итогов. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки. |
3.ЛИТЕРАТУРА:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Приказом №3 заместитель директора по УВР Протокол №_____
От 31 августа 2017г ____________/Сарыглар У.М / от _____________________
Директор школы: Руководитель ШМО __________/Орустук Э.Э/ ___________/Содунам А.К/
Программа внеурочного мероприятия по русскому языку
на 2017-2018 уч.год
«Подготовка к ГИА по русскому языку: текстоведение»
Составитель: учитель русского языка и литературы
высшей категории Судер-оол Л.С
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: факультатив по русскому языку «Подготовка к ГИА по русскому языку: текстоведение»
Класс: 8а
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю – 1 час
Рабочая программа составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы;
авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, - М: «Просвещение», 2009г.
Учебник: «Русский язык. 8 класс» под редакцией Саботкоева, Л.А.Чешко.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива разработана на основе Авторской программы по русскому языку и М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2010)
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика факультативного курса
Факультатив «Подготовка к ГИА по русскому языку: текстоведение» предназначен для обучающихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи.
Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументировано доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.
Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации: часть 1 экзаменационной работы состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту; часть 3 представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения.
Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности этих умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности.
Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.
Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.
Цель курса – развитие коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания.
Задачи курса:
1) закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
2) научить адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
2) научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
4) развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
6) углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
7) воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
8) развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
Содержание программы факультативного курса
Курс состоит из 4 разделов. Программа факультативного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки обучающихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
1 раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 раздел. Способы сокращения текста (обучающиеся учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения обучающихся.
Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).
Виды деятельности обучающихся:
- контрольное списывание;
- сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- конспектирование;
- работа с научной и публицистической литературой;
- составление схем, таблиц алгоритмов.
В результате изучении курса обучающиеся должны уметь:
- выполнять информационную обработку текста;
- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Ожидаемые результаты.
• успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
• повышение уровня коммуникативной компетенции восьмиклассников и девятиклассников;
• осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ занятия | Название раздела. Тема занятия | Количество часов | Виды учебной деятельности обучающихся | Практическая часть программы | Домашнее задание | Дата |
Текстоведение | 6 | |||||
1-2 | Понятие о тексте. Признаки текста | 2 | Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение | Подготовить развёрнутый ответ на вопрос устно и письменно | ||
3-4 | Микротема. Микротекст. Абзац | 2 | Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам | Практическая работа | Комплексный анализ текстов 1-2 | |
5-6 | Виды и средства связи предложений в тексте | 2 | Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение – миниатюра | Письменная работа | Сочинение-миниатюра | |
Способы сокращения текста | 9 | |||||
7 | Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение | 1 | Беседа, анализ примеров. Конспектирование | План-конспект, тексты 3-4 | ||
8-11 | Применение способов сжатия | 4 | Уроки-практикумы, самостоятельная работа Переработанный текст (черновик изложения). | Практическая работа | Работа с текстом 5-6 | |
12-15 | Работа над изложением | 4 | Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение. | Практическая работа | Работа с текстами 7-8 | |
Особенности сочинения-рассуждения | 13 | |||||
16 | Композиция рассуждения | 1 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос | Составление рассуждения по тексту 9 | ||
17-18 | Аргументы | 2 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос | Составление рассуждения по тексту 10-11 | ||
19-20 | Способы введения примеров-аргументов | 2 | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос | Составление рассуждения по тексту 12-13 | ||
21-22 | Роль знаков препинания на письме. | 2 | Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом. Развернутый аргументированный ответ | Комплексный анализ текстов 14-15 | ||
23-28 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 6 | Работа над сочинением. Сочинение-рассуждение | Практическая работа | Комплексный анализ текстов 16-22 | |
Редактирование. | 3 | |||||
29-30 | Типы речевых и грамматических ошибок | 2 | Анализ текстов, редактирование, исправление ошибок | Комплексный анализ текстов 23-24 | ||
31 | Способы устранения речевых и грамматических ошибок | 1 | Работа над ошибками | Комплексный анализ текстов 25-26 | ||
32-33 | Итоговая контрольная работа | 2 | Выполнение контрольной работы | |||
34 | Анализ контрольной работы | 1 | Анализ работы |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Приказом №3 заместитель директора по УВР Протокол №_____
От 31 августа 2016г ____________/Сарыглар У.М / от _________________________
Директор школы: Руководитель ШМО __________/Содунам А.К/ ___________/Саая В.В/
Программа внеурочного мероприятия по литературе
«Уроки доброты посредством художественного слова»
в 8 классе
Составил учитель русского языка и литературы
высшей категории Судер-оол Любовь Солун-ооловна
Ак-Довурак 2016
Пояснительная записка
Данный элективный курс представляет собой цикл занятий, в основе которых – чтение и обсуждение произведений художественной литературы.
При разработке курса автор опирается на отдельные тексты произведений, включенных в учебно-методический комплект «Вокруг тебя – Мир…». Эти тексты отвечают поставленным целям и задачам курса.
Цель: при помощи художественного слова и художественных образов воспитывать высоконравственную личность.
Задачи:
Теоретические: углубление знаний о жанрах литературы, теме, основной мысли, герое произведения, особенностях художественной литературы.
Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Практические: развитие коммуникативных способностей, умение видеть позицию автора.
Воспитательные: воспитание чувства собственного достоинства, уважение к сверстникам и взрослым, доброты, умения прощать, умения делать выбор.
Предполагаемый результат:
- читатель, обладающий художественным вкусом; знакомый с литературоведческими понятиями: тема, основная мысль, лирический герой, жанр и т.д.; умеющий видеть позицию автора;
- человек, имеющий свою позицию, собственный взгляд; обладающий личным достоинством, уважающий чужое мнение и выбор.
Учебно - тематический план.
№ урока | Тема урока | Знания и умения учащихся | часы |
Общество и закон (2 час) | |||
1 2 | Чтение сказки Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе» Необходимость законов в обществе (по произведению Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе») | З: содержание сказки, автора, отличие литературной сказки от народной; о необходимости законов в обществе. У: высказывать и аргументировать свое мнение. | 2 |
Становление личности ребенка ( 7 часа) | |||
3 4 | 1.Чтение рассказа В Солоухина «Мститель» Умей прощать ( по рассказу В. Солоухина «Мститель») | З:содержание рассказа, его основную проблему. У: рассуждать на тему «Нужно ли мстить». | 2 |
5 6 | Чтение фрагментов из повести Л.Н. Толстого «Детство» Жестокость и беззащитность ( по фрагментам из повести Л.Н. Толстого «Детство») | З: содержание главы 19 повести «Детство». У: высказывать свою точку зрения о жестоких играх детей. | 2 |
7 8 9 | Чтение фрагментов повести В. Железникова «Чучело» Быть добрым или бессердечным ( по фрагменту из повести В. Железникова «Чучело») Мини-сочинение: Что такое доброта? . | З: содержание отрывка из повести «Чучело», о взаимоотношении подростков в повести, понятие «бойкот». У: быть добрым и не допускать унижения достоинства другой личности. | 3 |
Быть лучше (20 часов) | |||
10 11 | Чтение произведения Т. Александровой «Светофорчик» Скажи себе «нет» ( по произведению Т. Александровой «Светофорчик») | З: содержание литературной сказки «Светофорчик», о наличии правил в жизни людей. У: высказывать свою точку зрения, отстаивать и аргументировать. | 2 |
12 13 15 | Чтение баллады «Песнь о благородном человеке» Благородство как лучшее качество человека ( по балладе Г-А. Бюргера «Песнь о благородном человеке») Мини –сочинение: Что такое благородство? | З: термин «баллада», содержание баллады Бюргера. У: выразительно читать поэтический текст, вести дискуссию по теме «Нужно ли быть благородным?» | 3 |
16 17 18 | Чтение отрывка романа А. Дюма «Три мушкетёра» Понятие чести (по отрывку из романа А. Дюма «Три мушкетера») Мини-сочинение: Честь и совесть. | З: содержание отрывка, понятие «честь». У: анализировать героев, их поведение, нравственные принципы. | 3 |
19-20 | Личность и чувство собственного достоинства (по отрывку из романа Дж. Ф. Купера «Последний из могикан») | З: содержание отрывка из романа, понятие «достоинство». У: анализировать образ главного героя, высказывать свою точку зрения о нем. | 2 |
21-22 | Место подвига в жизни человека (по статье Г. Бочарова «Что человек может») | З: понятие «статья», «публицистика», содержание статьи, смысл названия. У: вести дискуссию по теме «В жизни всегда есть место подвигу». | 2 |
23-24 | .Умей выстоять в трудной ситуации (по рассказу И.А. Куприна «Чудесный доктор») | З: содержание рассказа, о Николае Ивановиче Пирогове. У: вести дискуссию по проблемам, отраженным в рассказе. | 2 |
25-26 | Нельзя изменять дружбе. Ю.Яковлев «Рыцарь Вася» | Вести дискуссию о скромности и нахальстве. По каким качествам надо оценивать человека? | 2 |
27-28 | 8.Умей признавать чужой успех (по рассказу А. Грина «Победитель») | З: содержание рассказа. У: вести дискуссию по теме «Всегда ли цель оправдывает средства?» | 2 |
29-30 | 9.Суть слова «Человек» (по рассказу Е.Носова «Тридцать зерен») | З: содержание рассказа, понятие «гуманный». У: вести беседу о взаимоотношениях человека и природы. | 2 |
Эхо войны (4 часа) | |||
31-32 | 1-2.Проявление доброты в условиях военного конфликта (по рассказу К. Воробьева «Немец в валенках») | З: о Женевской конвенции 1949 года, посвященной защите военнопленных; содержание рассказа. У: анализировать текст, высказывать собственные мысли. | 2 |
33-34 | 3.Война и милосердие (по фрагменту повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая») | З: содержание отрывка из повести Закруткина, смысл названия. У: анализировать образ главной героини, высказывать свое мнение. | 2 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурак
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Приказом №3 заместитель директора по УВР Протокол №_____
От 31 августа 2016г ____________/Сарыглар У.М / от _________________________
Директор школы: Руководитель ШМО __________/Содунам А.К/ ___________/Саая В.В/
Программа элективного курса
«Готовимся к ЕГЭ из урока в урок»
Программу разработала
Учитель русского языка
Судер-оол Л.С
г.Ак-Довурак
2016г
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану элективных курсов по русскому языку.
План включает работу с публицистическими, официально-деловыми и научными текстами. Учащиеся научатся анализировать их содержание; ориентироваться в смысловой структуре текста, различать в нем главную и второстепенную информацию, находить основную мысль в каждом абзаце; перерабатывать текст в план, конспект, тезисы и реферат.
Работая по данному, плану учащиеся познакомятся с правилами служебного этикета, узнают, как лучше провести деловой разговор, как написать резюме или апелляцию. Научатся «сжимать» текст и воссоздавать его по плану и ключевым словам, обобщать информацию нескольких текстов.
Задачи:
- Научить анализировать содержание и структуру текста, составлять разные виды планов и тезисы, конспектировать и реферировать тексты.
- Научить воспринимать полученную информацию, понимать её, анализировать, а в случае необходимости перерабатывать в другой текст.
- Научить различать в тексте главную и второстепенную информацию, находить основную мысль каждого абзаца, «сжимать» текст и воссоздавать его по плану и ключевым словам.
- Познакомить с правилами служебного этикета.
Календарно-тематический план элективных курсов
по русскому языку.
№ |
Тема | Кол-во часов | Сроки |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | Стили и типы речи. Стилистика. Функциональные стили. Характеристика разговорного стиля. Частные письма . Характеристика публицистического стиля. Жанры публицистического стиля. Информационная заметка. Интервью. Репортаж. Очерк. Статья. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение . Сочетание-рассуждение на литературную тему. Соединение в тексте различных типов речи. Научный стиль Характеристика научного стиля речи. Средства организации текста. Научно-популярный стиль. Учебно-научный стиль. Информационная переработка текста Цели и виды переработки текста . Смысловой анализ текста, предложения, абзаца. Способы и средства связи предложений и абзацев текста. Смысловой анализ целого текста. Вопросный, назывной и тезисный планы. Описание содержание текста с анализом его структуры. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Практическая работа Официально-деловой стиль речи Характеристика официально-делового стиля речи. Деловое общение. Лексика деловой речи. Фразеология деловой речи. Морфологические и синтаксические средства делового стиля. Культура делового общения Письменная деловая речь. Деловые бумаги. Заявление. Резюме. Апелляция. Правила поведения. Этика и этикет. Служебная этика и служебный этикет. Искусство вежливости. Дискуссия на тему «Поговорим о культуре общения». Устная деловая речь. Творческий отчёт. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Список литературы:
1. «Развивайте дар слова» ред.Ю. А. Равенский изд. «Просвещение» 2001 год.
2.Петрова И. И. «Русский язык» ( устный экзамен и практика) «Просвещение»
3.Т. С. Кудрявцева « Текст. Переработка текста. Стили речи». «Дрофа».2001г.
4. В.И.Капинос «Развитие речи».1991г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании ШМО
Приказом №3 заместитель директора по УВР Протокол №_____
От 31 августа 2016г ____________/Сарыглар У.М / от _________________________
Директор школы: Руководитель ШМО __________/Содунам А.К/ ___________/Саая В.В/
Программа элективного курса
«Культура русской речи»
Составил учитель русского языка и литературы
высшей категории Судер-оол Любовь Солун-ооловна
Ак-Довурак 2016г
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Культура русской речи»
11 класс (34ч)
Пояснительная записка.
Обоснование выбора курса.
Задачи обучения старшеклассников при получении среднего полного образования – учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с индивидуальными интересами учащихся и их намерениями в отношении продолжения обучения. В рамках данного элективного курса приоритетными целями изучения русского языка являются: воспитание гражданина и патриота, формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка. Программа данного курса способствует углублению знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; функционально-стилистической системе языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Программа данного элективного курса направлена на дополнение содержания основного курса и соответствует задачам стандарта полного среднего образования по русскому языку.
Цель курса:
Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников совершенствовать свою письменную и устную речь, использовать в речи изобразительно-выразительные средства, расширять лингвистический кругозор.
Задачами курса является научить:
- употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
- отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;
- отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
- избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
- править написанное;
- анализировать языковые средства (тропы и фигуры);
- пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи:
- развивать навыки исследовательской работы.
Актуальность.
Актуальность данного курса состоит в том, что он предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка. В рамках школьной программы в процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется вопросам редактирования текстов сочинений учащихся. Эта работа чаще всего проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. Эта же проблема касается и вопросов развития и совершенствования устной речи учащихся. Поэтому первая часть данного элективного курса предполагает систематизацию работы по анализу и исправлению речевых ошибок.
Вторая часть курса предполагает расширение знаний о выразительных возможностях речи. Третья часть курса расширяет лингвистический кругозор учащихся.
Учащиеся должны знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны приобрести навыки:
- находить в письменной речи все виды речевых ошибок и исправлять их
- выявлять изобразительно-выразительные средства в текстах, узнавать их
- работать со словарной статьей.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата |
1. | Введение. Язык и речь. | 1 | |
2 | Культура человека и культура речи. | 1 | |
3 | Логичность речи | 1 | |
4 | Точность, ясность и простота речи | 1 | |
5 | Богатство речи | 1 | |
6 | Полисемия (многозначность слов) | 1 | |
7 | Синонимия | 1 | |
8 | Синонимическое богатство русского языка. | 1 | |
9 | Антонимы. Роль антонимов в речи. | 1 | |
10 | Омонимы. Роль омонимов в речи. | 1 | |
11 | Выбор и употребление паронимов. | 1 | |
12-13 | Зачетная работа | 2 | |
Речевые ошибки. | |||
14 | Классификация речевых ошибок. | 1 | |
Лексические ошибки. | |||
15 | Лексические ошибки и их исправление. | 1 | |
16 | Анализ лексических ошибок. | 1 | |
17 | Редактирование текстов, содержащих лексические ошибки | 1 | |
Грамматические ошибки. | |||
18 | Грамматические ошибки и их исправление. | 1 | |
19 | Анализ грамматических ошибок. | 1 | |
20 | Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки | 1 | |
Художественные средства речевой выразительности.Тропы и фигуры | |||
21 | Метафора, олицетворение, метонимия. | 1 | |
22 | Эпитет, сравнение, антитеза. | 1 | |
23 | Гипербола, литота, градация. | 1 | |
24 | Гротеск, иносказание, парадокс. | 1 | |
25 | Плеоназм, оксюморон, перифраз. | 1 | |
26 | Эвфемизм, эллипсис, ирония. | 1 | |
27 | Синекдоха, аллюзия, антифразис. | 1 | |
28 | Аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора. | 1 | |
29 | Парцелляция, инверсия, цитата. | 1 | |
Словари и их роль в нашей жизни.Виды словарей и особенности работы с ними. | |||
30 | Энциклопедические словари. Особенности организации энциклопедических словарей. | 1 | |
31 | Особенности организации специальных лингвистических словарей. | 1 | |
32 | Словари, отражающие нормы правописания и произношения. | 1 | |
33 | Толковые словари. | 1 | |
34 | Словари, отражающие выразительные возможности речи. | 1 | |
Список литературы
- Гиллингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1994.
- Петрякова А. Г. Культура речи. Практикум. – М., 1997.
- LАванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М.1984
