Ученикам

Семивражская Светлана Валентиновна

Ученическая страничка

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenikam.docx16.14 КБ
Файл sochinenie_po_kartine.docx13.4 КБ
Файл spisok_knig.docx11.08 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать сжатое изложение

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это помодет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороковкалечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение. Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение. Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные зверинесомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

 



Предварительный просмотр:

Как писать сочинение по картине?

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно её рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описания - цветовые особенности картины. А ещё - как то, что изображено на картине, влияет на её восприятие и настроение.
Работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Вступление, как правило, содержит одно-два предложения и начинается со слов: "Передо мной картина (художника) (название картины)".
В выводах сочинения написать ответ на вопрос: "Понравилась ли мне картина или нет? Почему?"

Памятка

  1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
  2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
  3. Какие краски использует художник?
  4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
  5. Составь план описания картины.
  6. Подбери подходящий эпиграф.
  7. Напиши сочинение.
  8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Словарь:

  • "художник изобразил..."
  • художник - живописец - мастер кисти - автор
  • "детали сюжета позволяют понять..."
  • картина - полотно - репродукция
  • "колорит картины..."
  • изобразил - показал - нарисовал - воплотил - создал
  • "краски создают ощущение..."
  • тема - идея - сюжет - колорит - детали - настроение - впечатление
  • "создается настроение..."


Предварительный просмотр:

Список для чтения летом 8 кл.

1. «Слово о полку Игореве»
2. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»
3. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
4. А.С.Грибоедов. «Горе от ума»
5. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин»
6. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
7. Н.В.Гоголь. «Мертвые души»
8. А.Н.Островский «Бедность не порок»
9. Ф.М.Достоевский «Белые ночи»
10. Л. Н. Толстой. «Юность»
11. А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»
12. И.А. Бунин. Повесть «Темные аллеи».
13. М.А. Булгаков. «Собачье сердце»
14. М. А. Шолохов. «Судьба человека».
15. А.И.Солженицын «Матренин двор»
16. Данте Алигьери «Божественная комедия»
17.У.Шекспир «Гамлет»
18. И.- В.Гете «Фауст»