Учитель года - 2021

Семивражская Светлана Валентиновна

Материалы для районного конкурса "Учитель года - 2021"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.grazhdanskaya_pozitsiya.docx24.31 КБ
Файл zapiska_k_seminaru.docx34.15 КБ
Office presentation icon seminar_09.03.21.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Учитель года 2021»

Конкурсное испытание «Я – учитель»

Эссе «Гражданская позиция современного учителя»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь...»

(В. Ключевский)

         Я открываю глаза. Передо мной стены пока что еще малознакомой школы. Я немного робею и пытаюсь осознать, нужно ли мне это? И тут же я успокаиваю себя. Это понимание необходимо мне, чтобы решить, стану ли я учителем в полном смысле этого слова. Пока что я  нахожусь на педагогической практике: вижу горящие глаза детей, их постоянное желание узнавать что-то новое, задавать массу вопросов и иметь собственное мнение.

         Я открываю глаза. И говорю об истоках любви к филологии. Это чувство было привито мне моей школьной учительницей, когда я была еще далека от выбора  профессии. Мой учитель русского языка и литературы с большой буквы «У», потому что редко, когда  человек может сочетать в себе огромную тягу к знаниям, любовь к людям, да и просто душевную теплоту. Звенит звонок. Захожу в кабинет, вижу доску, исписанную именами литературных героев, стопку книг на учительском столе и человека,  со страстью в глазах, рассказывающего о любом произведении. Именно здесь в течение 45 минут я буду размышлять и чувствовать. Именно здесь и сейчас будет формироваться моё мировоззрение.  Делясь знаниями, моя учительница внесла огромный вклад в мою душу, и я надеюсь, что и у меня получится так.  Я смогла увидеть в кипе книг свое будущее призвание, свою профессию, разглядеть чудо.

        В Лукояновском педагогическом училище им. А.М.Горького, а затем в  Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П.Гайдара моя любовь к филологии превратилась в большое и светлое чувство. К тому же во мне проснулась любовь к детям.

        Я открываю глаза – и уже нахожусь в стенах Совхозской основной общеобразовательной школы на должности учителя. Здесь я понимаю, что учитель  русского языка и литературы должен рассказать всем своим ученикам,  что слова – это не просто набор букв, владение языком – это величайший дар, а понимание литературы – это  понимание самой жизни.  Каждый человек должен научиться читать и понимать прочитанное, ведь, используя именно это умение, он сможет сохранить свою личность от навязанных обществом образов и мнений. В наше время агрессивного маркетинга и двоемыслия это становится жизненно необходимым  навыком.

       Если говорить об особых принципах работы в школе, то для меня это, безусловно, готовность к тяжелому труду, готовность воздействовать на умы, когда эти самые умы не готовы ни к какому воздействию и не хотят испытывать его. Это большое терпение и искренность, без которой не получится завоевать ни одно детское сердце, ведь дети лучше других понимают, когда кто-то пытается быть с ними нечестным. Это умение сдерживать отрицательные эмоции, которое, к сожалению,  не появляется по взмаху волшебной палочки, ведь откуда знаешь, что у твоего ученика происходит дома и почему он не выполнил домашнее задание. Пусть с опытом, но я поняла, что большинство навыков и умений, необходимых в школе, никто в учебных заведениях не дает. Поэтому, если есть желание стать настоящим учителем, нужно постоянно учиться, опускаться и подниматься вместе с детьми, которые ждут не только знаний, но и моральной поддержки и понимания.

  В настоящее время работаю в Верхне-Талызинской средней школе. В наше     время работать в школе трудно, но интересно. Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. Новые государственные  установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Современному обществу нужны не только образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну.

 В Стратегии модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания : формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. Учитель воспитывает детей, формирует в них личность, прививает им основные нравственные ценности. Но для того, чтобы всё это делать, сам учитель должен быть личностью. Личностью с большой буквы… Личностью с активной гражданской позицией.

 Гражданская позиция – что это такое? Каждый понимает это по-разному. Для меня это отношение человека ко всему, что его окружает, что вокруг него происходит. Это взгляды и убеждения. Это определенные морально-этические нормы поведения. Это действия и поступки. И всё это  должно быть связано с обществом и государством.

 Учитель должен не только знать и понимать, что происходит в стране, но и в доступной форме объяснить это ученикам, уметь ответить на сложные жизненные вопросы. Ведь зачастую, дети слышат, о чем говорят взрослые дома и на улице, что обсуждают. Затем приходят в школу и задают эти «взрослые» вопросы. Учителю предстоит трудная работа: разъяснить всё, что их интересует, так, чтобы каждый остался при своем мнении и осознал мнение других.

Я давно определила свои жизненные ориентиры, которые и составляют мою гражданскую позицию. Основой гражданской позиции для меня были, есть и будут такие понятия как честь, совесть, долг, толерантность, патриотизм.

  Конечно же, среди учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской  личности, на первый план выходят такие предметы, как русский язык и литература. Именно эти предметы, как я думаю, представляют духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступают как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литература и русский язык создают условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.

  Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку — одно из проявлений патриотизм, т. е. гражданской идентичности. Вспомним слова К. Д. Ушинского: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог — родное слово”. Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы зависит об общей подготовки учащихся и специфики программного материала по русскому языку. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности — соблюдение этических и коммуникативных норм.

   Большими потенциальными возможностями в воспитании гражданской идентичности обладает литература, это единственный предмет в школе, который обращен не только к уму человека, но, прежде всего, к сердцу. Молодое поколение стало меньше читать, литературе, как средству воспитания, не уделяется должного внимания. Вместе с тем литературные произведения не только наводят учащихся на размышления о жизни, не только формируют способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания мнений, взглядов, оценок. «Учат слова, но увлекают примеры», — говорит латинская пословица. От произведения к произведению преподаватель имеет возможность показать учащимся, что героическое — это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью. Задача преподавателя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда дети включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

         Я открываю глаза.  В  нашей работе важен каждый час, каждая минута. То, что мы закладываем в ребенке сегодня, становится фактором гражданского, духовного облика будущего взрослого человека.  Учитель учит жизни, воспитывает в маленьком человеке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и добрым. Учитель формирует человека, учителя формируют поколения. Ни одна профессия в мире не приносит такого морального удовлетворения, как профессия учителя – удовлетворения от того, что дети, твои ученики, стали настоящими людьми – гражданами, равными партнерами в сообществе, счастливыми и успешными. Политические веянья и идеологические моды меняются, остаются человеческие качества. Именно на их укрепление и развитие должны быть направлены усилия учителя, который заботится о том, какими членами общества станут его ученики. Они могут разделять любые идеологические взгляды и голосовать за разные политические силы, но главные ценности : человеческое достоинство, совесть, доброта, долг, честь, толерантность, патриотизм – всегда остаются актуальными.



Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс "Учитель года - 2021"

Конкурсное задание «Методический семинар»

Описание инновационного педагогического опыта учителя

русского языка и литературы

Семивражской Светланы Валентиновны

Первая квалификационная категория, МБОУ Верхне-Талызинская средняя школа Сеченовского муниципального района

Тема: « Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы».

« Искусство педагога – направить ребёнка на путь творчества.

Ученик ««оживает», когда учитель вместе с ним ищет истину».  (Е.Н.Ильин)

Цель:  раскрыть потенциал каждого  ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни, создать формулу успеха.

Основные задачи:

1.Воспитывать духовно-нравственные ценности учащихся, постигать законы существования и развития гуманистического общества; прививать активную гражданскую позицию.

2.Совершенствовать коммуникативную компетентность языковой личности на любом из этапов ее жизни.

3.Способствовать развитию мотивации к изучению русского языка и  литературы, реализации творческого потенциала учащихся.

Эпиграфом к моему семинару стали слова выдающегося учителя  г. Санкт-Петербурга Евгения Николаевича Ильина, создавшего оригинальную концепцию преподавания уроков словесности как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком: «Никогда еще миссия учителя не была столь значимой. Душа ребенка поистине становится полем битвы добра и зла. Вдумаемся в слово «образование». По значению корня - это сотворение образа, то есть личности». Воспитанию такой личности и способствует система Е. Н. Ильина. К воспитанию такого Человека стремлюсь и я на своих уроках. Достижение этой цели связано с решением коммуникативных, духовно-нравственных и других задач в их неразрывном единстве.

Технология преподавания,  разработанная Е. Н. Ильиным, становится еще более актуальной в наше время, когда современные реалии постоянно заставляют педагога вступать в соперничество с другими источниками информации, которые быстро распространяются и становятся всё более доступными ученикам. Конкурентоспособность в этой борьбе в немалой степени зависит от того, сможет ли учитель увлечь ребенка, приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов,  определить содержание и атмосферу общения, подходы к организации педагогической деятельности, станет ли для ребят общение с педагогом ярким, многоцветным, зовущим к творчеству и саморазвитию.

Е. Н. Ильин отмечает доступность методов и приемов, которые помогают воспитывать думающего читателя, человека. Опираясь на этот опыт, я выстраиваю уроки как общение. Это особая форма взаимной работы учителя и учащихся, которая позволяет ученикам обмениваться мыслями. Выстраивая урок-общение, использую формулу личностно ориентированного подхода.

Почему  отдано предпочтение этой технологии обучения?

Во-первых, ЛО технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.

Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он- цель образовательной системы.

В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Признаки личностно-ориентированного подхода

  • Учет потребностей ученика.
  • Диагностическая основа обучения (что ученик уже знает по подготовительным темам).
  • Адресная коррекция знаний (что и где нужно повторить).
  • Сотрудничество и сотворчество.
  • Создание ситуаций выбора.
  • Учет физиологии и забота о здоровье учащегося.
  • Приспособление методик к учебным возможностям ученика (с разными группами по-разному).
  • Стимулирование развития и саморазвития.
  • Рефлексия (самооценка, самоанализ).

Важнейшие вопросы  ЛО обучения:

  • Как сделать уроки русского языка и литературы личностно ориентированными?
  • Как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями?
  • Как научить понимать себя и другого человека?

Не секрет, что ученики особенно активны, когда с ними разговаривают языком неожиданных приёмов, метких деталей, жгучих вопросов или, как советует Е. Н. Ильин, «языком искусства». Поэтому на всех уроках стараюсь использовать следующие приемы:

  • прием яркого, неожиданного начала;
  • прием интриги урока;
  • творческие задания, позволяющие учащимся почувствовать себя в роли героев.

Новизна технологии личностно ориентированного обучения.

Педагог обращается к личности, к её саморазвитию через осознание своего места в мире и отношения к другим людям. Ребёнок ведёт свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободно взаимодействует, общается и обменивается информацией с другими детьми. Приём, деталь и вопрос – в этих трёх словах весь Ильин. Оттолкнувшись от детали, перехожу к постановке проблемного вопроса.

Варианты постановки проблемы на уроках литературы:

- Почему рассказ Л.Н. Толстого называется «Кавказский пленник», а не « Кавказские пленники»?

- Разве мог хрупкий и болезненный Мцыри одолеть свирепого и мощного барса? ( «Мцыри»)

- В предисловии к роману М.Ю. Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки людей тех лет. Почему же он назван героем «того времени»? ( «Герой нашего времени»)

- Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке с того самого утра пошла на убыль? ( « После бала»)

-Почему Раскольников, еще не вскрыв письмо от матери, исступленно целует конверт? ( «Преступление и наказание»)

-Единственная книга в подвале ночлежки в руках женщины. Почему?

( «На дне»)

-Почему Чехов позвал Ионыча на кладбище ( не в парк, не в сад, а именно на кладбище)?  ( « Ионыч»)

-Почему Варвара с такой охотой дает Катерине ключи от калитки для свидания с Борисом, наперед зная, что ни скрыть, ни утаить Катерина не сможет? ( «Гроза»)

-Почему гибнут  Болконские и ликуют увешанные орденами и звездами Берги, Курагины, Друбецкие? ( «Война и мир»).

-Почему раньше времени уходят из жизни Катерины, а остаются Варвары («Гроза»).

Варианты постановки проблемы  на уроках русского языка:

- Все ли слова можно записать буквами?

- Почему нельзя проверить безударную гласную в корнях с чередующимися гласными?

- Можно ли определить происхождение слова по звуку?

- Что такое «О» в наречиях?

- Могут ли  однокоренные слова быть к одной и той же частью речи?

Атакующая роль таких вопросов в том, что они разрушают любую инертность мышления.

Очень важным для меня является взглянуть на выстроенный мною урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. С этой целью даю упражнение “Плюс – минус - интересно”

Плюс

Минус

Интересно

Записывают все формы работы, которые вызвали интерес и положительные эмоции.

Не понравилось.

Выписывают любопытные факты, о которых узнали на уроке.

Показалось скучным.

Это может быть полезным.

Осталось непонятным.

Вопросы учителю.

Информация ненужная, бесполезная.

Результативность профессиональной педагогической деятельности:

  1.  Результаты успеваемости . Качество знаний.

        

Класс

Учебный год

Процент качества

Литература

6

2018-2019

50

7

2019-2020

60

8

2020-2021I полугодие

60

      Класс

Учебный год

Процент качества

Русский язык

6

2018-2019

50

7

2019-2020

60

8

2020-2021I полугодие

60

  2.Результаты промежуточной аттестации.

Класс

Учебный год

Процент качества

Русский язык

6

2018-2019

50

7

2019-2020

60

Класс

Учебный год

Процент качества

Литература

6

2018-2019

60

7

2019-2020

70

3.Результативность участия в конкурсах, олимпиадах

Мероприятие

год

ФИ участника

Уровень

Результат

Конкурс сочинений

«Без срока давности»

2021

Фадеева Елизавета

Районный

2 место

 Конкурс чтецов «Живая классика»

2021

Фадеева Елизавета

Школьный

3 место

Олимпиада

2020

Аксёнов Никита

Школьный

1 место

Смирнов Степан

2 место

Фадеева Елизавета

3 место

Всероссийский конкурс «Части речи»

2020

Андронова Анастасия

Диплом лауреата

 Общероссийская школьная олимпиада «Олимпус»

2020

Андронова Анастасия

Диплом лауреата

Спичкова Диана

3 место

Международный конкурс «Осенний олимпис-2019»

2019

Исторкин Василий

3 место

Общероссийская школьная олимпиада «Олимпус»

2018

Крылов Дмитрий

3 место

Прогнозируемые результаты:

  • Воспитание коммуникативной компетенции.
  • Развитие мотивации к изучению русского языка и литературы.
  • Реализация творческого потенциала учащихся.

Технология личностно ориентированного обучения приносит свои плоды. Мои ученики – ежегодно принимают участие в олимпиадах по русскому языку и литературе, в конкурсах сочинений «Я горжусь!», « Без срока давности», в  ежегодном  конкурсе чтецов «Живая классика», межрегиональном проекте «Александр Невский». У нас уже есть свои маленькие победы.

Идея преподавания словесности не как учебной дисциплины, а как искусства, конечно, не означает пренебрежения дидактическими принципами научности. Сохраняется и дидактическая точность, и историческая достоверность, и освоение языковых .и  литературоведческих понятий. Но главным становится не отвлеченное понимание и запоминание фактов, а признание индивидуальности каждого ученика и создание необходимых условий для его развития.

Таким образом, использование на уроках личностно ориентированной технологии преследует цель помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Используемая литература

  • Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все,- М., 1990
  • Ильин Е. Н. Герой нашего урока,– М., 1991
  • Ильин Е. Н. Искусство общения,– М., 1982
  • Ильин Е. Н. Путь к ученику, – М., 1988
  • Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника, - М.: Педагогика, 1985г.
  • Афанасьева Н. Н. Личностный подход в обучении [текст ]/ Н.
  • Лукьянова М. И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы. [ текст] / М. И. Лукьянова,  Н. А. Разина, Т. Н. Абдуллина // Завуч. – 2006. – с. 2. – с. 13 – 22.


Предварительный просмотр: