Уроки

Семивражская Светлана Валентиновна

Конспекты уроков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Урок – зачёт по творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и М.Ю.Лермонтова.

Цели урока:

* Выявить знания по содержанию повести «Капитанская дочка», комедии «Ревизор», поэмы «Мцыри»;

* показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия данных произведений;

* расширить представления учащихся об историческом прошлом Родины;

*формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма;

* развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

*развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать                                            обстоятельства, в которых действуют герои, использовать авторские

 описания в характеристике героев, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: тексты, карточки, тесты, тетради, портреты Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Ход занятия.

 1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и основной цели урока.

Сегодня мы  проведем урок – зачёт по произведениям  классиков русской литературы, изученных в 1 полугодии.  Это повесть «Капитанская дочка», комедия «Ревизор», поэма «Мцыри». Портреты авторов этих произведений висят на доске. В ходе урока мы выясним, как вы знаете содержание данных произведений, умеете ли работать с текстами и делать свои аргументированные выводы на заданные мною вопросы.

3. Вступительное слово учителя.

Я сегодня пригласила вас не просто на зачёт, а на зачёт за чашкой чая. Скоро Новый год, и хочется чего-то необыкновенного. Поэтому мы с вами будем пить чай с конфетами и печением, для лучшей         работы ваших мозгов, и выполнять те задания, которые я вам предложу.

Итак, перефразируя русскую пословицу, потехе час - делу время, начнём.

Блиц – опрос.

1.Имя Гоголя.

( Николай)

2. Кому из этих известных людей матерью была внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. (Арап Петра Великого), Надежда ОсиповнаГаннибал.

 (А.С.Пушкин)

3. С кем из этих известных людей произошла следующая история: Осенью 1839 года С.Т.Аксаков должен был отвезти в Петербург своего сына. С ним отправилась и его дочь Вера. Аксаков пригласил в нанятый им дилижанс и этого человека, собиравшегося в северную столицу…

«Ехали мы чрезвычайно медленно, потому что лошади, возившие дилижанс, едва таскали ноги, и Гоголь рассчитывал, что на другой день, часов в пять пополудни. Мы должны приехать в Торжок, следственно должны там обедать и полакомиться знаменитыми котлетами Пожарского, и ради таковых причин дал нам только позавтракать… Вместо пяти часов вечера мы приехали в Торжок в три утра. Этот человек  шутил так забавно над будущим нашим утренним обедом, что мы с громким смехом взошли на лестницу известной гостиницы…» после часового ожидания, по словам Аксакова, наконец, появились ароматные, аппетитные котлетки. Но каково было удивление путешественников, жаждавших отведать лакомства, когда все вдруг «перестали жевать и начали вытаскивать из ртов длинные белокурые волосы. Картина была очень забавной…» этот человек  тотчас сочинил по этому поводу уморительную историю, хохот овладел всеми, а слуги, «выпучив глаза» онемев, смотрели на господ! Это курьёзное происшествие, однако, не помешало им продолжить поездку так же приятно и весело, как они и начали её.

(Н.В.Гоголь)

4.Этим поэтом было написано стихотворение «Бородино», а когда 29 января 1837 года скончался Пушкин,  на другой день этот поэт, как говориться, проснулся знаменитым, - такой успех имело его стихотворение «Смерть поэта».

(М.Ю.Лермонтов)

5.Какая книга вызывала у отца Гринева разлитие желчи?

(Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный Календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный Календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то бывало по целым часам не выпускал уж из своих рук.)

6.На слиянии каких рек стоял монастырь, в котором томился герой лермонтовской поэмы « Мцыри» ?

(Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. )

7.Фамилия городничего из "Ревизора"

(Сквозник – Дмухановский)

8. Из какого произведения взяты эти строчки и кто его автор:

«- Прощай, прощай, матушка, - сказал комендант, обняв свою старуху. - Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан. Комендантша с дочерью удалились. Я глядел вослед Марьи Ивановны; она оглянулась и кивнула мне головой. Тут Иван Кузьмич оборотился к нам, и все внимание его устремилось на неприятеля...»

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)


9.О ком?

  "Как серна гор, пуглив и дик

  И слаб и гибок, как тростник"

( О Мцыри)

 10. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни?

(За правду)

11. Как характеризует Петра Гринева дуэль с Швабриным?

(как человека чести)

 12.Кто встречается на пути Мцыри?

( змея, девушка-грузинка, барс)

13.Каковы жизненные идеалы Хлестакова?

(не нуждаться в деньгах, ничего не делать)

14. Каковы жизненные цели и мечты городничего?

(выбиться в генералы)

15. Изменил ли чувству долга и офицерской чести Петр Гринёв?

(нет)

16. Что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире?

(власть и деньги)

17. Зачем Мцыри бежит из монастыря?

(Монастырь у него ассоциируется с тюрьмой)

18. только ли от истощения гибнет Мцыри?

(Нет. Рухнула мечта о свободе)

19. Что значило «жить» в представлении Мцыри?

20. Действие комедии кончается тем, что чиновники узнают о приезде настоящего ревизора и 5 акт – это немая сцена. Могла ли быть другая развязка комедии.

(нет)

21. Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героев,обычные, житейские события?

Работа по группам.

Сейчас вы определитесь, кто с кем будет работать по карточкам.

Задание следующее: определить, из какого произведения взяты эти строки , кто его автор.

Карточка 1.

1."Конечно" - отвечал Хлопуша, - "и я грешен, и эта рука (тут он сжал свой костлявый кулак, и, засуча рукава, открыл косматую руку), и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутьи да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором". Старик отворотился и проворчал слова: "рваные ноздри!"... - Что ты там шепчешь, старый хрыч? - закричал Хлопуша. - Я тебе дам рваные ноздри; погоди, придет и твое время; бог даст, и ты щипцов понюхаешь...

2.      … Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.

 3.О!  насчет врачеванья мы с Христианом  Ивановичем взяли свои  меры: чем ближе к натуре,  тем лучше, - лекарств  дорогих  мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то  и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу  затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает

Карточка 2.


1.Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

 2.Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье с нову, а честь смолоду"

 3. У вас там  в  передней,  куда  обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и  шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться  всякому похвально, и почему  ж  сторожу и  не завесть его?  только,  знаете, в таком месте  неприлично...  Я  и  прежде хотел  вам  это заметить, но  все  как-то позабывал.

Карточка 3.



1.Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов отец и мать.
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, -
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!

 2.Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни. Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее, и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: "Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру".

 3.Ну,  конечно, кто же сравнит с Петербургом!  Эх, Петербург!  что  за  жизнь, право! Вы, может  быть, думаете,  что я только переписываю;  нет,  начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: "Приходи, братец, обедать!" Я только на  две минуты захожу в  департамент, с тем только, чтобы сказать: "Это вот  так,  это вот  так!" А там уж чиновник для письма, этакая крыса,  пером  только -  тр,  тр... пошел  писать.  Хотели  было  даже  меня

коллежским  асессором  сделать, да, думаю,  зачем.  И сторож  летит  еще  на

лестнице за мною со щеткою: "Позвольте, Иван  Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»

Карточка 4.

1.Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать

- и  куды!.. пошел  кутить:  ездит  на  извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет,  а там через неделю, глядь  - и  посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз  все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка...  Ей-богу, правда! И сукно такое важное,аглицкое! рублев полтораста  ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за  двадцать;  а  о  брюках и говорить  нечего - нипочем идут. А  отчего?  - оттого, что делом не занимается:  вместо того чтобы  в должность, а  он идет…

2.  Одна беда: Маша; девка на выданьи, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".

3. Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, -
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!

Составление портрета героев учащимися.

 На краю стола лежит лист бумаги и карандаш. Внизу листочка написана фамилия героя, про которого вы должны написать всё, что о нём знаете.

(ребята пишут)

Зачитаем то, что вы написали.

Чей портрет?

А теперь послушайте отрывки из произведений и угадайте, кто это?

1.На первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи, и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действия.

2..Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чахарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

3. Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

4."Стыдно тебе, старый пес, что ты, не взирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего, приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили".

5. Вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет".

6. Молодой человек лет  двадцати  трех,  тоненький, худенький;несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в  канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без  всякого соображения.   Он   не  в  состоянии  остановить   постоянного  внимания  на какой-нибудь  мысли.  Речь  его  отрывиста,  и  слова  вылетают из  уст  его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту  роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

     

 7.  Такие обиды  чинит,  что описать нельзя.

Постоем совсем заморил,  хоть  в  петлю полезай. Не  по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит:  "Ах ты, татарин!" Ей-богу!  Если  бы, то  есть,

чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда  исполняем: что следует на  платья супружнице его и дочке - мы против этого не  стоим. Нет, вишь ты,ему всего этого  мало - ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадет,  все берет.

Сукна увидит штуку, говорит: "Э, милый, это хорошее суконце: снеси-ка его ко мне". Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят.

Вывод:

Мы сегодня повторили изученные произведения, вспомнили их героев, попытались дать характеристику того времени, в котором они жили, дали характеристику самим героям.

В заключении хотелось бы, чтобы вы выполнили тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Тест

  1. К какому роду литературы относится произведение Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Эпос

Лирика

Драма

  1. Каков жанр «Ревизора»?

Рассказ         

Комедия         

Роман                  

  1.  Каково происхождение сюжета комедии «Ревизор»?

Придуман Гоголем                         

Подарен автору Пушкиным         

Взят из других источников

        

4.Отметить место действия комедии «Ревизор».

Уездный город                 

Губернский город

Санкт –Петербург        

5.Фамилия действующего лица в «Ревизоре»,утверждавшего, что он «с Пушкиным на дружеской ноге»

Сквозник-Дмухановский

Бобчинский

Ляпкин-Тяпкин

Хлестаков

6. Кто из героев комедии брал взятки борзыми щенками?

Бобчинский                

Ляпкин-Тяпкин

Держиморда        

7. Кому принадлежит фраза: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

Ляпкину – Тяпкину                

Сквозник-Дмухановскому        

Держиморде        

                

8. Какую должность занимал Земляника?

Смотритель училищ                                

Попечитель богоугодных заведений        

Уездный лекарь                                        

Итог урока:

В  течение всего урока за правильный ответ вы получали кружочки, имитирующие снежок.  По количеству снежков вы получите соответствующие оценки. За тест тоже будут выставлены оценки в журнал.



Предварительный просмотр:

Урок -  Русский язык

Класс – 7

Тема: Категория состояния. Роль слов категории состояния в речи

   Тип урока – Обобщение и закрепление с элементами  комплексного анализа текста

   

   

Цели урока:

  1. Продолжить работу по определению слов категории состояния и их роли в речи. Обеспечить усвоение учащимися особенностей слов категории состояния. Обобщать и систематизировать знания учащихся по пройденным темам. Отрабатывать навыки орфографического анализа слова и различных видов разбора.
  2. Формировать умения выделять слова категории состояния в тексте, правильно употреблять их в речи. Развивать аналитическое и аналитико-синтезирующее мышление. Развивать умение применять полученные знания на практике. Развивать умение работать в заданном темпе, навыки самостоятельной работы. Развивать речь.
  3. Воспитывать добросовестное отношение к обучению, положительное отношение к знаниям. Развивать чувство прекрасного.

Методы и технологии  обучения:  эвристическая беседа, исследовательский. Личностно-ориентированного обучения , деятельностного подхода

 Оборудование:      раздаточный дидактический материал

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и задач урока.
  3. Проверка домашнего задания.

- Какие слова являются словами категории состояния?

       - Работа по группам:

         1 группа из предложенных слов выбирает слова, обозначающие состояние природы и окружающей среды;

         2 группа – состояние человека и оценку какого-либо состояния.

          Ветрено, жарко, солнечно, интересно, ясно, понятно, грязно, сыро, темно, легко, рано, хорошо, больно, приятно, весело, грустно, страшно, тихо,

- Дополните слова  своими примерами.

- Какое из данных слов можно отнести и к словам первой группы, и к словам  второй группы? Составьте предложения, подтверждающие это.

4. Работа по реализации темы урока

- От каких частей речи следует отличать слова категории состояния?

Анализ предложений.

  1. Лицо старика красиво и спокойно (без напряжения)
  2. На рассвете крепко и спокойно заснул ребёнок. (без плача)
  3. Сегодня в школе было спокойно. (тихо)

- Одинаковое ли лексическое значение этих слов? Как в лексике называются такие слова? (омонимичные части речи)

- Необходимо определить принадлежность к той или иной части речи, синтаксическую роль.

5. Комплексный анализ текста

     Я отпёр дверь и вошёл в свою комнату. В моём скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постук…вал в дверцу.

     Было темно… Я заж…г спичку. (Не)истовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рёв. Где(то) (в)низу застучала наполовину сорва(н,нн)ая ставня и жалобно провизжала дверь…

    Было темно… В око(н,нн)ой вентиляции т…скливо жужжал ветер. В печи моното(н,нн)о насвистывал свою однообразную песню сверч…к. Я поспешил зажеч… спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения. Страшный, (не)выразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул пошатнулся и  (не) чувствуя себя выбежал вон.

Вопросы к анализу текста:

  1. К какому стилю относится данный текст?
  2. Найдите ключевые слова и определите тип текста.
  3. Какова тема текста? Основная мысль текста?

(Тема текста: состояние природы и состояние человека. Основная мысль текста:  влияние состояния природы на внутреннее состояние человека.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Что помогает автору передать чувство страха, «невыразимого ужаса»?

( Автор передаёт это состояние с помощью выразительных средств языка.  В тексте есть олицетворения: ветер плакал, постукивал, пробежал, тоскливо жужжал, жалобно провизжала дверца;  метафоры: тихий плач, злобный рёв, насвистывал песню сверчок; эпитеты: мрачное настроение)

  1. С какой целью автор использует большое количество выразительных средств,  особенно олицетворений?

           (Автор хочет придать природной стихии живой, могущественный образ, показать её величие, тем самым усилить страх человека перед стихией.)

  1. Назовите предложение, которое неоднократно повторилось в тексте?
  2. С какой целью автор использует этот приём?

     ( Автор использует этот приём как средство передачи состояния среды,    способствующее усилению эмоционального состояния человека.)

  1. Есть ли в этом тексте слова категории состояния?  (было темно)
  2.  Какую синтаксическую роль они выполняют? Может ли быть в подобных предложениях подлежащее?
  3.  Выразите словами категории состояния состояние природы, описываемое в тексте и состояние человека, переживающего стихию. (Темно, ветрено – страшно, ужасно)
  4. Какова роль слов категории состояния в нашей речи?

        ( С их помощью можно коротко и лаконично передать состояние природы и человека)

  1.  Поберите синонимы к словам: неистовый, монотонно, кровля.
  2. Синтаксический разбор предложения

             Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня и жалобно  провизжала дверь

       15. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание.

     Используя слова категории состояния, написать рассказ о состоянии   природы и её влиянии на состояние человека.

Приложение

     Я отпёр дверь и вошёл в свою комнату. В моём скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постук…вал в дверцу.

     Было темно. Я заж…г спичку. (Не)истовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рёв. Где(то) (в)низу застучала наполовину сорва(н,нн)ая ставня и жалобно провизжала дверь…

    Было темно. В око(н,нн)ой вентиляции т…скливо жужжал ветер. В печи моното(н,нн)о насвистывал свою однообразную песню сверч…к. Я поспешил зажеч… спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения. Страшный, (не)выразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул пошатнулся и  (не) чувствуя себя выбежал вон.

Вопросы к анализу текста.

  1. 1.К какому стилю относится данный текст?
  2. 2.Найдите ключевые слова и определите тип текста.
  3. 3.Какова тема текста? Основная мысль текста?
  4. 4.Озаглавьте текст.
  5. 5.Что помогает автору передать чувство страха, «невыразимого ужаса»?
  6. Найдите олицетворения, метафоры, эпитеты.
  7. С какой целью автор использует  выразительные средства языка, особенно олицетворения?
  8. Назовите предложение, которое неоднократно повторилось в тексте?
  9.  Как называется такой синтаксический приём?
  10.  С какой целью автор использует этот приём?
  11. Есть ли в этом тексте слова категории состояния?  
  12. Какую синтаксическую роль они выполняют? Может ли быть в подобных   предложениях подлежащее?
  13. Выразите словами категории состояния состояние природы, описываемое в тексте и состояние человека, переживающего стихию.
  14. Какова роль слов категории состояния в нашей речи?
  15. Поберите синонимы к словам: неистовый, монотонно, кровля.
  16. Определение значения слова вентиляция по толковому словарю.
  17. Синтаксический разбор предложения

Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня и жалобно провизжала дверь

     18. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки   препинания.

 



Предварительный просмотр:

Русский язык

Класс:  8

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

Цели урока:

   Образовательные: Познакомить обучающихся с условиями постановки тире      между подлежащим  и сказуемым. Обобщать и закреплять синтаксические, пунктуационные, орфографические ЗУН. Обобщать и систематизировать знания учащихся по пройденным темам. Отрабатывать навыки орфографического анализа слова и различных видов разбора.

Воспитательные:  Воспитывать добросовестное отношение к обучению,  уважительные отношения к окружающим, чувство взаимопомощи.

Развивающие:        Развивать аналитическое и аналитико-синтезирующее  мышление. Развивать умение применять полученные знания на практике. Развивать умение работать в заданном темпе, умения владеть собой, навыки самостоятельной работы. Развивать речь.

Методы и технологии обучения:  

                              эвристическая беседа, методы монологического и диалогического  изложения, исследовательский; личностно-ориентированного подхода,

Оборудование:  1. таблица-алгоритм (раздаточный дидактический материал)

                            2. карточки со словарной работой

                           

1.  Организационный момент

2.  Сообщение темы и задач урока.

3.Комплексная словарно-орфографическая работа.

Свеж…,  сначал…,  (не)лепо,   плеч…,  дословн…,  (не)изме(нн, н)о, вовсе (не)обидно, (не)интересная передача,  исти(н, нн)ый,  ещё (не)сдела(нн, н)ая работа,  ( не) деревя(нн, н)ый ящик,  постро…л дом, ве…л на ветру,  выкач…нная из ба…ейна вода,   замеш…нное тесто, вып…в воды,  вьющ…ся р…стение,  вид…мый интерес,  кол…т дрова.

4.Орфоэпическая работа

    Образуйте множественное число существительных, поставьте ударение,   произнесите, соблюдая орфоэпические нормы:

           Инженер(ы), директор(а), доктор(а), округ(а), шофёр(ы), торт(ы),          договор(ы).

         

         

5.Синтаксическая работа

 Запись предложений под диктовку. Определение сказуемое, его вида (устно и   графически).

        Летний вечер тих и ясен. Я медленно стал приближаться к вершине горы.  Золотой метелью мчится жёлтый лист.

       

       Дополнительные задания:

      1.Определите способ образования слова  медленно.

      2. Сколько букв и звуков в слове метелью?

      3. Выпишите из первого предложения словосочетание, сделайте его полный синтаксический разбор

6. Проверка знаний по теме «Сказуемые» (тест)

5.Работа по реализации темы урока.

Запись предложения на доске (учитель) и в тетрадях(учащиеся).

Чтение – лучшее учение.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните постановку тире в предложении.

7. Работа по схеме – алгоритму (на парте у каждого ученика)

8.Закрепление изученной темы с элементами РР.

 Работа по учебнику.  Упр 154

1в – прочитайте 1-ый текст и найдите предложение, подтверждающее мысль пословицы.

 2 в – во второй части  упражнения найдите предложение , подтверждающее мысль пословицы.

Запишите предложение из второй части, расставьте недостающие знаки препинания, объясните устно и графически.

9. Подведение итогов урока

10. Домашнее задание: параграф 15, знать все случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, упр.153



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Верхне-Талызинская СШ

Конспект

урока по русскому языку в 5 классе

Учитель русского языка

 и литературы

Семивражская С.В.

 2018 г.

Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания.»

5 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Предварительная подготовка: учитель заранее готовит карточки для индивидуальной работы, для работы в парах и группах; оценочные листы для само- и взаимооценки учащихся.

 Форма организации познавательной деятельности: коллективная, работа в группах, работа в парах,индивидуальная.

Технология: развивающее обучение;ИКТ; элементы технологии проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения. 

Методы /приёмы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; наблюдение; комментирование; самостоятельная работа, работа в группах, работа в парах; работа с деформированным, с информационным текстом; деятельностный метод.

Оборудование:

УМК под ред. Ладыженской Т.А.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. - Москва: Просвещение, 2017г.;

компьютер, мультимедийный проектор, экран; индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями, листы самооценки); слайдовая презентация «Словосочетание. Строение словосочетаний».

Цель  урока:Организовать  деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и  применению терминов «словосочетание»,  «слово»,  «предложение», «смысловая связь», «грамматическая связь», «подчинительная связь», «виды словосочетаний». Обеспечить закрепление этих знаний и умений для самостоятельного применения.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с понятиями: «словосочетание»,  «слово»,  «предложение», «смысловая связь», «грамматическая связь», «подчинительная связь», «виды словосочетаний»; сформировать умения:  составлять разные виды словосочетаний,отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи; вычленять словосочетания из предложения.

Развивающие:

Создать условия для развития ууд:

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

-структурировать знания;

-уметьосознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачами  коммуникации  для  выражения  своих мыслей;

-осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль с использованием элементов самооценки;

-уметь слушать и слышать собеседника, учителя.

Воспитательные:

-положительно относиться к учению, познавательной деятельности; проявлять готовность приобретать новые знания;

-воспитание чувства прекрасного через музыку и художественный текст;

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:
Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимоеслова, тип подчинительной связи.
Метапредметные результаты

Регулятивные:организация,планирование и регуляция своей деятельности, целеполагание;мотивация учебной деятельности;

умение контролировать иоценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных
объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетанияиз предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умениеопределять основную и второстепенную информацию; умение строить логическиерассуждения, включающие установление причинно - следственных связей;

 Коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическоеусвоение морально - этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать сучётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Личностные результаты: умение

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,

- использовать словарный запас иусвоенныеграмматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевогообщения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурныхценностей;самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход урока.

Этап урока

Время

(мин.)

Действия

учителя

Действия учащихся

1.Организ.

часть

1мин.

Приветствует

учащихся,

проверяет готовность учащихся к уроку.

-Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, матушка – земля,

Здравствуйте, мои друзья.

- Проверьте вашу готовность к уроку: посмотрите на свои рабочие места - всё ли необходимое для работы есть на парте.

Запишите в тетрадях число, вид работы - «Классная работа».

Подпишите свои оценочные листы.

(учитель в это время по рядам проверяет наличие письменной домашней работы в тетрадях учащихся).

Приветствуют

учителя,

отвечают

на организационные

вопросы. . Настраиваются на продуктивную работу, делают записи в тетрадях, подписывают оценочные листы.( В оценочных листах ученики будут фиксировать все  результаты само- и взаимопров

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

7 мин.

1.Учитель задаёт вопросы по теме изученного материала, контролирует правильность ответов.

- Что изучается в разделе «Синтаксис»?

- Что такое пунктуация?

- Какие знаки препинания вы знаете?

- От чего зависит их выбор?

2. Выявляет возможные трудности при выполнении домашней работы у учащихся.

– Поднимите руку, если выполнение письменного домашнего задания вызвало трудности или остались сомнения в правильности выполненного (в случае выявления проблемы учитель предлагает получить после урока дополнительный материал для устранения пробелов по теме).  

3.Предлагает в карточках под № 1 (прил.1), имеющихся у каждого на парте, разделить текст на предложения, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

/После того как задание будет выполнено, выводит на экран слайд 1 презентации) – прил.2./

- Проведите самопроверку по эталону. Внесите свою оценку в оценочный лист.

  

1. Отвечают на поставленные вопросы.

2.. Поднимают руку те, кто сомневается в правильности выполнения домашнего задания.

3.Выполняют самостоятельно задание по карточкам.

Проводят самопроверку по эталону, вносят исправления; фиксируют оценку в оценочном листе

3. Определение темы и целей урока.

«Открытие уч-ся новых знаний.

4.Первичная проверка понимания.

5.

Физкультми-нутка.

 мин.

1. Учитель обеспечивает определение учащимися темы урока, целей.

-Отгадаем загадку:

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто есть кто – нам без труда

Вопрос определяет.

2.-  А сейчас предлагаю поиграть  «Найди четвёртый - лишний».

(на слайде №2:

1. Выставка открылась.

2. Надвинулась туча.

3. Узкая тропинка.

4. Соревнования продолжаются.)

Задаёт вопрос:

- Почему под № 3- «лишнее»?

3.Предлагает определить тему урока и записать в тетрадях.

 - Сформулируйте цель нашего урока.

- Поставим задачи на урок и выстроим план урока (цели и план фиксируются на доске, после каждого этапа урока будем возвращаться к плану; в конце урока проверим, достигнуты ли поставленные цели).

4.Задаёт вопрос:

- Как вы думаете, почему термин «словосочетание» произошёл от старославянского слова «чета», т.е. «два»?

 Организует работу в парах.

Ставит цель: изучить предложенный теоретический материал по теме (прил.3),пересказать основные положения материала.

- Ребята, изучите карточки с текстом, объясняющим понятие «словосочетание», отмечая значком «V» информацию, которая вам уже была известна; знаком «+» новую для вас информацию; знаком «?» информацию, по которой вам могут понадобиться дополнительные сведения. На доске записаны вопросы, которые помогут вам сформулировать ответы (прил.4):

Выслушивает ответы, просит обучающихся прокомментировать (по желанию), оценивает.

Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
помахайте девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали
.

1.Отвечают (словосочетание).

2.Находят и называют «лишнее»: № 3.

Обосновывают выбор (под №№ 1, 2, 4 – предложения, а № 3 - словосочетание).

3.. Формулируют и записывают в тетрадях тему: Словосочетание. Формулируют

- цель (узнать, что такое словосочетание, для чего существует в языке; из чего состоит)

- задачи (находить

словосочетания в предложении, научиться составлять словосочетания).  

4.Отвечают на вопрос (словосочетания состоят из 2-х слов).

Работая в парах, изучают содержание теоретического материала на карточках, делая соответствующие пометы по ходу ознакомления с информацией по теме «Словосочетание».

 Формулируют ответы в соответствии с вопросами. Отвечают.

Выполняют действия.

6.Первичное закрепление.

Включение новых знаний в систему знаний.

мин.

1.Учитель раздаёт задания на карточках  (прил.5).

- Записаны пары слов, которые нужно преобразовать в словосочетания - согласовать в роде, числе, падеже. Запишите сконструированные вами словосочетания в тетради, обозначьте в них главное и зависимое слово, укажите смысловую связь.

Осуществляет контроль, в случае необходимости оказывает помощь.

По окончании работы предлагаетученикам провести взаимопроверку.

2.Создаёт проблемную ситуацию: предлагает ответить на вопрос:

- Из каких сочетаний слов не удалось составить словосочетания? Почему?

а)Предлагает прочитать в упр. № 129 учебника отрывок из стихотворения Ю. Владимирова.

Задаёт вопрос:

- В какой части стихотворения и из-за чего возникла путаница?

б)- Выпишите 4 словосочетания из 1 части стихотворения, обозначьте главное слово.

3.Задаёт вопрос:- Словосочетание мы видим в составе предложения. Какие слова в предложении не могут являться словосочетанием?

Даёт задание:

- Выпишите со слайда номера сочетаний слов, которые не являются словосочетаниями.

(выводит на экран слайд 3) – прил.6.

По окончании работы

организует самоконтроль:

- Проведите самопроверку

по эталону на слайде.

(выводит слайд 4) – прил.7

4.Организует работу в группах (по 4-5 человек). Даёт задание:

- Составьте и запишите словосочетания со словами лес, кусты, слёзы, гербарий, увяданье.

(пока группы работают, учитель раздаёт им карточки –прил.8)

- А сейчас прочитайте на карточках отрывки из стихотворений разных авторов (прил.8).

Решите исследовательскую задачу: найдите в стихах необычные словосочетания.

- Подумайте, для чего поэты используют такие необычные словосочетания?

Учитель обобщает:

- Да, иногда поэты сознательно нарушают законы сочетаемости слов в словосочетании, чтобы привлечь внимание читателя, помочь ему представить более ярко, образно предмет или явление природы. На уроках литературы мы с вами постоянно работаем с подобными авторскими средствами выразительности.

5.Предлагает выполнить тестовое задание, выводит на экран тест (слайд 5) – прил.9.

- Проверьте, насколько вы усвоили новые знания.

После того как задание будет выполнено – на экран выводится ключ для самопроверки и критерии оценивания (слайд 6) – прил.10

1. Самостоятельно преобразовывают пары слов в словосочетания, работая в тетрадях.

Проводят взаимопроверку, оценивают работу в соответствии с критериями.

Критерии оценивания (на доске):

«5» - 4 правильных ответа;

 «4» - 3;

 «3» - 2.

2.Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопрос (слова в словосочетании должны обозначать явления, связанные между собой в реальной жизни).

Читают и анализируют текст упражнения.

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадях словосочетания, обозначают главное слово.

3.Отвечают на вопрос.

Выполняют упражнение в тетрадях.

Проводят самопроверку: каждый ученик оценивает свою работу в соответствии с критериями.

4.Выполняют задание на листочках, зачитывают получившиеся словосочетания.

Выполняют задание в группах: каждая группа получает карточку, находит и выписывает на листочки словосочетания;по очереди зачитывает выписанное.

Отвечают (для усиления выразительности)

5.Слушают задание, выполняют тест в тетрадях.

Проводят самопроверку и самооценку.

7.Рефлексия.

Учитель организует рефлексию:

- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной в первой части урока цели?

Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

Осуществляют рефлексию учебной деятельности.

Отвечают на вопросы (достигли; научились отличать словосочетания от других сочетаний слов, конструировать словосочетания, определять смысловую

 связь; применили знания

на практике).

8.Домашнее задание.

1. Даёт и комментирует домашнее задание:

- Для закрепления знания – домашнее задание!

(выводит на экран слайд 7),комментирует д/з.

Знакомит учеников с критериями успешного выполнения домашнего задания:

-Безошибочность выполнения задания; аккуратность оформления записей и обозначений в тетради; владение материалом параграфа в процессе его пересказана следующем уроке при проверке д/з.

2. Объявляет и комментирует оценкиотдельным ученикам.

3. Предлагает всем учащимся сдать тетради и оценочные листы

(дежурные в это время раздают проверенные тетради).

4. Выводит на экран слайд 8.

Записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя.

Литература

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. - Москва: Просвещение, 2015г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: Просвещение, 2014г.

3. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., Комиссарова Л.Ю., Ладыженская Н.В. Русский язык.Методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - Москва: Просвещение, 2014г.

4.Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Т.А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - Москва: Просвещение, 2015г.

        



Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока литературы в 9- м классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

                                                                               (с использованием ТРКМ)

                            Тема урока: «Печорин и его отношение к дружбе» (гл. «Княжна Мери»).

                            Цели урока:

                                           

  • углубить знания учащихся о характере Печорина;
  • рассмотреть взаимоотношения Печорина с Грушницким, определить его роль в жизни Грушницкого,
  • воспитывать чувство уважения, дружбы, солидарности друг к другу.

                                              Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

В класс вошли, тихонько сели, друг на друга поглядели, закрываем тихо дверь, поработаем теперь.

2. Актуализация знаний.

 (проверка домашнего задания)

Спрашиваю по одному представителю от пары.

Задаю доп.вопросы: Почему П. пошёл за мальчиком? Какую цель он преследовал? Можно ли Печорина назвать человеком образованным, умным? Почему он разрушил свои отношения с Мери? Как отреагировал на резкий тон со стороны матери Мери? и др.

(ответы учащихся оцениваем вместе)

3. Активизация мыслительной деятельности.

Эпиграф: Друзья познаются в беде (пословица)

Понятия

  • дружба
  • согласие
  • взаимовыручка

 - Какой теме мы посвятим разговор на нашем уроке?

- О дружбе  между какими героями пойдёт речь?

- А были ли рядом с Печориным ещё люди, которые считали себя его друзьями?

4. Реализация знаний.

А сейчас мы попытаемся проследить за развитием отношений между Печориным и Грушницким. Вы будете работать привычными для вас составами (парами)

Слежу за работой учащихся, отвечаю на вопросы, если они возникают у учащихся.

Начинаем обсуждение вопросов по истечении 7 минут.

Предлагаю охарактеризовать Печорина с помощью кластеров и синквейнов.

5. Рефлексия.

Вернемся к нашему эпиграфу.  Может ли человек с такими характеристиками быть кому-либо другом?

Домашнее задание: сочинение «Дружба и Печорин – несовместимы»

- ребята с хорошим настроением приступают к уроку;

- выступают с сообщениями по заданным темам, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, ответы дают содержательные, что говорит о хорошей подготовке задания

- легко подбирают пояснение к эпиграфу ( друг в трудную минуту протянет руку помощи, друга не нужно просить о помощи; когда нужно, он рядом)

- не вызывает затруднения объяснение слов из глоссария к уроку

- дружба между героями: есть она или о ней только существует представление?

- называют героев, которые могли быть друзьями, но увы… (Печорин и Грушницкий)

-называют героя, который помог Печорину освоиться с условиями жизни на Кавказе (Максим Максимыч)

- 1-я пара: встреча Грушницкого и Печорина на «водах»;

- 2-я пара: поведение Печорина по отношению к Грушницкому на балу;

- 3- я пара: Грушницкий, Печорин, Мери.

- каждый высказывает свое мнение о Печорине, указывая  те черты характера, которые раскрывают его внутренний мир, внимательно выслушивая друг друга, отмечают, что дружить бескорыстно этот человек не умеет.

Синквейн

Печорин

Смелый, умный

Знакомится, располагает, предает

Он добивается целей любым способом

Эгоист.

Кластер

     Умный            образованный          целеустрем-й

                     

                                      Печорин

    расчетливый

                                     смелый           одинокий        

- у таких людей не может быть друзей, и свое плечо, плечо друга, ему подставить некому, и руку помощи  подать некому

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П), фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция (Р)

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Поиск и выделение информации, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

Контроль, коррекция и оценка знаний (Р)

Выражение своего мнения и учет разных мнений (К)  



Предварительный просмотр:

Урок литературы

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 9 класс

«История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Цель урока. Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина.

Задачи . 1. Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя.

2. Совершенствование навыка выразительного чтения.

3. Формирование способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.

4. Развитие рефлексивно – аналитического мышления.

5. Нравственно – эстетическое воспитание.

Оборудование, ТСО, наглядность.

  1. Мультимедийный проектор, экран.
  2. На доске – тема урока, эпиграф.

                                                        Эпиграф.

                                                     …И тьмой и холодом объята

                                                       Душа усталая моя…

                                                                         М. Ю. Лермонтов

                                                 Ход урока.

  1. Слово учителя.

Слайд 1

Начать  наш урок мне хотелось бы словами   В. Г. Белинского о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».

Действительно, чтение романа доставляет  истинное наслаждение.  Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».

Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.

Ценность романа в том, что  в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья?  Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или  в пользу разумного, свободного отношения к бытию?

 И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.

В «Предисловии к «Журналу Печорина» автор прямо говорит о своей цели: «история души человеческой … едва ли не любопытнее  и не полезнее истории целого народа…»  История души Печорина становится сюжетом романа.

Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно,   от  главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

        

  1. Сообщение и запись темы урока. Слайд 2

- Наш урок мы так и назовем -  «История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»)

Слайд 3

-Читая первую повесть «Бэла», мы были захвачены драматической историей любви Печорина  к черкешенке.

- Каким увидели вы главного героя из рассказа  о нем Максима Максимыча?

Почему он кажется Максиму Максимычу странным?

- Что добавила к вашему представлению о герое автохарактеристика Печорина?

- Но повесть не сводилась для автора к истории взаимоотношений Печорина  с Бэлой. Не менее интересен  и образ штабс- капитана  Максима Максимыча, находящегося  как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.  

- У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата , - «Завещание»( читает учитель)

 Слайд 4

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж  …  Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен…

…Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

- Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности.

- Что вы узнали о нем?

(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни.  Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт.  И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

 

- Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства.  Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

- Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и  Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

- Это ли не  качества, достойные уважения и восхищения!

- Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»?  Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

(Прочитать отрывок).

Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!

Хотя  главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

  1. Анализ первичного восприятия. Слайд 5

Глава  «Максим Максимыч»…

Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как  в «Бэле»,  «Княжне Мери» или «Фаталисте».

- О чем она? Каков ее сюжет?

/ сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.

- Какое впечатление произвела на вас повесть?

Почему?

- Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим  Максимыч»?  Попробуйте объяснить причины этого.

  1. Переход к теме урока ( слайд 5)

-  Почему так  грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.

  1. Слово учителя.                                                                                                                    В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять  сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча.  Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.

Его глазами дается  портрет главного героя романа.

  1.  Введение понятия «психологический портрет». Противоречия в образе  Печорина.

- Только здесь, в середине из пяти частей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина, причем так, как до него не делал никто.

Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в  русскую литературу, обратимся к Пушкину.

Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.

Слайд  6

В  «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»,

Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила».

«Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…»

                                                                                Н. Г. Долинина

(дать справку о Наталье  Григорьевне Долининой  - учителе и авторе книг о русской классике).

Слайд  7

- У Лермонтова задача иная : «понять  «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.

Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

-Итак, запишем в тетрадь : «Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе».

-  Что же такое психологический портрет?  Попробуйте сформулировать самостоятельно.

Слайд  8

Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с  проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.

  1. Слайд 9

Чтение учителем отрывка  – портрета Печорина.

Задание (дать перед чтением).

Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

Какие детали  позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

  1. Повторение понятия «художественная деталь».

Слайд 10 «Художественная деталь»

Слайд 11.

Анализ портрета Печорина.

Сначала описаны  рост, сложение героя.

«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»

- Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда -  в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.

- От роста и сложения автор переходит к одежде (текст). Какое несоответствие бросается в глаза?

Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.

«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера…  Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»

Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отметив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.

Та же странность, необычность, противоречивость – в лице.

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».

«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….

Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.

Все необычно в этом лице.

- Говорят, глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.

« Они не смеялись, когда он смеялся!»

- Обобщим наши наблюдения.

/ портрет Печорина свидетельствует, с одной стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (глаза) /

-Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.

Этому научились у него  Гоголь, Достоевский, Толстой – те великие писатели, которых мы называем классиками.

  1.  Анализ иллюстрации - портрета Печорина.

   - Какие черты характера переданы в этом портрете?

  1. Анализ сцены встречи  Максима Максимыча  и Печорина.

Составление «партитуры чувств» к их диалогу.

- Переходим  к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча  и Печорина.

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)

2) Чтение эпизода встречи  в лицах

(со слов «Я обернулся к площади и увидел…»  до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

3) Постановка проблемного вопроса.

Слайд 12

Какими средствами рисует автор равнодушие   Печорина и взволнованность Максима Максимыча?

-  Проанализируем первый момент встречи. Из лексических средств отметим роль наречий.

- Спокойный, медлительный тон, которым Лермонтов повествует о Печорине, сменяется бешено быстрым, задыхающимся ритмом повествования о Максиме Максимыче (текст).

- Прерывистое, учащенное дыхание бегущего взволнованного человека слышно в описании Максима Максимыча так же неоспоримо, как мы слышали в «Бэле» страстную речь Казбича на его родном языке.

И сразу же быстрый, бешеный темп сменяется медленным.

- Печорин протянул Максиму Максимычу руку.  Как?

/«он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя и с приветливой улыбкой ,протянул ему руку.»/

Два длинных похожих слова: «довольно холодно»- и замедляющий речь оборот «хотя с приветливой улыбкой»- и снова длинное протяжное слово «протянул» так непохожи   на быстрые слова, рисующие Максима Максимыча!

- А Максим Максимыч? /жадно сватил/

-  Почему Максим Максимыч сначала «остолбенел»?

Вывод: так в одной фразе раскрываются обе души  (какие?): любящая, ждущая, открытая  - и холодно-равнодушная, замкнутая.

/дети пробуют сделать вывод сначала сами/.

 

- Проанализируем авторские ремарки первых 2-х фраз.

 Прочитайте их. Какие ремарки их сопровождают?

/ сказал – пробормотал со слезами на глазах/ .

- В сравнении со словами Максима Максимыча реплики Печорина оказываются какими?

/убийственно холодными, пустыми, бездушными/.

- Как синтаксис предложений  передает душевное состояние героев?

(Чтение  4, 5 фраз).

-Речь Максима Максимыча эмоционально окрашена. Какие знаки завершения преобладают в ней?

/Восклицательный, вопросительный/.

- Какой знак постоянно прерывает его реплики? Что обозначают многочисленные многоточия?

/Максим Максимыч растерян, взволнован, его речь сбивчива/.

- Фразы Печорина спокойны, гладки. О чем это говорит?

- Продолжаем наблюдения над важными деталями в речи и поведении Печорина. На пылкие вопросы штабс-капитана: «Ну что, в отставке?»-  односложно отвечает, улыбаясь: «Скучал».  В этом слове – ответ на все вопросы старика. Скучал все 5 лет. От скуки решил ехать в Персию. Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука!

- О чем говорит его улыбка?  Как понять странного человека?

Приятно ему все-таки видеть Максима Максимыча или улыбка его насмешлива? / это скорее горькая ирония над самим собой/

-  Максим Максимыч полон воспоминаниями, не может удержаться  и говорит о том, о чем, пожалуй, бестактно напоминать  /текст/.

«Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся … (Пауза!)

- Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

-Какая очень важная деталь привлекает наше внимание? (Печорин чуть- чуть побледнел и отвернулся  (заметим – он отвечает не сразу!)

-  Почему «чуть-чуть побледнел и отвернулся»? Почему «принужденно зевнул»?  

- Может быть, он до сих пор не простил себе происшедшее с Бэлой и ему все еще очень больно?

Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!

Печорин знает, что встреча со стариком  не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

Наталья Долинина считает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» (слайд 13)

- Согласны вы с ее мнением?

- Как реагирует  Максим Максимыч на отказ Печорина  остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние?

Эпизод с дневником

И снова странен этот человек.

- Как он предлагает поступить с его дневником?

Оттолкнув, может быть, единственного любящего, преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается.

-Что же ему дорого на свете? Неужели - ничто?

- Ребята, наши наблюдения над текстом я представила в этой таблице

(Слайд14)

  1. Итоговая беседа.                                                                                        

  - Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина. 

Образ Максима Максимыча

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание.  Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».

Такие люди -   редкость, и дружба с ними  - это счастье.

Печорин   встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).

- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин  пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?

К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.

Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя !

/Духовно сломленным, разочаровавшимся/. 

  1. Анализ эпиграфа.

От былой неуемной энергии интереса к людям не осталось и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»).

Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать  о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)

Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.

Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?

/От самого себя/.

Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.

Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.

  13. Анализ иллюстрации.  Слайд  15 .

- Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему.  Что он передает?

/Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости»./

- И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

- О чем же рассказ? Нравственные уроки (о боли и одиночестве, о счастье понимания, о вечных ценностях - любви к людям, к родине, о дружбе …)

14. Слово учителя.  Слайд 16

«Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего  нашего поколения в полном их развитии».

Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.

В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.

Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…

Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?

Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

Но это тема следующего урока.

15. Домашнее задание: перечитать «Тамань», ответить на вопросы:

  • Какова роль пейзажа в повести?
  • Как постепенно разрушается романтическая обстановка?
  • Как раскрывается характер Печорина в повести?