Мои проекты

Мялицина Татьяна Сергеевна

Проектная деятельность с дошкольниками и родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

C:\Users\Буратино Татьяна\Desktop\89837.jpg

Содержание проекта

Титульный лист

1

Содержание проекта

2

Раздел 1

  1. Паспорт проекта

3

Раздел 2

2.1 Актуальность проекта

4

2.2 Цели и задачи проекта

5

2.3 Ожидаемые результаты

5

Раздел 3

3.1 Механизм реализации проекта

6

3.2 Перспективное планирование

7

3.3 Литература  

8

Раздел 4

4.1 Описание опыта

8

4.2 Перспектива работы

10

4.3. Кадровое обеспечение

10

Раздел 1

Паспорт проекта

Полное наименование

проекта

«Широкая Масленица»

Разработчик проекта

Мялицина Татьяна Сергеевна, воспитатель

ФИО, должность руководителя проекта

Земляк Екатерина Анатольевна, старший воспитатель  

Тип проекта

Социально - коммуникативный, краткосрочный

Цель проекта

Формирование представления дошкольников о традициях русского народа на примере праздника «Масленица»

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные:

  • Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.
  • Расширить игровой опыт ребенка, знакомя с новыми народными подвижными играми.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
  • Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
  • Вызвать у детей радость, удовольствие от совместной игры, способствовать поддержанию положительного эмоционального настроя в ходе познавательной деятельности.

Для родителей:

  • Активизировать родителей к совместной игровой деятельности.

Прогнозируемые результаты проекта

Для детей:

  • Активизация речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
  • Повышение познавательного интереса к русским народным играм.
  • Повышение самостоятельности в деятельности детей при использование полученных знаний.
  • Повышение эмоционального отклика на игру, предложенную взрослым.
  • Стремление к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.

Для родителей:

  • Участие родителей в подготовке к проведению праздника «Масленица», совместной игровой деятельности.
  • Родители ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт деятельности:

  • Методическая разработка развлечения для детей и родителей «Масленица, дай блинком полакомиться!»
  • Конспект НОД «Едет Масленица дорогая».
  • Мастер- класс для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к традициям русского народа»

Участники

Воспитатели, дети и родители младшей группы

Сроки реализации

I этап - 09.03.2021г.

Подготовительный:

Постановка цели и задач, определение методов и приемов.

Составление перспективного, тематического плана.

Подготовка оборудования и материалов.

II этап - с 09.03.21г. по 12.03.2021г.

Основной:

Организация НОД, детско-родительской встречи, игр по теме.

III этап – 12.03.21г.

Завершающий:

Проведение семейного клуба

Раздел 2

2.1 Актуальность

       В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Главной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного, духовного опыта, основанного на народных традициях культуры родного края. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру» (ст.19, п.2).

      Приобщение детей к народным традициям, возрождение русской культуры, знакомство с историей русского народа, с его богатыми традициями, является одним из средств формирования у дошкольников патриотических чувств и развития духовности.  

2.2 Цель и задачи проекта

Цель: Формирование представления дошкольников о традициях русского народа на примере праздника «Масленица»

Задачи:

Для детей:

Образовательные:

  • Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.
  • Расширить игровой опыт ребенка, знакомя с новыми народными подвижными играми.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
  • Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
  • Вызвать у детей радость, удовольствие от совместной игры, способствовать поддержанию положительного эмоционального настроя в ходе познавательной деятельности.

Идея проекта «Широкая Масленица» состоит в том, что, выявляет сущность народных традиций в нравственном воспитании ребенка. Определена роль детского сада в формировании нравственной воспитанности младших дошкольников, и разработаны условия включения семьи в эту деятельность.

 Ожидаемые результаты

Для детей:

  • Активизация речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
  • Повышение познавательного интереса к русским народным играм.
  • Повышение самостоятельности в деятельности детей при использование полученных знаний.
  • Повышение эмоционального отклика на игру, предложенную взрослым.
  • Стремление к общению со взрослыми и активному подражанию им в движениях и действиях.

Для родителей:

  • Участие родителей в подготовке к проведению праздника «Масленица», совместной игровой деятельности.
  • Родители ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт деятельности:

  • Методическая разработка развлечения для детей и родителей «Масленица, дай блинком полакомиться».
  • Конспект НОД «Едет Масленица дорогая».
  • Мастер – класс для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к традициям русского народа»

Раздел 3

3.1 Механизм реализации

Перспективный план реализации проекта

I этап – подготовительный 09.03.2021г.

Деятельность

 педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

- Постановка цели и задач, определение методов и приемов.

- Составление перспективного, тематического плана.

- Разработка развлечения для детей и родителей «Масленица, дай блинком полакомиться».

- Разработка конспекута НОД «Едет Масленица дорогая»

- Разработка конспекта

мастер – класса для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к традициям русского народа»

 

- Игровая деятельность

- Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование).

II этап – основной с 09.03.2021г. по 12.03.2021г.

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

- Проведение занятий, репетиций, игр по теме.

- Мастер – класс для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к традициям русского народа»

- Открытое занятие с детьми

«Едет Масленица дорогая»

Участие детей в совместной игровой, практической деятельности.

- Закрепление с детьми дома народных и хороводных игр.

- Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования «Масленица» в семье.

- Помощь в подготовке к открытому занятию (выпекание блинов, изготовление атрибутов к играм)

III этап – завершающий 12.03.21г.

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

Разработка развлечения для детей и родителей «Масленица, дай блинком полакомиться».

2.Педагогический

анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

- Участие детей в развлечении «Масленица, дай блинком полакомиться»

- Помощь в подготовке развлечения «Масленица, дай блинком полакомиться» (выпекание блинов)

- Участие в  семейном конкурсе «Лучший рецепт блинов».

- Отзывы родителей

3.2 Перспективное планирование

Мероприятия

Сроки

Вторник 09.03.21г

- Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица».

- Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!».

- Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».

1 - половина дня

- Заучивание масленичных закличек.

- Просмотр презентация «Масленица идет».

- Знакомство с народной игрой «Крыночка»

- Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования «Масленица» в семье.

2 - я половина дня

Среда 10.03.21г.

- Открытая образовательная деятельность с детьми «Едет Масленица дорогая».

- Рассматривание иллюстраций «Русские народные костюмы».

- Д/игры «Составь костюм», «Придумай узор для платка».

1-я половина дня

- Разучивание хороводных игр «Блин золотой», «Плетень».

- Разучивание забавы «Блины — лепёшки».

- Разучивание подвижных игр «Лиса и зайцы», «Ходит по двору петух».

2 - я половина дня

Четверг 11.03.21г.

- Мастер – класс для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к традициям русского народа»

- Беседа «Значение и символика блинов»; этическая беседа «Гость в доме – хозяину радость».

- Разучивание народных игр «Золотые ворота», «Ходим кругом».

1 –я половина дня

- Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»

- Знакомство с хороводными играми: «Как у бабушки Ларисы», «У дядюшки Трифона».

- Домашнее задание для родителей напечь блинов для чаепития.

2 – я половина дня

Пятница 12.03.21г.

- Рассматривание картин и беседа по ним:

  • С. Кожина «Масленица. Проводы».
  •  В. Кустодиева «Масленица».
  •  А. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы».

- Разучивание хороводной игры «Ой, встала я ранешенько».

1 – я половина дня

- Итоговое мероприятие. Детско – родительская встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу на тему «Масленица, дай блинком полакомиться», на участке детского сада с играми, забавами и чаепитием.

- Проведение семейного конкурса «Лучший рецепт блинов».

2 – я половина дня

3.3.  Литература:

  1. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности - М.:Мозаика – Синтез, 2016
  2. Л.Л. Тимофеева Современные формы организации детских видов деятельности.
  3. Е.Е.Хомякова Комплексные развивающие занятия.
  4. В.А. Деркунская «Проектная деятельность в детском саду» - М.; ООО ЦПО,2013
  5. И.А.Бойчук,Т.Н.Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.
  6. Сайт http://nsportal.ru

Раздел 4

4.1.Описание опыта.

     В процессе разработки содержания проекта опирались на методические и практические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми Киселёвой Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

    Для того чтобы внедрить проект «Широкая Масленица», изучила методическую литературу по вопросам организации проектной деятельности, познавательного и нравственно-патриотического развития дошкольников, определила состояние предметно-развивающей среды, подобрала художественную литературу с учетом темы проекта, провела педагогическое наблюдение детей, по проблеме духовно – нравственного воспитания. При подборе содержания образовательной деятельности опиралась на образовательную Программу НРМДОБУ Д/С «БУРАТИНО» и пособие по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством И.А.Бойчук., Т.Н. Попушиной. Работа по проекту «Широкая Масленица», проходила через все формы работы с детьми и разнообразные виды деятельности. Одной из самых эффективных форм работы стала игровая деятельность детей и совместно - практическая деятельность со взрослыми.  Реализация проекта проходила в несколько этапов:

        На первом подготовительном этапе подобрана методическая и художественная литература по теме «Масленица», подготовлен необходимый материал. Оформлена предметно-развивающая среда (атрибуты к народным и хороводным играм, иллюстрации, слайдовые презентации), подобраны проблемные ситуации, составлены вопросы для бесед, разработаны конспекты: открытой образовательной деятельности с детьми, мастер – класса для педагогов, детско – родительской встречи.  Для родителей разработаны информационные листы по реализации проекта «Широкая Масленица».

       На втором основном этапе организации проекта вела работу с родителями. Благодаря слаженной работе удалось пополнить предметно-развивающую среду атрибутами для народных и хороводных игр. В процессе работы использовала различные методы и приемы, позволяющие решить все поставленные задачи проекта.

       Изучая новые народные и хороводные игры развивали двигательную активность и творчество детей. Хороводные игры: «Ой, встала я ранешенько», «Масленица», «Блин золотой», «Ходит по двору петух», «Лиса и зайцы» «Как у бабушки Ларисы», «У дядюшки Трифона»; позволили дошколятам прикоснуться к богатству русской культуры, сочетая радость движения с духовным обогащением.

       Знакомясь с народными играми: «Плетень», «Крыночка», «У Маланьи у старушки», «Золотые ворота», «Ходим кругом» малыши учились доброте, сопереживанию, терпению. Прослушивание русских обрядовых песен: «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей: «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка» формировало у ребят интерес к поэтическому слову, развивало чувство юмора, способствовало развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, обогащению речи.

       Игровая деятельность с детьми на тему «Едет Масленица дорогая», была построена так, что воспитанники с удовольствием выполняли различные бабушкины поручения, знакомясь с народными традициями празднования «Масленицы».

       Множеством разнообразных народных и хороводных игр решила поделиться с коллегами на мастер – классе «Русские народные игры как средство приобщения дошкольника к традициям русского народа». Педагоги с большим удовольствием окунулись в мир детства, многие игры для них явились новинкой.

     На третьем заключительном этапе проведен семейный клуб «Навстречу друг другу» по теме «Масленица дай блинком полакомиться». На территории детского сада «Буратино» под веселую музыку гостей встречали «Масленица» и «Петрушка», что очень порадовало малышей, и их родителей. Все участники встречи с большим удовольствием окунулись в увлекательную атмосферу праздника. Родители с большим удовольствием превратились в малышей. Веселье, смех, радость от совместной игры сопровождали участников встречи. Дошколята научили родителей играть в народные хороводные игры «Крыночка», «Масленица», «У Маланьи». Взрослые и дети дружно приняли участие в эстафетах «Валенки», «Испеки блинчик», «Перетяни канат». Встреча закончилась дружным чаепитием с блинами.

       На мой взгляд, работа по данному проекту, проходящая через все виды деятельности, получилась полезной и интересной как для меня, так и для дошколят. Проект показал положительную динамику познавательного и духовно – нравственного  развития дошкольников.

4.2.Перспектива работы

 

Практическая значимость данного проекта позволяет педагогам комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно – нравственного развития дошкольников.

4.3.Кадровое обеспечение

Ф И О

Должность

Деятельность

1

Мялицина Т.С.

Воспитатель

Разработчик и реализатор проекта.

2

Земляк Е.А.

Старший воспитатель

Руководитель проекта.

3

Подорова О.Н.

Воспитатель

Реализатор проекта.

4

Ильтимирова Л.Н.

Младший воспитатель

Взаимодействие с педагогами и детьми.



Предварительный просмотр:

НРМДОБУ «Детский сад «Буратино», п. Каркатеевы, Нефтеюганский район

Познавательно - исследовательский проектКартинки по запросу фиксики опыты картинки для доу

«Мы маленькие волшебники»

Содержание проекта

«Мы маленькие волшебники»

Раздел 1

Паспорт проекта

3

Раздел 2

2.1 Актуальность проекта

5

2.2 Цели и задачи проекта

6

2.3 Ожидаемые результаты

6

2.4  Принципы проекта

7

Раздел 3

3.1 Механизм реализации проекта

8

3.2  План реализации проекта

9

3.3 Литература  

13

Раздел 4

4.1. Описание опыта

14

4.2 Перспектива работы

16

4.3. Кадровое обеспечение

16

Раздел 1

Паспорт проекта

Полное наименование

 проекта

«Мы маленькие волшебники»

Разработчик проекта

Мялицина Татьяна Сергеевна

ФИО, должность

руководителя проекта

Земляк Екатерина Анатольевна

Старший воспитатель

Тип проекта

Познавательно – исследовательский

Цель проекта

Развитие и совершенствование сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством познания окружающего мира.

Задачи проекта

Для детей:

  • Формировать представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира;
  • Учить различать характерные признаки предметов и явлений.
  • Развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • Развивать у детей познавательную активность;
  • Воспитывать бережное, внимательное отношение к миру природы, поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

Для родителей:

  • Привлечь  родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий;
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной и игровой деятельности с детьми.

Прогнозируемые результаты проекта

  • Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участие в и экологической деятельности;
  • Проявление у детей интереса к основам экологической культуры;
  • Формирование у детей представления о сенсорных эталонах цвета. (четыре цвета спектра).
  • Расширение общего кругозора детей.
  • Обогащение речи дошкольников.
  • Повышение родительской компетенции в ходе совместной продуктивной и игровой деятельности с детьми, изменение отношения родителей к проблеме сенсорного воспитания.

Участники

воспитатели группы, дети младшей группы, родители воспитанников.

Сроки реализации

I этап – с 05.11. по 16.11.2018г.

Подготовительный:

1. Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

     2.  Изучение литературы по теме.

     3.  Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

     4.  Составление перспективного, тематического  плана.

     5.  Подготовка оборудования и материалов.

     6.  Оснащение предметно-развивающей среды.

     7.  Составление информационных листов для родителей.

II этап - с 19.11.18г. по 07.03.2019г

Организационный:

Организация наблюдений,  занятий, экспериментов, игр по теме.

III этап - с 11.03. по 15.03.2019г.

Завершающий:

Систематизация наработанного материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

IV этап - с 18.03. по 20.03.2019г.

Презентационный:

- презентация мультфильма «История одной дружбы»

- презентация проекта на педсовете.

Раздел 2

2.1 Актуальность

       

       Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.

      Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

     С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -  запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных  средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

       В начале учебного года по итогам педагогического наблюдения, было выявлено, что, многие дети с трудом запоминают цвет, форму, величину предмета, путают понятия «цвет» и «форма». Поэтому встала необходимость пересмотреть формы и методы работы по сенсорному воспитанию дошкольников, найти более доступные и интересные, в том числе и по развитию каналов восприятия, т.к. чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.

      Один из принципов дошкольного образования, заложенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте - это осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Мое участие в сетевом методическом объединении по направлению «Технология исследовательской деятельности» подтолкнуло меня к внедрению в образовательную деятельность проекта «Мы маленькие волшебники» по развитию сенсорных эталонов у детей младшего возраста через экологические игры, опыты и эксперименты.

       Идея проекта «Мы маленькие волшебники» целенаправленно регулирует педагогическую работу в процессе познания и накопления опыта детей для формирования познавательной деятельности.

2.2 Цели и задачи проекта

Цель: Развитие и совершенствование сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством познания окружающего мира.

Задачи:

Для детей:

  • Формировать представления о свойствах и качествах предметов окружающего мира;
  • Учить различать характерные признаки предметов и явлений.
  • Развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • Развивать у детей познавательную активность;
  • Воспитывать бережное, внимательное отношение к миру природы, поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

Для родителей:

  • Привлечь  родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
  • Активизировать родителей к совместной продуктивной и игровой деятельности с детьми.

Гипотезой проекта является предположение о том, что познавательно – исследовательская деятельность обеспечит развитие и совершенствование сенсорного восприятия дошкольников, посредством использования метода наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментирования, создания проблемно-игровых ситуаций.

2.3 Ожидаемые результаты

  • Повышение у дошкольников потребности в любви к природе, участие в и экологической деятельности;
  • Проявление у детей интереса к основам экологической культуры;
  • Формирование у детей представления о сенсорных эталонах цвета. (четыре цвета спектра).
  • Расширение общего кругозора детей.
  • Обогащение речи дошкольников.
  • Повышение родительской компетенции в ходе совместной продуктивной и игровой деятельности с детьми, изменение отношения родителей к проблеме сенсорного воспитания.

Продукт деятельности:

  • Дидактическое пособие ЭКО - Календарь «Времена года»;
  • Мультфильм «История одной дружбы»;
  • Картотека «Мои первые опыты»;
  • Конспект открытого мероприятия «Лук – зеленый друг»;
  • Сценарий конспекта семейного клуба «Навстречу друг другу»

на тему: «В лаборатории «Фиксиков»;

  • Слайдовая презентация проекта «Мы маленькие волшебники».

2.4  Принципы

      Предлагаемая технология работы является частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной великими учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и другими) на основе современных дидактических принципов.

  • Принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания - предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
  • Принцип сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей -  обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.
  • Принцип сенсорного воспитания предопределяется сообщением детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей.
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
  • Принцип системности – предполагающий формирование у детей обобщённого представления о сенсорной культуре, в которой все процессы, явления, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Принцип интегративности -  предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Раздел 3

3.1 Механизм реализации

Перспективный план реализации проекта

I этап – подготовительный с 05.11. по 16.11.2018г.

Деятельность

 педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

- Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

- Изучение литературы по теме.

- Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

- Составление перспективного, тематического  плана.

- Оснащение предметно-развивающей среды.

- Разработка игр по теме.

- Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная деятельность. - Педагогический анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

- Выявление уровня педагогической культуры родителей по теме (анкетирование).

- Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды:

- Оформление зимнего участка.

II этап – организационный с 19.11.18г. по 07.03.2019г

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

- Проведение наблюдений,  занятий, опытов, игр по теме.

- Участие  детей в совместной игровой, практической деятельности.

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

- Помощь в создании мультфильма «История одной дружбы»

- Помощь в изготовлении  дидактического пособия Эко – Календарь «Времена года»

III этап – завершающий с 11.03. по 15.03.2019г.

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

- Систематизация практического материала (конспекты, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

- Педагогический

анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

- Оформление результатов педагогического наблюдения.

1.Педагогический

анализ сформированности умений и навыков у дошкольников.

2.Оформление результатов педагогического наблюдения.

- Отзывы родителей

- Участие родителей

VI этап  - презентационный с 18.03. по 20.03.2019г.

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Деятельность

родителей

- Подготовка и организация презентации.

- Участие в презентации

(обыгрывание).

- Участие в презентации

3.2  План реализации проекта

         

                                    Тематическое планирование

Деятельность

Название

Программные задачи

Познавательно –коммуникативная деятельность

НОД «Лук – зеленый друг».

Экологические акции: «Всемирный день снега»; «Синичкин день»;

«День без бумаги»;

«Закрути доброе дело»

Формировать представления детей о живой и не живой природе.

Воспитывать желание беречь родную природу.

Чтение художественной литературы

«Гуси - лебеди», «Курочка ряба», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Цветик семицветик»

Экологические сказки «Чего хочет лук?», «От тебя одни слезы», «От чего лук стал горьким?»

Расширить кругозор ребенка, помочь выходить за рамки окружающей его среды, открывать и познавать мир.  

Помочь понять содержание произведений, вызвать эмоциональный отклик  от прочитанного. 

Продуктивная деятельность

-Лепка из мокрого песка норки для ёжика разных размеров.

- Аппликация из ватных дисков «Веселый снеговик».

- Рисование на камнях «Божья коровка»

-Рисование: «Лук-зеленый друг», «Деревья на нашем участке»; «Белоснежная зима»

-Конструирование: «Домик для птички», «Избушка для лисы»

Мультфильм «История одной дружбы»

Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободной, творческой  деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность

Опыты и игры – эксперименты: «Сухой - мокрый»; «Отпечатки наших рук»; «Надуй шарик - спрячь воздух»; «Разноцветная водичка»; «Буря в стакане»; «Превращение воды» (заморозка цветной воды для украшения  ёлки на участке) «Окрашивание снега»; «Снежинки и ветер»; «Волшебные комочки»;  «Огород на окне» (посадка лука); «Султанчики»; «Разноцветные ленточки». «Волшебные комочки»

-Познакомить со свойствами сухого и влажного песка, развивать тактильную чувствительность.

-Закрепить знание детей о свойствах сухого и мокрого песка.

-Формировать представление о количестве (один-много), развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

-Дать детям первые представления о природном явлении - ветре.

-Познакомить  детей со свойствами воды.

-Закрепить основные цвета.

-Формировать умения различать предметы по форме и называть их.

-Привлечь внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой, маленький шар)

-Познакомить детей со свойствами бумаги и ткани.

Оформление выставки

Выставка рисунков «Лук – зеленый друг»

Выставка поделок «кормушки для птиц»

Развивать познавательную деятельность, мелкую моторику, художественно-творческие способности.

Игры для детей

Вид игры

Название

Цель

Подвижные игры

«Догони такую же ленточку», «Найди свой домик», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Снежинки», «Птички летают», «Султанчики», «Разноцветные ленточки",

Развивать активность

детей в процессе двигательной деятельности.

Дидактические игры

 

«Радуга», «Спрячь мышку», «Подбери ниточку к шарику», «Цветик – семицветик», «Собери яблоко», «Подбери чашки к блюдцам», «Цветные крышечки», «Закрой дверку в домике», «Домик для синички», «Листопад» и т.п.

Закреплять представления о цветах, учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Перспективное планирование.

Мероприятия

Сроки

1.

Беседы:

«Что можно построить из песка?», «Как мы играем с песком», «Почему птиц стало меньше»

Наблюдение:  Подкормка птиц и наблюдение за ними на участке.

Просмотр слайдовых  презентаций: «Куда улетают птицы?», «Кем станет яйцо?».

Чтение:

Русские народные сказки «Гуси - лебеди», «Курочка ряба»

Игры:

Д.И. «Листопад», Дорожки и узоры», «Норка для ёжика»

П.И. «Птички и птенчики», «Воробышки и кот», «Птички в гнездышках» Экспериментирование с песком.

Продукт деятельности:

Конструирование: «Домик для синички»

Лепка из мокрого песка норки для ёжика разных размеров.

Экологические акции 

  • «Синичкин день». Изготовление кормушек для  зимующих птиц.
  • «Российский день без бумаги» Сбор макулатуры.
  • «Закрутим доброе дело» Сбор пластиковых крышек для обмена на зеленые саженцы.

Работа с дидактическим пособием ЭКО-календарь «Времена года»

Ноябрь 2018г.

2.

Беседа: «Ветер это движение воздуха», «Зачем нужен свежий воздух», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Наблюдение за ветками деревьев, сила ветра, направление ветра.

Чтение художественной литературы: «Три поросенка»

Игры:

Д.И.«У кого дольше не упадет перышко?», « У кого больше мыльный пузырь?», «Надуй шарик», «Сдуй снежинку с ладоши», «Части суток», «Волшебные варежки», «Весёлые тучки»

П.И. «Снежинки и ветер», «Ветер дует нам в лицо», «Снег кружится» Экспериментирование  с ветром и воздухом

Продукт деятельности:

Рисование: «Вьюга-завируха».

Аппликация: «Разноцветные воздушные шары»

Экологическая акция:

  • «Закрутим доброе дело» Сбор пластиковых крышек для обмена на зеленые саженцы.

Работа с дидактическим пособием ЭКО-календарь «Времена года»

Декабрь

2018г.

3.

Беседа:  «Погода и свойства снега», «Зима на участке детского сада»

Наблюдения: «Следы на снегу», «Трава под снегом», «Морозный узор на стекле».

Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка»

Игры: «Цветной снеговик», «Лепится ли снег», «Куда исчез снег?», «Все, наоборот», «Из кружка в кружок», «Цветные крышечки»

Экспериментирование со снегом и льдом

Продукт деятельности:

Конструирование «Избушка для лисы»

Рисование «Белоснежная зима»

Аппликация из ватных дисков «Веселый снеговик».

Опыт: «Превращение воды» (заморозка цветной воды для украшения  ёлки на участке)

Экологические акции

  • «Всемирный день снега» Познакомить детей с зимними играми и забавами.
  • «Закрутим доброе дело» Сбор пластиковых крышек для обмена на зеленые саженцы.

Работа с дидактическим пособием ЭКО-календарь «Времена года»

Январь

2019г.

4.

Беседа: «Зачем человеку вода?», «Опасные сосульки».

Наблюдение за ростом лука в группе

Чтение художественной литературы: Экологические сказки «Чего хочет лук?», «От тебя одни слезы», «От чего лук стал горьким?»

Игры: «Размести по порядку», «Кому что?», «Спрячь мышку», «Подбери ниточку к шарику», «Подбери чашки к блюдцам», «Закрой дверку в домике»

Экспериментирование с водой

Продукт деятельности: 

Опыт «Огород на окне» (посадка лука)

Аппликация «Солнышко»

Рисование: «Лук-зеленый друг» по итогам наблюдения за ростом лука.

Создание сказки «Приключение луковки»

Монтаж мультфильма «История одной дружбы».

Экологическая акция

  • «Закрутим доброе дело» Сбор пластиковых крышек для обмена на зеленые саженцы.

Работа с дидактическим пособием ЭКО-календарь «Времена года»

Февраль

2019г.

5.

Беседа: «Ручейки и лужи», «Деревья нашего участка весной»

Наблюдение за ростом цветочной рассады в группе

Чтение художественной литературы: «Цветик семицветик»

Игры: «Кто у солнышка друзья?», «Собери солнышко», «Солнечный зайчик», «Радуга», «Цветик – семицветик», «Собери яблоко».

Продукт деятельности:

Рисование на камнях «Божья коровка»

Экологическая акция

  • «Закрутим доброе дело» Сбор пластиковых крышек для обмена на зеленые саженцы.

Работа с дидактическим пособием ЭКО-календарь «Времена года»

Март

2019г.

Список литературы:

  1. Н.В. Нищева Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
  2. Н.В. Нищева Организация опытно - экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работ в разных возрастных группах Выпуск №1; №2 – СПб.:«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
  3. Л.Л. Тимофеева Современные формы организации детских видов деятельности – ООО «Центр педагогического Образования,2015
  4. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
  5. О.А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений.- М.:Мозаика – Синтез,2012
  6. С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный Эколог»- М.:Мозаика – Синтез,2016
  7. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/detskii-sad 
  8. Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/cons 

Раздел 4

4.1.Описание опыта.

       В начале учебного года по итогам педагогического наблюдения, было выявлено, что, многие дети с трудом запоминают цвет, форму, величину предмета, путают понятия «цвет» и «форма». Поэтому встала необходимость пересмотреть формы и методы работы по сенсорному воспитанию дошкольников, найти более доступные и интересные, в том числе и по развитию каналов восприятия, т.к. чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления.

     Один из принципов дошкольного образования, заложенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте - это осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Мое участие в сетевом методическом объединении по направлению «Технология исследовательской деятельности» подтолкнуло меня к внедрению в образовательную деятельность проекта «Мы маленькие волшебники» по развитию сенсорных эталонов у детей младшего возраста через экологические игры, опыты и эксперименты.

     Для того чтобы внедрить проект, определила состояние предметно-развивающей среды, провела анкетирование родителей по проблеме сенсорного и экологического воспитания дошкольников, определила цель и задачи проекта.

Гипотезой проекта является предположение о том, что познавательно – исследовательская деятельность обеспечит развитие и совершенствование сенсорного восприятия дошкольников, посредством использования метода наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментирования, создания проблемно-игровых ситуаций.

      На первом подготовительном этапе изучила особенности познавательного развития дошкольников младшего возраста. Подобрала литературу, картотеки, дидактические пособия и т.д.    Разработала конспекты занятий с детьми, составила консультации для родителей.

     На втором этапе процесс образовательной деятельности по проекту был построен на общении детей со сказочными персонажами мультфильма «Смешарики», которые посещали каждое занятие или эксперимент. Ребята вместе с героями наблюдали, ухаживали   за цветущими растениями, ходили на экскурсию по участку детского сада, рассматривали, обсуждали, анализировали, делились   впечатлениями об увиденном.  

        На протяжении всего проекта дети в играх – экспериментах и опытах знакомились со свойствами снега, льда, воды, ткани, бумаги и песка. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных. 

      Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры «Надуй шарик - спрячь воздух», «У кого дольше не упадет перышко?», «У кого больше мыльный пузырь?» дети узнали о том, что воздух есть вокруг нас,  познакомились с природным явлением – ветер. А герои мультфильма «Смешарики» способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, создавая проблемные ситуации и подкидывая интересные идеи для их решения.

       Одной из годовых задач детского сада Буратино является духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.  В рамках реализации данного проекта эта задача также решается через чтение экологических сказок. Русские народные сказки глубоко воздействует на чувства детей, расширяют кругозор ребенка, обогащают сенсорный опыт, помогают выходить за рамки окружающей его среды, открывать и познавать мир. Совместно с детьми и родителями создали мультфильм по сказке «История одной дружбы» в основе, которой дружба между растениями. После просмотра мультфильма дошкольники с удовольствием участвовали в посадке лука. Очень приятно, видеть в их глазах радость и восторг в процессе наблюдением за ростом лука.

        Одна из основных задач в ходе реализации проекта - вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.  Использовали как традиционные, так и нетрадиционные формы работы сотрудничества с родителями. Наиболее эффективной и интересной для детей деятельностью стало участие в экологических акциях. Благодаря проводимым акциям «Всемирный день снега»; «Синичкин день»; «День без бумаги»; «Закрути доброе дело» у детей формируется интерес к охране природы. Совместное с родителями участие в акциях и посильная помощь в сохранении природы вызывает у детей глубокие переживания, способствует развитию эстетических и духовно-нравственных чувств. Например, в рамках акции «День без бумаги» перед ребятами была поставлена цель - подарить старой и использованной бумаге новую жизнь, нами было собрано большое количество макулатуры и передано школьникам для дальнейшей передачи ее по назначению. Целью акции «Синичкин день» было изготовление кормушек для зимующих птиц. В результате участок нашего детского сада украсили новые, изготовленные малышами с помощью родителей, птичьи столовые. Дошколята с удовольствием участвуют в акции «Закрутим доброе дело». Ребята и родители с большим азартом собирают и приносят в детский сад пластиковые крышки, чтобы обменять их впоследствии на зеленые саженцы для нашего участка. Большим спросом пользуются крышечки красного, синего, зеленого и желтого цвета.

      Чтобы малыши могли вспоминать и рассказывать друг другу о своих добрых делах  мной был создан Эко-Календарь «Времена года». В календаре собраны фотографии всех проведенных экологических акций, а также очень интересный и познавательный дидактический материал по ознакомлению со временами года и сезонными изменениями в природе.

      На третьем этапе были оформлены результаты работы, систематизирован материал, оформлена  выставка совместных работ «Лук – зеленый друг», организована презентация мультфильма «История одной дружбы».

     На четвертом заключительном этапе была проведена встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу» на тему «В лаборатории «Фиксиков». Гостей встречали герои мультфильма «Фиксики», что очень порадовало и малышей, и их родителей. Все участники встречи с большим удовольствием окунулись в увлекательную атмосферу волшебства и экспериментов. «Фиксики» предложили взрослым показать для своих детей несложные занимательные опыты. Родители с азартом превратились в настоящих экспериментаторов, но и дети, конечно же, не захотели быть просто зрителями.  Нашу лабораторию тут же захлестнула буря эмоций.  Веселье, смех, радость от полученного результата сопровождали участников на протяжении всей встречи. Встреча закончилась совместной увлекательной и любимой нами игрой «Шоу мыльных пузырей». Родителям была презентована деятельность детей, проделанная на протяжении учебного года.

      На мой взгляд, работа по данному проекту, проходящая через все виды деятельности, получилась полезной и интересной как для меня, так и для дошколят. Проект показал положительную динамику развития экологических и сенсорных представлений у дошкольников.

4.2.Перспектива работы

 

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что он  будет полезен педагогам, родителям в решении познавательного, духовно - нравственного развития.

4.3. Кадровое обеспечение

Ф И О

Должность

Деятельность

1

Мялицина Т.С.

Воспитатель

Разработчик и реализатор проекта.

2

Земляк Е.А.

Старший воспитатель

Руководитель проекта.

3

Голудина А.А.

Воспитатель

Реализатор проекта.

4

Днчук Н.М.

Пустобаева Т.Е.

Младший воспитатель

Взаимодействие с педагогами и детьми.