Духовно-нравственное воспитание

Абдулганеева Елена Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание школьников.

 

Цели:

- воспитание культуры поведения;

- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.

Задачи:

- формирование цельной духовно нравственной личности;

- воспитание уважения к старшему поколению;

- вырабатывание чувства патриотизма и любви к своему народу.

 

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам современных реалий, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей детям школьного возраста. Только люди, имеющие фундаментальные нравственные ориентиры, способны самостоятельно принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, делать выбор в пользу честных поступков и приносить пользу обществу.

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;

- деградация морально-нравственной среды;

- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;

- отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;

- отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);

- наличие огромного количества негативного контента в СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее ребят.

Школьная пора — отличное время для формирования духовной нравственной личности. Именно в школьные годы необходимо проводить воспитательные работы с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные (дружелюбные) отношения между детьми, чувство долга, ответственности за своё поведение, трудолюбие, потребность в труде, бережливое отношение к природе, ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь, культура общения, самопознание и самовоспитание.

На какой идеал ориентироваться школьникам XXI века? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности, которые необходимо формировать у школьников:

1)патриотизм;

2) гражданственность;

3) чувство собственного достоинства;

4) милосердие;

5) справедливость;

6) доверие;

7)стремление к миру во всём мире,

8)толерантность;

9) стремление к знаниям;

10) ценность семьи, творчества и труда.

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте.

Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам. Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников. В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Отдельное внимание стоит уделить работе классного руководителя. Классный руководитель — человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду. Среди задач в работе классного руководителя можно выделить:

- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия у учеников;

- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;

- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;

- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;

- взаимодействие школы и родителей с помощью проведения совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

- создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера;

- совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы.

Теперь поговорим о формах духовно-нравственного воспитания.Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, наши педагоги используют самые разнообразные формы работы: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и много другое. Хороший педагогический эффект приносит «моделирование ситуаций», когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию. При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода. Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы — одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

Не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие родители являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка. В случае, если родители самостоятельно не справляются со своей функцией, наши учителя приглашают родителей для проведение разъяснительных бесед, давать советы, каким образом формировать у ребенка правильные жизненные ориентиры. Только при наличие тандема родители-учителя возможно воспитать нравственно и духовно здоровое поколение.

 

Учебно-методическая  разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Видео к уроку.  https://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.31.5 КБ
PDF icon Презентация к уроку.1.92 МБ
Microsoft Office document icon Приложение41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан

Учебно-методическая  разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Разработала: Абдулганеева

 Елена Анатольевна

Нефтекамск

2014г.

Пояснительная записка

Автор материала

Абдулганеева Елена Анатольевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ №4

Название материала

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Справедливость и милосердие».

Класс

4 класс

Учебный предмет

ОРКСЭ модуль «Светская этика»

Название учебного пособия

Учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4класс».- Р.Н. Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И. Кремлева. ( программа « Школа 2100»)

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Техническое оснащение

Проектор, экран, компьютер.

Формируемые на уроке УУД

Познавательные УУД

1.Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и 

чужих поступков.

Методы и технологии обучения

Технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Планируемые результаты

 Уметь определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

  1. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система 2100)
  2. Уроки этики в современной школе / авт.-сост. Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова; отв. ред. А.В. Гаврилин. - Владимир: ОГУ ДПО "ВИПКРО", 2010. - 194 с. - (Научно-методическая серия "Новые ценности образования"). 

http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1620

http://kolesnikova – zvr.narod.ru

http://festival.1september.ru

http://metodsovet.su

Видео:

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uwEJWIymB8k

Ход урока.

Организационный момент.

 Создание положительного эмоционального настроя. 
-Закройте глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите друг на друга и подарите капельку тепла и хорошего настроения. Заметили, у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица.
I. Проверка домашнего задания.  

- На прошлом уроке мы говорили о счастье. Дома вы вспомнили свои счастливые  минутки и выполнили   коллажи.

   Выставка коллажей (Альбом семейных фотографий/коллаж фотографий из журналов «Счастливые минутки»). Ребята комментируют свои работы.

II. Актуализация знаний.

Повторим изученные  понятия.  ( Кроссворд)

1.  Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали (Нравственность)

2.  Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми. (Мораль )

3.  Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (Совесть)

4.   Уважение в самом себе личности, своих прав. (Достоинство)

5.     Это доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей. Незапятнанная репутация. (Честь.)

6.   Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний. (Долг)

 7.   Это только то, действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. (Нравственный поступок)

8. Это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения  его поведения окружающими людьми.(Стыд)

9. Это достойные уважения и гордости моральные качества личности. Это доброе имя человека. его незапятнанная репутация. и т.п. (Честь)

10. Это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. (Достоинство)

11.  Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. (Совесть)

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы  

Послушайте внимательно притчу «Последний лист» и попробуйте определить тему нашего урока. (слушают притчу «Последний лист») http://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk&feature=youtu.be)                                Беседа о прослушанной притче.                                                                                                    - Какие из выше перечисленных понятий подходят к этой притче?                                        - Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)                                                                                                                                    Откройте учебник на с. 34.                                                                                                                 – Какова тема нашего урока? (Справедливость и милосердие.)                                                – Справедливость и милосердие свойственны всем людям?                                              – Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? (В школе.)                                                                                                   – А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие?                                                                                                                         Чтение текста на с.34.                                                                                                                     – Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.)                                                                                                                                  – В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости?)                                                                           – Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.)                                                                              – В чём запутались ребята? (Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)

– Как можно это сформулировать в виде вопроса?

Учащиеся высказывают свои предположения.

– Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы?

Как  человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

Планирование работы.        

–На какие вопросы мы  будем сегодня отвечать?

Возможный план урока:

        1. Золотое правило (поможет ли оно разобраться нашим героям)

        2. Сделаем  выводы по проблеме урока.

        3.Что такое справедливость и милосердие?

           4.Как справедливость и милосердие связаны  с золотым правилом

– Что мы с вами сейчас сделали? (Спланировали свою работу на уроке.)

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

– Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

(Золотая монета, золотая брошь, золотое правило )

-Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

  -Будем решать эту  проблему  

- Почему появилось золотое правило? Как и когда это произошло?

     - Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

 (Сообщения обучающихся.)

   1.Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
    2.Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
     3.В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

   4.В существовавшем когда-то государстве Иудея, был вождь – Моисей. Люди уважали и чтили его за то, что он освободил их, увёл из египетского рабства. Во время пути иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди. «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

-Назовем еще раз эти правила.

- Чему учат? (1,2- Быть добрым. Творить добро в жизни.3,4 - Думай о других, что принесут людям твои поступки: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим, ставь себя на место другого человека.)

Все эти правила учат жить правильно, уважая друг друга.

V. Выполнение заданий по теме.

Какая  из  предложенных  пословиц  соответствует  золотому  правилу  нравственности?

• Курочка  по  зёрнышку  клюёт,  да  сыта  бывает.

• Худа  та  мышь,  которая  одну  лазейку  знает.

• Чего  в другом  не  любишь,  того  и  сам  не  делай.

• Держи  голову  в  холоде,  живот  в  голоде,  а  ноги  в  тепле.

Почему  в  жизни  важно  соблюдать  золотое  правило  нравственности? 

• Потому  что  в  школе  за  его  соблюдение  ставят  хорошие  отметки.

• В  этом  правиле  заключается  добро  человеческих  отношений.

• Потому  что  это  закон  государства.

Что  необходимо  для  того,  чтобы  золотое  правило  нравственности  действовало  в  твоей  жизни?

• Любить  самого  себя.

• Задумываться  о  своих  поступках.

• Любить  людей,  как  самого  себя.

Работа с иллюстрацией на с. 35.

– Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)

– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.

VI.   Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» до чтения.

– Посмотрите на рисунок

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание)

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

-Продолжим работу и сделаем еще один вывод по теме нашего урока: Как милосердие и справедливость связаны с золотым правилом нравственности

VII.Чтение  текста «Ценные качества человеческой души».

(Учитель организует комментированное чтение текста.)

Итак, справедливость – это правильная реакция людей на поступок человека.

Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.

VIII. Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» после чтения.

– Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»? (Справедливый – соответствующий правде, настоящий, истинный.)

– А как правильно оценивать человека или его поступки? А хороший человек может совершить плохой поступок?

–Что такое милосердие. («Милосердие – способность прощать того, кто поступил с нами плохо».)

– Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?

Работа в парах с иллюстрациями на с. 37.

– Поработайте в парах, выберите из этих рисунков тот, на котором брат признал, что неправ.

– Какое качество теперь требуется от сестры?

– Объясните, почему вы так считаете.

– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары.

– Какие правила нравственности, важные черты человеческой души вы знаете?

– Какой вывод вы можете сделать?

IX. Выражение решения проблемы.

– Жан-Жак Руссо писал: «Будь справедлив и будешь счастлив». Сформулируйте вывод по проблеме урока, сравните его с авторским. («Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость и милосердие».)

XI. Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

     Было интересно…

     Было трудно…

     Меня удивило…

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить?

    XII. Домашнее задание. 

Рассказать случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили                                 справедливо /несправедливо.

Рассказать о несправедливом отношении одних героев к другим в русских   народных сказках.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение.

Дидактический материал по теме:

«Справедливость и милосердие»

Высказывания и афоризмы о справедливости.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Цицерон

Справедливость — это машина, которая после того, как ей дали первоначальный старт, действует сама по себе.

Голсуорси Д.

Справедливость — истина в действии.

Дизраэли Б.

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

Смит А.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Конфуций

Уж лучше терпеть несправедливость, чем ее совершать.

Лессинг

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

Менандр

Крайняя строгость закона — крайняя несправедливость.

Цицерон

Всему свойственна своя справедливость.

Квинтилиан

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.

Шиллер Ф.

Говорить о «естественной справедливости» — бессмыслица.

Маркс К.

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось.

Хэзлитт У.

...Ссориться — не значит не любить.

Горький М.

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.

Цицерон

Никто, конечно, не рождается на свет с уже готовыми понятиями о праве и справедливости, но человеческая природа устроена так, что в известном возрасте эти истины вырабатываются естественным образом.

Вольтер

Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили.

Руссо Ж.

Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Кант И.

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного; но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.

Лихтенберг Г.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

Марк Аврелий

Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным.

Стендаль

Высказывания и афоризмы о милосердии.

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Лондон Д.

Мы молимся о милосердии, и эта молитва должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам.

Шекспир У.

Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.

Августин

Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку.

Бэкон Ф.

Разве милосердие не должно проявляться именно там, где особенно глубоко падение?

Гюго В.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?

Конфуций

Ошибочное милосердие не только слабость, но граничит с несправедливостью и весьма пагубно для общества, потому что поощряет порок.

Филдинг Г.

Милосердие предпочтительнее справедливости.

Вовенарг

Величайшая твердость и есть величайшее милосердие.

Лонгфелло Г.

Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Бигер Г

Пословицы и поговорки о справедливости

В чужом деле каждый любит справедливость.  (итальянская)                                   Где справедливость, там и правда.  (мордовская)                                                    Если-бы люди были справедливы, судьи были-бы не нужны.  (арабская)            Если ешь вместе со слепым, будь справедлив.  (арабская)                                       На справедливое слово только дурак сердится.  (бенгальская) Несправедливость человека поражает его самого.  (арабская)                     Справедливость темноту осветит.  (армянская)

Пословицы о милосердии

  • Милостивому человеку и бог подает.
  • Милость смиряет.
  • На свете не без добрых людей.
  • Добро творить — себя веселить.
  • С добрым жить хорошо.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • На милость образца нет.
  • Каково аукнешь, таково и откликнется.
  • В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
  • Доброму добрая память.
  • Кто добро творит, тому бог отплатит.


Источник:

http://www.wisdoms.ru/159.html

http://www.wisdoms.ru/84.html                                                        http://www.poslovitza.ru/                                                       http://www.poslovicy/poslovicy