Физическое воспитание и культура здоровья.

Абдулганеева Елена Анатольевна

Физическое воспитание.

         Физическое воспитание исторически является одной из самых древ­них форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение. В основе его лежит выработанная на протяжении многих веков идея о един­стве физического и духовного в человеке. Чтобы раскрыть сущность физического воспитания рассмотрим понятия «физическое развитие» и «физическая культура». Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает область стимулирования личности к занятиям физкультурой и спортом.

          Физическая культура – уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

         Сущность физической культуры личности заключается в ценностном отношении к здоровому образу жизни, знании средств поддержания и совершенствования физической формы, каждодневное физическое самосовершенствование. Необходимо понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. В этом значении физическое воспитание представляет собой многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и укрепления здоровья, а также выработку санитарно – гигиенических навыков, привычек и осознанной потребности в здоровом образе жизни.

         Функции физического воспитания: - физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека; - физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном труде, преодолевает более высокие нагрузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое настроение; - физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств.

         Фи­зическое воспитание связано с другими видами воспитания, содействуя тем самым формированию личности в целом. Прежде всего, физическое воспитание создает предпосылки для плодо­творного умственного воспитания, так как именно от общего состояния здоровья и физических сил во многом зависят память, внимание, усидчи­вость, без чего невозможны успешные учебные результаты. Здоровый, физически развитый человек значительно легче переносит умственные нагрузки в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности, у него больше предпосылок для удо­влетворенности работой, физического и духовного комфорта.  

          Цель и основные задачи физического воспитания

         Цель физического воспитания — гармоническое развитие форм и функ­ций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.          Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сфор­мулировать основные задачи.

1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.

2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.

3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном, общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.

 4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков.       

         Осуществление цели и решение задач физической культуры уча­щихся связано с использованием всей совокупности средств физического воспитания. К ним относятся естественные (природные) факторы: солн­це, воздух, вода; гигиенические факторы: режим дня, питания, труда и отдыха, гигиена жилища, одежды, обуви; физические упражнения.