Отчеты педагога-психолога

Байгашева Татьяна Александровна

отчеты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_psihologa_za_god.docx20.96 КБ
Файл godovoy_otchet_psihologa.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Отчет за 2017-2018 учебный год

педагога-психолога

Т.А.Байгашевой

В 2017-2018 учебном году работа педагога-психолога осуществлялась по всем основным направлениям: психолого-педагогическая диагностика, развивающая работа, психологическая профилактика, психологическое просвещение, консультативная деятельность.

Основной целью являлось психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, создание оптимальных условий для гармоничного и интеллектуального развития ребенка, сохранения психического здоровья дошкольников.

Цель и задачи работы педагога-психолога:

Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Сохранение психологического здоровья детей.

2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.

4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.

5. Консультационная работа с родителями и педагогами.

7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

8. Психологическое сопровождение детей подготовительной

группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.

Направления работы на 2017 – 2018 уч. год

• Психопрофилактическая работа.

• Развивающая и психокоррекционная работа.

• Психодиагностическая работа.

• Консультационная работа.

• Просветительская работа.

• Методическая работа.

Психопрофилактическая работа

Психопрофилактическую работа планировалась и реализовывалась в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы были использованы следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:

Средний дошкольный возраст - комбинированные занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;

Старший дошкольный возраст, подготовительная группа комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.

Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков)

Структура и форма групповых психопрофилактических занятий

Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 8 человек). Длительность одного занятия 15–30 мин (в зависимости от возраста). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры адаптированы к воспитанникам конкретной группы, построены с учетом особенностей их физического и психического развития.

Общая структура занятия:

• ритуал приветствия;

• пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения;

• развивающие игры;

• групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование;

• релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы;

• ритуал прощания.

Основные методические приемы:

• ролевые игры;

• психогимнастические игры;

• коммуникативные игры;

• игры, направленные на развитие произвольности;

• игры, направленные на развитие воображения;

• терапевтические метафоры (поиск и нахождение ресурсов внутри себя для разрешения трудной ситуации с использованием элементов сказкотерапии);

• эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);

Используемые программы и практические материалы:

• Е.А.Алябьева «Развивающие занятия для старшего дошкольного возраста».

• О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».

• С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам».

• Л.В.Чернецкая «Психологические игры и тренинги в детском саду».

Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.

Познавательная сфера

1. Мышление:

— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

— логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).

2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.

Используемые методики:

1. «Оценка готовности ребенка к школьному обучению», Н.Семаго, М.Семаго.

2. «Что лишнее?», определение уровня развития наглядно-образного мышления. А.Герасимова.

3. «Веселые картинки», для диагностики уровня развития зрительной памяти. С.Нартова-Бочавер.

4. Методики Т.Марцинковской: «Разрезные картинки», «Эталоны» - ислледования восприятия, «Последовательные картинки», «Исключение четвертого» - развитие мышления.

5. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – методики для детей дошкольного возраста. С.Д.Забрамная.

Эмоционально-волевая сфера

1. Проявления агрессивного поведения.

2. Страхи.

3. Повышенная тревожность.

4. Симптомы психосоматики.

5. Эмоциональный комфорт в детском саду.

6. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.

Формы и виды работы:

Тестирование,

Анкетирование;

Наблюдение;

Основные методы коррекционных воздействий:

• индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры);

• психогимнастика;

• элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка);

• элементы арт-подхода (работа с красками, глиной, пастелью, тестом);

• элементы песочной терапии;

• релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники);

• игры и упражнения по развитию познавательных функций;

• игры по развитию психомоторики.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с

Консультационная и просветительская работа

Работа с родителями

Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.

Основные виды работы:

• тематические встречи с родителями (семинары, тренинги и т. д.);

• индивидуальные консультации;

• выступления с сообщениями на родительских собраниях.

В 2017-2018 гг. были осуществлены следующие виды работ:

Индивидуальные консультации (консультирование родителей по результатам обследования познавательной сферы и эмоциональной сферы, консультации по запросам в течение года).

Основная тематика индивидуальных консультаций:

• «Адаптация к ДОУ»;

• «Агрессивность ребенка»;

• «Непослушание»;

• «Детские страхи»;

• «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»;

• «Нестабильность эмоционального состояния»;

• «Гиперактивность»;

• «Коммуникативные навыки».

Групповые консультации для родителей:

• практикум для родителей в разновозрастной группе «Игры, в которые играют ваши дети»;

• родительское собрание в старшей группе «Крепкая семья – дружная Россия»;

• семинар-практикум для родителей средней группы «В мире детского творчества»,

  • Родительское собрание в старшей и подготовительной группах «Развитие мелкой моторики рук», «Кинезиологические упражнения».

Просветительская работа на родительских собраниях:

• «Цели и задачи психологической службы. Направления работы психопрофилактических занятий»;

Работа с педагогами

В 2017-2018 гг. были осуществлены следующие формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации:

• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик, по результатам социограмм;

• по вопросам адаптации;

• по запросам педагогов.

Групповые консультации:

• практикум для педагогов на тему «Профилактика стрессов у педагогов»;

• занятие с воспитателями на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у педагогов»;

• консультация на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у детей в течение дня»;

• консультация для педагогов на тему «Социально-личностное развитие дошкольников»

Методическая работа

В течение года проводились:

• обработка и анализ полученных результатов;

• подготовка к индивидуально-групповой работе;

• анализ психолого-педагогической литературы;

• заполнение отчетной документации;

• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;

• подбор методического и игрового материала;

• составление годового отчета;

• посещение районных семинаров

• посещение курсов повышения квалификации.

Педагог-психолог                                      Т.А.Байгашева



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Годовой отчет психолого-педагогической деятельности МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район республики Башкортостан

за 2018-2019 учебный год

педагога-психолога

Т.А. Байгашевой

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

1. Количество групп – 8;

1-я младшая – 20

2-я младшая – 25

средняя – 26

старшая – 28

подготовительная – 28

разновозрастная Н.Качмаш – 24

разновозрастная Тюльди - 16

Годовые цель и задачи работы :

Цель: создание условий для обеспечения целостного и разностороннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. 1. Развивать практические навыки свободного общения с взрослыми и детьми, воспитание интереса и любви к чтению.
  2. Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
  3.  Продолжать опытно-экспериментальную деятельность, как метод обучения и развития ребенка.
  4. Продолжать учить владеть нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. 
  5. Социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель и задачи работы педагога-психолога:

Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Сохранение психологического здоровья детей.

2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

3. Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.

4. Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.

5. Консультационная работа с родителями и педагогами.

7. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

8. Психологическое сопровождение детей подготовительной

группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

9. Подбор психологической литературы для самообразования родителей.

Направления работы на 2018 – 2019 уч. год

• Психопрофилактическая работа.

• Развивающая и психокоррекционная работа.

• Психодиагностическая работа.

• Консультационная работа.

• Просветительская работа.

• Методическая работа.

Психопрофилактическая работа

Психопрофилактическую работа планировалась и реализовывалась в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы были использованы следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:

средний

дошкольный возраст комбинированные занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;

старший дошкольный возраст

подготовительная группа

Комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.

Психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков).

Структура и форма групповых психопрофилактических занятий

Занятия проводились один раз в неделю в течение всего учебного года по подгруппам (максимальное количество детей в подгруппе 8 человек). Длительность одного занятия 15–30 мин (в зависимости от возраста). В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Все игры адаптированы к воспитанникам конкретной группы, построены с учетом особенностей их физического и психического развития.

Общая структура занятия:

• ритуал приветствия;

• пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения;

• развивающие игры;

• групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование;

• релаксационные упражнения и игры на сплоченность группы;

• ритуал прощания.

Основные методические приемы:

• ролевые игры;

• психогимнастические игры;

• коммуникативные игры;

• игры, направленные на развитие произвольности;

• игры, направленные на развитие воображения;

• терапевтические метафоры (поиск и нахождение ресурсов внутри себя для разрешения трудной ситуации с использованием элементов сказкотерапии);

• эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);

Используемые программы и практические материалы:

  • Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными).
  • Л.И.Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми».
  • О. В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина  «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».-М: Издательство «Учитель», 2004.
  • Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы: Демонстрационный материал. Раздаточный материал.- М. : Национальный книжный центр,  2014.
  • И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». – М.: Национальный книжный центр, 2015.
  • Ю.А.Афонькина «психологическая безопасность ребенка раннего возраста». – Волгоград: Издат6Ельство «Учитель», 2014.
  • Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по дошкольной психологии. – М: Академия, 1998.
  • А.Н.Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника». – М: Мозаика-Синтез, 2014.
  • Л.Ю.Субботина «Игры для развития и обучения дети 5-10 лет». – Ярославль: Академия развития, 2001.
  • И.В.Ковалец «Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере».- М: Владос, 2004.
  • Т.А.Руденко «Психологическая подготовка к школе. Год до школы от А до Я». – М: Генезис, 2014.
  • Е.А.Алябьева «Развивающие занятия для старшего дошкольного возраста».
  • С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам».
  • Л.В.Чернецкая «Психологические игры и тренинги в детском саду».

Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.

Познавательная сфера

1. Мышление:

- наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);

- логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).

2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.

3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета

или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.

4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев

рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.

Используемые методики:

1. «Оценка готовности ребенка к школьному обучению», Н.Семаго, М.Семаго.

2. «Что лишнее?», определение уровня развития наглядно-образного мышления. А.Герасимова.

3. «Веселые картинки», для диагностики уровня развития зрительной памяти. С.Нартова-Бочавер.

4. Методики Т.Марцинковской: «Разрезные картинки», «Эталоны» - ислледования восприятия, «Последовательные картинки», «Исключение четвертого» - развитие мышления.

5. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей – методики для детей дошкольного возраста. С.Д.Забрамная.

Эмоционально-волевая сфера

1. Проявления агрессивного поведения.

2. Страхи.

3. Повышенная тревожность.

4. Симптомы психосоматики.

5. Эмоциональный комфорт в детском саду.

6. Личностная и волевая готовность к школе.

Коммуникативная сфера

Социометрия группы.

По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.

Формы и виды работы:

Тестирование,

Анкетирование;

Наблюдение;

РАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Коррекционная работа проводилась по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей, наблюдениям психолога по направлениям:

психокоррекция познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов) – 7 человек - средняя группа, 7 человек – старшая группа, 10  человек - подготовительная группа. Всего 24 человека.

Основные методы коррекционных воздействий:

• индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые игры);

• психогимнастика;

• элементы арт-подхода (работа с красками, глиной, пастелью, тестом);

• элементы песочной терапии;

• релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники);

• игры и упражнения по развитию познавательных функций;

• игры по развитию психомоторики.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с педагогами и родителями.

Подгрупповая психокоррекционная работа

В подготовительной группе, опираясь на результаты диагностики готовности к школе, был запущен познавательно-исследовательский проект «По тропинке в школу», направленный на формирование представлений о школе и положительного отношения к школьной жизни у старших дошкольников. Занятия проводились один раз в неделю с использованием стимульного материала и пальчиковой гимнастики.

Результаты коррекционной работы отслеживались в конце года, коррекционная работа дала положительную динамику, отраженную в итоговой таблице по готовности к школе.

Результативность

У 19 детей отмечаются стойкие позитивные изменения, 9детей нуждаются в дополнительной работе по развитию волевой сферы

Консультационная и просветительская работа

Работа с родителями

Консультационная работа проводилась индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.

Основные виды работы:

• тематические встречи с родителями (семинары, тренинги и т. д.);

• индивидуальные консультации;

• выступления с сообщениями на родительских собраниях.

В 2018-2019 гг. были осуществлены следующие виды работ:

Индивидуальные консультации (консультирование родителей по результатам обследования познавательной сферы и эмоциональной сферы, консультации по запросам в течение года).

Основная тематика индивидуальных консультаций:

• «Адаптация к ДОУ»;

• «Агрессивность ребенка»;

• «Непослушание»;

• «Детские страхи»;

• «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»;

• «Нестабильность эмоционального состояния»;

• «Гиперактивность»;

• «Коммуникативные навыки».

Групповые консультации для родителей:

  • практикум для родителей в 1 младшей группе «Уроки радости и счастья от самых маленьких»;
  • семинар-практикум в средней группе «Детские ссоры. Как помирить детей?»
  • консультация для родителей всех групп «Помогите ребенку научиться дружить».
  • Консультация для родителей всех групп «Откуда берется детская ложь?»

Просветительская работа на родительских собраниях:

• «Цели и задачи психологической службы. Направления работы психопрофилактических занятий»;

Работа с семьями группы «риска»:

  • Круглый стол «Помните: все в ваших руках»;
  • Посещение семей.

Работа с педагогами

В 2018 - 2019 гг. были осуществлены следующие формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации:

• консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик, по результатам социограмм;

• по вопросам адаптации;

• по запросам педагогов.

Групповые консультации:

• тренинг для педагогов на тему «Здоровый педагог – здоровый ребенок»;

• занятие с воспитателями на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у педагогов»;

• консультация на тему «Снижение психоэмоционального напряжения у детей в течение дня»;

• консультация для педагогов на тему «Социально-личностное развитие дошкольников»

Методическая работа

В течение года проводились:

• обработка и анализ полученных результатов;

• подготовка к индивидуально-групповой работе;

• анализ психолого-педагогической литературы;

• заполнение отчетной документации;

• подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;

• подбор методического и игрового материала;

• составление годового отчета;

• посещение городских и окружных семинаров

• посещение курсов повышения квалификации.

23 августа 2018г. выступала на РМО педагогов-психологов с материалом для педкопилки на тему «Документация педагога-психолога в ДОУ». В октябре 2018 года участвовала в семинаре для специалистов учреждений молодежной политики, образования, сферы социальной защиты по теме: «Профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних подростков», проведенный специалистами ГБУ Республиканский молодежный социально-психологический и информационно-методический центр г.Уфа. Приняла участие в Международной профессиональной олимпиаде для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей на тему «Развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2015 года». В декабре 2018 года прошла аттестацию на первую квалификационную категорию. В мае 2019 года прошла курсы повышения квалификации по программе: «Основы медиации в системе образования» в МБУ ДО «Учебный  центр профессионального обучения г.Уфы».

В 2018-2019 учебном году были также проведены открытые занятия в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы», «Рисуем музыку», «Малахитовая шкатулка», конспекты вышеуказанных занятий прошли проверку и получили высокую оценку от эксперта сайта infourok.ru.

Педагог-психолог                                      Т.А.Байгашева