Проект по развитию связной речи дошкольников

Байгашева Татьяна Александровна

Главной проблемой развития связной речи у детей является отсутствие у них навыков составления самостоятельного высказывания на заданную тему или умения поддержать разговор. Эту проблему необходимо решать до школы, так как усвоение школьного материала напрямую связано с речевым развитием ребенка. Чтобы дошкольник мог четко и ясно выразить свою мысль, ему необходимо научиться правильно строить предложения и лишь после этого из предложений составлять рассказы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детсикй сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры»

Куратор проекта: старший воспитатель Байгашева Т.А.

Выполнили: воспитатель Николаева И.М.

2018г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, старший воспитатель.

Возраст детей: 4-7 лет.

Сроки реализации проекта: 01.09.2018г. – 31.05.2021г.

Цель проекта: развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Задачи проекта:

  • внедрить в педагогический процесс метод цепной структуры для речевого развития детей;
  • научить детей навыкам правильного построения предложения;
  • сформировать представление о смысловой связи предложений в повествовательном рассказе цепной структуры;
  • научить составлять предметно-графическую схему к повествовательному тексту цепной структуры;
  • добиваться грамотного составления рассказа по заданной схеме;
  • вызвать интерес детей к собственной монологической и диалогической речи;
  • развивать высокий уровень коммуникативной компетенции.
  • Развивать способность построения собственной познавательной деятельности;
  • Развивать способность детей к речевому планированию и логическим операциям;
  • Развивать способность к эстетической оценке высказывания.

Актуальность

Главной проблемой развития связной речи у детей является отсутствие у них навыков составления самостоятельного высказывания на заданную тему или умения поддержать разговор. Эту проблему необходимо решать до школы, так как усвоение школьного материала напрямую связано с речевым развитием ребенка. Чтобы дошкольник мог четко и ясно выразить свою мысль, ему необходимо научиться правильно строить предложения и лишь после этого из предложений составлять рассказы.

Гипотеза

Сформированные умения на основе полученных навыков построения рассказа цепной структуры позволят дошкольникам в дальнейшем составлять самостоятельные высказывания, будут способствовать речевому творчеству детей.

Планируемый результат работы с детьми

Сформированы умения составлять самостоятельные высказывания на основе полученных навыков построения рассказа цепной структуры.

Ребенок ведет деловой диалог с взрослым и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.

В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

Ребенок успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр.

Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений, понимает идею произведения, авторское отношение к героям.

Планируемый результат работы с родителями

Оформлены методические рекомендации для родителей.

Активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ.

Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Планируемый результат работы с педагогами

Повышение профессиональной компетентности педагогов в разработке и реализации детско-взрослых проектов.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе по методу использования текстов цепной структуры для формирования монологической речи у детей.

Формы отслеживания результатов проекта

  1. Анкетирование родителей
  2. Фото- видеоматериалы.
  3. Обобщение опыта.
  4. Использование пособия «Диагностика педагогического процесса».

Дальнейшее развитие проекта

  1. Включение в педагогический процесс для реализации задач речевого развития метод цепной структуры, разработанный В.К.Воробьевой.
  2. Трансляция опыта работы в ходе районных и городских мероприятий.



Предварительный просмотр:

Перспективный план реализации проекта

Организованная  совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь – ноябрь

  1. «Первый день Тани в детском саду».

Цель: формирование умения использовать схемы-модели цепной структуры в качестве плана рассказа.

Рисование схем. Дидактическая игра «Найди картинку».

Дидактическая игра «Составь цепочку».

Цель:  развитие речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей

Анкетирование родителей «Развитие речи дошкольника»

Консультация «Использование текстов цепной структуры в формировании монологической речи дошкольников»

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по речевому развитию.

  1. «Трусливый заяц»

Цель: формирование умения использовать схемы-модели цепной структуры  в качестве плана рассказа.                              

  1. «Цыплята»

Цель: формирование умения использовать схемы-модели цепной структуры в качестве плана рассказа.

Мастер-класс «Использование проблемно-диалогической технологии в образовательном процессе ДОУ»

Декабрь-февраль

  1. «Волшебная коробочка»

Цель: формирование навыков составлять предложение по картинкам и читать его.

Мастер-класс «Использование проблемно-диалогической технологии в образовательном процессе ДОО»

  1. «Как мы играем зимой на участке»

Цель: формирование умения придумывать рассказ по частично заданному плану цепной структуры.

  1. «Забавный случай»

Цель: формирование умения использовать схемы-модели цепной структуры в качестве плана рассказа

Март-май

  1. «Дрозды»

Цель: формирование умения использовать схемы-модели цепной структуры в качестве плана рассказа

Родительское собрание «Сегодня-дошколенок, завтра-школьник»

Цель: познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе; развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка

  1. «Забавный случай»

Цель: обучение составлению рассказа цепной структуры по готовой схеме

  1. «В школе»

Цель: формирование умения использовать схемы-модели цепной структуры в качестве плана рассказа



Предварительный просмотр:

План проекта

Этапы

Задачи

Содержание

1-й этап - подготовительный

Постановка проблемы, определение актуальности и значимости проекта.

  1. Подбор методической литературы.
  2. Подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для мероприятий.
  3. Планирование собственной деятельности.
  4. Подбор диагностического инструментария.
  5. Определение продукта проекта.

2-й этап - основной

Знакомство с предметно-графическим планом цепной структуры.

Обучение составлению рассказа цепной структуры по частично заданному плану.

Обучение детей творческому подходу к составлению рассказа.

Развитие детского сочинительства.

Знакомство с художественной литературой.

  1. Организация и проведение диагностики речи детей (работа по перспективному плану).
  2. Занятия по развитию речи.
  3. Составление рассказа цепной структуры по плану.
  4. Изготовление предметно-графических карточек.

3-й этап - заключительный

Анализ достижений поставленной цели.

Оценка реализации проекта.

  1. Открытый показ НОД.
  2. Мастер-класс для педагогов.
  3. Придумывание схемы-модели для готового рассказа.
  4. Обследование речи детей.
  5. Создание педагогами дополнительного раздаточного материала.
  6. Презентация проекта на педагогическом совете.