Проект "По тропинке в школу"

Байгашева Татьяна Александровна

Одним из сложных периодов в жизни дошкольника является переход из детского сада в школу. Начальный период обучения вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. В жизни ребенка происходит много изменений: в режиме дня, в формах общения со взрослыми и сверстниками, в объеме интеллектуальной нагрузки и т.д.

         Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он в нее пойдет. Важную роль в формировании положительного отношения к школьному обучению играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Организация целенаправленной работы по  воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе  группы может осуществляться с помощью разнообразных форм и методов работы., посредством развития целевых компетенций у детей дошкольного возраста, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Система работы по формированию положительного отношения к школе отражена в долгосрочном проекте «По тропинке в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, формированию у них целевых компетенций, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_tropinke_v_shkolu.docx1.22 МБ
Файл otchet_po_proektu_.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет педагога-психолога Байгашевой Т.А.

по проектной работе «По тропинке в школу» (2021-2022уч.г.)

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада, поэтому мы беседовали о школе, о профессии учителя, рассматривали школьные принадлежности, рассматривали картины отражающие школьную жизнь, читали стихи о школе, играли в словесные и дидактические, сюжетно-ролевые игры школьной тематики, знакомились с пословицами и поговорками об учении.

Но подготовка ребенка к школе предполагает не только накопление у него знаний, умений и навыков по отдельным предметам, но и умение общаться с окружающими людьми, быть доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В. А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка.

Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению.

Я работала с детьми в подготовительной группе, и моя задача состояла в том, чтобы подготовить детей к успешному обучению в школе. Поэтому я разработала проект «По тропинке в школу».

Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт и важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

Исходя из выше сказанного, возникла идея создания этого проекта.

• Вид проекта: познавательно-исследовательский.

• Продолжительность проекта: краткосрочный (01.09.2021г. – 31.05.2022г.)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, педагог-психолог, родители воспитанников, учителя начальных классов.

Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи: формировать мотивацию к учению и интерес к самому процессу обучения; способствовать развитию взаимопонимания, доброжелательности; снять чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой; повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

Актуальность проекта:

Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.

Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В работе над проектом соблюдала принцип последовательности, создавала атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход. К работе над проектом подходила творчески, ориентируя детей на использование накопленных знаний и впечатлений.

1. На 1-ом (подготовительном) этапе изучила методическую литературу по подготовке детей к школе, провела диагностику детей проанализировав уровень готовности детей к школе. Результат диагностики показал следующие результаты:

Высокий уровень развития – 13%

Средний уровень развития – 67%

Низкий уровень развития – 20%

Оформила в группе уголок «Скоро в школу», подготовила дидактические игры по теме проекта, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, которые можно прочитать детям, подобрала иллюстрации и плакаты для рассматривания на тему о школе. Разработала перспективный план по преемственности со школой и учителями начальных классов.

2. Основной этап.

Реализация проекта решалась в:

• Непосредственно образовательной деятельности с детьми.

• Совместной деятельности ребенка с взрослыми.

• Самостоятельной деятельности детей.

• Интерактивной работы с родителями.

На 2-ом (практическом) этапе у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Строилась эта работа на интеграции образовательных областей: речевое развитие,

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Для этого использовала специально организованные занятия, проводила ознакомление с жизнью школы через произведения художественной литературы, организовала тематические конкурсы детских рисунков. Большой интерес вызывают занятия, в ходе которых у детей формируются дисциплинированность, определённые знания и умения поведения в школе.

Проблема решается в различных видах деятельности.

В своей работе я использовала разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе. Стимулировала к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

С целью познакомить детей с учебным заведением, с оформлением школы была организована экскурсия на линейку в школу, где дети увидели праздник 1сентября, своих друзей с которыми ходили в детский сад, представили, как на следующий год тоже станут первоклассниками.

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем. Обо всём этом дети узнали из бесед «Что такое школа?», «Школьные профессии», «Кто такие первоклассники?», «Правила поведения со сверстниками», «Чем школа отличается от детского сада, «Что мы знаем о школе».

На занятиях рассказывала о работе учителей, о различных случаях, произошедших с детьми в школе.

Создавала ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создавала обстановку для естественного самовыражения ребенка («Верно - не верно», «Что будет если ты опоздаешь в школу…»).

Проводила словесные игры: «Радио», «Отгадай, кто мой друг», «Я знаю…», «Слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т. д. ;

Так же организовывала игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т. д.

Применяла в работе загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе;

Просматривали мультфильмы о школе: «Козленок, который умел считать до 10», «Остров ошибок».

Организовывала встречу с учениками – выпускниками детского сада (рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.); Во время проведения этих мероприятий дети очень быстро нашли общий язык, подготовишкам было интересно узнать от первоклассников, как они занимаются на уроках, что делают на переменках. А первоклашки вспомнили свою жизнь в детском саду.

Проводила ознакомление со школьной жизнью через произведения художественной литературы:

В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день»

А. Барто «В школу»

Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения»

Н. Носов «Фантазёры»

В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»

Ю. Коваль «Нулевой класс»

В. Голявнин «Не везёт» «Карусель в голове»

Л. Н. Толстой «Филиппок» и др.

Оформляла выставки детских книг о школе..

С целью ознакомления детей с окружающим миром были проведены экскурсии:

В кузницу  (ИП Шараев В.В.)

Родители имеют особый интерес к теме «Школа». Все родители считают, что готовить ребенка к школе необходимо и дома и в детском саду. Но родители прививают ребенку неправильное отношение к школе. Они стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». И когда ребенок идет в школу то испытывает трудности. Чтобы этого избежать мы давали консультации и рекомендации родителям: «Скоро в школу», «Практические советы для родителей, будущих первоклассников» и др.

В результате проделанной работы родители получили интересующую их информацию о подготовке детей к школе.

На 3 (заключительном) этапе провела повторную диагностику для выявления знаний у детей.

Результат диагностики показал следующие результаты:

Высокий уровень развития – 70%

Средний уровень развития – 19%%

Низкий уровень развития – 11%

Диагностирование детей в конце года позволило проследить динамику результативности работы по воспитанию положительного отношения к школе, у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе.

В результате проделанной работы у детей появились знания о школе, сложилось положительное отношение к школе.

Заключительным мероприятием в детском саду будет выпускной бал «До свидания, детский сад».

Я считаю, что проект «По тропинке в школу» поможет воспитанникам детям, будущим первоклассникам, адаптироваться к новым условиям социальной роли школьника. А готовы ли они к новой роли учеников и одновременно одноклассников, покажет время. В дальнейшем я буду сотрудничать с учителями 1 классов и интересоваться успехами моих воспитанников.

Цель и задачи в проекте решены.

Педагог-психолог:                                     Т.А.Байгашева