Программа "Дорогами сказок"

Байгашева Татьяна Александровна

Программа «Дорогами сказок» - новый формат работы, который поможет сформировать познавательные процессы у старших дошкольников и подготовить их к школе. В программу входят упражнения на развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, воображения и мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dorogami_skazok.docx240.71 КБ
Файл zanyatie_ovoshchi.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Программа

«Дорогами сказок»

C:\Users\Татьяна\Desktop\сутеев яблоко.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\репка.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\dudochka-i-kuvshinchik.jpgC:\Users\Татьяна\Desktop\Skazka-Fedorino-gore.-Kornejj-Ivanovich-CHukovskijj.jpg

Подготовил: педагог-психолог

Байгашева Т.А.

2018г.

Программа «Дорогами сказок» - новый формат работы, который поможет сформировать познавательные процессы у старших дошкольников и подготовить их к школе. В программу входят упражнения на развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, воображения и мышления.

Как проводить занятия по программе

Сформировать подгруппы из детей, которые ходят в подготовительную группу. В подгруппу включить не более шести детей. Проводить занятия раз в неделю в течение полугода. Длительность одного занятия – 30 минут.

В вводной части занятия создать эмоциональный фон, который соответствует теме. К каждой подобрать сказку, которую дети слушают перед занятием. Помогать детям вжиться в события сказки и стать в ней действующим лицом. Вызыватье интерес и удивление, чтобы развивать познавательную активность. Например, предложить детям сделать что-нибудь с «волшебными» предметами или повторить «заклинание».

Можно представить дошкольникам персонаж сказки, который отведет их в воображаемые страну. Персонажу придумать историю и объяснить детям, почему он оказался в реальном мире. В качестве «волшебных» предметов и проводников использовать игрушки.

Когда группа «вошла» в волшебный мир, прочитать фрагмент сказки, остановиться и предложить упражнение, которое перекликается с сюжетом сказки. Попросить не просто выполнить упражнения, а сделать что-то важное, чтобы помочь герою или продолжить путешествие. Подготовить для каждого задания наглядные материалы, которые подойдут под тематику сказки. Например, если проводим занятие на тему сказки «Теремок», можно использовать для упражнения «Третий лишний» карточки с животными из сказки.

В конце каждого занятия обсуждение с детьми сказки: что понравилось, отличался ли сюжет занятия от сказочного, который знают дети, чем закончилась оригинальная сказка. Спросить детей, какие упражнения им запомнились, какие показались трудными.

«Покинуть» сказку можно тем же путем, что и попали в нее: например, попросить детей прикоснуться к тому же предмету, который использовался в начале. Ритуал выхода необходим, чтобы безопасно «вернуть» детей из драматической ситуации в реальность.

Разделить задания на два блока и между ними сделать перерыв: предложить детям упражнение на расслабление и уменьшение напряжения. Можно использовать элементы психогимнастики.

Что входит в тематический план программы

В программе 26 занятий. Каждое занятие программы посвящено одной сказке (таблица). В одном занятии собраны упражнения, которые развивают разные стороны познавательной деятельности: произвольности внимания, восприятия, зрительную и слуховую память, воображение и мышление (умение классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать).

Тематический план программы «Дорогами сказок»

Тема занятия

Упражнения

Количество занятий

Овощи

(по русской народной сказке «Репка»)

«Огород», «Убираем урожай» «Урожай» (физминутка), «Запутанные картинки», «Наоборот», «Найди и зачеркни»

1

Фрукты

(по сказке В.Сутеева «Яблоко»)

«Назови, какое дерево?», «Запоминай-ка», «найди и зачерскни», «Яблоки срываем. Компот» (физминутка), «Дорисуй», «Запутанные картинки», «Наоборот», «Логические концовки»

1

Хлеб

(по украинской  народной сказке «Колосок»)

«Найди точно такого же петушка», «По тропинке мы пойдем» (физминутка), «Подбери ключ», «Замок» (пальчиковая гимнастика), «Откуда хлеб пришел?», «Золотая рожь» (разминка), «Без чего не может быть»

1

Насекомые

 (по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха»)

«Запоминай-ка», «Хлопни», «Какая бабочка на какой цветок полетит?», «Бабочки и мотыльки» (психогимнастика), «Найди и зачеркни», «Четвертый лишний»

1

Грибы

(по сказке В.Даля «Война грибов с ягодами)

«Четвертый лишний», «Зачерни, обведи», «Грибочки» (психогимнастика), «Запутанные картинки», «Запомни», «Логоритмические концовки»

1

Дикие животные

(по русской народной сказке «Колобок»)

«Лабиринт. Помоги зайцу добраться до морковки», «Запутанные картинки», «Мишка вылез из берлоги» (физминутка), «Помоги лисе», «Наоборот»

1

Одежда

(по сказке Ш.Перро «Золушка»)

«Запомни», «Подбери к платью карман», «Перебери фасоль», «Помощники» (физминутка), «Раскрась», «Танец», «Лабиринт. Помоги принцу найти Золушку», «Что к чему»

1

Ягоды

(по сказке В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»)

«Найди, обведи, сосчитай», «Запоминай-ка», «Что склевал воробей?», «землянику нашли» (физминутка), «Где что растет?», «Наоборот»

1

Домашние животные (по сказке И.Кипниса «Котенок, который забыл, как надо просить есть»)

«Запомни», «Запутанные картинки», «Что к чему», «Кот Антипка» (физминутка), «Лабиринт», «Найди отличия. Поросята», «У кого-то?», «Что общего?»

1

Мебель

(по потешке «Кошкин дом»)

«Много мебели в кваритире» (пальчиковая гимнастика), «Запоминай-ка» «Нарисуй», «Что где лежит», «Кот Антипка» (физминутка), «Найли отличия», «Образуй новое слово», «Наоборот»

1

Инструменты

(по английской сказке «Три поросенка»)

«Обведи», «Что к чему», «Запомни», «Найди домик», «Мы ребята-мастера» (физминутка) «Лабиринт»

1

Зима

(по русской народной сказке «Снегурочка»)

«Запоминай-ка», «Снеговик» (пальчиковая гимнастика), «Найди отличия», «Наоборот», «Град» (массаж пальцев), «Град» (разминка), «Кто кем станет, что чем станет»

1

Животные Севера

(по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»)

«Запомни», «Снежинки» (психогимнастика), «Погреемся» (пальчиковая гимнастика), «Назови слово», «Расставь знаки»

1

Игрушки

(по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»)

«Запминай-ка», «Что общего», «Запутанные картинки», «Игрушки» (психогимнастика),

1

Зимующие птицы

«Отгадай загадку», «Помоги птицам встретиться», «Запутанные картинки», «Птицы» (психогимнастика), «Кормушка» (пальчиковая гимнастика), «покорми птиц», «Хлопни», «Наоборот»

1

Посуда

(по сказке К.Чуковского «Федорино горе»)

«Запомни», «Запутанные картинки», «От какой вазы кусочек», «Чайник» (физминутка), «Четвертый лишний», «Помощники» (пальчиковая гимнастика), «Раскрась», «Расставь посуду»

1

Продукты питания

(по сказке А.Лингрен «Малыш и Карлсон)

«Запоминай-ка», «Назови, какой, какая, какое», «Что к чему», «Приготовили обед» (физминутка), «Зачеркни», «Четвертый лишний», «Скажи правильно»

1

Животные жарких стран

(по стихотворению С.Маршака «Где обедал воробей?»)

«Запомни», «Семья животного», «Четвертый лишний», «В зоопарке» (психогимнастика), «наоборот», «Найди одинаковых животных», «Нелепицы»

1

Домашние птицы

(по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)

«Найди утят», «Наоборот». «Четвертый лишний», «Птицы» (психогимнастика), «Лабиринт», «Нарисуй зернышки»

1

Перелетные птицы (по сказке В.Сутеева «Это что за птица»)

«Нелепицы», «Птички»(пальчиковая гимнастика), «Зачеркни все круги-кочки», «Найди ворон», «Перелетные птицы» (психогимнастика), «Наоборот», «Цветок, птица, дерево»

1

Профессии

(по стихотворению В.Маяковского «Кем быть?»)

«Дополни предложение», «Угадай-ка», «Четвертый лишний», «Профессии», «Профессии» (физминутка), «нелепицы», «Повар» (пальчиковая гимнастика), «Зачеркни и обведи»

1

Цветы

(по сказке Г.Х.Анднрсена «Снежная королева»)

«Лабиринт», «Найди и сосчитай цветы», «Подбери лепесток к цветом», «Цветы» (психогимнастика), «Запоминай-ка», «Разрезные картинки»

1

Транспорт

 (по русской народной сказке «По щучьему велению»)

«Запутанные картинки», «Запомни», «Покажи путь машинки», «Мы-шоферы» (физминутка), «Отличия», «Раскрась», «Наоборот», «Разрезные картинки»

1

Рыбы

(по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»)

«Найди и зачеркни», «Запоминай-ка», «Найди рыбку», «Рыбка» (физминутка), «Раскрась», «Четвертый лишний»

1

Деревья

(по русской народной сказке «Маша и медведь»)

«Назови дерево», «Наоборот», «Хлопни», «Лабиринт», «В лесу» (психогимнастика), «Расставь знаки», «Четвертый лишний»

1

Школа

(по сказке А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»)

«Школьные предметы», «Запомни», «Что к чему», «Буратино» (психогимнастика), «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Лабиринт»

1

Всего

26



Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

НОД в подготовительной к школе группе

на тему: «Овощи» 

(по мотивам русской народной сказки «Репка»)

C:\Users\Татьяна\Desktop\репка.jpg

 Подготовил:

 педагог-психолог Байгашева Т.А.

2018г.

Цели: развивать мышление, внимание, память, восприятие, уменьшить напряжение.

Предварительная работа: чтение сказки «Репка», сочинение новой версии сказки «Репка», беседа об овощах.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг, берутся за руки.)

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я приглашаю вас  в сказку. Отгадайте загадку, чтобы понять, в какую сказку мы с вами попадем.

Кто-то за кого-то ухватился цепко:

«Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!»

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто засел так крепко? Может это… (Репка)

Чтобы попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова: «Дорога сказок, раз, два, три, нас в сказку «Репка» приведи». Для путешествия по сказке нам нужна волшебная сила, которую нам даст солнце. (Показать детям игрушку-солнце).

Солнышко

(Дети выполняют движения по тексту.) Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож-месяц пошел отдыхать и по пути постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось.

А солнышко сладко спит. Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки. Но время не ждет, надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати, умыло глазки, ротик, щечки. Взяло расчесало свои золотые лучики. Лучики распрямились, ярко засияли. Солнышко расправило свое платьице и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

Давайте притронемся к солнцу, и оно подарит нам кусочек своего тепла, даст нам волшебную силу. (Дети встают в центр, прикасаются к солнцу). Чувствуете, как наполняется теплом все ваше тело?

  1. Основная часть

Педагог-психолог: Ребята, как начинается сказка «Репка»? Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. В нашей сказке дед решил посадить не одну репку, а много, но перепутал семена. Давайте узнаем что выросло из семян. Куда мы отправимся? Правильно, на огород, потому что овощи растут на огороде. (Дети встают, идут по одному друг за другом «на огород», затем садятся), Пришел дед на огород и удивился, когда увидел, что у него выросло вместо репы много различных овощей.

Упражнение «Огород»

Цель: развить слуховое внимание, память.

Педагог-психолог: Послушайте и запомните, какие овощи выросли.

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекле, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Ребята, какие овощи выросли на огороде? (Дети перечисляют названия овощей, которые запомнили.) Увидел дед, что одному не убрать урожай, и позвал кого? Верно, бабу. Но дед и баба забыли, как убирают урожай. А вы знаете, как убирать урожай? А вы знаете, как убирать урожай? Сейчас мы с вами это проверим.

Упражнение «Убираем урожай»

Цель: научить детей подбирать глагол.

Инструкция. Называть детям овощи. Детям нужно подобрать глагол, чтобы обозначить уборку этого овоща: морковь, свеклу, редис, репу (дергают), огурец, помидоры, горох (срывают), капусту (срезают), картофель (выкапывают).

Физминутка «Урожай»

Педагог-психолог: Ребята, урожай очень богатый уродился, давайте поможем деду и бабе его собрать. (Дети встают в круг и изображают движения по тексту.)

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Упражнение «Запутанные картинки»

Цель: развить зрительное восприятие, внимание.

Педагог-психолог: Собрали дед и баб урожай и принесли домой. А дома их ждала внучка. Внучка любила рисовать, и она нарисовала овощи. Но тут прибежала Жучка, посмотрела на картинку (рисунок 1) и не поняла, что на ней изображено. Помогите Жучке найти овощи.