Картотека игр к по развитию речи ( по разным возрастам)

Ахунова Альфия Загирьяновна

Игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи во 2 младшей группе

Игры на развитие звуковой культуры речи

«Что звучит? »

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Что звучит?»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Игра «Громко - тихо»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Листопад (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Летят снежинки

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.        

«Бабочка, лети!»        

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Звуки вокруг нас.

 Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

 Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру. – В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Змейка.

   Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

 Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

   – Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Насос.

  Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

   – Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!

 Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Сдуй шарик.

   Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

    Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

   – Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

   Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

Игры на развитие грамматического строя речи

«Чего не стало?»

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длин­ная и короткая), лошадки, утята (любые игрушки), Петрушка, мешок.

Ход игры: Перед детьми появляется Петрушка с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. На­зывают их. Выставляют на столе.

—  Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамид­ки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

"Чего не стало"

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало? ». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

«Один – много»

Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.

2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.

3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята- утенок.

«Чудесный мешочек»

Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Оборудование: Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.

Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Ход игры. Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

• описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);

• рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;

• описать его так, чтобы другие дети отгадали его;

• назвать слова на данную букву;

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

«Что где лежит»

Цели:

- закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе;

- уточнить знания о расположении предметов в группе;

- закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.

Содержание игры.

Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.

«Помоги найти маму»

Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов

Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы.

Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Побежали детки к своим мамам.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш или птенец произносит звуки и ставит картинку.

Со старшими детьми можно перевернуть все карточки другой стороной и предложить открывать по две карточки по очереди, кто составит первым больше пар животных и назовет их, тот и выиграл.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей.

Игры на расширение и активизацию словарного запаса

«Кто это? Что это?»

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Ход: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.

3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».

 «Кто что делает?»

Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

Оборудование: картинки с изображением различных действий.

Ход: Педагог показывает детям с разными сюжетами. Дети ставят к ним вопросы или называют действие.

1. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).

2. На столе разложены несколько картинок. Предлагается ребенку найти заданное действие. Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?

«Назови ласково»

Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок!

Возьми, Леночка, флажок.

Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.

Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик.

«Части суток»

Цель: создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности.

Игру обычно проводим утром, на ковре. Как дополнительный, стимульный материал сделаны картинки с изображением деятельности детей в различное время суток (ночь – малыш спит, утро – малыш умывается, потягивается или делает зарядку, день – малыш играет или гуляет, вечер – играет дома или идет с мамой домой) .

Начинаем игру с вопроса: Когда мы спим? (после ответов детей, первый ребенок получает картинку «Ночь», одевает ее на себя) .

Продолжаем: Когда заканчивается НОЧЬ, наступает УТРО. Мы просыпаемся, потягиваемся, умываемся (сопровождаем соответствующими движениями) и идем в детский сад. (Второй ребенок получает картинку «Утро», одевает ее на себя). ДНЕМ все ребята играют (хлопают в ладоши) и гуляют (топают ногами). (Третий ребенок получает картинку «День», одевает ее на себя) Ну, а ВЕЧЕРОМ, все ребята бегут к маме! (дети раскрывают руки к объятьям). Потом снова наступает НОЧЬ (дети складывают ладошки под щечку, и закрывают ненадолго глаза). Когда дети научились по картинкам определять части суток и правильно выполняют соответствующие движения.

«Части суток»

Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие: поиск нужной картинки.

На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.

Педагог. Вечер.

Дети поднимают соответствующие карточки.

Почему ты показал эту карточку?

Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

Педагог. Ночь.

Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.

Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

«Скажи какой?»

Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) .

Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание».  

Ход: Детям раздаются карточки с изображением разного настроения людей, состояния предметов.

Ребенок должен назвать определения в сравнении (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная).

Усложнение: ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой).

«Какое время года?»

Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года.

Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.

Материал:  круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).



Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи детей раннего возраста

Игра «Кто как кричит»

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Краткое описание: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

Игра «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. За квохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Краткое описание: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением, животного, например, волка и спрашивает, что это? (волк). Затем просит ребенка назвать волка ласково (волчонок).

Игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Краткое описание: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш – Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Игра «Чей хвост»

Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.

Краткое описание: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.).

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов). Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Игра «Кто с рогами?»

Цель: развивать память, внимание.

Краткое описание: воспитатель, рисуя животных, например, зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку, «забывает» нарисовать рога (уши, хвосты) тем, у кого они должны быть.

Предложить ребенку показать этих животных, дорисовать рога (уши, хвосты). Если дорисовать недостающие части тела животных ребенку сложно, закончить рисунки самим. Повторить, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто где живет; кто как «кричит».

Игра «Что умеет делать кошка?»

Цель: развивать речь, память, внимание.

Краткое описание: показать ребенку картинку с изображением животного и спросить, что умеет делать это животное. Например, кошка - мяукает (изобразить, ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т. п.

Игра «Куда уместится кошка?»

Цель: развивать воображение, речь, память, навыки сопоставления.

Краткое описание: предложить ребенку изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п., придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например, «Кошка поместится в квартиру? А вот в эту коробку (показать) она поместится? А в сумку? А в карман?» (Пусть ребенок сам придумает места, куда можно пристроить кошку.)

Игра «Я вижу цветок»

Цель: развивать внимание, память.

Краткое описание: предложить ребенку угадать, о каком цветке пойдет речь. На прогулке выбрать растение и, не показывая его ребенку, описать. Потом попросить ребенка найти цветок.

Игра «Вспомни и покажи».

Цель: развивать память, внимание.

Краткое описание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка : «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!»

Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру.

Игра «Дерево».

Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.

Краткое описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.».

Высоко на небе - облака,

А внизу - под облаком - река.

Высоко на дереве - листочки,

А внизу, под деревом, - цветочки.

Игра «Кукла спит».

Цель: развивать речь, слух.

Краткое описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.

Игра «Что любит наша кукла?».

Цель: развивать речь, воображение.

Краткое описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.

Игра «Закончи слово».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Краткое описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик - «Ку. (бик)» и т. п.

Игра «Повтори за мной».

Цель: развивать речь, внимание.

Краткое описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:

Маленький зайчишка не читает. (книжки).

Игра «Яблоко или тарелка?».

Краткое описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша - это овощи?

Ложка и тарелка - это посуда?

Шорты и майка - это мебель?

Ромашка и одуванчик - это деревья?

Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:

Помидор и апельсин - это овощи?

Ложка и дерево - это посуда? И т. д.

Игра «У меня зазвонил телефон».

Цели: развивать речь; расширять словарный запас.

Краткое описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

Игра «Что мы видим во дворе?».

Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.

Краткое описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.

Игра «Что мы видели вчера?».

Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.

Краткое описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»

Игра «Что мы будем делать завтра?».

Цель: развивать навыки планирования, память, речь.

Краткое описание: предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».

Игра «Кто кем был».

Цель: развивать речь.

Краткое описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится» :

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая. (собака).

Жеребенок - с каждым днем

Подрастал и стал. (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был. (теленком).

Толстый увалень баран –

Толстеньким. (ягненком).

Этот важный кот Пушок —

Маленьким. (котенком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным. (цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают. утки –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Игра «Ежик шел».

Цели: развивать речь; познакомить с функциональным назначением предметов.

Краткое описание: составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания, например:

Ежик шел по лесу, шел

И один грибок нашел.

Сел, съел

И дальше пошел.

Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.

Даня шел, шел, шел,

Телевизор нашел.

Сел, посмотрел

И дальше пошел.

Света шла, шла, шла,

Гребешок нашла.

Причесала волосы

И дальше пошла. И т. д.

Игра «Закончи слово».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Краткое описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук. (ла)». Взять в руки кубик - «Ку. (бик)» и т. п.

Игра «Кто там?».

Цель: развивать воображение, речевые навыки.

Краткое описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:

- Это я, корова. Му-у-у.

- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Игра «Еж - отец, ежиха - мать».

Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.

Краткое описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:

Если папа - серый слон,

Мамочка - слониха!

А ребенок, а ребенок –

Маленький слоненок!

Если папа - еж колючий,

Мамочка - ежиха.

А колючего мальчонку

Называют все ежонком.

Если папой будет конь,

Мамой будет лошадь.

Знаешь ли, что их ребенок –

Быстроногий жеребенок.

Знают все наверняка,

Чуть ли не с пеленок:

Сын коровы и быка –

Маленький теленок.

Игра «Делаем комиксы».

Цели: развивать речь; учить называть действия и признаки предметов; расширять словарный запас.

Краткое описание: в тетрадь, альбом или записную книжку наклеить картинки в порядке развития действия. Например: 1-я картинка - мальчик спит; 2-я картинка - мальчик проснулся, открыл глаза, потягивается; 3-я картинка - мальчик умывается; 4-я картинка - мальчик завтракает и т. д. Учить ребенка составлять рассказ по картинкам, используя простые предложения. При этом следует рассмотреть детали на рисунках: во что мальчик одет, какая у него кровать, что лежит рядом с кроватью. После того как ребенок освоит данный вид занятий, можно кратко подписывать картинки. Например, ту же картинку со спящим мальчиком можно подписать: «Ночь» («Спит», картинку, на которой он проснулся: «Утро» («Завтрак») и т. д. Рассматривая картинки, читать ребенку надписи, показывая на них пальцем. По фотографиям можно составить книжки о различных событиях из жизни ребенка: на дне рождения, в гостях, на прогулке и т. д.

Игра «Ладушки»

Цель игры: Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Краткое описание: дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".

Слова:

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки!

- Что ели? - Кашку!

- Что пили? - Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у-у- полетели!

На головку сели

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Движения:

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей : "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

Игра «На птичьем дворе»

Цель игры: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

Краткое описание: воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

Игра «Конь»

Цель игры: Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Краткое описание: дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру. - говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.

Движения:

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".

Игра «Птички»

Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь

детей.

Краткое описание: воспитатель обращается к детям: " Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Игра «У медведя во бору»

Цель игры: развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р.

Краткое описание: дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит: «Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. «Р-р-р», — рычит медведь. Послушайте стишок про этого медведя:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,— рычит медведь.

«Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», — объясняет правила игры воспитатель.

Слова:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит:

«Р-р-р!»

Движения:

Дети и воспитатель имитируют

сбор грибов и ягод, медленно

приближаясь к лесу, где живет

медведь.

Дети и воспитатель убегают,

медведь их догоняет.



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие словаря :

«Лови да бросай — цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Взрослый: красный –

Ребё нок: мак, огонь, флаг

оранжевый — апельсин, морковь, заря;

желтый — цыпленок, солнце, репа;

зеленый — огурец, трава, лес;

голубой — небо, лед, незабудки;

синий — колокольчик, море, чернила;

фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

«Свежий» … (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый» … (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая» … (булочка, новость, газета, скатерть);

«старая» … (мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее» … (молоко, мясо, варенье);

«старое» … (кресло, сиденье, окно).

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

Ход игры:

Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов:

мяч, солнце, шар —.

тарелка, ваза, чашка —.

лист, трава, крокодил —.

«Запоминай-ка»

Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо — речевой памяти.

Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)

Ход игры:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

«Семья»

Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

• Кем ты доводишься маме и папе?

• Кто ты для бабушки и дедушки?

• У тебя сестра или брат?

• Назови двоюродных братьев и сестер.

• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать.

«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Вариант 1.

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

Вариант 2.

Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Материал: Мяч.

Вариант 1.

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: — Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: — Фрукты; Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: — Ягоды; Дети: — Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: деревья;

Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т. д.

Вариант 2.

Ход игры:

Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.

Взрослый: огурец, помидор, репа.

Ребенок: овощи.

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Рыбки»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».

Материал: Значки, специальные медали в качестве приза.

Ход игры:

Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

«Сети в море я бросаю,

Много, много рыб поймаю».

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Карась».

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Ход игры:

Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» ( или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса, он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.

«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»

Материал: Стульчики по количеству детей.

Ход игры:

Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.

«Четыре слова»

Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

«Подскажи словечко»

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет. Взрослый, бросая мяч ребенку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы теленок, а у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Взрослый: Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк.

Кто живет в берлоге? Медведь.

Вариант 2.

Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк?

Ребё нок: В берлоге. В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

«Чье это жилище»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.

Материал: Картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры: На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора — для лисы, мышки;

берлога — для медведя;

дупло — для белки, для совы;

гнездо — для птицы;

скворечник — для скворца;

коровник — для коровы, телят;

конюшня — для лошади, жеребят;

свинарник — для свиньи и поросят;

крольчатник — для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.