Опыт работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге

Снегова Нина Владимировна

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

 «Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий».

Краткое описание опыта

Теоретическая база опыта

В педагогической практике накоплен достаточно богатый опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, О.А. Скоролуповой и др. Кандидаты психологических наук Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина, Н.Л. Князева разработали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» с учетом требований ФГОС ДО.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.  

Актуальность

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение дошкольников – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах и дорогах города.

Актуальность исследования обусловлена введением в ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблюдать правила безопасного поведения.

«Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств,  деревьев и сооружений - самые распространенные причины наездов на детей (37,4 % и 24,7 % соответственно всех ДТП по причинам нарушения детьми ПДД)», отмечено в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах". 

Анализ статистических данных показал, что, к сожалению, достаточно часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети вследствие того, что у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым, и часто отсутствует положительный пример безопасного поведения на дороге со стороны родителей.

В этой связи проблема формирования знаний о безопасном поведении на дорогах у дошкольников в настоящее время представляет собой одну из актуальных проблем дошкольной педагогики.

Таким образом, при формировании навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо задействовать весь спектр форм, методов и средств обучения и воспитания.

Вместе с тем выявилось противоречие: несмотря на разработанность нормативных и программно-методических материалов, должное внимание воспитателей в образовательном процессе проблеме обучения детей знаниям о безопасном поведении на дорогах, недостаточно внимания уделяется формированию практических навыков  по отработке представлений о ПДД и поведения на дороге.

Это определило проблематику исследования и позволило сформулировать его цель.

Проблема исследования  заключается в определении эффективности использования инновационных технологий и апробации комплекса мероприятий, направленных на приобретение детьми собственного опыта безопасного поведения на дороге.

Актуальность проблемы послужила основанием для определения темы: «Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий».

Цель: выявить  эффективность использования инновационных технологий для формирования практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Гипотеза исследования: процесс приобретения знаний и формирования практических навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологий будет  эффективен, если:

- организовать практическую подготовку дошкольников к безопасному поведению на дороге;

- сформировать психологическую готовность к безопасному поведению (развитие таких качеств как смелость, решительность и т.д.);

- развивать  качества личности, необходимые для безопасного поведения (проницательность, дальновидность);

- воспитать нравственные ценности, ставшие внутренними убеждениями, в которых закреплены как требования к личности, так и нормы поведения (добро, милосердие, толерантность, долг, ответственность).

В связи с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения;

- выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дорогах;

- разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников знаний о безопасном поведении на дорогах, применяя инновационные технологии;

-разработать методические рекомендации по использованию инновационных форм и методов работы со всеми участниками образовательного процесса.

Условия проведения:

Подготовительный  этап (сентябрь – октябрь 2018 г.)

- Диагностика.

- Изучение  методической научно – популярной литературы.

- Подбор практического материала.

- Создание  психолого - педагогических условий, способствующих эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса.        

Практический (основной) этап (ноябрь 2018 г.- март 2020 г.)

- разработка и реализация программы по формированию знаний о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста, используя в разных видах детской деятельности инновационные технологии.

Заключительный (апрель  - октябрь 2020г.)

- Диагностика

- Обобщение и диссеминация опыта

Инновация исследования: эффективность использования инновационных технологий состоит в том, что дошкольники не только овладеют теоретическими знаниями правил безопасного поведения, но и научатся  адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку в реальной жизни.

Этапы реализации:

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2018г.)

Практическая работа по  формированию знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста проводилась с сентября 2018г по май 2020 года на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» со всеми участниками образовательного процесса. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет, старшая группа.

 В октябре 2018 г. был изучен и сформулирован методологический аппарат исследования, подобран диагностический инструментарий и проведен констатирующий эксперимент.

Таким образом, проведенный теоретический анализ проблемы исследования послужил основой для организации и проведения дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

С целью выявления  недостатков в деятельности ДОУ по формированию знаний о безопасном поведении на дороге у дошкольников провела анализ форм и методов работы с детьми,  реализуемых воспитателями.   Анализ показал, что 80%  информации дети получали на организованных занятиях, которые планируются эпизодически   и лишь 20% - в ходе режимных моментов: прогулки, чтение художественной литературы, игровая деятельность.  

Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 70%  опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения дома, а многие из родителей сами регулярно нарушают эти правила.

Для выявления уровня знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста мною была применена методика, предложенная Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стѐркиной. Данная методика позволила  выявить уровень знаний детей об устройстве улицы; о работе светофора; знаний об опасностях на дороге и улице города, о знаках дорожного движения, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации.

1 Знания об устройстве улицы  2 Знания о работе светофора  3 Знания о знаках дорожного движения  4 Знания о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации на дороге

Рис. 1. Уровень знаний о безопасном поведении на дороге у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Анализ результатов диагностики показал, что большинство дошкольников имеют средний уровень сформированности знаний о безопасном поведении на дороге (см. рис. 1). Дети допускали характерные их возрасту ошибки и недочеты – неумение аргументировать свой ответ, короткие неразвернутые ответы. В ходе диагностики отмечалось занижение уровня знаний об устройстве улицы и знаний о знаках дорожного движения по сравнению с качеством и уровнем знаний дошкольников о работе светофора.

Этап практический (основной) (ноябрь 2018 г.- март 2020 г.)

На основе анализа научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, передового педагогического опыта, а также результатов констатирующего эксперимента мною была разработана и апробирована парциальная образовательная программа  по обучению детей основам безопасности  дорожного движения «Пешеходом быть - наука».

В реализации  программы  задействованы все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители.

При обучении дошкольников основам безопасного поведения и правилам дорожного движения учитывались три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:  ребенок – пешеход,  ребенок – пассажир,  ребенок – водитель детских транспортных средств. По всем аспектам работа ведется планово, постоянно, с учётом возрастных особенностей детей.  Охватываю все виды детской деятельности, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную и практическую деятельность, реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Используются разные формы проведения образовательной деятельности: путешествие, соревнование, квесты, театральная деятельность, проекты, образовательные маршруты, интерактивные игры и др. Основной формой обучения является игровая деятельность.

Для знакомства педагогов с эффективностью использования инновационных технологий в обучении детей ПДД организовала информационно-практические обучающие семинары, квесты, мастер-классы, открытые показы, семинары-практикумы, деловые игры, где воспитатели получали рекомендации, материал для работы с родителями и детьми, обменивались опытом работы.

Родители стали основными заинтересованными лицами и главными помощниками педагогов в реализации программы. Они из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками в процессе её усвоения. С этой целью использовала наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества:

- круглые столы с приглашением инспектора ГИБДД «Вместе с родителями за безопасность детей на дорогах», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых»;

- беседы и консультации «Как сделать дорогу в детский сад безопасной», «Роль семьи в профилактике ДДТТ»;

- конкурс семейных проектов «Безопасные дороги детям»;

- информационные тематические буклеты,

- мастер-классы, на которых родители знакомились с игровыми технологиями по ПДД, обменивались опытом по данной проблеме.

        Заключительный (апрель  - октябрь 2020г.)

По окончании большой и интересной работы наступает диссеминация опыта. Чтобы наглядно увидеть результат проделанной работы, в мае 2020 года провела повторное анкетирование по изученной проблеме со всеми участниками образовательного процесса.

По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний о безопасном поведении на дороге у детей стал выше по сравнению с результатами первичной диагностики по всем критериям примененной методики исследования. Дошкольники, принимавшие участие в мероприятиях, продемонстрировали высокий уровень владения знаниями, необходимыми им для того, чтобы самостоятельно действовать в опасных ситуациях. В период работы по программе заметно пополнился словарный запас детей. У дошкольников сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, дети научились делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи; стали уверенно отличать и называть правила безопасного поведения дома, на улице и на дороге.

1 Знания об устройстве улицы  2 Знания о работе светофора  3 Знания о знаках дорожного движения  4 Знания о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации на дороге

Рис. 2. Уровень знаний о безопасном поведении на дорогах у дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Повторный анализ форм и методов работы с детьми,  реализуемых воспитателями, говорит о том, что повысился уровень профессиональной компетентности педагогов. В образовательной деятельности и в режимных моментах ими эффективно стали использоваться проекты и квест-игры,  проблемные  ситуации и мультимедиа технологии.

Совместная работа детского сада семьями воспитанников стала успешнее и дает положительные результаты. Все родители проявляют интерес к воспитанию ребенка-пешехода. Из них уже 85% утверждают, что их дети умеют безопасно переходить дорогу, соблюдают правила поведения в транспорте и знают много дорожных знаков.  Находясь с детьми на улицах и дорогах, они соблюдают ПДД, показывая на личном примере, как это нужно делать.

Таким образом, проблема формирования знаний у детей о безопасном поведении на дорогах, умения выбрать правильный способ действия в опасной ситуации или же способ ее предотвращения, стоит очень остро в современном техногенном мире. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями на дороге. Именно поэтому перед современными педагогами остро стоит вопрос выбора наиболее эффективных методов формирования основ безопасного поведения на дорогах.

Проведенное исследование показало, что эффективным методом для решения данной проблемы являются инновационные технологии, так как они дают возможность педагогу создать все условия, необходимые для развития у дошкольников самостоятельности мышления, уверенности в собственных возможностях, формирования умения ориентироваться в ситуации выбора и т.д.

Данный педагогический опыт транслировался на педагогических советах, методических семинарах и использовался для участия в конкурсах:

2018 год – диплом первой степени в муниципальном конкурсе  на лучшую организацию работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения в образовательной организации «Дорога без опасности»;

2019 год – диплом участника муниципального этапа XIV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в номинации «Дошкольное и дополнительное образование»;

2019 год – диплом победителя регионального конкурса  на лучшую организацию работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения в образовательной организации «Дорога без опасности».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ МО «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №16» Снегова Нина Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории Мое педагогическое кредо: «Твори, выдумывай, мечтай, внедряй идеи смело. И за собой детей веди на творческое дело»

Слайд 2

Методический семинар «Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных технологии». Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность.

Слайд 3

Проблема исследования заключается в определении эффективности использования инновационных технологий и апробации комплекса мероприятий, направленных на приобретение детьми собственного опыта безопасного поведения на дороге.

Слайд 4

Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения; выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дорогах; разработать и апробировать программу по формированию у дошкольников знаний о безопасном поведении на дорогах, применяя инновационные технологии; разработать методические рекомендации по использованию инновационных форм и методов работы со всеми участниками образовательного процесса.

Слайд 5

Инновация исследования: эффективность использования инновационных технологий состоит в том, что дошкольники не только овладеют теоретическими знаниями правил безопасного поведения, но и научатся адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку в реальной жизни.

Слайд 6

Этапы реализации: Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2018г.) обнаружение проблемы - анкетирование воспитателей и родителей - диагностика знаний детей Рис. 1. Уровень знаний о безопасном поведении на дороге у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Слайд 7

Практический (основной) этап (ноябрь 2018 г.- март 2020 г.) разработка и реализация программы по формированию знаний о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста, используя в разных видах детской деятельности инновационные технологии.

Слайд 8

Программа по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Пешеходом быть - наука». Учитывались специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций: - использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате; - предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений, мультфильма, фотосюжета ) с постепенным вовлечением детей; - введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; - «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности; - поддержание адекватного эмоционального фона.

Слайд 9

Созданы условия реализации программы

Слайд 10

Интерактивное занятие «Каждый ребёнок должен знать, как по улицам шагать»

Слайд 11

Встречи с инспектором ГИБДД

Слайд 12

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 13

Рейд «А ваш ребенок в кресле?» День рождения ЮИД

Слайд 14

Акция «Засветись!»

Слайд 15

Заключительный этап (апрель - октябрь 2020г.) - Диагностика - Обобщение и диссеминация опыта Рис. 2. Уровень знаний о безопасном поведении на дорогах у дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Слайд 16

Проведенное исследование показало, что эффективным методом для решения данной проблемы являются инновационные технологии, так как они дают возможность педагогу создать все условия, необходимые для развития у дошкольников самостоятельности мышления, уверенности в собственных возможностях, формирования практических навыков и умения ориентироваться в ситуации выбора и т.д.

Слайд 17

Результативность работы с детьми группы «Колокольчик»

Слайд 18

Результативность работы педагога

Слайд 19

С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, педагогов и родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.