Методическая копилка

Игнатова Ирина Викторовна

Рабочая программа по предшкольной подготовки "Школа будущего первоклассника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_budushchih_pervoklassnikov.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юголукская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Рассмотрено»

«Утверждаю»

На МО учителей нач.кл.

Заместитель

на методическом

Директор школы

Протокол №

директора по УВР

совете

Приказ №

От «     » августа 2016г.

_____/Черных Н.Г.

Протокол №

От «     » августа 2016г.

«     »  августа 2016г.

От «    » августа 2016г

______/Шипицина Л.Ф./

Рабочая программа по предшкольной подготовки

«Школа будущего первоклассника»                                                              

                                                                                     Составитель:

                                                                                                              Игнатова Ирина Викторовна

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                                  I квалификационная категория

с.Юголок

2016г.

Программа предшкольной  подготовки 

«Школа будущего первоклассника»

Перед приходом в школу для обучающихся 1-х классов организовано предшкольное обучение, что способствует лучшей адаптации детей при переходе из детского сада в школу.

Обоснование значимости программы предшкольной подготовки.

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период является повышение доступности дошкольного образования.

 Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога.

1. Цели программы:

· Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;

· Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Задачи программы:

· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

· Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;

· Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

· Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;

· Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.

2. Организация работы «Школы будущего первоклассника»

 Предшкольная подготовка организуется  с 1 февраля. Занятия проводятся  1 день в неделю (суббота), с 9 часов до 10.30. Занятия ведут педагоги начальных классов, которым предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками. Каждое занятие длится 20 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. В день проводится  3 занятия.

3. Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:

· Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992.

· Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ №196 от 19.03.2001, ст. 52 и ст. 86 ГК РФ.

· Письмо Министерства образования РФ «О подготовке детей к школе» №990/14/15 от 22.07.97.

4. Ожидаемые результаты

 Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика общеобразовательной школы; адаптация детей;

 Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

В качестве ведущей деятельности рассматривается  игра.

В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих.

В процессе работы у детей будут формироваться следующие 

 универсальные учебные действия (УУД )

Личностные универсальные учебные действия

- положительное отношение к школе

– интерес к учебному материалу;

– представление о причинах успеха в учебе;

– общее представление о моральных нормах поведения;

– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

– проговаривать вслух последовательность  производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в классе;

– понимать задаваемые вопросы.

5. Учебный план

Название учебного занятия        

Всего часов

1.

«Школа юных математиков» (формирование элементарных математических понятий)

17

Развитие речи. Обучение грамоте.

17

Развитие речи. Письмо.

17

Итого:

51

6. Учебные области

 Математика.

        

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, УМК «Школа России».

Программа подкорректирована для детей предшкольной подготовки.

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

• формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;

• овладение математическими знаниями и умениями;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

• производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.

Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета.

Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:

• учащиеся знакомятся с названием чисел первого десятка, учатся называть их в прямом и обратном порядке;

• используя изученную последовательность чисел,   учатся пересчитывать предметы;

• учатся выражать результат счёта  числом.

Основные требования к уровню подготовки учащихся  по математике.

К концу обучения учащиеся должны:

1. Называть:

предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;

число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;

фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);

2. Различать:

число и цифру;

знаки арифметических действий (+, —, );

геометрические фигуры.

3. Сравнивать:

предметы с целью выявления в них сходства и различия;

предметы по форме, по размерам (больше, меньше).

Обучение грамоте.

Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» начального общего образования составлена на основе примерной программы по русскому языку УМК  «Школа России», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.

Целью данного курса является – овладение учащимися первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Задачи курса обучения грамоте:

— формирование общих представлений о слове и предложении;

— формирование действий звукового анализа;

— формирование навыка письма;

— развитие речи.

Основные требования к уровню подготовки уч-ся.

К концу обучения учащиеся должны

знать/ понимать:

 — звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

 — звук, слог, слово;

 — слово и предложение;

 — ударение;

уметь:

 — называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);

 — называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;

 — различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;

 — различать звук, слог, слово;

 В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

1) правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;

2) свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

3) выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в соответствии с изображением;

6) владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать: маленький – большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;

узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действий.

К концу обучения учащиеся должны:

1. называть:

· свое полное имя, домашний адрес, город,

· основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

· основные правила здорового образа жизни;

· основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения;

· улицы, расположенные вблизи школы и дома;

2. различать (сопоставлять):

 знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

· основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);

· различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

· времена года;

· животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

                                                    Календарно – тематическое планирование

                                                           Развитие речи.  Обучение грамоте .

№ п/п

Тема занятия

Дата план

 Дата факт

1.

Формирование предоставления  о звуках.

 

2.

Слог. Гласный звук. Ударение.

 

3.

Предложение. Гласные  и согласные звуки.

 

5.

Слово, как смысловая единица речи. Слова – названия.

 

6.

Звуки и буквы. [А], Аа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 

7.

О, Оо , У , Уу. Художественное чтение К.И.Чуковский, «Бармалей».

 

8.

М, Мм,  Р, Рр. Составлении предложений по картине «Лоси в  лесу».

 

9.

Н, Нн,  И, Ии. Дидактические игры на дифференциацию изученных звуков.

 

10.

К, Кк, С, Сс. Дидактическая игра «Раздели слово на части, составь слово из частей».

 

11.

Л, Лл,  Д, Дд. Восстановление деформированных предложений из сказки «Репка» по схемам.

 

12.

Б, Бб, В, Вв, Г, Гг. Работа по серии сюжетных картинок.

 

13.

Буквы  Ее, Ёё, Юю, Яя. Словесные ритмы. Азбука письма.

 

14.

Ш, Шш, Х, Хх. Загадки. Скрытый смысл загадки. Составление собственной загадки.

 

15.

Ъ, Ь. Художественная литература. Л.Н.Толстой «Орёл и кошка».

 

16.

Ф, Фф, Ж, Жж. Дидактическая игра «Договори до конца».

17.

Ц,Цц, Ч, Чч, Щ, Щщ. Дидактическая игра «Говорим друг другу комплименты». Алфавит.

 

Календарно – тематическое планирование

«Школа юных математиков»

№ п/п

Тема занятия

Дата план

 Дата факт

1.

Вверху,  внизу, между, выше, шире, над, под, около, позади, один - много, несколько.

 

2.

Столько же, поровну. Число и цифра.

 

3.

Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках.

 

4.

Сравнение предметов. Стратегия сравнения. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно.

Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету».

 

5.

Сравнение объектов. Противоположности.

 

6.

Состав чисел. Приемы сложения и вычитания.  Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку».

 

7.

Геометрические фигуры и тела. Круг и шар, квадрат и куб.

 

8.

Треугольник и конус, овал, ромб.

 

9.

Упражнения в видоизменении геометрических фигур, составлении целой фигуры из частей.

 

10.

Простейшие измерения. Время, как измеряемая категория. Часы, части суток, дни недели. Календарь.

 

11.

Ориентирование на листе бумаги, в пространстве.

 

12.

Дидактическая игра на развитие внимания и логики «Что изменилось?»

 

13.

Игра-соревнование «Весёлый счёт».

 

14.

Увеличение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание.

 

15.

Уменьшение числа на несколько единиц. Запись и устное проговаривание.

 

16.

Игра «Геометрические фигуры и тела, цифры».

 

17.

Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. Путешествие в страну Королевы Математики.

 

Календарно –тематическое планирование.

Развитие речи. Письмо.

№п/п

Тема занятия

Дата план

Дата факт

1

Учимся писать наклонные линии.

2.

Учимся писать « качалочку» и подниматься по крючку до середины.

3.

Письмо наклонных линий с закруглением влево и вправо. Штриховка.

4.

Складываем элементы основного алгоритма. Пишем буквы л,м.

5.

Учимся писать  строчные буквы и, л,м

6.

Письмо длинных прямых наклонных линий.

7.

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу. Учимся писать букву у.

8.

Письмо овалов. Учимся писать букву о.Штриховка.

9

Письмо наклонных линий с петлёй вверху . Учимся писать букву в.

10.

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Штриховка.

11.

Письмо полуовалов, их чередование. Штриховка.

12.

Письмо овалов. Штриховка.

13.

Закрепляем написание строчных букв о, и.

14.

Закрепляем написание строчных букв о, а, и

15.

Учимся писать  строчную букву г. Штриховка.

16.

Учимся писать строчную букву п. Штриховка.

17.

Закрепляем написание строчных букв у, и, а.