Наши проекты

Игнатова Ирина Викторовна

Проект "Знаменитые люди моего села. Народный поэт Митюкова Екатерина Петровна"

Математический справочник «Моё село Юголок»

Лучший инновационный проект. Тема проекта "Внедрение здоровье-сберегающих технологии в учебный процесс".

"Зимующие птицы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юголукская средняя общеобразовательная школа

Знаменитые люди моего села.

 Народный поэт  

Митюкова Екатерина Петровна

                                                                   Автор: Облизанова Альбина Игоревна

                                                                   Ученица 4 класса

                                                                     МКОУ Юголукская  СОШ

                                                                  Руководитель: Игнатова Ирина Викторовна

                                                                  Учитель начальных классов

                                                                   МКОУ Юголукская СОШ 

Юголок 2017г.

Содержание

 

  1. Введение  
  2. Глава I. Исследовательская часть  
  3. Глава II. Основная часть  
  4. Заключение
  5. Аннотация
  6. Список литературы
  7. Приложение 

 

 

Введение

В нашем мире большое количество легендарных людей, о которых мы слышали на уроках математики, окружающего мира, в новостях или просто читали книги, в которых упоминались знаменитые люди. Наряду с известными личностями, также существуют и те, чьи имена знает лишь небольшое количество людей, а ведь они тоже создавали историю села, края. И важно знать таких людей и помнить о них.

Я остановила свой выбор на этой теме потому, что на классных часах я узнала о знаменитых людях моего края. Мне стало интересно, а проживали ли известные люди в моем родном селе. Ведь в любой местности жители гордятся своими именитыми земляками.  Я хочу рассказать о добром, отзывчивом человеке, который  проживает в нашем селе .

Данная тема актуальна в наши дни, так как среди нас много добрых, замечательных, отзывчивых людей. О некоторых из них снимают фильмы, пишут книги и даже слагают легенды.  Но сколько ещё тех, кто жил или живет рядом с нами, чей подвиг мало кому известен. Много ли мы знаем о них? Как известно историю делают люди. Историю села делают его знаменитые люди. Я решила узнать о них. Выбор пал на поэтессу Митюкову Екатерины Петровну. Она моя землячка, мы из одного села.

Для нас, поколения XXI века, очень важно знать и чтить своих близких, на примере которых нас воспитывают наши учителя и родители.

Цель и задачи исследования

 Я поставила перед собой цель: познакомить сверстников с жизнью и поэзией  Митюковой Екатерины Петровны.

Я поставила такие задачи:

  • просмотреть имеющийся материал в сельской библиотеке;
  • просмотреть имеющийся материал в школьной библиотеке
  • ознакомиться с разными источниками: журналами, вырезками из газет, воспользоваться интернет-ресурсами;
  • найти как можно больше фотографий;
  • встретиться с родственниками, учителями, соседями.
  • проанализировать, систематизировать и обобщить все найденные сведения в работе и выступить с презентацией.  

Гипотеза:

  • В моем селе есть знаменитые люди, живущие или жившие рядом с нами, которые  мало кому известны.

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы и средства:

- Подумать самостоятельно;
- Получить информацию в Интернете;
- Опросить односельчан;
- Наблюдение.

Предмет исследования: жизнь и поэзия Митюковой Екатерины Петровны 

Объект исследования:  Митюкова Екатерина Петровна

Ожидаемые результаты

  • приобретение навыков исследовательской работы;
  • расширений знаний о знаменитых людях нашего села;
  • сохранение  информации;
  • удовлетворенность от общения с родственниками и знакомыми.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный
- проведение анкетирования одноклассников

- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта
- определение названия проекта; обсуждение плана работы; возможных источников информации; ожидаемых результатов.

- выбор способов работы (используемые методы исследования)
2. Поисково-исследовательский (реализация плана)
- работа по сбору информации
- работа с ресурсами интернета
- сбор и систематизация материалов
3. Завершающий

- оформление материалов исследования
- создание презентации и выступление с ней.
- сделать выводы

Поисково-исследовательский этап

Встретилась с родственниками, учителями и друзьями Екатерины Петровны, изучала книги, статьи, очерки, написанные по интересующей теме. Интернет-ресурсы дополнили сведения по данной теме.

Завершающий этап

В результате я систематизировала накопленные знания, оформила их в исследовательской работе, создала электронную презентацию по данной теме.

Обобщая содержание проекта можно сказать, что нам есть, кем гордится, на кого равняться.

Условия для реализации проекта

  • Взаимодействие с родственниками, учителями, соседями при сборе материалов.
  • Использование разнообразных форм исследовательской работы: работа с архивными материалами, воспоминания родственников, изучение литературы по теме.
  • Информационное обеспечение опыта работы (архивные материалы, статьи районной газеты, книг).

Глава II. Основная часть

Родилась Екатерина Петровна в 1934 году в маленькой (из тринадцати дворов) деревушке Шайдорова. Когда началась война, ей исполнилось всего семь лет и самое время  идти учиться, а ей еще ребенку  пришлось работать наравне со взрослыми, так и не научилась читать и писать. Первым учителем для Екатерины Петровны стал ее десятилетний сын.  Он учился в третьем классе. С его помощью она научилась различать буквы и некоторые слова читать по слогам. Из родной деревни Шайдорова уехали всей семьёй при затоплении в 1959 году. Поселились в Юголоке, тут и дом сами строили. Тогда Екатерине Петрове шёл 24-ый год. В Юголоке и осталась жить до наших дней.

В колхозе работала заведующей  фермой, затем работала бригадиром в поле. Трудолюбивая баба Катя не хотела жить в нищете. Помимо работы в колхозе, занималась еще и выделкой шкурок зверей, сама шила шапки, продавала. Исполнилась ее детская мечта – купила гармошку и балалайку. Играть училась на слух, веселила себя, - всех соседей.

В 1997 году 7 мая  в Юголоке был проведён тематический  вечер, посвященный    международному женскому дню 8 марта. На вечере присутствовали женщины разных поколений и те, кому 60, и совсем молодые.

 Все активно участвовали в предложенной программе. Позвучало много песен о любви, о жизни, с удовольствием женщины принимали  участие в конкурсах «Угадай   мелодию», «Знаете ли вы русские пословицы?» « А, ну-ка, бабушки! А  самым зажигательным был  конкурс на лучшую пляску и частушки. Под гармошку Екатерины Петровны плясали все, озорные частушки так и сыпались.

Екатерину Петровну Митюкову односельчане называют просто баба   Катя. Никогда не предполагала баба Катя, что начнет писать стихи. Поэтический дар раскрылся случайно, когда ей пошел уже шестой десяток годов, ходила получать пенсию на почту, а тогда с деньгами было тяжело и деревенские пенсионеры дневали и ночевали в ожидании приезда бухгалтера из Усть –Уды. Баба Катя не любила скучать и начала развлекать односельчан рассказами о жизни, вспоминая  детство, годы войны и переселение. В своих стихах она выражает своё отношение к тому, что видит. Сама не заметила, как с прозы перешла на рифму. Увлеклась этим делом и слушателям понравилось. После этого ее всегда встречали возгласами: «Катя пришла – веселее будет»

Местный библиотекарь Валентина Георгиевна Шипицина, также обратила внимание на неожиданно появившийся в деревне талант. Накануне 50- ой годовщины Победы она попросила бабу Катю написать стихотворение о войне. Баба Катя неделю не спала ночами, волновалась,  9 мая 1995 года она в первые выступила на сцене сельского клуба:

Война закончилась давно

Уж похоронки не идут…

Но смотрят женщины в окно

Домой солдат живыми ждут.

В войну солдаткам доверяли

Хлеба растить и убирать,

И в леспромхозе лес катать,

Детишек малых поднимать…

Солдат на службу уходил,

Жену тяжелую оставил.

Родился на поле сыночек

Среди снопов болотных кочек…

Делились бедами подружки,

Ночами плакали в подушки

Потом слезами умывались

И на работу отправлялись.

Колхозы все в руках держали

И мужиков с войны все ждали

 Не все они домой вернулись

Солдатки, плача, в поле гнулись…

Мужья домой

Как возвращались-

Солдатки рады, улыбались

А тем, что вдовыми остались,

Спросите, сколько им досталось?!

Да кровавая война

Много натворила-

Рано маленьких детей

 К работе приучила…

Не забыть нам той войны

Холод, голод, беды.

Да, нелегкою ценой

Досталась та Победа.

Дебют прошел успешно, и ее наградили бурными аплодисментами.

Так же у бабы Кати есть и стихотворение посвященное встречи с Валентином Григорьевичем Распутины они познакомились когда писатель приехал  в Усть –Уду отмечать  свое шестидесятилетие. А чуть позже он и сам пожаловал в гости к Екатерине Петровне. «Зашел неслышно, - рассказывает баба Катя  – открывается дверь и он входит. Посидели, поговорили по душам. На прощание он меня крепко обнял и сказал, чтобы  продолжала писать стихи». Она и написала:

Я о писатели слыхала,

О встречи с ним давно мечтала,

Когда на пенсию пошли,

Тут и сошлись наши пути.

Он юбилей свой отмечал

И земляков всех навещал,

Когда на родину приехал,

То по пути и к нам заехал.

Смотрю мужчина, как и все,

Родился, рос на Ангаре.

Мы были все там равны – дети.

И жили близко, как соседи.

Он книги пишет, я листаю.

О чем написано не знаю.

И остается помечтать,

Раз не умею я читать.

Но мне подруга так сказала:

«Как ты Распутина не знала?»

Обложку книги посмотри,

Ведь ваш он парень с Ангары.

А я в поселке подрастала,

Где школы не было,- отстала.

Но с ним мы об одном страдаем.

По нашей родине скучаем.

Теперь под старость я хватилась,

Что зря читать не научилась,

Хотела очень наверстать,

Все его книги прочитать.

Можно сказать, она стихами говорит к любому случаю, да и просто сами собой говорятся строки.10 октября 1997 года в ДК «Родник» проводилось мероприятие посвященное «Дню пожилого человека»и специально для этого мероприятия Екатерина Петровна написала стихотворение:

Жили, работали, детей растили,

Думали век будем молодыми,

И старости не боялись.

А она вдруг взяла и подкралась.

Она глядела нам в окно.

Мечтали: не пустим мы ее.

Ведь вскочила на крыльцо

И всем попортила лицо.

Потихоньку в дом вошла:

Вот и молодость прошла.

Сколько от неё мы не скрывались

 Взяла своё и мы ей сдались.

Вы не смотрите на лицо,

Пусть покошено оно,

Веселитесь все равно,

Еще потеряно не все.

У нас сердца старой закалки

Не поддавайтесь ей нахалке

Веселитесь хоть куда,

Какие еще наши года…

Слушать бабу Катю — одно удовольствие, хотя ее стихи все больше о нелегкой жизни сельского труженика. Написаны они бесхитростно, но по вдохновению.

Заключение

В ходе своей исследовательской работы я выяснила, что наше село прославили многие замечательные люди, среди которых и Митюкова Екатерина Петровна или просто баба Катя. Я горжусь, что живу в поселке с таким человеком.

В процессе работы над проектом я научилась работать с разными источниками информации, искать сведения и данные, записывать воспоминания со слов других людей.

Я думаю, что работа принесла пользу не только мне, но и ученикам нашей школы, узнавшим биографию Митюковой Екатерины Петровны. А может быть, если бы не война, если была  бы у Екатерины Петровны возможность учиться, то была бы она знаменитой поэтессой? Так легко складывать стихи дано не многим.  

Вывод

В ходе своей исследовательской работы я выяснила, что наше село прославили многие замечательные люди.

Список литературы

  1. Личный архив семьи Митюковой Е.П.

 

Приложение

                            Анкета для одноклассников
- Кого из знаменитых земляков вы знаете?

- Чем они прославили нашу землю?

- В какой сфере деятельности они прославились?



Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская конференция р.п. Усть-Уда

Математический справочник.

«Моё село Юголок»

                                                                                    Автор: Дроздова Светлана

                                                                                    Ученица  4 класса

                                                                                    МКОУ Юголукская  СОШ

                                                                                    Руководитель: Игнатова Ирина  

                                                                                    Викторовна                                                                                                                                  

                                                                                    Учитель начальных классов

                                                                                    МКОУ Юголукская СОШ

Юголок  2017

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. Основная часть. Исследование объектов нашего села.   …………...4
  3. Выводы  … ……………………………………………………………..5
  4. Приложение…………………………………………………………….6

I. Введение

Я, родилась, живу и учусь в Юголоке.  Название селу было дано по имени речушки Юголок, что течёт в Старом Юголоке. На уроке математике мы составляли  проект «Математический справочник». Я решила составить математический справочник  «Моё село Юголок».

Цели  исследования:

  1. Узнать что такое справочник.
  2. Собрать информацию  о селе и представить её в форме  справочника.

Задачи  исследования:

  1. Определить последовательность проведения исследования.
  2. Выяснить, какие объекты можно взять для составления                                                                                                                 справочника.
  3. Установить их количество.
  4. Определить, чем может быть полезен  мой справочник.

Гипотеза  исследования: Предположим, что в нашем селе есть объекты, которые можно пересчитать и составить о них краткие сведения, значит можно составить справочник.

Методы исследования:

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Спросить у других людей.
  3. Посмотреть в словаре.

                 II. Основная часть. Исследование объектов нашего села.

     Определение последовательности проведения исследования.

  1. Изучение  термина – справочник в толковом словаре. Справочник – средство  обучения чему-либо; получение знаний в какой-либо области - книга, содержащая  краткие  сведения научного, производственного, общественно-политического характера.
  2. В сельской  администрации  я узнала:
  1. что в селе проживает 889 человек.
  2. Нашему  селу 246 лет.
  3.  В Юголоке 10 улиц.
  1. Нашему клубу  41 год. В клубе есть музыкальные инструменты, их 7.  В здании клуба  находится  библиотека в ней 9977 книг.
  2. В селе Юголок есть детский сад «Солнышко»,  его посещают дети от           до 6 – ти лет. У  него  скоро будет юбилей.
  3. Все дети с. Юголок  в свободное время играют на  детских  площадках. Их у нас 9.
  4. В нашем  селе есть почта. Почтальоны  разносят корреспонденцию  по домам, у нас их 2.
  5. У нас  4 магазина: в магазине «Сапфир»  за 1 день бывает около 130 человек;  в магазине «Камелия» за 1 день бывает около  30 человек;  в магазине «Райпо» за 1 день бывает около 30 покупателей; в магазине «Алёна» бывает за  1 день около  10 человек.
  6. На  территории  села   2 здания  школы: начальная  школа  и  средняя.  В начальной школе   учится 5 классов,  а в средней  8 классов. Всего 149 учеников. У нас 19 учителей. Ещё 1 столовая и 1 спортзал.

III. Выводы

Я узнала,  что такое справочник, и какие они бывают. Из  полученных данных  на уроках математики мы составляли  и решали задачки.

   Гипотезу, которую я выдвигала,  подтвердилась,  в нашем селе  действительно есть объекты, которые можно пересчитать и составить о них краткие сведения, значит можно составить математический справочник  «Моё село Юголок».

 

                                                                   IV. Приложение

Математический справочник «Мое село Юголок»

№п\п

Наименование

количество

1.

Село Юголок

246 лет

2.

Количество улиц

10

3.

Население

889 человек

4.

СДК «Родник»

1, возраст  41 год; 7 музыкальных инструментов.

5

Сельская библиотека

9977 книг

6.

Детский сад «Солнышко»

Возраст 49 лет, 2 группы детей, 30 детей.

7.

Детские площадки

9

8.

Почтовое отделение

2 почтальона, 60 лет

9.

Здания школы

2

10

Число классов в начальной школе

5

11.

Число классов в средней школе

8

12.

Всего учеников в школе.

149

13.

Число учителей в школе.

19

14.

Спортзал.

1

15.

Столовая.

1



Предварительный просмотр:

МКОУ Юголукская СОШ

Участие в областном конкурсе «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Номинация «Лучший инновационный  образовательный  проект»

ПРОЕКТ «Внедрение  здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательный процесс»

Игнатова Ирина Викторовна учитель начальных классов. 1квалификационная категория, педстаж 26 лет

Место работы: МКОУ  Юголукская СОШ

Домашний адрес:  Иркутская обл.,

Усть-Удинский район,

с. Юголок, ул.60 лет ВЛКСМ, д.19   кв.2

                                                    Вступление

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Учитель должен  работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника. Только здоровый ребёнок может учиться успешно, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Основной целью моей работы является создание здоровьесберегающего образовательного пространства, где использую педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования  позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся  создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому мною найдены резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных
факторов.
Частое следствие интенсификации – возникновение у обучающихся  состояний
 усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Здоровьесберегающие  технологии реализую на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети  учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают  активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который  приобретается  через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции  на основе воспитания и самовоспитания,  формирования ответственности за свое здоровье.          «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Цель проекта: Создание здоровьесберегающего пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.

 Задачи:

  1. Пропаганда здорового образа жизни. Мотивировать потребность учащихся в здоровом  образе жизни;
  2. Совершенствовать физкультурно-оздоровительные, медико-гигиенические, психолого-педагогические технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  3. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний; Организовать деятельность класса и родителей обучающихся.
  4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем  ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.

Я проработала  в школе 26 лет и  проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительских собраниях проводила  беседы на “здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.

Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности.

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать Здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь, к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

При использовании  технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение  показателей  заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и  педагогическом  коллективах, активное  приобщение родителей школьников к работе по укреплению  их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых  целенаправленно  занимаются здоровьем  своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию  В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики.

Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал , подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

В течении учебного года были проведены такие мероприятия как :

  • конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода наши  лучшие друзья»
  • изготовление медальонов (для профилактики гриппа, из киндер сюрпризов начинка-чеснок)
  • Конкурс «Мойдодыр»
  • Экскурсия в библиотеку «Мы за здоровый образ жизни»

Заключение

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии в учебном процессе позволяет обучающимся: ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья, раскрываются творческие способности . Мне, освоив эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

  Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и  укреплять своё здоровье, если будем своим  примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие  поколения будут здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.




Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Юголукская  средняя общеобразовательная школа

Тема проекта  

«Зимующие птицы»

                                       С. Юголок

Цель исследования: изучить зимующих птиц в окрестности села Юголок.

 

Предмет исследования: зимующие птицы.

 

Объект исследования: ворона черная, синица большая, дятел, воробей домовой, воробей полевой.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования определили следующие задачи:

1. Изучить нужную литературу по проблеме.

2. Заинтересовать учащихся нашей школы в изготовлении, развешивании кормушек для птиц с целью подержания жизни зимующих птиц в трудный зимний период.

I.Введение. Неоценима польза пернатых помощников: веселят песнями, изумляют ярким оперением, завораживают красотой полета, помогают сохранить от вредителей урожай. В Иркутской области отмечено пребывание 423 видов птиц. Многие из них улетают на зимовку в теплые края. Некоторые пернатые путешественники залетают в Восточную Сибирь во время миграции и живут до весны в лесах, переживая долгую полярную ночь.

Но есть и такие птицы, для которых не нужны дальние странствия, в любое время года радуют нас своим присутствием.

Трудно приходится птицам зимой, толстым снежным покровом укрыты леса и поля, суровые морозы сковывают землю.

Не пожалейте для птиц горсти семечек и ягод!  

Мы решили более подробно  познакомиться с птицами, которые зимуют в окрестностях села Юголок. Заинтересовать учащихся нашей школы, чтобы они подкармливали птиц в зимнее время.

II. Основная часть. Возвращаясь из школы и во время прогулок, мы наблюдали за птицами, которые обитают в зимний период в окрестностях нашего села.

В школьной библиотеке мы подобрали нужную литературу. Изучили  статью Юрия Карпова «Зимующие птицы Восточной Сибири» в журнале «Сибирячок» № 1, 2008 года.

И нашли описание и повадки птиц, которых видели в окрестностях нашего села и прилетающих к нашим кормушкам. Давайте более подробно познакомимся с ними.

        

Ворона черная

Сестра ворона отличается меньшими размерами и более звонким голосом.

Большими стаями кочуют черные вороны в осенне-зимний период, перелетая с места ночевки на дневную кормежку, оглашая окрестности громким карканьем. Распространена птица в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Разоряют вороны гнездовья птиц, уничтожают мелких животных и детенышей зверей. В пищу употребляют как  растительные, так и животные корма, отдавая предпочтение последним. Вороны охотно селятся по соседству с человеком. В населенных пунктах питаются отходами пищевых продуктов.

На оживленных улицах и в городских парках строят гнезда, располагая их в кронах деревьев. Материалом  для гнезда служат ветки, проволока, куски ткани, обрывки веревок, бумага, трава. Центральную часть утепляют шерстью. Каждый год  строится новый дом, а старые гнезда используют для жилья некоторые совы и мелкие соколы. Кладка вороны- от трех до пяти голубовато – зеленых с бурыми пятнами яиц. В конце июня молодые птицы уже на крыле.

                

Синица большая

Синица большая – доверчивая и красивая птица. На ее черной головке выделяются белые щечки, желтое брюшко перевязано черной ленточкой – уздечкой. Первой извещает нас синица о приходе весны своей звонкой песней из двух нот: «ци – фи», «ци – фи». Она обычная гостья у кормушки в зимнее время года. Любит семечки и несоленое сало. Летом же кочует по лесам. Для выведения потомства синица большая использует дупло или другое укрытие. Строительным материалом для гнезда являются травинки, мох, перья и шерсть. В кладке у птички более десяти яиц, и, чтобы прокормить свое прожорливое потомство, родителям приходится приложить много усилий. За сезон бывает две кладки. Синицы приносят несомненную пользу, питаясь различными насекомыми, среди которых много вредителей.

Для привлечения птиц в садах развешивают

скворечники, и тогда зеленые насаждения  круглый год находятся под защитой наших пернатых друзей.

Дятел.

 

Лесная птица, ведущая древеснолазающий образ жизни. Дятлы свободно передвигаются по стволу дерева, цепляясь когтями за неровности коры. Ноги короткие с сильными пальцами: два пальца направлены вперед, два назад. Перья хвоста упругие, опахало сужаются к вершине. Хвост такой формы является дополнительной точкой опоры при лазании по стволам. Прямой сильный клюв, острый язык помогает птице вынимать семена из шишек, отыскивать и извлекать насекомых из коры и древесины.

Большой пестрый дятел наиболее распространен. Верх головы, спина и крылья черные, брюшная сторона белая с охристым налетом. Подхвостье и затылок красный, у самки красное пятно на затылке отсутствует. Черный дятел имеет оперение черное. У самца красная шапочка на темени и на затылке, а у самочки – только на затылке.

Седой дятел размером чуть больше Большого пестрого дятла. Общий тон окраски – серовато - оливково- зеленый. Голова сероватая. У самца на лбу и передней части темени красное пятно, а у самочки красный цвет отсутствует.

Дятлы – птицы оседлые, то есть живут в наших лесах  постоянно, совершая кормовые миграции. Зимой перемещаются в сосновые леса. Об этом свидетельствуют «кузницы» дятлов, ворох отработанных сосновых шишек у отдельных деревьев. Летом дятлы питаются сами и выкармливают птенцов различными насекомыми, которых больше  в    смешанных лесах. Чем больше стволовых вредителей, тем больше дятлов на этом участке леса. В марте в солнечные дни в лесу можно слышать барабанную трель. Самец выбирает сухое дерево и долбит по нему. Это его брачная песня. Гнездятся в дуплах.

        

Воробей полевой.                                        

Воробей относится к семейству воробьинообразных. Мелкие воробьиные птицы составляют основу пернатого населения холодный период года благодаря своей численности и большому разнообразию видов. Многие из них зимой держатся от морозов. С наступлением тепла возвращаются в исконные места обитания для размножения.

Самой распространенной птицей по праву считают воробья. Его можно встретить практически во всех климатических зонах Евразии. Это общительные стайные птицы, извещающие о своем присутствии веселым чириканьем.

Главное отличие полевого воробья – черная отметина на белой щеке. Общий фон окраски коричневый, с более светлым низом. Селится в различных постройках человека, искусственных гнездах, дуплах деревьев, расщелинах скал и других укрытиях. Не любит многоэтажных застроек и центров крупных городов. Гнездо воробья объемное, с большим количеством строительного материала, состоящего из растительных волокон перьев и шерсти. В кладке обычно пять бурых скрапом яиц. За летний период может появиться до трех выводков. Воробьи своих птенцов выкармливают насекомыми – вредителями, сохраняя урожай полей и огородов, чем приносят огромную пользу. Осенью и зимой питаются преимущественно семенами сорных растений. Собираются большими стаями и широко кочуют по окрестностям.

                

Воробей домовой.

Самка домового воробья отличает каштановая бровь и черный «галстук». Самка совсем не похожа на своего избранника, окраска ее серовато – бурая с коричневыми продольными полосками на крыльях. Она немного крупнее размером и более агрессивного нрава. Притесняет полевого воробья в местах совместного пребывания. Домовые воробьи обитают только в населенных пунктах по соседству с человеком. Ведут групповой образ жизни, пары селятся на незначительном расстоянии. Гнезда располагаются в различных укрытиях, пустотах деревянных и каменных зданий, искусственных гнездах. Для строительства употребляют стебли растений, перья и другие мягкие материалы. За лето домовые воробьи высиживают несколько кладок, до пяти яиц в каждой. Птенцы выкармливаются насекомыми. Взрослые птицы употребляют насекомых, зерновой корм, подбирают крошки на улицах. Замечено расклевывание мясных продуктов на продовольственных рынках.  

III. Заключение и выводы.

 Короток зимний день, и каждая птаха старается запастись энергией на долгую зимнюю ночь. Развешивая кормушки, подкармливая и оберегая птиц, привлекая на приусадебные участки пернатых помощников, мы охраняем будущий урожай от полчищ вредителей.

При бережном и внимательном отношение к братьям нашим меньшим мы сохраним красоту природы, станем духовно ближе к ней и сбережём для потомков этих прекрасных птиц. За время наблюдения нами отмечено большое разнообразие птиц, обитающих на исследуемой территории. Подкорм птиц в кормушках имеет большое значение для птиц. Это подтверждает анализ их поведения.

Во время проекта мы получили много новых знаний и научились правильно вести наблюдения.

Отрывок из стихотворения  К.К.Случевского «Наши птицы»

Наши обычные птицы прелестные,

Галка, ворона да вор- воробей!

Счастливым странам не столько известные,

Сколько известны отчизне моей…

Ваши окраски всё серые, чёрные,

Да и обличьем вы очень просты:

Клювы как клювы, прямые, проворные,

И без фигурчатых перьев хвосты.

В непогодь, вьюги, буруны метелицы

Все вы, голубчики, тут, подле нас,

Жизни пернатой невесть что – безделицы,

Вы утешаете сердце подчас.

Литература.

1.Детский журнал «Сибирячок» №1, 2008г. Иркутск, Оперативная типография «На Чехова».

2.А.И.Никишов Животные. Учебник для 7-8 классов средней школы. Москва «Просвещение» 2002г.

3. Времена года. Русские поэты о родной природе.

Составитель Н.Г.Павлов. Лениздат.1985г.