Мои выступления ...

Игнатова Ирина Викторовна

Духовно - нравственное воспитание учащихся как основа  формирования личности.

Системно-деятельностный подход к обучающимся.

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение человека к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для становления личности имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Таким образом, личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек - продукт общественного развития определенной исторической эпохи с присущими ему индивидуальными биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек - не только личность, но и организм. Поэтому личность - это человек как носитель сознания.

В значительной мере качества формируется под влиянием семьи и общества и это формирование начинается с самого рождения ребенка.

Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

Происходящие несколько лет назад в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние учащихся. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;

- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;

- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию;

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих обществе систем духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями и ориентировано на создание условий для гармонизации двух составляющих личности – духовности и нравственности. Предпосылками интеграции духовного и нравственного воспитания стали взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность», духовных способностей и нравственных качеств личности, духовного состояния человека и его деятельности, необходимость модернизации нравственного воспитания средствами духовного в соответствии с требованиями времени.

Сейчас, уже на протяжении нескольких лет ведется большая работа по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся на разных уровнях. Проводятся семинары и  внедряются программы. Мне хотелось бы остановиться на проблеме формирования личности учащихся в рамках духовно-нравственного воспитания в нашей школе.

Система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет наряду с общеобразовательной школой и, по-моему, в большей степени, значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.По большому счету духовно-нравственный аспект воспитания пронизывает взаимодействие преподавателей и детей по всем специализациям как на индивидуальных занятиях, так и в групповых и коллективных формах.

Таким образом, в повседневном учебном процессе у ребенка невольно формируются такие качества его личности как индивидуальность, креативность, самостоятельность, темперамент, внимательность, настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Еще одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: разрушение нравственных представлений о семье, повреждение устоев семьи, утрачивание восприятия родительства и детства, деформация семейного воспитания, явления многочисленных проблем детства (чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения).

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. В современном мире и для  мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей порой не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

В нашей школе накоплен значительный опыт взаимодействия преподавателей и родителей для повышения качества воспитательного процесса, который оказывается более продуктивным, когда его организаторы – преподаватели и родители хорошо себе представляют, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, каковы успехи и трудности. Используются разные формы связи – встречи и беседы, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки для родителей, отчетные концерты, совместное проведение мероприятий, контакты по телефону. Тем самым решается вопрос не только с информационной точки зрения, но и невольно меняется быт семьи. Даже очень занятые или безразличные родители под воздействием комплексной организации системы преподаватель-родитель-ученик перестает быть отчужденным от проблем своего ребенка. А в семьях, где отношения имеют здоровую основу, у детей развиваются такие качества личности как дружелюбие, внимательность, открытость, уважение, ответственность и т.д. Нравственный мир ребёнка сложен, изменчив, находится в развитии. Моя задача состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, найти такие пути и средства, которые помогут решить конкретные вопросы духовно-нравственного воспитания личности школьника, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. В своей воспитательной работе я учитываю, что дети очень различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках и классных часах. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Для младшего школьного возраста это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? В своей работе я использую чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг. Это помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Оцениваю на уроке не только знания учебного материала, но и поощряю проявление детьми нравственных поступков и отношений. Несколько изменяю организацию учебных занятий: снимаю излишне строгую регламентацию поведения детей, создаю в течение урока ситуации, в которых была бы возможность для групповой, парной работа. Такая форма организации работы создаёт условия для проявления уступчивости, товарищества, желания найти компромисс.

Таким образом, из моих слов можно сделать вывод о том, что на формирование личности учащегося и лучших ее качеств через духовно-нравственное воспитание в нашей школе целенаправленно или опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, эффективном использовании объективных возможностей искусства, как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, а также дифференцированного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юголукская средняя общеобразовательная школа

Выступление на районных педагогических чтениях

 

                    Тема: «Системно-деятельностный подход  к обучающимся»    

                       

Игнатова Ирина Викторовна

Учитель начальных классов

МКОУ Юголукская СОШ

I квалификационная категория

                           Системно - деятельностный подход   к  обучающимся

Деятельностный  метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится  активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной  деятельности школьника. Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным .

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.  

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход  от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта   второго поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

        И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению. Это можно сделать только с помощью действия.

        Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а,  добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  1. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  1. Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе и т.д.).

  1. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).

  1. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.

  1. Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбор.

  1. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

  1. Принцип сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приёмов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; вырабатывать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу.

  1. Принцип наглядности обучения вытекает из того, что наглядность выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если он основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

  1.  Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определённой  системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения.

  1. Принцип прочности обучения реализуется, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий6 первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое ,осмысление проделывали определённую работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.

  1. Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

  1. Суть принципа  доступности заключается в необходимости учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложнённости и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

  1. Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников  использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию условно можно распределить на четыре группы:

        - уроки открытия нового знания;

        - уроки рефлексии;

        - уроки общеметодологической направленности;

        - уроки развивающего контроля.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции учителя ученику.
  2. Систематическое обучение детей осуществлению рефлексивного действия (умение оценивать свою готовность, обнаруживать нехватку знаний, находить причины затруднений и т.д.).
  3. Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности обучающихся.
  4. Владение учителем технологией диалога, обучение школьников умению ставить вопросы.
  5. Эффективное сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения, использование заданий, побуждающих детей работать творчески.
  6. Четко заданные  критерии самоконтроля и самооценки.
  7. Осмысление учебного материала всеми учащимися, использование учителем специальных приемов для достижения этой цели.
  8. Оценивание реального продвижения каждого ученика, поощрение за минимальные успехи.
  9. Планирование коммуникативных задач урока.
  10.  Понимание выражаемой учеником позиции, иного мнения, обучение корректным формам его выражения.
  11.  Атмосфера сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта на уроке.

Системно-деятельностный  подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов  деятельности.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети добывают их сами в процессе  самостоятельной исследовательской деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот,  из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. Для учителя это означает, что он должен решать задачу формирования у обучающихся  умения осуществлять деятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С.Выготский  «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно  движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Учителя волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

Системно-деятельностный подход, включающий в себя следующую последовательность деятельностных шагов, дает ответ на вопрос «Как учить?»:

- наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение способа действия позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

- формирование у школьников  умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- рефлексия;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, для успешного  протекания учебной деятельности  необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

В чём же сущность деятельностного подхода?         

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

 Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской  работы. Они становятся маленькими  учёными, делающие своё собственное открытие.

Моя задача состоит в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Организую проектную или исследовательскую работу детей.

 Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность я  учитываю следующие моменты:

  • связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планирую  урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • оцениваю  достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Развиваю у школьников  такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Таким образом, учебную  деятельность  на уроке организую  с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Принцип деятельности в процессе обучения  по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Моя  задача  – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

При системно-деятельностном  подходе в обучениия  использовала  следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);

г) самооценка

Реализация деятельностного метода  обучения  опирается на методы:

Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, которая и закладывается на начальном этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться. Умение учиться – это полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности. Деятельность учащихся на уроке должна требовать от него усилия, размышления, поиска. В этом случае ученик получает право на инициативу, самостоятельность, имеет возможность исправлять свои ошибки. И именно для этого я использую проблемное  обучение. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения. Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

   Совершенствование процесса обучения определяется моим  стремлением активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

    Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

    Я использую в своей педагогической деятельности основные элементы проблемной ситуации это  вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

    Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий. Через проблемную ситуацию, проблемный вопрос учащиеся могут сформулировать тему урока. Проблемное обучение предполагает инициативу, самостоятельность, творчество, т. е. активную «исследовательскую» деятельность учащихся. Некоторые дети за ранее смотрят, что будем изучать на следующий день. Для этого я использую  методические приемы создания проблемных ситуаций.

-   подвожу  школьников к противоречию и предлагаю  им самим найти способ его разрешения;

-сталкиваю противоречия в практической деятельности;

-излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагаю  классу рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждаю  обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-ставлю конкретные вопросы;

-определяю  проблемные теоретические и практические задания;

-ставлю проблемные задачи.

Учебные предметы: русский язык и окружающий мир практически всегда начинаются с проблемного вопроса или ситуации. При решении этих вопросов учащиеся высказывают свою точку зрения, пытаются её обосновать,  используя в речи слова «я думаю…», «я считаю…», «я согласен…» . В ходе выполнения, заданий, упражнений я  предлагаю  учащимся сделать вывод, а затем сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом в учебнике.

Весь курс изучения математики выстраиваю на деятельностном методе обучения. На уроках   работу над новым материалом организую  следующим образом: в начале,  как правило, ставлю  проблему, задачу или вопрос, на которые надо найти ответ в ходе коллективного обсуждения. В ряде случаев этому способствуют простые, доступные упражнения подготовительного характера. Приведу пример. Особое место в системе упражнений занимают упражнения, которые носят ярко выраженный развивающий характер. Выполнение этих упражнений требуют от ребёнка проявления самостоятельности мышления, смекалки, умения рассуждать.

В учебном материале некоторых предметов, а я работаю по УМК «Школа России»: математике, русском языке, литературном чтении, окружающем мире, технологии, информатике достаточно проектов. Деятельность учащихся направлена на выполнение учебных проектов.Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

    Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

    Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

 В заключение своего выступления мне хотелось бы отметить, что роль учителя становится иной, так как современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Резко возросла информированность детей.    Поэтому учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора учебной деятельности, учитель не преподносит истину, а учит её находить. Таким образом, применение приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Во внеурочной деятельности:

  • Участие в  творческих конкурсах: «Я рисую выборы» (грамоты), «Дети о лесе» (Сертификаты), «Подарок для Деда Мороза», «Сохраним богатство Приангарья от пожаров» (Грамоты), «Полицейский  дядя Стёпа» (благодарности), Всероссийский конкурс «Сказки-чудо», «День настоящих мужчин» (дипломы), «Город, в котором я живу», «День птиц», «Поклонимся Великим тем годам».
  • Проект «Телешкола»
  • Интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады «Львёнок»(дипломы з степени и сертификаты), «Умка» (сертификаты), «Олимпусик», «Маленькие секреты великого и могучего языка».

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход к обучающимся «Великая цель образования – это не знания, а действия.» Герберт Спенсер

Слайд 2

Деятельностный подход это процесс формирования деятельностных способностей, при котором одной из основных педагогических задач является создание условий для деятельности учащихся. Процесс учения – это и есть процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом .

Слайд 3

Системно-деятельностный подход

Слайд 4

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у младших школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Слайд 5

Ученик превращается в субъекта, при этом на уроке возникает ситуация, в которой ученик и учитель взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Но для того, чтобы ученик мог работать самостоятельно, учитель должен сконструировать такую ситуацию, в которой дети обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Слайд 6

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы активная познавательная коллективная деятельность оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой

Слайд 7

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3.Постановка учебной задачи. 4.Построение проекта деятельности выхода из затруднения детьми нового знания. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой и проверкой 7.Включение в систему знаний и повторение (итог)

Слайд 8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 9

« Содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом – организация совместной учебной деятельности школьников, а продуктом развития – главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту» В.В.Давыдов:



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема    творческого  отчёта

“Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста».

Эпиграфом  своей  работы  я  выбрала  высказывания  Л.Н.Толстого «Если  ученик  в  школе   не  научился  сам  ничего  творить, то  и в жизни  он  будет  только подражать, копировать, так  как  мало  таких,  которые  бы, научившись  копировать, умели  сделать  самостоятельное  приложение  этих  сведений».

Актуальность темы  “Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, глубокие знания, способных самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, и существующей системой образования, не нацеленной пока на развитие творческих качеств личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей. Громов Е. С.   в своей работе «Дифференцированный подход в обучении творческой деятельности учащихся младших классов» отмечает, что актуализация творческого потенциала младших школьников – это деятельность педагога и учащихся, обеспечивающая переход совокупности творческих способностей и психических новообразований младших школьников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, в результате побуждающая учащихся к проявлению и  развитию творческой индивидуальности на уроках в начальной школе.

Развитию творческих способностей учащихся на уроках, кружках, факультативах  будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:

- развитие творческого мышления;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческой деятельности.

Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности  и развития творчества. Поставлены следующие задачи:

1. Определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и внеурочной деятельности.

2. Выявить уровень развития творческих способностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности.

   Способностями   называются   такие   психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью .

 Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе.

   В отличие от характера и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. К.К. Платонов дает следующую формулировку понятию "способность":

Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

Психология,  отрицая  тождество  способностей  и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной   деятельности.   Только   в   процессе специального обучения  рисунку  и  живописи  может выясниться, есть ли у обучающегося способности к ним. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Таким образом,    способности    —    это    индивидуально психологические   особенности   личности,   являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие   различия   в   динамике   овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на её освоение, то это даёт основание сделать вывод  о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.

    Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности). Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых   свойств    личности,    которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов  в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения  и  запоминать.  Ведь  каждое элементарное   проявление   этих   способностей   есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое — и даже может стать соответствующим навыком.

Специальные  элементарные  способности  —  это способности,  присущие  уже  не  всем  людям,  они предполагают   определенную   выраженность   каких-то качественных сторон психических процессов.    

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Эти способности чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

        Учебные и творческие способности– отличаются друг от друга. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Существуют способности к общению, взаимодействие с людьми, предметно - деятельностные, или предметно – познавательные. К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции), межличностное восприятие и оценивание людей, социально – педагогическая адаптация к различным ситуациям: входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

Высокий уровень развития способностей называют талантом.

Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.

Способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:  

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).  

  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).  

  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

В педагогике под  творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму "специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.

Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий обходимое условие педагогического уровня организации творчества.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Ученые и педагоги, считают, что  компонентами творческого потенциала человека являются следующие способности.  

1. Способность рисковать.  

2. Дивергентное мышление.  

3. Гибкость в мышлении и действиях.  

4. Скорость мышления.  

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.  

6. Богатое воображение.  

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.  

8. Высокие эстетические ценности.  

9. Развитая интуиция.  

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе

 Для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.

Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить: оригинальность, беглость, смысловая завершенность,  эмоциональность.

Еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.  Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне  частей системы  и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.  

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в младшем школьном возрасте:  

1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающуюся во времени;  

2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.  

Вторым направлением формирования творческих способностей является развитие творческого воображения.  

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.  

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.  

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Вывод: В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.

Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную с взрослыми деятельность. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.  

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.  

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. В  трудовой  деятельности  развиваются  все  стороны  индивидуальности  ребёнка. Ведь  работа  должна  быть  выполнена не  только  грамотно  и аккуратно, но  и оригинально, эстетично.

Развитие    творческих  способностей в основном  реализую  на  уроках  технологии. ИЗО, литературного чтения и на занятиях внеурочной деятельности- это кружки: «ИЗО и художественный труд», «Волшебный мир народного искусства». Делая  что – либо  своими  руками, дети  развивают  внимание  и память, приучаются  к аккуратности, настойчивости  и терпению. 

Таким образом, я  предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей в целом, что  способствует  эффективности данных занятий.

Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей  развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.

Мои воспитанники участвовали в следующих конкурсах:

№п/п

Ф.И. обучающегося

Название конкурса

Уровень конкурса

Результат

1

Дроздова Света

«Сказки-чудо»

Всероссийский

Сертификат

2

Иванова Алёна

«Сказки-чудо»

Всероссийский

Сертификат

3

Облизанова Альбина

«Сказки-чудо»

Всероссийский

Сертификат

4

Дроздова Света

«Дети о лесе»

Региональный

Сертификат

5

Иванова Алёна

«Дети о лесе»

Региональный

Сертификат

6

Облизанова Альбина

«Дети о лесе»

Региональный

Сертификат

7

Дроздова Света

«Полицейский Дядя Стёпа»

Региональный

Грамота

8

Иванова Алёна

«Полицейский Дядя Стёпа»

Региональный

Грамота

9

Облизанова Альбина

«Полицейский Дядя Стёпа»

Региональный

Грамота

10

Тимофеев Стас

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

11

Облизанова Аля

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

12

Дроздова Света

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

13

Михеев Андрей

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

14

Лонюк Вика

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

15

Майоров Марк

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

16

Дроздова Вероника

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

17

Довганёв Саша

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

18

Крючков Игорь

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

19

Иванова Алёна

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

20

Рогов Ваня

«Подарок для деда Мороза»

Региональный

Сертификат

21

Иванова Алёна

«Свет любимых глаз»

Муниципальный

Участие

22

Дроздова Света

«Свет любимых глаз»

Муниципальный

Участие

23

Иванова Алёна

«Сохраним богатство Приангарья от пожаров»

Региональный

Грамота

24

Дроздова Света

«Сохраним богатство Приангарья от пожаров»

Региональный

Грамота

25

Иванова Алёна

«Сохраним богатство Приангарья от пожаров»

Регтональный

Грамота

26

Дроздова Света

«Мы рисуем выборы»

Муниципальный

Грамота

27

Иванова Алёна

«Мы рисуем выборы»

Муниципальный

Грамота

28

Тимофеев Стас

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

29

Бережных Сергей

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

30

Иванова Алёна

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

31

Дроздова Света

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

32

Лонюк Вика

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

33

Порова Надя

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

34

Распутина Оля

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

35

Облизанова Аля

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

36

Михеев Андрей

«День птиц»

Всероссийский

Диплом

37

Дроздова Света

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

38

Бережных Сергей

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

39

Иванова Алёна

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

40

Дроздова Света

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

41

Лонюк Вика

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

42

Порова Надя

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

43

Распутина Оля

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

44

Облизанова Аля

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

45

Михеев Андрей

«Мой любимый город(село)»

Всероссийский

Диплом

46

Бережных Сергей

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

47

Дроздова Света

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

48

Иванова Алёна

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

48

Облизанова Аля

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

50

Лонюк Вика

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

51

Порова Надя

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

52

Распутина Оля

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

53

Майоров Марк

«23- февраля-день настоящих мужчин»

Всероссийский

Диплом

54

Майоров Марк

«Поклонимся великим тем годам»

Региональный

Участие

55

Дроздова Света

«Поклонимся великим тем годам»

Региональный

Участие

56

Облизанова Аля

«Поклонимся великим тем годам»

Региональный

Участие

57

Бережных Сергей

«Поклонимся великим тем годам»

Региональный

Участие

58

Лонюк Вика

«Поклонимся великим тем годам»

Региональный

Участие

59

Тимофеев Стас

«Крупяная фантазия»

Всероссийский

Диплом

60

14 участников

«Крупяная фантазия»

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на педсовете Доклад на тему: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста» Учитель начальных классов : Игнатова Ирина Викторовна