Методическое объединение учителей естественно-математического цикла

Федорова Ирина Михайловна

План работы, протоколы заседаний, выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа самообразования преподавателя

Федоровой И.М.

  1. Паспорт программы

Наименование программы: Технологии работы с информацией при изучении профессиональных модулей.

Разработчик программы: Федорова Ирина Михайловна, преподаватель спец.дисциплин.

Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетенции преподавателя.

Задачи программы:

- приобретение преподавателем новых педагогических знаний;

- изучение и использование преподавателем в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

- изучение и использование преподавателем на практике современных способов диагностики успешности обучающихся;

- участие преподавателя в инновационной деятельности;

-обобщение и распространение своего педагогического опыта.

Срок реализации программы: 2020-2023 г.

Разделы программы:

1.Информационная справка об авторе программы самообразования

1. Фамилия, имя, отчество, год рождения:   Федорова Ирина Михайловна, 1967г.

2. Образование:1989год, Смоленский областной институт им.К.Маркса; математика с дополнительной специальностью физика; учитель математики и физики

3. Стаж педагогической работы: 33 года

Стаж работы в данной должности: 33 года

Стаж работы в данной образовательной организации: 29лет

4. Информация о наличии учёных званий, почётных званий и наград: Почетная Грамота Министерства образования и науки РФ – 2006г

7. Награды:

- Грамота Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области29августа 2019г.

- Благодарственное письмо Губернатора Смоленской области 2 октября 2020года

- Диплом призера (3место) регионального этапа Всероссийского конкурса «Мастер года» Смоленск 2021

- Диплом эксперта V, VI открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Смоленской области (2020,2021г.)

- Диплом за активное участие в работе XLIХ Международных Общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А.Гагарина, проводимых на родине первого космонавта в городе Гагарине Смоленской области 2022г.

- Грамота за, активное участие в работе XLIХ Международных Общественно-научных чтений, посвященных памяти Ю.А.Гагарина, за организацию исследовательской деятельности учащихся (студентов), популяризацию достижений мировой космонавтики 9-12 марта 2022года

- Благодарность  за участие в проведении Всероссийских проверочных работ для обучающихся по образовательным программам СПО в роли ответственного организатора, Москва 2021г

8. Квалификационная категория: высшая

9. Прохождение курсов повышения квалификации:

Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО в объеме 36 часов по дополнительной профессиональной программе  «Проектное управление в деятельности профессиональной образовательной организации», (Удостоверение 672400913060 рег.номер 58581  от 27.03.2020 )

            -Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» по программе «Основные вопросы и практические рекомендации по организации и внедрению инклюзивной среды для образовательных организаций» в объеме 72 часов (Удостоверение 770400313320  рег.номер 019926-ПК от 27 марта 2020г.)

- Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО в объеме 24 часов по дополнительной профессиональной программе  «Эффективные практики реализации основных и дополнительных программ естественнонаучного профиля в школах, расположенных в сельской местности и в малых городах ( (Удостоверение расположенных в сельской местности и в малых городах (Удостоверение 672400918412 рег.номер63933  от 17.11.2020 )

- Повышение квалификации по программе "Эксперт демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия"  в WorldskillsAcademy (Свидетельство номер 0000088151 от 26мая 2021года)

           - Повышение квалификации в центре платных дополнительных образовательных услуг ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж» по дополнительной профессиональной программе «От пандуса до учебных мини-фирм» в объеме 72 часов (Удостоверение 000001276 рег.номер 1296 от29.10.2021г.)

           - Повышение квалификации в АНО ДПО МИЦ по дополнительной профессиональной программе «Особенности проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2023 году» в объеме 18часов (Удостоверение 773103011014 рег.номер МПК202105942 Москва от 03.11.2022)

2.Обоснование программы

Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают образование. Которое вынуждено и должно изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества.

Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на освоение обучающимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Это обязывает преподавателя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становится важнейшим условием решения задач, стоящих перед современным образованием. Обеспечение постоянного и непрерывного обучения преподавателя – главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование преподавателя. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности преподавателя в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Самообразование – средство развития преподавателя, повышение его профессиональной компетенции. Необходимость повышения квалификации диктуется, с одной стороны, самой спецификой преподавательской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны – реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к личности преподавателя, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление преподавателя к постоянному повышению своей профессиональной компетенции, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования.

Становление профессионализма – процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности преподавателю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою педагогическую базу.  Этот процесс должен быть не стихийным, а носить систематический характер. Применение такого подхода способствует осознанию преподавателем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей.

3.Принципы реализации программы

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:

-всеобщность;

-непрерывность;

-целенаправленность;

-единство общей и профессиональной культуры;

-взаимосвязь и преемственность;

-доступность;

-вариативность.

4.Направления, содержание и формы реализации программы

Профессиональное образование осуществляется по следующим направлениям:

-систематическое обучение;

-профессиональное общение;

-практика;

-индивидуальная работа.

Систематическое обучение предполагает регулярное обучение на проблемных и квалификационных курсах, посещение методических семинаров.

Профессиональное общение предполагает, что преподаватель, используя свои знания, приобретенные в процессе обучения, информирует своих коллег на заседаниях ПЦК, методических советах, производственных совещаниях о новых идеях, подходах, педагогическом опыте, проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер-классы с показом эффективных приемов работы с обучающимися.

Практика предполагает деятельность по повышению квалификации тесно связанную с образовательным процессом, в ходе которого преподаватель имеет возможность ежедневно на практике закреплять свои теоретические знания, приобретать новый опыт и использовать его в дальнейшей своей деятельности. Практика позволяет получать и развивать свой опыт, совершенствоваться и профессионально развиваться.

Индивидуальная работа предполагает самостоятельную работу преподавателя в плане повышения своей квалификации. Это зависит от индивидуальных личностных особенностей преподавателя, от тех проблем и затруднений, которые педагог видит и конечно же от целей, задач, приоритетов, которые определены образовательным учреждением.

5. Примерный план реализации программы

Направления

Планируемые мероприятия

Сроки

1

2

3

Систематическое обучение

Обучение на курсах повышения квалификации:

- Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО в объеме 36 часов по дополнительной профессиональной программе  «Проектное управление в деятельности профессиональной образовательной организации»;

- Повышение квалификации в ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» по программе «Основные вопросы и практические рекомендации по организации и внедрению инклюзивной среды для образовательных организаций» в объеме 72 часов

- Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО в объеме 24 часов по дополнительной профессиональной программе  «Эффективные практики реализации основных и дополнительных программ естественнонаучного профиля в школах, расположенных в сельской местности и в малых городах ( (Удостоверение расположенных в сельской местности и в малых городах - Повышение квалификации по программе "Эксперт демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия"  в WorldskillsAcademy

           - Повышение квалификации в центре платных дополнительных образовательных услуг ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж» по дополнительной профессиональной программе «От пандуса до учебных мини-фирм» в объеме 72 часов

           - Повышение квалификации в АНО ДПО МИЦ по дополнительной профессиональной программе «Особенности проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в 2023 году» в объеме 18часов

Обучение на методических семинарах:

- общеколледжных

Март 2020 уч.г.

Ноябрь 2020

Май 2021

Октябрь 2021

Ноябрь 2022

Педагогическое общение

- доклад на заседании ПЦК «Патриотическое воспитание обучающихся»

- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- посещение учебных занятий  коллег;

- руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся;

- участие в работе жюри общеколледжных конкурсов проектов, проводимых ПЦК

2019-2020уч.год.

в течение учебного года

согласно плану работы ПЦК экономики и перевозок

Практика

- участие в работе рабочей группы по разработке примерных рабочих программ по профессиональным модулям ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования (углубленная подготовка);

-разработка рабочей программы по учебной дисциплине «Математика» по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»;

-разработка рабочей программы по учебной дисциплине «Математика» по специальности 49.02.02. Физическая культура

- изучение и внедрение в практику работы современных педагогических технологий;

- разработка программы по развитию способностей обучающихся на уроках математики;

- руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся .

июнь 2020г.

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

в течение учебного года

Индивидуальная работа

-  подготовка к выступлениям на заседаниях ПЦК, совещаниях, семинарах;

- разработка собственных сценариев учебных занятий, наглядных пособий, компьютерных презентаций, дидактических материалов;

- изучение новейшей методической литературы;

-изучение нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования, локальных нормативных правовых актов образовательной организации.

Ежегодно

В течение учебного года

6.Сроки реализации программы: 2020-2023 учебный год

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы

Ожидаемые результаты:

-приобретение знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

-осознание самообразования как необходимой деятельности, готовности к самообразованию и самосовершенствованию.

Критерии оценки эффективности реализации программы:

-знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и субъекта РФ по организации системы образования;

-знание и активное использование современных педагогических технологий;

-использование в работе компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;

-активное участие в научно-исследовательской работе;

-удовлетворенность собственной деятельностью;

-готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Методы оценки эффективности реализации программы:

-самоанализ;

-самонаблюдение;

-самодиагностика с использованием следующих методик:

1) «Лист самооценки педагога» (В.М.Лизинский);

2) «Карта педагогической готовности» (В.М.Лизинский);

     3) «Карта профессиональной деятельности педагога» (В.М.Лизинский);

     4)«Самоанализ исследовательской новаторской педагогической деятельности» (Н.С.Корнакова);

    5)«Схема анализа лекции».(Дикунов А.М., Костихина Н.М. Педагогическое мастерство);

6). «Формирование атмосферы сотрудничества на уроке» (Коротаева Е.В.)

    - анализ результатов учебно-воспитательной работы.

8.Управление реализацией программы

 Управление программой осуществляет преподаватель, который:

-разрабатывает программу и вносит в нее изменения;

-определяет содержание и формы самообразования;

-обеспечивает выполнение программных мероприятий;

-проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

-готовит отчет о реализации программы (по итогам учебного года).