Международные Общественно-научные чтения, посвященные памяти Ю.А.Гагарина

Федорова Ирина Михайловна

Творческие и исследовательские работы учащихся, выступления Федоровой И.М.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика и Космос Исследовательская работа Выполнила: Веливченко Анастасия, ученица 8 класса МБОУ « Серго-Ивановская основная школа » Руководитель : Федорова Ирина Михайловна, учитель математики

Слайд 2

10.03.2015 I. Введение ………………………………………………………………………4 II. Основная часть ………………………………………………………………6 1. Об астрономии ……………………………………………………………6 2. Геометрические тела в конструкциях космических кораблей-----------10 3. Открытия на кончике пера---------------------------------- ------------------- 12 4.Ученые — основоположники космонавтики----------------------------------14 III. Результаты -------------------------------------------------- --------------------- 20 IV. Заключение -------------------------------------------------------------- --------- 21 V. Литература-------------------------------

Слайд 3

- Всё, что без этого было темно, сомнительно и неверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. М.В. Ломоносов

Слайд 4

Цель исследования: Установить, что математика является основой познания мира. Задачи: 1. Изучить освоение космоса с точки зрения математики. 2. Определить какие математические объекты, понятия, средства, законы лежат в основе построения и исследования Вселенной, в создании космической техники. 3. Вклад учёных в познании мира. Объект исследования : Вселенная. Предмет исследования : взаимосвязь науки математики и исследование космоса. Средства: 1.Изучение теоретического материала. 2.Анализ. 3.Классификация. Гипотеза: Можно ли перевести язык, на котором говорит природа на язык математики? Результат: 1.Информация об использовании математики в изучении и освоении Вселенной. 2.Презентация. .

Слайд 5

Астрономия — это наука о Вселенной. И.Кант : «Математика - наука, брошенная человеком на исследование мира в его возможных вариантах». 10.03.2015

Слайд 6

Научные картины мира Геоцентрическая система мира Гелиоцентрическая система мира Картина мира Ньютона Н овая картина мира, основанная на общей теории относительности А.Эйнштейна 10.03.2015

Слайд 7

Раздел астрономии -- небесная механика Законы Кеплера 1 . Все планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которых (общем для всех планет ) находится Солнце. 2. Радиус-вектор планеты в равные промежутки времени описывает равновеликие площади . 3. Квадраты сидерических периодов обращений планет вокруг Солнца пропорциональны кубам больших полуосей их эллиптических орбит. 10.03.2015

Слайд 8

Исаак Ньютон Его труд «Математические начала натуральной философии» (1687 г.) посвящен объяснению трех законов Кеплера с помощью закона тяготения. 10.03.2015

Слайд 9

10.03.2015 Карта звёздного неба

Слайд 10

Для измерений, например, в пределах солнечной системы считают единицей длины среднее расстояние от Земли до Солнца (149500000 км). Это 1 астрономическая единица. 1 а.е . = 149500000 км. Световой год – это путь, пробегаемый в пустом пространстве лучом света за год времени. 1 световой год=9460000000000 км. Парсек – особая мера длины, употребляемая для звездных расстояний. 1 парсек = 30000000000000 км. 10.03.2015 Меры звездных расстояний

Слайд 11

Способы определения расстояний 1-й способ: (приближенный ) 2-й способ: Геометрический (параллактический ) 3-й способ - Измерение расстояний по цефеидам 10.03.2015 Масштабы Вселенной

Слайд 12

10.03.2015 Геометрические тела в конструкциях космических кораблей

Слайд 13

10.03.2015 Космические скорости для Земли

Слайд 14

Труды. И Ньютона вычислил форму земного шара ; смог рассчитать орбиты спутников Юпитера и Сатурна и, используя эти данные, определить, с какой силой Земля притягивает Луну определил (приблизительно, конечно) массу и плотность планет и самого Солнца; объяснил совместное действие Луны и Солнца на приливы и отливы морей и океанов Земли. Закон всемирного тяготения Ньютона имеет вид: F = 10.03.2015 Открытия на кончике пера ... Открытие кометы Галлея Пользуясь расчетами Ньютона, Э. Галлей предсказал, выполнив расчеты, появление огромной кометы, которая наблюдалась на небе в 1759 году. Она была названа кометой Галлея Открытие планеты Нептун. Открытие планеты Плутон

Слайд 15

10.03.2015 Ученые - основоположники космонавтики Н. Е. Жуковский. М.В.Келдыш К.Э.Циалковский Григорий Перельман Пуанкаре теорема Пуанкаре — «это центральная проблема математики и физики, попытка понять какой формы может быть Вселенная, к ней очень трудно подобраться» Перельман сумел показать, что исходная трехмерная поверхность (если в ней нет разрывов) обязательно будет эволюционировать в трехмерную сферу (это поверхность четырехмерного шара, и существует она в 4-мерном пространстве). По словам ряда специалистов, это была идея «нового поколения», решение которой открывает новые горизонты для математической науки.

Слайд 16

Литература. ВикипедиЯ - Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]: режим доступа http :// ru . wikipedia . org Яндекс . Картинки. [Электронный ресурс]: режим доступа http://images.yandex.ru Еремеева А.Н., Ци пин Ф.А. История астрономии . — М: Изд-во МГУ, 1989. Большая математическая энциклопедия / Якушева Г.М. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо , 2006. – 639 с. Космос. Полная энциклопедия/ В.Цветков-М.;ЭКСМО 2009

Слайд 17

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От «Катюши» до ракеты – это чудо или нет ? Ю.А.Победоносцев – ученый и учитель. Исследовательская работа ученика 7 класса «МБОУ Серго-Ивановская основная школа» Мокиенко Григория

Слайд 2

Выписка из автобиографии Победоносцева Юрия Александровича : Родился 7 (20 по новому стилю) февраля 1907 года , на Пресне в Москве в семье студента Московского университета. Я с 1914 по 1920 год учился в различных средних школах ; затем два года работал в железнодорожном совхозе при станции Копани Херсонской области в качестве рабочего в поле и на мельнице. В 1922 году поступил учиться в Полтавскую индустриально-техническую профшколу, которую окончил в 1924 году , получив звание высококвалифицированного рабочего. По окончании профшколы работал дежурным по дизелю на полтавской электростанции. В период учебы в Полтаве я принимал активное участие в работах планерного кружка при отделении Общества авиации Украины и Крыма. Построил планер собственной конструкции и вместе с ним летом 1924 года принимал участие во II Всесоюзных планерных состязаниях . Там я познакомился с профессором Ветчинкиным В. П., который предложил мне работать в ЦАГИ. (ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт В начале 1925 года я переехал в Москву, поступил работать чертежником в ЦАГИ, а осенью 1926 года выдержал конкурсные экзамены и поступил учиться в МВТУ имени Н. Э. Баумана на авиационный факультет *, который в дальнейшем был реорганизован в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Учась в МВТУ, а затем МАИ, я не оставлял работу в ЦАГИ, где с 1927 года начал заниматься летными испытаниями самолетов...

Слайд 3

Ю.А. Победоносцев в 1932 году сконструировал аэродинамический тормоз для самолета И-5, созданного в 1930 году Н. Н. Поликарповым и Д. П. Григоровичем. В 1933 году Победоносцев вместе с группой ведущих специалистов ЦАГИ спроектировал систему для проверки возможности стрельбы с самолета-истребителя И-5 ракетными снарядами. И-5 Р-5 Ю.А. Победоносцев угодил в штопор во время испытательного полета на самолете Р-5

Слайд 4

С 1933 года Победоносцев полностью перешел на работу в область ракетной техники, которой отдал весь свой талант инженера, педагога, ученого. Основное направление ее работ — разработка прямоточных воздушно-реактивных двигателей . 15 апреля 1933 года заработала модель прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Осенью 1933 года состоялись первые в мире летные испытания воздушно-реактивных двигателей. Двигатели, созданные Победоносцевым, были первыми, вторгнувшимися в область сверхзвуковых скоростей. Победоносцев еще в ГИРДе строит первую отечественную аэродинамическую сверхзвуковую трубу. Скорость потока воздуха в ней превышала скорость звука в 3,2 раза. Затем уже в РНИИ Победоносцев вместе с группой сотрудников создал более совершенную трубу с максимальной скоростью потока до 900 метров в секунду.

Слайд 5

В РНИИ, не бросая исследований в области прямоточных воздушно-реактивных двигателей, он занялся и другим направлением, над которым интенсивно работали в институте, — ракетными снарядами, которые народная молва в годы Великой Отечественной войны любовно окрестила «катюшами». После двухлетних исследований, проведенных на пороховом заводе, Юрием Александровичем была разработана новая методика расчета горения пороховых зарядов в камерах с соплом. Эти исследования позволили почти вдвое увеличить длину порохового заряда, что существенно улучшило тактико-технические характеристики снарядов. В методику расчета внутренней баллистики, предложенной Победоносцевым, входит параметр «каппа», который характеризует условие горения порохового заряда и его эффективность. Среди конструкторов реактивных снарядов этот параметр назвали «критерием Победоносцева». И до сих пор он в том или ином виде присутствует в теоретических расчетах топливных зарядов и оценке устойчивости их горения. Эти работы Юрия Александровича ускорили создание «катюш». В субботу 21 июня 1941 года на подмосковном полигоне военным демонстрировали «катюшу». 14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут батарея дала свой первый залп по скоплению войск и боевой техники в районе железнодорожной станции Орша.

Слайд 6

Выписка из автобиографии Победоносцева Юрия Александровича: О степени моего участия в Великой Отечественной войне могу сообщить следующее: мне лично пришлось заниматься непосредственным проектированием, расчетом и испытанием ракетных снарядов, которые в дальнейшем официально были названы «гвардейскими минометами», а в простонародии их окрестили — «катюшами». Во время Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.) — четыре раза был командирован на фронт в действующую армию для выполнения различных специальных заданий Ставки Верховного Главного Командования: Первый раз — в августе 1941 года был командирован на Западный фронт, где немцы впервые применили против нас новые, тогда неизвестные нашей армии, 152-мм осколочные ракетные снаряды, выпускаемые из шестиствольных минометов. Недалеко от Вязьмы , мне на протяжении трех недель приходилось вести наблюдения с наблюдательного пункта за стрельбой немцев из шестиствольных минометов, производить обмер точек разрыва 152-мм немецких ракетных мин и определять их дальность полета, рассеивание по местности, убойность, эффективность и конструкцию. Задание было своевременно выполнено. Второй раз — в апреле 1942 года я был направлен в 46-й отдельный гвардейский минометный дивизион, где были обнаружены зимой недолеты наших ракетных снарядов до позиций противника. Третий раз — в октябре 1942 года меня командировали в опергруппу ГМЧ Волховского фронта для установления причин преждевременного разрыва ракетных камер М-13 непосредственно на боевых машинах во время стрельбы...

Слайд 7

1944 год. Война откатывается на запад. Специалист-ракетчик Николай Емельянович Прудников, бывший в то время дипломником у Юрия Александровича, вспоминает: «Однажды Победоносцев входит в лабораторию и, обращаясь ко мне, говорит: «Товарищ студент, я меняю вам тему диплома. Будете прорабатывать вопрос, как приспособить ракетные снаряды для уличных боев в Берлине». Защита диплома состоялась 20 марта 1945 года. После окончания войны в Нордхаузене на месте эвакуированного эсэсовцами ракетного завода было создано что-то вроде НИИ для изучения нашими специалистами уцелевших после эвакуации и уничтожения обломков немецкой ракетной техники. Работал в нем и Победоносцев, а главным инженером был С. П. Королев. Были в числе трофейных документов и материалы по ракетной артиллерии. Пролистав их, Юрий Александрович убедился: немецких инженеров он намного опередил. Работая в Германии, Юрий Александрович не прерывал педагогической деятельности. Даже в то строгое время к нему на практику приезжали студенты. Он им читал лекции, руководил дипломным проектированием. Среди его учеников был и будущий космонавт Виталий Иванович Севастьянов. С 1 по 19 июня 1970 года В. Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с Андрияном Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации («эффект Николаева»), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

Слайд 8

Юрий Александрович был страстным популяризатором космонавтики. Его брошюра «Искусственный спутник Земли» , вышедшая в 1957 году. В 1972 году вышла книга «Первые старты», написанная Победоносцевым в соавторстве с К. М. Кузнецовым, в которой рассказывается об истории создания «катюш». Из выступление «Слово к историкам». Ученый писал: «Для успешного и верного движения вперед необходимо обязательное изучение и анализ истории развития рассматриваемого вопроса. … Нашей задачей является исключительно тщательное изучение истории развития нашей отрасли техники, грамотное комментирование исторических фактов и событий и наибыстрейшее доведение этих сведений до широкого круга читателей, интересующихся детально новой техникой. Среди них могут оказаться школьники, моделисты, студенты, конструкторы, инженеры и техники, рабочие и маститые ученые-исследователи...» В октябре 1973 года он должен был выступить на XXIV Международном астронавтическом конгрессе в Баку с докладом «Из истории организации и деятельности Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ)». Как оценить прожитую человеком жизнь? По какому критерию? Если брать за эталон чей-то жизненный путь, то, без сомнения, жить «по критерию Победоносцева» — это жить честно и достойно, ради Отечества. С 1958 года без отрыва от работы в НИИ-125 Ю.А. Победоносцев по просьбе С.П. Королёва участвовал в работе по созданию тормозной двигательной установки (ТДУ) космических аппаратов, обеспечивающей гашение скорости аппарата на орбите и точное приземление спускаемого аппарата. Под его руководством в НИИ-125 была создана пороховая ТДУ, нашедшая применение в спутниках-разведчиках типа «Зенит-4» и последующих. Более 30 лет своей жизни Ю.А. Победоносцев посвятил педагогической деятельности, им впервые были написаны и изданы в 10 частях конспекты лекций по проектированию боевых ракет и ряд книг, посвященных космонавтике.



Предварительный просмотр:

Документы! – громко и требовательно крикнул патрульный. Дверца машины распахнулась, и он увидел сидящего в ней человека, стройного красивого голубоглазого блондина лет тридцати, штатского, но необъяснимо чем-то похожего на военного…

Сидящий протянул бумажку.

«Народный Комиссариат Обороны Союза ССР.

Главное артиллерийское управление Красной Армии.

Удостоверение

Дано профессору пом. гл. инженера РНИИ тов. Победоносцеву Ю. А. в том, что он направляется в распоряжение начальника Арт. Снабжения Западного фронта в Вяземском направлении. Тов. Победоносцеву разрешён проезд по шоссейным и грунтовым дорогам на автомашине ГАЗ-А. Всем артиллерийским начальникам оказывать содействие и помощь: заправлять автомашину, довольствовать питанием. Зам. нач. ГАУ Красной Армии Военинженер 1-го ранга Аборенков. 22 августа 1941 года".

«Вот тебе и на! Профессор! – подумал патрульный. – Профессора на фронт поехали, ну дела! А может быть, он по этим самым огненным пушкам?…»

Валерий ЖАРКОВ,
журналист

Выписка из автобиографии Победоносцева Юрия Александровича:

Родился 7 (20 по новому стилю) февраля 1907 года, на Пресне в Москве в семье студента Московского университета. Средства для существования семьи отец в то время зарабатывал, давая частные уроки в качестве репетитора.

За активное участие в студенческом революционном движении 1901—1905 годов мой отец арестовывался, был сослан и отбывал наказание в Нижегородской тюрьме.

Я с 1914 по 1920 год учился в различных средних школах; затем два года работал в железнодорожном совхозе при станции Копани Херсонской области в качестве рабочего в поле и на мельнице.

В 1922 году поступил учиться в Полтавскую индустриально-техническую профшколу, которую окончил в 1924 году, получив звание высококвалифицированного рабочего. По окончании профшколы работал дежурным по дизелю на полтавской электростанции.

В период учебы в Полтаве я принимал активное участие в работах планерного кружка при отделении Общества авиации Украины и Крыма. Построил планер собственной конструкции и вместе с ним летом 1924 года принимал участие во II Всесоюзных планерных состязаниях. Там я познакомился с профессором Ветчинкиным В. П., который предложил мне работать в ЦАГИ. (ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт — был создан в 1918 году при прямом участии В. И. Ленина на базе аэрогидродинамической лаборатории МВТУ и Расчетно-испытательного бюро. Впоследствии ЦАГИ стал крупнейшим, мирового значения, центром авиационной науки. — В. Ж.). В начале 1925 года я переехал в Москву, поступил работать чертежником в ЦАГИ, а осенью 1926 года выдержал конкурсные экзамены и поступил учиться в МВТУ имени Н. Э. Баумана на авиационный факультет*, который в дальнейшем был реорганизован в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

Учась в МВТУ, а затем МАИ (студенческий билет 26—254), я не оставлял работу в ЦАГИ, где с 1927 года начал заниматься летными испытаниями самолетов...

В ЦАГИ Юрий Александрович лично участвовал в экспериментальных полетах самолетов различных марок. Исследовал их аэродинамику, «доводил до ума» конструкцию, разрабатывал методику испытаний, изобретал и отлаживал измерительную аппаратуру, занимался вычислительной работой.

В начале 30-х годов многие боевые самолеты страдали опасной болезнью. Во время полета машина вдруг по крутой спирали штопором устремлялась вниз, будто неведомая сила старалась ввинтить ее в землю.

Молодой инженер занялся этой проблемой, и в 1932 году сконструировал аэродинамический тормоз для самолета И-5, созданного в 1930 году Н. Н. Поликарповым и Д. П. Григоровичем. Но однажды он сам угодил в штопор во время испытательного полета на самолете Р-5. Пилотировал машину летчик Огородников, который и обучил Победоносцева летному делу.

Самолет словно засасывала земля.

— Прыгай, — крикнул Огородников.

Юрий энергично замотал головой.

— Прыгай, центровка изменится! А то погибнем!

Победоносцев выбросился, а летчик разбился. Три дня Юрий ходил словно в трансе. Не ел, не пил, не спал.

Потом он все-таки сумел доказать, что, изменив центровку самолета, можно выбраться из неуправляемого штопора. Для этого он пошел на рискованный эксперимент....

Самолет намеренно ввели в штопор, и Юрий выбросился с парашютом из крутящегося самолета. На этот раз машина вышла из гибельного пике!

Кстати, самолет Р-5 был выдающейся работой Поликарпова и получил широкое применение в ВВС. Это был биплан деревянной конструкции с матерчатой обшивкой крыльев и оперения и фанерной обшивкой фюзеляжа. Самолет имел хорошую для того времени максимальную скорость — 230 километров в час. Летные испытания Р-5 начались в 1928 году, а с 1931 года самолет выпускался серийно, и в течение шести лет было построено около семи тысяч машин различных модификаций. Советская авиация получила превосходный разведчик, равного которому не было ни в одной стране. В сентябре 1930 года звено самолетов Р-5 отлично выполнило перелет по маршруту Москва — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. Расстояние в 10 500 километров было пройдено за 61 час 30 минут полетного времени при средней скорости 171 километр в час.

В то время правительство Ирана организовало международный конкурс разведывательных самолетов для иранской авиации. Наш Р-5 занял первое место, опередив лучшие машины Англии, Франции и Голландии. Много лет служил Р-5 в гражданской и в военной авиации. Летали на нем и в годы Отечественной войны. По своему рабочему долголетию и универсальности применения он уступал лишь другому замечательному самолету Поликарпова — По-2.

Как-то в беседе со своими сыновьями профессор Ветчинкин объяснял им, что такое настоящий авиационный инженер: «Есть хорошие летчики, которые хорошо летают и хорошо испытывают самолеты, но не умеют писать формул. Есть хорошие инженеры, которые умеют писать формулы, но не умеют летать. А Юра Победоносцев и летает, и писать формулы умеет. Вот что такое настоящий авиационный инженер».

В 1933 году Победоносцев вместе с группой ведущих специалистов ЦАГИ спроектировал систему для проверки возможности стрельбы с самолета-истребителя И-5 ракетными снарядами. Экспериментальные стрельбы дали обнадеживающие результаты.

В начале 30-х годов Юрий Александрович заинтересовался ракетной техникой. Вместе с Фридрихом Артуровичем Цандером испытывает на стенде ракетный двигатель. И это не прерывая своей основной напряженной работы по авиационной тематике. В этот период Победоносцев становится одним из основных организаторов и сотрудников ГИРДа. Он многих увлек в эту область техники, казавшуюся в те времена, если не фантастикой, то далеким будущим.

С 1933 года Победоносцев полностью перешел на работу в область ракетной техники, которой отдал весь свой талант инженера, педагога, ученого.

Основное направление ее работ — разработка прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Окислителем в воздушно-реактивных двигателях в отличие от ракетных служит кислород воздуха. Ракетные же двигатели не используют веществ из внешней среды. Например, при горении пороха, при сгорании керосина в азотной кислоте или в жидком кислороде воздух не требуется, поэтому они и могут работать в космосе. Но разгонять космическую ракету, пока она находится в атмосфере, можно с помощью ступени с воздушно-реактивным двигателем. Эту идею высказывал еще Циолковский.

Теория воздушно-реактивных двигателей была создана академиком Б. С. Стечкиным. Впервые он изложил ее в 1928 году на лекции по курсу гидродинамики, который он читал в МВТУ.

Теория Стечкина стала той научной основой, опираясь на которую можно было приступить к практическим работам по созданию воздушно-реактивного двигателя. И Победоносцев сделал следующий шаг в неизведанную область — начал первые в мире экспериментальные исследования воздушных реактивных двигателей.

15 апреля 1933 года заработала модель прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Испытания длились пять минут. В выводах отчета было сказано: «Первый запуск двигателя вполне оправдал теоретические предположения о реактивных двигателях на газообразном горючем». Были также определены некоторые необходимые для расчетов опытные коэффициенты.

Но как испытать двигатель в реальном полете? Убедиться: создает ли он тягу и какую. Чтобы наглядно почувствовать силу двигателя и оценить ее количественно, начальная скорость воздушного потока должна превышать скорость звука. Именно на сверхзвуке прямоточные двигатели работают с наибольшей отдачей.

Таких скоростных летательных аппаратов в то время не было, и Победоносцев предложил разместить двигатель в корпусе артиллерийского снаряда, ведь снаряд в полете имеет сверхзвуковую скорость.

Многие были настроены скептически. Они считали, что габариты снаряда очень малы, а следовательно, и топлива туда войдет мало, а потому и тяга получится небольшой — сравнимой с сопротивлением воздуха снаряду — и невозможно будет по экспериментальным данным определить тягу двигателя

После тщательного обсуждения на техническом совете ГИРДа предложение было одобрено, и Юрий Александрович спроектировал объект ГИРД-08, представлявший собой 76-миллиметровый артиллерийский снаряд, в корпусе которого размещался прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

Нелегко было подобрать топливо для двигателя. Оно должно было удовлетворять следующим требованиям: быть твердым, чтобы его можно было заложить в виде шашки в камеру сгорания, легко воспламеняться в потоке воздуха и иметь возможно большую теплопроизводительность.

Много горючих веществ перепробовал Юрий Александрович, пока не остановился на белом фосфоре. Как показали испытания, выбор был удачным. Вместе с тем было решено использовать в качестве топлива и отвержденный бензин. Поэтому двигатель для летных испытаний разрабатывался с учетом применения как фосфора, так и бензина.

В июле 1933 года на полигоне в Нахабине успешно провели первые испытания камеры сгорания двигателя. Вспоминая об этом периоде работы, Победоносцев писал: «Благодаря дружной, сплоченной работе небольшого коллектива третьей бригады ГИРД в короткое время были выполнены все намеченные программой стендовые испытания и подготовительные работы, открывшие путь к началу летных испытаний».

Осенью 1933 года состоялись первые в мире летные испытания воздушно-реактивных двигателей.

Двигатели, созданные Победоносцевым, были первыми, вторгнувшимися в область сверхзвуковых скоростей.

В начале 30-х годов область сверхзвуковых скоростей была, как это особенно сейчас принято говорить, «белым пятном».

Мы знаем, что ни один новый летательный аппарат, будь то самолет или ракета, не отправится в первый испытательный полет без продувки в аэродинамической трубе его самого, или по крайней мере его уменьшенной копии. В ту пору трубы со сверхзвуковым потоком воздуха у нас не было. А без нее нельзя определенно сказать, как поведет себя тот или иной объект при сверхзвуковом полете. И Победоносцев еще в ГИРДе строит первую отечественную аэродинамическую сверхзвуковую трубу. Скорость потока воздуха в ней превышала скорость звука в 3,2 раза. Затем уже в РНИИ Победоносцев вместе с группой сотрудников создал более совершенную трубу с максимальной скоростью потока до 900 метров в секунду. Зарождавшаяся ракетная техника и экспериментальная аэродинамика получила в свое распоряжение сверхзвуковой испытательный полигон. Создание сверхзвуковой трубы было в то время серьезным достижением. Этот факт вошел в анналы истории отечественной науки и техники и связан с именем Победоносцева.

Если окинуть взглядом те вопросы, которыми занимался Победоносцев, то бросается в глаза его разносторонность. Так, напряженную работу в области авиационной техники в ЦАГИ он совмещал с ракетными делами в ГИРДе. В РНИИ, не бросая исследований в области прямоточных воздушно-реактивных двигателей, он занялся и другим направлением, над которым интенсивно работали в институте, — ракетными снарядами, которые народная молва в годы Великой Отечественной войны любовно окрестила «катюшами». До образования РНИИ над этой темой работали в Газодинамической лаборатории.

Основал ГДЛ инженер-химик Николай Иванович Тихомиров. Еще в 1894 году он, известный специалист по суконному и сахарному производствам, один, в частном порядке начал работать над созданием «водяных и воздушных мин», приводимых в движение пороховыми газами.

Много лет затратил Тихомиров на исследование ракетных снарядов, пока не удостоверился в реальности своей идеи. Для детальной разработки проекта нужно было провести большое число экспериментов с порохами, испробовать различные элементы конструкций.

Есть такая наука — внутренняя баллистика. Она изучает процессы, которые протекают при выстреле, в особенности при движении пули, мины или снаряда в канале ствола. В числе задач внутренней баллистики — исследование закономерностей горения пороха и образования пороховых газов и множества других вопросов, без знания которых нельзя спроектировать ни автомат, ни пушку. В общем, это теоретическая основа для разработки любого стрелкового или артиллерийского оружия.

Фактически нужно было создавать новую научную дисциплину — внутреннюю баллистику пороховых ракетных снарядов. И здесь сказал свое веское слово Победоносцев.

После двухлетних исследований, проведенных на пороховом заводе, Юрием Александровичем была разработана новая методика расчета горения пороховых зарядов в камерах с соплом, которая давала приемлемую точность для определения характеристик двигателя. Эти исследования позволили почти вдвое увеличить длину порохового заряда, что существенно улучшило тактико-технические характеристики снарядов.

В методику расчета внутренней баллистики, предложенной Победоносцевым, входит параметр «каппа», который характеризует условие горения порохового заряда и его эффективность. Среди конструкторов реактивных снарядов этот параметр назвали «критерием Победоносцева». И до сих пор он в том или ином виде присутствует в теоретических расчетах топливных зарядов и оценке устойчивости их горения. Эти работы Юрия Александровича ускорили создание «катюш».

А время торопило. Международная обстановка была тревожной. Фашизм набирал силу.

Победоносцев занимался не только теорией горения порохов в ракетных снарядах, но и их конструированием и испытанием.

Перед войной на полигоне с ним произошел несчастный случай, едва не закончившийся трагически. Об этом рассказывается в сборнике «Из истории авиации и космонавтики» (1980, выпуск 42). Юрий Александрович занимался вооружением танков ракетными снарядами. Танк, в котором были Победоносцев, представитель приемки и механик-водитель, готовился к стрельбам. Снаряды были установлены по обоим бокам башни вдоль танка. И вот дана команда стрелять. Нажали тумблер пуска одного из снарядов, но выстрела не последовало. Юрий Александрович решил проверить, цела ли электропроводка. Он, настрого наказав, чтобы ничего не трогали внутри башни, вылез из танка и стал проверять провода. Один из проводков, подводящий питание к электрозапалу снаряда, отсоединился от тряски на пути к полигону. Когда Победоносцев его подсоединил, произошел выстрел.

Юрий Александрович находился сзади снаряда, как раз перед его соплом. Струя раскаленных газов ударила его прямо в живот и сбросила с танка. О силе струи можно судить по тому, что его карманные часы были раздавлены. Спасли Победоносцева планшет и кожаное пальто. Как потом выяснилось, оставшийся в танке инженер нарушил распоряжение Юрия Александровича и стал проверять схему электропуска. Как раз в тот момент, когда Победоносцев подсоединил проводник, инженер включил тумблер. Юрий Александрович был сильно обожжен и долгое время находился в тяжелом состоянии.

Работал Победоносцев неистово, не жалея себя. «Когда он возвращался домой, это вовсе не означало, что он приехал отдыхать, — вспоминала его жена Антонина Алексеевна. — Просто начинался новый рабочий день. Вставал он очень рано, в 4—5 часов утра, иногда даже раньше, и начинал работать. Привычка работать по ночам отразилась даже на расстановке мебели в кабинете: письменный стол он всегда и везде ставил подальше от окна, так как привык к освещению настольной лампы и старался сделать так, чтобы другой посторонний свет его не отвлекал. Деловые телефонные разговоры Юрий Александрович обычно назначал на 7—8 часов утра. Так он работал в предвоенные годы...»

В субботу 21 июня 1941 года на подмосковном полигоне руководителям партии, правительства, военным демонстрировали «катюшу». Было принято решение о ее серийном производстве. На следующий день началась война.

Прошло восемь дней после показа, и в ночь на 30 июня из Москвы на Западный фронт отбыла первая экспериментальная батарея реактивной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Командовал батареей капитан И. А. Флеров. Вместе с ней выехали инженеры РНИИ А. С. Попов и Д. А. Шитов. В ее составе было семь боевых машин реактивной артиллерии.

Двигались на фронт только ночью. Днем же, укрывшись в лесных зарослях вблизи Минского шоссе, личный состав батареи под руководством инженеров осваивал новое оружие. В подразделении не было ни одного человека от солдата до ее командира, кто имел хоть отдаленное представление о его устройстве и о способах боевого применения. Однако уже через неделю инженеры были уверены, что воины смогут успешно применить против врага ракетное оружие.

14 июля 1941 года в 15 часов 15 минут батарея дала свой первый залп по скоплению войск и боевой техники в районе железнодорожной станции Орша.

Результат превзошел все ожидания. Враг понес огромные потери, в его рядах началась паника.

Командующий артиллерией Западного фронта 2 августа 1941 года докладывал командующему артиллерией Красной Армии, что внезапный залп «катюш» наносит большие потери противнику, обращает его в паническое бегство; наши части, наступая после залпов, обычно не встречают сопротивления; пленные показывают, что пехота панически бежит не только с участков фронта, по которым велся огонь, но и с соседних — на расстоянии 1—1,5 километра.

В донесении в немецкий генеральный штаб говорилось: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Потери в людях значительны».

Фашистское командование было настолько встревожено появлением нового оружия, что направляло в войска один приказ за другим с требованием захватить образцы.

В одной из тайных школ абвера был сформирован и обучен специальный отряд из тридцати диверсантов, перед которыми была поставлена только одна цель — во что бы то ни стало захватить установки и раскрыть секрет нового советского оружия. Диверсанты, одетые в форму частей Красной Армии либо в форму войск НКВД, просачивались в расположение наших войск, собирали малейшие слухи о «катюшах».

14 августа 1941 года немецкие войска получили директиву своего главного командования, в которой говорилось, что русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку... Выстрел производится электричеством... При захвате таких пушек немедленно докладывать. А 28 августа в немецкие войска ушла новая директива, требовавшая немедленно докладывать о каждом случае применения «катюш» на любом участке фронта.

С немецких самолетов разбрасывались листовки на немецком и русском языках, в которых тем, кто поможет захватить установку, обещалась награда в пятьдесят тысяч марок. Если это сделает немецкий военнослужащий, то его, кроме денежной премии, ждали высокие ордена, звание «героя германского народа» и немедленная пожизненная демобилизация.

Чтобы сохранить тайну нового оружия, не издавалось никаких инструкций и наставлений для солдат и офицеров, обслуживавших пусковые установки. Обучение велось только практическим показом на боевой технике.

Уже в августе 1941 года началось формирование отдельных дивизионов и полков. В 1942 году фронт получил 3237 пусковых установок и соответствующее количество ракет. Формировались уже не только отдельные дивизионы и полки, но бригады, а затем и дивизии. Всем им присваивалось звание гвардейских минометных частей.

Довелось и Юрию Александровичу побывать на фронте по делам, связанным с новым оружием, поползать по грязи на передовой.

Выписка из автобиографии Победоносцева Юрия Александровича:

О степени моего участия в Великой Отечественной войне могу сообщить следующее:

В разделе IV моего военного билета — «Участие в Великой Отечественной войне и в войне с Японией», формально записано: «не участвовал». Однако такая запись является неправильной по существу.

Перед войной, работая в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), мне лично пришлось заниматься непосредственным проектированием, расчетом и испытанием ракетных снарядов, которые в дальнейшем официально были названы «гвардейскими минометами», а в простонародии их окрестили — «катюшами».

За вооружение самолетов этими снарядами в 1941 году я во главе коллектива был удостоен звания «Лауреат Сталинской премии».

В 1942 году за участие в разработке ракетных снарядов для наземных гвардейских минометных частей (ГМЧ) был награжден боевым орденом Красной Звезды, а в 1943 году — орденом Отечественной войны I степени.

Во время Великой Отечественной войны (1941— 1945 гг.) — четыре раза был командирован на фронт в действующую армию для выполнения различных специальных заданий Ставки Верховного Главного Командования:

Первый раз — в августе 1941 года был командирован на Западный фронт, где немцы впервые применили против нас новые, тогда неизвестные нашей армии, 152-мм осколочные ракетные снаряды, выпускаемые из шестиствольных минометов. Необходимо было узнать, что это за оружие, каковы его тактико-технические характеристики и как оно устроено. Недалеко от Вязьмы, в 64-й стрелковой дивизии, командиром которой был полковник Грязное, а начальником штаба подполковник Сидорович, совместно с артиллерийскими наблюдателями из штаба артиллерии 19-й Армии мне на протяжении трех недель приходилось вести наблюдения с наблюдательного пункта за стрельбой немцев из шестиствольных минометов, производить обмер точек разрыва 152-мм немецких ракетных мин и определять их дальность полета, рассеивание по местности, убойность, эффективность и конструкцию. Задание было своевременно выполнено.

Второй раз — в апреле 1942 года я был направлен в 46-й отдельный гвардейский минометный дивизион, где были обнаружены зимой недолеты наших ракетных снарядов до позиций противника. Командиром дивизиона был майор Острейко. У него мне пришлось пробыть около одного месяца и детально знакомить командный состав с устройством ракетных снарядов М-13, их особенностями и траекторией полета при различных температурах. Дивизион в то время находился недалеко от г. Старая Русса в коридоре между основными силами немецкой армии и окруженными частями под г. Демьянском. В этот период 46-й дивизион вел боевые операции по сдерживанию противника, который всеми силами стремился к соединению окруженной группировки войск с основными силами.

Третий раз — в октябре 1942 года меня командировали в опергруппу ГМЧ Волховского фронта для установления причин преждевременного разрыва ракетных камер М-13 непосредственно на боевых машинах во время стрельбы...

Батарея установок ВМ-13-16 была расположена в заболоченном лесу, в непосредственной близости от станции Киричи, где немцы захватили плацдарм на нашем берегу р. Волхов и пытались его расширить...

1944 год. Война откатывается на запад. Специалист-ракетчик Николай Емельянович Прудников, бывший в то время дипломником у Юрия Александровича, вспоминает: «Однажды Победоносцев входит в лабораторию и, обращаясь ко мне, говорит: «Товарищ студент, я меняю вам тему диплома. Будете прорабатывать вопрос, как приспособить ракетные снаряды для уличных боев в Берлине». Защита диплома состоялась 20 марта 1945 года. Так что практические рекомендации дипломника запоздали. Но об этом же думали в гвардейских минометных частях. Военные сами приспособили «катюши» для боев в Берлине.

За время войны фронт получил около 10 тысяч боевых установок и миллионы ракет. В создании этого грозного оружия есть приметная доля труда, знаний, инженерного дара Юрия Александровича Победоносцева.

Но не только по «катюшиным» делам командировался на фронт Юрий Александрович...

Осматривая остатки от ракет, наши специалисты увидели, сколь далеко шагнули немцы в ракетном деле. Поразили большие размеры уцелевшего сопла от ракетного двигателя. Оно давало представление о размерах «Фау-2». Наши довоенные ракеты по сравнению с ней казались игрушечными. Пожалуй, с изучения этих остатков «фау» начался новый этап в отечественной ракетной технике. Юрий Александрович с головой ушел в новую работу.

После окончания войны в Нордхаузене на месте эвакуированного эсэсовцами ракетного завода было создано что-то вроде НИИ для изучения нашими специалистами уцелевших после эвакуации и уничтожения обломков немецкой ракетной техники. Работал в нем и Победоносцев, а главным инженером был С. П. Королев.

Были в числе трофейных документов и материалы по ракетной артиллерии. Пролистав их, Юрий Александрович убедился: немецких инженеров он намного опередил.

Выписка из автобиографии Победоносцева Юрия Александровича:

После окончания войны я на протяжении полутора лет (с 25 июля 1945 года по 21 декабря 1946 года) работал в Германии одним из руководителей особой технической комиссии Совета Труда и Обороны по изучению и сбору технической документации, связанной с разработкой, изготовлением и испытанием немецкой ракетной техники.

Осенью 1945 года в числе 3 представителей от Советской Армии я присутствовал на английских испытаниях немецких ракет «Фау-2», проводившихся в районе Куксгафена около Гамбурга в западной зоне оккупации Германии...

Работая в Германии, Юрий Александрович не прерывал педагогической деятельности. Даже в то строгое время к нему на практику приезжали студенты. Он им читал лекции, руководил дипломным проектированием.

А преподавать он начал еще в 1932 году: в МГУ вел практические занятия по курсу «Аэродинамический расчет самолетов».

В июне 1938 года Победоносцеву присудили без защиты диссертации ученую степень кандидата технических наук, а спустя неделю ВАК утвердил его в ученом звании профессора. Он стал первым профессором ракетного дела. Степень доктора технических наук ему присудили в январе 1948 года без защиты диссертации.

Юрий Александрович преподавал во многих учебных заведениях: в «Жуковке», МВТУ, МАИ...

Выписка из справки о педагогической деятельности Ю. А. Победоносцева:

Приказом Министра Вооружения № 82-к от 4 мая 1950 года доктор технических наук, профессор Ю. А. Победоносцев был назначен проректором по учебной и научной части Академии промышленности вооружения. В этой же Академии он организовал и руководил до конца ее существования специальной кафедрой по ракетной технике.

После ликвидации Академии, с осени 1956 года, профессор Ю. А. Победоносцев был переведен на постоянную работу в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе...

Он не порвал связи с промышленностью, консультировал, в одном из НИИ руководил конструкторскими работами. Растил будущих инженеров. Многие его ученики стали крупными руководителями промышленности и научных учреждений страны.

Среди его учеников был и будущий космонавт Виталий Иванович Севастьянов.

Еще до запуска спутника, будучи студентом-первокурсником МАИ, Севастьянов «заболел» космонавтикой. Произошло это случайно. Как-то увидел на доске объявлений плакат: «Все в кружок высотного полета» Оказалось, что энтузиасты-старшекурсники собираются заниматься теорией ракетного движения, изучать труды Циолковского. У будущего космонавта о Циолковском тогда было самое общее представление. А тут еще в какой-то книге прочел Виталий письмо Горького Константину Федину. Алексей Максимович писал из Сорренто весной 1928 года: «В Россию еду около 20-го мая. Сначала в Москву, затем — вообще. Обязательно в Калугу. Никогда в этом городе не был, даже, как будто сомневался в факте бытия его и вдруг оказалось, что в этом городе некто Циолковский открыл «Причину космоса». Вот Вам!»

Статью «Причина космоса» Севастьянов прочел много позже, а сначала ему попалась научно-фантастическая повесть Циолковского «Грезы о земле и небе», изданная в 1895 году. В ней высказывалась идея о создании искусственного спутника нашей планеты. Приведу дословно слова Циолковского, ибо они подсказали Виталию направление для исследований: «Воображаемый спутник Земли, вроде Луны, но произвольно близкий к нашей планете, лишь вне пределов ее атмосферы, значит верст за 300 от земной поверхности, представит при очень малой массе пример среды свободной от тяжести. ...Несмотря на относительную близость такого спутника, как забраться за пределы атмосферы на такой спутник, если бы он даже существовал, или как сообщить земному телу скорость, необходимую для возбуждения центробежной силы, уничтожающей тяжесть Земли, когда эта скорость должна доходить до 8 верст в секунду?»

«В самом деле, как запустить спутник, да и как вернуть его обратно?» Эти вопросы задал себе Виталий и попытался найти ответы на них. Он перечитал все, что было в институтской библиотеке по этому вопросу. Ездил в Ленинку. Сам захотел попробовать силы — рассчитать ракету-носитель спутника. Но затем его привлекла обратная задача: как возвратить космический аппарат на Землю. Свои научные изыскания он оформил в виде статьи. В 1956 году его работа «Возвращение крылатого аппарата с орбиты спутника на Землю» была удостоена первой премии на городском смотре студенческих работ и опубликована в научном сборнике.

26 февраля 1958 года в студенческой многотиражке МАИ «Пропеллер» под рубрикой «Заявка на дипломный проект» была опубликована статья Виталия Севастьянова «Аппарат возвращения, или Космический экипаж держит путь к Земле». В ней Виталий в популярной форме изложил свою идею возвращения крылатого аппарата на Землю.

На статью обратил внимание профессор Победоносцев. Как-то после лекции он попросил Виталия зайти к нему. «Немного волнуясь, — вспоминает Севастьянов, — переступал я порог его кабинета. Но с первых же слов Юрия Александровича, почувствовав благожелательное расположение, моя робость прошла. Время стерло в памяти подробности нашей первой личной встречи. Помню, что он спросил: «Кто подсказал вам эти мысли и выводы?» Я ответил, что до всего дошел сам, правда, пришлось много прочесть Циолковского и других ученых... С этой встречи началось наше непосредственное сотрудничество — учителя и ученика...

Юрий Александрович вел один из специальных курсов. Он был нашим всеобщим любимцем. Даже те, кто получал у профессора «неуд», не таили на него зла. Ни разу не слышал от «провалившихся», что его оценка несправедлива. Победоносцев любил свой предмет, был его неустанным популяризатором. Исключительно доходчиво он излагал сложные теоретические положения. Его лекции пользовались неизменным успехом. Самые нерадивые студенты старались не пропускать их.

Он располагал к себе и своим внешним видом. Высокий, светлоглазый, с рыжеватыми волосами, он был неизменно подтянут и исключительно вежлив. Чувствовалась его внутренняя интеллигентность и искреннее уважение к студенческой аудитории».

Благодаря Победоносцеву статья в студенческой многотиражке сыграла определенную роль в судьбе Виталия Севастьянова.

«Шел 1958 год, — вспоминает Виталий Иванович. — Наступило время преддипломной практики. Как правило, распределение на эту практику было и окончательным распределением на будущую работу. Пожелание всей нашей четверки — Флорова, Горбенко, Ушакова и меня, — занимавшейся в студенческом научном обществе и делавшей в качестве курсовой работы проект многоступенчатой ракеты для запуска спутника, работать по космической тематике учли на комиссии по распределению. Нас направили в конструкторское бюро, разрабатывающее космическую технику, где руководителем был Сергей Павлович Королев. Фамилию эту мы слышали, но особых подробностей о работе его КБ, естественно, не знали. Как нам сказали в отделе кадров предприятия, с каждым из нас будет персонально беседовать Главный — таков порядок.

И вот захожу я в кабинет Королева. Он сидит за письменным столом. Стол огромный, видимо старинный, а ножки у него в виде лап какого-то зверя. Не знаю почему, эта деталь осталась у меня в памяти. Стол этот сейчас стоит в музее предприятия.

Здороваюсь, называю свою фамилию. Королев посмотрел сначала на меня, а потом в какой-то список на своем столе и говорит: «Это вы написали статью о проблеме возвращения космического аппарата?»

Такого вопроса я никак не ожидал, даже немного опешил. «Да», — смущаясь, ответил я.

Сергей Павлович порылся в ящике своего огромного стола и, к моему удивлению, вынул из него экземпляр студенческой многотиражки «Пропеллер» с моей статьей и оттиск студенческой работы, за которую я получил премию.

— Юрий Александрович Победоносцев передал мне ваши работы, говорил о вас. Так в какой отдел вас направили?

— В отдел телеметрии, — выпалил я, втайне радуясь, что дело приняло такой оборот.

— Там вам делать нечего, пойдете в девятый отдел к Тихонравову.

Так я оказался в проектном отделе, которым руководил Михаил Клавдиевич Тихонравов. Именно в этом отделе был разработан первый искусственный спутник Земли, именно Тихонравов подписал чертежи общего вида первого спутника, которые были утверждены Королевым.

Впоследствии, когда я поступлю в аспирантуру, Михаил Клавдиевич станет моим научным руководителем. Так же, как и Победоносцев, Тихонравов был одним из создателей ГИРДа. По стилю работы и отношению к людям оба моих наставника Победоносцев и Тихонравов во многом походили друг на друга. Они были учениками одной школы скромных и талантливых ракетчиков-энтузиастов».

Юрий Александрович был страстным популяризатором космонавтики. Его брошюра «Искусственный спутник Земли», вышедшая в 1957 году и ставшая библиографической редкостью, прочтется с интересом и ныне. Большое впечатление производит эрудиция автора, его знание истории космонавтики и ракетостроения.

В 1972 году вышла книга «Первые старты», написанная Победоносцевым в соавторстве с К. М. Кузнецовым, в которой рассказывается об истории создания «катюш». Многие его книги и статьи изданы за рубежом.

Юрий Александрович считал важным при изложении предмета показать не только его современный уровень, но и эволюцию знаний. На практике он применял наказ А. М. Горького: «Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций».

Сохранилось выступление Победоносцева в стенгазете, накануне Дня космонавтики 11 апреля 1970 года. Это был своего рода наказ научному коллективу, изучающему историю развития ракетно-космической техники. Такое подразделение было создано в одном научно-исследовательском институте промышленности, а Юрий Александрович был его консультантом. Называлось выступление «Слово к историкам». Ученый писал:

«Для успешного и верного движения вперед необходимо обязательное изучение и анализ истории развития рассматриваемого вопроса. Об этом еще в начале нашего столетия говорил и учил своих последователей наш гениальный соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев.

Область техники, в которой мы сейчас работаем, получила в исторически короткие сроки, измеряемые всего лишь несколькими десятилетиями, небывало широкое и всестороннее развитие. В этом бурном потоке людей наивно было бы искать полного единодушия мыслей и стремлений. Неизбежны дублирования и повторения тех идей, которые были однажды кем-либо высказаны, затем забракованы и отвергнуты практикой жизни. При плохой осведомленности о прошлом у людей всегда возможны повторения сделанных ошибок. Чтобы этого не было, необходимо очень хорошо изучить и знать историю исследуемого вопроса и в своем движении вперед неуклонно руководствоваться этими знаниями. В подтверждение сказанного можно привести хотя бы хорошо известную всем историю с изобретением вечного двигателя. В области ракетной техники можно сослаться на примеры перенесения точки приложения реактивной силы вперед по отношению к центру тяжести ракеты, использования инжектирующих насадок с целью увеличения силы тяги ракетного двигателя и ряда других предложений, не оправдавших себя на практике.

Нашей задачей является исключительно тщательное изучение истории развития нашей отрасли техники, грамотное комментирование исторических фактов и событий и наибыстрейшее доведение этих сведений до широкого круга читателей, интересующихся детально новой техникой. Среди них могут оказаться школьники, моделисты, студенты, конструкторы, инженеры и техники, рабочие и маститые ученые-исследователи...»

В последнее десятилетие своей жизни Юрий Александрович уделял много внимания историко-техническим исследованиям развития ракетной техники и космонавтики. В октябре 1973 года он должен был выступить на XXIV Международном астронавтическом конгрессе в Баку с докладом «Из истории организации и деятельности Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ)».

Врач возражал против поездки: и кардиограмма и давление были неважными. Видимо, сказывалась приобретенная еще в молодом возрасте гипертония. Юрий Александрович убеждал доктора, что поездка будет для него отдыхом. «Если не пустите в Баку, то это конец»,— настаивал Победоносцев. В конце концов врач сдался, просил только Антонину Алексеевну — жену Юрия Александровича — строго следить за соблюдением режима, чтобы он побольше отдыхал.

Они приехали 7 октября. Зарегистрировались в оргкомитете. Погода в Баку была умеренно теплой. Даже прохладней, чем в Москве.

Юрий Александрович все порывался сходить к морю. «Я покажу тебе море», — звал он Антонину Алексеевну. «Что ты, Юрчик, сейчас темно, — удерживала она его, — мы же ничего не увидим».

На следующий день Юрий Александрович пошел на пленарное заседание. Антонина Алексеевна задержалась и пришла попозже. Он попросил ее принести наушники. «Я плохо разбираю французский».

В перерыве она уговорила мужа пойти отдохнуть в гостиницу. Они спустились в вестибюль. «Юрчик, дай мне номерки», — попросила Антонина Алексеевна.

«Ну что ты, я сам», — запротестовал Юрий Александрович. Он всегда был предупредителен к жене и не хотел, чтобы кто-то был свидетелем его слабости. «Юрчик, ведь никого же нет, — (а все устремились покупать книги) уговаривала Антонина Алексеевна, — ты посиди на диванчике».

Она принесла плащи. Победоносцев поднялся и вдруг, потеряв равновесие, повалился на нее...

После вскрытия врач сказал: «Жить ему оставалось недолго, максимум месяц-два. У него сердце словно высохший лимон».

Как оценить прожитую человеком жизнь? По какому критерию? Если брать за эталон чей-то жизненный путь, то, без сомнения, жить «по критерию Победоносцева» — это жить честно и достойно, ради Отечества.



Предварительный просмотр:

«Забывать прошлое — неблагодарность и неразумие…»

Флоренский П.А.

К основным задачам глобального образования как нового направления в образовательной политике XXI в. следует отнести воспитание человека, ответственного за все формы жизни на земле и в космосе, способного сочетать свободу выбора с ответственностью за принятые решения, общечеловеческие интересы с национальными, безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов. В современном обществе возник ряд объективных противоречий: между декларированием ценности человека, его жизни, права на свободное и творческое развитие и недостаточной обоснованностью поиска путей выхода из духовно-нравственного кризиса; международным терроризмом, национальной неприязнью и необходимостью формирования подлинно человеческого поведения; современным состоянием образования, задачей существенного обновления его содержания и невостребованным, позитивным потенциалом идей, заложенных в космической педагогике. Космос — понятие, введенное Пифагором для обозначения упорядоченного единства мира в противоположность Хаосу. В идеях античных ученых утверждалась неразрывная связь человека с космосом. Таким образом, к космистам относят философов и ученых, доказывающих единство и взаимозависимость человека, человечества, природы, космоса, а также представляющих эволюцию как процесс, который корректируется человеком. Крупнейшими представителями русского космизма были такие философы и ученые, как Д.Л. Андреев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, А.К. Горский, В.В. Докучаев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, В.Ф. Одоевский, В.С. Соловьев, А.В. Сухово-Кобылин, Н.К. и Е И. Рерих, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.А.Шмаков. Еще в двадцатые годы священник Флоренский связывал крах цивилизации с началом ее бездуховности. Ныне человечество встало перед этой трагической чертой. За ней пропасть, духовная пустота. И то, что мы сегодня обращаемся к истокам  русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, подтверждает мысль о правоте Флоренского в своих прозрениях.

Именно в рамках русского космизма в начале XX в. зародилось понимание ответственности разума за разрешение противоречий между человеком, человечеством, природой, космосом (человек — созидатель, а не разрушитель). Поэтому космистами подчеркивалась необходимость нравственного воспитания. Совершенствование человека, по их мнению, является основной задачей педагогики.

В школе ребенок проводит большое количество времени. Деятельность учащегося в школе, отношения с учителями и детьми, совместные переживания и рассуждения – все оказывает влияние на нравственное развитие ребенка. Школа становится главнейшим местом воспитания. Но воспитание заключается не просто в выработке этикета, стереотипов поведения, но, главное, в развитии мотивов нравственного поведения. Однако мотивы поступков детей часто отличаются от мотивов взрослых, не всегда они контролируются сознанием, и на вопрос, почему ребенок поступил так, а не иначе, он ответить может далеко не всегда.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения.

 В основе нравственного воспитания личности – нравственное сознание, становление системы ценностей, перевод абсолютных (объективных, общечеловеческих) ценностей в мировоззрение. Развитие нравственного сознания ребенка – обязательное условие нравственного и духовного становления.

Развитие нравственных качеств должно осуществляться на разных учебных предметах, изучаемых в школе. Однако, как показывает практика, данной проблеме уделяется внимание в основном во внеурочной деятельности и на уроках эстетического цикла: на литературе, на музыке, на изобразительном искусстве. Иногда – на уроках естествознания. И очень редко – на уроках математики. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача использования уроков математики для воспитания  имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Как педагог с более чем 40-летним опытом К.Э. Циолковский был убежден в том, что только на основе науки и знаний человек нравственно вырастет до высшего идеала, научится управлять собой, опираясь не на инстинкты и страсти, а на разум, сможет стать совершенной индивидуальностью.

Рассмотрим способы духовно-нравственного воспитания детей на уроках математики.

Для формирования нравственного сознания можно:

1. Составлять текстовые задачи соответствующего содержания. При этом важно обращать внимание на личностные качества людей (как поступали люди и почему, как воспитать в себе такие качества, можно ли было поступить по-другому, как ты бы поступил в такой ситуации, что бы ты мог сделать сейчас?)

При этом можно использовать

1) материал из истории. Например, «8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Сколько дней жили люди в тяжелейших условиях, но при этом поддерживая друг друга и продолжая трудиться, если блокаду сняли только 27 января 1944 года?», «Одним из решающих событий, положившем начало коренного перелома в Великой Отечественной войне, была Сталинградская битва (июль 1942 г.–февраль 1943 г.), в которой не жалея своих жизней русские солдаты одержали победу над 300000 группировкой немецко-фашистских войск. Уже к середине ноября было уничтожено 1000 вражеских танков. Сколько немецких самолетов «было потеряно», если их количество в 14 раз больше, чем «потерянных» вражеских танков?», «Первые «сестры милосердия» в русской армии появились при обороне Севастополя от турецких войск в 1855 году. Сколько лет (до настоящего времени) «сестры милосердия» спасают жизни?»

2) краеведческий материал

3) материал об известных людях России. Например, «В 1987 году по инициативе известного писателя А. А. Лиханова был создан Детский фонд. Сколько лет Детский фонд, который возглавляет Альберт Анатольевич, помогает детям?», «Известный маршал И. С. Конев был призван в армию в 18 лет в 1916 году. Сколько лет было Ивану Степановичу, когда он начал борьбу с немецко-фашисткими захватчиками в начале Великой отечественной войны?», «Великий хирург Николай Иванович Пирогов, спасший десятки тысяч жизней в мирное время и на полях боев, поступил на медицинский факультет Московского университета совсем юным – в 14 лет. А через 12 лет он был уже доктором наук, профессором. Сколько лет было Николаю Ивановичу, когда он стал профессором хирургии?»

Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева, Андрея Николаевича Тихонова (Родился 17 октября 1906 года в городе Гжатске Смоленской губернии) и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

Говоря о роли  математики в развитии техники, необходимо подчеркнуть, что освоение космоса было бы  невозможно без сложнейших математических расчетов. Учащиеся должны хорошо знать, что с именем великого русского ученого К.Э. Циолковского связаны многие важнейшие идеи, взятые на вооружение современной космонавтикой, - многоступенчатые ракеты, использование жидкого топлива и др.

  1. Экватор – условная линия пересечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли и перпендикулярной к оси вращения нашей планеты. Длина экватора составляет приблизительно 40075 км.

  Сколько суток понадобится, чтобы объехать Землю по экватору, двигаясь со скоростью 175 км/ч?

  1. «Восток» - так называлась серия советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите (создавались под руководством С.П. Королёва в период 1958-1963 гг.)

  Первый запуск корабля этой серии состоялся 12 апреля 1961 года. Это был первый полёт в космос с человеком на борту, а первым космонавтом  стал Юрий Алексеевич Гагарин. Был сделан всего один оборот длительностью 108 минут.  Найдите массу корабля с космонавтом, если известно, что    её составляет 1890 кг.

  1. Луна -  единственный естественный спутник Земли. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км. Масса Луны составляет 0,0123 массы Земли, а диаметр около четверти земного. Найдите массу (кг) и диаметр Луны (м), если масса Земли - 6000∙1018 т,  диаметр Земли ≈12756 км.
  1. Используя эту таблицу:
  1.  разместите планеты по возрастанию их размеров,
  2.  по возрастанию времени обращения вокруг Солнца,
  3.  по убыванию расстоянию от Солнца.

Таблица 1

Название планеты

Диаметр

Расстояние от Солнца

Время обращения вокруг Солнца

(в км)

(в км)

  1. Плутон

3000

5950 млн.

248 лет

  1. Нептун

48400

4497 млн.

165 лет

  1. Уран

52000

2870 млн.

84 года

  1. Сатурн

120860

1427 млн.

29,5 года

  1. Юпитер

142800

778 млн.

12 лет

  1. Марс

6790

228 млн.

687 дней

  1. Земля

12756

150 млн.

365 дней

  1. Венера

12100

108 млн.

225 дней

  1. Меркурий

4880

58 млн.

88 дней

5.  Используя таблицу 1, ответь на вопросы:

  1.  На сколько км диаметр Урана больше диаметра Венеры?
  2.  На сколько км расстояние Нептуна от Солнца меньше расстояния Плутона от Солнца?
  3.  На сколько дней Марс обращается вокруг солнца больше, чем Венера?

Теоретическая часть: интересные факты

Исследования,  информация.

Практическая часть:

задачи

1.Вес предмета на Земле в 100 кг, на Марсе бы составил всего 38 кг.

Выяснить вес каждого ученика класса.

Вес предмета на Земле в 100 кг, на Марсе бы составил всего 38 кг. Сколько кг весит весь наш класс, если мы будем находиться на Марсе?

2. Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной и каждый год Луна удаляется от Земли на расстояние около 4 сантиметров. Это связано с тем, что период вращения Земли замедляется на 2 миллисекунды в день.

Известно, что каждый год Луна удаляется от Земли на расстояние около 4 см. На сколько см увеличится расстояние от Земли до Луны на момент, когда я закончу школу?

3. Автомобилю, движущемуся со скоростью 80 км в час, было бы необходимо около 48 миллионов лет, чтобы доехать до ближайшей к нам звезды (после Солнца) - Проксимы Центавра.

Выяснить, как 48 миллионов лет перевести в часы.

Найти расстояние от Земли до  ближайшей к нам звезды (после Солнца) - Проксимы Центавра,              если автомобилю, движущемуся со скоростью 80 км в час, было бы необходимо около 48 миллионов лет, чтобы доехать до нее.

4. В Адамовском районе в урочище Карабутак установлен памятник дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту СССР В.М. Комарову. Именно здесь 24 апреля 1967 г. трагически закончился испытательный полет на «Союзе-1».

В Адамовском районе Оренбургской области 24 апреля 1967 г. трагически погиб дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.М.Комаров. Сколько времени прошло со дня первого в мире полета в космос?

5. За последние 500 лет масса Земли увеличилась на миллиард тонн за счет космического вещества.

Выяснить, сколько весит наша планета Земля.

Сколько весила Земля 500 лет назад, если за эти годы ее масса  увеличилась на миллиард тонн?

6. Свет Солнца  имеет возраст 30 тысяч лет. Именно столько времени требуется частицам света, чтобы пробиться из центра Солнца к его поверхности. А до Земли они достигают всего за 8 минут.

Выяснить расстояние от Земли до Солнца.

До Земли свет Солнца достигает всего за 8 минут. С какой скоростью  движутся солнечные лучи?

7.Площадь солнечной поверхности размером всего лишь со спичечный коробок светит с такой же энергией, как и 3 миллиона свечей.

Выяснить

площадь поверхности

солнца

Площадь солнечной поверхности размером всего лишь со спичечный коробок светит с такой же энергией, как и 3 миллиона свечей. Сколько нужно взять свечей, чтобы они светили также как Солнце?

8. Планета Марс «населена» двумя земными роботами-исследователями. Рекордный суточный «пробег» составил более 140 м. Количество переданных на Землю фотографий приблизилась к 200 тысячам.

Найти скорость передвижения роботов-исследователей на Марсе, если известно, что рекордный суточный «пробег» составил более 140 м.

9. Несмотря на небольшие размеры марсианских роботов – площадью примерно с письменный стол, они несут на себе немалый научный инструментарий.

Исследовать зависимость размера тела от площади тела.

Планета Марс «населена» двумя земными роботами - исследователями. Они имеют небольшие размеры – площадью примерно с письменный стол. Какими могут быть размеры роботов?

10. Проверка устойчивости организма к воздействию высоких температур проводилась в термокамере. В летном комбинезоне космонавта сажали в камеру с температурой 70 град. и влажностью 30% и держали в ней до тех пор, пока температура тела  не подскакивала на 2,5 град, а пульс учащался до 130 уд/ мин.

В летном комбинезоне космонавта сажали в термокамеру с температурой 70 град. и держали в ней до тех пор, пока температура тела у испытуемого не подскакивала на 2,5 град. Определить максимальную температуру космонавта в термокамере.

11. «…В 10 часов 55 минут московского времени «Восток» благополучно совершил посадку. Место посадки – поле колхоза «Ленинский путь» близ деревни Смеловка, юго-западнее города Энгельса…»

Выяснить длительность полета Гагарина.

В 10 часов 55 минут космический корабль «Восток» благополучно совершил посадку. В какое время суток был совершен первый в мире полет в космос?

12. Осиротевший спускаемый аппарат будет продолжать падать, но на высоте 4 километра должна отброситься крышка второго люка, вытянуть за собой маленький парашют, а за ним громадный в 600 квадратных метров.

Спускаемый аппарат будет продолжать падать, но на высоте 4 км должна отброситься крышка второго люка, вытянуть за собой маленький парашют, а за ним громадный в 600 кв метров. Определить радиус парашюта.

13.  Максимальна скорость  корабля «Восток», на котором был совершен12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос, 28 260 км/ч.

Выяснить длительность первого

полета Гагарина.

Максимальна скорость  корабля «Восток», на котором был совершен12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос, 28 260 км/ч. Найти расстояние, которое преодолел корабль.

14. 10 августа 1921 года Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Оно помогло обрести крылья многим известным асам, испытателям и космонавтам.

За это время в ней было обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов. Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г.

Выяснить дату образования Оренбургского высшего военного авиационного

Краснознаменного училища летчиков имени И.С.Полбина.

- В каком году наша страна будет праздновать  100летний юбилей Оренбургского высшего военного авиационного

Краснознаменного училища летчиков имени И.С.Полбина?

- Известным выпускником третьей военной школы летчиков, такое имя носило Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина, был В.П.Чкалов. Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г. Сколько лет город Оренбург носил имя В.П.Чкалова?

15. Запасы кобальта на Земле, при сохранении нынешних темпов его потребления будут исчерпаны примерно через

60 лет. А среди астероидов – 10% металлических. Один такой диаметром 1 км даст нам 50 млн тонн кобальта, которого хватит для производственных нужд будущего поколения землян. Одним словом, астероиды – это не только угроза, это и ресурс редких металлов для применения их в далеком будущем. И все же это больше угроза.

 Астероид диаметром 1 км может дать  50 млн тонн кобальта, который необходим для производственных  нужд землян.  Сколько тонн кобальта может дать астероид радиусом 250 м?

16.Первы исскуственный спутник весил 83,6 кг, второй  искусственный спутник- 508, 3 КГ.

В ответе получается бесконечная. дробь. Появляется необходимость дополнения к вопросу.

1 исскуственный спутник весил 83,6 кг, 2  искусственный спутник- 508, 3 кг. Во сколько раз второй спутник весит больше, чем первый?  Ответ округлите до десятых.

17. Третий радиотелескоп, он находится на военной базе около села Галенки под Уссурийском, имеет  эффективную площадь зеркала – 2500 кв. м, масса поворотной части – 4,5 тыс. тонн. Этот элемент комплекса еще сравнивают с вращающимся вокруг своей оси 10-этажным домом.

Третий радиотелескоп, который сравнивают с вращающимся вокруг своей оси 10-этажным домом,  имеет  эффективную площадь зеркала – 2500 кв. м.  Вычислить диаметр зеркала радиотелескопа.

4) экологический материал

«Птицы, как и все животные, большие труженицы. Мы, люди, можем у них многому научится. Подумайте чему, решив задачу. Грач, который гнездится под Москвой, а зимовать улетает во Францию, преодолевает 3000 км, а полярная крачка, которая гнездится по берегам Северного Ледовитого океана, улетает зимовать к Антарктиде. Сколько километров приходится пролететь крачке, если ее путь в 10 раз больше пути грача?!»

5) материал о нравственных поступках людей. Например, «Маша очень любит свою маму и помогает ей. В понедельник Маша моет посуду, во вторник моет пол, в среду гладит белье, в четверг готовит ужин, в пятницу вытирает пыль, в субботу моет обувь, а в воскресенье отдыхает. Что будет делать Маша 20 числа, если месяц начался в пятницу?», «Вова гуляет со своей собакой с 1 июня. С каждым днем Вова увеличивает продолжительность прогулки на 2 минуты. Сколько минут должен будет гулять Вова со своей собакой 29 июня, если Вова ответственный, а первая прогулка была 10 минут?»

2. Перед или после решения подобных задач провести беседу о содержании задачи.

3. Привлекать детей к составлению подобных задач. Обращать внимание на задачи, где описываются нравственные поступки самих детей – это стимулирует их на нравственные действия (например, помочь родителям, по-доброму отнестись к просьбам друзей или соседей, сделать подарки для ветеранов и т.п. и рассказать об этом одноклассникам, составив задачу).

4. Составлять задания, используя потенциал русского фольклора.

При этом можно использовать

1) пословицы. Например, «Реши примеры и составь пословицу (каждому ответу соответствует слово). Объясни, что она означает, чему учит».

72:8 42:6 78:6 96:8 25:5 50:2

7 – земля, 13 – и, 25 – мила, 12 – в, 9 – своя, 5 – горсти.

2) поговорки. Например, при работе с поговоркой «мал золотник да дорог» сначала обсудить значение поговорки (каждый человек, независимо от возраста, ценен), а потом предложить работу по ней: сосчитать количество слов и это число умножить на количество гласных.

5. При выполнении математического задания расшифровывать (составлять) слово, означающее какую-нибудь нравственную ценность. Например, «Реши уравнения и составь слово (каждому корню уравнения соответствует буква). Объясни, что слово означает, приведи примеры».

1) х:8=9   6) 27:у=9

2) х:6=2   7) у×5=45

3) 9×у=63   8) х:4=36

4) 36:х=6    9) у×7=28

5) 8×у=64  10) х:8=4

Р–9, О–6, И–4, Д–36, Л–7, М–72, Е–3, Е–32, И–12, С–8

6. Использовать ребусы, анаграммы, где возможно обсуждение разных ситуаций и их последствий.

Например,

   УДАР

+УДАР

ДРАКА

7. Разрабатывать дидактические игры, где можно мотивировать детей на нравственные поступки

Например,1) игра «Маршрут».

«Самолет должен лететь над городами в указанном порядке (например, от меньшего числа к большему). В маршруте порядковый номер каждого города зашифрован примером. Нужно решить правильно примеры и рассказать как двигался самолет».

На доске висит карта с указанными городами и примерами

Архангельск                Мурманск                        Москва

42+16=                         34+18=                               22+19=

Киров           Нижний Новгород             Волгоград                Пермь

38+27=                 14+66=                          58+18=                    35+25=

Дети выполняют задание, а учитель обращает внимание на то«Какая у нас огромная, великая страна, ей можно гордиться, но для того, чтобы она и дальше процветала, нужно каждому из нас прилагать усилия. Подумайте, что вы можете сделать для свой страны и для своего города уже сейчас, не смотря на то, что вы пока вы еще дети?»

История русской и зарубежной математики богата фактами, знакомство с которыми способствует христианскому взгляду на вещи. И среди этих фактов есть немало таких, понимание которых доступно учащимся в достаточной мере для того, чтобы они могли оценить их принципиальное или практическое значение. При этом нужно понимать, что большинство ученых не были атеистами, напротив, они были движимы искренним религиозным рвением. Великий английский физик и математик Исаак Ньютон, доказавший теорему о биноме не только для натурального, но и для дробного и отрицательного показателя, создавший независимо от Лейбница метод дифференциального и интегрального исчисления, написавший ряд важнейших трудов по алгебре, аналитической геометрии и проективной геометрии, был еще и богословом. Он написал труды о Святой Троице, а также толкования на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил свои богословские сочинения, всегда, произнося имя Божие, Ньютон снимал шляпу.

Французский религиозный философ и математик Блез Паскаль, который один из первых сформулировал принцип полной математической индукции, написал трактат о конических сечениях, в котором доказал знаменитую «теорему Паскаля», изобрел счетную суммирующую машину и многое другое, говорил, что земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять.

Скажите, кто назвал науку математику математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э.  -  490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. На уроке геометрии я рассказываю детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них:

•  «Статую красит вид, а человека – деяние его»

• «Истинное отечество там, где есть благие нравы»

• «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»

• «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе»

• «Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения»

Используемые  источники

1. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / ред. – сост. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 312 с.

2. О вере и нравственности по учению православной церкви. / Ред. коллегия митр. Филарет, В. Стойков, В. Цыпин. – М.: Издание Московской патриархии, 1991. – 368с.