Рождественские чтения

Федорова Ирина Михайловна

Программа Чтений, выступление , презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Флоренский3 МБ
Файл Доклад30.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Забывать прошлое – неблагодарность и неразумие…» Флоренский Павел Александрович 1882-1937

Слайд 2

«П.А. Флоренский, сложившийся как мыслитель в среде слияния культур русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной, — один из первых возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути. И то, что наше время настойчиво обратилось к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, свидетельствует, что П.А. Флоренский был прав в своих прозрениях» Дмитрий Сергеевич Лихачев

Слайд 3

Революция 1917 г. не явилась неожиданностью для Флоренского. Более того, он много писал о глубоком кризисе буржуазной цивилизации, часто говорил о надвигающемся крушении привычных устоев жизни. Флоренский не собирался уезжать из России, хотя на Западе его ждала блестящая научная карьера и, вероятно, мировая слава. Он был одним из первых среди лиц духовного звания, кто, служа Церкви, стал работать в советских учреждениях. До тех пор, пока это было возможно, то есть до 1929 года, Флоренский во всех советских учреждениях работал, не снимая подрясника, тем самым открыто свидетельствуя, что он священник.

Слайд 4

С 1921 Флоренский работал в системе Главэнерго, принимая участие в создании и реализации плана ГОЭЛРО. В 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. В 1922 г. был опубликован труд научно-философского характера «Мнимости в геометрии». На протяжении 1927-1933 гг. Флоренский выступал редактором «Технической энциклопедии» и написал для нее большое количество статей. Другое направление его деятельности в этот период - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её ученым секретарем, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

Слайд 5

1 сентября специальный конвой доставил Флоренского в Соловецкий лагерь особого назначения, где с 15 ноября он работал на заводе йодной промышленности. Он занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных открытий.

Слайд 6

Два великих богослова: Павел Флоренский и Сергей Булгаков, - на картине М.В. Нестерова «Философы»

Слайд 9

«Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня...» П. Флоренский «Все, что происходит кругом, для нас, разумеется, мучительно. Однако, я верю и надеюсь, что исчерпав себя, нигилизм докажет свое ничтожество и тогда после краха всей этой мерзости, сердца и умы, уже не прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, идее России. Я уверен, что худшее еще впереди, а не позади, что кризис еще не миновал, но я верю, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную» П. Флоренский

Слайд 10

В 1910 г., незадолго до принятия сана он женился на сестре своего друга, молодой сельской учительнице Анне Михайловне Гиацинтовой (1889—1973). У них было пять детей: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария. Сын Кирилл стал геохимиком и планетологом. Внуки Флоренского: 1. Павел Васильевич Флоренский, профессор Российского университета нефти и газа, академик Международной славянской академии наук, искусств и культуры, член Союза писателей России, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии РПЦ; 2. Игумен Андроник (Трубачёв), директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, директор музея священника Павла Флоренского в городе Сергиев Посад, основатель и директор Музея священника Павла Флоренского в Москве.

Слайд 11

1 . Помните Господа Самое главное, о чём я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним.

Слайд 12

2. Не завидуйте Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — всё это от зависти.

Слайд 13

3 . Не судите Не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его. Говорите себе: «Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?» Осуждение рождается большею частию из зависти и есть мерзость.

Слайд 14

4. Не делайте ничего кое-как Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь.

Слайд 15

5. Не мысли небрежно Мысль — Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли.

Слайд 16

6. Оставайтесь наедине с небом Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

Слайд 17

7. Избегай праздника Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни.

Слайд 18

8. Семья не гостиница Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самим быть внимательным к дому, а не жить в нём как в гостинице.

Слайд 19

9. Подвиг в жизни Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её.

Слайд 20

10. Живи настоящим Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.

Слайд 21

«Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания» «Забывать прошлое — неблагодарность и неразумие, ибо всё становится прошлым и тогда вся жизнь в сумме должна оказаться чистым нулём». П. Флоренский



Предварительный просмотр:

«Забывать прошлое — неблагодарность и неразумие…»

В истории каждого народа есть имена, ставшие символом национального самосознания, вехами культуры, на которые народ ориентируется, по которым сверяет часы своего развития. Один из них Павел Александрович Флоренский, родившийся  1882 году  и казненный в 1937 году,  православный богослов, философ, математик и физик, теоретик и практик, всю свою недолгую жизнь посвятил поиску вечных истин, видел будущее мира в чистоте духа и бытия, в единстве природы и человека. «П.А. Флоренский, сложившийся как мысли¬тель в среде слияния культур русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной, — один из первых возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути. И то, что наше время настойчиво обратилось к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, свидетельствует, что П.А. Флоренский был прав в своих прозрениях», - писал  Академик Дмитрий  Сергеевич  Лихачев.

 Октябрьская революция не явилась неожиданностью для Флоренского. Он и раньше много писал о глубоком кризисе буржуазной цивилизации, часто говорил о надвигающемся крушении привычных устоев жизни. Последовавший вследствие этого отказ части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры России. Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Традиционные нравственные ценности, веками освещаемые религией, были поколеблены.

Первые годы после революции  Павел Флоренский  работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, но скоро вся деятельность, связанная с Лаврой, была свернута. Флоренский вспомнил, что он владеет физико-математическими знаниями. Он не изменил своим убеждениям, не снял с себя сан, но ничто из этого не помешало пригласить Флоренского на один из ответственных постов в Высший Совет народного хозяйства и в «ГлавЭлектро». Он в рясе ходил на работу и на заседания ВСНХ. Он любил Россию, никогда не думал об эмиграции, и понимал, что обладая знаниями математика и инженера, он может помочь разрушенной стране конкретным делом. Он работал над планом электрификации, на его счету ряд крупнейших изобретений. Он один из первых разработал теорию и практику применения полупроводников. Тяжелую пластмассу, карболит, из которых делали телефоны и светильники вплоть до 60-х годов, многие называли пластмассой Флоренского. Флоренский был ученый провидец. Но кроваво-грязная река, захлестнувшая Россию, смела в конце концов и его.  В 1928 году он был арестован по обвинению в пропаганде и агитации, содержащей призыв к ослаблению советской власти с использованием национальных и религиозных предрассудков масс, но вскоре отпущен; в 1933 году Флоренский снова арестован и осужден на 10 лет лагерей. По прибытию в Восточно-сибирский лагерь, названный его организаторами «Свободный», он определен на работу в научно-исследовательский отдел БАМЛАГа. Это был лагерь, где трудами зеков строили Байкало-Амурскую магистраль. Павлу Флоренскому было поручено решение проблемы строительства в условиях вечной мерзлоты. Значительно позже по методу, разработанному Флоренским, строили Норильск, Сургут, Салехард. В сентябре 1934 года Флоренский со спецконвоем направлен в Соловецкий лагерь – бывший Соловецкий монастырь - крупнейший центр духовной жизни России, который после Великой Октябрьской социалистической революции был превращен в один из самых страшных концентрационных лагерей в истории человечества. «Жизнь ему предложила выбор между Соловками и Парижем, — писал философ и друг отца Павла Сергий Булгаков, — но он избрал Родину, хотя то было и Соловки.»

Еще в двадцатые годы священник Флоренский связывал крах цивилизации с началом ее бездуховности. Ныне человечество встало перед этой трагической чертой. За ней пропасть, духовная пустота. И то, что мы сегодня обращаемся к истокам  русской культуры и духовности, к поискам вечных истин, подтверждает мысль о правоте Флоренского в своих прозрениях.

 Разносторонность или, как принято говорить, энциклопедичность Флоренского, перечисление отраслей знаний и культуры, где он трудился, не позволят заслонить главное — он православный  священник, а по судьбе — мученик. 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом («Левашовская пустошь»). Сообщённая родственникам официальная дата кончины - 15 декабря 1943 года - вымышлена. Реабилитирован 5 мая 1958 года (по приговору 1933 г.) и 5 марта 1959 года (по приговору 1937 г.).

 Трагическое окончание жизни сознавалось Павлом Александровичем как проявление всеобщего духовного закона. В своем письме от 13 февраля 1937 года Флоренский пишет: “Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями”.

Уникальность русского мыслителя и ученого-священника Павла Флоренского состоит в том, что он стремился объединить знания самых различных областей в единое, цельное мировоззрение. Богословие и история философии, филология и этнография, искусствоведение и история, физика и математика, электроника и биология равно находили свое место в исследованиях этого русского мыслителя.

Флоренский ставил перед собой задачу – произвести синтез церковности и светской культуры, учения церкви и научно-философского мировоззрения.

Европейского “просвещения” П. А. Флоренский не приемлет, обвиняя его в нравственной порче человека, возлагая на него вину за отчуждение человеческой личности. Он предъявлял современному веку обвинения в том, что его опустошение и бездуховность являются следствием утраты благоговения перед тайной, разрыва связи с Богом.

В центре спасения мира от разрушения, по его мнению, стоит человек.

Если перед наукой стоит задача – познать физический мир, тот мир, который окружает человека, и сделать его полезным для человека, то задача церкви – спасти человека от бездуховности. Церковь - та организация, которая играет роль предводителя человечества в космическом процессе, только она способна сформировать духовную личность и дать ей творческий импульс.

 Для этого следует возродить идеалы христианского гуманизма, вернуть в лоно христианской церкви интеллигенцию и народные массы.    

Флоренский предупреждал о гибельности бездуховного пути культуры. Культ человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями, неизбежно приводит в области искусства к культу крайнего индивидуализма, в области науки - к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйства - к культу хищничества, в области политики - к культу личности.

Русская революция предчувствовалась Флоренским как неизбежная библейская кара за выбранный ложный путь жизни, по которому пошла вслед за Европой Россия. В своих работах он предвидел крушение России из-за потери духовных и национальных устоев. «Все, что происходит кругом, для нас, разумеется, мучительно. Однако, я верю и надеюсь, что исчерпав себя, нигилизм докажет свое ничтожество и тогда после краха всей этой мерзости, сердца и умы, уже не прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, идее России. Я уверен, что худшее еще впереди, а не позади, что кризис еще не миновал, но я верю, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную», — писал еще до октябрьского переворота Павел Флоренский.

     И лишь спустя десятки лет после кончины Флоренского, когда мы вновь обратились к поискам вечных истин, к истокам и родникам подлинной духовности, мы убеждаемся, что он был прав в своих тревожных прозрениях. Именно поэтому трагическая, по земным меркам, судьба Флоренского привела не к гибели, а к торжеству и победе дела его жизни. На самом деле трагична не только судьба Флоренского, а трагично время, в которое он жил, культура, которая оказалась неспособной вместить в себя мыслителя, священника и ученого.

      В самые страшные года своих мытарств из лагерей Павел Флоренский оставил Духовное завещание детям, вам, дорогие ребята, - сегодняшним творцам истории, философии, политики. Уважаемые участники чтений! Отрывки этого уникального послания я представляю вашему вниманию!

1. Помните Господа

Самое главное, о чём я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним.

2. Не завидуйте

Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть.  Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — всё это от зависти.

3. Не судите

Не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его. Говорите себе: «Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?»

Осуждение рождается большею частию из зависти и есть мерзость.

4. Не делайте ничего кое-как

Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как.

Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь.

5. Не мысли небрежно

Мысль — Божий дар и требует ухода за собой.

Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли.

6.  Оставайтесь наедине с небом

Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

7. Избегай праздника

Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни.

8. Семья не гостиница

Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самим быть внимательным к дому, а не жить в нём как в гостинице.

9. Подвиг в жизни

Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её.

10. Живи настоящим

Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.

      Жизнь и духовный подвиг Павла Флоренского - это тоже урок минувшего столетия. Чтобы нашей Родине в будущем избежать ошибок, разочарований, трагедий, нужно помнить великие слова православного философа и ученого: «Забывать прошлое — неблагодарность и неразумие, ибо всё становится прошлым и тогда вся жизнь в сумме должна оказаться чистым нулём». Хочется верить, что эпоха бурь и духовных потрясений прошла и никогда более не настигнет  великую Россию.